В данном реферате прослеживается жизненный путь нашего земляка- участника Великой отечественной войны и педагога-паршина Алексея Яковлевича. На его плечи легла героическая оборона Ленинграда, прорыв блокады, победное шествие русских воинов по Прибалтике и Германии.Он удостоен Орденов Красной Звезды, Отечественной войны.После войны работал в Красногорской школе учителем математики и физики, директором, завучем. Большое внимание уделял трудовому воспитанию школьников. Всей душой болел за родное село. Многое сделал по его озеленению. По его инициативе появился в селе обелиск павшим землякам в годы войны.
Вложение | Размер |
---|---|
a.ya_._parshin.docx | 36.09 КБ |
Работу выполнила:
Агеева Марина
ученица 11 класса
Руководитель:
учитель биологии и географии
Багаева В.П.I квал. категория
с. Красногорское
2015 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1.Военные годы ……………………………………………………………....5
2.Педагогическая деятельность …..………………………………………....7
3.След на земле Красногорской …………………………………………….9
4. Семья…………………………………………………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованных источников ……………………………………….14
Приложение…………………………………………………………………...15
2. Побеседовать с педагогами- ветеранами, работавшими с А.Я.Паршиным.
3. Систематизировать данный материал.
1. Военные годы
Паршин Алексей Яковлевич родился в 1914 году в д. Паршино Красногорского сельского совета. Учился в Красногорской школе. В 17 лет он отправился в Ленинград искать работу. Устроился сборщиком на Балтийский судостроительно-механический завод. Здесь же, в Питере, окончил учительские курсы, после чего был направлен преподавать в Новгородскую область, село Новолок.
В 1939 году он был призван в армию, служил в Кабардино-Балкарии. Война застала его на Украине. Призванный на фронт 22июня 1941года Алексей Яковлевич прошёл всю войну: начинал в звании сержанта, а закончил – в звании старшего лейтенанта. Во многих боевых операциях участвовала 51-я отдельная пушечная артиллерийская Красносельская Краснознамённая, ордена Суворова бригада, подразделением радистов в которой командовал Паршин. На его плечи легла героическая оборона Ленинграда, прорыв блокады, победное освободительное шествие русских воинов по Прибалтике и Германии. А.Я.Паршин удостоен орденов Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За оборону Ленинграда» и других правительственных наград.
Весь 1943 год 51-я отдельная пушечно-артиллерийская бригада (ПАБр) вела контрбатарейную борьбу с немецкой артиллерией, обстреливавшей Ленинград. В январе 1944 года 51-я ПАБр участвовала в артподготовке по прорыву немецкой обороны под Пулково и в освобождении Красного Села, за что получила почетное наименование «Красносельской», а так же Гатчины. Затем 51-я ПАБр с боями освобождала Ленинградскую и Псковскую области, за что удостоилась ордена Красного Знамени. Ещё одну награду — орден Суворова II степени — она получила за прорыв обороны на Карельском перешейке и освобождение г. Выборга.
Когда бригада находилась в обороне Ленинграда, кроме боевой связи, Алексею Яковлевичу пришлось в течение 6 месяцев проводить учёбу радистов на сборах. Были такие радисты, которые ими только числились, многие из них были пожилыми. Начинали с развёртывания раций к микрофонной работе, а затем – в телеграфном режиме. Было очень трудно, учёба проходила по 8 – 10 часов в день. Алексей Яковлевич напоминал бойцам знаменитые слова А. Суворова «Тяжело в учении – легко в бою». Так оно и получилось. Вступив в бой, радисты 51ОПАБр осуществляли бесперебойную надёжную радиосвязь. Стартом была ежедневная, настойчивая учёба во время обороны, а также требовательность к себе и подчинённым. Всякое опоздание на одну минуту в связи не оставалось незамеченным и в дальнейшем не допускалось. Этому научили Алексея Яковлевича Советская армия и школьные звонки, а главное – боевая обстановка.
В феврале 1944 года Лейтенант Паршин А.Я. – помощник начальника связи по радио 51 отдельной пушечно - артиллерийской Красносельской бригады награждён орденом Красной Звезды. В период наступательных действий с 15 января 1944 года он умело обеспечил радиосвязь в группе АДД. Радиосвязь работала бесперебойно со всеми частями и подразделениями во время прорыва обороны немцев. Командиры дивизионов руководили ими только по радиосвязи. Это благодаря хорошей кропотливой предварительной работе с радистами лейтенанта Паршина. В трудные моменты он сам лично работал и руководил работой радиосвязи. Благодаря хорошему управлению огнём наша пехота выполнила поставленные задачи.
Во время прорыва обороны противника решающее значение имела связь. Товарищ Паршин подготовил материальную часть и радистов. Умело обеспечил связью группу ДД, связь с корректировочной авиацией, а также внутри подгрупп. Радиосвязь во время боёв работала чётко, бесперебойно, что дало возможность давить батареей противника, мешающего продвижению нашей пехоты. Радиосвязь с корректировочной авиацией работала чётко и бесперебойно, в результате было подавлено и уничтожено 4 батареи противника. В самых трудных условиях и решающих моментах Паршин лично работал на рациях. В подразделениях, где были перебои в работе, выходил сам на восстановление связи. Благодаря умелому руководству радистами, чёткой быстрой работы радиосвязи были уничтожены и подавлены все артиллерийские цели к периоду атаки переднего края противника. В июне 1944 года старший лейтенант по радиосвязи Паршин А.Я. за умелое руководство, за обеспечение бесперебойной связи группы ДД и проявленное мужество и отвагу награждён Орденом Отечественной войны II степени.
Бои были тяжёлые, но ещё тяжелее было смотреть на людей, выживших в страшных условиях гитлеровской блокады и оккупации. Неизгладимое впечатление на всю жизнь оставили именно первые послеблокадные дни, голодные, оборванные люди, похожие на скелеты. Ещё до своего отступления от Ленинграда вокруг Пскова фашистские войска на многие десятки километров сожгли все населённые пункты, не оставив ни одного деревянного строения, включая сараи и бани. Разрушили все каменные здания. Была создана так называемая «мёртвая зона», на случай зимнего наступления русских. На всю жизнь запомнил Алексей Яковлевич ужасную картину в «мёртвой зоне», когда из неё были выброшены гитлеровцы. Из лесов выходили старики, женщины, дети – голодные, измученные, плохо одетые. Они разрывали ямы с запрятанным зерном, картофелем и другими продуктами. Всё это было сгнившим, непригодным для употребления. Но и это было для них счастьем. Все, кто пережил блокаду Ленинграда, кто был в таком положении в оккупации, дал себе клятву: «»Хлеб – это жизнь, никогда не брошу ни одной крошки».
Такими были те далёкие и страшные годы. Алексей Яковлевич считал, что их никто не вправе забывать ни нынче, ни во веки веков. Поэтому часто выступал с воспоминаниями о тех событиях перед учениками Красногорской школы.
2. Педагогическая деятельность
После войны 1949 году он окончил Кабардинский учительский институт. Здесь родились сын и дочь. Но климат для них не подходил, и семья уезжает на родину Алексея. Алексей Яковлевич устроился работать в школу, а Нина Ивановна – на почту. Долгое время Алексей Яковлевич работал в Красногорской школе учителем, завучем, директором. В 1951 году он был назначен директором, а в 1966 году стал завучем Красногорской школы.
Большое внимание уделял Алексей Яковлевич трудовому воспитанию школьников. И, действительно, всё, что было сделано в школе, было сделано трудом учеников и учителей. Он мог увлечь полезным делом весь коллектив. В 1952 году был заложен пришкольный участок площадью 15 соток. При школе был интернат, на участке выращивали овощи для интерната, силами учащихся были здесь посажены кусты смородины и тополя, а позднее на пришкольном участке был заложен фруктовый сад. Из Тюменского питомника были присланы саженцы яблонь, все они были высажены на участке, а также появились на нём садовая земляника. В 1964 была заложена рядом с пришкольным участком берёзовая аллея, а в 1966 году был разбит цветник. В 1984 году школа переехала в новое здание, и сад оказался заброшенным. Но до сих пор радуют жителей села берёзовая аллея и приветливо шелестят старые школьные липы.
В летнее время школьники трудились на полях колхозов «Победа» и имени Энгельса. Летом 1958 года было создана ученическая производственная бригада, состоящая из двух звеньев. Школьники добились хороших результатов кукурузы, собрав по 950 центнеров зелёной массы с гектара. Разводили школьники и животных. При школе были созданы кролико - и птицефермы. Так летом 1960 года школьники вырастили 70 кроликов, 1500 утят, а затем передали их колхозу. Ежедневно дежурили с 4 часов утра, поддерживали необходимый режим для крошечных жёлтых комочков. Постоянно повышали производительность труда. Были взяты весной 1964 г новые обязательства: вырастить 2 тысячи уток, посеять кукурузу на 10 га земли, 1 га засеять сахарной свёклой и посадить 1 га картофеля.
Когда в школе стало тесно (учились в две смены), задумали сделать пристрой. Этой идеей поделился Алексей Яковлевич с родителями на родительском собрании. Родители его поддержали. На следующий день, в воскресенье, учителя, ученики и их родители, молодёжь вели заготовку леса. Ведь заготовка леса была для них привычным делом. Ежегодно для школы и интерната, в котором жили ребята из соседних деревень, родители и учителя заготавливали дрова. Причём, трудились совершенно бесплатно. Силами ребят был заготовлен мох для утепления здания, произведена засыпка чердака и пространство между полами землёй и шлаком. Всё выполнялось с огоньком, с желанием, совершенно бесплатно. И вот – победа! С 1 декабря 1963 года школа разместилась в одном здании и начала работать в одну смену. Всей этой работой руководил А.Я.Паршин.
В эти годы учащиеся много ездили по области и выезжали за её пределы. Алексей Яковлевич бережно хранил фотоплёнки экскурсий, на которых сняты учащиеся Красногорской школы. В организации и проведении их он принимал непосредственное внимание. Ребята ездили в Новую Лялю, на велосипедах путешествовали в Предтурский ДОК. Были экскурсии по городам-героям: в Москву, Волгоград, Ленинград. Учащиеся сами выбирали место поездки, а руководитель их поддерживал. Особенно запомнилась Алексею Яковлевичу поездка в Ленинград. Для него это была ещё одна встреча с Ленинградом. Во время поездки в Ленинград побывали на легендарном крейсере «Аврора», в Смольном, в других местах, связанных с первыми шагами становления советской власти и деятельностью В.И. Ленина, на Пискаревском кладбище….
Алексей Яковлевич увлекался фотографией. Этим своим увлечением он заинтересовал и детей. Многие учащиеся школы посещали фотокружок, которым он руководил. Так силами членов кружка в 1966/67 учебном году выпущено 4 фотомонтажа и оборудовано 2 стенда: «Историко-революционные места района», «История села Красная гора».
А сколько вечеров, походов проводил с детьми Алексей Яковлевич. На лыжах, велосипедах совершили много походов с целью изучения родного края. Многие помнят пионерский костёр в день рождения В.И.Ленина. Разве можно забыть первомайскую демонстрацию! Каждый класс украшал свою колонну, и вся школа оправлялась на демонстрацию по улицам села.
Алексей Яковлевич всегда старался увидеть в каждом даже самом непослушном мальчишке, прежде всего человека.
3. Добрый след на земле Красногорской
Все жители села Красногорское добрым словом вспоминают этого прекрасного человека, его любовь к жизни, оптимизм, огромное желание сделать нашу жизнь лучше и краше. Всей душой он болел за родное село.
В центре села находится обелиск погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. Каждый год 9 мая красногорцы приходят на митинг к этому памятнику. Звучат военные песни, выступает агитбригада, старшеклассники несут Вахту памяти. Чествуют тружеников тыла. К сожалению, на территории Красногорского территориального управления не осталось ни одного участника той страшной войны. А сам обелиск появился в селе по инициативе Алексея Яковлевича. В 1976 году он составил проект обелиска погибшим воинам. С этим проектом он ездил в Свердловск, где утвердили его и дали денег на строительство. Но этих денег не хватило и поэтому остальные деньги жители собирали сами. Обелиск имеет 6 тумб, на плитах которых выбиты имена тех, кто не вернулся с войны. Школьники ухаживают за обелиском и прилегающей территорией. Озеленением площади вокруг обелиска тоже занимался Алексей Яковлевич.
Вообще Алексей Яковлевич много внимания уделял озеленению. Под его руководством в 1971 году была заложена в селе Аллея героев. Вместе со старшеклассниками ездил он в питомник за саженцами деревьев.
Аллею посадили ранней весной. Каждому классу была выделена территория, чтобы они следили за саженцами, а завуч школы Алексей Яковлевич контролировал посадки. Если деревце погибло, то садили новое дерево.
Аллея имеет два ряда. В одном ряду березки, а в другом лиственницы. Всего было посажено 140 саженцев. Почти все прижились. Сейчас аллея любимое место отдыха сельчан, тем более что она находится на берегу пруда.
4. Семья
Со своей будущей женой познакомился Алексей Яковлевич перед войной в селе Новолок Новгородской области. Здесь учитель математики влюбился в ученицу Нину. Симпатии оказались взаимными, и девушка уже готовилась к выпускным экзаменам и последующей регистрацией брака, но оформить отношения не успели, помешала война, разлучившая их на 5долгих лет. Письмами обменивались совсем не долго. Пути-дорожки развели их в разные стороны. Нина в начале войны оставалась в родном селе, где вместе с другими девчонками заклеивала окна, набивала матрацы для раненых, выполняла подсобные работы на военном аэродроме. Жутко было переживать бомбёжки самолётов. Вместе с другими жителями они неделями скрывались от немцев в лесу, спали на ветках под шинелями, боролись со вшами. Эти первые месяцы войны казались вечностью.
Важной частью её жизни был Сарапульский госпиталь в Удмуртии, куда она была отправлена. Не одну человеческую жизнь спасла медсестра Нина Игнатьева, за что была награждена медалью Жукова. Раненые поступали постоянно, а медсёстры и санитары на носилках доставляли их в госпиталь с железной дороги. В свободное время помогали местным жителям в полевых работах, жали серпами овёс. В августе 1945 года ей была выдана справка о том, что во время войны медсестра Нина Игнатьева за добросовестное отношение к делу получила 10 благодарностей и ценный подарок - отрез ткани. После войны Алексей и Нина вернулись в село Новолок, где, как чужие встретились в вагоне поезда. Постепенно отпечаток, наложенный войной, прошёл и они поженились.
Алексей Яковлевич и Нина Ивановна вырастили и воспитали 2дочерей и сына. Для своих детей они всегда были примером в стремлении к знаниям, в труде. Родители старались показать детям разные уголки страны, для этого регулярно устраивали выездные каникулы. Самые значимые события глава семьи фотографировал. Всеми своими увлечениями заинтересовывал детей. А хозяйка дома старалась создать уют в родном доме. Всегда у них было хозяйство: огород, скотинка, пчёлы. Дети пошли по стопам отца. Сын Валерий после окончания школы поступил в Кемеровское военное училище связи, затем проходил службу на Дальнем Востоке в Благовещенске, после увольнения в запас работал лаборантом физики в Красногорской школе. Ольга, закончив Свердловский радиотехникум, работала в г. Надым, потом на НПС «Сосновка». Татьяна после окончания Серовского педагогического училища работала в детском саду Нижней Туры. Когда Алексей Яковлевич вышел на пенсию, они переехали в Верхотурье. Купили дом на ул. Свердлова, продав машину. В Верхотурье его усадьба утопала в цветах, особенно он любил выращивать гладиолусы.
Несмотря на возраст и здоровье, он часто приезжал в родное село. Радовался изменениями, происходящими в нём, интересовался жизнью школы и села. Давал советы, где и как лучше озеленить улицы села. Переживал, что посаженные в центре села, деревья плохо прижились. Он был частым гостем в редакции газеты «Новая жизнь». Его статьи часто печатались в районной газете.
Участник Великой Отечественной войны, педагог. Гордость за него и благодарность ему будут жить в сердцах всех тех, кто знал этого замечательного человека. Память об этом удивительном, честном, героическом человеке мы должны сохранить на всю свою жизнь и передать будущему поколению. Алексей Яковлевич всегда будет примером для всех. Мы гордимся им!
Считается, что новой войны не должно быть до тех пор, пока люди хранят память о событиях войны прошедшей. События тех лет не подвластны времени. Сколько бы ни прошло веков, наши соотечественники всегда будут помнить эти события.
С каждым годом всё больше фронтовиков уходит из жизни… Непростая им выпала доля, но они сумели достойно и мужественно пронести своё человеческое достоинство и великое чувство правды, честь и совесть.
Работая над рефератом, мы сделали следующие выводы:
1. Судьба Паршина А.Я. необыкновенна и в то же время типична для поколения, чьи юные годы пришлись на трудную пору войны.
2. На фоне великих исторических событий фигура обыкновенного человека, участника этих свершений, приобретает величие.
3.Война явилась страшным испытанием для многих поколений XX века и в то же время стала школой воспитания прекрасных нравственных качеств: патриотизма, ответственности, честности, трудолюбия, благородства, которые проявились в мирной жизни.
Список использованных источников
1.Краеведческие материалы сельской библиотеки
2. Краеведческие материалы школьного музея
3. Интернет источники
http://www.podvignaroda.ru
Золотой циркуль
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Прекрасная химия
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Барсучья кладовая. Александр Барков
Комментарии
Марина, Валентина Петровна!
Марина, Валентина Петровна! Спасибо за участие в Вахте памяти, за рассказ о ветеране. Только очень не хватает фотографий и наградных листов. Обязательно добавьте их в работу или отдельным приложением. Можно сделать альбом и тоже поместить его на Вахте памяти