Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения.
Вложение | Размер |
---|---|
neformalnye_obedineniya.doc | 117.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Исследовательская работа:
Причины появления современных неформальных объединений
Работу выполнила:
ученица 6 «А» класса
Пихтина Полина
Руководитель исследования:
учитель истории и
обществознания МБОУ «СОШ №12»
Пихтина Ольга Александровна
Астрахань, 2015 год
План работы:
Обоснование актуальности выбранной темы.
Определение цели исследования.
Постановка задач.
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность. Примером такой девиации являются различные неформальные молодежные объединения (неформалы).
Актуальность данной темы вызвана тем, что современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность. Также актуальность в том, что существуют два обстоятельства, обуславливающие необходимость социально-педагогического исследования в данной сфере. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время в нашей стране наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным негативным последствиям в их дальнейшей жизни.
Цель исследования выявление и описание механизмов образования неформальных молодежных объединений, их проявления в жизни общества, формирование стиля и образа жизни в конкретных молодежных субкультурах.
Задачи исследования:
– раскрыть суть неформальных молодежных объединений.
– исследовать разновидности неформальных молодежных объединений.
– выявить причины возникновения молодежных субкультур.
1. Теоретический анализ возникновения неформальных обществ.
В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на то, что должен включать в себя термин «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предполагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи – различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые – социальное творчество.
Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Однако критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Существует довольно сложная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются ассоциальным поведением (антиобщественные поступки). Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности, которую целесообразно назвать общественной вредностью. Если же нарушаются не только моральные нормы, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным поведением, к которому относят хулиганство, хищения и другие преступления.
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды отклоняющегося (девиантного) поведения:
Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др.
Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. При «первичной девиации» на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться. На втором уровне отклоняющегося поведения (вторичная девиация), окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия. При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами. Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.
Неформал (русский толковый словарь) - член неформальной, официально не утвержденной организации, группы. В неформальной среде существует множество неформальных движений: хиппи, панки, металлисты, гранжеры, растаманы, толкиенисты и др.
Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни (советский энциклопедический словарь). Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе – об этом знают многие. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20-х годах в Германии. Молодые люди объединялись в группы под названием wandervogel . Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь.
Это одно из старейших неформальных течений молодёжной субкультуры. Незабываемые 60-е годы, "эпоха цветов". Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х, на самом деле победила. Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы. Хиппи, как известно, дети цветов, и немудрено, что они обожают все яркое, цветастое. Настоящий «хипповский прикид» обычно является произведением искусства, и, конечно же, - вершина хиппового самовыражения – феньки. Само слово произошло от вольной интерпретации английского "thing". Первоначально так назывались любые мелочи, которые дарили друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Фенька - не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку. Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор. Феньки используются у супругов-хиппи вместо обручальных колец. Главное, что объединяло, что заставляло людей называть себя хиппи была идея – пацифизм. Само слово “пацифизм” происходит от латинского “pacificus” (умиротворяющий), и очень часто пацифизм толкуется как “борьба за мир” и стремление жить без войны.
Существуют группы (объединения), неформалов, взаимосвязанные между собой и насчитывающие в общей сложности десятки тысяч сторонников, распространенные во многих крупных городах, имеющие более чем двадцатилетнею историю и субкультуру. Это движение выработало собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и множество фольклорных историй, повествующих о деяниях легендарных хиппи. Это движение опирается на достаточно разработанную идеологию, впитавшую в себя элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, экзистенционализма, современного оккультизма, призывы авангардистов и ультралевых “бунтарей”. И все же бытует мнение, что хиппи как явление остались в прошлом и в наше время их просто не существует. И если же и есть люди следующие идеям хиппи, то идеи эти упрощены до неузнаваемости.
Они путешествуют автостопом, стритуют с гитарами и флейтами на людных улицах, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, сочиняют песни, живут с любовью и ради любви. Быть хиппи - это еще один путь, путь любви реальнее многих прочих, и этот путь имеет сердце.
Панк культура (хотя уместнее будет сказать – антикультура) возникла практически одновременно с хиппи – в начале 60-х годов в США. Первоначально она называлась “гаражным роком”, оттого, что начинающим музыкальным панк группам некуда было податься, кроме гаражей.
В России панков можно разделить на несколько категорий: пионеры, бывалые панки, nazi-панки, прогрессивные панки. У нас они появились в начале 80-х, в противовес культуре хиппи. Это были начинающие панки ( или пионеры). Их вид ужасал окружающих: рваные джинсы, косухи, банданы, ирокезы. Для панк-моды, какой бы она не была (а многие панки принципиально против моды), характерны черный цвет, тяжелые рабочие ботинки и короткие или необычные прически (гребни, всклокоченные волосы или скинхедовская стрижка наголо). Иногда волосы красятся в необычные цвета. Наклепки с названиями групп и панк-лозунги отличают кожаные куртки панков от других субкультур. Внешний вид, однако, весьма разнообразен: не одежда делает панков панками.
Панк обладает следующими характеристиками: неравнодушие, предпочтение столкнуться скорее с враждебностью, чем с самодовольным безразличием. Близость к рабочему классу стилем и позицией, хотя и не всегда социально-экономическим происхождением. Несогласие, странность, стремление вызвать шок, абсолютный реализм, направленность против лицемерия, напыщенных фраз, желание столкнуть людей носом с реальностями, которых они не хотят признавать. Сердитость, агрессивность, жестокость, драчливость - однако это поза вытекает из внутренней ранимости, ибо архетипичный панк молод, тщедушен, беден, бессилен и очень хорошо это осознает. Скептицизм, особенно по отношению к властям, романтике, бизнесу, школе, средствам массовой информации, обещаниям и будущему. Социальный критицизм, неравнодушие к политике, симпатия к людям вне закона, анархизм, антимилитаризм. Свободное выражение чувств, подвергаемых цензуре в вежливом обществе. Неприятие героизма, имиджа рок-звезды. Презрение к респектабельности и карьеризму. Развитое чувство юмора и ирония (часто по отношению к себе), которая и спасает панк. Тяга к уму и насмешка над глупостью. Открытая сексуальность, нередко непристойность. Позитивное отношение к бисексуалам, гомосексуалистам и сексуальным экспериментам. Враждебность к официальным религиям, но не редко глубокая духовность. Дезорганизованность и спонтанность, но крайняя энергичность. И - превыше всего - честность. Они любят критиковать друг друга, но сплачиваются перед лицом общей враждебности остального мира.
Быть панком - это приключение. Панки - изгои по собственному выбору, по привычке или необходимости, которых тошнит от реальных ценностей общественного порядка. Они презирают большинство, которое критикуют панки за подверженность манипуляциям со стороны средств массовой информации, как не думающих, не ведающих, бредущих по жизни во сне, конформистских, управляемых модой овец, которых ведут к мягкому экономическому рабству и военной битве. Возможно, панки не в состоянии изменить мир, но они преданы идее создания острова свободы, общества инакомыслия и эксперимента, и они полны решимости не идти ко дну вместе с утопающей цивилизацией без вопля протеста, сердитого потрясения кулаками и проклятий бесчеловечным богам наверху.
Три Врага настоящего панка
1. McDonalds - проявление капитализма. Есть миллионы людей которые едят напичканное вредными пищевыми добавками мясо - это обман, а есть места где это все происходит и эти места пользуются популярностью во всем мире и это пресловутый капитализм, который панки НЕНАВИДЯТ
2. «Я скорее съем свой телевизор, чем переключу на МТВ» - поет Московская панк-рок группа Смех. Настоящие панк группы клипов не снимают, а если и снимают, то на МТВ их не за что не отдают. Появиться на МТВ для настоящего панка значит продаться.
3. Бритоголовые нацисты и панки на дух друг друга не переносят. Ведь анархия, которую пропагандируют панки полная противоположность строгому фашистскому порядку.
“Анархия – мать порядка” - это девиз, объединяющих всех панков-анархистов. Но что же такое анархия? Для нас это хаос, отсутствие всякой власти, а для них это цель к которой они стремятся, свобода.
Анархизм борется за уничтожение эксплуатации и угнетения в обществе. Их цель – изменить общество так, чтобы каждому была предоставлена возможность саморазвиваться. Понятие человек – всего лишь биологическое понятие, для анархизма есть только личность. В свою очередь личность – это человек, осознавший себя как живой предмет. И предметом их веры служит не “Бог”, а вера в личность. Анархизм является нерелигиозной философией. Азы теории начинаются с критики религии, т.к. для них это черта авторитарного общества. Для них верить в Бога безнравственно, т.к. вера в него допускает существование самого главного существа. А среди панков не бывает “главного” или “вожака”, они все равны между собой.
Ещё одна черта анархизма – это антигосударственность. Панки никогда не боролись, и не будут бороться за государственную власть. Уничтожение государства интересует их потому, что вместо него они хотят создать иные социальные институты. В нашем мире личность ежедневно подвергается эксплуатации и угнетению – и таких личностей большинство. Анархистский феминизм выступает за равенство прав женщин и мужчин, которое возможно только в безгосударственном обществе. Каждому члену общества при рождении должны быть предоставлены равные возможности. В анархистской философии не существует “свободы для”, а существует лишь “свобода от” - отчего-либо.
Наше современное общество ещё не готово к анархии. Чтобы ни от кого не зависеть, а в первую очередь не зависеть от государства нужно сделать ещё один шаг вперёд. Мы не привыкли быть самостоятельными, так же как и быть пацифистами. Само слово анархия пугает многих людей, т.к. под ним они видят лишь один беспредел, но если подумать, то гораздо больший беспредел творится сейчас!
Впервые Skin-Head`s появились в Великобритании в середине 60-х годов. Скинхедами была рабочая молодежь с задворков городов, именовавшая себя "working class kids" ("рабочая молодежь").
Традиционные Скинхеды, тех лет выглядели почти одинаково: короткая стрижка, подтяжки, джинсы и тяжелые ботинки на большой шнуровке (про которые сами же скинхеды шутили «А ботинки у нас такие потому, что Лондон тонет в дерьме»), но весь этот «прикид» не был придуман специально для драк как утверждается во многих источниках. На самом деле большинство скинхедов занимались тяжелым трудом. Тем, кто работал с ручными лебедками в доках, требовалась прочная и удобная одежда, способная, прежде всего обеспечить их безопасность. Ботинки с крепким стальным носком могли предохранить ноги от падения ящиков или других тяжелых предметов, подтяжки прижимали одежду к телу и не давая ей возможности зацепиться за что-нибудь. Джинсы или простые холщовые штаны из крепкой ткани имели крепкие двойные швы, и, наконец, рубашка и куртка имели накладки на плечах, предохраняющие рабочих от дождя и сырого морского ветра. В дни футбольных матчей надевались шарфы, шнурки и подтяжки разных цветов - красные, белые, синие, которые соответствовали цветам их любимых команд. С расцветом футбольного хулиганства в употребление вошли темно-зеленые ветровки "Alpha Jacket" (пилот), позволявшие легко выскальзывать из рук соперников. Так одевались в дни футбола, а на концертах и на улице носили обычные куртки, часто джинсовые, черные подтяжки и черные шнурки. Появление в такой одежде на улице означало вызов обществу. Скинхеды любили, драться, играть в футбол на улице, и отдавали свое предпочтение небольшим подвальным клубам в которых они пили пиво и веселились под музыку.
Первоначальное музыкальное направление, которое очень нравилось скинхедам было Ска и рокстеди называемые в те времена "музыкой улиц" которую играли в основном приезжие с Ямайки. Но в 70-х годах у скинхедов появился свой музыкальный стиль совместивший в себе Ска, рокстеди и буйствующий в это время панк, позже называнный музыкальным журналистом Гари Бушелем, Oi. Но все было не так уж и прекрасно, скинхедов недолюбливали, за их гордость и честность, что они ставили превыше всего, и за их хулиганские выходки, ведь они часто дрались. И главный принцип всей идеологии скинов это полное отрицание всего, в том числе и политике. Из-за которой в будущем скинхедов стали путать с Бритыми, в следствии того, что "Нац. фронт" мечтавший в то время в Великобритании занять место в парламенте, обратил внимание, на бесчинствующие молодежное движение. Для выигрыша в выборах партия решила войти в доверие Скинхедов и тем самым заручиться поддержкой молодежи. Для этого они «купили» несколько Oi групп популярных среди Скинов и те стали петь, об Арийской расе, Белой силе, нацизме и расизме. Но этого было маловато для охвата большинства Скин-объединений. Тогда Национальный Фронт купил прессу, которая моментально стала писать, о патриотической молодежи, борющейся за свою родину (случаи на рассовй почве были известны в те времена когда Скинхеды вместе с чернокожими ходили драться с приезжими Пакистанцами) и свободу, это и привлекло мало понимавшую в расизме молодежь. Просто Скинов купили, превратив их из неформального движения протестующего против политики в ПОЛИТИЧЕСКУЮ организацию, хоть "Национальный фронт" и проиграл свои выборы в парламент, но мутацию Скин культуры в субкультуру все же выиграл. Бритых было не остановить и к середине 90-х годов они появились во всех европейских странах...
В восьмидесятые годы в США, вскоре после того, как там начала развиваться наци-сцена, появились "шарпы" - одна из уличных банд. Слово "SHARP" означает "Skinheads Against Racial Prejudices", то есть "Скинхеды Против Расовых Предрассудков". Шарпы были тоже традиционными скинхедами, только более деятельными. Они ценили свою историю и слушали традиционную скинхедовскую музыку - рокстеди, реггей и ска. С самого начала они невзлюбили Бритых - сражались с ними на улицах, мешали делать концерты. Шарпы старались донести до людей знания о том, кто такие скинхеды на самом деле. Шарпы гордились тем, что и в их сердцах горит огонь, зажженный скинхедами в далеком 1969 году. Название "SHARP" придумал парень по имени Маркус, он же был первым, кто сделал себе такую нашивку.
Выражением крайнего отчаяния и протеста была возникшая на грани 60-х и 70-х годов «революция озарения посредством наркотиков». Утверждалось, что лишь путем систематического употребления наркотических средств становится возможным развитие чувственности, «раздвижение» познания мира, установление связей между людьми. Для многих молодых людей в этом и сегодня видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем.
В эти же кризисные годы молодежного движения возникают разнообразные секты. Они стремятся «евангелизировать контркультуру». Получают так же распространение и другие религиозные взгляды и верования, особенно связанные с индуистской философией.
В 70-е годы возникают и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии, защиты прав женщины, безработных и так далее. Молодежь проводит компании: «Рок против правых!», «Нет стартовым площадкам для третьей мировой!». Таким образом, насущные, животрепещущие проблемы современного общества попадают в центр внимания молодежи, активно включающейся в движение протеста.
С середины 70-х годов в развитых капиталистических странах распространяется движение рокеров. Это преимущественно молодые люди из низкооплачиваемых семей, рабочие и учащиеся. Рокеры всегда с мотоциклами. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными в своих рок-клубах.
В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное движение - киберпанкизм.
Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные объединения. Они хотят использовать ее для установления связи искусства и науки, литературы и промышленности. Киберпанки поняли: или мы подчиним технику себе, или она подчинит нас, это говорит, что нельзя сводить сущность неформального молодежного движения к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего хотящий», «похотливой и развратной» молодежи. Понятно, что преломление в сознании и воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным, нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные объединения под влиянием слепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Этого любое цивилизованное общество терпеть не должно.
Впервые упоминание о неформальных объединениях встречаются еще в Древней Греции, однако число, структура и сущность, как «неформалов», так и уличных группировок менялись в различные исторические периоды. Движение «неформалов» развивалось волнообразно, охватывая территории целых государств. Эти изменения, как правило, совпадали с изменениями социально-экономической, политической, культурной и других сфер и особенно во времена резких социальных потрясений.
Первый всплеск неформальных движений в СССР происходит в 20-е годы, и их диапазон был достаточно широк от «тимуровских» команд, до «тишинских» ребят. Следующий этап развития неформальных молодежных объединений пришелся на период «оттепели», в этот период наиболее большое распространение получили клубы самодеятельности и туристической песни, в целом их представителей называли «шестидесятники». В конце 60-х годов возникают первые объединения хиппи, резко выросло число сторонников рок-музыки. В период застоя в 70-80 годах, в период социальной демагогии и формализма происходит новый толчок развития неформальных молодежных объединений. В период перестройки деятельность неформальных движений стихает, на данном этапе начинают активизироваться уличные и досуговые неформальные объединения.
Многие специалисты видят одной из причин возникновения неформальных объединений в резких изменениях связанных с научно-техническим прогрессом, урбанизацией населения. В этих условиях затрудняется и искажается процесс социализации человека, особенно молодого.
В этой ситуации основной объект социализации, семья, утрачивает свои механизмы воздействия на подростка и отдельные виды неформальных объединений, клубы притягивают к себе тех несовершеннолетних кто не смог вписаться в структуру окружающего сообщества.
Также существенную роль играют и такие факторы, как влияние зарубежной культуры, моды и ошибки в системе воспитания и образования.
Важным фактором, оказывающим влияние на неформальные объединения, является позднее взросление социально или психически и инфантилизм определенной части молодежи. Таким образом, причин способствующих зарождению неформальных объединений достаточно много, но основной остается проблема возрастающего недоверия молодых людей по отношению к миру взрослых и естественное желание идти своим путем развития, максимально самореализуясь и самоутверждаясь в условиях современного мира.
Специалисты для определения такого понятия, явления, как неформальные объединения несовершеннолетних используют различные определения:
Во всех этих случаях основными характеристиками данного социально-психического феномена является самодеятельность и организованность. В данной ситуации необходимо помнить, что мы имеем дело с объединениями молодежи или несовершеннолетними, сформированными на принципе самодеятельной инициативы, имеющие различную степень организованности и определяющие не всегда достаточно четкую и последовательную структуру.
Структура неформального молодежного объединения: состоит из актива или ядра включающего и лидеров, а также пассива, то есть переменного состава и примыкающих, сочувствующих, которые, как правило, смутно понимают программу и основные идеи руководителей группы, чаще всего их привлекает внешняя атрибутика, желание быть не такими «как все», принадлежность к команде и чувствовать себя защищенным.
Лидерами неформальных объединений становятся лица более старшего возраста.
Классификация «неформалов» многими специалистами оценивается, как сложное явление, так как процессы, происходящие в данной среде динамичны, неустойчивы и противоречивы.
Остановимся на наиболее распространенной классификации неформальных объединений молодежи:
1) собственно неформальные объединения молодежи, которые имеют четкую структуру, атрибуты отличия от других объединений, определяющих программу и идеологию.
2) «псевдоформальные объединения»- группы несовершеннолетних и молодежи, которые только относят себя к «неформалам», либо окружающие относят их к неформальным объединениям из-за внешних признаков и незнания существа проблемы.
Подростки данной группы подражают или пытаются подражать различным видам неформальных объединений молодежи следуя при этом моде или искренне желая быть неформалом. В данной ситуации члены данных групп вносят путаницу в сознание подростков, а также в деятельность заинтересованных лиц и организаций, заменяя при этом более или менее конкретные, не всегда истинные идеи и программы псевдоидеями, а главное псевдодеятельностью.
3) «досуговые» объединения (уличные). Они в настоящее время все больше доминируют. Данные объединения - это нестабильные группы подростков и молодежи формирующейся по террориториальному признаку и значительно реже по учебно-производственному принципу и имеющие своей целью обеспечение общения, досуга, защиты «своей» территории и выяснение отношений с «чужими».
Данные объединения требуют особого внимания и контроля, так как очень часто трансформируются в антиобщественные, противоправные и даже преступные формирования.
По социально-правовому критерию действующие сегодня неформальные объединения молодежи подразделяются на:
1. просоциальные (положительной направленности) способствуют повышению позитивной, социально-активной молодежи. К ним относятся клубы самодеятельной песни, коллекционеры, творческие ассоциации, фонды молодежной инициативы, движения за охрану природы («Green Peace», «Флора» и другие), объединения воинов-запаса («афганцы», «чеченцы» и другие).
2. асоциальные (нейтрального типа), с развлекательной направленностью создаваемые для проведения досуга. Данные группы балансируют на грани дозволенного и в ряде случаев частично или полностью переходят в разряд антисоциальных: «бешеные металлисты», «панки», «фанаты» и другие.
3. антиобщественные (отрицательной направленности). Представители данных групп находят альтернативу фактам нарушения социальной справедливости, недостаткам в обществе, актам вандализма, хулиганства, то есть в откровенном вызове обществу.
Наиболее заметными представителями этой группы являются: «гопники», «скинхэды», «чистильщики» и другие. Как правило, названия данных объединений говорят сами за себя и раскрывают основную цель их деятельности, а точнее псевдоцель по борьбе за справедливость, очистку общества от тех, кто, по их мнению, мешает развитию общества. Антисоциальные объединения носят ярко выраженный агрессивный характер. “Банды” – это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.
Социально-экономические причины создают предпосылки для возможных различных по степени и характеру отклонений от нормы, которые чаще всего наблюдаются в социальной непригодности, неприспособленности личности и выражаются в следующих признаках:
- пренебрежительное отношение к своим домашним и школьным обязанностям;
- бегство из школы и дома;
- безделье, бродяжничество;
- группирование с детьми, имеющими отклонения в поведении;
- агрессивное отношение к другим людям;
- употребление спиртных напитков, наркотиков;
- кражи, драки, убийства;
- попытки суицида.
При этом в разных условиях роль социально-экономических причин неодинакова.
Например, в одном исследовании приводятся следующие данные: из 1000 мальчиков в возрасте от 10 до 17 лет имеют антиобщественное поведение:
- жители села – 5,1%;
- жители небольших городов- 14,4%;
- жители больших городов- 22,9%.
2. Исследование причин формирования подростковых неформальных объединений.
Ученые проанализировали причины участия подростков в неформальных группах: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность. А также оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях .
Например, в Санкт-Петербурге проанализировали 40 дворовых «тусовок», в которых 70% были юноши, 30% -девушки, в основном несовершеннолетние подростки. Результаты указывают, что первостепенная причина ухода подростков в неформалы: потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в «неформалы» тот, кто не знал, как жить дальше.
Итак, можно выделить следующие причины возникновения неформальных объединений:
– вызов обществу, протест,
– вызов семье, непонимание в семье,
– нежелание быть как все,
– желание утвердится в новой среде,
– привлечь к себе внимание,
– не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране,
– копирование западных структур, течений, культуры,
– религиозные, идейные убеждения,
– дань моде,
– отсутствие цели в жизни,
– влияние криминальных структур, хулиганство,
– возрастные увлечения.
Среди учащихся старших классов МБОУ «СОШ №12» было проведено анкетирование, с целью ознакомиться, что же в принципе известно ученикам 8, 9, 10, 11 классов о неформальных течениях:
На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы: в большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познание в области девиантного поведения, неформальных течений, да и неформалов как таковых. Результатом дезинформации в данной области является предвзятое, резко негативное и во многом неверное представление и отношение к неформальным объединениям и отдельным представителям молодежных течений. В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит человека у которого есть определенные проблемы или комплексы, «плохого человека». Причем, как показало тестирование, в каждом из опрашиваемых классов хотя бы один из учеников причислял себя к какому-нибудь неформальному течению и не скрывал этого от своих одноклассников. При заполнение анкет ни один из учеников не подумал о том, что представитель того или иного молодежного объединения в данный момент находится с ним в одном помещение. В одноклассниках-неформалах ученики видели обычного человека, и им была безразлична его внешность, музыкальные пристрастия и мировоззрения.
Думаю, результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования старшеклассников в области не только современной культуры, но и субкультуры. Быть может, следует подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществознания или культурологии (в классах с гуманитарно-эстетическим образованием). Это поспособствовало бы развитию толерантности у молодых людей по отношению к отличающимся от них людям.
Современные научные концепции поддерживают мнение о том, что путем систематического воспитания, можно воздействовать на социальные и психологические предпосылки в развитии ребенка. Воспитание и обучение в школе играет большую роль в предотвращении некоторых факторов, создающих негативные предпосылки для развития. Поэтому, одной из главных задач в работе по профилактике возможных отклонений в развитии ребенка мы считаем повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Для решения этой задачи в нашей школе предусмотрено проведение семинаров-практикумов для педагогов и тематических родительских собраний и классных часов.
Молодёжные движения - это необходимый этап развития России, как государства, который принёс собой не только отрицательные черты. Субкультуры наглядно показали, что необходимо больше уделять внимания развитию подрастающего поколения и понимать всю важность проблемы. По моему мнению, на данный момент эта проблема очень даже насущна и актуальна. Я рассказала только о наиболее массовых и известных неформальных объединениях, а данные мною оценки справедливы лишь на момент написания работы. Они могут, и вероятно, будут меняться, поскольку меняются сами неформальные движения. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас – нашей поддержки или нашего неприятия того или иного объединения.
В заключение данной работы можно сделать несколько выводов:
Многие молодёжные движения в России стали культурной инсценировкой. Возникшие на западе субкультуры были перенесены в Россию, где с лёгкостью прижились и впитали в себя особенности русского менталитета.
Субкультуры в России могут занять центральное место в воспитании нации, особенно, когда государство задумалось о необходимости образования различных спортивных школ, кружков, развивающих потенциал подростка вплоть до организации в школе внеурочной деятельности.
Я рассказала только о наиболее массовых и известных неформальных объединениях, а данные мною оценки справедливы лишь на момент написания работы. Они могут, и вероятно, будут меняться, поскольку меняются сами неформальные движения. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас – нашей поддержки или нашего неприятия того или иного объединения.
Поднимая, эту сложную проблему, я стремилась показать, что наступила пора повернуться к неформалам лицом. Они сегодня реальная и достаточно мощная сила, которая может способствовать или препятствовать развитию общества и государства.
Список литературы:
1.Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.М.,2000
2. Б.С. Волков Психология ранней юности. М., 2001
3. Журнал «Классный руководитель», № 6, 1999
4. Журнал «Классный руководитель», № 5, 2001
5. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990
6. Инициативные, самодеятельные молодежные движения. – Л.: Знание, 1991.
7. Ю.А. Клейберг Психология девиантного поведения. М., 2001
8.Кон И.С. Молодежь. БСЭ. 3-е изд.
9.Молодежный Вавилон – М.: Мол. гвардия, 1989. –
10.Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
11. Газета «Школьный психолог», № 3- 2003
Нечаянная победа. Айзек Азимов
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Тигрёнок на подсолнухе
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Земля на ладонях. Фантастический рассказ