Нас, школьников, прозвища очень интересуют: у всех они есть или были. Эта исследовательская работа помогла нам узнать, какие бывают прозвища, как их избежать и многое другое. Так же мы поближе узнала своих одноклассников, а именно: как они относятся к своим прозвищам, считают ли они прозвища проявлением агрессии и т. д. В ходе исследовательской работы мы выявили виды прозвищ по их происхождению и систематизировали их по группам.
Вложение | Размер |
---|---|
issl_rab_prozvishcha_i_ih_proishozhdenie.rar | 2.66 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.А.Араканцева г. Семикаракорск» Ростовской области
Авторы: Ситов Я., Чухлебова И.
учащиеся 7 «А» класса
МБОУ СОШ № 2
Руководитель: Метелёва Е.Л., учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МБОУ СОШ № 2
г.Семикаракорск
2014 год
Оглавление.
1. Введение стр. 1
2. Глава 1. Значение слов и анкетирование стр. 2 - 5
3. Глава 2. Когда появились первые прозвища? стр. 5 - 7
4. Глава 3. Прозвища литературных героев стр. 8
5. Глава 4. Прозвища великих людей стр. 9
6. Глава 5. Как бороться с прозвищами стр. 10
7. Заключение стр. 11 - 12
8. Использованная литература стр. 13
9. Приложение стр. 14 - 18
Введение.
Разрешите представиться. Нас зовут Ситов Яков и Чухлебова Ирина. Мы учимся в 7 «А» классе.
Наш класс довольно дружный, но нас больше всего поражает, что в нашем классе клички и прозвища заменили имена и фамилии. Почему так? Мы решили разобраться в этом вопросе.
Мы заинтересовались, что такое прозвище, как прозвища появились в языке и можно ли искоренить это явление.
Все эти вопросы, на которые мы захотели ответить, стали для нас началом нашей исследовательской работы.
На наш взгляд, эта тема актуальна в современном мире. Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в школе. Ученики в проведенном анонимном опросе: «За что вы не любите некоторых своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается».
Объектом нашего исследования стали прозвища и их происхождение.
Работая над темой, мы поставила для себя следующие задачи:
В заключительной части работы сделать выводы и придумать советы, как можно предотвратить появление прозвищ.
Основная часть.
Глава 1.
Значение слов и анкетирование.
Прежде чем начать наше исследование по теме, мы обратились к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова, чтобы найти нужные нам понятия, и выяснили Слайд 2
Прозвище, - а, ср. Название, данное человеку по какой – нибудь характерной его черте, свойству. Пример: обидное прозвище.
Дразнить – 1. кого (что). Злить, умышленно раздражая чем – нибудь. Дразнить собаку.
Кличка, - и, ж. 1. Имя домашнего животного.
2. Прозвище (шутливое, конспиративное и т. п.). Пример: обидная кличка. Дать кличку кому – нибудь.
Обида, - ы, ж. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. Пример: терпеть обиды. Не в обиду будь сказано.
Агрессия, - и, ж. Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территории и насильственного подчинения своей власти.[1]
Мы считаем, что должно существовать и такое понятие, как причинение обиды словом.
Конечно, дразнение – это проявление агрессивности. По – латински «аg» - приставка, «gress» - корень, все вместе по-русски будет «приступ» или лучше «наступление, как говорят сейчас, «наезд». Итак – нападение на личность или на ее поведение.[2]
Познакомившись с понятиями, мы решили провести в классе анкетирование.
Ребятам были предложены следующие вопросы:
Результаты анкетирования мы представили в диаграммах.
Всего в анкетировании приняло участие 95 учеников 5 – 9 классов, из них девочек- 46, мальчиков – 49
Первым был задан вопрос: как вы относитесь к прозвищам?
Диаграмма № 1 Слайд 3
Вот какие результаты у нас получились по классам. Во всех параллелях преобладает ответ – равнодушно, а чем старше учащиеся, то появляется тенденция – положительно.
На вопрос: как вы относитесь к прозвищам, ответили всего положительно 60 человек, равнодушно – 312 , отрицательно – 128
Диаграмма № 2 Слайд 4
Нас поразило, что большинство ребят относится к этому равнодушно. В чем причина?
На вопрос « Считаете ли вы прозвища проявлением агрессии?» мы получили следующие данные: да всего ответили – 27, нет – 68
Диаграмма № 3 Слайд 5
Это результаты по классам, где наглядно видно, что чем старше дети, тем меньше они считают прозвища и дразнилки проявлением агрессии.
Диаграмма № 4 Слайд 6
Да всего ответили – 27 человек, нет – 68
Получается, что наши одноклассники и учащиеся школы привыкли придумывать прозвища и дразнилки друг для друга. Но ведь так не должно быть!
Диаграмма №5 Слайд 7
Мы выяснила, что прозвища есть у многих учащихся школы. Но, если верит статистике, то пик придумывания прозвищ приходится на 6 класс, а вот спад на 8-ой. Парадокс состоит в том, что именно больше всего учеников 8 класса назвали свои прозвища и прозвища знакомых. Возможно, ребятам стыдно признаться в том, что у них есть прозвище.
Диаграмма №6 Слайд 8
В итоге получилось, что есть прозвища у 39 чел, отсутствуют у 55 чел.
Самыми распространёнными являются (чаще всего встречались в анкетах) такие прозвища, как … Слайд 9
Диаграмма № 7 Слайд 10
На вопрос, как на это вы реагируют, ребята ответили следующим образом: чем старше дети, мы видим, тем чаще они перестают обращать внимание на прозвища, реже отвечают тем же.
Диаграмма № 8 Слайд 11
В итоге: обижаюсь – 7, не обращаю внимания – 56, отвечаю тем же – 27.
Выписав все прозвища (Слайд 12) учащихся нашей школы, мы распределили их по группам, которых получилось 7:
1)Прозвища, связанные с фамилией:
Павлюха (Павленко),
Козырь (Козырев),
Калина (Калинин),
Кузя (Кузнецов),
Нестер (Нестеренко) и др.
2)Прозвища, связанные с именем:
Алекс (Алексей),
Серый (Сергей),
Ирэн (Ира)
Тёмыч (Тимофей)
Шурик (Александр)
3)Прозвища, связанные с особенностями фигуры и внешнего вида:
Колобок, Лысый, Чёрный, Волосатик, Длинный, Гном, Килька, Пончик, Толстый, Гоблин, Коротышка, Рыжий, Кащей, Молодой и др.
4)Прозвища, связанные с характером:
Чурка, Чудак, Троль, Болтливая,
5)Прозвища, связанные с действием, характером для данного человека:
Дьявол, Егоза, Смола, Трактор, Тормозилка
6)Прозвища, связанные с названиями животных, птиц и т. д.:
Гусь, Бобр, Мышь, Заяц, Пингвин, Кабан, Корова, Хомяк и др.
7)Прозвища с неясной этимологией:
Чика, Селя, Шкет, Сетон, Шапа и др.
Таким образом, напрашивается вывод: многие прозвища происходят от фамилий, имён, не последнюю роль в этом играют особенности внешности, черты характера и т.д.
Глава 2
Когда появились первые прозвища?
Нам стало интересно, а когда появились первые прозвища?
Мы выяснили, что сначала на Руси были только клички и прозвища. Они давались по внешнему виду, по какому-то значительному жизненному случаю или по характеру человека. Эти прозвища были неблагозвучными: Брюшина (из - за большого живота), Базан (крикун), Короста (трудный, необщительный). Они также происходили от названий животных и растений, отражали порядок появления новых членов семьи и отношения к ним - Косой, Рябой, Буян, Любим, Ждан, Волк, Заяц, Первуша. Со временем эти прозвища стали восприниматься как имена.
Почему наши предки давали такие неблагозвучные имена? Зачем они им понадобились? Ответ на эти вопросы даёт писатель Л. В. Успенский, написавший книгу "Ты и твое имя": Слайд 13
"... Родилось дитя. Никто не удивится, если отец и мать захотят выбрать ему такое имя, в котором бы отразились их радость, нежность, любовь. Но ведь дети, являясь на свет, доставляют не одну только радость. Появилось такое сокровище, и юные родители вдруг замечают, что хлопот и забот оно принесло куда больше, чем забавы. При его "наречении" на ум приходят не совсем благодушные имена. В древних грамотах поминутно встречаются и Неупокой, и Шумило, и Томило, и даже Крик и Бессон. Эти имена выражают не злобу, не досаду, не неприязнь, - скорее смесь нежности и отчаяния. Конечно, их давали детям любящие, но трудно живущие матери.
А как же быть с теми именами, которые как будто прямо выражают дурное отношение к ребенку: Нелюб, Ненаш, Нехорошей, Болван, Кручина? Что думать о родителях, которые способны так называть свое дитя? Нечего греха таить, были в старину семьи, для которых каждый новый их член, по горькой нищете, по голодной жизни, и на самом деле оказывался Нежданом и Нечаем, сущей Докукой, настоящей Бедой. Может быть, иногда поэтому его так и называли. Но чаще причины были совсем другими. Наши предки были суеверны. Они очень боялись "глаза", вредоносного действия чужих или своих похвал. Им казалось, назвать ребенка красивым, нежным или горделивым именем, - это значит привлечь к нему гибельное внимание целой армии подстерегающих человека врагов - злых духов. Назовут мальчишку Красавчиком, а бес тут как тут: разве ему не лестно завладеть таким прелестным ребенком?! Услыхав же про маленького Хворощу, Опухлого или Гнилозуба, кто на них польстится? И под прикрытием обманного имени-оберега дитя будет спокойно расти и процветать».
С принятием на Руси христианства (Слайд 14) изменились и прозвища. Теперь при крещении людям стали давать так называемые "крестильные" имена. Эти имена давались из строго определенного списка имён святых, помещенного в святцах - церковном календаре. Большинство календарных имен быстро приспосабливались к русскому произношению. Иоанн превратился в Ивана, Георгий - в Юрия и Егора, Иаков - в Якова. Позже стали давать имена, принадлежавшие русским князьям, причисленным церковью "к лику святых": Владимир, Борис, Глеб, Всеволод, Игорь, Святополк.
Календарные имена были необычны и непривычны для населения и распространялись с большим трудом. Народ не видел в них никаких преимуществ. Поэтому в миру использовались старые имена, которые, в противоположность имени, полученному при крещении, назывались "мирским именем" или "прозвищем".
Л. В. Успенский пишет: "Горностай и Грязка, и даже Износок или Опухлой, были ничуть не кличками, не прозвищами, не "дразнилками", а самыми настоящими именами. Их признавал тогда за имена весь народ, возражала одна только церковь».
В наши дни никому не придет в голову назвать своего ребенка так, как называли в старые времена. Сегодня прозвища - важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Однако первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Каждый маленький ребенок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем.
Но как возникают прозвища? Хороший пример, как придумывали прозвище одному мальчику, описан в одном из рассказов “В пору весенних экзаменов мальчишки удостоили Джима прозвища. Они предприняли несколько попыток, пока, наконец, не удовлетворились. Сначала попробовали звать его Гусаром, намекая на его армейские повадки, некоторую безобидную грубоватость и склонность к прогулкам в одиночестве. Но прозвище Гусар не прижилось. Тогда был испробован Пират, потом - Гуляш, отчасти навеянный его страстью к мясным блюдам, отчасти его безупречным французским. Но и Гуляш их не удовлетворил: этому прозвищу недоставало намека на его скрытую силу. Наконец они остановились на прозвище Рино (Носорог). Оно отчасти было навеяно его любовью к физическим упражнениям, которую они не могли не заметить. Рано поутру, ежась под холодным душем, они видели, как он с рюкзаком за спиной возвращается с утренней прогулки. А поздно вечером они видели в окне силуэт Рино, боксировавшего с тенью...»
Глава 3.
Прозвища литературных героев
Нет ни одного человека, у которого не было бы прозвища. Прозвища отражают особенности внешности человека или его характера. Второе имя (как иногда называют прозвище) порой говорит о человеке многое. Достаточно часто в текстах художественных произведений мы сталкиваемся с героями, у которых есть прозвища. Впервые встретив на страницах книги прозвище героя, читатель уже составляет определенное мнение о нем. Своего рода, прозвище – это компас для читателя. Слайд 15
Так, в рассказе И.Тургенева «Бирюк» главному герою дано прозвище Бирюк. Зная, что бюриками называют волков-одиночек, живущих без стаи, можно уже по заглавию сделать предположение о чертах характера героя: одинокий, замкнутый, нелюдимый, возможно, злой. В рассказе именно эти черты характера и раскрываются.
В рассказе К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» мы читаем: «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!». Возможно, именно это прозвище и предопределило тот самый неблаговидный поступок, который совершил Филька, когда он со словами: « Да ну тебя! Дьявол!» - наотмашь ударил по губам раненого коня, потянувшегося за тёплым хлебом.
Глава 4.
Прозвища великих людей
Многие известные люди имели прозвища. Был у Пушкина лицейский друг -Вильгельм Кюхельбекер, по происхождению немец. (Слайд 16) Долговязый, нескладный, застенчивый, робкий, Кюхельбекер сразу же получил в лицее прозвище – Кюхля, так напоминающее русское слово «рохля». Худоба, длинный нос, простодушие и вспыльчивость, нескладные стихи – это выделяло Кюхлю из среды товарищей, и лицеисты посмеивались над своим товарищем, не всегда понимающим, когда над ним смеются. Но в то же время его любили все за умение крепко и верно дружить и приходить на помощь в самую нужную минуту, забывая обиды. Он остался верен своим товарищам, участвовал в заговоре декабристов и стрелял на Сенатской площади в великого князя Михаила Павловича.
Даже у А. С. Пушкина было прозвище. Пушкина называли «французом» за отличное владение языком. Сам же он любил, если его называли «егозой», потому что был очень непоседлив.
Существуют прозвища и мире спорта, политике, шоу-бизнесе. Слайд 17
Например, бразильского автогонщика Айртона Сенну называли и Волшебником, и Человеком Дождя. Происхождение первого прозвища понятно, его Айртон получил за выдающиеся результаты в «Формуле-1», а вот вторым его наградили за умение пилотировать свой болид в дождевых условиях.
Модель Наоми Кэмпбелл за умение передвигаться по подиуму прозвали «Черная Пантера».
Многие прозвища стали псевдонимами. [3]
Глава 5
Как бороться с прозвищами?
Психолог М.В. Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в жизни детей. Вот, по ее мнению, основные причины обзывания детьми друг друга: Слайд 18
1. Сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить.
2. Желание привлечь к себе внимание
3. Желание поиграть
4. Желание спровоцировать (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);
5. Желание пошутить (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить
6. Желание самоутвердиться.
7. Месть (обиженный начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).
8. Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.[4]
Как противостоять появлению прозвищ?
Диаграмма № 9 Слайд 19
У ребят на этот счёт есть своё мнение: учащиеся 5-6 классов рекомендуют сделать попытку объясниться, а девятиклассники полагают, что лучше просто не обращать внимания.
За советом мы также обратились к школьному психологу Артёмовой Марине Александровне. Вот что она посоветовала. Слайд 20 (видеозапись)
Заключение
Нас, школьников, прозвища очень интересуют: у всех они есть или были. Эта исследовательская работа помогла нам узнать, какие бывают прозвища, как их избежать и многое другое. Так же мы поближе узнала своих одноклассников, а именно: как они относятся к своим прозвищам, считают ли они прозвища проявлением агрессии и т. д. В ходе исследовательской работы мы выявили виды прозвищ по их происхождению и систематизировали их по группам.
Мы сделали следующие выводы: Слайд 21
1. Практически все учащиеся школы имеют прозвища,
2. Прозвища с древности связаны и с характером, и с внешностью, и с другими факторами,
3. Можно избежать прозвищ, если следовать советам психолога:
Совет 1. Не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях можно. Например, «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?» Тот, кто обзывается, ждет ответной реакции ( обиды, злости,) Не поддавайтесь на это. Не обращайте внимания.
Совет 2. Объясниться. Можно спокойно сказать: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»
Совет 3. Отговориться. Можно в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
Отговорки для этого конечно же существуют. Вот примеры отговорок:
1) Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!
2) Кто так обзывается — сам так называется!
3) Говоришь на меня – переводишь на себя!
Конечно, такие отговорки можно использовать для самозащиты и в детском, и в подростковом возрасте.
Использованная литература:
« Просвещение», 1983 г
.
Приложение
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
Диаграмма № 4
Диаграмма № 5
Диаграмма № 6
Диаграмма № 7
Диаграмма № 8
Диаграмма № 9
[1] С И Ожегов Словарь русского языка, М, « Русский язык», 1986
[2] Словарь Иностранных слов под редакцией В.В. Иванова, М., « Просвещение», 1983 г
[3] В.Г. Дмитриев Скрывшие свое имя, М. « Наука», 1977г
[4] М.В. Осорина. Как противостоять кличкам и « дразнилкам», книга для родителей, 1999г
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Стеклянный Человечек
Рисуем акварельное мороженое
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Марши для детей в классической музыке