Эта работа принимала участие в НПК (районный этап) школьников и заняла 2 место.
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_kursa_1.docx | 68.62 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.26 МБ |
13 районная научно-практическая
конференция учащихся
Секция Русский язык и культура речи
Речевая культура и речевая агрессия
Пругов Евгений, МБОУ «ООШ №28», 8 класс
Збродько В.Г.
Новокузнецк, 2014 год
Содержание
Введение
Часто ли вы сталкиваетесь с агрессивным общением в повседневной жизни? Часто ли вы сами проявляете грубость, бестактность, агрессию в своей речи?
Речевая агрессия становится неотъемлемым атрибутом современности: активно вторгается в политику, включается в систему экономики, бесцеремонно проникает на страницы газет и в рекламные тексты, легко встраивается в семейные и межличностные отношения. И, подобно экологам, бьющим тревогу по поводу загрязнения окружающей среды, радикально настроенные ученые описывают современное речевое пространство как зараженное флюидами ненависти и вражды. Нельзя говорить о хорошем плохими словами. Нормированный литературный язык объединяет общество, ненормированная лексика — разъединяет. Слово священно и обладает способностью не только влиять на тех, на кого оно направлено, но и на тех, кто им пользуется.
Курсовая работа посвящена актуальной теме – изучению словарного запаса школьников и взрослого населения и бережного использования своего родного языка. О богатстве и красоте русского языка говорили многие наши поэты и писатели, но мне хочется напомнить вам высказывание А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен». К сожалению, мы часто забываем об этом и используем корявые, невыносимо грубые слова, потому что мало читаем или просто плохо воспитаны. Были проведены самостоятельные наблюдения, анкетирование, изучение и обобщение полученных результатов. Практическим выходом этих исследований является выступления по теме «Речевая культура и речевая агрессия».
Речевая агрессия изучается сравнительно недавно, но достаточно интенсивно. Если в середине 1990-х годов публикации на эту тему были единичными, то сейчас на запрос (речевая агрессия) услужливый Yandex выдает свыше 2 млн. ответов. Открываются новые явления и рождаются свежие научные идеи.
Цель работы: попытка осветить проблему словесной агрессии, её последствия и можно ли полностью изжить данное речевое явление
Задачи: 1. Изучить литературу по данному вопросу
2. Провести анкетирование учеников школы.
3. Выявить достойные и эффективные отражения словесного удара.
Предмет исследования: способы выражения речевой агрессии в жизни человека
Объект исследования: печатные средства массовой информации, речевая агрессия в школе и на улице учеников 7-9 классов
Методы исследования: изучение интернет – ресурсов, сравнительный анализ, анкетирование.
Актуальность работы: настало время говорить об экологии слова, экологии общения, экологии языка, поскольку современный человек общается неумело, невнятно, порой нанося собеседнику непоправимые душевные травмы. Важно понять, что речь – это не только средство общения, но и духовная святыня. Человек, понимающий речь как духовную ценность, никогда не осквернит ее неправильными формами, грубыми жаргонными словами и всякого рода «хламом». Об этом предупреждают нас слова из библии: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ…» Библия. Мф. 1
2.1. Что такое речевая агрессия?
Средь скверного скверней всего язык колючий.
(Шиллер)
Курсовая работа посвящена актуальной теме – изучению словарного запаса школьников и взрослого населения и бережного использования своего родного языка. О богатстве и красоте русского языка говорили многие наши поэты и писатели, но мне хочется напомнить вам высказывание А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен». К сожалению, мы часто забываем об этом и используем корявые, невыносимо грубые слова, потому что мало читаем или просто плохо воспитаны. Были проведены самостоятельные наблюдения, анкетирование, изучение и обобщение полученных результатов. Практическим выходом этих исследований стала курсовая работа по теме «Речевая культура и речевая агрессия».
Каждый из нас – творец и хозяин собственной речевой окрестности. У одних она похожа на райский сад, у других - на унылую пустыню, у третьих – на цирковую арену, у четвертых – на танцпол, у пятых - на театр военных действий … Разнообразие характеров, мировоззрений, жизненных условий порождает бесконечное множество уникальных, непохожих друг на друга словесных миров.
« Слово ранит», «слово лечит» — эти истины азбучны. Причем истоки агрессивной и защитной функций речи следует, вероятно, искать в необходимости сосуществования, а сосуществование всегда предполагает борьбу, конфликт. Есть даже такая шутка, в которой, наверное, имеется доля правды: культура, дескать, возникла в тот момент, когда первобытный человек, поссорившись со своим соплеменником, не схватился за каменный топор, не сжал кулаки, а просто обругал его, закричав благим матом (кстати, изначально слово «мат» означало не что иное, как громкий голос).
Как же выглядит речевое пространство человека, проявляющего агрессию? Что творится в личных окрестностях жертвы речевой агрессий? Какие пейзажи открываются взору постоянно проживающего и случайно ступившего на территорию словесной вражды?
Следует разграничивать агрессию и враждебность. Враждебность следует понимать как «скрытную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей с событий»
Агрессию же понимают как «враждебное действие или поведение»; «ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу». Таким образом, сущность враждебности в том, что личность занимает недоверчивую позицию по отношению к окружающим. А агрессия, следующее из враждебности внешнее активное поведение. Можно это доказать примером из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
«…В сердце и в глаз ему (Каю) попали два осколка дьявольского зеркала, в котором, как мы, конечно, помним, все великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное отражалось еще ярче, дурные стороны каждой вещи выступали еще резче» - такое состояние можно определить как состояние враждебности. « У! Какая ты теперь безобразная!— закричал он затем. — Эту розу точит червь! А та совсем кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!» - это проявление словесной агрессии.
Но бывают случаи враждебности без проявления агрессии – негативное отношение к конкретному человеку; и обратная ситуация – проявление речевой агрессии без враждебности: могут высмеивать из-за необычной фамилии, не испытывая ни малейшей враждебности к человеку.
Одна из первых и до сих пор немногочисленных попыток систематизировать проявления речевой агрессии предпринималась в работах американского исследователя Арнольда Басса.
Басс предложил три школы описания агрессивных действий:
1)физическая - вербальная;2)активная – пассивная; 3)прямая - не прямая. В соответствии с этими шкалами ученым были выделены четыре разновидности речевой агрессии:
- («словесное оскорбление или унижение другого человека»);
- («распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке»);
- («отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы»);
- («отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, например, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека»).
Люди постоянно обмениваются словами. Если уважают и любят – вручают их как подарки. Когда презирают и ненавидят - бросают как камни, мечут как стрелы, выстреливают как пули. Жанры речевой агрессии, как и ее разновидности многочисленны и разнообразны.
Основные жанры речевой агрессии:
Оскорбление: оскорбление можно считать самым распространенным типом агрессивных высказываний. Прочная укорененность оскорблений в нашем общении во многом объясняется утратой или ослаблением социокультурных механизмов, традиционно сдерживавших агрессию.
Враждебное замечание – это словесная реакция отторжения, нетерпимости; отрицательное суждение об адресате, выражение негативного отношения к его поступкам, качествам, личности в целом.
Угроза – это «высказывание, содержащее сообщение о негативных последствиях для адресата в случае каких – либо действий угрожающего, которые будут предприняты, если адресат не совершит или, наоборот, совершит какое – либо действие»
Грубое требование и грубый отказ. Требование – это просьба или распоряжение, выраженное в решительной, категорической форме.
Возражение (протест). Возражение - выражение несогласия; протест- решительное несогласие. Эти жанры можно отнести к провоцирующим речевую агрессию.
Сплетня. Согласно определению толкового словаря, сплетня – это слух о ком- то или о чем-то, основанный на неточных, заведомо неверных или нарочито измышленных данных. Разговорный синоним сплетни –кривотолки.
Клевета. От доноса (как первой разновидности жалобы) следует отличать клевету – «сочинение и распространение ложных обвинений, заведомо ложного слуха, позорящего противника». Разговорные и просторечные синонимы клеветы - наговор, очернение, злоречие, напраслина, брехня.
Насмешка. Определение насмешки можно сформулировать путем подбора синонимов: злая шутка, зубоскальство, колкость, шпилька, издевка. Насмехаться - значит обидно вышучивать, глумиться, дразнить, ехидничать, задирать, издеваться, иронизировать, язвить. Цель агрессора - насмешника – вогнать в краску, извести насмешками, выставить на посмешище, больно уколоть адресата.
2.2.Словесная свалка
И по сетям бушуют страсти,
И друга друг заносит в блэк…
Поколение рабов телеэкрана сменяется генерацией свободных пользователей Интернета. «Внимание всем постам!» командует безликий, но властный сетевой полицейский. И мы покорно подчиняемся: фиксируем внимание на спаме, отвлекаемся на контекстные ссылки, боковым зрением просматриваем новостные, рекламные и прочие ПОСТЫ. Так из пользователей мы превращаемся в используемых…
Нарушения сетевого этикета, напрямую связанные с выражением речевой агрессии, могут быть неспецифичными (например, оскорбления, клевета) и специфическими присущими именно виртуальной коммуникации. К последним следует отнести прежде всего
1) спам(http//ru.wikidia.orq/wiki/ Spam)
2) флуд(http://ru.wikipedia.orq/ wiki/ FIood)
Прежде всего, возникновению негативных феноменов сетевого общения не в последнюю очередь способствуют анонимность пользователей и их равноправие. Написать любой пост, выразить любое мнение, дать любую оценку могут и школьник-двоечник, и опасный преступник, и психически больной человек. Интернет отличается еще и тем, что присутствие в коммуникативном процессе здесь замещается посещением. Человек может в любое время вступить в диалог и в любой момент выйти из Сети.
Другая причина - отсутствие реально действующих законодательных мер регулирования интернет-деятельности.
Так, запрет на распространение спама в России появился лишь в 2006 году .
Сегодня можно выделить три вида речи: речь СМИ и политиков, речь улицы
и та, которой обучают в школе и вузе. Между ними — пропасть.
На наших глазах идет процесс привыкания к использованию тюремных слов в СМИ. Если в 60—70-е годы ХХ века употребление хотя бы нескольких воровских слов в газете вызывало среди читателей шок, то сейчас они воспринимаются как вполне адаптированные общенародные слова. Вот некоторые из них, ставшие символами нашего времени и перешедшие уже в нормированный язык, в его разговорную форму: беспредел — “высшее беззаконие”, отморозок — “преступник, не соблюдающий элементарных воровских правил”, разборка — “разбор отношений между враждующими криминальными группировками; разбирательство”, крыша — “защита от кого-либо”.
Некоторые политики и государственные деятели, “стремясь быть ближе к народу”, даже употребляют нецензурную брань. Неудивительно, что речь части населения порой состоит из матерных слов. Официальное признание мата, блатных слов означает крах культуры русской речи и потерю многих духовных ценностей. Агрессивные слова — порождения наших мыслей, и наоборот, мысли — порождения наших агрессивных слов. Нельзя агрессивным словом пробуждать добрые чувства.
Наблюдается “принцип пирамиды”: политики и журналисты, вещая сверху и произнося непотребное слово, дают своеобразное разрешение на его употребление рядовому читателю (слушателю, зрителю).
2.3.Речевая защита и речевая агрессия подростков
Дети никогда не слушались Взрослых,
но зато исправно им подражали.
(Джеймс Болдуин)
Как известно, первыми учителями человека являются его родители. Можно привести литературный пример, так называемого, демократического воспитания из сказки Г.Х.Андерсена: «Детей надо баловать тогда из них вырастают настоящие разбойники». Современная психология не устает твердить о том, что дети бывают гораздо агрессивнее взрослых. Хотя, наверное, точнее было бы сказать, что агрессия в детской речи имеет более выраженный, открытый характер, и по мере взросления становится более разнообразной и изощренной, эволюционирует от явных к скрытым и косвенным формам.
По отношению к старшим ребенок дерзит, хамит, огрызается, пререкается. Сверстников - обзывает, дразнит, подкалывает, запугивает, награждает обидными прозвищами. Практикующие психологи, воспитатели детсадов, школьные учителя ежедневно наблюдают все это в своей профессиональной практике.
Среди основных жанров речевой агрессии одним из наиболее распространенных в речи детей можно считать угрозу.
Другой популярный жанр – дразнилка. Детская дразнилка не всегда имеет однозначно агрессивную направленность. Она может выражать желание установить контакт, она представляет собой традиционный способ унижения врага, но может быть всего лишь демонстрацией словесного искусства»
Близки к дразнилке и обзывательству прозвища (клички), среди которых можно выделить агрессивные и относительно нейтральные.
Первые заключают в себя явно оскорбительный смысл, задевают и унижают, вызывают неприятие, отторжение, психологический дискомфорт, желание «избавиться от ярлыка». Таковы очкарик, жирдяй, ботан и т.п. К подобным кличкам, только менее враждебной направленности, относятся также рифмованные насмешки. (Светка-пипетка, Мишка-шишка).
Итак, речевая агрессия в той или иной степени характерна для большинства детей, но при недостаточном контроле она закрепляется как устойчивая форма поведения. Подростки в большинстве своем потому терпимы к ненормативной лексике, что в школьной среде, где они проводят значительную часть времени, царит Слово.
Речевая агрессия возникает из-за личностной незрелости и нравственных представлений об уместности речи, границах «дозволенного» и «недозволенного» в общении. Получается, что столь часто употребляемые малышами «дурак», «идиотский», «отстань!» и т.п – следствие элементарного неумения корректно выразить свои эмоции, желания, потребности. Более того, даже школьники - учащиеся средних классов имеют далеко не полное, а подчас и неадекватное представление о речевом этикете. С возрастом частотность агрессивных высказываний может снижаться в результате социализации, выработки навыков коммуникации и самоконтроля. Однако сами проявления речевой агрессии становятся разнообразнее, отличаются большей вариативностью. За порогом взрослости эти явления не прекращаются, просто приобретают более разнообразные и изощренные формы.
Детская агрессивность — это всегда ответ, реакция на агрессию. То же относится и к агрессии речевой, которая выражается прежде всего в употреблении бранных слов.
Для подростков же наиболее болезненным и, как следствие, вызывающим агрессию оказывается «вторжение» в личностное пространство. Например, навязчивые расспросы, наставления, поучения, советы - словом, все, что препятствует стремлению к независимости и указывает на разницу статусов ребенка и взрослого. В заключение — совет А. Фрома: «Вообще же надо стараться, чтобы у детей просто не возникало желания ругать кого-то или что-то, тогда они не будут сквернословить и говорить бранные слова».
3.0.Выводы и заключения
Агрессивные слова — порождения наших мыслей, и наоборот, мысли — порождения наших агрессивных слов. Нельзя агрессивным словом пробуждать добрые чувства.
- Подобно слезам, брань как средство эмоциональной и психологической разрядки может быть полезна для душевного здоровья любого человека, тем более подростка. Иначе эту мысль можно выразить в виде простой формулы: грязное слово заменяет грязное, неблаговидное дело. В то же время бранные слова и выражения больно ранят психику других людей. Необходимо помнить о чувствах меры и такта при их использовании.
- Исключить из человеческой речи бранные слова так же трудно, как уничтожить саму речь. Данное утверждение тем более справедливо для детей и подростков, потому что они постоянно находятся в состоянии активного овладения языком и речью.
- Как известно, психологи рекомендуют вовлекать подростков в спортивные игры для того, чтобы они могли выплескивать негативную энергию. Но наблюдения показывают, что подростки активно используют ненормативную лексику именно во время подвижных игр, что указывает на тесную связь слова с жестом и действием.
- Отстаивать чистоту речи необходимо.
Бессмысленно учить подростков совершать правильные поступки и произносить правильные слова. Не лучше ли честно ввести их в суть проблемы, выпукло представленной в контексте культуры, показать возможные варианты поступков и слов и предложить сделать свой выбор.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в современном обществе имеются способы смягчения речевой агрессии на всех уровнях эмоционального состояния говорящего, начиная от слабого раздражения и заканчивая состоянием аффекта. Основное условие осуществления указанных стратегий смягчения – это психологическая настроенность на диалог и понимание собеседника.
Язык — это тот индикатор, который указывает на степень культурного распада. И если наш язык еще существует и до сих пор является “могучим и великим”, то это заслуга предыдущих поколений, и прежде всего писателей “золотого века” русской литературы.
Говорят, что язык сам справится с сорняками и неоправданными заимствованиями, выйдет победителем из любой ситуации. Но известны многочисленные примеры, когда языки ассимилировались. Сейчас эта угроза существует и для русского языка. Сейчас еще негативные процессы можно замедлить, а то и пресечь, но потом будет поздно.
4.0. Список литературы и Интернет ресурсов
5.0.Приложения (анкеты)
Вопросы:
Всего – 51 ученик
Варианты ответов | 1 | 2 | 3 |
да | 42 | 38 | |
нет | 9 | 7 | |
Не знаю | 6 | ||
От друзей – 29 От взрослых – 4 Из Интернета – 14 Другие источники - 4 |
Слайд 1
Речевая культура и речевая агрессия Выполнил: Пругов Евгений, ученик 8 класса МБОУ «ООШ №28»Слайд 2
Часто ли вы сталкиваетесь с агрессивным общением в повседневной жизни? Часто ли вы сами проявляете грубость, бестактность, агрессию в своей речи?
Слайд 3
Нормированный литературный язык объединяет общество, ненормированная лексика — разъединяет. Цель работы : попытка осветить проблему словесной агрессии, её последствия и можно ли полностью изжить данное речевое явление Задачи: 1. Изучить литературу по данному вопросу 2. Провести анкетирование учеников школы. 3. Выявить достойные и эффективные отражения словесного удара.
Слайд 4
Предмет исследования : способы выражения речевой агрессии в жизни человека Объект исследования : печатные средства массовой информации, речевая агрессия в школе и на улице учеников 7-9 классов
Слайд 5
Методы исследования : изучение интернет – ресурсов, сравнительный анализ, анкетирование. Актуальность работы : современный человек общается неумело, невнятно, порой нанося собеседнику непоправимые душевные травмы.
Слайд 6
« Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен » А.И.Куприн
Слайд 7
« Слово ранит », «слово лечит»
Слайд 8
Враждебность: Агрессия: Враждебность следует понимать как «скрытную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей с событий» Агрессию же понимают как «враждебное действие или поведение»; «ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу».
Слайд 9
Состояние враждебности Словесная агрессия : « У! Какая ты теперь безобразная! Эту розу точит червь! А та совсем кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!»
Слайд 10
Систематизация речевой агрессии исследователя Арнольда Басса 1)физическая - вербальная ; 2)активная – пассивная ; 3)прямая - не прямая .
Слайд 11
Р азновидности речевой агрессии: « словесное оскорбление или унижение другого человека »; « распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке »; « отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы »; « отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, например, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека ».
Слайд 12
Основные жанры речевой агрессии: Оскорбление , Враждебное замечание, Угроза, Грубое требование и грубый отказ, Возражение (протест), Сплетня Клевета, Насмешка, Жалоба (донос),
Слайд 13
Словесная свалка И по сетям бушуют страсти, И друга друг заносит в блэк …
Слайд 14
Д ейственным средством воспитания культуры языка и общества является язык СМИ. беспредел — “высшее беззаконие”; отморозок — “преступник, не соблюдающий элементарных воровских правил ”, разборка — “разбор отношений между враждующими криминальными группировками; разбирательство”, крыша — “защита от кого-либо”.
Слайд 15
Речевая защита и речевая агрессия подростков Дети никогда не слушались Взрослых, но зато исправно им подражали . Джеймс Болдуин
Слайд 16
«Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники ». Г.Х.Андерсен
Слайд 17
Ж анры детской речевой агрессии Угроза; д разнилка; прозвища (клички ). Речевая агрессия возникает из-за личностной незрелости и нравственных представлений об уместности речи, границах «дозволенного» и «недозволенного» в общении.
Слайд 18
Используете ли в своей речи агрессивную лексику? Хотели бы избавиться от агрессии в своей речи?
Слайд 19
Из каких источников вы берёте данные слова? От друзей – 29 От взрослых – 4 Из интернета – 14 Другие источники - 4
Слайд 20
Выводы Нельзя агрессивным словом пробуждать добрые чувства . Б ранные слова и выражения больно ранят психику других людей . Отстаивать чистоту речи необходимо .
Слайд 21
Ч естно ввести подростков в суть проблемы, показать возможные варианты поступков и слов и предложить сделать свой выбор . Для расширения словарного запаса необходимо читать книги, особенно классиков 18-19 века, где дается эталон русской речи.
Слайд 22
Основное условие осуществления смягчения речевой агрессии– это психологическая настроенность на диалог и понимание собеседника . 1. Игнорирование речевой агрессии 2. Шутка. Юмор и смех несовместимы с открытой агрессией. 3. Извинение.
Слайд 23
« За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ…» Библия. Мф . 1
Плавает ли канцелярская скрепка?
Почта
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Ералаш
Хитрость Дидоны