В школе очень много внимания уделяется изучению истории родного края. На уроках изучают региональный компонент, где знакомятся с поморской азбукой, изучают произведения северных писателей. Много интересного узнают о жизни и быте людей в старину, народном костюме, традициях и обычаях, народных играх и забавах. Мы обратили внимание на то, что одежда наших предков отличается от современной одежды. И нам захотелось узнать об этом подробнее.
Цель работы – узнать, какую одежду носили поморы в прошлом.
Задачи: проанализировать литературу по теме исследования; выяснить, отличается ли современная одежда поморов от одежды прошлых веков; узнать, известно ли ребятам, что носили мужчины и женщины на Севере в прошлом; продолжить знакомство с жизнью поморов.
Объект исследования: одежда поморов.
Гипотеза: одежда поморов-предков отличается от современной одежды.
Методы: анкетирование, сравнение, поиск информации в сети Интернет, наблюдение.
На основании проделанной работы сделали следующие выводы. Основными частями одежды в Поморье являлись рубаха и сарафан для женщин, рубаха и порты для мужчин. Наиболее предпочтительными материалами для шитья одежды являлись холст, сукно, шелк и мех. В результате наблюдений, увидели, что все люди ходят в современной одежде (джинсы, брюки, юбки, свитера, блузки, футболки и др.). Помимо этого, заметили, что одежда мужчин и женщин практически ничем не различается: в джинсах (брюках) и свитере (футболке) можно встретить как мужчину, так и женщину. Большая часть женщин, которых мы встречали, носили не сарафанные (юбочные) комплексы, а брюки или джинсы. Также заметили, что жители носят одежду, сшитую из хлопка, и очень много людей встречали в одежде, сшитой из синтетических материалов.
Вложение | Размер |
---|---|
napravlaenie.docx | 794.75 КБ |
Направление: краеведение
Тема: «Одежда поморов»
Занина Руслана
МБОУ «Уемская СОШ» Приморского района
4 класс
Научный руководитель:
Кузьминская Наталия Евгеньевна
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………... 4
Заключение …………………………………………………………………………………… 12
Список литературы ……………………………………………………………………..……. 13
Приложения ……………………………………………………………………………...…… 14
Аннотация
Изучение истории родного края является весь актуальным в наши дни. В школе учащиеся изучают региональный компонент и узнают много интересного о жизни своих предков. Автор работы раскрывает особенности одежды предков-поморов.
Цель работы – узнать, какую одежду носили поморы в прошлом.
Объект исследования: одежда поморов.
Методы: анкетирование, сравнение, поиск информации в сети Интернет, наблюдение.
В работе отражены основные части женской и мужской одежды поморов в прошлые века. В результате анализа литературы и исследований автор пришел к выводу, что основными частями традиционных комплексов одежды в Поморье являлись рубаха и сарафан для женщин, рубаха и порты для мужчин. Автор работы доказала, что одежда поморов прошлых веков имеет свои особенности и отличается от одежды, которую носят люди современного общества.
Введение
Меня зовут Занина Руслана. Я ученица 4 класса Уемской средней школы. За время учёбы в школе мы много говорили об истории родного края. 4 года подряд посещаем музей Малые Корелы с различными циклами экскурсионных занятий. На многих уроках изучаем региональный компонент, где знакомимся с поморской азбукой, изучаем произведения северных писателей и поэтов. Много интересного узнаём о жизни и быте людей в старину, народном костюме, традициях и обычаях, народных играх и забавах. Я обратила внимание на то, что одежда наших предков отличается от современной одежды. И мне захотелось узнать об этом подробнее.
Цель работы – узнать, какую одежду носили поморы в прошлом.
Задачи:
Объект исследования: одежда поморов.
Гипотеза: одежда поморов-предков отличается от современной одежды.
Методы: анкетирование, сравнение, поиск информации в сети Интернет, наблюдение.
Если речь заходит об Архангельской области или Белом море, то сразу же вспоминаются поморы – люди, жившие у моря. Поморы – это исконно русские люди, со своими традициями и богатой историей. Столицей поморов был Архангельск (ранее — Новохолмогоры), даже сегодня можно услышать, что многие архангелогородцы и жители области называют себя поморами, а регион — Поморьем (даже телеканал такое есть у нас местный). Поскольку поморы жили у моря, то и главным кормильцем было море – отсюда идут и все промыслы поморов.
Поморы - это потомки русских, заселивших регион Белого моря в средние века. Переселенцы приходили, главным образом, из Новгородского и Ростовского княжеств. До них здесь проживали карелы, саамы и ненцы, смешавшиеся впоследствии с русскими переселенцами.
Русский Север – это уникальное хранилище традиций народной культуры. Произведения народного творчества имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Одежда – это один из важнейших разделов народной культуры. Языком цвета, формы и орнамента он раскрывает нам многие законы красоты народного искусства.
Одежда поморов имела свои особенности, она была проста и практична по ткани и покрою. В Поморье крестьянское население носило одежду, сшитую из различного домотканого материала, фабричных тканей и старых покупных тканей; последнее означало, что донашивалась или перешивалась старинная одежда. Наиболее предпочтительными материалами для шитья одежды в Поморье являлись холст, сукно, шелк и мех. Специфически «поморским» материалом были кожа и мех морских зверей – тюленя, нерпы, из которых во многих поморских районах изготавливались обувь и верхняя одежда.
Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписанными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в праздники. Будничный костюм был удобным и прочным. Материалом для будничной одежды служили льняное полотно, пестрядь. Позднее они были вытеснены ситцем.
Кроме того, большое значение для изменений в крестьянской одежде сыграло бурное развитие хлопчатобумажной промышленности. Хлопчатобумажные ткани стали более доступными. В традиционной одежде домотканые части все чаще стали заменяться покупным материалом, входили в обиход покупные платки и передники, старинные вышивки дополнялись, а впоследствии и заменялись, нашитыми полосками ситца, покупных лент, кружев.
В прошлые века на Русском Севере традиционным был комплекс женской одежды с сарафаном. Такой комплекс часто называли «сарафанным комплексом», так как основные части его были сарафан и рубаха.
• Рубаха:
Старинные женские рубахи состояли из двух частей: из верхней – рукава и нижней - стан или станина. Верхнюю часть – рукава, шили из домотканого хлопчатобумажного полотна, из домотканой пестряди, из ситца. Нижнюю часть – стан, чаще всего шили из портна. Рукава часто украшали вышивкой или кружевом.
Такие рубахи в Поморье бытовали повсеместно, каждая девушка и женщина имела несколько рубах – будничных, простых, праздничных и обрядовых, богато украшенных узорами. Рубахи вышивали красивыми узорами (по вороту, по краю рукавов, по низу стана), такое расположение вышивки было не случайным, а играло роль оберегов, отводящих дурной глаз, нечистую силу. Для девушки показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. Старинная северная вышивка выполнялась, как правило, одним цветом. В более ранние времена – красными нитками на белом холсте, позднее - и белыми на красной фабричной ткани. С рубахой было связано немало различных поверий. Считалось, например, что продавать её никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладала целебной силой.
Во многих местностях Поморья в конце 19 – в начале 20 века ещё бытовали старинные рукава (нарукавники) с короткими и длинными рукавами. Они представляли собой верхнюю часть рубахи в виде коротенькой кофточки.
Сарафан представлял собой безрукавую одежду: или на лямках, не закрывающий шею, без застёжки, или глухая «под горлышко», застёжка спереди сверху донизу.
В конце 18 века повседневные сарафаны повсеместно изготавливались из холста, крашенного в краски, и назывались крашенинники.
Во второй половине 19 века наиболее распространёнными среди девушек и женщин были прямые или круглые сарафаны на лямках, из хлопчатобумажных, шерстяных и шёлковых тканей. Обычно сарафаны шились из покупной ткани, но в тех поморских сёлах, где было развито домашнее ткачество, изготовлялись сарафаны из шерстяной домотканины, так называемые клеточники – в красно-жёлтую или чёрно-красно-белую клетку.
В некоторых районах Поморья (где преобладало старообрядчество) сарафаны носили приглушенных или тёмных тонов – коричневого, синего, лилового, песочного цветов, иногда с узорами. В других местностях Поморья, где старообрядчество не было таким сильным, предпочитали яркие ткани и сочетание самых контрастных цветов – голубого, красного, зелёного.
Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма с древнейших времен. Обычно женщины могли подпоясываться дважды – поверх рубахи и поверх сарафана. На верхнюю одежду полагался еще один пояс. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить. Пояс выполнял функцию защиты от нечистой силы.
На Русском Севере изготовляли пояса самыми разнообразными способами: ткали, вязали, плели. Ткать узорные пояса должна была уметь каждая женщина. Праздничные и будничные пояса отличаются орнаментом и цветом, а также качеством материала. Новые пояса, вытканные из льна, были праздничными, поношенные или вытканные из грубой домашней шерсти, носились повседневно. Все пояса завершались кистями.
Основной мужской комплекс нательной одежды, состоявший из рубахи и портов, также был распространён повсеместно.
• Рубаха тельная.
Тельная рубаха изготавливалась, как правило, из некрашеного грубого белёного холста, рукава длинные, ворот «под горлышко», то есть без воротника, на завязках, без пуговиц.
• Рубаха верхняя.
Рубаха обычно шилась из сурового тонкого холста, из одноцветной холстяной крашенины, из узорного тонкого холста, который ткали из пряжи разных расцветок. Обычно применяли две расцветки. Кроме того, будничные рубахи шили из полосатой или клетчатой пестряди (позднее ситца, сатина). Праздничные рубахи изготавливались из белого холста, часто с чёрно-красной вышивкой по вороту, реже – по подолу. В традиционном комплексе рубаха надевалась навыпуск и подпоясывалась поясом (кожаный, шнуровой или тканный).
В зимнее время поморы надевали нередко от 3 до 7 рубашек.
• Порты (штаны).
Порты (штаны) шили в зависимости от сезона из пестряди, холста, домотканой или покупной шерсти и сукна. Подштанники – всегда из холста.
Мне захотелось узнать, а известно ли ребятам, какую одежду носили поморы в прошлом. Я провела опрос среди одноклассников. В нем участвовало 18 человек. Вот результаты, которые у меня получились:
ДА – 13 человек, НЕТ – 5 человек.
ДА – 2 человека (в музее), НЕТ – 16 человек.
ДА – 3 человека, НЕТ – 15 человек.
Кроме того, я наблюдала за жителями нашего поселка. В результате наблюдений, я увидела, что все люди ходят в современной одежде (джинсы, брюки, юбки, свитера, блузки, футболки и др.), никого, кроме работников музея Малые Корелы в одежде прошлых веков я не встречала. Помимо этого, я заметила, что одежда мужчин и женщин практически ничем не различается: в джинсах (брюках) и свитере (футболке) можно встретить как мужчину, так и женщину. Большая часть женщин, которых я встречала, носили не сарафанные (юбочные) комплексы, а брюки или джинсы. Также я заметила, что жители носят одежду, сшитую из хлопка, и очень много людей я встречала в одежде, сшитой из синтетических материалов.
Заключение
Изучая материал, я узнала много нового об одежде наших предков.
Мне очень понравились их «костюмы».
На основании проделанной работы я сделала следующие выводы. Основными составными частями традиционных комплексов нательной одежды в Поморье являлись рубаха (стан) и сарафан для женщин, рубаха и порты (с подштанниками) для мужчин. Кроме того, я выяснила, что одежда поморов прошлых веков имела свои особенности и отличается от одежды, которую носят люди современного общества. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Список литературы:
Император Акбар и Бирбал
Нарисуем попугая цветными карандашами
Именинный пирог
Несчастный Андрей
Музыка космоса