Исследование по краеведению затрагивает вопросы истории микрорайона Калуга-2 – железнодорожной станции, на которой останавливаются многочисленные товарные или пассажирские поезда и стремительно убегают в разные уголки России… По сравнению с многовековой историей областного центра, этот микрорайон очень молодой, но, несмотря на это, у Калуги-2 своя интересная история. Цель работы – изучение истории микрорайона Калуга-2.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование по краеведению посвящено истории микрорайона Калуга - 2. | 42.72 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»г.Калуги
Тема работы по краеведению «Неизведанные страницы моей малой родины»
Автор: Бондаренко Юлия Владиславовна
учащаяся10 «А» класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
города Калуги
Руководитель:учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
города Калуги
Артёмова Юлия Сергеевна
Калуга2015
Содержание.
Введение.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр. 2-3
Глава I. Разъезд № 19 – Сергиев скит.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр. 4-7
Глава II. Станция «Калуга-2».,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр. 8-12
Заключение.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр. 12-13
Список использованной литературы.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр. 14
Приложение.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин.
Введение
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее. С малой родины начинается в нас пробуждение человека.
Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего города, поселка. У меня есть свое излюбленное место в родной Калуге. Это микрорайон Калуга-2. Когда-то именно с Калуги-2 для меня началось знакомство с Калугой, она гостеприимно приняла нас в свои объятия, когда наша семья приехала сюда жить и работать. Я ходила здесь в детский сад, окончила начальную школу, здесь прошло мое детство. Я буквально влюбилась в этот уголок Калуги. И очень люблю здесь бывать!
Главная достопримечательность микрорайона – лес. Он обступает поселок со всех сторон, заглядывая в окна домов. Раскидистые сосны, высокие ели, белоствольные березы, душистая сирень, клены, липы, дубы – всего не перечислишь – они делают это местечко уютным, райским и даже волшебным и сказочным.
На Калуге-2 хорошо в любое время года. Зимой лес одевается в белые пушистые шубы, расцвеченные под лучами солнца драгоценными камнями. И стар, и млад выходят на лыжню, можно пойти, например, на Сероводородные озера, понаблюдать, как закаляются «моржи». Кстати, температура воды в водоемах всегда 8 градусов. Весной лес просыпается, наполняется птичьим пением, оживают лесные тропинки - и вот уже повсюду белеют ландыши. Летом здесь настоящее деревенское раздолье – мы с друзьями идем за нашим любимым лакомством - земляникой, рядом речка, родник, озера, повсюду невероятные лесные ароматы. Осенью солнце, кажется, спускается к людям, оно повсюду – на крышах, на деревьях, на земле в виде разноцветного ковра. На Калуге-2 есть все, чтобы человек чувствовал себя счастливым.
Микрорайон этот небольшой, здесь 17 жилых домов, одна улица – Привокзальная, весь поселок можно обойти минут за 20. Есть начальная школа-детский сад, поликлиника, почта, Клуб железнодорожников, магазины. До центра города автобус довезет вас за 20 минут.
И, конечно, Калуга-2 – это железнодорожная станция, на которой останавливаются многочисленные товарные или пассажирские поезда и стремительно убегают в разные уголки России…
Я хотела бы узнать больше об этом районе Калуги. По сравнению с многовековой историей областного центра, этот микрорайон очень молодой, но, несмотря на это, у Калуги-2 своя интересная история.
Поэтому цель моей работы – собрать воедино сведения об уникальном уголке Калуги и проследить историю микрорайона Калуга-2.
Задачи работы:
Глава I. Разъезд № 19 – Сергиев скит.
Возникновение микрорайона, безусловно, связано со строительством и развитием железной дороги, железнодорожной станции. Изначально это был глухой железнодорожный полустанок, который назывался «Разъезд №19».
Как доносит до нас легенда, в XIX веке, когда прокладывали по здешним дремучим лесам железнодорожную колею «Москва - Брянск», калужские купцы обратились к проектировщикам: «Помогите, мол, проведите чугунку через наш город. А уж мы, купцы, отблагодарим вас.… Прослышали про тот сговор извозчики и тоже к проектировщикам: «Так и так, без ножа режете, детишек малых кормить нечем будет. Возьмите куш побольше, только не стройте чугунку через Калугу» [9].
Так это было на самом деле или иначе, но построенная в 1898 году линия действительно оставила Калугу в стороне от главной дороги, связывающей Москву с Киевом. Ближайшей к Калуге станцией на линии Москва- Брянск был разъезд № 19 Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, который вскоре был переименован в Сергиев скит. Это древнее, как легенда, название возникло неслучайно.
В 1882 году было создано Императорское Православное Палестинское общество. Его попечителем стал Великий князь Сергей Александрович (Приложение №1), который 4 февраля 1905 года погиб от рук террористов. Документы гласят, что 4 февраля 1906 года по предложению Калужского отделения Императорского Палестинского общества было принято решение о постройке храма и других построек в память об убиенном ровно год назад Великом князе Сергее Александровиче Романове и «…дать ему название «Сергиев скит».
Сергиев скит не располагался на территории теперешней Калуги-2, он находился примерно в двух верстах от станции, но судьбы святой обители и железнодорожного разъезда тесно переплетаются, поэтому в людской памяти они остались как одно целое.
Владимир Иванович Даль в Толковом словаре живого великорусского языка так поясняет значение слова «скит» - «общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями» [3].
Скит как таковой на отведенной на его строительство земле уже существовал. Небольшая группа монахов вела иноческий образ в лесу в урочище «Боровой лес». Жили в шалашах, сплетенных из хвороста.
Еще до начала строительства самого храма в скиту был выстроен дом-богадельня для увечных воинов Московского военного гарнизона, которым командовал Великий князь. В этом двухэтажном доме с большой красивой террасой в большом киоте был устроен образ Божией Матери, а также помещены фотографии, отражающие пребывание Великого князя Сергея Александровича в Калуге в 1897 году. Вскоре при этом доме была устроена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Закладка основного храма Сергиева скита состоялась 5 июля 1906 года, в день тезоименитства Великого князя Сергея Александровича (Приложение №2).
Калужские епархиальные ведомости выражали надежду на большую миссионерскую роль скита в настоящем и будущем: «В настоящее тяжелое время, когда как бы наступил период разрушения устоев русской жизни, православия, преданности Царю и родине, отрадно видеть, что есть еще люди, которые являются созидателями учреждений, подобных скиту Калужского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, в стенах коего будут возноситься постоянные и усердные молитвы за безвинно погибших слуг Государя и Отчизны, отыщут приют пострадавшие за родину воины и найдут столь необходимое просвещение дети крестьян в духе истинной веры и любви к Царю и родине» [5].
Через год храм был построен. Главный престол освящён 5 июля 1907 года во имя преподобного Сергия Радонежского.
В этот день с особым поездом по Московско-Киевско-Воронежской дороге прибыли на разъезд №19 рота 9-го пехотного Ингерманландского Императора Петра I полка при восьми офицерах и с полковым знаменем, представители Калужского отдела Союза Русского Народа со стягом, около полусотни казаков и все желающие. В скит все шли пешком.
Чин освящения храма совершил епископ Вениамин в сослужении настоятелей монастырей: Тихоновой пустыни, Боровского Пафнутиева, Оптиной пустыни, Сергиева скита в окружении калужского духовенства и хора архиерейских певчих.
К этому времени были закончены работы по сооружению деревянного дома с хозяйственными сараями, выкопаны погреб и колодец. Обитель была готова к приёму инвалидов и тяжелобольных солдат для жительства под крышей больницы-богадельни. Инвалидный дом был рассчитан на 12 человек, в который принимались отставные воины, пострадавшие во время войны с Японией, одинокие, не имеющие средств и нуждающиеся в призрении. Чудный воздух, красота природы, слова утешения братии смягчали страдания несчастных больных. Одним из первых посетителей, поступивших в мае 1908 года в Сергиев скит, оказался отставной рядовой Прохор Волков, слепой на оба глаза, вследствие ранения во время войны.
Это была по-настоящему уникальная обитель. Единственная, которую воздвигли в память о конкретном человеке – Сергее Александровиче Романове – первом председателе Православного палестинского общества. Именно отсюда начинался путь калужан в святую землю. Здесь находилась особая лавка, где паломники могли купить билеты в Иерусалим. Стоил он совсем мало, потому что Палестинское общество доплачивало значительную сумму, чтобы бедные люди могли совершить паломничество.
С уверенностью можно сказать, что устройство и развитие по соседству святой обители дало железнодорожному разъезду №19 значительный толчок в развитии.
Так, в 1908 году деятельный отец иеромонах Герасим, строитель и настоятель Сергиева скита, обратился с ходатайством к Калужскому губернатору Александру Александровичу Офросимову с рядом жизненно важных для скита вопросов: в частности, о присвоении разъезду №19 наименования «Сергиев Скит» или «Палестинский Скит», об упорядочении продажи железнодорожных билетов до станций Воротынск и Тихонова Пустынь, о размещении в здании разъезда для пассажиров святых икон, кружки для сбора пожертвований и ящика для продажи свеч, об открытии на разъезде выдачи багажа, прибывшего для обители. Также ходатайствовал об устройстве телеграфной линии.
Эти вопросы находились в компетенции Управления железных дорог России. Большинство из них решилось положительно.
Монашеская братия выделила средства в размере 1500 рублей для строительства тупика, предназначенного для выдачи багажа.
Строительство телеграфной линии с заходом в Сергиев скит не планировалось. Смета составлена, и уже был утверждён проект будущей линии вдоль железной дороги. В результате переговоров достигнута договоренность, что железнодорожники выделят участок земли на станционной площади для строительства небольшой часовни и дома для жительства монаха. К сожалению, данных о строительстве часовни нет.
В течение ряда лет насельники Сергиева скита приглашали Великую княгиню Елисавету Феодоровну посетить их обитель (Приложение №3). И вот, наконец, 19 октября 1911 года Великая княгиня прибывает на разъезд № 19. На лошадях, в открытой коляске, Елисавета Феодоровна проследовала в скит. Великая княгиня, продолжавшая дело своего супруга, на протяжении всего периода истории Сергиева скита принимала самое деятельное участие в его судьбе, очень много сделала для обители старца Герасима. К 1913 году в Сергиевом скиту для княгини возвели деревянный уютный домик. Второй визит Елисаветы Феодоровны в обитель состоялся в 1915 году.
Единственное здание скита, которое уцелело до наших дней, - большая каменная водокачка, которая снабжала водой монастырские постройки (Приложение №5). Почти рядом с ней находилась деревянная колокольня «на курьих ножках». По левую сторону у входа в скит стоял деревянный дом настоятеля, напротив - книжная лавка, неотъемлемая часть всех монастырей. Вокруг скита простиралась деревянная обширная ограда. Всех, кто входил в скит, кропили святой водой, символизируя тем самым смывание с пришедшего путника всю суету, сумятицу и грязь жизни. Чаша со святой водой стояла у ворот. Вне скитской ограды располагалась большая трёхэтажная деревянная гостиница на каменном фундаменте, почти всегда переполненная народом (Приложение №4). Рядом велось строительство каменной гостиницы.
В номерах гостиницы для постояльцев были по две кровати с белоснежным бельем, стоимость номера составляла 15 копеек в сутки. Общие номера сдавались бесплатно. Были также постройки в виде небольших дачек, которые сдавались на лето знакомым благочестивым семьям. В полутора верстах, у большой дороги на Калугу, стояла часовня со святой водой в чаше и святыми иконами, для путников - большая скамья у часовни, для богомольцев здесь подавался бесплатный чай.
По направлению к железнодорожному разъезду находился скотный двор с коровами и лошадьми. В составе скитской братии встречаются на послушании такие должности, как пасечник, пекарь, ризничий, просфорник, портной, сапожник, певчий, сторож, рухольник. Обитатели старалась обслуживать себя всем, чем можно: сажали огород, разводили скот и пчёл, штопали одежду, латали обувь и молились Господу Иисусу Христу за оказанную благодать их обители. Значительную помощь оказывало Калужское отделение Императорского Православного Палестинского Общества за счёт пожертвований различных лиц.
В начале 1918 года началось наступление советской власти на церковь: закрывали дворцовые и домовые храмы, проводя в них полную конфискацию имущества. Не обошла эта участь и Сергиев скит. В 1919 году обитель была закрыта.
Глава II. Станция «Калуга-2».
С тех пор до 1958 года в судьбе железнодорожного разъезда «Сергиев скит» все оставалось практически неизменным. У здания вокзала, выложенного из красного каленого кирпича, останавливался лишь один поезд в сутки. Другие составы мчались мимо, иногда лишь притормаживая. Много неудобств для калужан было обусловлено этим обстоятельством. Путь в Киев, Одессу, Молдавию, Западную Украину для них лежал через станцию «Тихонова Пустынь», что была в 17 верстах от Калуги. Чтобы изменить ситуацию, нужно было на разъезде строить вокзал, усовершенствовать путевое хозяйство, реконструировать железнодорожный мост через Угру.
В середине пятидесятых годов одним из руководителей Московско-Киевской дороги стал калужанин Леонид Михайлович Савицкий, который занял пост главного инженера дороги. Благодаря его упорству, дипломатическим и организаторским способностям Сергиев скит превратится в крупную пассажирскую станцию, а Калуга будет обеспечена пригородными электропоездами, на север – до Москвы, на юг – до Брянска.
За год, с мая 1958-го по май 1959 года по инициативе Л. М. Савицкого на станции были проведены немалые перестроечные работы. Тишину забытого разъезда разбудил рокот строительных машин и механизмов. На месте приземистого вокзальчика появилось просторное светлое здание, в котором были оборудованы зал ожидания, комната для пассажиров с детьми, радиоузел, справочное бюро, пассажиры могли посетить павильон- буфет, сдать вещи в камеры хранения ручной клади (Приложение № 6). На станции были построены багажное отделение, почтовое отделение, появились асфальтированные перроны, привокзальная площадь. Построена часть дороги от нового вокзала до Медынского шоссе, организовано автобусное сообщение с Калугой. Разбиты цветники, скверы.
Рядом со станционными постройками стал быстро строиться жилой поселок, появились первые жилые дома.
Савицкий обратился к актуальнейшей тогда космической теме и к калужскому основоположнику космонавтики Константину Эдуардовичу Циолковскому. Он заказал и установил на будущей станции «Калуга-2» бюст ученого, чтобы все видели, чем знаменита Калуга на весь мир. Константин Эдуардович и сегодня встречает пассажиров на перроне станции. На памятнике скульптора Прозорова можно прочитать пророческие слова гениального калужанина: «Герои и смельчаки проложат первые воздушные трассы: Земля – орбита Луны, Земля – орбита Марса, и еще далее: Москва – Луна, Калуга – Марс».
12 декабря 1958 года разъезд «Сергиев скит» получил новое название - станция «Калуга-2». Советские люди строили коммунизм, поэтому религиозное название казалось им не слишком уместным.
На вновь созданной пассажирской станции стали делать остановки дальние поезда. В этом тоже была заслуга Л. М. Савицкого. По его инициативе за короткое время был существенно отремонтирован железнодорожный мост на перегоне Сергиев скит –Воротынск, где поезда имели ограниченную скорость, а потому теряли несколько минут путевого графика. Именно за счет этих сэкономленных на мосту минут Савицкий и распорядился останавливать на новой станции некоторые дальние поезда.
С летнего графика, то есть с мая 1959 года, почти все солидные поезда останавливались на три минуты на станции, а проводники объявляли: «Наш поезд прибывает на станцию Калуга-2». Калужане сразу увидели преимущества произошедших перемен и практически сразу перестали пользоваться для поездок на юг и в Москву неудобной Тихоновой Пустынью.
Эти изменения нашли отражение в калужской прессе. Газета «Знамя» от 7 июня 1959 года в статье Д. Гиленко «Станция Калуга-2» так описывала это радостное для калужан событие:
«26 мая, в день введения летнего расписания движения на железных дорогах страны, начала производить все пассажирские операции станция «Калуга-2» (бывший Сергиев скит). С этого дня Калуга получила выход на главную железнодорожную магистраль Москва- Киев» [4].
Из столицы нашей Родины через станцию «Калуга-2» в то время курсировали пассажирские поезда сообщением в города Киев, Львов, Чоп, Чиерна, Кишинев, Станислав, Унгена, Варна, Одесса. В некоторых из поездов были вагоны прямого сообщения, следующие до Будапешта, Карловых Вар, Бухареста, Софии, Белграда.
«Пользуясь станцией «Калуга-2» пассажиры, особенно едущие в Брянск или Брянска, получат большие удобства: расстояние следования по железной дороге сократится для них на 36 км, соответственно сократится плата за проезд, не надо будет пересаживаться на станции Тихонова Пустынь, что дает экономию во времени. Для едущих в Москву или из Москвы расстояние сократится на 6 км. Кроме того, вместо двух поездов их будет теперь, по летнему расписанию, обслуживать 11. Число пассажирских поездов будет в дальнейшем увеличиваться», – об этом сообщала газета[4].
На фотографиях, иллюстрирующих газетную статью, мы видим станцию и перрон Калуги-2: здесь очень многолюдно, только что прибывшие на поезде пассажиры направляются к городским автобусам, которые, выстроившись в ряд, поджидают их на станции.
А в это время на станции «Калуга-2» уже началось новое строительство – электрификация этого участка. Спустя четыре года, 4 ноября 1963 года в 13 часов 32 минуты от перрона станции отошел первый электропоезд «ЭР-2» на Москву (Приложение № 7). Первая калужская электричка шла только до Малоярославца, где пассажиров уже по графику поджидала на перроне электричка, идущая до Москвы.
Отправлению электропоезда предшествовал торжественный митинг. Тысячи калужан приехали сюда, чтобы вместе со строителями, монтажниками, железнодорожниками порадоваться этому событию.
Газета «Знамя», датированная 5 ноября 1963 года, в статье «В добрый путь!» рассказывает о том, как это происходило.
Просторная привокзальная площадь была заполнена народом. Над площадью торжественно звучит мелодия Государственного Гимна Советского Союза.
«Сегодня, в канун 46-й годовщины Великого Октября трудящиеся области и города получают замечательный подарок. Досрочно завершена электрификация участка Малоярославец – Сухиничи. С сегодняшнего дня начинается регулярное движение электропоездов от станции «Калуга-2» - такими словами начинает митинг председатель промышленного облисполкома Ю. В. Осташко [6].
«…в намеченные сроки построено и смонтировано шесть тяговых подстанций, здание энергоучастка, установлена и подвешена контактная сеть на 14 перегонах и 13 станциях. Всего установлено более 5500 железобетонных и металлических опор, смонтировано свыше 300 км контактной сети», - продолжает управляющий трестом «Калужтрансстрой» Б. В. Самойлов [6].
На фото в газете мы видим фрагменты того митинга: начальник Московской железной дороги Л.А. Карпов разрезает красную ленточку перед головным вагоном, слева от него заслуженный железнодорожник СССР Л. М. Савицкий, справа - первый секретарь обкома А.А. Кандренков. А вот и сам электропоезд. Он торжественно украшен: на нем изображение В. И. Ленина и транспарант «Пусть быстрее движется наш советский локомотив к великой цели – коммунизму!»
«Путь открыт! Один из лучших машинистов депо Апрелевка коммунист тов. В.И. Куликов плавно трогает состав, вагоны которого заполнили первые пассажиры. Звучит торжественный марш. Электрифицированный участок Калуга-2 – Малоярославец сдан в эксплуатацию. В добрый путь!» [6].
Столица с ее театрами, выставками, магазинами стала ближе к калужанам. В отдельные дни поток пассажиров в этом направлении достигал 10-11 тысяч человек в день.
24 декабря 1963 года открылось движение поездов на электротоке от станции «Калуга-2» до станции «Сухиничи».
Несмотря на то, что в 1968 году электропоезда связали Москву непосредственно с Калугой-1, Калуга-2 не потеряла своего значения, она продолжала обслуживать большой поток пассажиров юго-западного направления, неслучайно ее называли «вторыми воротами областного центра».
Коллектив станции «Калуга-2» значительно разросся, в его составе - багажные весовщики, билетные кассиры, стрелочники, дежурные по станции и вокзалу, грузчики, агенты справочного бюро. Первым начальником станции был Михаил Михайлович Жиров, который ежедневно лично проводил инструктаж смены перед дежурством. Железнодорожники как нельзя лучше справлялись с трудными задачами: наладить работу, качественно обслужить пассажиров, обеспечить безопасность движения поездов. Станция одной из первых в области завоевала право называться коллективом коммунистического труда.
29 апреля 1964 года постановлением бюро Калужского горкома КПСС и исполкома горсовета в Книгу почета города Калуги занесен коллектив коммунистического труда станции «Калуга-2». 8 апреля 1970 года в Книге почета города Калуги появилась еще одна запись: «Бюро горкома КПСС и исполком городского Совета депутатов трудящихся постановляют: за достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании по достойной встрече ленинского юбилея и активное участие в общественной работе занести в Книгу Почета города Калуги и наградить юбилейной Почетной грамотой Жирова Михаила Михайловича, начальника станции «Калуга-2».
Книга М. П. Пильника «Станция в бору», написанная в 1969 году, повествует о том, как жил микрорайон в то время. Здесь располагались три самостоятельных предприятия: железнодорожная станция, калужский энергоучасток, Путевая машинная станция- 101. Многие из тех, кто связывал жизнь с железной дорогой, селились в станционном поселке, для них строились дома. Общественная библиотека, например, за отсутствием помещения сначала располагалась в вагоне, который выделила Путевая машинная станция. В нем сделали полки, провели освещение, собрали среди населения более трех тысяч книг, здесь можно было почитать свежие газеты, журналы. Библиотека была местом, куда приходили почти все взрослые жители станции, школьники.
С появлением Клуба железнодорожников центр культурной жизни переместился туда. Автор книги рассказывает, что для жителей Калуги-2 организуются вечера отдыха, встречи с ветеранами и писателями, работает кружок художественной самодеятельности, проводятся лекции и беседы, демонстрируются кинофильмы, широко отмечаются праздничные дни. В центре всех дел были сами железнодорожники. Так, клубом и общественной библиотекой руководит путевая рабочая Е. М. Ежова, начальник отдела кадров ПМС Л. М. Дегтярева возглавила политико-воспитательную работу, а старейший железнодорожник, инженер А.Д. Наприенко организовал художественную самодеятельность. Здесь все делали интересно, с душой, инициатива железнодорожников била ключом. Поэтому сюда на огонек приходят даже жители других окраин - Плетеневки, Анненок, Мстихино, Буровой.
Микрорайон жил, разрастался и развивался…
Заключение.
В наши дни на железнодорожном вокзале станции «Калуга-2» останавливаются поезда дальнего следования, следующие с Киевского вокзала Москвы по железнодорожной магистрали «Москва-Киев», проходят поезда пригородного сообщения, направляющиеся в Москву, Калугу, Сухиничи (Приложение №8).
Новые технологии, о которых полвека назад могли только мечтать, помогают работникам станции обслуживать пассажиров, но и сегодня железнодорожники на боевом посту, и в этих заботах – вся их жизнь.
В обновленном бело-голубом здании вокзала станции «Калуга-2» вы увидите просторный холл, где есть все необходимое: три кассы, справочная служба, широкоформатное расписание поездов. Также к услугам пассажиров залы ожидания с мягкими креслами, два буфета, которые работают круглосуточно, газетный киоск и аптечный пункт. В целях обеспечения безопасности пассажиров вокзал оборудован современной системой видеонаблюдения. Станция и сегодня встретит пассажиров все теми же благоухающими цветами и скверами, идеальной чистотой и приветливостью жителей. Уже не первый год отдельные дома и организации микрорайона занимают первые места в городских конкурсах по озеленению.
Не случайно Калугу-2 облюбовали киносценаристы. Съемочные группы бывают здесь часто. Благодаря живописной местности и некоторой провинциальности, сменив вывеску вокзала, можно оказаться в любом времени и месте.
В фильме «Карнавал», снимавшемся в 1981 году, роль вокзала города Оханска в фильме успешно играет станция «Калуга-2». В городе с таким названием живет героиня Ирины Муравьевой.
А летом 2011-го на Калуге-2 можно было увидеть известных российских актеров – Марию Миронову, Марата Башарова, Андрея Мерзликина, шла съемка сериала «Измена»…
Но, главное, не забыта и история родного края.
В ноябре 2011 года 50-летний юбилей отмечала созданная на Калуге -2 в 1961 году Путевая машинная станция - 101, установлена памятная мемориальная доска, посвященная первому руководителю ПМС – 101 Сергею Сергеевичу Тимофееву.
Началось возрождение одного из самых значимых, но преданных забвению в годы советской власти святых мест Калужской земли - Сергиева скита, созданного в память о погибшем от рук террористов меценате и подвижнике Сергее Александровиче Романове. На месте обители воздвигли крест. Разговоры о восстановлении Сергиева скита начались в сентябре 2011 года на специально организованном круглом столе на тему «Об увековечении памяти Великого князя Сергея Александровича Романова и Великой княгини Елизаветы Федоровны на Калужской земле» в рамках православной книжной ярмарки "Радость слова".
Пока это только первый шаг к конечной цели - воссоздать Сергиев скит.
Чтобы крест появился и начало возрождению Сергиева скита было положено, приложили руку многие неравнодушные люди. Кто-то помог заложить фундамент, кто-то сварил сам крест, кто-то привез песок и камни, кто-то просил помощи у всевышнего.
На круглом столе прозвучало также предложение, призванное восстановить еще одну историческую справедливость. Сейчас рассматривается возможность вернуть железнодорожной станции "Калуга-2" ее прежнее название «Сергеев скит» (Приложение № 9).
Список использованной литературы:
Одна беседа. Лев Кассиль
Кто самый сильный?
Зимний дуб
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Если хочется пить...