Защита исследовательской работы "Православная работа".
Вложение | Размер |
---|---|
защита исследовательской работы "Православная Ломовка" | 23.3 КБ |
Защита
исследовательской работы «Красный угол»
ученика 8 класса МОБУ СОШ с. Ломовка Шошина Даниила.
1 слайд. Здравствуйте! Меня зовут Шошин Даниил, я учусь в 8 классе школы села Ломовка.
Вспомни время свое,
Как катилось оно...
И в почетном углу
Было место твое!..
2 слайд. Моя работа называется ««Красный угол» в русской избе». Она является продолжением исследования «Православная Ломовка».
Интерес к этой теме у меня появился в 2011 года, когда в сундуке своей прабабушки, Фокиной (Сулимовой) Клавдии Александровне, я обнаружил старинную церковную книгу. Моя мама мне рассказала, что она была глубоко верующей женщиной. Исследуя материалы по данной теме, я узнал, что в моем родном селе сохраняется много православных обычаев, одним из которых, является украшение «красного угла» в русской избе.
3 слайд. Мне стало интересно знать, действительно ли «красный угол» связан с православным христианством?
4 слайд. Так Объектом моего исследования стало село Ломовка, 5 слайд. а предметом исследования – «красный угол» русской избы. 6 слайд. Целью работы является изучение его значения для крестьянской семьи. В связи с поставленной целью, стало ясно, что предстоит 7 слайд. решить ряд задач: - через историю православных праздников познакомиться с убранством «красного угла»; - на основе опубликованных научных, литературно-краеведческих, архивных и музейных материалов проанализировать значение отдельных элементов его украшения для поддержания благополучия в семье.
8 слайд. В своей работе я использовал различные методы исследования: для изучения архивных документов посетил музей «История родного села» школы с. Ломовка, также подробно изучил церковные реликвии своей семьи; ознакомился с историко-литературными произведениями местных краеведов; встретился и взял интервью у старейших жителей села Ломовка; интернет и фотоматериалы.
9 слайд. Актуальность темы моего исследования обусловлена тем, что по истории края собран богатый материал, а вот о старинном русском селе Ломовка встречаются, только короткие упоминания в различных источниках.
10 слайд. Поэтому новизна моего исследования заключается в первой попытке изучить и описать убранство «красного угла» в разных избах родного села.
Основная часть.
11 слайд. Что такое – «красный угол»?
Название «красный угол» (он же «большой», «святой», «Божий» и так далее) слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с ним. Чтобы дать определение «красному углу» я обратился к словарям.
В Энциклопедии есть такое понятие:
В русской крестьянской избе «красный угол» это место, в котором висят иконы и стоит стол. 12 слайд Сидеть за столом в красном углу считалось наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления.
13 слайд. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. Народная пословица гласит «Без Бога – не до порога».
14 слайд. Так же в почитании красного угла прослеживались и древние языческие корни. В Древней Руси считалось, что именно там, в определенные дни пребывают души предков. Покойника клали на стол и лавку головою к красному углу.
Обычно красный угол был обращен к Юго-востоку. Заметим только, что восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, «красную» весну, полдень, жизнь, тепло. На юге располагалось 15 слайд. Мировое Древо, близ вершины которого помещался ирий — обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с «гибелью» солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными Богами.
Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.
Согласно традиционному этикету, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.
«Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает 16 слайд «красивый», «хороший», «светлый».
Поэтому, немаловажное место в моем исследовании занимает 17 слайд убранство «Красного угла».
Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место на полочке или в закрытом киоте, то есть !!! (иногда многоярусном) в определённом порядке.
Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы 18 слайд Спасителя и Богородицы. А также и другие иконы членов семьи и особо почитаемых на Руси святых.
19 слайд Например, в «красном углу» Мосалевой В. П. я наблюдал такие иконы как…
20 слайд Что интересно, иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарем православного храма, а стол — с церковным престолом.
21 слайд В божнице, кроме икон, хранили сосуд со святой водой, которую ставили на Крещение Господня и веточкой вербы освященной на Вербное воскресенье , а также пасхальное яйцо, освященное на Пасху.
22 слайд. Исходя из этого, я могу утверждать, что «Красный угол» напрямую связан с православными праздниками, а также является самым красивым и почетным местом в доме.
От века минувшего к веку современному»
23 слайд. Изучая историю села «От века минувшего к веку современному», в своей работе я решил сравнить «красный угол» двух жителей села.
Для этого я использовал 24 слайд материалы школьного музея «История родного села», а именно экспозиции «Народные традиции», собранные в 1998 году у 25 слайд. Соколовой Надежды Васильевны (1918 г. р). и в 2014 году 26 слайд у Мосалевой Веры Петровны (1963 г. р.).
27 слайд. Если сравнивать два этих угла то мы видим что иконы в обоих случаях одинаковые, к примеру иконы Спасителя и Божьей Матери . а вот атрибуты православных праздников в новом углу в отличие от старого отсутствуют.
Проведя данный анализ, я могу с уверенностью сказать, что в моем родном селе сохраняются православные традиции.
28 слайд. Изучая материалы школьного музея, я обнаружил фотографии, сделанные в 1999 году в доме Савиновой Екатерины Михайловны. «Красный угол» занавешен вышитыми подшторками, в нем не видны лики святых. Объяснение этому я нашел в интернет материалах, именно так, закрывали красный угол старообрядцы.
29 слайд. Я узнал, что они жили и в Ломовке . Подтверждением этому послужили старообрядческие иконы и кресты в доме Армизоновой О.В.. Но это тема моего следующего исследования.
Заключение.
30 слайд. Думаю, что моя работа по изучению и сохранению православных традиций моего села важна и актуальна в наши дни.
Уходят из жизни люди, постепенно забываются и стираются из памяти народа факты истории.
Именно поэтому, в деле сохранения исторического и культурного наследия нельзя откладывать на завтра то, что необходимо сделать сегодня.
31 слайд. Важным результатом своей работы, я считаю, сохранение истории православия родного села, его обычаев и традиции.
Для меня и моей семьи - сохранение реликвий рода Шошиных.
Моя работа, оказалась большим подспорьем мне на уроках литературы, истории и культуры Башкортостана, также она может быть использована во время экскурсий по школьному музею.
32 слайд. В дальнейшем я думаю, продолжить изучение темы «Православная Ломовка» и собрать материалы о жительницах села, называемых в народе «читальщицами», подробнее изучить церковные обряды и праздники «Рождество», «Пасха» «Троицу», а так же жизнь старообрядцев в селе. 33 слайд.
Лист Мёбиуса
Под парусами
Каргопольская игрушка
Два петушка
Снегири и коты