Изучена история возникновения этикета. Выявлено, из чего состоит школьный этикет. Определены основные правила школьного этикета. Создана памятка для учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kati.docx | 989.43 КБ |
shkolnyy_etiket.ppt | 1.56 МБ |
Приложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. ЛЫХМА»
Проект в номинации «Первые шаги»
Тема проекта:
«Школьный этикет»
Автор проекта:
Иванова Екатерина Сергеевна
Класс 1
Научный руководитель проекта:
Постнова Светлана Юрьевна
Место работы: МОСШ п.Лыхма
Должность: учитель начальных классов
п. Лыхма
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Школьный этикет…………………………………………………………...4 - 8
Глава II. Мои исследования………………………………………………………...9 - 10
Заключение……………………………………………………………………………...11
Литература………………………………………………………………………………12
Приложение………………………………………………………………………...13 - 20
ВВЕДЕНИЕ
Мы стали школьниками. Учимся в первом классе и уже многое узнали, в том числе и о правилах поведения в школе. Но нередко можно увидеть, как мои одноклассники ссорятся, обзывают и обижают друг друга, дерутся. Мы понимаем, что это неправильно. Как же должны общаться дети, чтобы не поссориться? Что такое вежливость и хороший тон? От чего зависит воспитанность человека?
Каждый из нас хочет иметь верных друзей, быть всегда желанным гостем и всеобщим любимцем. А для этого нужно знать и выполнять правила этикета, в том числе школьного.
Проблема заключается в том, что школьники младших классов еще плохо знают школьный этикет и не всегда выполняют его правила, что приводит к ссорам и обидам.
Цель работы: выяснить, что такое школьный этикет.
Задачи:
Объект исследования – взаимоотношения между людьми, предмет исследования – школьный этикет.
Гипотеза: зная правила школьного этикета, можно разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы и других информационных источников, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Работа над проектом включает следующие этапы:
1) Подготовительный (декабрь):
- поиск информации в Интернете и других источниках;
2) Основной (январь):
- анализ полученной информации;
- наблюдение за поведением одноклассников;
- тестирование;
- анкетирование;
- подготовка к презентации проекта.
3) Заключительный (февраль):
- презентация проекта на школьной научно-практической конференции.
Предполагаемый результат работы над проектом:
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения, презентации.
ГЛАВА I. Школьный этикет
Слово «этикет», в переводе с французского, обозначает ярлык, этикетка, порядок
проведения какой-то церемонии.
Этикет — это нормы и правила о должном поведении людей в обществе.
Слово “этикет” впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715 г.г.), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.
В эпоху королевской власти законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. Это было очень давно, но отсутствие культуры поведения и сегодня ведет к дополнительным проблемам, неприятностям, создает сложности в жизни.
Первый сборник правил поведения человека появился в Древнем Египте. В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома. Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.
В России написанные правила вежливости появились во времена Петра 1, русского царя. Они назывались “Юности честное зерцало”(Приложение 1).
Правила этикета необходимы и в современном мире, они помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, если не соблюдать этикет и пренебрегать законами делового взаимодействия.
1.2. Из чего состоит школьный этикет
Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои ученические обязанности.
Существуют различные виды этикета: речевой этикет, этикет телефонного
разговора, этикет поведения в общественных местах, столовый этикет, гостевой этикет, семейный этикет, этикет в тяжелых жизненных ситуациях.
Школьный этикет мы можем отнести к этикету поведения в общественных местах.
Школьный этикет включает в себя внешний вид (опрятность в одежде, внешний вид учебных принадлежностей, порядок на рабочем месте), манеру общения (речь), поведение в школе (на уроке, перемене, в столовой, в библиотеке), отношение к чужой собственности, взаимопомощь и дружбу (Приложение 2).
Конечно, школа – дом родной для всех ребят,
Но, как известно, она ещё для нас с тобой,
Дружок, общественное место.
Здесь существует с давних лет особый школьный этикет.
И помнит каждый школьник пусть:
Он должен знать об этикете,
А первоклассник наизусть
Заучит пусть законы эти.
а) Внешний вид – наша визитная карточка
Лисичка в школу собиралась
И как для бала одевалась:
Наряд блестел, переливался -
Весь класс гурьбой смотреть сбежался:
- Какое платье! Загляденье!
Да! Но при чём же здесь ученье?!
Ведь в школе всем учиться надо,
А не рассматривать наряды.
Здесь, чтоб не отвлекать друзей,
Носи одежду поскромней.
ПРАВИЛА:
б) Бережное отношение к школьному имуществу:
Волчонок в классе развлекался,
На стуле без конца качался,
На стенах мелом рисовал
И дверь ногою открывал,
Его ребята окружили,
Волчонку строго объяснили:
- Нам школа – это дом второй,
Всему здесь учат нас с тобой,
И мы беречь её должны –
Нам хулиганы не нужны!
ПРАВИЛА:
в)Аккуратное обращение с учебными принадлежностями
Главный помощник в учёбе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты береги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему -
Будь благодарен за это ему!
ПРАВИЛА:
Разговор бывает разным. Он может быть деловым и дружеским, интересным и скучным, веселым и грустным, серьезным и шутливым, душевным и строгим. Но во всех случаях разговор или манера общения должна быть вежливой, доброжелательной. Итак, нужно уметь вести любой разговор.
В Древней Руси в 12 веке Владимир Мономах учил вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не осуждать речью, не много смеяться» (Приложение 1).
ПРАВИЛА:
3. ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ.
а)Приход в школу
Володя Дёмин всякий раз
У нас опаздывает в класс.
Уже давно урок идёт,
А он по лестнице ползёт,
У двери 5 минут вздыхает,
Всех от занятий отвлекает.
ПРАВИЛА:
б) Поведение на уроке
Один совет ученикам:
Когда учитель входит к вам,
Пусть каждый ученик встаёт,
Чтоб оказать ему почёт.
Учитель скажет вам: «Садитесь!»
На место тихо опуститесь.
ПРАВИЛА:
Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится.
Она, то шубку поправляет,
То время на часах сверяет,
То обернётся посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.
Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится.
в) Поведение на перемене
Носятся на перемене
Гриша с Федей, как олени.
Всех толкают, задевают
И кричать не забывают.
У стены весь класс стоит,
Голова у всех болит.
ПРАВИЛА:
г) Поведение в столовой
Надо помнить о правильном поведении в столовой, заходить в столовую в верхней одежде и с портфелем (рюкзаком) нельзя.
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои.
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел – и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
д) Поведение в библиотеке
ПРАВИЛА:
Взаимопомощь - это проявление заботы о другом человеке. В классе мы должны выручать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то, кому-то
Поможет твоя доброта,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Главным в школьной жизни является умение дружить. Мы должны помнить ПРАВИЛА крепкой дружбы:
ГЛАВА II. Мои исследования
Изучая школьный этикет, я нашла много детских стихотворений, сказок, интересных историй, которые в шутливой форме рассказывают о правилах поведения детей в школе (Приложение 3).
Оказывается, что нормы этикета отражены в пословицах и поговорках русского народа (Приложение 4)
Чтобы выяснить, знают ли мои одноклассники правила этикета, я провела анкетирование (Приложение 5).
Присутствовало 15 человек. Результаты анкетирования показали следующее:
№ | Школьный этикет | Знаете | Не знаете | Хотите узнать | Соблюдаете всегда | Не всегда соблюдаете |
1 | Приход и уход из школы | 12 чел. | - | 3 чел. | 10 чел. | 5 чел. |
2 | Внешний вид | 13 чел. | 1 чел. | - | 10 чел. | 5 чел. |
3 | Деловое поведение на уроке | 10 чел. | 1 чел. | 3 чел. | 5 чел. | 10 чел. |
4 | Содержание учебных вещей | 12 чел. | 1 чел. | 1 чел. | 8 чел. | 7 чел. |
5 | Поведение на перемене | 10 чел. | - | 4 чел. | 5 чел. | 10 чел. |
6 | Этикет движений | 8 чел. | - | 6 чел. | 8 чел. | 7 чел. |
7 | Правила поведения в столовой | 12 чел. | - | 2 чел. | 6 чел. | 9 чел. |
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что:
- большинство первоклассников знакомы с правилами поведения в школе (примерно 85 % учащихся);
- некоторые дети хотят подробнее познакомиться со школьным этикетом (примерно 22 % учащихся);
- трое учеников признались, что не знают отдельные правила школьного этикета (внешний вид, деловое поведение на уроке, содержание учебных вещей);
- часть детей соблюдают правила школьного этикета всегда (примерно 53 % учащихся);
- некоторые дети, хоть и знают эти правила, но соблюдают их не всегда (примерно 46 % учащихся).
В завершении своей работы я решила узнать, умеют ли мои одноклассники дружить. Для этого предложила ребятам выполнить тест «Умение дружить» (Приложение 6).
Присутствовало в классе 15 человек. Результаты тестирования показали, что:
- умеют дружить 6 человек нашего класса;
- еще немного нужно поработать над собой, чтобы стать хорошим товарищем - 7 человек;
- серьезно задуматься над своим поведением стоит 2 первоклассникам.
Итак, проведя исследования, я поняла, что изучать школьный этикет необходимо.
В помощь ребятам по изучению правил школьного этикета была предложена памятка «Премудрости школьного этикета» (Приложение 7)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдая за нашими ребятами в течение работы над проектом, проведя анкетирование и тестирование по вопросам этикета, я сделала вывод, что, в целом, в нашем классе учатся неплохие ребята, но некоторым из них стоит изучить правила школьного этикета и стараться им следовать. Ведь правила школьного этикета учат дружбе, взаимопомощи, взаимоуважению, позволяют нам решать спорные вопросы, быть вежливыми и тактичными.
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
Итогом моей работы является памятка «Премудрости школьного этикета» и презентация на тему «Школьный этикет».
Считаю, что с помощью данного проекта можно изменить манеру общения школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Людовик XIV Владимир Мономах
Пётр I «Юности честное зерцало»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Составляющие шкоьного этикета
Внешний вид учеников
Порядок в классе и школе
Манера общения
Поведение в школе
Дружба. Взаимопомощь
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Этикет в стихах, сказках, играх
Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится
Она, то шубку поправляет,
То время на часах сверяет,
То обернётся посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.
Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится.
Учитель в классе – самый главный,
Он добрый друг, наставник славный,
И он научит вас всему,
Вам надо помогать ему.
Его не надо отвлекать-
Хихикать громко и болтать.
Ведь, если вы шалить начнете
И зря учителя прервете,
То он порядок наведет,
Но время даром пропадет!
И отвечайте на вопросы,
Когда он вас о чем-то спросит,
Уроки каждый день учите,
Чтобы доволен был учитель.
Каждый день в большом пакете
Бутерброды носит Петя.
И когда в один присест
Всё среди урока съест,
Принимается за жвачки.
Лучше бы решал задачки.
Перевозчиковой Свете
Первой хочется ответить,
Крикнуть громко с места прямо
И казаться умной самой.
Класс она не уважает,
Отвечать другим мешает.
Лена с Валей на уроке
Обсуждали рот и щёки
Рукавишниковой Аллы.
- Всю себя разрисовала!-
Так две подружки хохотали,
Ответить никому не дали.
Весь урок Наташка с Лизкой
Пишут Владику записки:
С кем подружиться хочет он?
Потом кидают с двух сторон.
Учителя не слушал класс,
Следил за ними целый час.
«Да интересный был урок,-
Сказал Антону Игорёк.
- При помощи простых зеркал
Да Винчи город защищал!»
Но промолчал в ответ Антон,
Он весь урок считал ворон.
Не хотят общаться с Сашей
Все ребята в школе нашей.
Он и к старшим пристаёт,
И ребят помладше бьёт.
Никому прохода Саша
В нашей школе не даёт.
Юра не пошел в коридор, а сидел за своей партой, читая какую-то книгу. Подошла Лена:
-Юра, интересная у тебя книга?
Юра захлопнул книжку и ударил Лену по голове.
-А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с дурацкими вопросами.
Что вы думаете о поведении Юры? Как на его месте должен поступить воспитанный мальчик?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то, кому-то
Поможет твоя доброта,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Аварская сказка.
Жила мать, растила сыновей. Повзрослев, отправились они в мир. И каждому она дала совет, как верного друга выбрать. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни : подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не предложит помощь – не товарищ он тебе.
Другому сказала: проголодаешься, достанешь лепешку, протянешь спутнику, чтобы делил. Возьмет себе большую часть лепешки, а меньшую отдаст – жаден, не иди с ним.
Во дворе и школьном классе,
Дома и когда в гостях,
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Этикет – не этикетка
И не новенький костюм:
Это жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Он всегда и всюду нужен,
На любой твоей тропе.
С этикетом если дружен,
Не окажешься в беде.
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
Игра
«Вежливо – невежливо»
-Поздороваться при встрече
вежливо
-Толкнуть, не извиниться
невежливо
-Помочь подняться, поднять упавшую вещь
вежливо
-Кричать на уроке
невежливо
вежливо
невежливо
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Этикет в пословицах
1. Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.
2. Береги платье снову, а честь смолоду.
3. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
4. Мил тот гость, что недолго гостит.
5. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета «Знаешь ли ты школьный этикет?»
№ | Школьный этикет | Знаете | Не знаете | Хотите узнать | Соблюдаете всегда | Не всегда соблюдаете |
1 | Приход и уход из школы | |||||
2 | Внешний вид | |||||
3 | Деловое поведение на уроке | |||||
4 | Содержание учебных вещей | |||||
5 | Поведение на перемене | |||||
6 | Этикет движений | |||||
7 | Правила поведения в столовой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Тест «Умение дружить»
/ да-1 балл/
Ключ к тесту:
4 - 5 баллов - ты хороший товарищ;
3 балла - ещё немного присмотрись к себе, у тебя все получится;
1-2 балла - все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Памятка «Премудрости школьного этикета»
Слайд 1
Тема проекта: ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТСлайд 2
Проблема : Школьники младших классов не всегда выполняют правила школьного этикета, что приводит к ссорам и обидам . Цель: Выяснить, что такое школьный этикет .
Слайд 3
Задачи : Изучить литературу и другие информационные источники об этикете. Определить составляющие школьного этикета. Провести тестирование и анкетирование одноклассников. Составить памятку правил школьного этикета для младших школьников.
Слайд 4
Объект исследования- взаимоотношения между людьми; предмет исследования – школьный этикет.
Слайд 5
Гипотеза: Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям .
Слайд 6
Этикет – это нормы и правила о должном поведении людей в обществе. Людовик XIV Пётр I «Юности честное зерцало»
Слайд 7
Виды этикета
Слайд 8
Школьный этикет Внеш - ний вид. Порядок Манера общения Поведе-ние в школе Отноше-ние к чужой собствен- ности Взаимопомощь. Дружба
Слайд 9
Внешний вид – это наша визитная карточка Ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно. Школьная форма должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак. Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года. Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка. На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде.
Слайд 10
НЕОБХОДИМО бережно относиться к школьному имуществу: не писать на партах и стенах; не ломать мебель; не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.; убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди; не плевать на пол. аккуратно обращаться с учебными принадлежностями: Учебники и тетради должны быть обёрнуты; Складывать их надо аккуратно, не помяв листы; На столе должен быть порядок.
Слайд 11
Манера общения Придя в школу, следует поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе. Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!» При обращении друг к другу надо быть взаимно вежливым: не грубить, не употреблять непристойных выражений, не кричать. Обращаться друг к другу по имени. Улыбаться, не ходить с кислыми лицами. Не говорить плохое о людях, которые тебя окружают. Уметь испытывать радость от успеха своего одноклассника. Уметь относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника. Не быть навязчивыми в общении. Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.
Слайд 12
Поведение в школе Приходить в школу за 15-20 минут до начала занятий. Заранее приготовиться к нужному предмету и спокойно ждать учителя. Нельзя прогуливать уроки. Нельзя пользоваться во время уроков телефонами и плеерами. Если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места. Нельзя во время урока кушать и жевать жевательную резинку. Нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок. Нужно уважать учителя.
Слайд 13
Поведение на перемене Не бегать на перемене, расталкивая всех локтями, не кричать; нельзя обижать тех, кто младше, и не стоит задирать старшеклассников. Поведение в столовой Нельзя заходить в столовую в верхней одежде и с портфелем (рюкзаком). Поведение в библиотеке Не входить в библиотеку в верхней одежде и с портфелем. Разговаривать тихо. С книгами обращаться аккуратно. Сдавать книги вовремя.
Слайд 14
Закон о собственности Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку. Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей. Чужие вещи можно брать только с разрешения хозяина. Нельзя передавать чужую личную вещь никому! Материальную ответственность несет тот, кто взял чужую личную или общую вещь.
Слайд 15
Взаимопомощь – это проявление заботы о другом человеке. ПРАВИЛА КРЕПКОЙ ДРУЖБЫ Если товарищ попал в беду, помоги ему. Поделись с товарищем тем, что у тебя есть. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Будь верен в дружбе .
Слайд 16
Мои исследования № Школьный этикет Знаете Не знаете Соблюдаете всегда Соблюдаете не всегда 1 Приход и уход из школы 12 чел. - 11 чел. 4 чел. 2 Внешний вид 13 чел. 1 чел. 10 чел. 5 чел. 3 Деловое поведение на уроке 10 чел. 1 чел. 5 чел. 10 чел. 4 Содержание учебных вещей 12 чел. 1 чел. 9 чел. 6 чел. 5 Поведение на перемене 10 чел. - 5 чел. 10 чел. 6 Этикет движений 8 чел. - 8 чел. 7 чел. 7 Правила поведения в столовой 12 чел. - 6 чел. 9 чел.
Слайд 17
Результаты тестирования на тему «Умение дружить» На тестировании присутствовало 15 первоклассников. Результаты тестирования: - умеют дружить - 6 человек; - еще немного нужно поработать над собой, чтобы стать хорошим товарищем - 7 человек; - серьезно задуматься над своим поведением стоит 2 ученикам.
Слайд 18
Памятка «Премудрости школьного этикета» В школу приходи без опозданий. В общении со всеми употребляй вежливые слова. Надевай в школу деловую ученическую одежду. Поддерживай чистоту и порядок на своем рабочем месте. Не мешай другим на уроке, не разговаривай и не отвлекайся. На переменах не бегай, не обижай младших, не задирай старших. Когда уходишь из класса, заканчивая учебный день, попрощайся с учителем и одноклассниками.
Слайд 19
Спасибо за внимание
Карты планет и спутников Солнечной системы
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Одеяльце
"Разделите так, как делили работу..."
Как напиться обезьяне?