Исследовательская работа посвящена периоду оккупации, судьбам детей и подростков станицы Егорлыкской Ростовской области в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 41.84 КБ |
Оглавление.
1.Введение.
2. Моя малая Родина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2.1.Станица Егорлыкская в годы оккупации.
2.2.Судьбы детей в годы войны.
2.3.Освобождение станицы и восстановление её хозяйственной жизни .
2.4. Мое участие в поисковой деятельности
3.Выводы.
4.Литература.
5. Приложение.
1.Введение.
История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира – Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Эта победа – определяющая веха в истории нашей страны и края.
70 лет прошло со дня Великой Победы, но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны.
Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом.
Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года усталый, но счастливый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства. Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы Великая Отечественная война стала для потомков «неизвестной войной».
Великая Отечественная война отличалась ожесточенной вооруженной борьбой многомиллионных армий и решительным противоборством государств в экономической, дипломатической, идейно-политической, духовной и других сферах. В то время как для Советского Союза конечным ее результатом стала победа, для нацистской Германии это было сокрушительное поражение. Завершившаяся война предъявила каждой из сторон свой счет, цена которого была различной во всех отношениях, в том числе и в понимании ее итогов, последствий и уроков.
Вне всякого сомнения, человеческие жертвы, принесенные гpaжданами нашей страны на алтарь Победы, являются главной составляющей цены Великой Отечественной войны.
История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень нашей страны. Они убивали и истязали советских людей, не щадя женщин, детей, стариков.
Тема детства в годы Великой Отечественной войны особая тема, более трагичная. Особая она, потому что память и история в ней слились воедино. Девятого мая наш народ отмечает великий праздник – День Победы над фашистской Германией. Семьдесят лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Тема войны никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца.Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев и сестёр. Наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла. Воевали не только взрослые, но и дети. Война и дети…Война лишила детей детства, обрушилась на них тяжким грузом.В годы Великой Отечественной войны погибло 13 миллионов детей. В годы войны воевали не только взрослые, но и дети. Двадцать тысяч ребят получили медали «За оборону Москвы», пятнадцать тысяч двести сорок девять юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Навечно вписаны в историю нашей страны имена героев, участников партизанского движения: Валентин Котик, Витя Хоменко, Зина Портнова, Надя Богданова, Павлик Титов, Саша Бородулин и многие другие.
На их хрупкие плечи легла вся тяжесть невзгод, горе военных лет. Но война не смогла сломить ребят, наоборот , они стали сильнее, выносливее, мужественнее. К сожалению, война не знает возраста...
Актуальность исследовательской работы: к сожалению, в наше время всё меньше молодежи является настоящими патриотами своего Отечества, и в рамках предстоящего юбилея, к 70-тилетия Великой Победы, я решила раскрыть молодому поколению глаза на всё происходящее в те годы и пробудить в них гордость за свою родину, патриотизм.
Особенно учитывая нынешнее военное положение на Украине ,
я думаю, молодежи будет необходимо узнать, какую пользу приносили и какие чувства испытывали их сверстники в годы войны, тем самым, подвести молодежь к выводу о том, что от этого никто не застрахован.
В ходе работы я использовала различные источники :материалы районной газеты «Заря», Егорлыкскогорайонного краеведческого музея, воспоминания станичников,интернет ресурсы.
Основными методами исследования, которые я использовала в своей работе: аналитический, интервьюирование, социологический опрос.
Цель: Воспитать патриотизм и показать трагизм войны.
Задачи:
1.изучить жизнь страны и моей малой родины в годы оккупации,
2. проследитькак складывались судьбы детей в годы войны.
3.Изучить исторические источники по данному вопросу;
В процессе работы я выдвинула следующую гипотезу: любовь к Родине, к своей малой Родине, к своей семье стали источником мужества и патриотизма, позволили пережить весь ужас войны и одержать победу в годы Великой Отечественной войны.
Приступая к работе я поставила перед собой следующие вопросы:
Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей? Какой вклад дети внесли в победу нашей страны в войне?
Может ли ребенок быть героем войны?
Как увековечена память о детях- героях Великой Отечественной войны? Что мы можем сделать для того, чтобы люди знали, помнили и преклонялись перед героями Великой Отечественной войны?
К сожалению, на многие из поставленных мною вопросов я пока не нашла ответ, но думаю в перспективе продолжить начатую работу.
2. Моя малая Родина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2.1. Станица Егорлыкская в годы оккупации.
«Лучи восходящего солнца коснулись верхушек тополей, акации несмело заглядывали в окна станицы, спящей мирных сном. Рождался солнечный летний день. Но нигде не было слышно обычного в такое время оживления – не заводили тракторов, не выгоняли пастбище коров, и даже у колхозной конторы, где бригадиры и полеводы доводили до сведения звеньев наряды, не было души. В это воскресное утро егорлыкские хлеборобы отдыхали после напряженной трудовой недели. Станица продолжала спать мирным сном, не ведая ещё, что далеко на западе её сыновья среди пламени и разрывов уже преграждали путь остервенело рвущимся через нашу границу фашистам.
…Опустошительным смерчем ворвалась война в мирную жизнь советских людей. Несмотря на крупные потери, фашистские дивизии продолжали рваться вперед , сжигая на своем пути созданные трудом советских людей фабрики, заводы, колхозы, школы и машинно-тракторные станции.
В первые дни войны основная масса егорлыкских мужчин ушла в армию . Собирались быстро, молчаливо. И только заплаканные глаза женщин и горестный плач матерей нарушал тревожную тишину расставания. Первые сообщения с фронтов свидетельствовали , что внезапность нападения дала немецкому командованию целый ряд преимуществ , а поэтому надо было спешить на помощь сражавшимся частям Красной Армии.В 1942 году гитлеровское командование в состоянии было начать активные боевые действия только на одном из его участков. Сконцентрировав крупные бронетанковые силы и обеспечив себе преимущество в воздухе, фашисты прорвали нашу оборону на Юго-Западном фронте и , продвигаясь с боями вперед, в июне снова заняли Ростов, а к осени оккупировали всю область.
Сдерживая бешеный натиск фашистов, советские войска отступали на восток. С последними частями из Егорлыка уходил из Егорлыка секретарь райкома партии Иван Емельянович Березин. Лучшие годы своей жизни он отдал своей станице, месте с егорлычанами поднятые колхозы, построенные школы, проложенные дороги, всё нужно было отдать врагу.
В станицу немецкие войска ворвались с нескольких сторон. Сперва на Мечетинской дороге появились мотоциклисты и, обстреляв из пулеметов окраины , осторожно двинулись по направлению первых домов. Затем с юго-востока загрохотали танки , вслед за которыми двигались цепи автоматчиков. С этого дня в Егорлыкской начались грабежи и массовые убийства.
Вывод: установившийся «новый» оккупационный режим принес в станицу Егорлыкскую огромное количество бед, слез и трагедию в каждую семью.
2.2.Судьбы детей и подростков в годы войны.
С первых дней войны вместе с взрослыми вступали в бой с фашистами и прифронтовых районов, городов и сел ближнего и дальнего тыла: они дежурили в госпиталях, заботились о престарелых и семьях фронтовиков, выращивали овощи. Буквально с первых дней войны, когда обозначилось резкое сокращение трудовых ресурсов в области сельскохозяйственного производства, потребовалось принятие самых энергичных мер для восполнения убыли рабочей силы в сельском хозяйстве за счет вовлечения в него женщин, стариков и подростков, эвакуированного населения, временного привлечения рабочих, служащих, учащихся. На протяжении всех лет войны включалось все большее число подростков школьного возраста (от 12 до 16 лет).Труд колхозного крестьянства в годы войны - поистине подвиг. Мобилизация практически не оставила в деревнях трудоспособных мужчин. Три четверти трудодней, выработанных в военные годы в колхозах,приходились на женщин, остальные - на стариков, подростков, инвалидов-фронтовиков.За цифрами государственных поставок - дни и ночи непосильного труда сельских жителей от мала до велика. А сами они жили или, лучше сказать, выживали, мизерной выдачей по трудодням, да скудной помощью пришедшего в упадок личного подворья. Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом, и желание своим трудом хоть как-то облегчить их фронтовую участь было в те годы едва ли не самой главной двигательной силой сельского хозяйства. А вместо мужчин в колхозах оставались женщины, трудились и за себя, и за отцов, мужей, братьев. А дети старались помогать матерям, вставали к станку или трудились на колхозных полях. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
«…Из уст в уста передавались страшные вести о том, что ежедневно в застенках истязают и убивают арестованных егорлычан. Люди с ужасом рассказывали , как вели на расстрел колхозницу Польскую. Над свежевырытой могилой эта женщина стояла с двумя детьми на руках. Прошитые автоматной очередью все вместе свалились в яму. Вслед за ней были расстреляны колхозники Черненко и Таньков.»
Невозможно не прийти в ужас, читая о жестокости немецко-фашистских захватчиков. Содрогаешься, представляя то, что пережили женщины и дети в те времена. И, возможно, тоже самое сейчас переживают дети Донбасса. В станицев годы войны действовал отряд молодых подпольщиков во главе с секретарем райкома комсомола Мишей Яценко, в который входили: Коля Шульгин, ВасяМалов,ВикторияУлюра,РитаБалай. В хуторе Дудукалов молодых подпольщиков возглавила Люся Мялина, в хуторе Войнов- Аня Горбатенко.
«Молодые подпольщики незамедлительно реагировали на действия фашистов. «Работать медленно, портить инструмент, выводить из строя оборудование» - эти слова как пароль передавались людьми, занятыми на строительстве».
Молодые ребята наносили врагу чувствительные удары : убивали немецких солдат, перерезали телефонные линии и телеграфные связи , взрывали немецкиеэшелоны.
« Глубокой ночью , когда из плотных рядов автомобилей начал раздаваться солдатский храп, юные бойцы незаметно подкрались к площади и по условному сигналу забросали её гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Над станицей взметнулось пламя, а разрывы гранат и стрельба не смогли перекрыть крики попавших в пламя и перекрестный огонь фашистских завоевателей».
Таким вот тяжким трудом подростки приближали победу. Многие погибали при выполнении операций, попадали в плен, работали на немецкие войска. Невозможно представить, что чувствовали эти дети . Холод, голод, мучения, болезни – вот как проходило их детство. Они радовались самым маленьким радостям , таким , как : журавлиный клин или просто ясное небо над головой.
Ребята, уходя на фронт, искалиморальной поддержки у родителей, друзей, учителей. Они не забывали свои родныешколы, наставников, которых безмерно уважали. Некоторые изливали свои страданияв личных дневниках. Читая откровенияребят, я все больше и больше перемещаюсь в то далекое время. В своих воспоминаниях один из выпускников нашей школыпишет: «Признаться, я с облегчениемвздохнул, когда получил на руки аттестат, учиться жутко надоело – это мне тогдатак казалось. А теперь – честное слово,! – с каким наслаждением решал бы самыетрудные задачки по математике, потел бы над физикой! Это такое замечательноедело — учиться! «Ученики были благодарны своим учителям за знания, которые ониим дали».
Люди верили, что враг будетразбит и окончательно уничтожен. За слёзы и страдания матерей, потерявших своихдетей, за слёзы сирот, матери которыхпогибли в холодной войне, врагу будет воздано сполна. Они были уверены, что близок час расплаты за поруганныеразграбление города и села, за издевательства и насилие над мирным населением, за «опалённых войной»и убитых войной.
Как-то я прочитала в одной из статей, как вгоспиталь была доставлена Женя-девочка четырёх лет. Ей фашисты разрезали животи, поломали руки и ноги. Вскоре она умерла. Так же пострадали от гитлеровцевмальчишки 13-14 лет, на которых сбросили взрывчатку в то время, когда они паслина лугу скот. Ребята получили очень сильные ожоги.
Сказать о них «звери» — мало.Фашист —это изверг. Людоед. Кровь, человеческая кровь – вотчто держит его на ногах.
Разрывается душа от сочувствия, сострадания. Невозможно читать эти строки с равнодушием, голос запинается от подступивших к горлу слёз.
Вывод: дети и подростки станицы Егорлыкской внесли свой посильный вклад в освобождение нашей малой Родины, приближая день ее освобождения.
2.3.Освобождение станицы и восстановление её хозяйственной жизни .
В середине января 1943 года до станицы донеслись глухие раскаты артиллерийской канонады. С востока стальной лавиной наступали дивизии Красной Армии. В первых рядах наступающих войск шли те, кому выпала столь редкая на фронте удача –освобождать родные места.
Первым на еще занятую врагом егорлыкскую землю, ступил разведчик Лука Степанович Савицкий. Незаметно миновал передний край и, выйдя в тыл противника по знакомым с детства ложбинам, добрался до родного хутора Ильинского. Сведения, которые добыл опытный воин, оказались исключительно ценными. Оказавшись окруженными , немцы всё еще продолжали ожесточенно обороняться . За один только день они предприняли 10 попыток прорыва, введя в бой танки и артиллерию.
Мощным ударом третьей танковой группы вражеская оборона была прорвана и, уничтожая на ходу артиллерийские орудия и самоходки , советские танкисты вихрем пронеслись по улицам станицы . 25 января 1943 года станица Егорлыкская была полностью очищена от фашистов, и счастливые жители со слезами на глазах обнимали и целовали своих освободителей, не выпускали из объятий своего земляка Серафима Алексеевича Калашникова.
Хозяйство было разрушено до основания. То, что фашисты не сумели вывезти, разбивали и жгли. Мельница , крупорушка, кузница и мастерская были доведены до такого состояния, что об их ремонте пока что нечего было думать.
27 февраля 1943 года часть колхозников , вооружившись лопатами, веревками и шестами , начали откапывать , очищать и стягивать к конторе уцелевшее добро. Другие приступили к ремонту животноводческих помещений.
Сильный мороз и порывистый восточный ветер затрудняли работу. Негде было погреться, все кругом требовало человеческих рук, усилий и материалов, которых никто не знал откуда взять. Пробоины в стенах , сорванные крыши и оконные проемы начали закрывать камышом.
Превозмогая морозы и метели, егорлыкские женщины становились на трудовую вахту , и не было для них более важного дела, чем восстановление родного колхоза.
По-фронтовому трудились колхозницы в звене Татьяны Денисовны Куричевой из колхоза «Красный Дон» .Значительно перевыполнив производственное задание по урожайности подсолнечника, они не только обеспечили артель первоклассными семенами, но и внесли весомый вклад в укрепление финансов артели.
Люди трудились, с надеждой прислушиваясь к сообщениям Информбюро. Шли последние месяцы навязанной нашему народу кровопролитной войны, и советские солдаты, терпя лишения и неся тяжелые потери, штурмовали города и селения, откуда нам пытались принести смерть и рабство.
Вывод: дети и подростки внесли посильный вклад в восстановление хозяйственной жизни нашей малой Родины , приближая долгожданную Победу в Великой Отечественной войне.
2.4.Мое участие в деятельности поискового отряда «Поиск» МБОУ ЕСОШ №1.
Поисковый отряд «Поиск» в нашей школе появился в 1999 году. Фактически именно отсюда, из старейшей школы Егорлыкского района, благодаря стараниям и энтузиазму нашего многоуважаемого и любимого учителя географии Галины Ступакпри поддержке одного из руководителей областного отряда «Память Поиск» Дмитрия Санина, и стоит начинать писать историю школьного поискового движения на егорлыкской земле .
За пятнадцать лет существования и работы в экспедициях, по словам Галины Николаевны, прошло более 600 человек. Многие из тех, кто участвовал в подъёме останков бойцов Великой Отечественной войны, продолжают выезжать на местах былых сражений уже в составах студенческих поисковых отрядов, например, межвузовского отряда под эгидой СКАГС.
В этом году, на плановые работы в Багаевском районе в конце сентября поисковый отряд из старейшей школы района поехал полностью в новом составе. Два года по ряду причин, не удавалось выбраться на Вахту.
В сентябре 2014 практика возобновилась , и я вместе с моими товарищами Светланой Кочур, Михаилом Левиным, Маргаритой Боровковой ,Евгением Кулаковым, Алиной Редчук, Тимофеем Белявским, а также шестиклас-
сником Васей Жемчужным присоединились к своим егорлыкским соратникам из отрядов «Долг» (РСОШ № 4) и «Белые журавли» (КЕСОШ № 5).
Очень переживала за нас Галина Николаевна, но мы справились, преодолели все трудности, а возможно потому, что память и долг перед погибшими солдатами той войны бессмертен.
Преодолели, действительно, все, в том числе, и тяжелую изнурительную работу. Останки военнослужащих Красной Армии, погибших при освобождении Багаевского района в конце января-начале февраля 1943, были захоронены на территории одного из огородов в гигантской воронке от взрыва авиабомбы.
По данным, что имелись на руках у руководителя многочисленной (здесь работали не только егорлычане, но и багаевцы, и ребята из ростовского отряда служебных приставов) экспедиции Дмитрия Санина, 71 год назад здесь были захоронены более 150 человек.
В 1952 году местные жители, по словам женщины, на чьей придворовой территории находилась эта временная братская могила, попробовали вскрыть ее. Но на тот момент останки бойцов перенести было невозможно.Время пришло только в 2014 году. Мы - поисковики осторожно поднимали ведрами землю из воронки. Смены работали по 15-20 минут. Потом чуть распогодилось, темпы увеличились.
Останки, военные артефакты покоились на 4-метровой глубине. В общей сложности, нашими усилиями, было поднято более 100 воинов Красной Армии, найдено два медальона-смертника. Один документ оказался нечитаемым, а вот второй вернул в историю имя еще одного советского солдата, сложившего голову на донской земле: Николай Ежунов, уроженец Сталинградской (ныне Волгоградской) области.
Но не только важной и ответственной работой запомнится Вахта памяти на багаевской земле для школьников из ЕСОШ № 1. В первую очередь, конечно же, прикосновением к героическим страницам отечественной истории, новыми друзьями из соседних школ Егорлыкского района, общими песнями под гитару у вечернего костра.
Вывод: я горжусь тем, что в нашей школе существует этот отряд. Рада, что есть такие же люди, как я, которым не безразличны судьбы солдат, захороненных в братских могилах.
Только поднимая, и перезахороняяостанкибойцов, мы можем выразить им свою благодарность.
Я надеюсь, что школьный поисковый отряд, просуществует ещё много лет и память о подвигах той ужасной войны не сотрется с годами.
3.Выводы.
Егорлычане, вместе со всем советским народом поднялись против смертельной опасности фашистского порабощения,и не смотря ни на какие трудности, выполняли свой священный долг. Эта война была не только испытанием боевой и экономической мощи страны. В ней проверялась сила и прочность социалистического строя, подвергшегося вероломному нападению вооруженного до зубов врага.
История Егорлыкского района , героический труд и ратные подвиги его сынов и дочерей в грозное время показали, что за годы Советской власти под руководством коммунистов здесь были решены грандиозные задачи не только в области экономической, но и духовной. Не осталось и следа от сословного антагонизма, выливавшегося в прошлом в кровавые схватки между казаками и иногородними. Вера в победу, в силу своего народа явилась тем духовным здоровьем, которое помогло преодолеть кошмар фашистского «нового порядка» в страшные дни оккупации.
Война не могла не оставить в сердцах людей горечи и боли потерь от пережитого, поэтому многие произведения послевоенных лет посвящены этому трагическому событию в жизни страны. Писатели и сейчас обращаются к теме войны, хотя прошло уже семьдесят лет. Это событие забыть нельзя, и еще многие годы люди будут обращаться к нему в стихах, прозе, песнях и в своих мыслях.
Ведь память – единственное, чем мы можем отблагодарить людей, чьи жизни и здоровье забрала та война.
Я часто задумываюсь, для чего я живу, и что меня ожидает в будущем? Кто я вообще в этом мире, имею ли я право называть себя человеком, заслужила ли уважение к себе?
Каждый должен добиться чего-то вжизни, поставить перед собой цель и стремиться к ней. У каждого человека естьсвоя мечта. Я мечтаю закончить хорошо школу, иметь любимую профессию, семью,достичь много в жизни, быть в ней не последним человеком, общаться синтересными людьми и радоваться каждому дню, который мне подарила жизнь.
О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это оченьтрудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотелистать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длиласьчетыре долгих и нескончаемых года. Они так же, как и я, учились в школе,посещали разные кружки: пели, танцевали, мастерили. Дети любили жизнь, радуясьлучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов.
На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята незнали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба! Вот како своем детстве пишет Алексей Недогонов:
Мы книги читали о счастье–
они их сжигали в огне;
мы ставили звезды на елках –
они на еврейскойспине,
мы ландыши рвалируками –
они их срезали ножом;
стрижей мы ловилисилками –
они их сбивалиружьем.
Сколько девчонок и мальчишекбрали в плен, увозили в немецкое рабство, гнали в концлагеря.…Некоторым повезло,и они наравне с взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою любимую родину. Детей,оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув своим седым крылом. Они остались живы, но им былоничуть не легче. Они терпели голод и холод, много часовые вахты у станка без сна и отдыха, теряли родных и близких. Как бы я ни хотела поставить себяна их место, я все равно не почувствую в полной мере их страха, мук и боли, я лишь понимаю, что тедети намного сильнее морально и физически, чем ребята в мое время.
Многие сейчас живут одним днем, их не интересует, что ждет вбудущем их самих, не говоря уже обо всем человечестве. При взгляде на некоторыхмоих сверстников мне становится страшно: к чему мы идем? Дети того времени былинамного добрее, отзывчивее, терпимее и трудолюбивее.
В ходе работы мной через сеть Интернет был проведен социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 13 до 25 лет.
Вопросы:
1.Считаете ли вы, что женщины и дети в годы Великой Отечественной войны сыграли огромную роль в тылу?
Всего на этот вопрос ответили 298 человек, 30% участников старше 18 лет. Из них 284 человек (95.3%) ответили- да.14 человек (4.7%) ответили- нет.
2. Считаете ли вы, что победа в Великой Отечественной войне является исключительно заслугой СССР?
Всего на этот вопрос ответили 218 человек, примерно 35% молодые люди старше 18 лет.
Да ответили-150 человек (68.8%)
Нет-68 человек (31.2%)
3.Отношение к войне моих товарищей и одноклассников.
Светлана Кочур, ученица 10 а класса: «Пройдет еще много лет, но я уверена, что никто не забудет ту ужасную, всеразрушающую, кровавую войну, которая несла миллионы жизней. Для меня эта война прежде всего пример мужества, силы воли и непоколебимости народа. Народы разных национальностей внесли свой вклад в победу. Для нас победа в этой войне-великая гордость, и горькое напоминание о страшном времени».
Маргарита Боровкова, ученица 10 а класса: «Я считаю, что нужно чтить наших предков, т.к. они героически сражались за право нам быть свободными и за независимость нашей родины! Я чувствую гордость за отвагу наших солдат!»
Ирина Юнкина, ученица 10 а класса: «Я считаю, что победа была завоевана благодаря глубокому патриотизму бойцов. Именно благодаря духовному единству , сплоченности всех людей мы победили! Не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили вражескую армию Гитлера. Я с большим уважением и гордостью могу сказать, что эту победу мы заслужили с помощью упорной борьбы! Наша победа стала очень значима для России и ее народа».
Ольга Солодовникова, ученица 10 а класса: «Я думаю, что война принесла много бед, но она так же сплотила наш народ. Мы стали сильнее, нас стали уважать и даже бояться другие страны».
Анастасия Ширшова, ученица 10 в класса: «Великая Отечественная война, безусловно, значимое событие не только для России, европейских стран.но также и для других стран мира. Несмотря на большие человеческие потери в ходе войны, СССР стал великой ведущей мировой державой. К самой же войне, как способу разрешения конфликтов, я отношусь отрицательно».
Данные социологического опроса убедили меня в том , что большинство молодых людей осознают трагизм войны и чтят великий подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, это вселяет надежду в то, что подвиг нашего народа бессмертен, также я убедилась в том, что любовь к Родине, к своей малой родине, к своей семье стали источником мужества и патриотизма, позволили пережить ужасы войны и одержать победу в годы Великой Отечественной войны.
4.Литература.
1.Архив Егорлыкского районного краеведческого музея.
2. Газета «Заря».
3.П.Г.Уткин.Историко-документальная хроника Егорлыкского района, «К 50-летию Победы над фашистской Германией» г. Ростов-на-Дону, 1990 г.
4.Книга памяти Егорлыкского района.
Карандаши в пакете
Лавовая лампа
Белый лист
Крутильный маятник своими руками
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Комментарии
Вахта Памяти
Дорогая Наталья. Работа очень хорошая. Теперь осталось только добавить конкретный материал по конкретным людям, чтобы работа соответствовала положению Вахты Памяти. Проведите исследования по одному=двум конкретным детям войны. Как сложилась их послевоенная судьба. Добавьте фотографии. Спасибо за участие.
Вахта памяти
Уважаемые Наташа и Наталья Германовна! Светлана Федоровна высказала Вам свои пожелания. Я с ними согласен. Ваша исследовательская работа о судьбах детей и подростков станицы Егорлыкской Ростовской области в годы Великой Отечественной войны очень хорошая. Вы проделали очень большую работу, которая актуальна не только для егорлычан, но и всей Ростовской области. Я на уроках с учениками лицея №102 г.Ростова-на-Дону обязательно приведу примеры из этой исследовательской работы. Спасибо Вам! И успехов в дальнейшей поисковой работе о подвигах Ваших земляков!
Спасибо,Наташа, Наталья
Спасибо,Наташа, Наталья Германовна,за участие в Вахте памяти, за рассказ о военном времени в станице Егорлыкской. Интересно было узнать о поисковой работе.Наверняка у вас собрано много материалов об участниках войны и вы можете тоже рассказать о них на Вахте памяти. А на вашем сайте постепенно соберется материал для электронного музея.