презентация к исследовательской работе «Что такое манипуляция? Приёмы психологической защиты от манипуляции».
Вложение | Размер |
---|---|
kabanova_a._chto_takoe_manipulyatsiya.pptx | 307.8 КБ |
Слайд 1
« Что такое манипуляция? Приёмы психологической защиты от манипуляции». Министерство образования и науки Республики Алтай . БОУ РА Республиканская гимназия им. В.К.Плакаса . Направление : Социология. Внутренний мир человека.Слайд 2
Целью нашей работы было определить степень подверженности учащихся средних и старших классов манипулятивному воздействию со стороны, определить способы такого воздействия и пути выхода из подобных ситуаций. Задачи, которые мы ставили перед собой в процессе работы, были следующими: рассмотреть различные точки зрения на определение этого явления в науке; обозначить разницу между манипуляцией и другими стратегиями общения ; выявить основные причины, признаки манипулятивного поведения; исследовать поведение учащихся в связи с этим явлением; наметить способы защиты от манипулятивных воздействий. Исследования проводились при помощи опроса , теста ; проективных методов; а) Диагностическая беседа «6 ролей», разработанная О.В.Козачек ; б) 10 высказываний, предложенных Э.Шостромом как речевые манипуляции
Слайд 3
Этапы работы над темой Изучение литературы. Анализ информации по теме. Исследование по теме Определение путей преодоления манипулятивного воздействия Заключение
Слайд 4
Манипуляция как форма психологического воздействия. В своей книге « Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита » Доценко Е.Л. представляет определения манипуляции различными авторами. Представления различных авторов о понятии «манипуляция» (полит.) № Авторы Определения 1 Б. Н. Бессонов Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём 2 Д. А. Волкогонов Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира 3 Р. Гудин Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого 4 О. Т. Ёкояма Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов 5 Л. Прото Скрытое влияние на совершение выбора 6 У. Рикер Способ структурирования мира, позволяющий выиграть 7 Дж. Рудинов Инициация поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого 8 В. Н. Сагатовский Отношение к другому как к средству, объекту, орудию 9 Г. Шиллер Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения 10 Э. Шостром Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей 11 П. У. Робинсон Мастерское управление или использование 12 В. С. Королёв Внушение желаемого массе
Слайд 5
Манипуляция и другие стратегии общения. Место манипуляции среди других стратегий общения - доминирования, соперничества , партнерства, содружества – ученые выделяют главные особенности манипуляции – отношение к другому как к вещи « особого рода » , объекту воздействий и желание получить выгоду (не столько материальную, сколько психологическую) за счет другого человека. О.В. Козачек дает подробный анализ места манипуляции среди других стратегий общения и ее особенностей.
Слайд 6
Формы манипуляций. В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций: положительные формы: заступничество, успокаивание, комплимент, невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание), сообщение хороших новостей, общие интересы … отрицательные формы: деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков), деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках), деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания);
Слайд 7
Отдельно можно выделить речевые манипуляции и манипуляции газетных текстов Встречаются в газетных текстах, интернет новостях. Манипуляция тесно связана с пропагандой, попыткой манипулировать убеждениями, позициями других людей или действия посредством символов (слов, жестов, знамен, памятников, музыки, одежды, знаков отличия, прически, дизайна монет и почтовых марок, и много другого).. В ходе газетной пропаганды пропагандист для достижения своих целей намеренно отбирает факты, аргументы , а также способы их демонстрации и представляет их таким образом, какой, по его мнению, даст наибольший эффект. Средства массовой информации, пожалуй, наиболее часто применяют манипуляцию. Первым из них стала печать, которая призвана формировать внутреннюю готовность воспринимать или интерпретировать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом. Гитлер призывал нацистских журналистов: "не пропагандировать силу как таковую, а представить немецкому народу определенные внешнеполитические процессы в таком свете, чтобы внутренний голос народа начал сам постепенно требовать применения силы" 8 Г.С. Мельник пишет, что в практике СМИ широко используются методы подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизированных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток "организованных"новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие 8 Э. Фромм утверждал, что личность часто подчиняется не только внешней и очевидной власти, но и интериоризованной анонимной власти, которая скрывается под маской общественного мнения, совести, долга и т.д. "Анонимная власть эффективнее открытой, - отмечает Э. Фромм , - потому что никто не подозревает, что существует некий приказ, что ожидается его выполнение". В случае анонимной власти исчезает и приказ
Слайд 8
Мы проанализировали несколько статей интернет- новостей и могли бы под твердить вышесказанное. ПРИМЕР №1 « станет понятна парадоксальность сложившейся в Мюнхене ситуации : все согласны с тем, что русские лгут , и никто не верит их обещаниям о прекращении огня. Но никто не может договориться о том, что с этим делать » http :// inosmi . ru / russia /20150203/226005487. html # ixzz 3 RHspgL 27 Голословные заявления без подтверждения фактами, намёк на то, что журналистам известно больше, чем простым смертным. Это один из приёмов манипуляции – ссылка на общее мнение, на единодушное решение без предъявления доказательств. « Это всем известно, поэтому доказательства излишни » Читатель обычно доверяет тому, что пишут в газетах и бывает не критичен в оценке написанного.
Слайд 9
ПРИМЕР № 2 « Решение НАТО создать постоянные подразделения военного командования и контроля в Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Латвии и Эстонии , а также создание альянсом пятитысячной группировки сил быстрого реагирования было расценено Путиным как попытка Запада подавить Россию … Он будет использовать любое обострение ситуации на Украине для продвижения среди россиян своей идеи о том, что « Родина находится в окружении западных врагов » . : http :// inosmi . ru / russia /20150203/226005487. html # ixzz 3 RHspgL 27 Либо сам пишущий не представляет, где находятся Польша, Румыния, Болгария Литва, Латвия и Эстония. Либо делает это намеренно, с целью скрыть от читателя истину, рассчитывая на неточное знание географии. А ведь все названные страны находятся близко от границ с Россией или непосредственно граничат с ней. Объективные факты, которые по логике вещей не могут не беспокоить Российского президента, выдаются как агрессивное желание спровоцировать военный конфликт. Манипуляция построена с расчетом на недостаток информации, на недостаток элементарных географических знаний читателя.
Слайд 10
ПРИМЕР № 3 «Киев официально заявил, что он столкнулся с российской агрессией» - « Украина официально объявила , что Россия на нее напала» - «государство, нападающее на других,.. следует изолировать» : http :// inosmi . ru / world /20150128/225886208. html # ixzz 3 RI 8 LeEC 6 Из одного необоснованного утверждения следует уже другое ложное утверждение и делается нужный журналисту вывод.
Слайд 11
Однако основной частью ресурсов языкового манипулирования являются лексические средства: одно из них конверсивы – слова, описывающие одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Выбор одного из конверсивов позволяет подчеркнуть одну из сторон происходящего, т.е. расставить логическое ударение. Также часто можно встретить метафоры . Они придают образность и выразительность, позволяют добиться более глубокого воздействия на читателя. ПРИМЕР № 4 « Звучат ли голоса в поддержку российской версии событий? — Есть отдельные случаи. Я бы не хотел перечислять фамилии. Это в основном наивные люди с крайне левого фланга. Их взгляды проистекают из давнишних пророссийских симпатий. Но это очень небольшая группа людей.» ПРИМЕР № 5 « В Страсбурге смеются над бессовестной ложью России » ; « было расценено Путиным как попытка Запада подавить Россию » , « он может переусердствовать и, учитывая его высокомерие и самонадеянность, спровоцировать более серьезную катастрофу » , « Раньше говорили, что это война « гражданская » или « гибридная » и так далее. »
Слайд 12
Использование экспрессивной и оценочной лексики позволяет в значительной мере воздействовать на мнение читателя. Подбирая слова с определенной эмоциональной окраской, автор создает соответствующий образ описываемого им. Так или иначе в сознании читателей отложится именно этот образ ПРИМЕР№ 6 « Явная опасность состоит в том, что он (Путин) может переусердствовать и, учитывая его высокомерие и самонадеянность, спровоцировать более серьезную катастрофу .» http :// inosmi . ru / russia /20150203/226005487. html # ixzz 3 RHspgL 27
Слайд 13
ПРИМЕР № 7 ВИКИПЕДИЯ о Запорожской Сечи На острове Малая Хортица (остров Байда) в 1552 году волынским князем Дмитрием Вишневецким был заложен деревянно-земляной замок. Дмитрий Яворницкий называет данный замок Хортицкой сечью [10] . Находилась она недалеко от пастбищ Крымского ханства (на р. Конские Воды / совр . р. Конка в Запорожской области/). Речь Посполитая не оказала никакой помощи в строительстве крепости, она строилась на личные средства Вишневецкого. Будучи родственником Ивана Грозного, Дмитрий Вишневецкий обратился за помощью к Московскому царству . На страницах википедии тоже идет спор о том, была ли Украина когда-то Русью или нет. Ставится под сомнение всё, что связано с Русью. В авторском повествовании звучит явное сожаление, что Речь Посполитая не участвовала в образовании Запорожской Сечи и поэтому Вишневецкий , родственник Ивана Грозного, вынужден был обратиться за помощью к русскому царю. Но она и не могла помогать в строительстве , т.к. Речь Посполитая образовалась в 1569, а описываемые события происходили в 1552 году за 17 лет до этого . Но если никто не заметит оплошности автора, то историю можно будет переписать?
Слайд 14
Способы манипуляции В научной литературе к способам манипуляции относят такие как: Переакцентуация Подмена целей, (имени, предмета) Надевание маски Трансформация ситуации Игра мотивом и др. КАК выявить манипуляционное поведение партнера, Этапы манипуляции
Слайд 15
Исследование поведения учащихся, в связи с явлением МАНИПУЛЯЦИИ Испытуемым было предложено определить положительные и отрицательные , на их взгляд, характеристики манипулятивного общения. Отрицательные характеристики манипулятивного общения Положительные характеристики манипулятивного общения Давление 1.достижение своих целей 2. Обман , отсутствие искренности 2.неограниченнве возможности 3. Использование одного человека другим 3.азарт 4. Неравноправие , потеря дружбы 4.опыт для дальнейшей жизни, взаимопомощь 5. недоверие , предательство 5.экономия сил за счёт другого
Слайд 16
Склонность к манипулированию Диагностика проводилась на основе метода фронтального письменного опроса В качестве материала для опроса были даны 10 высказываний, предложенных Э.Шостромом как речевые манипуляции: Испытуемые отметили, что чаще всего они подвергаются манипуляциям со стороны – 70% ответов ; сами практически не прибегают к таким способам общения – 30% ответов Чаще всего испытывают манипулятивные действия со стороны сверстников - 40 % отвечавших; пожилых, взрослых родственников – 40 % ответов; младших братьев и сестёр – 60 % ответов
Слайд 17
Тест «Способы манипулирования» Из предложенных 18 возможных способов манипулирования (см. приложение) испытуемые выделили все 18 как способы манипулирования. Наиболее действенными названы следующие из них: Просьба о помощи – 80% ответов Дружеское расположение – 50% ответов Обещание – 30% ответов Уговоры – 30% Похвала – 20% ответов Скромность – 20% Подзадоривание, Подзадоривание – 10% Демонстрация слабости – 10% Шантаж 10% Обида 10% Сплетни 10%
Слайд 18
Причины манипуляций Имя испытуемого Ситуация Причина манипуляции Айсулу В…класс прибыло несколько новых учеников, все слабо успевающие по русскому языку. Вскоре учитель обнаружил, что единственный успевающий ученик С также стал получать неудовлетворительные отметки. При внимательном рассмотрении ситуации выяснилось, что любая положительная оценка вызывает насмешки неуспевающих товарищей. Особенно нагнетает ситуацию ученик Р., сам стремящийся к хорошим оценкам по русскому языку, но по тем или иным причинам не получающий их. Объясните причины манипуляций ученика Р. Почему ученик С поддался на провокацию? Страх, успешность, равенство Айлана Неуверенность в себе, страх Сюнеш Зависть, неуверенность в себе Наташа Зависть, страх, неуверенность Снежана Зависть,желание преуспевать Никита Страх, желание успешности Арунай Желание преуспевать, страх Надежда Страх за свой имидж, страх остаться одному Ирина Из-за неуверенности в себе, страх Данил Желание преуспевать, страх.
Слайд 19
Страх как причина и возможность манипуляции – 80% ответов; Зависть – 30% ответов; Неуверенность в себе – 40%; Желание преуспевать – 50%
Слайд 20
Имя испытуемого Ситуация Причина манипуляции Айсулу Ученица Н успешная и талантливая, всегда, когда кто-то достигает высоких результатов в учёбе или творчестве, говорит, что ничего в этом хорошего нет, что это всякий может. Или выдвигает причины, почему она так не смогла: «ну, конечно, ему помогал учитель», «все знают, откуда он это списал», «ничего нового в этом нет, ещё три года назад я это читала в … ». Она всегда стремиться обесценить чужой успех, настраивая мнение окружающих. Почему? Чего она добивается? (Стремление к чему?) успешность Айлана Преобладать, быть самой умной Сюнеш Желание быть лучше других Наташа успешность Снежана Хочет выделиться Никита Быть лучше других Арунай Устраняет конкурентов Надежда Желание быть самой умной Ирина успешность Данил Чтобы только её хвалили Так или иначе, в ответах 100% желание успеха и преобладания над другими
Слайд 21
Имя испытуемого Ситуация Причина манипуляции Айсулу Ученица В занимает должность старосты класса. Она любит перепоручать все свои обязанности другим, строго следит за тем, чтобы её приказания всегда выполнялись беспрекословно. Не любит тех, кто более успешен в работе, чем она сама. Часто получается так, что о добросовестной работе других никто никогда не узнает (скрывает результаты), хотя хорошие результаты могли бы повлиять на успешность всего класса. Успешным членам коллектива постоянно советует не высовываться, за хорошую работу они могут получить едкое замечание. Почему она это делает? Чего добивается? Хочет, чтобы подчинялись и всегда быть лучше других Айлана Хочет быть более статусным человеком Сюнеш Власть боится потерять Наташа Властвует как умеет Снежана Завидует другим, хочет быть лучше других Никита Завидует, а сама боится быть хуже друих Арунай Боится, что будет неуспешной в сравнении с другими Надежда Власть проявляет Ирина Боится неуспешности Данил Завидует вот и злится и власть проявляет Власть – 50%; Страх – 30%; Зависть -30%; Успешность -60%
Слайд 22
Тестирование «Моя уязвимость» Фёдор Пессимизм – искренность, эгоизм, общительность, щедрость – скромность, самоуверенность, ответственность – неумение сказать нет, гордость, похвала – тщеславие, честолюбие, застенчивость Антон Ответственность, одобрение – самоуверенность, оптимизм, честолюбие – эгоизм, скромность, гордость, тщеславие, чувство вины – неуверенность, застенчивость, бережливость, похвала – искренность, обидчивость, неумение сказать нет. Валерия Щедрость, общительность, одобрение, честолюбие – гордость, искренность, тщеславие, оптимизм, скромность, эгоизм – неумение сказать нет, высокомерие – неуверенность - бережливость Сюнеш Чувство вины, похвала – неуверенность, щедрость, искренность, оптимизм, неумение сказать нет, скромность – эгоизм, высокомерие, гордость, самоуверенность, обидчивость – самоуверенность, высокомерие, гордость - бережливость Арианна Похвала, общительность, одобрение, неумение сказать нет – искренность – застенчивость, чувство вины, чувство ответственности, щедрость, оптимизм, скромность, честолюбие – реализм, обидчивость – эгоизм, гордость, высокомерие, бережливость Настя Чувство вины – ответственность, тщеславие – обидчивость, щедрость, похвала, уверенность Айлана Чувство ответственности, искренность, оптимизм, честолюбие – скромность, тщеславие, щедрость – уверенность в себе, гордость, реализм, стремление получить одобрение, эгоизм – высокомерие, чувство вины, стремление получить похвалу – неумение сказать нет, неуверенность в себе. Айсулу Неуверенность в себе, искренность, реализм, стремление получать одобрение значимых людей, скромность, честолюбие – неумение сказать нет, стремление получить похвалу, чувство вины, чувство ответственности, щедрость – обидчивость, тщеславие, общительность – эгоизм, гордость, оптимизм – самоуверенность, высокомерие
Слайд 23
Для манипуляций могут использовать как отрицательные, так и положительные качества личности Положительные качества личности, названные испытуемыми: чувство ответственности, щедрость, искренность, оптимизм, общительность; Отрицательные качества: пессимизм, неуверенность в себе, чувство вины, честолюбие, желание одобрения. Причём, манипулировать можно как на положительных качествах человека, так и на отрицательных. (Для манипулятора неважно хороший перед ним человек или плохой) Тестирование «Моя уязвимость»
Слайд 24
выводы : испытуемые демонстрируют широкий социальный опыт взаимодействия с окружающими людьми (в том числе опыт манипулирования и переживания манипулятивного воздействия); отрицательные переживания от манипулятивных воздействий , выраженные во фразах: «неприятно, что тебя используют», «желание противостоять», «неприятные ощущения», «особо малые люди», «хочется уйти» свидетельствуют о негативном отношении подростков к манипуляции . у испытуемых выражена потребность в конструктивном общении , они ориентированы на партнерство и сотрудничество. Фразы «хочется помочь», «можно договориться», «постараться доказать», «не соперничать, не вставать на пьедестал», «чтобы понять», «давить на человека бесполезно» можно рассматривать как проявление личностно-свободного общения; роль носителей манипулятивных воздействий подростки приписывают в больше степени близким людям: «родителям», «родным», «братьям, сестрам», «друзьям», нежели посторонним людям. Это говорит о том, что им трудно приобретать опыт конструктивного, личностно-ориентированного, свободного общения и для приобретения опыта личностной свободы нужна специально организованная деятельность; подростки считают, что по сравнению со своими близкими они сами реже применяют манипулятивные воздействия, что, скорее всего, говорит о «психологической защите», желание отстраниться от неодобряемой стратегии общения. Это лишний раз свидетельствует о необходимости организации работы по осознанию неконструктивного общения, продвижению от манипуляции к свободе в общении; целью использования манипуляций испытуемые видят как в стремлении «добиться» чего-либо от другого человека, так и для оказания поддержки ему. Это указывает на то, что подросткам необходима работа по осознанию мотивов собственных действий пониманию разнообразия способов влияния, что характеризует свободную личность; эффективность применения предлагаемых манипулятивных приемов испытуемые рассматривают в зависимости от ситуации, в которой они используются, а не в зависимости от собственных конструктивных умений, что также подтверждает необходимость наработки умений свободного общения.
Слайд 25
Способы защиты от манипуляции. Получение информации. Обнаружение манипулятивного воздействия Избегание потенциально опасных ситуаций Гибкое поведение. Применение способов защиты от манипуляций Получение и актуализация жизненного опыта.
Слайд 26
Способы защиты от манипуляций, которые предлагают учащиеся и учёные-психологи. Не давайте информацию о себе; Осознайте, что вам угрожают; Активная защита (расставьте точки над и, контрудар ) Отстранённость Соблюдение правил этики Скромность Учитесь говорить «нет» Непредсказуемость Избавьтесь от чувства вины Вы не должны: отвечать если вам не хочется быть всегда привлекательным Быть рабом сказанных вами слов Разбираться во всём Вы имеете право: На ошибку Быть непонятливым или чего-то не знать Быть нелогичным Воспринимать себя таким каков вы есть не насиловать себя Не зависеть от мнения окружающих Сказать нет когда вам этого хочется Быть судьёй себе самому Не зависеть от того как к вам относятся другие Не оправдываться за свои поступки и намерения Сказать «меня это не волнует» «Это твои проблемы»
Слайд 27
ПАССИВНАЯ защита Применяется когда вы не знаете как поступить или не хотите портить отношения с манипулятором Никак не реагируйте на слова манипулятора, делайте вид, что не расслышали, не поняли, не обратили внимание, что туповаты Заговаривайте совсем о другом Соглашайтесь с предложением манипулятора только на то, что зависит от вас (тот, кто не умеет временно отступить будет побеждён) Повторите просьбу манипулятора с вопросительной интонацией Пассивная защита от манипуляции позволяет уйти от конфликта Смысл пассивной защиты в задержке стремительной атаки манипулятора, давая время на обдумывание Сохраняйте самообладание Разглядывайте что- нибудь и не слушайте Представляйте перед внутренним взором Не бегайте Держите паузу Следите за своим состоянием Е.Л.Доценко предлагает следующие способы защиты от манипуляций : бегство(отступление, уклонение, задержка), замирание, прятание (маскировка), нападение(уничтожение, изгнание) Переменные формы защиты пассивные активные дистанцирование Бегство, уход Удаление агрессора, изгнание Контроль воздействия Выставление барьера, поиск укрытия Контроль над агрессором, подчинение, управление им Блокировка информации маскировка Игнорирование или отрицание
Слайд 28
Заключение. реализовали цели исследования , т.е. определили степень подверженности учащихся средних и старших классов манипулятивному воздействию, которая оказалась выше у учащихся средних классов, в связи с возрастными особенностями, таким как впечатлительность, доверчивость, неумение распознавать обман . Определили способы такого воздействия , пути выхода из подобных ситуаций и добились практических результатов . (В результате нашей работы учащиеся средних и старших классов гимназии, которые были задействованы в испытаниях, получили практические навыки противостояния этому явлению, научились избегать ситуаций, связанных с этим явлением. Отработали простейшие приёмы и способы защиты.) оказали практическую помощь в достижении личной свободы и безопасности в общении участникам исследования.
Рисуем осенние листья
Чья проталина?
Аэродинамика и воздушный шарик
Финист - Ясный сокол
Лист Мёбиуса