Учебно-исследовательская работа ученицы 10 класса Алибековой Саиды, в которой она рассматривает историю развития SMS-сообщений, анализирует особенности нового языка общения, лингвистические аспекты, плюсы и минусы SMS, дает понятие о тестинге, а также представляет результаты анкетирования обучающихся и анализ проведенных исследований.
Вложение | Размер |
---|---|
ot_pisma_k_sms.doc | 97.5 КБ |
ot_pisma_k_sms-soobshcheniyu.ppt | 53 КБ |
II областная научно-практическая конференция учащихся
«Русский язык в современном мире»
От письма к SMS-сообщению
Работа выполнена
ученицей 10 класса
МОУ «СОШ с. Елшанка
Воскресенского района
Саратовской области»
Алибековой Саидой.
Руководитель Трудкова И.Н.,
учитель русского языка и литературы.
Саратов 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..……….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………13
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….…….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….….15
ВВЕДЕНИЕ
Язык не только лучший показатель общей
культуры, но и лучший воспитатель человека.
Д.С. Лихачев
В настоящее время стал активно развиваться новый тип коммуникации посредством электронных средств связи – это замечательное изобретение последних лет. Сбывается многовековая мечта человечества – получать информацию мгновенно, несмотря на расстояние в тысячи миль, что могут разделять нас. Электронное общение со всем миром стало простым, удобным и естественным. Мы быстро привыкли посылать друг другу SMS-ки и писать друг другу электронные письма (e-mail). Стиль электронного общения прочно вошел в повседневное деловое общение и нашу частную жизнь. Более того, быстро развивается определенная зависимость, информационный голод, если мы по какой-то причине отрезаны от Интернета. Данный вид коммуникации быстро входит в образовательное пространство и превращает виртуальное общение в неотъемлемую часть будущих образовательно-информационных проектов.
Если бы пять лет тому назад спросили, что такое SMS, то многие бы затруднились ответить на этот вопрос. Сегодня даже школьник, еще не умеющий читать, понимает, о чем идет речь, когда произносится слово «SMS». Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют письма из нашей жизни. Порой, действительно, легче позвонить другу или послать SMS, чтобы сообщить о каком-то важном или неважном событии, чем написать письмо об этом. По стилю SMS-письма пришли на смену телеграфным сообщениям, которые всегда отличались краткостью (ведь за каждое слово надо платить). Было бы не обидно, если бы SMS-письма вытеснили лишь телеграммы, но вот так получилось, что они начинают интенсивно вытеснять и письма из нашей жизни.
Тема моей исследовательской работы выбрана не случайно. Она продиктована, в первую очередь, тем, что отход от эпистолярного жанра к SMS-сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли общающихся между собой людей при помощи SMS остаются за пределами переписки. Целостность переписки нарушается, превращается в осколки-мысли, даже скорее не мысли, а какой-то набор формальных вопросов и таких же формальных ответов. Невольно ощущаешь, что втягиваешься в некую игру регулярных вопросов типа «Как дела?» и таких же ответов «Нормально».
Настораживает то, что SMS-сообщения многими пользователями воспринимаются как разновидность устной речи, к тому же зачастую не очень грамотной. Глаза образованного человека не хотят воспринимать орфографических и пунктуационных ошибок, которыми пестрят SMS-сообщения. Поэтому меня заинтересовал и аспект культуры речи при SMS-общении.
Целью моего исследования было определить, какое место в общении моих сверстников занимает SMS-общение, действительно ли отказ от эпистолярного жанра ведет к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.
Я столкнулась с проблемой поиска литературы по вопросу возникновения SMS. В обзорной литературе приведены лишь конкретные примеры сообщений различных видов по содержанию. Теоретический материал по данной теме практически отсутствует вследствие малоизученности такого явления как SMS.
Я не претендую на полноту исследования проблемы, а ставлю более скромную задачу – обозначить данную проблему и представить собственные результаты исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
По теме моей работы было проведено анкетирование среди учеников 9-11 классов Елшанской средней школы. Парадоксально: все опрашиваемые рады были бы письмам, но вот сами писать не желают. Почему?
Во-первых, как признались сами ребята, у многих отсутствует умение составить связный рассказ о своей жизни. Всегда получается письмо, состоящее лишь из вопросов, то есть ничем не отличающееся от SMS-письма. Во-вторых, письмо способно высветить внутренний мир пишущего, подчеркнуть оригинальность натуры, и не каждый решится открыть себя даже близким, поэтому проще спрятаться за SMS, а сокровенные мысли оставить до встречи. Все это в конечном итоге ведет к утрате теплоты, доверия в межличностных отношениях. В-третьих, говорят, что обычная безграмотность тоже является препятствием для написания письма. На вопрос: «А разве в SMS-письмах не стыдно допускать ошибки?» ребята сказали, что не стыдно, так как в SMS-ках приятно писать с ошибками. В-четвертых, просто некогда этим заниматься. Написание письма требует много времени, определенного настроения.
В общем, не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от теплоты душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Ссылаемся на стремительность жизни, на занятость. Видимо, только люди старшего поколения способны еще писать письма. Чтобы научиться писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного искусства.
На смену обычным письмам приходят электронные послания в формате e-mail. Целевая установка и умение составить содержание электронного сообщения отсылает нас опять-таки к правилам создания письменных текстов различных жанров в зависимости от ситуации общения: дружеское послание, официальное письмо (запрос, ответ, приглашение и т.д.), письмо близкому человеку и др. Сегодня большой процент школьников участвует в электронном общении, и это количество стремительно растет. Но далеко не все умеют грамотно создавать разные по жанру электронные тексты. Создают их «как умеют», пренебрегая законами эффективного и грамотного общения.
Но зато в SMS-сообщениях мои сверстники очень легко ориентируются.
1. История развития SMS.
История развития SMS весьма интересна. 14 лет этот сервис оставался невостребованным, а потом за короткий период времени стал для большинства операторов чуть ли не основным источником дополнительных доходов. Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру. Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны – в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико. А брать на себя дополнительные расходы на раскрутку никому неизвестной технологии никто не хотел – зачем рисковать, когда даже обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью, и абоненты с радостью платили огромные деньги просто за возможность разговаривать по телефону? Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS – оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а, следовательно, получил и признание рынка. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 году позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы.
2. Особенности нового языка общения
Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Я провела анкетирование учащихся 9 -11 классов нашей Елшанской школы. Среди вопросов, касающихся их постоянного общения, были следующие:
Любите ли вы общаться с людьми?
Какой современный способ общения со своими сверстниками вы предпочитаете (беседа в компании, общение дома, с помощью ICQ, чатов, SMS-сообщений, по электронной почте)?
Расположите перечисленные формы общения в порядке убывания (общение дома, на улице, разговор по мобильному телефону, по домашнему телефону, общение в чате, через SMS, ICQ).
На первый вопрос из 53 учащихся все ответили утвердительно. Отвечая на второй вопрос, большинство (42 уч.) отдали предпочтение общению в ICQ и на улице . На третий вопрос полный ответ дали 33 школьника, отметив, что самым популярными видами общения со сверстниками служат SMS, общение на улице и ICQ. Учащиеся осознают, что, общаясь таким образом, они не всегда соблюдают правила русского языка. По-моему, приветствуя потребность школьников в общении с помощью электронных средств, необходимо обратить внимание на правила общения этим способом.
3. Плюсы и минусы SMS.
Положительные и отрицательные моменты использования SMS-сообщений представлены в таблице 1.
Таблица 1
Плюсы | Минусы |
SMS-ки – с психологической точки зрения явление позитивное. | Появление зависимости, чувства постоянного ожидания, возникновение напряжения. |
Человек решает важные задачи путем использования данной услуги SMS. | Нужно сворачивать свои мысли в короткий текст. |
SMS-ки - новый способ передачи мыслей, новая форма общения, представляет коммуникативный аспект | Долго набирать буквы, строить фразы |
Пользоваться можно где угодно: в лифте, в транспорте, на занятиях и т.д. | Отвлекает внимание, человек теряет бдительность, набирая текст при переходе улицы, в магазине… |
SMS-ки- это побег от одиночества. Как правило, люди одинокие предпочитают общение по SMS. | Не слышишь голоса абонента, получается односторонняя пассивная связь |
Эта услуга дешевле, чем звонок | Не всегда правильно можно понять текст сообщения |
Можно набирать текст в тайне от родителей, то есть общаться таким образом с любимым человеком | |
Удобно и быстро отправлять и получать сообщения | |
Открывает человеку новые возможности | |
SMS в любом случае дойдет до абонента, если дозвониться ему в настоящий момент нельзя | |
SMS облегчает трудности во взаимоотношении полов (знакомство, любовное объяснение) |
Из таблицы 1 видно, что положительных моментов все-таки больше, чем отрицательных.
4. Понятие о тестинге.
Тестинг - это язык, которым пользуются при написании SMS. Его характеристики:
Обилие сокращений (Споки ноки!- спокойной ночи!)
Пренебрежение правилами орфографии и пунктуации (Че тибе нада)
Выделение телефонного арго. (Поменяй симку, я эSMSсну)
Присутствие ненормативной лексики.(Ну ты и казел!!!)
Передача через слова и знаки различных эмоций (например, три восклицательных знака в конце высказывания передают гнев или восторг)- (Где тебя носит, черт возьми!!!)
Использование цифр для обозначения части слова (о5 - опять).
5. Лингвистические аспекты SMS.
Компрессия текста. Объем SMS-ки ограничен, поэтому нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Нужно владеть умением свертывания текста. Это происходит за счет разных уровней:
Графического
Например: щас- сейчас, ско-ко - сколько, позв- позвоню
Синтаксического
например: использование односоставных предложений – Приду позже.
Использование безглагольных конструкций- Мне на авто?
Морфологического
Использование форм слов, где меньше знаков.
Например: ЕДУ короче, чем УЕЗЖАЮ;
Словообразовательного
Использование усечений, аббревиатур, например, универ, ЦУМ, биохим.
Лексического
Использование слов- синонимов
ТУТ короче, чем ЗДЕСЬ; ШОП- чем магазин
Транслитерация – необходимость набирать русские слова латиницей.
Например: Kypi moloko. (Купи молоко)
6. Анкетирование обучающихся и анализ проведенных исследований.
Для выявления зависимости общей грамотности учащихся от несоблюдения орфографических и пунктуационных норм русского языка при написании и отправлении SMS-сообщений проводился эксперимент в 10 и 11 классах.
Вначале мною были проанализированы SMS-письма учащихся 10 - 11 класса, имеющих по русскому языку оценку «5» и «4». Таких девочек из одиннадцати оказалось семь. Каждая ученица предоставила несколько SMS-писем, итого мною было просмотрено 45 SMS.
Исследования представлены в таблице 2.
Текст SMS | Ошибки | Объясните, почему допущены эти ошибки |
Привет как дела чем занимаешся я очень скучаю а ты. | 1. Не обозначены границы предложений. 2.Отсутствуют знаки препинания. 3. Пропущен ь в глаголе. | Экономлю место на страничке SMS, чтобы меньше платить. |
Привет! Чё сёдня идёш куданибудь. | 1. Использование просторечий 2. Пропущен ь в глаголе. 3. Пропущен дефис. 4. Парные звонкие глухие. | 1. Просторечие – это прикол. 2. Экономлю место. 3. Не знаю, почему так написала. |
ПоздравляюСНовымГодомСчастья. | 1. Не обозначены границы предложения. 2.Нет знаков препинания. | Это новогодний серпантин. |
Причины безграмотного SMS письма можно выделить следующие: во-первых, мои сверстники экономят место на SMS-страничках, так как SMS-платная форма общения; Во-вторых, учащиеся считают, что SMS-письма не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы просторечия, любые ошибки. «Пишу, как говорю» - принцип отправляющих SMS-сообщения.
Далее проводилось анкетирование, и опрос моих сверстников выявил следующее:
Отвечая на вопрос, как вы предаете свои чувства, переживания, ощущения в SMS, ребята, как правило, называют объекты: картинки и анимацию, знаки препинания, большие буквы.
Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? Если нет, то почему? На этот вопрос чаще всего ученики отвечали «нет», потому что они считают их неудобными.
На вопрос, могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения и каким образом, все ответили положительно, ребята используют большие буквы, восклицательные знаки, например, «Я ТОЖЕ ПРОСИЛА ТЕБЯ ТАК НЕ ДЕЛАТЬ!!!!!!! ЗАБУДЬ МОЙ ТЕЛЕФОН!!!!!!».
Следующий вопрос звучал так: Какие вежливые слова вы употребляете в SMS? Как вы их записываете? Отвечая, ребята пишут следующее: «Приветик! Как дила? Чё делаеш? Привет братуха как жытуха?» «СПС» - спасибо, «спокойки» - спокойно, «дарова»- здравствуйте, «с д\р», «с денюхой» – с днем рождения.
На вопрос, откуда берется такое искажение написания слов, я получила два ответа: «так пишут давно в чатах» и «пишу как другие». Несомненно, такие ответы должны вызвать большую тревогу и, пока не поздно, нужно задуматься о недопустимости коверканья русских слов, употребления жаргонизмов. В подтверждение этого уместно привести слова Н.И.Формановской: «Человек рождается, растет и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего состоит и как функционирует. Если же человека этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние».
Классифицируя ошибки, допущенные моими сверстниками, я пришла к выводу: наиболее часты здесь орфографические и пунктуационные ошибки, (Ты гиде, пиривет ща иду, здарова, спосыбо, че делаш, как жытуха, как жетуха), затем – слова, представляющие собой зачастую необъяснимые сокращения и искажения в написании (покаки, спок-нок, с д\р, дарова чем маешся, як дила, палюбому, лю, нинада, хатишь, нихачу).
Но были и другие ответы у девушек, которые не допускают подобные искажения. На вопрос, почему они не экономят место на SMS-страничках, а значит платят больше, чем могли бы, я получила такие ответы: «Я привыкла писать грамотно», «У меня льготный тариф, поэтому не экономлю», «Терпеть не могу, когда получаю SMS и не могу его прочитать из-за ошибок», «Я так мало пишу, что и в голову не приходила мысль об экономии».
В результате эксперимента выяснила, что отношение к качеству грамотности в SMS зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона вопроса или моральная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по выявлению уровня популярности новой формы общения - SMS показало, что услугами SMS широко пользуются обучающиеся МОУ «СОШ с.Елшанка».
Исследование подтвердило, что с появлением мобильных телефонов возможности школьников расширились, но уровень культуры общения оставляет желать лучшего.
Исследование строилось по определенной схеме: я определилась с темой работы, наметила цели и задачи, приступила к поиску соответствующей литературы, изучила SMS как нечто новое в нашей жизни, выбрала объект исследования (ученики 9 – 11классов), проанализировала виды и язык SMS, разработала вопросы для анкеты, провела анкетирование, выявила уровень популярности SMS, проанализировала полученные результаты и сделала выводы.
Моя гипотеза подтвердилась. Действительно, новая форма- SMS достаточно популярна среди обучающихся Елшанской средней школы, для этого все условия имеются: наличие сотовых телефонов, умение пользоваться данной услугой мобильной связи, имеются различные объекты общения.
Несмотря на необычность, малоизученность SMS, надо признать факт его существования как новой формы общения. Надеюсь, что язык SMS, культура SMS-общения, как и сама услуга мобильной связи, будет развиваться дальше.
Приложение 1
Анкета
Ф.И______________________________возраст___________
1.Есть ли у тебя мобильный телефон?__________________________
2. Пользуешься ли ты услугами СМС?__________________________
3. Какие виды СМС ты используешь больше всего?(приколы, любовные, объявления, поздравления, стихи, СМС из сети Интернет, текстовые картинки, информационные, для голосования)- нужное подчеркнуть
4. Почему ты пользуешься СМС?_____________________________
_________________________________________________________
5. С кем ты преимущественно общаешься? (родители, друзья, любимый человек, другое)_____________________________нужное подчеркнуть
6. Пользоваться СМС –это удобно или нет?___________________
7. Почему удобно или почему неудобно?______________________
_________________________________________________________
8.Можно ли узнать информацию о человеке, его характере, привычках, умственных способностях?__________________________
9. Передаются ли эмоции и чувства через СМС? Какие? Как?___________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
10. Где еще можно использовать СМС?_________________________
___________________________________________________________
11. Вы чаще общаетесь по СМС или предпочитаете звонить?_______
_____________________________________________________________
12. Какой современный способ общения со своими сверстниками вы предпочитаете (беседа в компании, общение дома, с помощью ICQ, чатов, SMS-сообщений, по электронной почте)? – нужное подчеркнуть
13. Расположите перечисленные формы общения в порядке убывания (общение дома, на улице, разговор по мобильному телефону, по домашнему телефону, общение в чате, через SMS,ICQ)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Откуда, по-вашему, берется искажение написания слов в СМС-сообщениях?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 1
От письма к SMS -сообщению Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Д.С. ЛихачевСлайд 2
Цель исследования определить, какое место в общении моих сверстников занимает SMS -общение действительно ли отказ от эпистолярного жанра ведет к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной
Слайд 3
История развития SMS Служба коротких сообщений ( SMS ) является стандартной службой, позволяющей обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 г. по каналам передачи сигналов европейской сети GSM Придумал SMS Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: « Merry Cristmas – 92». Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу « Short Message Service »
Слайд 4
Плюсы и минусы SMS SMS -ки –явление позитивное Человек решает важные задачи путем использования данной услуги SMS SMS -ки - новый способ передачи мыслей, новая форма общения Пользоваться можно где угодно: в лифте, в транспорте, на занятиях и т.д. SMS -ки- это побег от одиночества Эта услуга дешевле, чем звонок Можно набирать текст в тайне от родителей, то есть общаться таким образом с любимым человеком Удобно и быстро отправлять и получать сообщения SMS в любом случае дойдет до абонента, если дозвониться ему в настоящий момент нельзя SMS облегчает трудности во взаимоотношении полов (знакомство, любовное объяснение) Появление зависимости, чувства постоянного ожидания, возникновение напряжения Нужно сворачивать свои мысли в короткий текст Долго набирать буквы, строить фразы Отвлекает внимание, человек теряет бдительность, набирая текст при переходе улицы, в магазине… Не слышишь голоса абонента, получается односторонняя пассивная связь Не всегда правильно можно понять текст сообщения
Слайд 5
ТЕСТИНГ Тестинг - это язык, которым пользуются при написании SMS .
Слайд 6
ТЕСТИНГ Его характеристики: Обилие сокращений ( Споки ноки!- спокойной ночи!) Пренебрежение правилами орфографии и пунктуации ( Че тибе нада ) Выделение телефонного арго ( Поменяй симку, я э SMS сну ) Присутствие ненормативной лексики ( Ну ты и казел!!!) Передача через слова и знаки различных эмоций (например, три восклицательных знака в конце высказывания передают гнев или восторг - Где тебя носит, черт возьми!!!) Использование цифр для обозначения части слова ( о5 - опять).
Слайд 7
Лингвистические аспекты SMS Компрессия текста Объем SMS -ки ограничен Необходимо уложить максимум содержания в минимум знаков Нужно владеть умением свертывания текста Это происходит за счет разных уровней:
Слайд 8
Уровни компрессии текста Графический Например: щас- сейчас, ско-ко - сколько, позв- позвоню Синтаксический использование односоставных предложений: Приду позже . использование безглагольных конструкций: Мне на авто ?
Слайд 9
Уровни компрессии текста Морфологический Использование форм слов, где меньше знаков, например: ЕДУ короче, чем УЕЗЖАЮ Словообразовательный Использование усечений, аббревиатур, например: универ, ЦУМ, биохим .
Слайд 10
Уровни компрессии текста Лексический Использование слов- синонимов: ТУТ короче, чем ЗДЕСЬ; ШОП- чем магазин
Слайд 11
Транслитерация Транслитерация – необходимость набирать русские слова латиницей. Например: Kypi moloko . (Купи молоко)
Слайд 12
Текст SMS Ошибки Объясните, почему допущены эти ошибки Привет как дела чем занимаешся я очень скучаю а ты 1. Не обозначены границы предложений. 2.Отсутствуют знаки препинания. 3. Пропущен ь в глаголе. Экономлю место на страничке SMS , чтобы меньше платить. Привет! Чё сёдня идёш куданибудь . 1. Использование просторечий 2. Пропущен ь в глаголе. 3. Пропущен дефис. 4. Парные звонкие глухие. 1. Просторечие – это прикол. 2. Экономлю место. 3. Не знаю, почему так написала. ПоздравляюСНовымГодомСчастья 1. Не обозначены границы предложения. 2.Нет знаков препинания. Это новогодний серпантин.
Слайд 13
«Человек рождается, растет и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего состоит и как функционирует. Если же человека этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние». Н.И.Формановская
Слайд 14
Частотные ошибки Орфографические ошибки (Ты гиде, пиривет ща иду, здарова,спосыбо, че делаш, как жытуха, как жетуха) С лова, представляющие собой зачастую необъяснимые сокращения и искажения в написании (покаки, спок-нок, с д\р, дарова чем маешся, як дила, палюбому, лю, нинада, хатишь, нихачу).
Слайд 15
Выводы: с появлением мобильных телефонов возможности школьников расширились уровень культуры SMS -общения оставляет желать лучшего новая форма - SMS достаточно популярна среди обучающихся Елшанской средней школы, для этого все условия имеются: наличие сотовых телефонов, умение пользоваться данной услугой мобильной связи, различные объекты общения
«Течет река Волга»
Загадочная система из шести экзопланет
Смекалка против Змея-Горыныча
Учимся ткать миленький коврик
Извержение вулкана