Что такое деньги?
С самого детства меня привлекала дедушкина коллекция монет и купюр. И когда мой учитель объявил о начале работы классной научно-практической конференции, сомнений в выборе темы у меня не возникли. (Слайд 1)
Я решила выяснить знают ли мои сверстники что такое деньги, как они появились? Зачем они нужны? Что думают о финансовой грамотности детей их родители? Когда, по их мнению, следует начинать обучать детей основам экономики.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kostinoy_dlya_vystupleniya.doc | 59 КБ |
Что такое деньги?
С самого детства меня привлекала дедушкина коллекция монет и купюр. И когда мой учитель объявил о начале работы классной научно-практической конференции, сомнений в выборе темы у меня не возникли. (Слайд 1)
Я решила выяснить знают ли мои сверстники что такое деньги, как они появились? Зачем они нужны? Что думают о финансовой грамотности детей их родители? Когда, по их мнению, следует начинать обучать детей основам экономики.
Объект моего исследования: экономика.
Предмет исследования: деньги.
Гипотеза: если ребенок будет обладать знаниями о деньгах, то сможет разумно ими распоряжаться.
Методы исследования: Анализ необходимой информации, наблюдение, опрос, сравнение.
Проблема исследования: С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. Выражение "нет денег" мы слышим постоянно. Денег всем не хватает. Причем не только тем, у кого маленькая зарплата, но и тем, у кого она большая. А все потому, что многие люди просто не умеют считать свои деньги, не знают, сколько им надо, чтобы прожить до следующей зарплаты, и не умеют правильно тратить, чтобы не было постоянного перерасхода.
Цель исследования: выяснить сущность, функции и виды денег; обосновать причину необходимости разумного обращения с деньгами.
Задачи исследования: 1. Познакомиться с историей возникновения денег; определить сущность, функцию и виды денег; выяснить, что такое семейный бюджет. 2. Проанализировать полученные в ходе исследования знания. 3. Сделать вывод о необходимости разумного использования денег.
Первым этапом моей работы было составление летописи денег. Я выяснила, что было такое время, когда люди совсем не знали денег. Они пользовались обменом. Например, за одного барана можно было получить 5 кувшинов, а за топор – три копья. Но это были неудобные деньги.
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кувшину.
Я думаю, вам будет интересно узнать, что одними из первых денег были ракушки, которые назывались каури. Их собирали на веревочку, как бусы. Они были блестящие, прочные и маленькие.
Люди перепробовали немало «денег», пока не пришли к деньгам металлическим. Чтобы их нельзя было подделать их стали клеймить. Клеймо обозначало количество металла в слитке. Постепенно понадобилось отражать на слитке место изготовления – город, государство. А дальше появились изображения богов, князей, царей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми. Впоследствии чеканкой занимались мастера. Еще позже были сделаны специальные станки. Из-за того, что монеты были тяжелыми, люди начали их оставлять у купцов, которые давали расписки, этими расписками пользовались при покупке товаров. Первые бумажные деньги в России ввела Екатерина II, ее портрет был на купюре в 100 рублей. Эту купюру назвали «Катенькой».
СЛАЙД №
Результатом проделанной работы на этом этапе стало представление полученной информации и коллекции денег на классной научно-практической конференции.
Сегодня люди рассчитываются за что-либо монетами, бумажными деньгами, чеками, кредитными карточками – которые также представляют деньги, а применяются, потому что ими удобно пользоваться.
Чтобы выяснить, знают ли учащиеся моего класса что такое деньги было проведено анкетирование, которое показало, что знания крайне малы. 22 из 27 опрошенных считают деньги бумажками или монетками для покупки необходимого.
Я выяснила что такое деньги:
СЛАЙД №
Большой Энциклопедический словарь - "ДЕНЬГИ" |
ДЕНЬГИ, средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара. Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений. Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения. |
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ДЕНЬГИ" |
деньги [деньги] мн. 1) а) Металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и средством платежа. б) То или иное количество монет и бумажных знаков. в) Средства, предназначенные, отпускаемые для чего-л. г) разг. Плата за труд; зарплата. 2) Состояние, богатство; капитал. |
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "ДЕНЬГИ" |
денег, деньгам-деньгам, ед. (истор.) деньга, деньги, и (простореч.) деньга, деньги, ж. (тюрк. tamga - клеймо, печать). 1. только мн. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Медные деньги. Заработал много денег. 2. только мн. Капитал, состояние, средства (разг.). Он теперь при больших деньгах. Ни за какие деньги не отдам. Время - деньги. Пословица. 3. только ед. деньга, деньги, собир. То же, что деньги (простореч.). Зашибать деньгу. У Павлинского всегда водилась вольная деньга. Салтыков-Щедрин. 4. деньга, деньги, ж. То же, что денежка в 1 знач. (истор.). |
Следующим этапом моей работы стал поиск ответа на вопрос
Откуда берутся деньги? Мама мне подсказала, что можно заработать, взять ссуду в банке, получить наследство или найти клад.
СЛАЙД №
Дома был проведен опрос родственников и я узнала: папа и мама работают и получают за это заработную плату. Бабушка и дедушка работают и получают пенсию. Я не зарабатываю, потому что учусь. Папа сказал, что все деньги, которые получает наша семья, называются доходом или бюджетом семьи, но не одна семья не может обойтись без расходов, расходы бывают разные. У нас в семье расходы на продукты, бытовую технику, на машину, мебель, косметику, игрушки.
СЛАЙД №
Мне стало интересно, а правильно ли мои сверстники расходуют деньги, которые дают им родители на карманные расходы?
Большинство ребят - 11 человек, деньги копят
9 человек тратят их на еду и сладости
Остальные предпочитают тратиться на хобби, игрушки, развлечения и другое.
СЛАЙД №
Еще одним этапом в моей исследовательской работе стало анкетирование родителей нашего класса. Мне было интересно, как они относятся к экономической грамотности детей?
СЛАЙД №
Так на вопрос "Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы ?" 18 из 23 респондентов ответили - Да, 2 человека - Нет, Трое затруднились с ответом.
СЛАЙД
Большинство родителей считают, что деньги можно доверить детям уже с 7 лет.
СЛАЙД №
Мнение родителей разделились, когда был задан вопрос "На что должны тратить деньги дети?"
Большинство - 13 человек считают, что дети могут покупать еду и сладости, по 9 человек отдали свои голоса за варианты "хобби" и "откладывать на большую покупку", траты на "развлечения" и "игрушки" оказались на последнем месте
СЛАЙД №
Но особенно меня интересовал вопрос "Кто должен учить детей обращаться с деньгами?
Большинство опрошенных ответило "Родители", второе место заняла "Школа", третье "Специальные ТВ программы и игры"
СЛАЙД №
Возраст, с которого необходимо ввести курс экономической грамотности, нашими родителями был определен так:
1 место - 7-9 лет
2 место - 10-12 лет
3 место - 4-6 лет
4 место - 13-15 лет
Таким образом, наши родители признают необходимость получения нами - детьми экономических знаний уже с первого класса. Однако наши родственники не всегда имеют возможность рассказать нам подробно, что такое деньги, каковы их функции, виды, возможности. Не могут научить нас разумно тратить карманные деньги. В начальной школе нет такого предмета - "Экономика". Поэтому я решила предложить нашей учительнице помощь в создании такого курса.
Проанализировав информацию в сети Интернет, могу предложить несколько полезных ссылок на нужную детям информацию.
Слайд со ссылками
http://detsadmickeymouse.ru/publ/metodicheskaja_rabota/ehkonomika_dlja_malyshej/25
http://www.solnet.ee/school/p8_50.html.
http://festival.1september.ru/articles/211792/
http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=28&article=85
http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
http://www.znaikak.ru/babyandmoney.html
http://bankir.ru/analytics/manager/1375995
Http://www.moy-rebenok.ru/article/momclass/teach/325/
http://www.terminomika.ru/data/library/authors/e_v_kart.html
http://xn--80adkkb3aeirm.net/razvivajushhie-igry-dlja-detej.html
http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=18027
http://wundermommy.blogspot.ru/2010/04/blog-post_29.html
Тематику занятий, конечно определит педагог, но она может быть примерно такой:
СЛАЙД №
1 класс "Что такое деньги?"
2 класс "Что откуда берется и сколько это стоит"
3 класс "Рынок"
4 класс "Банк"
Итак в ходе исследования я выяснила, что:
- деньги - это не только средство платежа за товары и услуги.
- деньги можно заработать, оформить ссуду в банке, получить в наследство;
- у денег есть своя история – летопись;
- в каждой семье имеется семейный бюджет;
- правильно распоряжаться деньгами - нужно учиться.
А сейчас я предлагаю уважаемой аудитории проверить свои знания по экономике
Слайд
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь...
(Товар)
На товаре быть должна
Обязательно...
(Цена)
Чуть оплошаешь - так в тот же момент
Рынок захватит весь твой...
(Конкурент)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким...
(Доход)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой...
(Вклад)
На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке...
(Проценты)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы...
(Ссуду)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ...
(зарплату)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ...
(продавцы)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт ...
(кассир)
Молодцы, первый шаг на пути к экономической грамотности сделан.
Спасибо за внимание!
Мальчик и колокольчики ландышей
Сторож
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Нора Аргунова. Щенята