В данной работе проводятся исследования свойств снега села Петровка Троицкого района Алтайского края
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik._izuchenie_snega.docx | 11.06 КБ |
rabota._izuchenie_snega.docx | 225.1 КБ |
МКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа»
Троицкий район, Алтайский край
Исследование свойств снега
Исследовательская работа
Выполнил: Поляков Максим,
ученица 2 класса
Руководитель: Колесова Е. А.,
учитель начальных классов
Петровка
2015
Содержание
стр.
Введение 3
1.Обзор литературы
1.1. Что такое снег? 4
1.2 Что такое биотестирование 4
2. Методика исследования 5 - 6
3. Результаты исследования 7-10
Выводы 11
Заключение 12
Литература 13
Приложение 14-20
ВВЕДЕНИЕ
Зима - очень красивое время года. Везде лежит белый пушистый снег: на земле, на крышах домов, на деревьях. Только зимой бывает снег – это удивительнейшее явление природы.
Часто от взрослых я слышу, с одной стороны, о пользе снега, а с другой – о том, что снег грязный, что на него попадают разные вещества, которые вредны для организма.
Я живу в селе Петровка. Оно расположено в стороне от большой дороги. На территории села нет никаких заводов, рядом лес. Но по дорогам села ездят машины, топятся печи домов, котельных. Часто дуют ветры, которые несут разный мусор.
Мне захотелось самому узнать, какой же всё-таки снег в нашем селе.
Я предположил, что снег на территории нашего села можно назвать грязным.
Чтобы подтвердить гипотезу, я решил проделать исследовательскую работу, целью которой стало исследование свойств снега. Объект исследования - снег. Предмет исследования – свойства снега. В ходе работы были решены такие задачи:
Для успешного решения задач применялись разнообразные методы исследования: рассматривание, наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ, метод забора проб, биотестирование, маршрутный метод.
1.1. Что такое снег ?
На нашей планете много воды. Она находится в трех состояниях: в жидком, в твердом (снег, лёд) и в газообразном (пар). Если станет холодно, температура воздуха опустится ниже 0°С, вода переходит из жидкого состояния в твердое - снег и лед [2. С.47].
Снег образуется при замерзании водяного пара высоко над землёй. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются большими, они начинают медленно опускаться к земле. Это снежинки. В основном снежинки состоят из шести лучиков или шестиугольных пластинок [1. С.34]. Когда множество таких снежинок накапливается на холодной земной поверхности, возникает рыхлая «прослойка». В таком снеге много воздуха, поэтому он так плохо проводит тепло.
Свет отражается от многочисленных граней снежинок, поэтому они кажутся белыми, а не прозрачными. [2. С.26].
2.2. Что такое биотестирование?
Биотестирование - это определение загрязнённости окружающей среды с помощью живого организма. Тестировать можно воду, воздух, почву и другое. Живые организмы, с помощью которых проводится биотестирование, называются биоиндикаторами. Биоиндикаторами могут быть растения, животные, микроорганизмы (разные микробы). В результате биотестирования у растений - биоиндикаторов уменьшается рост, меняется окраска листьев, опадает листва и другое [4].
Исследование проводилось в январе 2015 года.
Через изучение и анализ литературы уточнил и расширил свои сведения о снеге.
Места забора снега установил маршрутным методом (дорога, школьный огород).
Методом забора проб снег брал на всю глубину залегания. Для этого раскапывал ямку на глубину залегания снега и брал его с одной стороны (приложение 1).
Методом рассматривания определил цвет снега с разных мест и его чистоту.
Наблюдал, как тает снег и где он находится в воде во время таяния.
Методом измерений определил температуру снега и температуру снеговой воды сразу после таяния. Для этого водный термометр опускал в снег и воду.
Методом рассматривания установил наличие плёнки на поверхности снеговой воды с разных мест забора снега.
Органолептическим способом (с помощью органов чувств) определил физические свойства разной снеговой воды: прозрачность, осадок, запах. Определяя прозрачность, наполнил стеклянный сосуд снеговой водой и поставил его на лист белой бумаги с напечатанным шрифтом (приложение 2). Наличие осадка установил после суточного отстаивания воды. Для выявления запаха налил снеговую воду в стакан и вдыхал воздух.
С помощью фильтрации установил характеристику осадка разной снеговой воды. Для этого брал марлю в шесть сложений и фильтровал воду (приложение 3). После этого сравнивал результаты.
Плёнку с поверхности разной снеговой воды рассматривал с помощью микроскопа электронной лаборатории. Для этого снимал пёнку полоской белой бумаги
Исследование разной снеговой воды на жёсткость проводил с помощью эксперимента: воду наливал в лоток и мылил кусочек мыла в течение 1 минуты (приложение 4). Для сравнения провёл эксперимент и с водопроводной водой. Наблюдал количество пены в лотках.
Чтобы узнать, находятся ли в снеговой воде вредные растворённые в ней вещества (которые нельзя увидеть), провёл биотестирование по проращиванию семян кресс-салата (приложение 5). Для сравнения результатов брал и водопроводную воду. Снеговую и водопроводную воду поставил в кабинете, чтобы температура стала одинаковая везде (комнатная + 160С). Затем семена разложил в 3 лотка и замочил их разной снеговой водой и водопроводной водой (приложение 6). Вел наблюдение для установления, в каком лотке быстрее прорастут семена и какого качества будут ростки.
Изучив литературу о снеге, выявил, что снег это вода в твёрдом состоянии. Состоит снег из множества прозрачных снежинок, между которыми находится воздух. Снежинки кажутся белыми из-за того, что от них отражается свет.
В своём исследовании я использовал снег из двух мест села Петровка: со школьного огорода и снег, взятый у дороги. На первый взгляд снег у дороги и с огорода имел одинаковый внешний вид: белый с едва заметными соринками чёрного цвета. Можно сделать вывод, что снег нечистый.
Температура снега сразу после забора равна – 10С (см. фото 1).
Фото 1. Измерение температуры снега
Наблюдая за тем, как тает снег, установил, что снег легче воды, потому что он плавал на поверхности.
После таяния снега температура воды поднялась до + 60С (см. фото 2).
Фото 2. Измерение температуры талой воды
Эти исследования доказывают, что снег является водой в твёрдом состоянии, и что при этом температура должна быть ниже 0°С.
Определяя жёсткость воды, установил, что в снеговой воде пены образовалось больше, чем в водопроводной, и она дольше находилась на поверхности воды (см. фото 3, 4) .
Фото 3. Пена в снеговой воде Фото 4. Пена в водопроводной воде
Значит, снеговая вода мягче, а водопроводная – жёсткая вода.
На следующий день после таяния снега установлено, что на поверхности разной талой воды образовалась плёнка, состоящая из маленьких чёрных пятен. Под микроскопом они напоминали масленичные пятна. На плёнке талой воды от снега у дороги чёрных пятен было больше, и они были крупнее, чем с огорода (см. фото 5, 6).
Фото 5. С огорода Фото 6. У дороги
При определении физических свойств снеговой воды установлено, что она прозрачная, без запаха, с осадком в виде разных соринок. В банке с водой от снега, взятого у дороги этих соринок больше. Это подтвердила фильтрация воды. Под микроскопом было видно разнообразие соринок (части растений, частички земли) (см. фото 7, 8).
Фото 7. Сор с огорода Фото 8. Сор у дороги
Значит, снеговая вода грязная, причём вода от снега, взятого у дороги грязнее, чем с огорода.
Результаты проведения биотестирования по проращиванию семян зафиксированы на фотографиях (приложение 7) и размещены в таблице.
Результаты биотестирования
1 день | 3 день | 4 день | |
Снеговая вода (с огорода) | Семена проклюнулись | Проросли все семена | Проросли все семена, некоторые ростки высокие с листочками ярко-зелёного и жёлтого цвета |
Снеговая вода (у дороги) | Семена набухли, некоторые проклюнулись | Некоторые семена проросли, некоторые проклюнулись | Проросли все семена, некоторые ростки высокие с листочками ярко-зелёного и жёлтого цвета |
Водопроводная вода | Семена проклюнулись | Проросли все семена | Все ростки высокие с листочками ярко-зелёного цвета |
Данные исследования показывают, что в снеговой воде есть какие-то растворённые в ней вредные вещества, которые мешают хорошему росту и развитию семян.
ВЫВОДЫ
Снег - это вода в твёрдом состоянии. Он состоит из прозрачных снежинок. Снег кажется белым потому, что свет отражается от снежинок.
Для исследовательской работы брали снег в двух местах села Петровка: у дороги и со школьного огорода. Весь снег белый с едва заметными соринками чёрного цвета, имеет температуру – 10 С. Снег легче воды. Вода после таяния снега имеет температуру + 60С. Вся талая вода мягче водопроводной. При сравнении свойств снега, взятого из разных мест, установлено:
- вся снеговая вода прозрачная, не имеет запаха, имеет осадок в виде соринок;
- в снеговой воде от снега, взятого у дороги соринок больше;
- на поверхности всей снеговой воды образовалась плёнка с чёрными пятнами, напоминающими масленичные;
- в снеговой воде от снега, взятого у дороги, пятен больше и они крупнее;
- в снеговой воде есть какие-то растворённые в ней вредные вещества, которые мешают хорошему росту и развитию семян.
Из всего сказанного следует, что предположение о том, что снег на территории нашего села можно назвать грязным, подтвердилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу при выполнении данной работы, я уточнил и расширил свои знания о снеге. Познакомился с необычным методом исследования, который называется биотестированием и использовал для него семена кресс-салата.
Изучив свойства снега и проведя биотестирование, сделал вывод, что снег грязный не только внешне. В снеговой воде растворены вредные вещества. Поэтому для себя решил, что нельзя употреблять в пищу снег и снеговую воду.
По материалам и итогам проведённого исследования составлено сообщение и сделано выступление для учащихся 2 и 3 классов на тему «Почему нельзя есть снег?»
Меня очень заинтересовала эта тема. В дальнейшем я хочу сравнить свойства снега с территории нашего села и другой местности.
ЛИТЕРАТУРА
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Приложение 1
Забор проб снега
Приложение 2
Определение прозрачности воды
Приложение 3
Фильтрация воды
Приложение 4
Определение жёсткости воды
Приложение 5
Семена кресс-салата – биоиндикатор
Приложение 6
Замачивание семян
Приложение 7
Развитие семян
1день (с огорода) 1 день (у дороги) 1 день (водопровод.)
3 день (с огорода) 3 день (у дороги) 3 день (водопровод.)
Приложение 7(продолжение)
Развитие семян
4 день (с огорода)
4 день (у дороги)
4 день (водопровод.)
Лиса Лариска и белка Ленка
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
В Китае испытали "автобус будущего"
Сочини стихи, Машина
Сочные помидорки