Проект посвящен памятнику "Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские" в г. Нефтеюганске. Раскрывается роль и значение образов Петра и Февронии в духовной культуре современной России.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_petr_i_fevroniya.docx | 61.44 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько лет наш город очень преобразился: идет активная застройка микрорайонов жилыми комплексами, однако большое внимание уделяется и общему благоустройству города (скверам, паркам, площадкам для отдыха и прогулок, которые делают наш город уютным, родным). В течение нескольких лет скульптурный облик города обновился памятниками, скульптурными композициями, которые связаны не только с историей Нефтеюганска, но и с памятными датами, событиями, символами российской культуры. Среди таких скульптурных композиций - памятник Петру и Февронии Муромским, который не просто является смысловым центром Аллеи Новобрачных, но и духовно-нравственным ориентиром в формировании новых традиций и ценностных установок в современном обществе. В связи с этим и была выбрана тема исследовательского проекта: «Скульптурный образ Петра и Февронии Муромских - символ любви, семьи и верности».
Актуальность проекта, прежде всего, обусловлена активной политикой государства в области духовно-нравственного возрождения общества. В рамках общенационального проекта «В кругу семьи» реализуется проект «Скульптурные композиции» (установка скульптурных композиций «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские), а также введен День семьи, любви и верности (8 июля) как официальный государственный праздник. Идеал супружеской пары, праздник 8 июля - это традиции, которые навязаны современному поколению, несмотря на то, что в дореволюционной России семейный праздник в честь святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечался очень широко. В связи с этим в рамках данного проекта мы пытаемся ответить на следующие вопросы: можно ли сегодня говорить о современной скульптуре как о произведении искусства в условиях шаблонности и массового тиражирования? Возможно ли возрождение традиций духовной культуры в современной России? Насколько оправдано введение Дня любви, семьи и верности? Может ли этот праздник стать значимым для молодежи?
В основе исследования - скульптурная группа Петра и Февронии Муромских на Аллее Новобрачных в Нефтеюганске, открытие которой состоялось в 2010 году. Скульптурная композиция в нашем городе появилась недавно, однако сам образ имеет многовековую историю и литературную основу, что определяет ее духовно-нравственное и просветительское значение в городской культуре Нефтеюганска.
Объект исследования: скульптура как вид искусства
Предмет исследования: современная городская скульптура и ее значение в социо-культурном пространстве города.
Цели:
- изучить образы Петра и Февронии Муромских в традициях духовной культуры России и определить их значимость для современного общества;
- подготовить информационно-сопроводительное обеспечение для проведения интерактивных бесед, видео-лекториев, музейных уроков, используя материалы теоретического исследования.
Задачи:
- изучить литературу и интернет источники по данной теме;
- собрать иллюстративный материал;
- определить значение и функциональность скульптуры в современной городской среде;
- изучить литературный образ Петра и Февронии Муромских, проанализировать его роль в духовной культуре дореволюционной России;
- проанализировать скульптурный образ Петра и Февронии Муромских на Аллее Новобрачных в Нефтеюганске, используя материалы интервью с художником и скульптором Косыгиной Д.Ю. (создателем скульптурной группы);
- определить значение памятника в социокультурной среде города, используя материалы интервью с представителем церкви Святого Духа в Нефтеюганске и используя результаты соцопроса.
Смысловой центр проекта - памятник Петру и Февронии Муромским в городе Нефтеюганске, однако логика проекта выстроена таким образом, что позволяет не только провести теоретическое исследование в предметной области искусствознания, но и в области культурологи. Это помогает определить культурно-историческую значимость образов Петра и Февронии в современной России.
В работе над проектом использовались методы получения знаний, характерные для искусствознания, социальных и исторических наук: опрос, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, интервью, искусствоведческий анализ.
В процессе теоретического обоснования проекта были использованы разные типы информации. За основу взяты не только печатные и интернет источники, а также материалы, полученные в процессе интервью с художником и скульптором Косыгиной Д.Ю. (создателем скульптурной композиции Петра и Февронии Муромских в г. Нефтеюганске), иереем церкви Святого Духа в Нефтеюганске отцом Михаилом (М.В. Мелешко). Проведен опрос среди учащихся 9-11 классов МБОУ «СОКШ №4», организовано голосование в социальной сети «Вконтакт» в группе «Кадетское Братство». Большая работа проведена по сбору информационно-сопроводительного материала для организации виртуальной экскурсии или музейного урока.
Проект имеет историко-краеведческую направленность и реализуется на базе историко-краеведческого музея МБОУ «СОКШ №4» города Нефтеюганск.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Современная скульптура и ее роль в городской культуре
Технический и научный прогресс, обусловивший высокие строительный темпы, наращивание территорий городов семимильными шагами, обернулся трагедией для человека, обезличиванием жизненного пространства, потерей его гармонии. Отсутствие внимания к окружению, многообразию, свойственное цивилизации массовости, так или иначе, требует компенсации. Одним из способов восстановления утраченного равновесия в современной архитектуре и градостроительстве стало применение малых архитектурных форм. Их перечень обширен (это и элементы мощения, и ограждения, и места отдыха, и т.д.), и все они имеют немаловажное значение в создании комфортной среды в городе. Особая роль отводится городской скульптуре. Она становится продолжением архитектуры и вызывает неподдельный интерес жителей и туристов.
Примеров тому немало и даже в нашем городе. Администрация муниципального образования много внимания уделяет благоустройству Нефтеюганска, особенно памятным местам. «Монументальные произведения, несущие духовные послания прошлого, остаются в современной жизни живыми свидетелями вековых традиций народов. Человечество с каждым днем осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за их сохранность. Оно считает себя обязанным передать следующим поколениям памятники во всем богатстве их подлинности»[1].
В период 2009-2012 гг. скульптурный облик города обновился памятниками и скульптурными композициями:
Эти памятники и скульптурные композиции не только связаны с историей нашего города, но и с памятными датами, событиями и символами российской культуры, что определяет их значимость для социо-культурного пространства нашего города.
Возникающая к месту и ко времени малая городская скульптура способна преобразить самое заурядное пространство или же усилить существующие достоинства и расставить акценты в насыщенном историческом центре. В идеале малая городская скульптура призвана создать либо подчеркнуть неповторимость и единственность каждого конкретного места, предназначена будить воображение и эмоции. Ведь именно через нее возможна связь архитектуры с изобразительным искусством, которое эстетизирует окружение и жизнь человека, взывая к его чувствам и мышлению одновременно, вносит разнообразие и гармонию, столь необходимые современному человеку.
Скульптурный облик нашего города разнообразен, однако среди садово-парковых скульптур и памятников есть скульптурная композиция, которая требует особого внимания. Она является одном из символов русской духовной культуры и способствует сохранению исторической памяти. Это памятник «Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские» на Аллее Новобрачных. Не смотря на то, что памятник в нашем городе появился недавно, история его образов начинается в XIII в Муроме.
2.2. Многовековая предыстория скульптурного образа Петра и Февронии Муромских
Святой князь Давид (Петри) святая княгиня Ефросиния (Феврония) - Муромские чудотворцы предположительно жили в конце XII – начале XIII века. Благоверный Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Однако князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.
По легенде святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года (по летописям - в апреле 1228 года), приняв перед этим монашеский постриг, с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония стали образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. Повсеместное почитание как покровителей брака получили в XVI веке в связи с выходом в свет «Повесть о Петре и Февронии», написанной Ермолаем-Еразмом после канонизации святых. Повесть эта отличалась удивительной умиротворенностью, простотой и безмолвием и очень быстро стала популярна. Академик Д.С. Лихачев назвал повесть «жемчужиной древнерусской литературы». Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси, об этом свидетельствует множество сохранившихся вариантов текста. В настоящее время известно 8 редакций и более 300 списков. Исследователи неоднократно отмечали вторичное появление этого сюжета в фольклоре.
Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. В митрополичьей грамоте указывалось: «Пети и праздновати в Муроме и повсюду, июня в 25 день, новым чудотворцем благоверному князю Петру и княгине Февронии Муромским». С этого времени Муромские чудотворцы стали изображаться на иконах. В 1560-е годы их образы были включены в роспись Архангельского собора Московского кремля.
Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по указу Ивана Грозного в 1553 году. В дореволюционной России Пётр и Феврония Муромские олицетворяли собой супружескую любовь и верность. В день их поминовения принято было посещать храм с молитвой о любви и семейном согласии. Также это был один из главных общегородских праздников в Муроме. В этот день проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Чудотворные мощи святых Петра и Февронии помогли многим верующим найти свою настоящую любовь, создать и сохранить семью, родить детей до этого бездетным парам. На протяжении веков многие высочайшие особы приезжали поклониться мощам муромских чудотворцев: Иван Грозный, царица Ирина Годунова, Петр I, Екатерина II, Николай I, Александр II. И по сей день, тысячи людей приезжают в Муром, поклониться святым мощам супругов. А священнослужители ведут специальную книгу, в которую записывают чудеса, происходящие с верующими после молитвы Петру и Февронии.
Идея возродить древнюю традицию отмечать День Петра и Февронии возникла у жителей города Мурома. Инициатива жителей Мурома об учреждении 8 июля праздника в День Петра и Февронии была единогласно одобрена 26 марта 2008 года в Совете Федерации России. Идею праздновать День супружеской любви, верности и семейного счастья (именно так правильно называется этот праздник) поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, когда на Межконфессиональном совете встал вопрос, нужен ли России такой праздник, его одобрили представители всех религий, т.к. в любой религии есть правдивые истории о любви и верности, а желание любить, быть любимым и иметь крепкую семью – духовная потребность каждого человека.
Для популяризации праздника в рамках общенациональной программы «В кругу семьи» в XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии Муромским.
2.3. Памятник «Святые благоверным князья Петр и Феврония Муромские» в Нефтеюганске
Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливаются в российских городах с 2009 года, в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи» (программа создана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году). Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Установки приурочиваются к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля). Массовое тиражирование скульптурных изображений православных святых не имеет прецедента в истории Православия.
Противоречит ли скульптурное воплощение святых нормам православия? Ведь для православных статуя - явление чужеродное, а если просмотреть историю становления священных изображений и Византии, и Древней Руси, то практически невозможно найти периода, когда в православных храмах какое-либо значимое место занимала скульптура. Плоскостные изображения, уже в силу своей изначальной условности, имеют большую степень свободы иносказания, чем скульптура. Нуждаются ли святые в скульптурном воплощении? «Безусловно, святые тоже были историческими личностями, и в этом смысле очень важно, чтобы память о них выходила за церковную ограду. Памятник святому, стоящий на площади города или в центре парка - это знак исторической памяти, и они напоминают потомкам о славе и величии предков»[7]. Например, такие памятники как, памятник святому равноапостольному князю Владимиру в Киеве; памятник тысячелетию России в Новгороде, где представлены ее великие созидатели, в том числе многие святые. В Петропавловске памятник небесным покровителям — апостолам Петру и Павлу, памятник Андрею Рублеву перед входом в московский Спасо-Андроников монастырь. Каждый из них — дань глубокого почитания и благодарности предшественникам. Каждый из памятников хранит в себе и побуждает в нас историческую память. А она, как считал А.С.Пушкин, отличает человека от зверя.
Сегодня традиция скульптурных изображений святых возобновляется, такие изображения мы видим не только на площадях городов, но и возле монастырей, церквей. И главным образом, это проявляется в массовом тиражировании скульптурного образа святых Петра и Февронии Муромских.
Изучая процесс установки памятников Петру и Февронии в разных городах России, мы столкнулись еще с одним противоречием, которое в судебном порядке решалось в Пермском крае. Насколько законно устанавливать религиозные объекты в общественных местах с точки зрения российского законодательства? Так прокуратура Пермского края провела проверку по факту обращения правозащитника Дениса Галицкого. Галицкий заявил, что территория, на которой размещен памятник, не предназначена для установки религиозных объектов. При проверке законности установки такого памятника в Перми краевая прокуратура осенью 2013 года пришла к выводу, что скульптурная композиция «не может быть отнесена к объектам религиозного назначения» и установлена она «с целью формирования светских традиций, направленных на укрепление института семьи и брака». Кроме того, инициатором установки скульптуры стала не религиозная организация, а президент Общенациональной программы «В кругу семьи» Александр Ковтунец.
Таким образом, установка скульптурных образов святых не противоречит ни религиозным православным нормам, ни законам светского общества.
В нашем городе скульптура Петра и Февронии появилась благодаря администрации города Нефтеюганска. В 2007 году администрация города Нефтеюганск приняла решение подарить жителям место духовное и примечательное. Неподалёку от действующего храма Святого Духа был заложен первый камень нового храма в честь «Всех Святых». Позднее в сентябре 2009 года градостроительная комиссия рассмотрела проект создания Аллеи Новобрачных, которая по замыслу архитекторов должна была соединить оба храма. Средства на финансирование объекта были выделены в 2010 году ОАО «НК «Роснефть». Памятник и ансамбль металлоконструкций были созданы по проекту скульптора Дианы Косыгиной, отлиты ООО «Кузнечный двор» в Екатеринбурге.
Скульптура установлена на постамент высотой 1,2 метра и представляет собой фигуры Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, стоящих в полный рост. В руках у княгини Февронии смонтирован источник света, подключенный к сети уличного освещения и работающий совместно с фонарями подсветки в зоне установки скульптуры.
Материал изготовления скульптуры – бронза. Материал изготовления постамента – гранит сорта «Imperial red», добытый и обработанный на месторождении в провинции Гуанчжоу, Китай. Стилистика исполнения скульптуры соответствует исторической эпохе жизни Святых Петра и Февронии. Высота скульптуры 2,5 метра.
На постаменте установлены три бронзовые таблички: с названием скульптурной композиции; с молитвой Святым благоверным Петру и Февронии; с отрывком из Евангелие о семье и браке.
И так, наш город один из многих, где был установлен памятник Петру и Февронии. Насколько значим он для нашего города, и можно ли его назвать произведением искусства в условиях массового тиражирования этого образа?
Скульптурные образы Петра и Февронии в городах России устанавливаются в основном возле ЗАГСа, в парках, скверах, в местах отдыха и прогулок горожан, также многие скульптуры были установлены либо в исторической части города, либо возле церквей. Наш город не исключение, памятник является смысловым центром Аллеи Новобрачных, которая соединяет два храма. Аллея Новобрачных и памятник расположены в исторически значимом месте для нашего города – на высоком берегу Юганской Оби, неподалеку от знаменитого «Пяточка». «Пятачок» - часто употребляемое и знакомое каждому старожилу Нефтеюганска название места в зоне береговой части города, где высадился первый десант геологов и строителей в 1961 году. В июне этого же года, на высоком берегу Юганской Оби, на небольшом пятачке твердой земли, окруженном тайгой и болотами, единственном пригодном для строительства месте началась сборка домов на первой улице поселка, названной в честь первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Именно здесь в начале 60-х годов располагался жилой, административный и торговый центр поселка»[1]. Именно здесь началась история нашего города, и именно здесь было суждено зародиться новым традициям.
К концу 2014 года памятники Петру и Февронии были установлены в 50 городах России, и во многих из них установлены однотипные скульптурные композиции, но с разными элементами. Однако в большинстве случаев скульпторы попытались не только выразить свою концепцию, но придать скульптурной композиции черты, характерные только для той местности, которой она предназначена, так характерные черты можно отметить у памятников в Муроме, Волгодонске, Сочи. Также прослеживается стремление скульпторов изобразить святых уже после того, как они приняли постриг - это памятники в Красноярске, Белогорске, Курчатове и др. Наиболее смелые решения (изобразить средствами скульптуры святых) представлены в скульптурных композициях Нижнего Тагила и Омска. В основном, Петра и Февронию изображают как супругов в княжеском обличии. Популярностью также пользуется композиция с ладьей, что символизирует период тяжелых испытаний для супружеского союза. Ни одни из перечисленных вариантов не характеризует скульптуру в нашем городе.
Памятник в Нефтеюганске имеет свои характерные черты. Так свою концепцию описывает Косыгина Д.Ю.: «Концепция такова: Феврония, т.к. она была спасительницей Петра и даже инициатором брачного союза, передает суженому в ладонях свет своей любви, а Петр принимает его и оберегает. Голубь же в христианстве символизирует Святой Дух, т.е. Божественное Вдохновение, а в светской трактовке кротость и мир - поэтому рядом с этими святыми часто изображают голубей. Что до мирской одежды, то я изобразила муромских святых еще до пострига, в момент, когда они решают свою общую судьбу в начале совместной жизни»[11]. Создание семьи - важный шаг в жизни каждого человека, ее создание не должно подчиняться стихийным чувствам, это взвешенный и обдуманный шаг. Этому нас и учит история Петра и Февронии Муромских.
Несмотря на то, что памятник функционирует в культурном пространстве нашего города около пяти лет, уже сегодня можно говорить о сложившихся традициях. «Сегодня, в связи с тем, что праздник официально является государственным, то проводятся церковно-государственные мероприятия. У нас в городе у памятника 8 июля проводится молебен, глава города принимает участие в официальной части торжественного действия у памятника, а движение «Югра Молодая Православная» организует своеобразный ритуал на праздник «послание в небо». Это салют из гелиевых шариков с именами желанных (и так долго ожидаемых) детей»[12]. Также около памятника 8 июля чествуют семейные пары – как только что созданные, так и прожившие в счастливом браке долгие годы. На церемонии чествования «И долог век любви» молодожены и «золотые» юбиляры проходят через ключевые композиционные элементы Аллеи Новобрачных к памятнику святым князьям Петру и Февронии Муромских, где и проходит торжественная часть чествования семейных пар.
Памятник на Аллее Новобрачных несет в себе не только эстетические функции, но и ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы семейного союза. Функционирование памятника Петру и Февронии в культурном пространстве нашего города обеспечивает сохранение исторической памяти, способствует возрождению традиций в современном обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Скульптура на Аллее Новобрачных в Нефтеюганске, посвященная православным святым, называется «Благоверные князья Петр и Феврония Муромские». Это произведение городской садово-парковой скульптуры первоначально не произвело на меня особого впечатления. До работы над исследовательским проектом я знала о Петре и Февронии только то, что есть свадебная традиция - новобрачные возлагают цветы у памятника святым, что есть икона, у которой молят о благополучии в семье и о здоровье детей.
В процессе исследования были определены роль и значение этих святых для культуры нашей страны. Их образ несет в себе духовно-нравственные идеалы семейного союза, он является одним из символов духовной культуры России. История супружеской любви Петра и Февронии, которую осветил в повести Ермолай-Еразм в XVI веке, была очень популярна в дореволюционной России. Их история о том, как, пройдя все трудности и испытания, которые преподнесла им жизнь, эти люди выдержали все и остались, при этом, верны друг другу.
Работая над проектом, я узнала многое о нелегкой судьбе святых. В этом мне помогли интернет ресурс, а также материалы интервью с Д.Ю. Косыгиной, создателем скульптуры, и М.В. Мелешкиным, иереем церкви Святого Духа. Чем больше я узнавала, тем больше проявлялся интерес к исследованию. Огромное впечатление на меня произвела повесть о Петре и Февронии Муромских. Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии - любви сильной и непобедимой, «до гроба». Их союз выдержал многие испытания.
Повесть представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: волшебной сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве. И вместе с тем в повести показан идеал супружеских взаимоотношений от знакомства до смерти. Меня поразила история любви Петра и Феронии: вместе, сообща, они прошли через все невзгоды, жертвуя собой ради любви, ради данного обещания, ради того, чтобы они были счастливы вместе. Образы Петра и Февронии – настоящий символ семьи, любви и верности. Поэтому неслучайно в рамках концепции духовно-нравственного возрождения России в 2008 году 26 марта комитет по социальной политике одобрил праздник «День семьи, любви и верности», который теперь ежегодно отмечается 8 июля.
В процессе исследования также стало интересно узнать: а знает ли современная молодежь о том, что в России появился новый праздник? знает ли современная молодежь о том, кто такие Петр и Феврония? Вместе с преподавателем мы провели опрос среди старшеклассников и организовали голосование в социальной сети «Вконтакт» в группе «Кадетское Братство». Результаты опроса достаточно показательны: всего лишь 15% опрошенных знают, кто такие Петр и Феврония Муромские. Вместе с тем, почти все участвовавшие в опросе знают, что Россия 8 июля отмечает «День семьи, любви и верности», а на вопрос «Как Вы относитесь к 14 февраля - дню Святого Валентина» 90% респондентов ответили, что отрицательно, и, что «нам этот праздник не нужен, у нас есть свой». Результаты соцопроса подтверждают и итоги голосования «Вконтакте». Участникам группы «Кадетское Братство» было предложено определиться с тем, какой именно праздник им больше по душе, даны варианты ответа: 14 февраля (День Святого Валентина - День всех влюбленных) и 8 июля (День Петра и Февронии Муромских - День Семьи, Любви и Верности). Результаты интернет голосования показали, что 66% проголосовали за «День семьи, любви и верности». Это говорит о том, что постепенно идет процесс возрождения традиций, которые были преданы забвению. Не смотря на доминирование в современной культуре псевдоидеалов, традиции и ценности, которые не чужды нашей культуре, вновь обретают жизнь и принимаются современным поколением.
Можем ли мы памятник Петру и Февронии Муромских в Нефтеюганске назвать шедевром городской скульптуры? Наверное, можем! Во-первых, скульптурная композиция на Алее Новобрачных не является шаблоном и создана специально для нашего города, в то время как примерно в 15-ти городах установлены однотипные скульптурные композиции (за это огромное спасибо скульптору Д.Ю. Косыгиной). Во-вторых, он гармонично вписался в социо-культурное пространство города и несет в себе не только эстетическую, но и воспитательную, а также и просветительскую функцию.
Говоря о произведениях искусства прошлых веков, мы постоянно употребляем термин «шедевр». А можем ли мы сегодня назвать шедевры современного искусства, особенно скульптуры? Современное искусство призвано поражать воображение, удивлять, развлекать – это главные критерии к искусству в условиях потребительской культуры. В связи с этим, произведения искусства, которые несут в себе духовно-нравственные идеалы, «разумное – доброе - вечное», призваны сохранять традиции, воспитывать подрастающие поколения на истинных ценностях. Такие современные произведения искусства по праву можно назвать шедеврами.
Информационные источники
Интервью
11. интервью с художником и скульптором Косыгиной Дианой Юрьевной (создателем скульптурной композиции Петра и Февронии Муромских в г. Нефтеюганске)
12. интервью с представителем духовенства в г. Нефтеюганске - клириком храма Святого Духа иереем Михаилом Мелешкиным
3 загадки Солнечной системы
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сказка на ночь про Снеговика
Снег своими руками
На берегу Байкала