Работа посвящена культуре речи. Сегодня низкий стиль речи проник в литературу, кино и на телевидение. Авторы задаются вопросом, не является ли ругательство частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения. В связи с этим изучено отношение к сквернословию в исторические времена, определены причины, почему ребенок начинает сквернословить и как от этого избавиться, проведено социологическое исследование, как язык обеспечивает коллективное существование. Практическая часть работы заслуживает особого внимания, так как она показывает пути решения обозначенной проблемы. Наблюдая за речью сверстников и взрослых, дети пришли к выводу, что причин, почему подростки сквернословят, много. Чтобы избежать раннего появления в лексиконе ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью. Часто дети не понимают, что говорят, или не понимают, как оскорбительны и обидны бывают такие слова. Нужно чаще объяснять детям, что употребление «бранных» слов просто не прилично. Проведённая работа по изучению ругательства как «части» национального языка констатирует, что со сквернословием готовы расстаться около 90% опрошенных, значит нельзя говорить о деградации нашей культуры и о духовном и нравственном разложении нашего народа.
Авторы работы предлагают тематику классных часов и бесед: «Наше условие – долой сквернословие!», «Грех сквернословия», «Заразные слова», «Здоровье и сквернословие», «Чистота речи – залог духовного здоровья» и другие. Предлагают проводить акции за чистоту языка в рамках школы и города.
Вложение | Размер |
---|---|
kto_khranit_usta_svoi.docx | 411.22 КБ |
- -
Городской конкурс проектов младших школьников «Гости из будущего»
Направление: основы религиозных культур и светской этики
Проектная работа на тему:
Кто хранит уста свои,
тот бережёт душу свою
Авторы: Афанасьев Игорь
Тебякин Илья
Минин Сергей
Гудзь Василий
ученики 4 класса
МБОУ «СОШ №7» г. Когалыма
Когалым
2014
Краткая аннотация
Работа посвящена культуре речи. Сегодня низкий стиль речи проник в литературу, кино и на телевидение. Авторы задаются вопросом, не является ли ругательство частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения. В связи с этим изучено отношение к сквернословию в исторические времена, определены причины, почему ребенок начинает сквернословить и как от этого избавиться, проведено социологическое исследование, как язык обеспечивает коллективное существование. Практическая часть работы заслуживает особого внимания, так как она показывает пути решения обозначенной проблемы.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………….. Глава 1.Основная часть…………………………………………………………….. 1.1.Величайшее сокровище - русский язык………………………………………. 1.2.О сквернословии и некоторых оскорбительных словах…………………….. 1.3. Медицинское доказательство последствий нецензурной брани……………. Глава 2.Практическая часть…………………………………………………… 2.1. Почему ребенок начинает сквернословить и как от этого избавиться?....... 2.2. Отношение современного человека к сквернословию……………………… 2.3.Выводы, рекомендации……………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………………………… Список источников информации.…………………………………………………… Приложения…………………………………………………………………………….. | 4 5 5 6 8 10 10 12 13 14 15 |
Введение
Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь «нехорошие слова» и даже заменяют ими остальные слова. Если раньше ненормативная лексика была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно выражаются в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня низкий стиль речи проник в литературу, кино и на телевидение.
Актуальность исследования: культура речи.
Проблема: Является ли ругательство частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения?
Цель работы: воспитание культуры речи, побуждение школьников к отказу от сквернословия.
Задачи работы:
-Изучить отношение к сквернословию в исторические времена;
-Определить причины, почему ребенок начинает сквернословить и как от этого избавиться?
-Провести социологическое исследование, как язык обеспечивает коллективное существование;
-Определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи
Объект исследования: речь как воплощение коллективного существования.
Предмет исследования: влияние сквернословия на человека.
Гипотеза: если каждый будет помнить о чистоте своего внутреннего мира, то и весь окружающий мир станет здоровее и чище.
Ход исследования:
1)Изучить литературу по исследуемой проблеме;
2)Проанализировать собранный материал;
3)Изучить распространение «плохих слов» среди учащихся школы;
4)Выяснить отношение школьников к сквернословию;
5)Предложить советы по исправлению речи.
В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей; проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты, писали сочинение-рассуждение, проводили «Круглый стол» с учащимися 8 классов.
Участники опроса:
Респонденты - жители г. Когалыма
Возрастной диапазон - 8-60 лет
1.Основная часть
1.1.Величайшее сокровище - русский язык
Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком. Благодаря языку люди общаются и понимают друг друга, это первая важнейшая функция языка - служить человеческому общению.
Другая не менее важная функция языка - быть средством мышления. Мысль облекается в слова, и в такой словесной форме человек может сохранять её внутри себя, а может высказать. У мысли - словесная, языковая форма.
Язык выполняет ещё одну очень важную задачу: отражает культуру, сохраняет и передаёт её. Различные явления жизни, важные культурные события, традиции закрепляются и сохраняются в виде слов или словосочетаний. Язык является и частью культуры, и её хранителем: культура передаётся главным образом благодаря языку.
Но, чтобы стать действительно культурным и образованным человеком, недостаточно овладеть только разговорным языком. Чтобы приобщиться к культуре народа, понимать её и тем более творить в ней, нужно изучать, постигать закреплённую в языке народа духовность, историю, культуру.
Словарный состав языка называется лексикой. В каждом языке есть особые слова, которые имеют духовное значение и связаны с религиозной культурой, это - духовная лексика (высокий стиль). К лексике духовного значения относятся слова: спасение, Спаситель, Евангелие, христианская любовь, Истина, Творец, крест, Распятие, святыня и многие другие. В таких словах сохраняется и передаётся через века и тысячелетия смысл важнейших событий в истории человечества, названий религиозных книг, предметов, духовных явлений.
Родной язык не выбирают, как не выбирают отца и мать. Но людям, для которых русский язык - родной, чрезвычайно повезло. Во-первых, русский язык - очень красивый, благозвучный, гибкий. Во-вторых, на русском языке говорят многие народы. В восьмидесятые годы XX века русский язык изучали в 100 странах мира и владели им около полумиллиарда человек. В России это государственный язык, он объединяет людей разных национальностей в одну большую общность - российский народ. В-третьих, русский язык - богатейший по словарному запасу и количеству синонимов. Это позволяет передавать всевозможные оттенки описываемых предметов, явлений, впечатлений, переживаний. Четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», созданного ещё в середине XIX века В. И. Далем, содержат около 200 тысяч слов. А в 1948-1965 годах вышел в свет «Словарь современного русского литературного языка», слова которого «поместились» только в семнадцати томах. Но для начатого в 1991 году второго издания этого словаря потребовалось уже двадцать томов. В-четвёртых, русский язык не только удивительно красивый и богатый, но и содержит огромный пласт духовной лексики. Духовная лексика позволяет передать смысл самых глубоких и сложных явлений человеческой жизни, культуры, природы. Благодаря богатой духовной лексике можно перевести на русский язык научную, художественную и религиозную литературу с любого языка мира. Духовная лексика очень важна для культуры, потому что она позволяет человеку духовно, интеллектуально и творчески развиваться.
О таинственности и силе русского языка много пишут. Например, только в русском языке благодарность звучит как молитва о спасении человека, которого мы благодарим: спасибо - изначально «Спаси Бог». В других языках смыслы благодарения иные. Духовная лексика составляет главное сокровище русского языка, оно имеет надёжную сокровищницу - церковнославянский язык - и верного хранителя - Православную Церковь. Если по каким-то причинам из русского языка вытесняются слова духовного содержания, они не исчезают совсем, а сохраняются в церковнославянском языке, продолжают жить в православном богослужении, в церковных книгах, в молитвах, в сердцах верующих. К слову на Руси относились очень благоговейно, ответственно. Старались не говорить лишнего, не искажать слова и их смысл.
А сквернословие (употребление скверных, плохих слов) вообще всегда считалось страшным грехом, за который обязательно последует наказание. Люди помнили, что Пресвятая Богородица отворачивается от тех, кто сквернословит.
Так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.
Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писать и не печатать ругательств: если непечатное слово стало печатным, бороться с этим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием замена ругательств начальными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли вы слово целиком или ограничились его знаком. Все равно это – сквернословие, ваш сигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этой фразы. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных. Для того, чтобы бороться с этим злом, давайте разберемся, что можно отнести к «нехорошим словам»? В первую очередь, это сквернословие (нецензурные выражения), это ругательные и грубые слова (дрянь, сволочь, мерзавец, дерьмо и т.д.), это слова, которые унижают и оскорбляют человека (кретин, болван, дурак и т.д.). Жаргонные или сленговые слова тоже засоряют речь, зачастую становясь словами-паразитами.
Мы изучили происхождение некоторых слов, которые сейчас используются как ругательства. Например, слово «скотина». Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди произносят его как брань.
«Негодяй» - это не бранное слово, а «рекрут, не пригодный к воинской службе».
«Поганец» - слово пришло из благородной латыни и означает «селянин, деревенский житель».
«Мымра» - в старину так величали домоседку, которая не любила выходить в белый свет.
«Болван» - современное значение – глупый, недалёкий человек. Исконное значение – обрубок бревна, чурбан, истукан или даже статуя.
С каких слов начинается Евангелие от Иоанна?
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Словом Бог сотворил все: «И сказал Бог: да будет свет» /Бытие 1, 3/. Словом Бог создал наш мир - всю Вселенную, весь космос (в переводе с греческого - «красота»), слово - это Дар Божий человеку, через него мы уподобляемся своему Создателю, сотворившему им эту красоту. Слово — орудие и человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословие сеет тьму. Апостол учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст наших, а только доброе…» /Еф. 4, 29/. Слова должны приближать к Богу, а не удалять от Него.
Теперь немного о корнях сквернословия. Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью. Но и призывали демона теми же словами. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам.
«Сквернословие» совсем не напрасно происходит от слова «скверна»: матерщина - это явное и открытое проявление зла в человеке. В словаре В.Даля сказано: «СКВЕРНА - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственноепрастление;пвсепбогопротивное».
Это определение - результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие - тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секлиорозгамисдляввсеобщегоаназидания.
Русская пословица гласит: "От гнилого сердца и слова гнилые". Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Сквернословие - это признак избытка скверны в сердце. Если душа человека не очищена, а переполнена грехом и горечью, то сквернословие льётся из него неудержимым потоком. Известный лексикограф Владимир Даль писал: "С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом".
Вывод: русский язык велик и могуч – это мы помним с детских лет, но забываем другое: он ещё и живой. Слова приходят и уходят, меняют значения порой до неузнаваемости. Когда кто-то пытается оскорбить вас словом, просто пожалейте этого невежу или невежду в одном лице: не ведает он, что говорит! Когда человек говорит плохие слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли - сеет зло, даже когда сам этого не осознает, Когда мы слышим, что человек матом ругается, то должны ему сказать, чтобы он не употреблял таких слов, но, если он нас не послушает, лучше отойти от зла, чтобы не повредить своей душе. По Кодексу РФ об административных правонарушениях ст. 20, ч. 1. - за мелкое хулиганство, связанное с нарушеним общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, - влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Как сказано: «отвращаетесь от зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12,9).
Священник Павел Гумеров в книге «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г., пишет: «Дьявол, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, черные слова, сам открывает двери своей души этой силе».
1.3. Медицинское доказательство последствий нецензурной брани.
Мы попробовали выяснить, есть ли у брани мистический источник и каков он. Ведь далеко не каждому современному человеку возможно понять, какая на самом делепбедапкроетсяпзапбраннымиисловами. В конце прошлого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель "Института квантовой генетики", биолог Пётр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности - ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.
Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они "взрываются" в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы и вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы. Мат обладает качеством блокирования созидательных процессов в организме человека. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген - рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье и вызвать болезнь, но и убить человека. И не только слова, но и злые мысли действуют разрушительно.
Слова "мат" и "мать", как бы случайно имеют один корень, но раз с матом связано много отрицательных эмоций, то они передаются и слову "мать". При этом осложняется формирование правильного отношения к матери.
С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют и процветают. Любопытно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано теряют жизненную активность или приобретают урологические заболевания. Беда ещё в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении ругающихся.
Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют своё предназначение, уничтожая ум и здоровье как тех, кто ругается, так и тех, кто эту ругань слышит. Как в видимом мире есть продукты скоропортящиеся, так и в памяти сквернословие портится, гниёт. Отсюда старческие болезни: склероз, общая атрофия, сердечная недостаточность и другие заболевания.
Если злоба разрушительна, то, напротив, простое доброе слово, сказанное с любовью, врачует. Это ещё один результат исследований П.П.Гаряева, доказанный экспериментально. Особенно же благотворно влияет на организм молитва: силою благодати исправляются дефекты наследственного материала, ремонтируются повреждённые мутациями молекулы ДНК, происходит исцеление человека. Не то же ли говорит Библия? "Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует" (Притчи 12:18). Итак, генетика подтвердила то, что церковь знает, а многие христиане практикуют уже не одно тысячелетие. Но всё-таки одно дело знать заповедь, а другое дело обнаружить, что злая брань - это воистину меч, вонзающийся в организм человека, разрушающий его на клеточном уровне. Но если дело обстоит столь серьёзно, то как же нам всем нужно беречь и щадить друг друга! И как счастливы те семьи, в которых отсутствуют ругань и ссоры, где царят мир, любовь и согласие!
Необходимо сознавать, что любую речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Сам Господь. Есть люди, которые думают; «Погрешу пока, а потом покаюсь». Но Господь может не дать возможности покаяния грешнику, который даже не собирался в своей жизни бороться с грехом.
Апостол Павел говорит: «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой?» /Кор. 6, 14/ Так, где же окажется душа сквернослова по смерти? Горе сквернословам: «Гортань их — открытый гроб» /Рим. 3, 13/.
В одном из сочинений старшеклассника нашей школы мы прочитали слова молитвы: "Дорогой Иисус Христос, прости меня за то, что я совершал этот грех в своей жизни - матерился. Я прошу Тебя простить и освободить меня. Верю, что Ты - Сын Божий. Прошу Тебя стать Господином моего сердца, уст и всей моей жизни. Верю, что Ты умер и воскрес для моего оправдания. Измени меня и сделай Своим другом. Аминь!" Человек встал на путь исправления. Верим, что его пример станет наукой для других.
Религия в унисон с наукой утверждает: всякий, употребляющий скверные слова, оскорбляет не только Бога, но образ Божий в себе самом, подвергая его разрушениюпнапвсехпуровняхпОТпЗДОРОВЬЯоДОсСУДЬБЫ.
Апостол Петр предупреждал, что разрушается не только сиюминутная земная жизнь, но и вечная, поскольку человек рождается не только для временного существования: «...злоречивые... Царства Божия не наследуют» и «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе...» Одним словом, призывающий дьявола, в конце концов, его и находит - В ОБРАЗЕ РАЗРУШЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ПОЛОМАННОЙ СУДЬБЫ. Мат - негатив во всех отношениях. Но о сути сквернословия должны знать не только взрослые, но и дети! Особенно дети! Знание как раз и помогает человеку воссоздать в себе тот образ Божий, о необходимости сохранения которого твердит не только религия. Недаром ведь даже слово «образование» происходит от слова «образ»!
2. Практическая часть.
2.1. Почему ребенок начинает сквернословить и как от этого избавиться?
Откуда в речи детей вдруг появляются нехорошие слова? Неужели и дети имеют тяжкий грех, или в этом виноваты другие? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к литературе по педагогике, вели личные наблюдения и беседовали с воспитателями детского сада «Росинка». Оказалось, источников, из которых дети черпают эти самые слова и выражения, великое множество: ребята во дворе, в детском саду, взрослые фильмы, телепередачи и даже мультики. И, конечно, большую роль играет семья. Ведь в минуты гнева и раздражения взрослые не слишком контролируют свою речь, а ребенок впитывает все как губка и впоследствии применяет на практике. Наши результаты исследования данной проблемы выражены в таблице. (Приложение 1).
Не стоит забывать о контроле за собственной речью, ведь ребенку бесполезно говорить о том, что нельзя произносить бранные слова, если сами родители ими частенько злоупотребляют.
2.2. Отношение современного человека к сквернословию.
1. Анкетирование учащихся 1-5 классов. (Приложение 2).
Всё: и хорошее, и дурное – в человеке закладывается с детства. Именно поэтому нашими респондентами, прежде всего, стали ученики 1-5 классов. Им была предложена анкета (Приложение 1). Опрошены были 196 школьников. На вопрос «Ругаешься ли ты матом?» «да» и «иногда» ответили 23 человека (11,7%). Среди причин, по которым они это делают, 3 человека (14,3%) ответили: «Потому что все ругаются», 2 человека (7,9%) – «Чувствую себя взрослым», а 18 человек (77,8%) – «Получается само собой». Эти результаты показывают, что сквернословием довольно засорена речь уже младших школьников, и у большинства из них бранные слова «вылетают» как бы сами собой, то есть по привычке. На вопрос «Известно ли тебе, что матерные слова отрицательно влияют на здоровье человека?» ответили «нет» 102 человека (52%). Эти результаты говорят о том, что необходимо вести разъяснительную работу о пагубном влиянии сквернословия на здоровье человека.
(Приложение 3) с целью узнать, какой процент учащихся разных возрастных групп использует нецензурную лексику.
В своей школе мы раздали учащимся вышеуказанных классов анкеты и посчитали процентное соотношение между учениками, которые используют и не используют нецензурную брань. В результате исследования мы пришли к следующему выводу: учащиеся 8 классов сквернословят гораздо больше, чем учащиеся 6 и 10 классов. Это объясняется психологическими особенностями подросткового возраста, желанием казаться старше своего возраста, быть как все.
Сквернословят в основном в случаях, связанных с выражением гнева, или для связки слов.
Дети с восьми и до 10-12 лет уже прекрасно понимают, где можно и где нельзя ругаться скверно. В среде сверстников именно мат может служить способом самоутверждения и стремления к взрослости. В некотором смысле мат позволяет детям познавать мир, так как помогает в упрощённом виде обсуждать запретные темы, связанные с функциями воспроизведения потомства.
Дети 12-14 лет используют арго (язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих) для выражения эмоций, а также в анекдотах. Однако в этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что мат не может удовлетворить всех потребностей в процессе культурного освоения пространства. Поэтому если ребёнок будет расширять кругозор и развивать эрудицию, то проблема использования матерных слов решится сама собой. Кроме того, в этом возрасте уже можно познакомить ребёнка с историей сквернословия и с некоторыми версиями его происхождения. Если же на ребёнка ничего не действует: он ругается регулярно и непроизвольно, - тогда нужно обращаться к специалистам-нейропсихологам.
Выводы и рекомендации.
Наблюдая за речью сверстников и взрослых, мы пришли к выводу, что причин, почему подростки сквернословят, много. Чтобы избежать раннего появления в лексиконе ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью. Часто дети не понимают, что говорят, или не понимают, как оскорбительны и обидны бывают такие слова. Нужно чаще объяснять детям, что употребление «бранных» слов просто не прилично. Проведённая нами работа по изучению ругательства как «части» национального языка констатирует, что со сквернословием готовы расстаться около 90% опрошенных, значит нельзя говорить о деградации нашей культуры и о духовном и нравственном разложении нашего народа.
Мы предлагаем тематику классных часов и бесед на темы: «Наше условие – долой сквернословие!», «Грех сквернословия», «Заразные слова», «Здоровье и сквернословие», «Чистота речи – залог духовного здоровья» и другие. Предлагаем проводить акции за чистоту языка в рамках школы и города.
Таким образом, достигнута поставленная цель: воспитание культуры речи возможно и необходимо, побуждение школьников к отказу от сквернословия – это общее дело. Отказавшись от уродливого сквернословия, человек обретает здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь близких.
Заключение.
В ходе выполнения работы решены все поставленные задачи:
1) изучена литература по теме проекта;
2) проведены наблюдения за детьми в детском саду «Росинка». Принятые к сведению наблюдения воспитателей и психологов внесены в таблицу;
3) проведено анкетирование учащихся 1-5 классов, 6-10 классов, респондентов вне школы и проанализированы полученные результаты;
4) взяты интервью у педагогов МБОУ «СОШ №7»;
5) проведены беседы о вреде сквернословия с учащимися 1-5 классов;
6) выпущена наглядная стенгазета «Слежу за чистотой речи»;
7) в старших классах написано сочинение на тему «Проблемы сквернословия».
8) Составлена памятка «Мысли святых отцов».
9) В классные уголки предложена памятка для учащихся «Как избавиться от сквернословия?» (Приложение 2)
10) Проведён «Круглый стол»: «Так ли вредно сквернословие?».
Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми.
Школа даёт представление о богатстве языка, формирует знания, знакомит с лучшими образцами русской литературной речи, закладывает основы мировоззрения.
В средствах массовой информации должна звучать только правильная, грамотная речь, соответствующая нормам современного русского языка. А сегодня по телевидению часто слышим нецензурную брань. СМИ тоже должны воспитывать человека. И общественность не должна быть равнодушной к негативному проявлению речи. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор, отражающий состояние души. Каков человек, таковы его слова. В прежние времена русские люди отдавали себе отчёт в том, насколько гнусно сквернословие, за него строго наказывали. Но и у нас принят закон о чистоте русского языка. В школе необходимо вести целенаправленную работу по искоренению сквернословия.
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню» или «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками».
Список источников информации:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рекомендации для родителей
(по результатам бесед в детском саду «Росинка».
Возраст ребёнка | Причины появления в речи «нехороших слов» | Предлагаемые меры |
В раннем детстве (примерно до 4-5 лет) | Употребляет бранные слова неосознанно, не понимая, что это плохо. Он копирует поведение окружающих его людей, героев фильмов и телепередач. | Постарайтесь отреагировать спокойно и в то же время твердо: «У нас в семье так не говорят, это некрасиво». При этом нужно предложить ребенку другой вариант сказанной им фразы, без использования нехороших слов. |
Начиная с 5-летнего возраста | Ребенок намеренно произносит их, испытывая границы дозволенного. | Достаточно строгого замечания со стороны родителей, и бранные слова больше не звучат в речи. |
Ребенок пытается всеми доступными ему способами привлечь к себе интерес родителей, которые вечно заняты своей работой, бытовыми проблемами, личными взаимоотношениями и т.д. | Достаточно уделять малышу чуть больше времени, вместе играть, читать книжки, гулять, разговаривать по душам, и привычка сквернословить исчезнет сама по себе. | |
Грубые слова в лексиконе ребенка появляются в результате желания быть похожим на кого-то. Малыш отождествляет употребление ругательных слов с силой, смелостью, отвагой. В понимании ребенка, все, что делает его любимый герой – это хорошо. | Постарайтесь ограничить малышу просмотр фильмов, где присутствуют сцены насилия, агрессии, где персонажи не стесняются в выражениях своих эмоций. Объясните, что и у героев бывают свои недостатки, которые совсем не следует копировать. | |
Различные неудачи, в результате которых ребенок регулярно слышит критику в свой адрес, особенно если эта критика направлена не на поступки, а на личность ребенка. | Отчитывая малыша за проступки, оценивайте только их, давая понять, что вы любите ребенка и заботитесь о его будущем. Постарайтесь найти моменты, за которые можно похвалить ребенка, тем самым придав ему уверенность в себе. | |
Слишком опекаемые родителями дети могут использовать грубые слова в качестве протеста против родительского диктата. | Не лишайте ребёнка самостоятельности, тогда и ему не придется прибегать к протестам. |
Приложение 2
Анкета для учащихся (1-5 классы)
1) Ругаешься (выражаешься) ли ты матом?
а) да
б) иногда
в) нет
2) Если ты ругаешься (выражаешься), то по какой причине?
а) потому, что все ругаются
б) чувствую себя взрослым
в) получается само собой
3) Известно ли тебе, что матерные слова отрицательно влияют на здоровье
человека?
а) да
б) нет
Приложение 3
Социологический опрос (анкетирование) среди подростков 6, 8 и 10 классов
Приложение 4
Анкета.
1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи используют бранные слова?
Выражение чувств | 36% |
Злость | 11% |
Чтоб не выделяться | 18% |
Не знаю | 35% |
2.Если ты используешь в своей речи бранные слова, то объясни, почему?
Для связки слов | 35% |
Я не ругаюсь | 20% |
Это уже привычка | 25% |
Не знаю | 20% |
3.Как ты произносишь эти слова?
Редко | 28% |
Часто | 34% |
Иногда | 29% |
Я не использую такие слова | 9% |
4.В каких ситуациях это происходит?
Когда злюсь | 28% |
Не знаю | 34% |
Когда с кем-то ругаюсь | 29% |
5.Как ты думаешь, плохо это или нет?
Это плохо | 67% |
Это нормально | 24% |
Не знаю | 9% |
6.Как ты думаешь, что чувствуют и думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
Не знаю | 43% |
Неловкость | 36% |
Они думают о моей невоспитанности | 12% |
Радость | 9% |
7.Как ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
Мне всё равно | 39% |
Это нормально | 9% |
Мне неприятно | 52% |
8.Хочешь ли ты, чтобы будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
Да | 12% |
Нет | 88% |
Приложение 5.
Опрос педагогов школы
Дмитренко В.В., учитель физкультуры МБОУ «СОШ №7»:«Начну с главного: сквернословие – это позор русскому народу. Отношение – отрицательное! Наше общество на данный момент переживает время, можно сказать, счастливое. У нас нет землетрясений, наводнений, войн, но страдаем безверием. Из этого следует, что мы не работаем над собой, правила жизни для многих не существуют, законы не признаём, живём, как хотим. Моё мнение: становление человека идёт от родительского воспитания. Как воспитали, так и ведёшь свой образ жизни. Сквернословие идёт от недостатка ума, светлых мыслей в голове, неуважения к себе и окружающим людям. В наше время люди не понимают, что это большой грех. Наш русский язык очень богат, но мы его не развиваем, а губим. Я считаю, что бороться со сквернословием надо обязательно всем. Где-то идёт хамство, а некоторые закрывают на это глаза – я считаю, что это трусость и слабость человека. Надо обязательно осечь и объяснить, что в этой ситуации он не прав, вразумить его, что он ошибся. Главное, чтобы всё это объяснить с любовью ближнего, а не с яростью, чтоб человеку стало стыдно за свой поступок и он больше не повторял такой ошибки. Где бы мы не находились, мы должны помогать обществу, ближнему, и тогда у нас воцарится мир во всём мире, и сквернословие исчезнет само по себе. Я в это верю, и будет время, когда наши русские люди будут говорить на своём русском языке!»
Полякова Е.Л., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»: «Мат, обидные слова очень ранят душу человека, болезненно отражаются на его психике. Сквернословие очень помолодело. Моя бабушка прожила 83 года, пережила военные годы, воспитала двух детей, четырёх внуков и трёх правнуков. И, сколько я себя помню, она не употребила ни одного нецензурного слова. Удивительно! Сейчас ученики младших классов употребляют эти слова очень часто, «для связки слов». Недавно один мой ученик упал и выругался матом. Увидев, что я это слышу, ответил просто: «Я же упал, больно было». На вопрос, где вы слышите такие слова, ученики отвечают, что слышат их на улице, в автобусе, по телевизору, в мультиках и, что самое страшное, – дома. Я думаю, что люди употребляют нецензурную брань в том случае, когда хотят выразить свои чувства, эмоции, а культурных слов не знают. Оправдать сквернословие нельзя. Давно на Руси это наказывалось уголовно. А сейчас сквернословие расценивается как мелкое хулиганство и влечёт за собой только штраф. Как бороться со сквернословием? На мой взгляд, нужно объяснить людям, употребившим это слово или выражение, что оно означает, проводить беседы учителей с родителями на родительских собраниях, с детьми на классных часах».
Приложение 6.
Сочинения учащихся МБОУ «СОШ №7»
Проблема сквернословия
С полной уверенностью можно сказать, что сквернословие стало настоящей болезнью общества. Причем страдают ей люди из разных социальных слоев и возрастных групп. То, что раньше считалось неприемлемым, сейчас стало чуть ли не нормой. Сквернословят с экрана телевизора, в печати, в кино. Непристойные слова употребляются не только в общении взрослых со взрослыми, подростков с подростками, но и взрослых с детьми. А в некоторых семьях малышей специально просят сказать что-нибудь из ненормативной лексики под общий хохот и одобрение.
В подростковом возрасте сквернословие становится проявлением независимости, способности не подчиняться каким-либо правилам. Иногда это слепая мода на ругань. В качестве примера можно привести обычную школьную перемену.
Чаще всего люди, которые общаются подобным образом оправдывают себя раздражением и гневом, страхом и усталостью, огромным количеством проблем в жизни, как будто так у них происходит разрядка. Однако это большое заблуждение. Плохое слово несет черную энергетику и способно только разрушать. Я считаю, что люди одумаются и поймут, что путь к лучшей жизни лежит через полное исключение лжи, ненависти, бранных слов.
Вся правда о сквернословии
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами. У этого явления много определений, но издавна матерщина в народе именуется сквернословием от слова «скверна».
Если раньше нецензурные слова были постоянным языком преступников и других опустившихся лиц, то теперь всё наоборот. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек. Да и в девичьих компаниях употребление нецензурных слов стало обычным делом. Маленькие дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов.
Сквернословие, в отличие от добрых пожеланий, может нанести смертельный удар не только душе, но и здоровью. Слово может как творить, так и разрушать. Что и сделал змей – дьявол. С помощью слов он привлек Адама и Еву и уничтожил рай, созданный Богом для людей, «чтобы возделывал его и хранил его».
Привычка к сквернословию деформирует нравственный облик человека, делает его не надёжным для взаимоотношений с другими. Гнилая речь портит человека: он не только отдаёт свою душу бесам, но и влияет на состояние души окружающих, он не щадит ни стыдливости женщин, ни чистоты детей, «от слов своих оправдываешься и от слов своих осудишься».
Чтобы овладеть хорошим языком, нужно много потрудиться. Чтобы научиться сквернословию — достаточно несколько раз его произнести. Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит брань родителей или споры, сопровождающиеся нецензурными выражениями, то ни о духовном и умственном развитии не может быть и речи.
Я думаю, нам всем необходимо серьезно подумать над этой проблемой – сквернословия в обществе. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети жили в нормальном добром мире, а сами его же и портим. Так что давайте перестанем нецензурно выражаться в обществе и сделаем наш мир лучше!
Гибель доброжелательности в людях
Почему люди сквернословят? Для чего? Многие оправдываются, говорят, что жизнь очень тяжела. Но ведь если продолжать много ругаться, то ничего и не изменится. Все это понимают, но все остается как есть.
Родители ругаются, а потом их дети продолжают с помощью сквернословия решать свои проблемы.
Но находятся сильные люди, которым не требуется говорить нехорошие слова, чтобы решать свои проблемы, не оскорбляя других и не унижая.
Можно всю свою распущенность, невоспитанность оправдывать тяжелой жизнью. Но ведь она у всех нелегка, И никогда ничего не измениться в жизни с помощью сквернословия.
В садах цветы растут лучше всего у добрых людей, которые умеют жить без матов и ругани.
А когда ругаются маленькие дети, то надо наказывать взрослых. Ведь дети не работают, а только учатся. Но для чего они ругаются? Наверное, хотят другим доказать, что они лучше всех. А чем? Какими делами ты себя выделишь? Пусто!
Вот и выходит, что сквернословят слабые, безвольные люди. А настоящему человеку ругаться не нужно.
Сквернословие в нашей жизни
А знаете ли вы, что такое сквернословие и отчего человек сквернословит?
Возможно, от некультурности или от необразованности, а может, от легкомыслия? Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Получается, матерщина - это признак избытка скверны в сердце. Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами.
Для подростков матерные слова ничего особого не значат. Но ведь именно способность обладать словом возвышает человека над другими животными.
Матерные выражения люди употребляют не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При этом разговор оставляет тягостное впечатление. Многие даже не замечают, как произносят непристойные слова, так как они вошли в их жизнь. Особенно плохо сказывается сквернословие на детях. Если они слышат речь, наполненную неприличными словами, то начинают употреблять эти выражения в своей речи, даже не зная значения многих слов, считая, что выглядят взрослыми. Но выглядят лишь невоспитанными и необразованными.
С христианской точки зрения, сквернословие – смертный грех. Сейчас многие считают, что издревле русский человек употреблял матерные выражения. Но это ошибочное мнение. Люди верили, что скверные слова несут смертный грех и следили за своей речью.
Поэтому мы должны понять, что не надо засорять свой язык нецензурной бранью.
Приложение 7.
Выпуск стенгазеты «Слежу за чистотой речи».
Приложение 8
Круглый стол «Так ли вредно сквернословие?»
Цель: привлечь внимание одноклассников к проблеме сквернословия, информировать о возможных последствиях сквернословия для здоровья.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фломастеры, листы бумаги, анкеты.
Мозговой штурм: «Так ли вредно сквернословие? Что будет с нашей планетой, с людьми, если сквернословие будет прогрессировать?»
презентация «Сквернословие и здоровье»,
документальный фильм «Как слово наше отзовется»,
работа в группах «Что могут сделать подростки, чтобы предотвратить распространение сквернословия в обществе?»
Повторная диагностика
Конкурс рисунков «Нет сквернословию»
Входная диагностика
Допустимо ли в речи употребление ненормативной, нецензурной лексики(мата)? | Да - 10 Нет - 12 |
Как часто ты используешь нецензурные слова в своей речи? | Никогда - 3 Редко - 12 Часто - 10 |
Что ты испытываешь, когда используешь нецензурные слова? | Обида – 7 Злость – 3 Раздражение – 4 Облегчение – 6 Ничего - 4 |
Как часто твои друзья используют матерные слова при общении? | Часто – 11 Редко - 12 Никогда - 2 |
Используют ли твои родители матерные слова при общении? | Да– 7 Иногда - 13 Никогда - 5 |
Запрещают ли тебе родители использовать в речи нецензурные слова? | Да– 20 Нет - 0 Они не знают, что я ругаюсь - 5 |
Трудно ли тебе обходиться без матерных слов? | Да– 6 Не очень - 5 Нет - 14 |
Повторная диагностика
Узнали ли вы что-нибудь новое | Да - 24 Нет - 1 |
Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? | Да - 25 Нет - 0 |
Убедили ли вас доказательства влияния сквернословия на здоровье, приведённые в презентации? | Да - 23 Нет - 2 |
Хотели бы вы прочитать дополнительную литературу по данной теме? | Да - 19 Нет - 6 |
Будите ли вы дальше употреблять в будущем нецензурные выражения в своей речи? | Да - 0 Нет - 25 |
Ваши предложения по искоренению сквернословия в современном обществе | Проводить беседы – 3 Пропагандировать чистую речь – 2 Ввести уголовное наказание – 5 Взымать штрафы – 4 Ввести более жёстуую цензуру – 6 Другие меры - 5 |
Приложение 9
Памятка для учащихся
Как избавиться от сквернословия?
Приложение 10
Мысли святых отцов
Усатый нянь
Яблоко
Кто чем богат, тот тем и делится!
Прекрасная химия
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью