Введение.
« … Образ степной травы перекати- поле, гонимой ветром и не знающей связи с землей, все стоит перед глазами. Но трава что! А если скитальческую участь перекати-поля изведает человек ? Будит он ли счастлив? Вряд ли. Без « духовной оседлости», без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья».
Д.С.Лихачев.
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства.
Вложение | Размер |
---|---|
sots_proekt.docx | 488.35 КБ |
МКОУ Тойдинская СОШ
Панинского муниципального района
Воронежской области.
Социальный проект: « Своя земля и в горсти мила!»
Выполнила: Вайсалова
Руководитель: Савинова И.И.- учитель
истории.
Пос. Тойда-1
Панинского района
Воронежской области.
2012г.
Оглавление:
1. Введение. стр.3-4
2. Основные цели проекта. стр.5
3. Основные задачи программы-проекта. стр.5-7
4. Опыт работы и возможности проекта стр.7
5. Обоснование необходимости проекта. стр.7-10
6. Рабочий план реализации проекта стр.10-11
7. Этапы реализации проекта стр.11-12
8.Конкретные ожидаемые результаты стр.12-13
9. Организация поисково-исследовательской
и научной работы стр13-15
10. Положение о статусе музея
истории родного края. стр.15-18
11. приложение стр.19-28
Введение.
« … Образ степной травы перекати- поле, гонимой ветром и не знающей связи с землей, все стоит перед глазами. Но трава что! А если скитальческую участь перекати-поля изведает человек ? Будит он ли счастлив? Вряд ли. Без « духовной оседлости», без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья».
Д.С.Лихачев.
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства.
Знание прошлого - это основа формирования патриотических и гражданских чувств. Отношение к Родине, к её истории - мерило всех достоинств человека. Если человек любит Родину, он имеет всё: долг, уважение, силу, мечту. Вглядываясь в прошлое, человек мечтает о завтрашнем дне. А каким он будет, в огромной степени зависит от сегодняшнего поколения. Чувство готовности к защите Отечества должно остаться священным.
В целях определения приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе Вайсаловой С.А.учащейся и Савиновой И.И. учителем истории МКОУ Тойдинской СОШ был разработан социальный проект: «Своя земля и в горсти мила!» Участие меня в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления , гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
1. Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект необходим для нашего сообщества в целом.
Музей истории родного края рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви. Мы не выбираем родителей, детей, Родину, место рождения. Родина наделяет человека верой, надеждой, любовью, совестью и нравственностью.
Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Жить без прошлого, без истории, без корней нельзя. Ведь через уважение к месту, где жили предки, можно привить человеку любовь к своему народу, гордость за историю страны, воспитать стремление сохранить культуру и природу России.
Подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
2. Основные цели проекта:
1. Сохранение исторической памяти и наследия.
Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родной слободе; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.
2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.
3. Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.
4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.
5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
3. Основные задачи программы-проекта:
1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися будет осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к своему району, своему поселку Тойда.
2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:
Проводить на базе музея истории родного края торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины. На основе найденного материала.
Результат проекта должен быть положительным для всех. Тойдинцам есть чем гордиться: наш поселок до 1918 года входил в имение княгини М. Мещерской. На территории находится старинное здание.[1], со слов сторожил, там проживал управляющий княгини Ганзин. Имелся небольшой кирпичный заводик. До 1934 года был семеноводческий завод, создан известный сорт проса- Краснотойденское 215. В 1940 году совхоз стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1967 году был награжден орденом Ленина. .[8]
Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
4. Опыт работы и возможности проекта.
Школа имеет определенный опыт по работе сбора материала из архивных данных, не раз обращались в районный архив района, в отдел краеведения в районную библиотеку.
Ежегодно учащиеся МКОУ Тойдинской СОШ выступают на митингах у памятника воинской славы.[5], который был открыт 28 апреля 1980 года[3] и участвуют в благоустройстве этого мемориала.
Сохранились воспоминания ветеранов войны и тыла района, села. В течении нескольких лет велась переписка с ветераном- земляком капитаном 1 ранга Краснознаменного Черноморского флота С. Спаховым, который неоднократно посещал нашу школу. В школьном архиве сохранились книга о Севастополе, подаренная С. Спаховым и грамота [6] в честь 55- годовщины Великой победы. Хотелось бы возобновить связь с клубом « Матросской славы» и узнать, где захоронен наш земляк.
Собран богатый материал о Герое Социалистического труда Шамшиной Прасковье Степановне. [7]
Школьники средней школы поддерживают тесные связи с ветеранами войны и тыла поселка Тойда, с войнами- интернационалистами.
5. Обоснование необходимости проекта.
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло. Он необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
Для реализации проекта «Своя земля и в горсти мила!» в воспитании и формировании личности учащихся, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является краеведческий музей. Если в регионе нет музея, необходимо начать его создавать. Для этого необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями.
Необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю.
Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Возникновение и развитие школы тесно связано с прошлым и настоящим поселка Тойда, поэтому, одновременно шло изучение истории микрорайона. Работу начали с изучения краеведческой литературы. Затем был установлен контакт с архивом района, с районным Советом ветеранов.
Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. Учитель истории 1 категории Савинова И.И.. В проекте также задействованы учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители, Таким образом, имеются и объект, и субъект проекта.
В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьной краеведческой экспозиции, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания.
Далее - организуется поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов, руководитель, координатор и научный консультант музея намечают основные направления деятельности музея.
С целью управления, научного планирования работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят по два представителя из каждого класса, избирается председатель Совета музея и его заместители, Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковой, экспозиционной, массовой работы, секции учета и хранения.
Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся.
Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.
Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.
6. Рабочий план реализации проекта
1.Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея.
2.Открытие кружка «Юный историк». Введение операции «Поиск»,
3.Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.
1. Помни, Веруй, Гордись!.
2. Боевая слава поселка Тойда.
3. Ими гордится школа (история школы)
4. Трудовые подвиги односельчан.
5. Пройдись по улицам родным…
6. Творческо - поисковая работа « Военный орден в моей семье».
7. Акция « Георгиевская ленточка».
4.Ведение поисковой, исследовательской, пропагандистской работы. Проведение брейн-ринга «Лучший знаток истории родного края»,
5.Конкурс среди 9 -11 классов « Семейный архив», викторина « Панинский район в годы войны»
6.Введение операции «Ветеран». Проведение конкурса «Лучшая находка». Выпуск газеты «Салют Победы».
7.Проведение конкурса «Неиссякаемый родник».
8.Заседание педагогического совета «Воспитание памятью». Конкурс сочинений «Сердцу милая сторонка», рисунков «Моя родословная».
9.Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество школы и семьи в воспитании и формировании Гражданина».
10.Создание презентации « Герой в моей семье».
Проект предполагает тесное сотрудничество с различными организациями района:
- отдел по делам молодежи Панинского района;
- жители п. Тойда;
-администрация Сергеевского сельского поселения;
- библиотека и архив р. п. Панино;
-спонсоры (топливная компания « Модуль»);
-военкомат;
- районная газета « Наш край».
7. Этапы реализации проекта:
1 этап ( декабрь 2012г- март 2013г).
- обследование материального состояния здания
- накопление средств восстановления здания.
-ремонт здания.
- благоустройство территории около здания.
- установление контакта с жителями п. Тойда.
2 этап : ( апрель 2013г- ноябрь 2013г).
- сбор информации об образовании здания.
- ремонтные работы ( посадка цветов у здания, восстановление разрушений).
-освещение в СМИ.
- работа со спонсорами.
-3 этап ( декабрь 2013г- май 2014г)
-продолжение краеведческой работы
- создание Книги Памяти.
Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
В МКОУ Тойдинской СОШ достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся, при помощи музея истории родного края они будут углубленны. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями.
9. Механизм оценки результатов.
Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, координаторами, родителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться, и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.
Проект будет продолжаться, и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело воспитания и формирования личности на основе музея истории родного края.
11.Организация поисково-исследовательской и научной работы
Поисковая работа в музее истории поселка Тойда.
1 – изучение истории и культуры родного края
2 – изучение истории школы
3 – наши выпускники
4 - жители поселка Тойда.
5- ветераны войны и тыла поселка Тойда в годы войны
6 - ветераны педагогического труда, участники войны и тыла.
7 – изучение истории учреждений поселка Тойда.
8 – будни современной школы.
9- знатные люди села, района.
В результате разносторонней работы был накоплен богатый исторический материал (документы, экспонаты).
Члены Совета музея организовывали поисковую работу, в эту работу включались и учителя, и родители. Кто-то принес старинную домашнюю утварь, кто-то украшения, домашнюю скатерть, старинный рушник, самовар, различную посуду. Учащиеся записывали воспоминания старожилов поселка.
Особо отметим поисково-исследовательскую работу, посвященную Великой Отечественной войне.
Все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но забыть нам нельзя. Ветеранов с каждым годом становиться все меньше и меньше. В Панинском районе осталось всего лишь 60 ветеранов, а три года назад было- 180 ветеранов. Наступит время когда не будет тех, кто отстоял наше Отечество. Но память будет жива. Поэтому вся работа музея направлена на воспитание у учащихся чувства сопричастности к подвигам, ныне уже отдаленным во времени, но близким сердцу каждого человека, высокого сознания личной ответственности за продолжение и умножение славных боевых и трудовых традиций тех, кто принес нашей Родине Великую Победу.
Был составлен конкретный план работы. Для реализации этого плана:
1. Ведется работа по составлению военных страниц семейных историй;
2. Ведется работа тимуровского движения: сбор сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, живущих в поселке Тойда.- Савинов Н.Б.и Савинов С.Б.; посещение их на дому, составление альбомов по результатам их работы;
3. Ведется поисковая работа, организуются записи воспоминаний ветеранов войны и участников трудового фронта.
4. Пишем творческие работы, сочинения, стихи, песни, посвященные Великой Победе;
5. Оформление стенда «Поклонимся великим тем годам!».
6. Проведение школьного фестиваля, посвященного 67-летию Победы;
7. Выставка художественно-прикладного искусства.
8. Классные часы на тему «Мир памяти, мир сердца, мир души!», «Песни военных лет.»
12.Положение о статусе музея истории родного края.
А) Общее положение.
Краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов- источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность.
Б) Цели и задачи.
Краеведческий музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
В. Организация музея.
Открытие музея оформляется изданием приказа главы администрации Сергеевского поселения по представлению инициативной рабочей группы.
Музей организуется в старинном здании села на основе систематической работы постоянного актива учащихся, воспитанников и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.
Музей является неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Необходимо сохранить здание для потомков.
Организация музея идет по двум направлениям:
1. Организация детского музейного актива, поисково-исследовательская, экскурсионно- просветительская работа с детьми и взрослыми, взаимодействие с государственными музеями, педагогической, родительской, ветеранской общественностью.
2. Материально- техническое обеспечение текущей деятельности музея: работа с фондами, оформление экспозиций, учет посещаемости и экскурсионной работы в музее, оснащение техническими средствами, ведение инвентарной книги. Инвентарная книга пронумеровывается, прошивается и вносится в номенклатуру под соответствующим номером с указанием сроков хранения (постоянно)
Г) Содержание и оформление работы.
Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач:
пополняет фонды музея путем организации походов, экспедиций, исследований учащихся, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими музеями;
проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематики;
изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
осуществляет создание экспозиции;
проводит экскурсии для учащихся, родителей, , учреждений;
оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;
В целях улучшения организации работы постоянного актива в музее создаются секции (их число, состав и функции устанавливаются общим собранием музея).
Д) Учет и хранение фондов.
Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.
Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии)
Подлинные памятники, находящиеся в ведении музея, подлежат включению в состав музейного учета и учитываются в инвентарной книге краеведческого музея .
Музеи обязаны ежегодно извещать районный музей обо всех поступлениях подлинных памятников.
Материалы, представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на хранение в районный музей , который взамен подлинника должен изготовить музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность представляемого материала. Акт передачи является своеобразной положительной оценкой деятельности музея истории родного края .
В случае прекращения деятельности музея все подлинные материалы, имеющие большую ценность, должны быть передан в районный музей.
Е) Руководство работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием, активом музея.
Совет музея разрабатывает план работы; организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, передовиками промышленного и сельского хозяйства, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива. В помощь музею могут создаваться советы содействия музею. В совет содействия входят учителя, представители шефских организаций, родители. Совет содействия оказывает помощь учащимся-активистам музея в работе, а также способствует установлению связей с научными организациями, государственными музеями.
Стоимость проекта: 500 тысяч.
Приложение:
1.Старинное здание, где проживал управляющий княгини Ганзин.
2. Памятник воинской славы.
3. Грамота на постоянное закрепление памятника воинской славы.
4. Учащиеся МКОУ Тойдинской СОШ участвуют в благоустройстве этого мемориала.
5. Учащиеся МКОУ Тойдинской СОШ выступают на митингах у памятника воинской славы.
6. Грамота.
7. Герой социалистического труда.
8.Орден Ленина.
Рисуем осенние листья
Простые новогодние шары из бумаги
Заяц-хваста
Аэродинамика и воздушный шарик
Чья проталина?