Цель работы – исследовать виды и значение волшебства в книгах (на примере серии произведений Дж.Роулинг о Гарри Поттере) и в обычной жизни. В своей работе автор выясняет лексическое значение и этимологию слова «волшебник», составляет словарь заклинаний в книгах о Гарри Поттере, наблюдает и объясняет, какую роль они играют для раскрытия главной идеи произведения, а также пытается применить полученные знания о волшебстве в жизни. Работа отличается неординарным подходом к исследуемой проблеме, глубиной и продуманностью изучения выбранного материала.
Вложение | Размер |
---|---|
makaeva.docx | 42.89 КБ |
Средняя общеобразовательная школа 137
Научно-исследовательская работа
«Есть ли в жизни место волшебству?»
Выполнил: Макаева В., 4А класс
Учитель: Макаревич Л. В.
Введение
С раннего детства мама говорила мне, что волшебства в жизни не бывает, что чудеса и волшебные приключения происходят только в сказках. Я задумалась о том, правы ли взрослые, говоря, что в нашем мире нет места волшебству. Ведь если его совсем-совсем не существует, почему оно так часто встречается в книгах, а все дети, а часто и взрослые тоже (хоть и не признаются в этом) ждут волшебства. Итак, я должна ответить на вопрос, почему все мы ждем чуда, почему у каждого человека есть своя волшебная мечта?
Цель работы: исследовать виды и значение волшебства в книгах (на примере серии произведений Джоан Роулинг о Гарри Поттере) и в обычной жизни.
Задачи работы:
- выяснить лексическое значение и этимологию слова волшебство;
- составить словарь заклинаний в книгах о Гарри Поттере;
- понаблюдать, какую роль они играют для раскрытия главной идеи произведения;
- попытаться применить полученные знания в обычной жизни.
Я составила следующий план работы:
1. Узнать у родителей и одноклассников, верят ли они в волшебство.
2. Ответить на вопрос, что может быть названо словом «волшебство» и в каких случаях мы используем это слово.
3. Проанализировать, как в произведениях художественной литературы может быть выражено волшебство.
4. Исследовать волшебные заклинания в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере.
4А. Составить словарь заклинаний, используемых героями книг.
4Б. Сделать анализ тех эпизодов, когда герои прибегают к волшебству и объяснить, какую роль эти фрагменты играют в произведениях.
5. Подумать, зачем нужно волшебство в обычной жизни.
Исследовательская часть.
Этап 1
Я решила узнать, верят ли окружающие меня люди в волшебство и чудеса.
Сначала я спросила об этом своих родителей. По их мнению, чудом обычно называют удачу, но она приходит только к тем, кто много трудится и работает над какой-то проблемой. И когда эта проблема наконец-то разрешается, мы обычно говорим, что произошло чудо, но точнее было бы использовать слово «достижение». В качестве примера папа рассказал мне «чудо», случившееся с известным русским химиком Д. И. Менделеевым, который свое открытие – Периодическую таблицу элементов – увидел во сне. Папа утверждает, что если бы Менделеев много лет не думал над проблемой строения атомов, если бы его мозг не был увлечен этой задачей, то ничего просто так во сне химик бы и не увидел. С папой было сложно не согласиться, однако мне по-прежнему казалось, что волшебство в мире существует.
Бабушка и дедушка были менее прагматичны. Они прожили долгую, трудную жизнь, но всегда были вместе, поддерживали друг друга. И бабушка, и дедушка ответили мне одинаково, сказав, что настоящим волшебством была их встреча, возможность вместе прожить всю жизнь, вырастить детей и радоваться внучкам.
Моим одноклассникам вопрос про волшебство показался очень увлекательным. Они вспомнили, что в детстве верили в Деда Мороза и Снегурочку, в то, что по ночам игрушки оживают, в то, что если ты будешь лежать, а через тебя кто-то переступит, ты никогда не вырастешь и т.п. Многие из них до сих пор верят, что в пятницу тринадцатого лучше не ходить в школу (это как бы анти-волшебство), а еще боятся темноты – потому что темнота кажется им живой.
Мне было понятно, что одноклассники перепутали суеверие и волшебство, но это никак не помогло мне ответить на вопрос, существует ли волшебство и зачем оно необходимо человеку. Тогда я решила воспользоваться лингвистическими методами.
Этап 2
Итак, чтобы определить, что такое волшебство, я воспользовалась толковыми словарями.
Прежде всего, я обратилась к толковому словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, наиболее распространенному. В нем существительное волшебство имеет два значения, прямое и переносное:
1. Колдовство, ворожба.
2. перен. Чарующее действие кого-чего-нибудь.
Как мы видим, в этом словаре определение лексического значения строится на подборе синонимов, но, мне кажется, волшебство и колдовство – разные понятия. Поэтому я обратилась к другому словарю – «Большому толковому словарю русского языка» (главный редактор – С. А. Кузнецов). Несмотря на то, что в нем приведено не два, а целых три значения слова волшебство, разницы между колдовством и волшебством в нем тоже не проводится:
1. В сказках: действие (действия) волшебника; колдовство. Всё исчезло, как по волшебству.
2. обычно мн.: волшебства, -шебств. Волшебные превращения; чудеса.
3. Чарующее действие кого-либо, чего-либо; очарование. Волшебство искусства.
Тогда я решила сравнить этимологию этих слов
В этимологическом словаре М. Фасмера сказано, что слово волшебство происходит от слова волхв, что было вполне ожидаемо, так как его внутренняя форма просматривается до сих пор. Происхождение же слова колдовство намного сложнее. Родственными являются польское слово koɫdun, означающее «пирожок из сырого мяса», и чешское kaldoun, значащее «гусиные потроха». Мне кажется, что именно с происхождением слов связано то, что слово волшебство кажется нам имеющим позитивное значение, а колдовство – негативное. Слово волшебство связано с одним из величайших христианских праздников – Рождеством Христовым, с историей о поклонении волхвов младенцу Иисусу. Слово же колдовство связано с предметной магией, с человеческими материальными потребностями.
Таким образом, мне кажется, можно сделать вывод о том, что волшебством мы называем те необычные события, которые связаны с нашей душевной жизнью, нашими духовными, эмоциональными, нравственными, этическими и эстетическими потребностями. Колдовство же для нас – то, что связано с материальными удовольствиями, обыденной жизнью.
Этап 3
Неожиданное подтверждение этому выводу я нашла в первой книге из цикла, написанного Джоан Роулинг – «Гарри Поттер и философский камень».
Когда Гарри и его друзья преодолевали все те защитные чары, которыми был защищен дарующий вечную жизнь философский камень, Рон был ранен в ходе шахматной партии. После этого Гермиона соглашается, что встретиться с Волан-де-Мортом Гарри должен один на один, и читатель встречает на страницах книги следующий диалог:
- Все будет хорошо. Ты волшебник, Гарри, великий волшебник.
- Не такой хороший как ты.
- Я? Колдовство… Есть более важные вещи. Дружба и смелость… Гарри, береги себя!
Таким образом, своим знаниям, умениям и сообразительности, умению быстро реагировать и находить выход из самых сложных ситуаций Гермиона дает определение колдовство. Внутренней силе Гарри, его нравственным достоинствам она дает название волшебство.
Поэтому я задумалась над тем, а какие же формы принимает волшебство во всем цикле Джоан Роулинг.
Больше всего в этих книгах того, чему мы вместе с Гермионой дали название колдовства. Чтобы облегчить жизнь волшебникам, используются самые разные заклинания. Можно выделить следующие типы заклинаний:
Боевая магия – различные ранящие и убивающие заклятия.
Защитная магия – заклинания, защищающие от нападения.
Левитационные чары – разнообразные чары, связанные с полётами.
Магия стихий – чары, работающие непосредственно с огнём, водой, воздухом и землёй.
Медицинские заклинания – лечащие заклинания и заклинания, облегчающие уход за больными.
Ментальная магия – магия, работающая с мозгом жертвы.
Отменяющие заклинания – заклинаний, отменяющие действия предыдущих заклинаний.
Световые чары – призыв света.
Хозяйственные чары – заклинания, наиболее часто использующиеся в домашнем хозяйстве.
Но в книгах есть и другой тип магии. Один из самых ярких ее примеров – то волшебство, которая использовала мама Гарри Поттера, Лили Поттер, чтобы защитить своего годовалого сына от злого волшебника. Она не произносила заклинаний и не взмахивала волшебной палочкой, но она пожертвовала своей жизнью ради жизни сына.
Этап 4А
Итак, сначала я решила составить словарь всех заклинаний, которые используются героями книг о Гарри Поттере. Материалы Интернета позволили мне также ответить на вопрос, каким образом эти заклинания образованы. Заклинания условно можно подразделить на две группы: заклинания, в которых использованы латинские, греческие и даже арамейские слова и заклинания, и те, в которых использован родной язык волшебника (для героев «Гарри Поттера» это, естественно, английский, все встречающиеся «остолбеней», «обезъяз», «оглохни» — не что иное, как перевод). Также все заклинания могут быть как произнесены вслух, так и сказаны про себя (так называемые «невербальные заклинания»). Для некоторых заклинаний невербальное произношение является обязательным условием.
Словарь заклинаний.
Авада Кедавра – убивающее заклятие. Нет противодействия. Заклинание запрещено Министерством магии, является непростительным заклятием. Представляет собой луч зеленого пламени. На арамейском языке Авада означает «Я уничтожаю/убиваю», Кедавра – как я сказал. Таким образом Авада Кедавра переводится как «Я уничтожаю своим словом».
Авифорс – противник превращается в птицу/стаю птиц/стаю летучих мышей.
Авис – заклятие призыва птиц. Создаёт стайку птиц. С латинского Avis (авис) – переводится как «птица».
Агуаменти – заклятие вызова воды. Может также применяться для тушения пожаров и питья, так как вода абсолютно чистая. Очевидно, что адаптированное к русскому «Агуа» происходит от латинского Aqua – «вода», латинское Mens и производное от него в других языках слово Mente означает «разум». То есть дословно переводится, как «Разумная вода».
Адский огонь – сильная темная магия, которая вызывает преследующий жертву огонь, сжигающий всё на своём пути.
Аква Эрукто – вызывает мощную струю воды.
Асцендио – выталкивает человека из воды.
Акцио – манящие чары. Притягивают к себе предмет. Употребляется как в чистом виде («Акцио»), так и с указанием предмета, который надо притянуть («Акцио, мётлы»).
Алохомора – Отпирающее заклинание. Отпирает замки, но только те, которые не защищены специально от этого заклинания.
Анапнео – прочищает дыхательные пути.
Апарекиум – проявляющие чары. Обнаруживает невидимые чернила. Название происходит от латинского Appareo – «становиться видимым, проявляться».
Аресто моментум – замедляет или полностью останавливает объект. На английском и французском слово «Arester» переводится как «привести к остановке». Латинское слово «momentum» означает «момент, сила». Получается что-то вроде «момент остановки», что полностью отражает суть заклинания.
Брахиам Эмендо – убирает кости. «Brackium» происходит от латинского «Bracchium», которое переводится как «предплечье». «Emendo», также по латыни, означает «исправлять».
Ваддивази – заставляет лететь предмет в противника.
Вариари Виргис – заклинание невидимого хлыста.
Вингардиум Левиоса – заклинание левитации. Поднятие предмета в воздух. Представляет собой англ. wing «крыло» и levitate «парить».
Вердимилиус – выстреливает зелеными искрами во врага или освещает и делает видимыми и осязаемыми объекты скрытые темной магией. От лат. viridis – «зелёный» лат. mille – «тысяча»
Вермикулюс – превращает объект в червя. С лат. Vermiculus – "маленький червь"
Воздвигнись – раскрывает раздвижные предметы (например, палатку).
Воющие чары – сигнальные чары громкого оповещения обнаружения появления человека на контролируемой, охраняемой территории. Мантия-невидимка, маскирующие чары не помогают укрыться.
Вспыхни – Взрывное проклятие. Вызывает пожар, смешанный с взрывом.
Вулнера санентур – заклинание для лечения ран. В основе заклинания латинское слово vulnus, давшее корень английскому vulnerable – «ранимый, уязвимый», и латинского же sanare – «лечить».
Гармония Нектере Пасус – заклинание для активации Исчезательного шкафа.
Глиссео – превращает ступени в покатую горку. (от лат. Glissee «скользить»)
Гоменум ревелио – заклинание, позволяющее обнаружить присутствие другого человека в помещении.
Делетриус – заклинание способно расщеплять или удалять объекты. Образовано от лат. deleo – "совершенно или навечно прекращать, уничтожать, истреблять".
Депримо – убирает препятствие
Депульсо – отбрасывающие чары. Отбрасывает предмет от себя. Заклинание произошло от латинского слова Depulsio, что в переводе означает «прогонять», «оттолкнуть».
Диффиндо – заклинание ножниц. Разрезает или режет объекты. Заклинание происходит от лат. diffindo, которое переводится как «разбивать», «расщеплять», «открывать».
Забудь (Обливиэйт) – заклинание стирания памяти. (Переводы: «забудь», «заклятие забвения» или просто «забвение»).
Импервиус – заклинание,защищающее от воздействия воды, огня и воздуха.
Империус (Империо) – управление противником, абсолютное подчинение противника. Заклинание запрещено Министерством магии, является непростительным заклятием. Образованно от лат. imperiose – «повелительно».
Каве инимикум – защитное заклинание. Делает защищаемый объект невидимым сверху. Латинская фраза (Cave Inimicum), которая в переводе означает "Остерегайся врага".
Коллопортус – Запечатывает двери. Colloportus состоит из двух слов: "collo-" и "portus". Первая приставка происходит от латинского слова colligo или греческого слова κολλάω, κολλώ, что в переводе означает "клей, клеить". Второе слово латинского происхождения, в переводе на русский означает "дверь".
Конфундус – Заклятие, повергающее противника в ступор. В испанском этот глагол означает «запутывать».
Конъюнктивитус – Ослепляет противника.
Круциатус – Заклинание, используется для пыток, запрещено Министерством магии, является непростительным заклятием. От лат. cruciare – «мучать, терзать».
Левикорпус – Подвешивает противника вниз головой. Произносится невербально (то есть про себя). Произошло от латинского слова levare, означающее «поднимать», и corpus, означающее «тело».
Легилименс – Позволяет читать мысли противника. Получено из латинского lego, означающего "читать", и mens, означающего "память, воспоминание".
Либеракорпус – прекращает действие заклинания Левикорпус. От латинского слова liberare, означающее "освободить", и corpus, означающее "тело".
Локомотор – передвижение предметов по воздуху. По латыни Loko означает "место", а Moto переводится как "двигаться".
Мобиликорпус – передвижение человека по воздуху. От латинских слов Mobilis, что в переводе означает "подвижный", и Corpus – "тело".
Остолбеней – (другой перевод «Ступефай» или «Окаменей») оглушающее заклятие. Парализует и отбрасывает противника.
Протего – Щитовые чары. Отражает заклинания противника. Не способно противостоять Непростительным заклятиям. Образованно от лат. protego – «защищать, скрывать»
Редукто – взрывающее Заклятье. Взрывает, крошит на куски, разрушает предмет. «Reducto» с латыни переводится как «отодвигать назад», «отводить назад».
Редуцио – сжимающие чары. Уменьшает объект.
Репаро – исправляющее заклятие. Восстанавливает разбитые предметы. Слово Reparo от латинского корня и означает "обновлять", "чинить".
Ридикулус – заклинание против боггарта. Для этого нужно превратить страшилище в посмешище. От лат. «ridiculus» – «забавный», «смешной».
Сальвио гексиа – защитное заклинание, делает местность невидимой.
Сектумсемпра – рассекающее заклинание. Рассекает то или того, на кого направлено, может отсечь часть тела. Образовано от лат. Sectura – «рассечение, разрез».
Эверте Статум – отталкивает противника.
Экспекто патронум – вызов Патронуса (от лат. patronus – покровитель)
Экспеллиармус – заклинание разоружения, выбивает палочку или другое оружие из рук противника (лат. expello «вытесняю», «изгоняю» и лат. arma – «оружие»)
Эпискеи – вправляет конечности и останавливает кровотечения. Слово происходит от греческого «επισκευή», которое означает «восстанавливаю».
Таким образом, Джоан Роулинг использовала самые различные способы образования заклинаний. Несомненно, именно это позволило ей сделать свои произведения по-настоящему увлекательными и необычными, захватывающими для читателей. Но мне кажется, что писательница хотела донести до читателей и еще одну очень важную мысль: мысль о том, каким опасным может быть слово, какой огромной силой оно обладает.
Все мы слышали знаменитые строки Вадима Шефнера:
Словом можно убить, Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В «Гарри Поттере» эта мысль становится основой сюжета. Достаточно иногда одного слова, чтобы лишить человека жизни или подарить ему надежду. Не случайно юные волшебники на протяжении семи лет в школе должны изучать все заклинания, чтобы не только научиться пользоваться ими, но и осознать свою ответственность при их применении.
Этап 4Б.
Теперь обратимся к тем эпизодам, когда герои используют те или иные заклинания и попытаемся ответить на вопрос, какую роль они играют в тексте произведения.
1. Любимым «оружием» Волан-де-Морта была Авада Кедавра – убивающее заклинание, одно из трех Непростительных заклятий, запрещенных Министерством Магии. Именно его несколько раз пытался он применить к Гарри Поттеру: в ту ночь, когда убил его родителей, в финале книги «Гарри Поттер и Кубок Огня», на кладбище, у могилы своего отца, а также во время последней дуэли, которая закончилась его собственной гибелью. Пристрастие к этому заклинанию подчеркивает двойственную природу злого колдуна, который разделил свою душу на семь частей ради могущества и бессмертия, но тем самым утратил возможность почувствовать и познать настоящую жизнь во всей ее полноте. Хотя Волан-де-Морт и обладает бессмертием, его нельзя назвать и живым – потому что у него нет души.
Гарри Поттер же – его полная противоположность. Мысль об убийстве отвратительна ему. Неслучайно Пожиратели Смерти «фирменным» заклинанием Гарри считают Экспеллиармус – обезоруживающее заклинание. Вспомним, что именно использование этого заклинания несколько раз помогает главному герою выстоять в неравной битве: один раз после смерти Седрика Диггори и воскрешения Волан-де-Морта, второй раз – во время финальной битвы.
Интересное визуальное решение этого противопоставления нашли режиссеры фильмов о Гарри Поттере: Авада Кедавра – луч грязно-зеленого цвета, а Экспеллиармус – теплого, согревающего красного.
Заметим также, что любимое заклинание Северуса Снегга, которое он сам и изобрел, Сектумсемпра – тоже красного цвета. Сложный характер этого героя проявляется в том числе и в использовании этого заклинания, злого, по своей сути, но не убивающего. И, как выясняется в финале, применявшегося всегда для защиты героев, боровшихся на стороне добра.
2. Еще одно заклинание, о котором мне хотелось бы сказать подробнее – это Экспекто Патронум – заклинание, вызывающее защитника – Патронуса, способного, в частности, противостоять дементорам.
Использовать это заклинание Гарри научил один из ближайших друзей его отца – Римус Люпин, погибший в финальной битве с Волан-де-Мортом. Мне кажется, это не случайно, ведь все друзья отца нередко помогали Гарри, но именно наименее защищенный из них, оборотень, дарует мальчику умение применять одно из самых мощных заклинаний. Но большое значение имеет и та параллель, которая возникает между отношениями Джеймса и Люпина, с одной стороны, и Люпина и Гарри с другой. Отец Гарри, Джеймс Поттер, научил Люпина верить в себя, верить в то, что, какой бы ни была твоя физическая оболочка, ты найдешь друзей и свое счастье, если будешь неотступно следовать добру и правде. В свою очередь, Люпин научил Гарри верить в свои силы, не сомневаться в своих способностях, что необходимо для того, чтобы защититься от дементоров.
Второй важный факт, связанный с этим заклинанием, раскрывает нам характер Северуса Снегга. Этот герой, злобный, вредный и казавшийся таким опасным и лживым, оказывается в финале самым верным, способным на глубокие чувства. Читатель узнает об этом не только благодаря воспоминаниям, которые видит Гарри в Омуте Памяти, но и по тому, что Патронус Северуса Снегга – лань, а именно такой вид принимал Патронус его матери, Лили. Ради вечной и глубокой любви к Лили, выбравшей другого мужчину, Северус посвящает всю свою жизнь служению той цели, ради которой погибла его возлюбленная. Играя свою роль лжеца и изменника, он остается в сердце верным, любящим, сильным. Мне кажется, что только человек очень высокой нравственности смог принять выбор, сделанный Лили, которая предпочла другого мужчину, при этом не озлобиться, не отвернуться от мира, а продолжать бороться за справедливость и добро, продолжая молча любить, но не надоедать этой любовью всем, хранить ее глубоко в своем сердце.
Джоан Роулинг не описывает чувств Северуса Снегга, наверное, невозможно и найти слова, чтобы описать эти чувства. Но читатель может все понять благодаря всего лишь одному заклинанию.
Этап 5
(Вместо заключения)
В книгах о Гарри Поттере очень много разных ситуаций, когда использование тех или иных заклинаний позволяет делать выводы о характерах героев, мотивах, руководивших их поступками. Благодаря заклинаниям мир Хогвартса кажется интересным, увлекательным, так непохожим на наш. Но благодаря волшебству он сохраняет те же нравственные ценности, которые мы считаем человеческими достоинствами – храбрость, умение быть верным в дружбе, способность беззаветно и безоговорочно любить, отзывчивость и другие.
Именно поэтому я задумалась о том, что волшебству есть место и в нашей жизни. Более того, все мы знаем и одно слово – заклинание, своеобразный «универсальный рецепт», помогающий нам в любой ситуации. Я имею в виду, конечно же, «волшебное слово» пожалуйста.
Но все мы любим, когда вокруг происходит что-то необычное. Поэтому мы с младшей сестрой взяли пример с Джоан Роулинг и придумали свои собственные заклинания.
- заклинание «Урокос делаюс» означает, что я делаю домашнюю работу, а сестренка мне не мешает;
-«плейгус систерус» – что я очень хотела бы с ней поиграть;
-«ужино фантастикус» значит, что мы изо всех сил хотим помочь маме в приготовлении ужина, и с помощью этого заклинания ужин становится фантастически вкусным.
Список использованной литературы.
1. Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и философский камень. М., Росмэн, 2001.
2. Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и тайная комната. М., Росмэн, 2001.
3. Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и узник Азкабана. М., Росмэн, 2003.
4. Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и Кубок Огня. М., Росмэн, 2004.
5. Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и Орден Феникса. М., Росмэн,
6. Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и принц-полукровка. М., Росмэн,
7. Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и Дары Смерти. М., Росмэн,
8. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., Прогресс. 1964—1973.
9. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
10. С.А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка.
11. Википедия «Гарри Поттера» http://ru.harrypotter.wikia.com/
Самый богатый воробей на свете
Дерево в снегу
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Музыка космоса