Исследовательская работа, посвящена восстановлению истории чернильницы, которую однажды хозяева решили выбросить, но воспоминания детства вернули жизнь предмету. Учащийся доказывает, что история обыкновенной забытой вещи может рассказать о гении человеческого ума и стать связующим звеном между прошлым и настоящим.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа учащегося по истории | 43.91 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»
XIV НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МЫ И МИР БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ»
История одного предмета
(исследовательская работа)
Автор:
Ли-Зан-Мен Сергей,
учащийся 6 Б класса
Руководитель:
Пименова О.А.,
учитель истории
пос. Усть-Омчуг
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. . Введение …………………………………………………………………. 3
1. Аргументация выбора темы ……………………………………….. 3
2. Гипотеза. Цель. Задачи …………………………………………….. 4
3. Объект и предмет исследования …………………………………... 5
4. Методы исследования ……………………………………………… 5
II. Основная часть…………………………………………………………….. 6
1. Используемые источники информации …………………………… 6
2. Этапы исследования …………………………………………………6
III. Заключение ……………………………………………………………….. 7
1. Результаты исследования, их значимость ………………………… 7
2. Выводы. Перспективы ……………………………………………… 7
IV. Литература ……………………………………………………………….. 8
V. Приложения …............................................................................................ 9
АРГУМЕНТАЦИЯ ВЫБОРА ТЕМЫ
Из уроков истории я понял, что разные предметы могут поведать об интересных исторических событиях, традициях народов. Например, мне стало известно, что игрушка у многих народов мира раньше являлась важным, дорогим оберегом, который передавался по наследству, а сегодня для современного человека - это «вещица для забавы или потехи», как указано в словаре В.Даля.
Я узнал, что в семье моих земляков до сих пор хранится раритетная вещица -чернильница. Мне стало интересно, а какую историю может скрывать этот предмет? Так взяться за исследование меня подтолкнула простая любознательность: желание узнать о привычных предметах, которыми мы пользуемся часто, но не задумываемся об их исторической ценност
ГИПОТЕЗА
Если бы человек не придумал чернильницу, то не было бы и шариковой ручки
ЦЕЛЬ
Восстановление истории чернильницы как части истории человечества.
ЗАДАЧИ
1. Определить, что может являться источником информации по исследуемой теме.
2. Выяснить, когда и где была придумана чернильница, какие пишущие предметы ей предшествовали, а также пришли ей на смену, что они собой представляли.
3. Научиться работать с историческими документами: периодическими изданиями, литературой, поисковой системой Интернет
4. Научиться обрабатывать собранный материал.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
история пишущих предметов
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
История чернильницы
МЕТОДЫ
1. Поиск информации.
2. Интервью.
3. Анализ и систематизация собранного материала.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЙ
До начала исследования я определил, где можно найти необходимую информацию. Выяснил, что ее источниками могут быть
интернет - ресурсы,
воспоминания владельца чернильницы,
библиотека.
В энциклопедиях, периодических изданиях, словарях, просмотренных в школьной, районной библиотеках, я познакомился с толкованием лексического значения слова «чернильница», различными ее описаниями. (Приложение 1). В целом информации по теме нашлось немного, поэтому было принято решение обратиться к поисковой системе интернет, которая и стала основным источником информации по истории пишущих предметов.
Материалы интернета поведали мне об истории появления, создания не только чернильницы, но и других пишущих предметов, относящихся к разным историческим периодам (Приложение 1), также здесь я нашел необходимый иллюстративный материал (Приложение 3). Во время интервью с Владимиром Михайловичем Кривошеенко, хозяином чернильницы, я получил возможность увидеть и потрогать чернильницу, узнать ее историю: при каких условиях она появилась в семье, как ею пользовались, какие виды чернильниц существовали, каковы ее преимущества и недостатки (Приложения 2, 3).
Изучая собранный материал, я переснимал интересующие меня иллюстрации, фотографировал исторический экспонат, записывал данные исторического источника.
Интересной информации оказалось много, чтобы привести ее в логический порядок, составил план. С его помощью стало возможно установить хронологию создания пишущих предметов и установить их связь с развитием человеческого общества. Собранный материал я оформил в виде справочных статей, которые включают в себя историю развития пишущих предметов, начиная с древнего времени до сегодняшних дней (Приложение 1).
ВЫВОДЫ
Таким образом, исследуемый предмет-чернильница оказывается не обычной вещью, а связующим звеном между прошлым и настоящим. Она рассказывает о своих предшественниках, которых она превосходила, и потомках, которые ее превзошли. Но такое движение происходило не само по себе, а благодаря тому, кто создавал эти предметы, а именно: благодаря человеку. Он развивался, становился умнее, его потребности росли, его быт наполнялся множеством необходимых вещей, среди которых нашлось важное место для письменных принадлежностей. Поэтому считаю, что в истории чернильницы отражается история человечества.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
1. Собрал материал, который подтверждает гипотезу: если бы человек не придумал чернильницу, не было бы ручки.
2. Научился работать
- с историческими документами: энциклопедиями, периодическими изданиями, иллюстрациями, системой Интернет;
- анализировать и систематизировать полученную информацию;
- закрепил навык работы с фотоаппаратом и компьютерной техникой; усовершенствовал навык работы в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint/
3. Проделанная работа дает возможность использовать ее в качестве дополнительного материала на уроках истории, классных часах.
4. Работая над темой, я расширил свой кругозор, узнал совершенно новую информацию о важных предметах в жизни человека.
5. В перспективе планирую
ЛИТЕРАТУРА
1. Архив В. М. Кривошеенко
2. Большая детская энциклопедия. – М: Новый диск, 2010 г.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: Русский язык, 1982. Т.4,
с. 595.
4. Ожегов С. И. «Толковый словарь» - М.: Азбуковник, 1999, с 881
5. Малый академический словарь современного литературного русского языка.- М.: Русский язык, 1999 г.
6. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, Пографресурсы, 1999. Т.4, с 665
7. Интернет сайт http://kotikit.ru/qanda/chem-ranshe-pisali-lyudi/.
8. Интернет сайт http://www.azeri.ru/papers/echo-az_info/71707/
9. Интернет сайт http://www.dilar.by/content/view/73/5
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ИЗ ИСТОРИИ ПИШУЩИХ ПРЕДМЕТОВ
Письменным принадлежностям, наверное, столько же лет, сколько человечеству. Потому что пока люди не придумали письменность, они рисовали. И для этого годилось все - рука, камень и палка. Палкой или рукой можно было делать какие-то изображения на земле, а камнем - на скале. Позже додумались использовать уголек. Конечно, это сложно назвать письменными принадлежностями в прямом смысле слова, но прообраз у наших ручек и карандашей был именно таким.
С развитием цивилизации - где-то около шести тысяч лет назад, а, может, и раньше, человек додумался писать на сырых глиняных дощечках. В древнем Вавилоне, у древних шумеров, где пользовались клинописью, камушком выдавливали различные значки - первое письмо на сырой глине. А вы думали, почему клинопись выглядит именно так - толстые линии, точки, что-то похожее на треугольники? А попробуйте камешком по глине выдавить какие-то более изящные значки! Парадоксально, но факт: все сложное и непонятное имеет самое простое объяснение.
Позднее было изобретено стило. Стилус служили специально обработанные палочки из дерева, кости, а позже бронзы. Как показывает история, писали на таких табличках в те времена все - от стихов до бытовых расходов, от кляуз до математических трактатов. Человечество всегда любило писать, и пишущие принадлежности не могли не совершенствоваться.
Кстати, письмо по воску практически без изменений просуществовало около двух тысяч лет, пока не был изобретен пергамент. Но и с появлением пергамента, используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных бытовых записей - ведь пергамент был дорогим удовольствием - и даже макетирования книг. Для этих целей использовался все тот же металлический или костяной стилус с расплющенным концом.
Похожим инструментом пользовались древние славяне в Великом Новгороде. Раскопки показывают, что поголовное большинство тогда было грамотным: найдены тысячи берестяных грамот. Писали в то время - а это около десяти-пятнадцати веков назад - на бересте методом процарапывания. И тоже обо всем на свете - от любовных посланий до тех же самых кляуз. Человечество неисправимо!
Но стилус - это все-таки пока не ручка, это некий предмет для процарапывания, в нем самом краски нет, т.е. пишущим предметом его назвать сложно. Предшественница ручки - это все-таки кисть. В Китае ее делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу, сосновую смолу, ламповое масло и желатин из кожи осла. О чернилах мы поговорим далее. (2)
В каждой местности письменность развивалась по-разному. А значит, и писали жители разных стран и эпох разными приспособлениями.
В некоторых странах пережигали дрова или уголь, этот черный порошок смешивали с водой и каким – либо клейким веществом и таким образом получали черную густую массу, которая оставляла след на гладкой поверхности. В наше время это вещество назвали бы тушью. Она долго сохраняла цвет, не подвергалась воздействию солнца, ветра, ею писали на пергаментной основе.
Также в качестве туши употребляли… сок бузины. В частности, в Украине. Иногда в него также добавляли сажу и что-то для загустевания, клей. Тогда эти самодельные чернила имели сиреневатый или синеватый оттенок. Если в чернила вмешивали купорос, они, соответственно, синели и зеленели. Добавляли отвар коры красной ивы или сок свеклы – получали красноватые чернила. И так далее, по аналогии. (2)
III. ЧЕРНИЛЬНИЦА.
1. ЧТО ГОВОРЯТ СЛОВАРИ.
Толковый словарь современного русского языка С. И. Ожегова:
«Чернильница – небольшой сосуд для чернил».(4)
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля:
«Чернильница, сосудец разного вида, для держанья чернил на письменном столе». (3)
Малый академический словарь современного русского языка:
«Черни́льница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером».(5)
Словарь русского языка:
«Чернильницы – специальный сосуд для чернил, в который макают перо, когда пишут»(6)
2. ВИДЫ ЧЕРНИЛЬНИЦ.
Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.
Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.(9)
IV. ОТ ГУСИНОГО ПЕРА ДО ЗОЛОТОГО
1. Спасибо гусиным перьям!
В период с 600 по 1800 годы н.э. пергамент перестал быть невероятно ценным предметом, технология его изготовления совершенствовалась, и потребовался общедоступный пишущий инструмент. В Европе самыми догадливыми оказались испанцы, жители Севильи (а, может, и арабы, коих в Испании было предостаточно). Они обнаружили, что если использовать особым образом заточенное гусиное перо, то этот инструмент - самый оптимальный для того, чтобы писать по пергаменту. Более того, при помощи пера можно писать наклонными буквами - так ведь удобнее, и буквы можно делать не такими большими. Так получились прописные буквы. Любопытно, что до VI века н.э. прописных букв попросту не существовало, при письме использовали только заглавные буквы. Спасибо гусиным перьям! Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время - до конца XVIII века. Их обтачивали у корня наискось, чтобы получился срез, этим срезом макали в чернила, какое-то количество чернил скапливалось в стволе пера, и писать было весьма удобно. Однако подготовить перо к писанию - далеко не простая штука. Если вы думаете, что стоит поймать гуся и ощипать его, то вы ошибаетесь, это целая технология! Для начала нужно дождаться весны, потом поймать молодого гуся, вырвать одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла, потому что если вы ощиплите правое крыло, то при письме будете загораживать написанное. Потом перо надо было обезжирить, затем обжечь в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. И только потом заострить кончик специальным ножом. Кстати, именно перья дали название складному ножу, которым поправляли и затачивали перья. Речь идет о перочинном ножике.
Представляете, какая уйма перьев требовалось, если одно перо служило лишь несколько дней активного писания? А сколько гусей?! Ладно, если гусей много - не беда, а если нет? В Англии, например, с гусями была напряженка. Выручала Россия. В XVIII веке только в Англию Россия поставляла в год: 27 миллионов перьев!!! (2)
2. Изобретение догадливого слуги
Гусиные перья неизменно царствовали на рынке писчих предметов, но любое владычество не вечно. Владычество гусиных перьев окончилось в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что хозяину его приходилось много писать, и он не успевал менять сточившиеся перья, а слуга не успевал бегать за гусями. Чтобы облегчить хозяину - да и себе самому - жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Первоначальная конструкция была далека от совершенства, самодеятельный изобретатель попросту не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось, и вот тут-то, собственно, и началась история перьевой ручки.
Первое металлическое перо было запатентовано в 1803 году. Однако лишь к 1830 году стальные наконечники для перьев получили признание на рынке, потому что в 1803 году патент не был использован в коммерческих целях. Самое любопытное, что изобретатели стального пера ничего нового, на самом-то деле, не изобрели. Еще при раскопках в Помпеях археологами были обнаружены бронзовые перья. Так что все новое - это хорошо забытое старое.
Кстати, английское слово "pen", которое обозначает ручку, писчее перо, произошло от латинского слово "penna", что означает как раз "перо птицы". С начала нашей эры перья птиц для письма использовали многие цивилизации, и не только в Евразии. Но мы в другие континенты углубляться не будем, а то рассказ будет бесконечным, и остановимся на Европе. Лучшие образцы изготавливались из перьев гусей, лебедей и индюков как имеющих в крыльях перья наибольшего размера (диаметра). Использовались также перья воронов и павлинов, но реже.
Многие писатели и поэты не доверяли никому такого важного дела, как подготовка перьев, и занимались им самолично. А особо качественно выделанные перья преподносили в подарок. Так, например, в кабинете Пушкина в Санкт-Петербурге в богато отделанном футляре хранилось перо Гете, которое тот прислал в подарок великому русскому поэту. (2)
3.Технология изготовления перьев для письма
Традиционный способ подготовки птичьих перьев к письму заключался в следующем: у здорового, крепкого, молодого гуся, обязательно весной, вырывалось одно из пяти внешних перьев левого крыла — перо из левого крыла лучше ложится в правую руку пишущего, левши использовали перья из правого крыла или затачивали праворучные перья с обратной стороны. С пера обрезалась часть бородки для более удобного хвата за стержень; перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания не менее 10—15 минут; вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 65 °С; кончик заострялся при помощи перочинного ножа, причём в процессе эксплуатации затачивать («чинить») их приходилось часто, поэтому маленькие складные карманные ножи называются перочинными.
Венецианские стеклоделы в средние века изготавливали перья из стекла. Стеклянные перья отличались от классических отсутствием прорезей и отверстий. Перо представляло собою конус со множеством борозд, спиралевидно сходящихся к пишущему кончику. Чернила удерживались в бороздах силами смачивания. (8)
4. Современные перья
Современные перья изготавливаются в основном из стали или золота. Существуют современные модели авторучек, оснащённых перьями из титана или платины. Перья для каллиграфии могут изготавливаться из бронзы, птичьих перьев, расщеплённых деревянных и тростниковых пластинок. Считается, что материал пера задаёт и особенности письма. Так, наиболее мягкими на письме считаются перья из 14 или 18 каратного золота (обозначения на перьях — 14К и 18К соответственно), наиболее упругими титановые и бронзовые, а наиболее жёсткими — стальные перья. Стальные перья нередко покрывают тонким слоем золота (типичный пример обозначения: 22KGP, 23KGP), серебра, платины, палладия или родия.
В отделке перьев нередко используется штамповка или гравировка логотипов производителя, иных рисунков. Применяются золочение, серебрение, никелирование; наплавки из сплавов платины, осмия и иридия. На перьях представительского класса может встречаться инкрустация драгоценных металлов и камней.(8)
V. ИЗОБРЕТЕНИЕ ШАРИКОВОЙ РУЧКИ.
1945г. — шариковая ручка появилась на рынке (спустя 57 лет после выдачи патента) товаров США и стоила 12,5 долл. Ручка продавалась как «первая ручка, которая пишет под водой». Успех оказался головокружительным. Один из отделов крупного универмага в Нью-Йорке продал за время ланча 29 октября 1945 года более 10 000 ручек.
Как же была создана шариковая ручка?
Весь XIX век изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу, и только к концу века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные, требующие частой замены гусиные перья. До этого все попытки изобретателей создать долго пишущую ручку с резервуаром для чернил внутри оканчивались неудачей. Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro).
После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели шариковую ручку. Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что это был тогдашний президент Аргентины, Аугусто Юсто.
Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и помог. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, - они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Но, даже держа ручку строго вертикально, поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки.
Братья вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки. Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать. Американская компания "Эберхард Фабер" заплатила 500 000 долларов за права на производство шариковых ручек; братья впервые получили прибыль за свое изобретение. Усовершенствовав в течение нескольких лет свое изобретение, братья Биро основали производство ручек в Аргентине. Вскоре их продукция получила большую популярность в Южной Америке, а затем и в Великобритании, где слово «биро» и вовсе стало синонимом «шариковой ручки». С 1945 года шариковые ручки появились и в свободной продаже. К концу 1980 - началу 1990 гг. новые технологические эксперименты с шариковыми ручками стали причиной создания роллеров. В их производстве использовали менее вязкие чернила и некоторые другие идеи, позволившие роллерам прочно занять свое место на рынке. Интересно и то, что до сегодняшнего дня, в уже наступившей эре компьютеров, интерес к модернизации шариковых ручек не спадает, благодаря чему в продажу поступают все новые их варианты. (7)
Приложение 2
НЕЗНАКОМКА ИЗ ПРОШЛОГО
ВОСПОМИНАНИЯ ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА КРИВОШЕЕНКО
Чернильницы продавались в магазинах. Чернила продавались отдельно в специальных бутылочках. У школьников они должны были быть со второго класса. Были керамические чернильницы, пластмассовые. В партах были специальные отверстия для чернильниц. Было очень большое разнообразие перьев. С помощью перьев можно было писать с «нажимом», при этом вырабатывался красивый почерк. Хорошее перо считалось, когда оно сделано из твердого сплава. Перья были сделаны из деревянной палочки на конце которой стачивалось небольшое отверстие, где накапливались чернила. Чернильницы были доступны и свободно продавались в магазине.
История моей чернильницы совсем обычная, если не считать, что с недавнего времени у нее началась вторая жизнь в виде предмета, который, вероятно, станет передаваться по наследству. А так ее бы уже выкинули, если бы не заметили случайно в груде вещей, собранных на выброс. Она была подарена мне на день рождения мамой, примерно это случилось 60 лет назад. Куплена она была специально для этого повода и, пока я учился в школе, стояла на моем письменном столе. Я не носил ее в школу, пользовался ею дома. Сегодня я рад, что чернильница жива, она - связь поколений, времен.(1)
10 осенних мастер-классов для детей
Для чего нужна астрономия?
Снежная книга
Учимся ткать миленький коврик
Городецкая роспись