В работе описывается как горьковские школьники трудились во благо защиты Родины во времена Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
gorkovskie_shkolniki.doc | 139 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 г. Павлово
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество»
«Горьковские школьники - фронту»
Участник: Тарасова Дарья Сергеевна, 8А класс
Руководитель: Белова Евгения Николаевна, учитель истории
Павлово 2014
2
Введение.
ИГРАЮТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ В ВОЙНУ,
НО РАЗВЕ О ВОЙНЕ МЕЧТАЮТ ДЕТИ?
ПУСТЬ ТОЛЬКО СМЕХ ВЗРЫВАЕТ ТИШИНУ
НА РАДОСТНОЙ БЕЗОБЛАЧНОЙ ПЛАНЕТЕ!
НАД ВЬЮГАМИ И СТУЖАМИ СЕДЫМИ
ВНОВЬ ТОРЖЕСТВУЕТ ЮНАЯ ВЕСНА
И КАК ОГОНЬ С ВОДОЙ НЕСОВМЕСТИМЫ,
НЕСОВМЕСТИМЫ ДЕТИ И ВОЙНА!
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за пятьдесят-шестьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
«Ратный и трудовой подвиг нижегородцев — это неоценимый вклад в дело Великой Победы», — заявил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Победа советского народа над фашизмом навсегда останется в памяти будущих поколений. Нижегородцы всегда будут чтить тех. кто погиб в этой страшной войне и тех, кто ратным трудом ковал победу в тылу.
3
Основная часть.
Строительство оборонительных сооружений.
18 октября 1941 года, в дни обороны Москвы, было принято решение о строительстве оборонительных сооружений западнее г. Горького. Опасность наступления гитлеровцев на г. Горький была серьезной. Меры по созданию оборонительного пояса укреплений для защиты города были и нужными, и своевременными. Предстояло на подступах к Горькому построить Горьковский оборонительный обвод, а также оборонительные рубежи по правому, на отдельных участках – по левому берегу Волги, по правому берегу Оки с обводом для обороны г. Мурома. Вокруг города развернулось строительство оборонительного рубежа. За два месяца было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. При строительстве оборонительного рубежа потребовалось заготовить около 100 тысяч кубометров камня, 300 тысяч кубометров леса. Практически все население города и области было мобилизовано на строительство оборонительного рубежа. Разрешалось мобилизовать и студентов всех вузов, учащихся старших курсов техникумов и учеников 9 – 10 классов средних школ. Рубеж строила вся область,
работало свыше полумиллиона человек. Работы пришлись в основном на осень и зиму 1941-1942 гг.
Особой заботой ГГКО было строительство оборонительных рубежей, которое было начато в октябре 1941 года. К 10 ноября было решено построить Горьковский оборонительный обвод, в срок до 15 ноября – оборонительные рубежи по левому берегу Волги, по реке Оке с обводом для обороны города Мурома.
На строительные работы в порядке трудовой повинности мобилизовалось гражданское население, разрешалось привлекать студентов вузов, учащихся старших курсов техникумов и учеников 9 – 10 классов школ. В сооружении оборонительных укреплений участвовало 350 тысяч человек. Они рыли траншеи, противотанковые рвы, строили дзоты, устраивали завалы на лесных
4
дорогах, устанавливали надолбы. К январю 1942 года строительство оборонительного рубежа было завершено. Его протяженность составила 1134 км (это примерно равно 75% Ферганского канала).
В условиях осени и суровой зимы 1941 – 1942 года было произведено около 12 миллионов кубометров земляных работ, построено 2332 огневые точки, 4788 землянок.
Ремонтно-строительные работы на оборонительных рубежах в области проводились затем в течение всего 1942 года и лишь после победы нашей армии под Курском в 1943 году были прекращены.
Сдача средств на военные нужды.
Молодежь авиационного завода им. С.Орджоникидзе собрала деньги, сверх плана построила и отправила на фронт эскадрилью истребителей имени Зои Космодемьянской; автозаводцы — на 2 танковые колонны «Горьковский комсомол», имени Олега Кошевого; железнодорожники на свои средства построили бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец».
«Горьковский пионер». 1 сентября 1941 г. учащиеся 102-й школы г. Горького обратились ко всем пионерам и школьникам Горьковской области с призывом построить танк «Горьковский пионер». Их поддержали учащиеся всех школ области. Состоялись собрания и линейки пионеров, на которых пионеры брали обязательства активнее включаться в сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав. В сельских школах – работать в звеньях и бригадах и все заработанные деньги перечислить на счёт танка «Горьковский пионер». Прошло несколько месяцев, и 250 тыс. руб. были собраны.
На Горьковском заводе был построен танк, который 18 января 1942 г. в парке Кировского района города был передан танкистам. «Наши юные друзья! – писали воины экипажа. – Выражаем Вам глубокую благодарность за построенный на Ваши средства танк «Горьковский пионер», который сейчас
5
громит фашистских палачей. С 14 по 25 февраля 1942 г. им уничтожено 6 пушек, 1 танк, 5 автомашин, 10 миномётов, 12 пулемётов. Свыше 100 фашистов. Танкисты будут и впредь беспощадно уничтожать врага».
Всего же годы войны на средства, собранные пионерами и школьниками Горьковской области, было построено 7 танков.
В годы войны стало доброй традицией к знаменательным датам – Новому году, Дню Советской армии, 1 Мая, годовщине Великого Октября, посылать воинам подарки. В действующие части и соединения были переданы сотни тысяч килограммов различного продовольствия: колбасы, мяса, сахара, меда, сыра, печенья, конфет, миллионы банок консервов, а также огромное количество мыла, табака, папирос, различных предметов первой необходимости. Активное участие в изготовлении подарков для воинов приняли учащиеся школ и училищ. Посылки на фронт сопровождались трогательными письмами-обращениями к бойцам и даже стихами. А с фронта в Горьковский обком ВКП (б) поступали письма от командиров и бойцов Красной армии со словами благодарности за присланные подарки.
Кроме того, во многих районах области пионерами были созданы мастерские по изготовлению различных вещей для фронта. Ребята отправляли нашим солдатам носки, варежки, кисеты, носовые платки, а подарки детей вдохновляли бойцов на новые подвиги.
Всего в период войны горьковчане отправили на фронт более 800 тысяч различных подарков, что подтверждало существование неразрывной связи фронта и тыла.
Хозяйство.
В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших
6
классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Большую помощь оказали сельским труженикам учащиеся школ и училищ в прополке посевов, сенокосе и уборке урожая. Организованный осенью 1942 года сбор колосков школьниками дал стране дополнительно сотни центнеров зерна. 87 тысяч пионеров и школьников шефствовали над птицеводством. 500 богородских пионеров и школьников в 1944 году рапортовали областному слету пионеров о проделанной работе: вырастили 400 цыплят, заготовили 5000 килограммов кормов, принесли из дома на колхозную птицеферму 250 кур.
Большую культурно-воспитательную работу среди раненых проводили работники искусств г. Горького и области, участники художественной самодеятельности, школьники.
7
Заключение.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Дети войны. Вам посвящены эти строки.
Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты
Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг.
Мы, родившиеся после войны и, к счастью, не узнавшие ее ужасов, глубоко осознаем все величие подвига ветеранов, фронтовиков, тружеников тыла и гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.
Мы помним о прошлом и благодарим старшее поколение за Великую Победу. Она оплачена миллионами жизней, слезами родных и близких. Спасибо павшим и живым. Спасибо и низкий поклон всем нашим ветеранам, труженикам тыла.
8
Список использованной литературы.
Города нашей области. Горький, 1969.
Горьковчане в Великой Отечественной войне. Горький. 1970
Тюрина А.И., Федоров В.Д., Чемоданов Л.А. История Горьковской области: Учебное пособие.-3-е издание. Горький. 1989г.
Басня "Две подруги"
У меня в портфеле
Плавает ли канцелярская скрепка?
Ласточка. Корейская народная сказка
Л. Нечаев. Яма