Ученик рассмотрел проблему внутренней красоты и внешней непривлекательности на примере жабы - образа из сказок Б.Заходера ("Серая Звёздочка", Ю.Дмитриева ("Мой некрасивый друг") и Ф.Кривина ("Почему не любят жабу?") и пришёл к выводу, что и в мире людей нельзя судить только по внешности: она бывает обманчива.
Вложение | Размер |
---|---|
isslrabota_vse_my_nemnozhko_zhaby_s_oglavleniem.doc | 165.5 КБ |
2.1. Легенды и суеверия о жабе.
2.2. Символика жабы у разных народов.
2.3. Результаты анкетирования одноклассников.
3. Жаба в художественной литературе.
3.1. Подбор произведений с жабой в роли главной героини.
3.2. Сравнительный анализ авторских сказок о жабе.
3.3. Выяснение основных идей в анализируемых произведениях
3.4. Определение метафорического смысла сказок о жабе.
3.5. Вывод - осмысление понятий внешней и внутренней красоты.
IV. Список использованных источников.
V. Приложения
С детства люблю читать сказки о «братьях наших меньших». Животные в сказках самые разные: Волк и семеро Козлят, Сивка-Бурка и Конёк-Горбунок, Серая Шейка и Курочка Ряба, Царевна-лягушка и Лягушка-путешественница. И все они напоминают разных людей. Мне стало интересно: почему положительная героиня превращается в царевну, а отрицательный персонаж становится безобразной жабой? Почему люди не любят жабу?
Я решил найти ответы на эти вопросы.
Цель исследовательской работы: обосновать необходимость судить о человеке не по внешнему виду, а чертам характера и поступкам.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
- проанализировать информацию о реальной жизни жабы;
- на основе анализа легенд и поверий определить, почему в народе не любят жабу;
- выяснить, какова символика жабы у разных народов;
-подобрать тексты сказок о жабе и сопоставить их с целью выявления авторской позиции;
- через погружение в текст определить нравственную проблему текстов и осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.
Гипотеза исследования: если судить о животных только по внешности, то можно не заметить, что и за внешней непривлекательностыо человека может скрываться внутренняя красота.
Актуальность темы я вижу в том, что не только среди животных, но и в мире людей судят об окружающих только но внешнему виду.
Данная исследовательская работа ориентирована на изучение соответствующей литературы, сбора, сравнения, систематизации информации и анализа полученных результатов.
В работе представлены результаты исследования различных источников по характеристике жабы и причин неприятия людьми этого представителя земноводных; дан сравнительный анализ текстов художественных произведений с точки зрения внешней непривлекательности и внутренней красоты героини; выявлен
метафорический смысл сказок; проведена аналогия между миром животных и миром людей и доказано, что судить о человеке нужно не по внешности, а по поступкам и чертам характера.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез);
- эмпирические (сравнение текстов);
- математические (статистическая обработка анкет).
В этой части работы я изучал особенности жабы как представителя класса амфибий.
«Amphi» по-гречески - двойной, «bios» - жизнь. Из этих двух слов и слагается
название целого класса позвоночных животных амфибий, или земноводных, как
они называются на русском языке. Оба названия подчеркивают, что животные этого класса ведут двойной образ жизни, тесно связанный как с водной средой, так и с сушей.
Ознакомившись с дополнительной литературой, я узнал, что жабы обитают почти во всех частях мира, кроме Арктики. Существует более 400 видов жаб [1].
Чем отличается жаба oт лягушки? У большинства настоящих жаб тело шире и площе, а кожа темнее и суше, чем у большинства лягушек. Обычно настоящие жабы покрыты бугорками, а у настоящих лягушек кожа гладкая. В отличие от большинства настоящих лягушек, большая часть настоящих жаб живет на суше. Взрослые жабы идут к воде только для размножения. У большинства лягушек зубы только на верхней челюсти. У жаб вообще нет зубов. Поэтому обе проглатывают свою добычу целиком.
Жабы меньше, чем лягушки, зависят от влаги. Этому способствует не только устойчивая к пересыханию кожа, но и способность жаб запасать воду в брюшной полости. Стоит только взять в руки испуганную жабу, как она «выстреливает» струей запасенной воды, надеясь отпугнугь врага. Ещё одна черта, выгодно отличающая жаб от лягушек, - спокойное, флегматичное поведение. В отличие от лягушек, жабы ведут малоподвижный образ жизни, если лягушки прыгают, то жабы, скорее, ползают по земле[8].
Вопреки недоброй молве, жаба - безобиднейшее создание для всех, кроме комаров, слизней, гусениц и других беспозвоночных вредителей наших садов и огородов. Единственная защита этого медлительного и кроткого существа - выделение беловатой жидкости на коже, ядовитой для мелких животных и бактерий. Эта жидкость порой спасает жаб от нападения мелких хищников, а главное, препятствует потере влаги в условиях сухости.
Многие считают, что нет ничего противнее большой, серой, плоской жабы, с толстым, раздутым животом, с холодным телом. Я задумался: почему жаба так безобразна? Продолжив работу с информацией, выяснил, что жаба неспроста так безобразна с виду: ее безобразие служит ей зашитой; хорошей зашитой служит жабе и её землистый цвет, он хорошо сливается с землёй и серыми камнями, под которыми жабы охотно прячутся. Крепкие лапки с длинными, широко расставленными пальцами
служат жабе хорошей опорой для ее грузного тела. Жаба не так уж дурно приспособлена для своей ночной жизни: ее глаза отлично видят в темноте [8].
Жабы — друзья огорода. Избавиться от насекомых, не прибегая к пестицидам, можно с помощью жабы. Жаба за три месяца может съесть до 10000 вредных насекомых. Поедая массу червей и насекомых, жаба, по выражению знатока зоологии Альфреда Брема, «настоящее благословение для места, где она поселилась» [2]. Жаба питается только живой добычей: мертвой, как бы голодна она ни была, она есть не станет.
Жабы — хорошие охотники. Охотятся они ночью на комаров, мух, слизней, червей. Охотничье приспособление у них - язык. Трудно проследить, как молниеносно выброшенный язык хватает, то есть приклеивает насекомое и втягивает его в рот. Тем самым жабы не допускают, чтобы эти существа размножались сверх меры.
Таким образом, изучив информацию, я пришёл к выводу, что жабы - «весьма полезное семейство» [1], так как они - хранительницы равновесия в природе.
Познакомившись с необходимой информацией, я узнал, что характерная
особенность всех амфибий – отсутствие плотных кожных покровов, лишь у
некоторых видов кожа несколько утолщенная, ороговевшая, но и она без всякой теплой «одежки». В прошлом земноводных даже в научной классификации называли «голые гады». С первым нельзя не согласиться, действительно голые, но со вторым – нет. Кто такие гады? Энциклопедически - общее распространенное название земноводных и пресмыкающихся животных. А в народном толковании, по объяснению в толковом словаре В.И. Даля, к гадкому относится всё, что противно, крайне неприятно, что мерзко и вызывает отрицательные эмоции [3].
В самом деле, почему жаба и другие земноводные нередко называются гадами и
в наш просвещённый век? Я убеждён в том, что только по причинам незнания их
биологии, предвзятости, основанной на бытующих суевериях, и самовнушении этой гадливости.
Жабы, эти загадочные «дети ночи», за много лет сосуществования с человечеством снискали дурную славу [8]. До настоящею времени люди относятся к этим безвредным и даже очень полезным существам с незаслуженной агрессией. И причиной такого негативного отношения послужила странная внешность животных, которая и привела к появлению многих безосновательных суеверий.
Изучив соответствующую литературу [7], я выяснил, что именно шероховатая,
покрытая бугорками кожа жабы помогла сложиться поверью, будто от прикосновения
к ней могут появиться бородавки. «Бородавчатость» кожи жаб вообще не болезнь, а не что иное, как особенность строения кожи - это железы, выделяющие специальный секрет, который не только увлажняет кожу, но и обладает антибактериальными свойствами.
Если собрать все легенды, поверья и предрассудки о жабах и лягушках, то их можно условно разбить на 4 группы. В первой говорится о жабах, как орудиях колдовства. Во второй они — оборотни красавца царевича или царевны. Третью составляет большинство легенд, где жабы борются со змеями. В четвёртую входят рассказы о жабах и лягушках, как благородных животных. За оказанную
услугу они показывают путь, переносят через реку, дают дельный совет, помогают прекрасной девице.
Жаба издавна окутана мрачными легендами. Она была непременной составляющей магических зелий и ведьминых настоев. Первое упоминание о жабе, как относящейся к тёмным силам, было найдено в Персии в 600 году до н.э. Великий шах издал указ убивать всех увиденных жаб.
В тёмные времена инквизиции было придумано множество нелепиц и глупостей. Например, считалось, что на гербе Сатаны размещено изображение трех жаб. Чаще всего в жабах видели обращенных ведьм [7].
Итак, в легендах и народных поверьях жаба - это маленькое, всеми презираемое земноводное.
Продолжив работу с дополнительными источниками информации [9], я изучил символику жабы у разных народов. Оказалось, что жаба в Китае – воплощение светлого начала и соотносится с идеей обогащения. В Египте жабы считались священными животными и изображались сидящими в лотосе.
В некоторых славянских мифах - лягушки и жабы выступают как покровители семейного очага [10].
У народа манси считается, что жабы могут служить символом супружеской любви, как целующиеся голуби. Во Вьетнаме жаба - податель дождя, она - «самому Небесному властителю родня». С жабой там связаны представления о плодородии, богатстве. По древним поверьям коми жаба когда-то была человеком, и убивать её считалось большим грехом.
В некоторых районах Франции к жабе относятся с уважением, ибо она
предупреждает человека о приближении змеи, помогает в лихорадке. Жаба человеку полбрата — ее убивать нельзя, говорят в Эстонии.
Китайцы считают, что «жаба — учитель конфуцианской премудрости». Практически во всей Южной и Северной Америке жаба и лягушка - дети воды и
символ водяного духа, помогающего возделывать маис и очищающего источник, где обитает. В Германии жабу, живущую в доме, охраняют и зовут «жаба - сокровище» [7].
Таким образом, исследовав информацию о символике жабы у разных народов, я пришёл к выводу: вопреки поверьям и предрассудкам, жаба является положительным символом. Значит, это бедное маленькое творение терпит отовсюду гонения понапрасну.
Чтобы выяснить отношение к жабе, я провёл анкетирование одноклассников. В опросе приняли участие 20 учащихся 6а класса МОУ «СОШ №12» г. Воркуты (вопросы анкеты - приложение №1).
Анкетирование показало, что 19 человек (95%) представляют себе жабу «огромной, толстой, скользкой, мокрой, грязной, в бородавках, с большими глазами». Только 1 школьник (5%) определил жабу как «милое серое создание, на ощупь скользкое». 50% опрошенных считают жабу полезной («питается насекомыми»), остальные понимают и вред, и пользу земноводного. На 12 человек (60%) жаба производит неприятное впечатление, так как она «мерзкая, противная, скользкая».
8 учащихся (40%) объяснили свою неприязнь тем, что «она некрасивая». Двум школьникам (10%) жаба нравится («смешная, толстенькая, прикольная»). Только
1 ученик (5%) объяснил своё отношение к жабе так: «Жаба по виду некрасивая и неприятная, но она умная».
Таким образом, анкетирование показало в основном отрицательное отношение к жабе. Главная причина неприязни состоит в том, что школьники, зная о пользе жабы для окружающей природы, судят о земноводном только по внешнему виду.
Получив информацию, я задумался, почему такое различное восприятие жабы: отрицательное в представлениях людей и положительное в символике разных народов? Ответ на этот вопрос попробовал найти в произведениях художественной литературы.
Как выяснилось, и в литературе за жабой тоже закрепилась дурная слава: лягушка всегда превращается в принцессу, а с жабой всё гораздо сложнее. Такое случилось не без участия, надо сказать, некоторых писателей, таких как В. Гаршин («Сказка о Жабе и розе»), Г.Х. Андерсен («Дюймовочка», «Жаба») и др.
Я решил узнать, есть ли произведения, в которых жаба является положительной героиней. Для этого подобрал сказки нескольких авторов, выявил их тему и идею, сравнил эти произведения по определённым критериям и попытался объяснить метафорический смысл сказок о животных.
Для исследования были выбраны следующие сказки: «Мой некрасивый друг» (автор Ю.Дмитриев)(текст – приложение №2), «Почему вы не любите жабу?» (автор Ф. Кривин)(текст – приложение №3), «Серая звёздочка» (автор Б. Заходер) (текст – приложение №4), так как сюжет этих произведений «реабилитирует» жабу, которой в сказках всегда отводилась незавидная роль пособника нечистой силы.
В данной части работы я изучал изображение жабы в сказках разных авторов.
Сначала выяснил тематику произведений. Сказка Юрия Дмитриева повествует о том, как герой-рассказчик подружился с жабой, а кто-то убил её, потому что она некрасивая. Сказка Феликса Кривина дает ответ на вопрос, обозначенный в заглавии: стоит только полюбить жабу, и все увидят, какая она хорошая. В сказке Бориса Заходера говорится о «хорошей и полезной» Серой Звездочке, которую любят добрые обитатели сада и которую злые называют «неуклюжей и некрасивой жабой».
Определив тематику текстов, чтобы выяснить их идеи, я попытался сопоставить сказки, используя метод сравнения. Тексты сравнивал по 7 критериям: название, жанр, внешность, поступки, черты характера главной героини, отношение к ней окружающих и позиция автора.
В сказке Юрия Дмитриева «Мой некрасивый друг» мы видим жабу такой, какой она представляется всем («большая, грузная, тяжело дышала, как человек с отдышкой») и такой, какой её видит рассказчик («удивительные золотые, с тёмными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то доброе выражение»), но даже во всеобщем взгляде на жабу заметно сочувствие («тяжело дышала...») [4]. Феликс Кривин в сказке «Почему вы не любите жабу?» даёт описание жабы без особых эмоций («...ноги коротковаты, настоящей прыгучести нет, неуклюжа, черты не из тех, которыми приятно любоваться») и делает вывод: «Конечно, не красавица» [6]. В описании внешности главной героини сказки Бориса Заходера «Серая Звездочка» сочетается «некрасивость» («некрасивая, неуклюжая от неё пахло чесноком», бородавки) и привлекательность («совсем маленькая, напоминает звёздочку, серые лучистые глаза») [5].
Поступки жабы в сказках Б. Заходера и Ф.Кривина схожи: «...появляется только по ночам, делает полезное, доброе дело». Ю. Дмитриев показывает, скорее, не поступки, а действия жабы: «…сидела на тропинке и смотрела на меня, не пыталась удрать» [4].
В изображении Ф. Кривина героиня застенчивая, миролюбивая, ценит доброе отношение и очень стесняется своей внешности. По мнению Б. Заходера, Серая Звёздочка добрая, хорошая, «очень-очень скромная», у неё чистая совесть. Ю. Дмитриев показывает не черты характера жабы, а её чувства, ощущения («чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю») [4].
Отношение окружающих к героине Ю. Дмитриев определяет однозначно:
«некрасивая», хотя мнение рассказчика иное: «Мне она казалась очень красивой» [4].
Ф. Кривин не пишет открыто, как относятся к жабе, а задаётся вопросом: «Неужели жабу нельзя полюбить?» Отношение к Серой Звёздочке у Б. Заходера проявляется по- разному в зависимости от окружающих: положительные герои (Деревья, Кусты, Цветы) очень любили её, называли ласковыми именами, благодарили и хвалили на все лады; а отрицательные персонажи (Очень Глупый Мальчишка, Гусеницы, Слизняки) не только называют героиню «противной», «ядовитой жабой», «мерзкой вредной злючкой», «гадиной», но ещё и призывают: «Бей жабу! Бей уродину!» [5].
Позиция автора в сказках Ю. Дмитриева и Ф. Кривина явная: «Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?» (Ю. Дмитриев) [4], «Можно любить не только за внешность... есть ведь и другие хорошие качества» (Ф. Кривин) [6].
Авторская позиция нашла отражение и в названиях произведений. Ю. Дмитриев даёт утверждение («Мой некрасивый друг»), где ключевое слово - друг, то есть тот, кого ни на какие красоты и богатства не променяешь. Ф. Кривин обозначил название сказки вопросом («Почему вы не любите жабу?»), ответ на который очевиден, а ключевое слово - любить, то есть испытывать сильную привязанность, желать добра, болеть за любимого сердцем [3].
В сказке Б. Заходера позиция автора скрыта, ведь писатель выражает своё мнение словами Ученого Скворца: «Для всех твоих друзей ты была и будешь милой Серой Звёздочкой» [5]. Судя по поступкам и качествам характера, Серая Звёздочка - красавица, потому что она добрая, хорошая, скромная и полезная. И хоть Очень Глупый Мальчишка назвал её «противной жабой», дело, говоря словами Учёного Скворца, не в названии. Ведь название - это обозначение, наименование чего-то, а имя - это то, что зовёт нас, обращает наше внимание и берёт нас с собой [11]. Имя даётся для того, чтобы отличить людей или животных друг от друга. В сказке Б. Заходера Очень Глупый Мальчик желает убить Серую Звёздочку за то, что она «жаба», то есть за некое общее родовое название. Чтобы показать неправильность, несправедливость такой логики, автор выключает слово «жаба» из системы сказочных имён. «Серая Звёздочка» - это имя. И «Бабочка Крапивница» - имя. Даже «Очень Глупый Мальчишка» - имя (так подчёркивается его единичность). А вот «жаба» - не имя. Это, образно говоря, «национальность». Потому, наверное, Борис Заходер озаглавил свою сказку по имени главной героини («Серая Звёздочка»), а не по «национальности» (родовому названию земноводного).
Результаты сравнения сказок я оформил в таблицу (сравнительная таблица приложение №5).
Таким образом, сопоставив сказки Ю. Дмитриева, Ф. Кривина и Б. Заходера, я понял, что каждому автору жаба действительно симпатична, более того, каждый сумел увидеть в ней красоту и не только оценить внешнюю привлекательность, но и, так сказать, заглянуть жабе в душу. Кроме того, я пришёл к выводу, что каждая сказка раскрывает перед нами мир, в котором обманчивость внешнего вида часто противоречит той пользе, которую приносит в мир скрытое в этой оболочке живое существо.
Выявление авторской позиции в сравнительном анализе сказок помогло мне определить идею каждого произведения, то есть его основную мысль. Из уроков русского языка и литературы я знаю, что основная мысль текста – это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан.
Сказка Феликса Кривина учит тому, что можно любить не только за внешность, потому что «…есть ведь и другие хорошие качества» [6]. Сказка Юрия Дмитриева написана ради того, чтобы мы поняли: с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но «стоит ли судить по первому взгляду?»[4]. Автор смог разглядеть в жабе красоту, и горечь звучит в вопросе: «Почему этого не видят другие?» [4].
В сказке Бориса Заходера идея выражена не так открыто, как в произведениях Ф.Кривина и Ю. Дмитриева, но содержание сказки настолько «прозрачно», что главную мысль определить несложно: за уродливой внешностью жабы скрывается скромное и полезное существо («Серая Звёздочка – добрая, хорошая… у неё чистая совесть – ведь она делает Полезное Дело!») [5]. Это настоящий друг обитателей сада, а друзей любят не за красоту.
Итак, чтобы подытожить выявление основных идей произведений, хочу привести цитату из сказки Ф.Кривина: «… от излишней застенчивости Жаба так миролюбива и так ценит доброе отношение. Это называют чувством неполноценности, но ведь это как раз настоящая полноценность: добрый характер, способный на добрые дела» [6].
Таким образом, я пришёл к выводу: все сказки написаны ради того, чтобы показать главное в образе Жабы – «добрый характер, способный на добрые дела».
Владея материалом об изображении жабы в художественных произведениях, я
предположил, что и в мире людей бывает подобное. Ведь перед нами сказки о животных - очень древний вид народного эпоса. И хотя в работе рассматривались авторские сказки, писатели тоже использовали образы животного мира, наделяя зверей качествами, свойственными людям, уподобляли животных человеку. В описании жаб у всех писателей меня привлекает то, что авторы сравнивают их с людьми. Читаешь о жабе, а будто видишь человека. Беря за основу научный факт из зоологии, писатели подводят под нравственное, то есть человеческое обобщение. Данная информация позволила мне осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.
Все проанализированные сказки имеют много достоинств, но мне кажется, важнее всего то, что заставляет человека переживать за героиню - жабу – и отождествляться с ней. Ведь каждый ребёнок (да и взрослый тоже!) пopoй
чувствует себя существом, привыкшим к любви близких, но однажды вдруг открывающим возможность другого, неприязненного взгляда на себя: для одних ты - звёздочка, любимая Серая Звёздочка, а для других - отвратительная жаба! Это открытие всегда исполнено драматизма. И не случайно я вспомнил именно сказку «Серая Звёздочка». Ведь это произведение Бориса Заходера входит в цикл «Сказки для людей». Вот что написал в предисловии к циклу автор: «...эти сказки рассказывают сами звери, и рассказывают их людям. Всем людям - и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И xотят, чтобы люди относились к ним хорошо... Чтобы были к ним добрее…» [5]. Я уверен, что и произведения Юрия Дмитриева и Феликса Кривина – тоже сказки для людей. Только и людям нужно быть добрее друг к другу. Не надо забывать: все мы немножко жабы!
Природа создала много удивительного: прекрасного и безобразного. Порой за непривлекательным обликом животного не видишь его безобидности и полезности. И в мире людей нельзя судить только по внешности - она бывает обманчива: нередко за уродством скрывается прекрасная душа, а за красотой - коварство. В этом меня убедило исследование данной проблемы и на примере реальной жизни жабы, и на примере художественных текстов.
Новизна моей работы состоит в том, что подобного исследования в нашей школе не было.
Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал
можно использовать для расширения кругозора учащихся при проведении недели
литературы в школе и для учителей литературы при проведении уроков по теме
«Сказки о животных» и уроков развития речи по теме «Красота внешняя и внутренняя».
Выполнение данной работы позволило мне развить навыки работы с
дополнительной литературой, умение самостоятельно добывать необходимую
информацию, анализировать и сравнивать её.
В работе была сделана попытка не только определить нравственную проблематику сказок о жабе, но и осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.
Выполняя данную работу, я убедился в том, что судить о людях нужно не по внешности, а по характеру и поступкам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты
Исследовательская работа
«Все мы немножко жабы»
Выполнил
Ульянов Александр,
ученик 6а класса
Руководитель
Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Воркута
2014
Если хочется пить...
В поисках капитана Гранта
Карандаши в пакете
Самый главный и трудный вопрос
Прекрасное далёко