Часто родители и учителя задаются одним и тем же вопросом: «А почему мой ребенок получает плохие оценки, или в чем причина низкой успеваемости?». В ходе исследовательской работы мы решили выяснить, насколько оказывают влияние на успеваемость школьника родители, их отношения между собой и отношение к ребенку, изучить внутрисемейные причины низкой успеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения.
В результате проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации родителям и ученикам по укреплению семейных взаимоотношений и повышению успеваемости.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semeynyh_vzaimootnosheniy_na_uspevaemost.docx | 56.03 КБ |
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа 164 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
________________________________________________________________
Исследовательская работа
Влияние семейных взаимоотношений на успеваемость школьника
Биология
8 класс
Хохлова Елена Николаевна
учитель биологии
ГБОУ СОШ №164
Санкт-Петербург
2014
1
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Роль семьи в становлении личности школьника…………………4
Глава 2. Семья и успеваемость школьника…………………………………7
Глава 3. Типы взаимоотношений в семье…………………………………..8
3.1. Факторы, определяющие семейные взаимоотношения………...9
Глава 4. Как наладить отношения в семье…………………………………..13
4.1 советы детям: как наладить отношения с родителями………….13
4.2 советы родителям: как наладить отношения с детьми………….15
Заключение ……………………………………………………………………18
Список используемой литературы…………………………………………...20
Приложение …………………………………………………………………..21
2
Л.Н.Толстой: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”
1. Введение
Часто родители и учителя задаются одним и тем же вопросом: «А почему мой ребенок (ученик) получает плохие оценки, или в чем причина низкой успеваемости?» На этот вопрос однозначного ответа до сих пор не нашлось.
Некоторые родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Но правы те родители, кто уверен, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами». Школа без родителей не сможет сделать мир каждого ребенка настолько полезно разнообразным, насколько это возможно и необходимо.
Успеваемость в школе связана с хорошим поведением и, конечно же, с хорошими оценками по всем предметам. Для того, чтобы ее добиться нужно лишь хорошо учиться. Учеба это то, что позволяет добиться хороших результатов по окончании школы. Но далеко не все ученики могут добиться успеваемости в школе. С чем это связано? Как раз с тем, что слишком много факторов, которые прямо влияют на успеваемость.
В первую очередь успеваемость в школе зависит от воспитания и от родителей. Именно родители способны развивать у ребенка желание учиться и добиться чего-то в жизни. Плохо когда родители заставляют ребенка учиться, и хотят с его помощью сбывать свои мечты, которые сами так и не смогли осуществить. Необходимо быть для ребенка примером успешного человека, который многого добился в жизни, так чтобы ребенок хотел следовать этому примеру.
Вторая сторона, которая зависит на успеваемость это материальное положение семьи, в которой он растет. Деньги не могут все, но они способны на многое. Таким образом, отсутствие денег может вызвать определенные комплексы, в то время как излишки могут избаловать. В обоих случая образование может пострадать. Счастливы те, которые находят золотую середину и могут себе позволить жить спокойно в середине материального достатка. Это позволит ребенку посетить и кружки разные, обладать возможностью купить книги и т.д.
3
Третье что влияет на успеваемость в школе это сама школа. Много факторов, которые могут повлиять на успеваемость, в том числе преподавательский состав. Также на успеваемость влияет окружение школьника, друзья, коллеги. Если среди них наблюдается тенденция не учить, то школьник не будет учиться, потому что попадет под дурное влияние. Еще успеваемость зависит от характера и способностей ребенка, от его индивидуальности и т.д. Много факторов и нужно следить за тем, чтобы их совокупное влияние имело положительный характер, так чтобы в учебе наблюдался успех и успеваемость.
Я решила выяснить, какое влияние оказывают на успеваемость школьника родители, их отношения между собой и отношение к ребенку.
Цель работы: изучить внутрисемейные причины низкой успеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения.
Гипотеза – я предполагаю, что успеваемость школьников напрямую зависит от семейных взаимоотношений.
Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Изучить влияние семьи на успеваемость школьника.
2. Выяснить типы семейных взаимоотношений у учащихся 7,8 и 9 классов, выделить и изучить влияние доминирующего типа родительского отношения на успеваемость в школе.
3. Определить пути разрешения семейных проблем с целью повышения успеваемости.
4. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
5. Проанализировать полученный эмпирический материал, проверить гипотезу исследования, дать обобщение и интерпретацию полученных результатов.
4
Глава 1. Роль семьи в становлении личности школьника
«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский
Обращу внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья несет весомую долю заботы о всестороннем развитии ребёнка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребёнка. Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка -всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Как определили психологи, доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными.
Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью
В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания школьников.
Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных
5
чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним. Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.
Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически и одиночестве. Когда отец и мать ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое
Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения. Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.
Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей.
Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость,— это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) и стихийно (по дороге в школу отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались
6
ценными для детей. Наконец, третий фактор семейного воспитания — возможность естественного включения ребенка в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов, кустарников во дворе дома, участие в субботниках и прочее.
Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных, литературных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах. В школе ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в школе, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но и подчиняться.
Семья в нашем обществе — первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.
Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери, отца) - забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
«Но где найти время, необходимое для такого разнообразного общения с ребенком?»— спрашивают некоторые родители. Особого специального времени для этого не требуется. Многое решается в повседневной жизни и деятельности семьи. Например, мама, занимаясь делами, может наблюдать время от времени за процессом рисования, лепки дочери, за игрой в лото сыновей, давать им советы. Интересным бывает досуг ребенка в праздники, во время семейных прогулок: старшими организуются спортивные игры, вместе поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, затевают кукольный театр, театрализованные представления с участием детей и взрослых.
Таким образом, различная практическая деятельность детей любого возраста (которой руководят мамы и папы, бабушки и дедушки), упражнения в правильном поведении — ценнейшие средства воспитания. В совместной работе с взрослыми ребенок осознает, что от работы каждого зависит успех общего дела. У детей с помощью взрослых создается необходимая эмоционально осознанная установка: работать старательно, добросовестно, учиться у взрослых.
7
Глава 2. Семья и успеваемость школьника
Каким же образом оказывают семейные взаимоотношения на успеваемость учащихся?
Для проведения исследования было проведено анкетирование («Взаимоотношения в семье» Шакурова М. В) 121 школьника: 27- семиклассников, 56- восьмиклассников, 38- девятиклассников (приложение 1). Для участия в работе были отобраны дети, которые с сентября текущего года успевали в учебе (оценки «4» и «5») и не успевали (встречались оценки «2» и «3»). Были образованы две группы. Первая группа, где дети в учебе успевали (я ее назвала «успевающие» ).
Вторая группа, где дети в учебе не успевали (я ее назвала «неуспевающие» ).
Исследовательский материал анализировался по следующим критериям: 1) успеваемость ребенка в школе; 2) особенности семейных взаимоотношений; 3) доминирующий тип родительского отношения.
В результате я выяснила, что наиболее сильное влияние на успеваемость ребят оказывают такие внутрисемейные особенности как: домашняя атмосфера, частота внутрисемейных конфликтов и ссор, семейные традиции, совместное времяпрепровождение.
Те ребята, которые обозначили в анкетах семейные взаимоотношения как «очень хорошие» и «хорошие» одинаково успешны в школе, а вот среди опрошенных, назвавших отношения в семье «не очень дружными», большинством оказались ребята из группы «неуспевающие», у таких ребят чаще происходят ссоры и конфликты внутри семьи, члены таких семей реже собираются вместе, не поддерживают семейные традиции, чаще выясняют отношения в присутствии детей. Ребята из группы «неуспевающие» чаще жаловались на непонимание членами семьи друг друга, на нарушение этики семейных взаимоотношений (проявление грубости, неуважения, неприятия), на одну из причин ссор, как отказ от участия в семейных делах, заботах.
И действительно, психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненно важное значение. Именно особенности построения отношений ребенка со значимыми взрослыми, а именно с родителями является ведущим фактором успеваемости ребенка в школе.
8
Глава 3. Типы взаимоотношений в семье
В чем же причина «успеваемости» и «неуспеваемости»?
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.
В результате проведенных исследований я выяснила, что 4 учащихся определяют тип взаимоотношений своей семьи, как диктаторский. Причем, эти ребята были из группы «неуспевающие». Действительно, безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности и оказывает прямое влияние на успеваемость в школе.
Опека в семье – система отношений, где родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к
9
столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
В ходе анкетирования такой тип взаимоотношений в своей семье определили13 человек: 9- из группы «неуспевающие» и 4- из группы «успевающие». Таким образом, можно сделать вывод, что данный тип семейных взаимоотношений оказывает влияние не только на становление личности в целом, но и на успеваемость в школе, в частности.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Среди опрошенных ребят такой тип семейных взаимоотношений назвали 9 учащихся, причем 8 из них имеют проблемы не только в семье, но и в школе.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Данный тип взаимоотношений определило подавляющее большинство опрошенных.
Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:
10
1) Детский опыт самих родителей. Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве.
2) Нереализованные потребности родителей. Для некоторых родителей (особенно матерей) воспитание может становиться основной деятельностью и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются такими родителями как угроза собственному благополучию, вследствие чего, они могут неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться, то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир.
Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, возможны два сценария. Первый, это когда Родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.
Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из- за несбывшихся надежд,
11
и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.
Второй вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).
Одна из базовых человеческих потребностей в привязанности,
особым образом может проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени "слиянии" с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.
3) Личностные особенности родителей. Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно
12
осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой.
4) Отношения со вторым родителем ребенка. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия.
Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.
13
Глава 4. Как наладить отношения в семье
4.1 советы детям: как наладить отношения с родителями
Если у тебя нет проблем с родителями, можешь считать себя счастливчиком. Вы поняли друг друга. Но чаще всего они есть и очень серьезные.
Пойми своих родителей!
Когда ты был маленьким, то наверняка гордился, что твой отец делает для тебя лучшие кораблики, а мама печет самые вкусные пирожки. Теперь родители смущают тебя: они либо слишком «модные», либо совершенно не «модные», и ты боишься, что друзья посмеются над тобой. Ты повзрослел, а они забыли или не хотят вспоминать, какими подростками были сами. А если и помнят, то доносят до тебя только свои подвиги. Родители просто не хотят, чтобы ты увидел их не в идеальном виде.
Родители набросились на тебя из-за какой-нибудь мелочи…
Это вовсе не значит, что они плохие родители и тебя не любят. Может быть, у них проблемы на работе, или они устали. Так что если мама приходит домой и говорит, что на работе дела идут неважно, или отец появился с мрачной физиономией, старайся держаться от них подальше.
И не стоит в такой момент клянчить деньги на кино или концерт и жаловаться на младшую сестренку, которая взяла твою любимую майку… Лучше вырази готовность помочь в чем-нибудь, посочувствуй: «Все образуется, мама!»
Покажи им, что ты переживаешь за них!
Изучай своих родителей…
Мы подчиняемся своим родителям. Любим их, ссоримся с ними, но очень редко пытаемся узнать их, их прошлое, их надежды и принципы. Попроси рассказать о прошлом – многое поймешь в их поведении.
Когда у тебя появится возможность, спроси родителей об их юности.
Общение – вот что важно…
14
Основа любых хороших взаимоотношений – между родителями и детьми, между влюбленными и друзьями – это общение. Если твои отношения с родителями складываются неудачно, ты должен сам попытаться найти ключ к общению. Постарайся быть немного терпимее и ни в коем случае не веди себя заносчиво и нагло. Требовать, скулить, визжать – значит, вести себя по-детски. Ты ведь хочешь убедить родителей в том, что с тобой надо обращаться, как с взрослым. Это очень нелегко, но попробуй справиться!
Когда родители начинают понимать, что ты уклоняешься от общения с ними, они начинают активно расспрашивать о твоих делах.
Имеют ли они право знать о твоих проблемах? Да!
А не станет ли им плохо от такого знания? Возможно!
Но лучше рассказать все без утайки, пока ты не увяз в проблеме необратимо.
У родителей свои представления о добре и зле, у тебя – свои. И прежде чем издеваться над их необоснованными подозрениями или бессмысленно врать, попробуй их успокоить или объяснить.
Попытайся сам найти ключ к общению!
Родители недовольны твоими успехами в учебе…
Родители так нервничают и переживают по поводу твоей учебы, что становится непонятно, кто же учится на самом деле. Они по нескольку раз в день напоминают об уроках, ведут назидательные беседы о том, как важно получить хорошее образование. Они так и норовят оказаться у твоего стола в тот момент, когда ты делаешь уроки.
Что же делать?
Не жди, когда родители наткнутся на твой дневник или учитель позвонит им из школы. Лучше всех опередить и начать разговор самому. Объясни, почему оценки оставляют желать лучшего, и подробно распиши, как ты собираешься исправлять ситуацию. Самое сложное убедить их, что ты сам справишься с проблемами в учебе. Если тебе удастся еще и выполнить обещание, родители начнут тебе доверять. Только не дерзи и не груби, отстаивая свои права на самостоятельность.
15
Если ты не выполнишь обещание, они имеют право не доверять тебе.
Родители не поощряют твоего интереса к противоположному полу…
Мало кто из родителей спокойно воспринимает известие о том, что у дочери или сына появился друг или подружка. Родители потребуют подробной информации о них и могут вынести вердикт: «Он (она) тебе не пара». И найдут какое-нибудь важное занятие именно в то время, когда назначено свидание.
Не вздумай сказать: «Не ваше дело» либо «Или вы его (ее) принимаете, или я с вами не разговариваю» Только выведешь их из себя. Лучше расскажи родителям о достоинствах своего избранника (избранницы) и обязательно познакомь их поближе. К встрече подготовь и друга (подружку): опиши как можно подробнее своих родителей: что им нравится, а что раздражает, подскажи, как лучше одеться.
Произведите благоприятное впечатление и пользуйтесь свободой общения.
Родителям не нравятся твои друзья…
Если родителям не нравится твой друг, они постоянно будут говорить о том, что он тебя испортит. А если он (она) позвонит, скажут, что тебя нет дома или ты очень занят.
Неприязнь родителей только подогреют твои фразы типа «Мне лучше знать, с кем дружить!». Ты просто настроишь родителей против себя и друга.
Убеди их в том, что твои друзья – это люди, с которыми тебе интересно, что общение с ними дает новую информацию, статус в классе, ощущение собственной значимости, возможность отдохнуть и т. д. Познакомь родителей поближе с друзьями, организуй дома вечеринку по поводу важного для тебя события или приводи друзей по одному.
Родителям важно убедиться, что ребенок находится в порядочной компании
4.2 советы родителям: как наладить отношения с детьми
1. Взаимодействие с ребенком
16
Для того чтобы ребенок стал более открытым и начал делиться своими трудностями и мыслями, чтобы вместе с Вами искал решения сложившихся ситуаций, необходимо с ним общаться. Часто дети не хотят делать уроки. Они никогда не хотят браться за домашние задания самостоятельно, и родители постоянно заставляют их делать уроки, стоят
над душой. Для того чтобы такого не возникало, необходимо правильно взаимодействовать с ребенком, Вам под силу превратить выполнение домашних заданий в интересное и увлекательное занятие. Можно поведать друг другу интересную историю и поделиться своими мыслями касательно тех или иных предметов.
2. Доносить до ребенка идеи о ценностях образования
До того, как приступить к выполнению домашних заданий или вместе заниматься тем, что связанно с учебой, Вы можете в непринужденной форме обсудить будущее Вашего ребенка. Вам необходимо рассказать ему о перспективе развития карьеры, которую Вы считаете самую подходящую для него, и обязательно выслушать его мнение и мысли по этому поводу. Если же ребенок сформировал для себя определенные цели, поддержите его и помогите понять, как значимо в жизни получить хорошее образование чтобы достичь поставленных целей.
3. Делиться мыслями и читать ребенку вслух
Вам нужно помнить, что помогать своему ребенку, это не значит делать за него все уроки, а нужно внимательно обсуждать с ним все нюансы, а потом уже он самостоятельно отобразит все это в тетради. Это будет своего рода повторение пройденных материалов и поможет Вашему ребенку легко усваивать новую информацию.
4. Избегать сравнения с другими детьми.
Очень часто родители сравнивают своих детей с другими. Им важно осознать, что каждый малыш уникальный, каждый выполняет задание по-разному. Каждый ребенок наделен своими собственными навыками и умениями, исходя из которых, он выполняет задания. Когда Вы заставляете Вашего ребенка быть таким как другие, Вы демотивируете его и часто расстраиваете. Подобное может стать причиной того, что малыш полностью потеряет интерес и желание к учебе и не захочет учиться на своих ошибках.
5. Устанавливайте правила для соответственного обучения
17
Хоть и рекомендуется вести себя с детьми как можно спокойней и мягче, все же необходимо устанавливать определенный набор правил, которые должны как можно строже выполняться, особенно те, которые касаются времени, отведенного на выполнение домашних заданий. Надо составить расписание, которое четко распределит время между играми, учебой и внеклассными занятиями.
6. Необходимо ставить перед ребенком мелкие цели
Например, выполнять домашнее задание за определенный промежуток времени, также желательно придумать небольшое вознаграждение за достижение целей. Когда ребенок придерживается расписания и успешно
выполняет все небольшие задания, это помогает развивать в нем чувства дисциплины и самоконтроля при достижении других целей в будущем.
18
Заключение
Проведя исследование я сделала вывод, что в семьях, где отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью и т.д., нацелены на развитие у ребенка активности, самостоятельности, инициативности и прочем, в целом создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребенка в учебной деятельности. А дети в семьях с деструктивным типом родительского отношения(опека, диктат и невмешательство), характеризуются низкой успеваемостью в школе.
В соответствии с полученными результатами были разработаны следующие рекомендации для классных руководителей:
1) проводить разъяснительную работу с родителями, говоря о том что, несмотря на трудности, вызванные кризисом, не должно ослабевать внимание к ребенку, особенно младшего школьного возраста. Необходимо психологическое и педагогическое просвещение родителей;
2) точно определить тип воспитания семьи и при необходимости вовремя помочь в корректировке внутрисемейных отношений совместно с педагогом-психологом;
3) особенно усилить работу по повышению значимости и роли отца в воспитании и в обучении своего ребенка.
Семья –это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребёнка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребёнка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей,
но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и
19
наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания, главные из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка- чтобы его любили таким, какой он есть.
Таким образом, проведенное исследование факторов влияющих на успеваемость ребенка в школе позволили решить поставленные задачи, подтвердить выдвинутую гипотезу.
20
Список используемой литературы
Интернет-ресурсы
21
Приложение 1
Анкета «Взаимоотношения в семье»
Автор Шакурова М. В.
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1)очень хорошими; 2)хорошими; З) не очень хорошими;
4)плохими; 5)не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;2) не совсем;3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1)ежедневно; 2)по выходным дням; 3)редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1)решаете сообща жизненные проблемы;
2)занимаетесь семейно-бытовым трудом;
3)работаете на приусадебном участке;
4)вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
5)обсуждаете вопросы учебы;
6)делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
7)каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да 2)часто; 3)иногда;
4)редко; 5)не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
4)злоупотреблением алкоголем;
5)другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей
1)примирение;
2)обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
3)прекращение конфликтов на некоторое время;
4)обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
5)конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;2) нет;3) иногда.
10. Как реагируете на семейные конфликты?
1)переживаю, плачу;
2)становлюсь на сторону одного из родителей;
3)пытаюсь помирить;
4)ухожу из дома;
5)замыкаюсь в себе;
6)отношусь безразлично;
7)становлюсь озлобленным, неуправляемым;
8)пытаюсь найти поддержку в других людях.
Отзыв
Об исследовательской работе ученицы 8 класса
ГБОУ СОШ 164 Щеголевой Татьяны
Работа «Влияние семейных взаимоотношений на успеваемость школьника» посвящена изучению основных стилей взаимоотношений в семье, оказывающих влияние на успеваемость школьника.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. С приходом ребенка в школу роль семьи в его воспитании не только не снижается, но и возрастает. А в повышении успеваемости заинтересованы не только родители, но и ученики, а также и учителя, то есть все участники образовательного процесса.
Автор поставил перед собой цель изучить внутрисемейные причины низкой успеваемости школьников и определить пути её преодоления и предупреждения. По мнению автора, данная тема ей полезна: полученные в ходе исследования знания помогут другим учащимся повысить успеваемость и наладить взаимоотношения в семье.
Проведена серьезная работа по изучению возможных типов взаимоотношений в семьях учащихся школы, их влиянии на успеваемость, проанализированы различные источники информации. А выводы, сделанные по итогам исследования, применимы в жизни. Исследование вызвало повышенный интерес у практически всех учащихся школы, которые приняли активное участие в анкетировании, а также и у родителей учеников, взявшие на вооружение рекомендации по итогам исследования.
Работа выполнена в соответствии с требованиями и условиями учебно-исследовательской деятельности, материал в работе изложен последовательно, грамотно и четко. Выводы и заключение сделаны правильно.
Недостатком данной работы считаю избыток теоретического материала. Данная тема исследования требует дальнейшего развития, например, интересен был бы анализ успеваемости после воплощенных в жизнь рекомендаций по улучшению психологического климата в семье.
В целом, считаю, что исследовательская работа Щеголевой Татьяны интересна, понятна и полезна и заслуживает высокой оценки.
Тезисы
Исследовательская работа «Влияние семейных взаимоотношений на успеваемость школьника»
Работа выполнена Щеголевой Татьяной, ученицей 8 класса, ГБОУ СОШ №164
Актуальность работы заключается в том, что взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребёнка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребёнка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка, является важным фактором в усвоении ребенком учебной программы, а значит и успеваемости.
Новизна исследования заключается в изучении условий, необходимых для успешного обучения учащихся нашей школы, в доказанной зависимости успеваемости с внутрисемейными взаимоотношениями.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и выводов работы при выборе методов и средств воспитания и обучения в школе.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что успеваемость школьников напрямую зависит от семейных взаимоотношений. Проведено анкетирование с целью выявления основных стилей взаимоотношений в семье. В результате определено, что наиболее сильное влияние на успеваемость ребят оказывают такие внутрисемейные особенности как: домашняя атмосфера, частота внутрисемейных конфликтов и ссор, семейные традиции, совместное времяпрепровождение.
Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка важное значение. Именно особенности построения отношений ребенка со значимыми взрослыми, а именно с родителями является ведущим фактором успеваемости ребенка в школе.
Проанализировав различные источники информации по данной теме, были разработаны рекомендации родителям и ученикам по укреплению семейных взаимоотношений и повышению успеваемости, а также даны рекомендации классным руководителям по работе с семьями детей с низкой успеваемостью.
Карты планет и спутников Солнечной системы
Попробуем на вкус солёность моря?
Сказка про Серого Зайку
Галка в чужих перьях
Как нарисовать лимон акварелью