Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.
Изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 101 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
Р Е Ф Е Р А Т
на тему: Школьные прозвища
Автор:
ученица 3 «Г» класса
Ведерникова Дарья
Консультант:
учитель начальных классов
Макогон Елена Валерьевна
Благовещенск 2015
Введение | 3 |
1. Теоретические исследования | 5 |
1.1 Отличие имени от прозвища | 5 |
1.2 Особенности прозвищ как языкового явления | 7 |
2. Практические исследования | 9 |
Заключение | 11 |
Литература | 12 |
Приложение № 1 | 13 |
Приложение № 2 | 14 |
Приложение № 3 | 15 |
Приложение № 4 | 16 |
Приложение № 5 | 17 |
Приложение № 6 | 18 |
Приложение № 7 | 19 |
Приложение № 8 | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.
На уроках русского языка мы познакомились с группой собственных имен существительных. Их изучением занимается раздел лингвистики, который называется ономастика. Термин «ономастика» образован от греческого onomastik – «искусство давать имена». Эту науку иначе называют ещё ономатологией. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика (от греческого anthropos – человек и ynyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные именования людей. Это имена личные, патронимы (именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена), антропонимы литературных произведений (литературная антропонимика), героев в фольклоре, в мифах и сказках.
При изучении имен собственных в учебнике русского языка мы находим лишь одно, что имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.
Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное. Это обусловило выбор темы моей исследовательской работы: «Школьные прозвища».
Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в младшем школьном возрасте в данный период времени.
База исследования – учащиеся 3-4 классов.
Выбранная мной тема актуальна, потому что:
- прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка;
- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Целью моего исследования является изучение наличия прозвищ и особенностей их происхождения у школьников 3-4 классов, анализ отношения к прозвищам.
Гипотеза: существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научно-популярную литературу по данной теме;
- установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;
- провести анкетирование среди школьников с целью изучения особенностей прозвищ;
- выявить, все ли ученики 3-4 классов имеют прозвища;
- проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
- анализ;
- сравнение.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Имена людей – это часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.
Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.
Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?
1.1 Отличие имени от прозвища
Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека - носителя этого имени, весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим не известно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:
«- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой».
Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». Более полное определение мы находим в словаре Ушакова.
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье.
Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду. Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен.
В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.
1.2 Особенности прозвищ как языкового явления
Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д.
Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми.
Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.
Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).
Как правило, прозвище появляется у человека в школьном периоде.
Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Функции, которые они выполняют при этом:
- выдвижение лидеров микросообщества;
- выделение из группы отвергнутых людей;
- различение детей с одинаковыми именами;
- подчеркивание преемственности по родовой линии;
- поддразнивание и унижение,
- проявление симпатии.
По мнению ребят, прозвище – это кличка, второе имя человека, псевдоним, секретное имя, ник.
Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.
Ученые делят прозвища на три группы:
1) прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом,
2) прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища»,
3) прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища».
Прозвища, которые дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц делятся на 6 групп:
1. По внешнему признаку.
2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения.
3. По линии внутренних качеств.
4. По особенностям речи.
5. По месту прежнего местожительства.
6. По прозвищу кого-либо из родственников образованные от фамилии, имени.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Какие прозвища употребляют в речи современные школьники, а так же как их классифицировать, я и попыталась выяснить. Провела анкетирование (приложение № 1) среди учащихся 3 – 4 классов. В анкетировании приняло участие 117 человек. По результатам анкетирования выяснилось, что 83 учащихся имеют прозвище, остальные 34 – нет (или постеснялись ответить) (приложение № 2). Какие же закономерности в происхождении школьных прозвищ я смогла обнаружить? Оказалось, что среди них можно выделить следующие группы (приложение № 3):
Самой многочисленной группой прозвищ оказались прозвища, образованные от фамилии их носителей – 35 человек:
а) распространенный способ образования отфамильных прозвищ – это подмена фамилии словами по ассоциации: Ведёрко – Ведерникова, Черенок – Черенцова, Шипа – Шаповалова, Овсян – Овсиенко, Бабка – Бабкина, Четвёрка – Четырина и т.д.
б) еще один способ образования отфамильных прозвищ – усечение: Сова – Черкасова, Тарун – Тарунов, Рыба – Рыбалкина, Губа – Губачева и т.д.
Следующая группа – прозвища, связанные с именами носителей данных прозвищ – 29 человек: Никита – Никитос, Виктория – Викуся-бабуся, Даша – Дахыч, Софья – Сончик, Лена – Лень, Ира – Ириска и т.д.
Третья группа – прозвища, данные по внешности – 9 человек: гусь, заяц, пухлый и т.д.
Четвертую группу составляют прозвища, данные по поведению – 6 человек. Например: ворона (любит все золотое), мартышка (всегда во всё лезет) и другие.
Пятая группа – прозвища, данные по поступку – 3 человека: Пушкин, Фома, Дуся
Прозвища неясного происхождения – 1 человек: манки.
Я попыталась выяснить, кто же дает, и откуда берутся прозвища (приложение № 4). Чаще всего школьники получают прозвища от своих друзей или одноклассников – 71 человек, 10 ребят получили прозвища от родственников, есть и особенные случаи (получил прозвище в скайпе, дал прозвище тренер на тренировке) – 2 человека.
Следующий вопрос, ответы на который я попыталась найти: «Считаете ли вы свои прозвища обидными?» и «Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище?». Выяснилось, что всего 16 ребят считают свои прозвища обидными, 3 человека – не очень обидными, остальные не обижаются. Большинство ребят – 32 человека – относятся к своим прозвищам с юмором, 28 ребят не обращают на это внимания, 15 человек гордятся своими прозвищами и всего 8 человек обижаются на свои прозвища (приложения № 5 и № 6).
Прозвища широко распространены в речи современных школьников, и используются они чаще всего с целью подчеркнуть дружеское, близкое, приятельское отношение того, кто обращается к носителю прозвища.
Из 117 опрошенных ребят большинство ребят – 55 человек – никогда не употребляют прозвища, так как для этого есть имя, 37 ребят употребляют, если только человек не против этого, 20 ребятам все равно, они никогда не задумывались над этим, 5 человек употребляют прозвища даже тогда, когда это не нравится человеку (приложение № 7).
Предложение «Я считаю, что прозвище это -…» ребята закончили следующим образом (приложение № 8):
а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени – 27 человек
б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются – 12 человек
в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании) – 33 человек;
г) нормальное явление, на него не следует обращать внимание – 45.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной исследовательской работы я выяснила:
1) прозвище человека – нечто большее, чем просто средство общения;
2) одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления;
3) проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочу предложить тем ребятам, которые считают свои прозвища обидными, не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определенной долей юмора.
Прозвища – одна из форм общения в школьной среде. К многим ребят обращаются не по имени, большинство школьников считает прозвища нормальным явлением, относятся к ним с юмором, но некоторые ученики негативно относятся к прозвищам.
Конечно же, ни при каких условиях недопустимы прозвища-клички, грубые и жестокие, которые порождает безжалостная среда, где нет взаимного уважения, сердечной близости между людьми, а есть лишь стремление унизить, оскорбить. Такие прозвища-клички – симптом тяжёлой болезни бескультурья, с которым-то и надо бороться
Итак, гипотеза о частоте и регулярности распространения прозвищ среди школьников доказана
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М., «Просвещение», 1998
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., «Русский язык», 1989
3. Павельева Л., Максимов В. Статья «В именах и прозвищах отразилось сосуществование язычества и христианства» /Сайт радиостанции «Свобода»
4. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
5. http://blogs.mail.ru/ Статья «Детские прозвища»
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Прозвище
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Анкета
1. Фамилия. Имя.
2. Класс
3. Есть ли у вас прозвище?
4. Назовите его.
5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)
6. Кто дал вам прозвище?
7. В связи с чем у вас появилось прозвище?
а) образовалось от фамилии;
б) образовалось от имени;
в) дано по поведению;
г) дано по внешности;
д) дано по поступку
е) другое ____________________________________________________________.
8. Менялось ли у вас прозвище?
9. Считаете ли вы его обидным?
10. Употребляете ли вы прозвища?
а) никогда не употребляю, так как для этого есть имя;
б) употребляю, если только человек не против;
в) употребляю, даже если это не нравится человеку;
г) мне все равно, никогда не задумывался над этим.
11. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище?
а) обижаюсь;
б) не обращаю внимания;
в) с юмором;
г) горжусь.
12. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?
13. Закончите предложение «Я считаю, что прозвище это - …»
а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени;
б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются;
в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании);
г) нормальное явление, на него не следует обращать внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Способы образования прозвищ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Кто дал вам прозвище?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Считаете ли вы своё прозвище обидным?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Как вы относитесь к своему прозвищу?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Употребляете ли вы прозвища?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
«Я считаю, что прозвище это -…»
На горке
О чем поет Шотландская волынка?
Барсучья кладовая. Александр Барков
Кактусы из сада камней
Самодельный телефон