Работа выполнена учеником 7 класса Савиным Сергеем в год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Цель исследования: на основе анализа различных информационных источников показать вклад географов в победу советского народа в великой отечественной войне.
Задачи исследования:
Я изучил материалы разных сайтов о Великой Отечественной войне. Среди них:
Во время работы столкнулся со следующими проблемами:
В результате проведенной работы ученик рассмотрел роль географии в годы Великой Отечественной войны, её неоценимый вклад в Великую Победу, составил таблицу, из которой хорошо видно значение каждой отрасли географии в годы войны и подробно остановился на достижениях советской науки в годы войны, собрав информацию из разных источников.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 548.98 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Исследовательская работа
по теме
«ВКЛАД ГЕОГРАФОВ
В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Выполнил:
Савин Сергей Андреевич, 7б класс
Руководитель: Окорокова Наталья Васильевна, учитель географии
Узловая, 2015
Содержание
1 | Введение | 2 |
2 | Основная часть | |
2.1. Война поставила перед географией новые задачи | 3 | |
2.2. Географы-картографы | 3 | |
2.3. Географы-метеорологи | 5 | |
2.4. Географы-гидрологи | 5 | |
2.5. Географы-геологи | 6 | |
2.6. Работа ученых в тылу | 7 | |
2.7. Галерея ученых-географов | 9 | |
2.8. Таблица «Вклад каждой отрасли географии в Победу» | 10 | |
3 | Заключение | 11 |
4 | Использованные источники | 11 |
5 | Презентация | 13 |
Сколько лет прошло с той весны,
Когда не стало войны
В моей огромной стране
Сколько лет промчалось с тех пор
И только вечный костер мне
говорит о войне.
Н. Устюжанина
В этом году вся страна отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Мне захотелось побольше узнать об этом времени, и поэтому я выбрал тему для исследования «Вклад географов в победу в Великой Отечественной войне».
Цель исследования: на основе анализа различных информационных источников показать вклад географов в победу советского народа в великой отечественной войне.
Задачи исследования:
Я изучил материалы разных сайтов о Великой Отечественной войне. Среди них:
Во время работы столкнулся со следующими проблемами:
Меня заинтересовало высказывание известного русского поэта-сатирика, мемуариста, адвоката Аминодава Шполянского: «Расцвет военных наук возможен только в мирное время». И я решил проверить его правильность.
География: (греч. γεωγραφία, землеописание, от γεια — Земля и γραφειν — писать, описывать) – это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей.
Война повлияла на все стороны жизни страны, заставила выявить главное и заново расставить приоритеты. Она изменила науку вообще и географическую науку в частности.
В 1942 году глава Комиссии по геолого-географическому обслуживанию Красной Армии академик Александр Евгеньевич Ферсман отметил: «Огромные сдвиги вызвала война и в нашей науке. Многое заставила пересмотреть в наших методах «спокойной» академической работы... Только сейчас, когда разразилась война, когда во всей остроте запросов фронта и тыла перед географией были поставлены не проблемы теоретической науки, а задачи сегодняшнего дня, впервые география почувствовала в себе новые силы и стала искать и реально находить новые пути».
К августу 1941 года в стране был разработан первый план работы Академии наук в условиях войны. Он включал в себя более двухсот тем, связанных с обороной страны. И уже в годы Великой Отечественной войны наука работала не только над задачами фронта, а и над перспективными проблемами, проводила фундаментальные исследования, рассчитанные на будущее.
Для войны важными направлениями стали работы картографов, гидрологов, метеорологов, геологов. Также ученые работали в тылу.
Карта – необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками. Создаются карты по результатам полевых съемок, по другим картографическим источникам, аэро- и космическим фотоснимкам, статистическим и литературным данным.
В Военно-топографической службе географы занимались созданием и редактированием карт. Именно в этот трудный период для картографических описаний стали широко применяться аэрофотоснимки, позволившие резко повысить распознаваемость и точность объектов на местности.
На военных топографических картах не зря стоит гриф секретности. Карта секретна независимо даже от того, отмечено или нет на ней расположение своих войск и войск неприятеля, но и просто потому, что на ней нанесены леса и реки, мосты и поля, дороги. Проникнуть в тайны топографической службы – всегда мечта разведки противника, поскольку, как правило, это имело стратегическое значение. Так, в 1943 году советская военная разведка добыла сведения о том, что германские картографические фабрики отпечатали сотни тысяч листов карт Орловской, Белгородской и Курской областей. Эта информация легла в основу разработки плана массированной обороны и последующего наступления Советской армии на Курской дуге.
«Топографы - это глаза армии». Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта - это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками. Топография важна и жизненно необходима для танковых войск, авиации, флота, но совершенно особую роль она играет в артиллерии. Существует понятие «стрельба с закрытых огневых позиций», т.е. стрельба за горизонт по целям, находящимся вне пределов прямой видимости. Это основной способ артподготовки и артобстрела, при этом артиллеристские батареи прячутся за складками местности, строениями, деревьями, в естественных и искусственных укрытиях. Но спрятанная батарея слепа: наводчики цели не видят, поэтому при стрельбе с закрытых позиций командный пункт располагается за много километров от орудий. Оттуда командир видит цель и передаёт указания, как и куда, стрелять. Такая стрельба требует умения, навыков, точных приборов, устойчивой и непрерывной связи, но, прежде всего полноценного топографического обеспечения. Боевое применение артиллерии без топографических карт невозможно, как невозможно играть в морской бой без сеточки с координатами.
С июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы и картографы выполнили съемку местности на площади более 500 тысяч квадратных километров, составили и издали свыше 2 тысяч листов карт разного масштаба.
Большую роль в победе оказали метеорологи. Они постоянно вели прогноз погоды. На некоторых метеорологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага.
Иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на 1-2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении неба начать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха крупными группами самолетов.
Продолжали бессменно работать полярные станции. Они вели метеонаблюдения, снабжая страну сводками погоды, круглосуточно следили за морем и небом, где в любой момент мог появиться враг. И фашисты это понимали. Вот почему шесть арктических зимовок подверглись целенаправленным атакам немецких подводных лодок, научные точки на Новой Земле, на побережье Таймыра, на островах Карского моря были сожжены дотла.
Однако исследовательские работы в Арктике не прекращались даже в наиболее страшные периоды войны. На восточном участке этой трассы в те годы открылись несколько новых зимовок – слишком серьёзную роль играли они в жизни Северного морского пути и всей страны.
Сотрудники Гидрометеослужбы СССР, подчиненной Наркомату обороны, занимались составлением прогнозов погоды, в том числе и для Военно-морского флота.
Гидрологи обеспечивали военных сведениями о реках и водоемах, сроках их замерзания и вскрытия вод, консультировали практически все операции по форсированию рек, по заболоченным территориям. Гидрологи помогали преодолеть водные рубежи, болота.
Целый ряд операций наших войск строился с учетом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжелой техники. На болотах настилалась гать, и таким образом обеспечивалась внезапность операции и прорыв войсками наименее укрепленных участков обороны противника.
Именно гидрометеослужба Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро Дорогу жизни. Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени.
Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентом АН СССР Павлом Павловичем Кобеко, изучила механические свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта.
В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер. Гидрологи давали сведения о ширине и глубине реки, наличии бродов, скорости течения, характере берегов и дна, заболоченности поймы и др. Так, например, в сентябре 1943 года форсирование войсками 1-го Белорусского фронта было успешно осуществлено с учетом водности рек Десны, Сожи, Днепра.
Вот один из примеров работы гидрографов во флоте на войне. При высадке десанта в Феодосии гидрографы первыми ворвались в порт, захватили и зажгли маяк защитного мола, установили огни на других молах, обследовали глубину у причалов. В ходе боя гидрографы определили и осветили точки наводки для кораблей отряда артиллерийской поддержки.
В эти годы особую роль играл Северный морской путь. Фашисты прилагали все усилия, чтобы парализовать его деятельность, но, несмотря на это, он оставался одной из основных нитей, связывающих воюющий Советский Союз с остальным миром. По нему плавали не только суда с вооружением и продовольствием, но и обеспечивающие возможность судоходства, научно-исследовательские и гидрогеографические суда, выполнявшие свою работу под огнем неприятеля и нередко вступавшие с ним в неравный бой.
На всех фронтах действовали военно-геологические отряды. Главные их задачи – обеспечить армию сведениями о рельефе, почвах, залегании грунтовых вод, источниках водоснабжения и местными строительными материалами. Боевые действия велись в различных условиях – в тундре, тайге, зоне смешанных лесов, лесостепи и черноземных степях, степях и полупустынях Прикаспия, в горах Кавказа, Карпат и в других горных системах. Военно-геологичнеские работы велись на всех фронтах в разных природных условиях.
Военно-геологические отряды оперативно давали сведения о свойствах пород, качестве озерных и болотных вод, данные о состоянии дорог, мостов и переправ, выявляли необходимые для ремонта дорог строительные материалы. Геологи на востоке страны вели поиски новых месторождений полезных ископаемых.
У подножия Эльбруса расположен горнолыжный, альпинистский центр, где в научных станциях и в обсерваториях изучают жизнь ледников и лавин, космические лучи и звездное небо. Но более 70 лет назад в Приэльбрусье шли жестокие бои с гитлеровцами. Заступали в гарнизоны перевалов советские альпинисты, сменившие одежду спортсменов на обмундирование офицеров отдельных горнострелковых отрядов.
Гитлеровцам необходимо было захватить Кавказ, чтобы получить нефть и выйти к южной границе. Бои за Кавказ проходили на склонах и вершинах. 21 августа гитлеровцы вошли на обе вершины Эльбруса и подняли знамя. Долины, перевалы, вершины, знакомые нашим альпинистам по мирным походам и восхождениям, превратились в арену военных действий.
В феврале 1943 года, несмотря на высоту, холод, бураны, на заминированные тропы, альпинисты не сдавшейся в плен группы разгромленной дивизии «Эдельвейс» выполнят приказ: снимут с вершины Кавказа фашистские вымпелы и установят Государственный флаг СССР.
Работа советских учёных была направлена на усиление обороноспособности страны. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов активно работали все восемь отделений Академии наук – Отделение физико-математических наук, Отделение технических наук, Отделение химических наук, Отделение биологических наук, Отделение геолого-географических наук, Отделение исторических и философских наук, Отделение экономики и права и Отделения языка и литературы. Особенно ярко это проявилось в подготовке периодических изданий, которые продолжали выходить в годы войны с прежней регулярностью.
В тылу учёные-географы проводили комплексный учёт и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий (и в военное, и в послевоенное время).
Географы в тылу в тяжелые военные годы вели поиски полезных ископаемых на Урале и Дальнем Востоке, в Сибири. Даже в наиболее страшные периоды войны не прекращалась исследовательская работа в Арктике. На восточном участке трассы в те годы открылись несколько новых зимовок – слишком серьезную роль играли они в жизни Северного морского пути и всей страны.
В тылу сотрудники московской группы Института географии АН СССР (под руководством В. Ф. Васютина) составляли военно-географические описания. Межинститутская группа спецкартирования (под руководством И.П. Герасимова) готовила карты проходимости местности для военной техники и пехоты. Группе были заказаны карты на всю территорию от Волги до Берлина - и это уже в первые месяцы войны.
Институт мерзлотоведения СССР разрабатывал экспресс-методы по определению упругости льда.
Особая комиссия под руководством А.Е. Ферсмана занималась вопросами дешифрирования, проходимости болот, спелеологии, изучением природного и культурного ландшафта для осуществления маскировки. В этой комиссии работали известный в будущем профессор Д.Л. Арманд, географ и поэт Ю.К. Ефремов.
Эвакуированные из Москвы и Ленинграда географические институтские группы и специалисты принимали участие в решении вопросов размещения производства, выявления земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны - на Урале, в Сибири, Поволжье, Казахстане и Средней Азии.
Большое значение в годы войны имело изучение транспортно-энергетических связей и обеспечение бесперебойной эвакуации военных предприятий из западных частей СССР. Согласно решению комиссии по мобилизации ресурсов Урала для нужд обороны, Совета по изучению производительных сил АН СССР эту работу возглавил профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, известный инженер и ученый Николай Николаевич Колосовский. О том, насколько возросла нагрузка на отдельных магистральных направлениях Уральской железной дороги, свидетельствуют следующие факты: «Только в район Тагильского узла к декабрю 1941 г. прибыло свыше 10 тыс. вагонов с оборудованием 40 заводов, в том числе 14 крупных». Уже в ноябре 1941 г. группой под руководством Николая Николаевича были представлены в комиссию две работы: «Железнодорожный транспорт Урала: неотложные мероприятия военного времени» и «Тагильский железнодорожный узел: рекомендации в связи с военными условиями». Содержавшиеся в них предложения позволили усилить транспортные связи Среднего Урала с западными, восточными и южными регионами страны.
Тысячи сотрудников и студентов географических факультетов и академических институтов ушли добровольцами на фронт. Многие из них не вернулись. Участниками боевых действий на разных участках советско-германского фронта были: П.М. Алампиев, В.А. Анучин, Ю.Д. Дмитревский, Н.Н. Казанский, А.М. Колотиевский, В.В. Покшишевский, Б.Н. Семевский, Ю.Г. Саушкин, Я.Г. Фейгин, А.Т. Хрущев и др. В блокадном Ленинграде от голода скончался председатель картографической и демографической комиссий Географического общества СССР Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский.
Из разных источников я собрал информацию о работе ученых в годы войны:
Ферсман Александр Евгеньевич - руководитель Комиссии научной помощи Советской Армии при отделении геолого-географических наук АН СССР. Разработал метод получения удобрений из апатитов. В Кольском Заполярье открыл месторождение медных и никелевых руд. | |
Сомов Михаил Михайлович - выдающийся океанограф, в ноябре 1941 года был назначен в Штаб Беломорской военной флотилии. Штаб морских операций Западного района Арктики с 1942 года располагался на Диксоне. М.М. Сомов руководил работой самолётов ледовой разведки. В августе 1942 года участвовал в отражении нападения на Диксон фашистского тяжёлого крейсера “Адмирал Шеер”. | |
Барков Александр Сергеевич - наш земляк, уроженец Епифанского уезда Тульской губернии, не оставлял научно - исследовательской, методической, педагогической деятельности и в суровые годы Великой Отечественной войны, читал лекции в Ашхабадском пединституте, выступал перед бойцами и офицерами Советской Армии. | |
Григорьев Андрей Александрович являлся одним из организаторов географического обслуживания армии и работ по выявлению пахотных земель и пастбищ в Казахстане. | |
Герасимов Иннокентий Петрович во время Великой Отечественной войны руководил междисциплинарной группой по обеспечению командования армии военно-топографическими картами и справочными материалами. | |
Баранский Николай Николаевич в годы войны работал вначале в Казани, а затем в Алма-Ате, где создал Сектор географии Казахского филиала Академии наук СССР, выступал с лекциями не только в высших учебных заведениях, но и в воинских частях, на промышленных предприятиях. | |
Полынов Борис Борисович - один из основателей военной географии. Известен своими исследованиями в области почвоведения, географии и геохимии. В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. он выполнил ряд работ в помощь фронту. | |
Гвоздецкий Николай Александрович во время Великой Отечественной войны (с июля 1941 г. по апрель 1946 г.) служил в рядах Советской Армии, сначала на юго-западном фронте, затем в Военно-топографической части. | |
Перельман Александр Ильич участвовал в военно-географическом обеспечении Красной Армии, составляя карты условий проходимости местности. Составляя объяснительные записки к этим картам, он предельно ясно объяснял происходящие в ландшафте явления, которые необходимо учитывать при разработке плана боевых операций. | |
Щербаков Дмитрий Иванович - его научные прогнозы послужили основой д ля открытия индустриальных месторождений сурьмы и ртути в Киргизии, природной серы в Каракумах, молибдена, вольфрама и мышьяка на Кавказе. | |
Папанин Иван Дмитриевич внёс значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути. С 15 октября 1941 года - уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. |
Поэт Алексей Недогонов в поэме «Флаг над сельсоветом» (1947) впервые написал такие слова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». В справедливости этого выражения вряд ли стоит сомневаться. Великая Победа, юбилей которой мы отмечаем в этом году, ковалась кровью и потом солдат и командиров на фронте и тяжким трудом миллионов граждан в тылу.
Я составил таблицу, из которой хорошо видно значение каждой отрасли географии в годы войны:
Географы | Вклад в Победу |
Картографы, топографы | Съемка местности и создание топографических карт своей и вражеской территории. Изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки. |
Гидрологи | Сведения о ширине и глубине реки, скорости течения, характере дна и берегов, заболоченности. |
Метеорологи | Наблюдение и составление прогноза погоды. Определялись территория, погодно-климатические условия развития военных действий и их военная оценка. |
Геологи | Обеспечение сведениями о рельефе, почвах, залегании подземных вод, источниках водоснабжения, местными строительными материалами, состояние дорог, мостов и переправ. |
Военно-геологические отряды, альпинисты | Военные действия на Кавказе. Установление на Эльбрусе государственного флага СССР. |
Ученые в тылу | Проводили комплексный учет и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий. |
В результате проведенной работы я рассмотрел роль географии в годы Великой Отечественной войны, её неоценимый вклад в Великую Победу, составил таблицу, из которой хорошо видно значение каждой отрасли географии в годы войны и подробно остановился на достижениях советской науки в годы войны, собрав информацию из разных источников.
http://nauka1941-1945.ru/files/pdf/EP_1943_AKS_00000283.pdf
http://nauka1941-1945.ru/files/pdf/EP_1943_AKS_00000289.pdf
http://www.geo-vestnik.psu.ru/files/vest/191_lucnikov.pdf
Сказка про Серого Зайку
Мост из бумаги для Киры и Вики
Карты планет и спутников Солнечной системы
Дымковский петушок
Прекрасная химия