В данном исследование собраны материалы об учителях школы, прошедших войну. В исследовании использованы материалы школьного и городских музеев
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelya_proshedshie_voynu.zip | 735.45 КБ |
posvyashchaetsya_70_-letiyu_pobedy_v_velikoy_otechestvennoy_.zip | 2.85 МБ |
МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»
Волховского района Ленинградской области
РЕФЕРАТ
УЧИТЕЛЯ, ПРОШЕДШИЕ ВОЙНУ
Выполнила ученица 9а класса
Суроегина Алена
Руководитель
Михайлова Н.В.
Сясьстрой
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. Воспоминания Д.И. Беляковой
2.Основная часть
2.1.Старая фотография-начало поиска
2.2.Михаил Петрович Корочкин: Учитель и Человек
2.3.Клавдия Николаевна Петрова– Заслуженный гражданин города
Сясьстрой
2.4.Николай Ильич Ерохин
2.5. Детство, опалённое войной
2.5.1.Лилия Филипповна Зайкова
2.5.2.Николай Сергеевич Набоков
3.Заключение
4.Список использованной литературы
5.Приложения
1. ВВЕДЕНИЕ
В год празднования Великой Победы, мы обращаемся вновь и вновь к жизненному пути тех, кто прошел эту страшную войну. Цель нашего исследования: сбор, обобщение и популяризация материалов об учителях-фронтовиках. Задача очень сложная. Ведь, практически, никого из них нет уже в живых. Поисковая работа основывалась на сборе материалов школьного и городских музеев, беседах с учителями, знавшими этих людей лично.
В нашем школьном музее хранятся материалы о многих наших земляках – сясьстройцах, жизнь которых состоялась. Среди этих материалов есть воспоминания и Джеммы Ивановны Баляковой. Она многие годы своей жизни отдала школе и с большой любовью в своих воспоминаниях говорит о своих учителях. А это, в основном, были люди, прошедшие войну. Поэтому свое исследование я начинаю именно с ее воспоминаний.
«Я ПОМНЮ ВСЕХ СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ,
ЛЮДЕЙ ПРЕКРАСНЫХ ЮНОСТИ МОЕЙ.
УЧИТЕЛЬНИЦУ ПЕРВУЮ СВОЮ
ДО СЕЙ ПОРЫ Я ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ.
БОЛЬШЕ ШЕСТИ ДЕСЯТКОВ ЛЕТ МИНУЛО С ТОГО ДНЯ,
КОГДА ВПЕРВЫЕ В ШКОЛУ ЗДЕСЬ ПРИВЕЛИ МЕНЯ.
ШЕЛ ЛИШЬ ВТОРОЙ ПОСЛЕВОЕННЫЙ ГОД
И БЫЛО МНОГО НА ЗЕМЛЕ СИРОТ.
УСТАВШИЕ ОТ УЖАСА, И ГОЛОДА, И БОЛИ,
КАК К СОЛНЫШКУ МЫ ВСЕ ТЯНУЛИСЬ К ШКОЛЕ.
УЧИТЕЛЬ НАШ ОТОГРЕВАЛ СЕРДЦА,
КОМУ- ТО ЗАМЕНЯЯ МАТЬ, КОМУ – ОТЦА.
ТОГДА УЧИЛИ НАС НЕ ТОЛЬКО ПО ПРЕДМЕТАМ,
УЧИЛИ ЖИТЬ , ТРУДИТЬСЯ И ДРУЖИТЬ.
УЧИТЕЛЬ БЫЛ ВО ВСЕМ АВТОРИТЕТОМ.
СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕЛЬЗЯ НАМ ПОЗАБЫТЬ.
КАК ЖАЛЬ, ЧТО ИХ УЖ НЕТ НА СВЕТЕ ЭТОМ,
НО ПАМЯТЬ СВЕТЛАЯ О НИХ ЖИВА.
ИХ НЕТ, ИХ НЕ ВЕРНУТЬ,
И МЫ УЖЕ СТАРЕЕМ…
КАКИЕ ЗДЕСЬ ЕЩЕ НУЖНЫ СЛОВА…
СЕЙЧАС КОМУ-ТО ТРУД УЧИТЕЛЯ, БЫТЬ МОЖЕТ, НЕ ЗАМЕТЕН,
НО БЛАГОРОДНЕЕ ЕГО НЕТ НИЧЕГО НА СВЕТЕ.
И В ВЕК КОМПЮТЕРОВ И ИНТЕРНЕТА
НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.
СПАСИБО ВАМ, УЧИТЕЛЯ!
Я, Белякова Джемма Ивановна, закончила школу в 1957 году. В ту пору в наших школах было много учителей – мужчин. Все ли они были фронтовиками, точно сказать не могу. Но многие из них пришли в школу, закончив свои ратные дела. Это директора обеих школ – М.П.Корочкин и П.И.Яшков. Учителя истории Е.П.Степанов и П.К.Мартинович. Кроме материала школьной программы они много рассказывали о том, чему сами были свидетелями. Их рассказами заслушивались. У многих из нас отцы не вернулись с войны, всем не хватало в доме мужского присутствия.
МЫ СТРОГОСТИ, ЛАСКИ ОТЦОВСКОЙ НЕ ЗНАЛИ,
ВСЕ МАТЕРИ НАШИ СОБОЙ ЗАМЕНЯЛИ
Мы по-настоящему боготворили наших учителей. Особенно запомнились уроки Павла Кирилловича Мартиновича, Евгения Павловича Степанова. На их уроках никогда не стоял вопрос о дисциплине. Затаив дыхание ждали окончания опроса домашних заданий и начала рассказов учителей. А учителя физкультуры Б.М.Копасов и Г.К. Матвеев очень интересно строили свои уроки, где учили нас преодолевать трудности, учили стойкости и выдержке, воспитывали в нас чувство ответственности и взаимопомощи, взаимовыручки.
После 9-го класса мы ездили в комсомольско-трудовой лагерь, который располагался на базе Рыжковской школы. Начальником лагеря был назначен Борис Михайлович Копасов. Под его руководством мы целый месяц жили самостоятельной жизнью, обслуживая во всем себя сами и выполняя посильную работу в совхозе «Ленинский луч». Сейчас многим, наверное, трудно представить, как 15-16 летние подростки могли готовить завтраки, обеды и ужины почти на 40 человек, закупали продукты, составляли меню, управлялись с дровяной плитой, носили воду из колодца.
Не все и у всех сразу получалось. Были пересоленные супы, подгоревшие каши. «Убежавшее молоко». Но это было прекрасное, незабываемое время. Мы, под руководством единственного мужчины, учились быть самостоятельными, учились сочувствовать, сопереживать, заботиться друг о друге. Это была настоящая школа жизни. Не могу до сей поры представить и понять, как мужчине среднего возраста удавалось направлять нашу энергию в нужное русло, незаметно гасить ссоры, спокойно улаживать конфликты.
После работы мы сами организовывали свое свободное время, устраивали всевозможные конкурсы, стали инсценировки. О телевизоре в ту пору никто не имел даже представления. В нашем распоряжении был патефон с несколькими пластинками и собственная фантазия, которой у всех нас было в избытке.
Быстро мчится время, Давно мы стали взрослыми, наши дети и у многих внуки покинули стены школы… Ушли в мир иной наши учителя…. Быстро редеют наши ряды, но при встрече мы вспоминаем наших замечательных учителей. Вечная им память – очень тяжелое, но все равно светлое время детства и нашей комсомольской юности.
Сясьстрой, 2014 год».
Какие верные слова о том, что память о тех, кто, придя с войны, отдавал свою жизнь детям, должна быть вечной. Сохранить память об этих людях, рассказать о них сегодняшним школьникам – вот та благородная цель, которая должны быть достигнута в результате данного исследования.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ – НАЧАЛО ПОИСКА
Джемма Ивановна передала в наш музей интереснейшую фотографию, на которой изображены учителя фронтовики. Она аккуратным почерком учителя начальных классов подписала на обороте имена людей, изображенных на фотографии. Так начинался поиск. Основываясь на материалах музеев, я по крупицам начала собирать биографические сведения об учителях фронтовиках
Первым в нижнем ряду сидит Малин Сергей Спиридонович – учитель физики. Учился в Новоладожском Агропедтехникуме с 1927 по 1931г. С 1931г он работал в Колчановской школе учителем начальных классах.. В 1939 году Сергея Спиридоновича взяли в армию, воевал в Великую Отечественную в артиллерийских войсках. За оборону Киева получил медаль. Воевал на Эльбе. После войны Сергей Спиринодонович закончил Педагогический институт в Ленинграде. С 1950 года работал в Сясьстрое в средней и вечерней школах учителем физики до выхода на пенсию в 1975 году. А затем ещё и в Рыжковской школе.
Следующий на фотографии изображен Ионин Алексей Михайлович, учитель биологии, завуч школы. Алексей Михайлович Ионин – учитель химии и биологии. Фронтовик. После окончания войны 20.11.1945 года назначен директором Сясьстройской школы молодежи. В 1949-1955 годах работал в должности завуча Сясьстройской средней школы. В 1955-1961 годах- завуч школы №2, 1961-1977 гг.- директор Сясьстройской восьмилетней школы-интернета. С 1977 года работал учителем химии. Учителями работали его жена и сестра – Тамара Ивановна и Тамара Михайловна.
Высокий профессионализм, педагогический такт, доброжелательность всегда были отличительными чертами учителей Иониных.
Третьим из сидящих педагогов в нижнем ряду находится Яшков Петр Иванович, учитель истории, директор школы №2. А вот в центре стоит Евграфов Алексей Афанасьевич - учитель математики. Родился он в октябре 1922 года в Торопецком районе Калининской области. Учился в Торопенской средней школе, а летом, во время каникул , работал в колхозе. В июне 1941 года (перед началом войны) поступил учиться в Ленинградское военно-инженерное училище имени Жукова. В связи с войной, срок обучения в училище был сокращен. В конце октября 1941 года группу курсантов выпустили из училища, присвоив звание лейтенанта Саперных войск, и направили в армию на должность командира саперного взвода. Конец 1941 года и начало 1942 года служил в отдельной 29-й саперной бригаде, которая занималась строительством оборонительных рубежей. В составе бригады принимал участие в строительстве оборонных укреплений на Северном Кавказе, в Ростове и других местах. В августе 1942г был направлен командиром сапёрного взвода в 412й сапёрный батальон, который был придан 242-й стрелковой дивизии. Саперы нашего батальона разминировали минное поле противника, проделывали проходы в заграждениях перед наступлением наших войск, а так же строили наблюдательные и командные пункты для штаба дивизии.
В феврале 1943 года в боях за город Ростов был тяжело ранен. После лечения в госпитале, ввиду непригодности к службе армии из – за ранения , был уволен из армии.
За участие в боях и добросовестное выполнение заданий Алексей Афанасьевич награжден орденом «Красной звезды», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», тремя юбилейными медалями.
После демобилизации стал работать в школе военруком, а затем заочно закончил физико– математический факультет Калининского педагогического института и работал учителем математики до ухода на пенсию. За труд в послевоенное время награжден медалью « Ветеран труда». Последние 11 лет работал в Сясьстройской восьмилетней школе.
Только одна фотография, а сколько разных судеб. Но главное, что их связывает – они прошли войну, и они же после этой войны посвятили себя воспитанию детей.
Поиск по этой фотографии биографических сведений учителей-фронтовиков привёл к тому, что мы нашли материалы о людях, которые не изображены на этой фотографии, но которые проработали в школе очень долгое время.
Ершов Николай Михайлович. Родился 17июля 1920 года в городе Пугачеве в Саратовской области. В 1928 году поступил учиться в Новоладожскую среднюю школу, которую в 1938г закончил с отличием. В 1939г Николай Михайлович был призван в армию. Он участвовал в Великой Отечественной войне, защищая нашу Родину. Николай Михайлович Ершов был награждён двумя орденами «Красной Звезды» и медалями « За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». На войне он был два раза ранен.
В 1947 году Николай Михайлович поступил в Ленинградский Государственный Педагогический Институт имени А.И. Герцена. В 1956 он закончил этот институт.
Ещё с 1945 года Николай Михайлович проводил политзанятия в школе Фабрично-заводского обучения №5 в городе Новая Ладога. В 1956 году его назначили инспектором школы рабочей и сельской молодёжи Новоладожского РОНО, а в 1949 году Николая Михайловича перевели работать учителем математики и в Новоладожскую среднюю школу. С 1959 по 1965 г. г. он работал завучем этой школы. В 1965 году Николай Михайлович переехал в посёлок Сясьстрой и начал работать по специальности учителем физики. Через год его назначили заместителем директора по учебной работе. В 1985 году Николай Михайлович Ершов умер. С большой теплотой отзываются бывшие коллеги совместной работе с Николаем Михайловичем, называя его выдержанным, спокойным и интеллигентным человеком. Хороший специалист, принципиальный руководитель, обаятельный и обладающий чувством юмора человек, он пользовался уважением коллег и учеников. В школьном музее сохранились воспоминания Николая Михайловича:
« Войну встретил на реке Прут, южнее города Кишинёва. Воевал в танковых войсках под Уманью. Оборонял города Запорожье, Днепропетровск, Полтаву, Харьков. Участвовал в наступлении на Ростов (1941-1942г), в обороне Харькова, Белгорода, Сталинграда, на Курской дуге.
Освобождал города Ельню, Смоленск, Оршу, Минск, Вильнюс и Каунас, участвовал в штурме Кёнигсберга (Калининграда)». Родина высоко оценила боевые заслуги танкиста
Николай Михайлович был награжден двумя орденами «Красной звезды», медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победой над Германией».
Евгений Павлович Степанов и Лидия Ивановна Степанова. Учительскую династию Степановых хорошо знают в Сясьстрое. Всю свою жизнь Лидия Ивановна и Евгений Павлович посвятили школе. Лидия Ивановна сразу же после окончания Государственного педагогического института преподавала в школе русский язык и литературу. Она участник «Дороги жизни».
Евгений Павлович Степанов – фронтовик, воевал на Северо-Западном фронте. В 1944 году поступил на исторический факультет РГПИ им А.М. Герцена. Тридцать лет преподавал историю в Сясьстройской школе Евгений Павлович. Не одно поколение выпускников школы сохранило в своей памяти прекрасные воспоминания о краеведческих увлекательных походах, организованных Евгением Павловичем.
У ветерана войны и труда , награжденного Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд», Евгения Павловича Степанова много благодарственных грамот за нелегкий труд учителя.
Пименов Илья Александрович. Работал в Сясьстройской школе с 1938г-1941г ушел добровольно на фронт. Воевал на Волховском фронте. После войны работал учителем географии и истории в Сясьстройской средней школе. В течение многих лет работал директором школы рабочей молодежи.
Далее в своем исследовании мне хочется рассказать о людях, которые оставили особый след в истории нашей школы.
2.2.КОРОЧКИН МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ – УЧИТЕЛЬ И ЧЕЛОВЕК
Родился Михаил Петрович 22 сентября 1922 года, в деревне Кроватыни Волховского района, Ленинградской области, в семье крестьян. Отец Михаила Петровича умер, когда ему было 2 года. Воспитывала его мать Корочкина Мария Александровна. Окончил Усадищенскую школу и в 1937 году поступил в Лодейнопольское педучилище, которое закончил в 1940 году. На работу учителя начальных классов был направлен 1 сентября 1939 года, в Шукозерскую среднюю школу. После того, как Михаил Петрович отработал условный год, в 1940 году был призван в Красную Армию и направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и окончил в августе 1941 года и получил звание лейтенант.
Михаил Петрович Направлен на формирование в армию. В декабре 1941г. приехал на Калининский фронт и начались боевые действия, Михаил Петрович занимал должность начальника штаба артдивизиона, звание старшего лейтенанта. В августе 1942 г. был отозван в Москву и формировал отдельную зенитную батарею при выезде на фронт. Не удалось, был направлен на высшие офицерские курсы, которые окончил в 1943 году – выехали на фронт, принимали участие в освобождении Молдавии, Румынии, Югославии, Чехословакии и Венгрии. Февраль 1945 год – Михаил Петрович, после ранения, был назначен офицером разведки 1409 ЗаП той же дивизии. Получил звание капитана, член КПСС с февраля 1944года.
Особенно запомнился бой на Украине за освобождение города Черкасска. Дивизия получила название -38 Черкасская Краснознамённая ордена Кутузова второй степени Зенитная Артиллерийская дивизия.
За участие в Великой Отечественной войне и проявленный героизм М.П. Корочкин был награжден орденами «Красной звезды», «Красного знамени», «Отечественной войны I степени», медалями за боевые заслуги, за взятие Будапешта, за победу над фашистской Германией.
В конце апреля 1945 г. Корочкин М. П. заболел и находился в госпиталях до апреля 1946 г. По состоянию здоровья был демобилизован. В мае 1946 г. Михаил Петрович приехал в Волхов, где встретился со своей возлюбленной, Александрой Васильевной. Познакомились она ещё до войны, учились в одной школе, их деревни находились рядом. После начала войны Александра Васильевна уехала в Волхов. Они долго не виделись и могли только переписываться. И вот, наконец, эта встреча произошла. Их любовь вынесла все невзгоды и даже то, что Михаил Петрович был инвалидом III группы.
16 июня 1946 г. они поженились.1 сентября 1953 г. Михаил Петрович Корочкин приступил к работе директора средней школы в городе Сясьстрой. В 1965 г. стал директором средней школы №2.Михаил Петрович посвятил школе и воспитанию детей всю жизнь. Он был освобожден от должности директора в связи с выходом на пенсию ( вышел по болезни). Последние годы жизни Михаил Петрович провел в кругу семьи и друзей. Переписывался и встречался с однополчанами и выпускниками – люди, хорошо знавшие Михаила Петровича, вспоминают о нем , как о достойном и « уж поверьте, никто и никогда не припомнит о нет плохого слова».
21 марта 1981 года за добросовестный педагогический труд было присвоно звание «Отличник народного образования РСФСР и СССР», медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». В связи с юбилейными датами он награжден большим количеством медалей.
Михаил Петрович прожил трудную, но счастливую жизнь. Он прошел через все преграды судьбы. И трудное детство, и тяжелые годы войны, когда у тебя на глазах умирают твои товарищи. Именно таких людей, как Михаил Петрович Корочкин, называют Героями Отечества, потому что всю свою жизнь они посвятили защите и восстановлению страны.
2.3.КЛАВДИЯ НИКОЛАЕВНА ПЕТРОВА - ЗАСЛУЖЕННЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА СЯСЬСТРОЙ
Клавдия Николаевна Петрова родилась в 1922 году в Колчаново. В семье было 8 детей, она самая старшая. Когда началось строительство целлюлозно-бумажного комбината, ее семья переехала в Сясьстрой. Здесь Клавдия Николаевна окончила 7 классов. Далее она окончила учительские курсы. В стране шло восстановление народного хозяйства, создавались отряды по борьбе с неграмотностью. Она тоже была направлена на работу по ликвидации неграмотности. В то время малограмотная молодежь отличалась энтузиазмом, стремилась учиться и быть передовыми в работе.
«Учиться я начала в школе, расположенной на улице Культуры. Директором школы была Филиппова Мария Афанасьевна. Фамилию первой учительницы не помню, но звали ее Вера Васильевна. Учила нас недолго, потом уехала. Нас продолжала учить Кокачева Клавдия Александровна.
Характеризуя школу того времени хочу сказать, что не смотря на сложное голодное время для детей делалось многое: детские площадки, пионерские лагеря. Конечно, телевизоров тогда не было, но от того жизнь не становилась скучнее. У школьников была огромная страсть к книгам, которые читали с большим интересам. Уже тогда в Сясьстрое существовало радио. На улицах висела тарелка, которую слышно было достаточно далеко. В домах у многих тоже было радио и слушали его через наушники.
Проблем в то время было великое множество, но одна из самых больших сложностей была с водой. Это было бедой и для школы. Воду привозили в бочках и расходовали очень бережно.
И голодно, и холодно, а все равно жили радостно. Ребята в школе с большой охотой выполняли общественную работу, стремились к ней.
Очень часто в школу приезжали гости – морские летчики. Поселок до войны располагался в прифронтовой зоне. Здесь находились погранзаставы. Проживать можно было при наличии в паспорте особого разрешения. Конечно, это людей дисциплинировало.
Порядок в городе наводила милиция. Помню, по городу каждый день проходили патрули конной милиции.
Большое место уделялось досугу ребят. Спортивные мероприятия были очень частыми.
Драмкружок Дома Культуры занимал одно из первых мест в области. Славился духовой оркестр, состоящий из рабочих ЦБК.
Очень красочно проводили праздники . как в школе , так и в посёлке . Очень часто ребята одевали костюмы разных народов , символизирую пролетарскую дружбу . Помню как один мальчик , жилая представить негра ,одел на лицо чулок . Для праздников готовили много самодельных цветов . Постоянными были многолюдные демонстрации , обязательно шла конная милиция. Вообще, порядка было гораздо больше, чем теперь. Например, в каждом доме был староста. Его главная задача была следить за тем, чтобы в доме не проживали посторонние люди (пограничная зона!). Но в реальности, староста следил за порядком вообще. И, кстати, работали они на общественных началах.
Школа по улице Культуры очень скоро уже не вмещало всех ребят и её перевели во вновь выстроенное здание (ПТУ 24). На первом этаже находилось фабрично-заводское училище, мастерские которой использовались школой. Каждой школе был швейцар, носивший особую форму. Его внешний вид, отношение к работе очень подтягивал ребят.
Каждый класс в школе имел своего вожатого-рабочего комбината, комсомольца. Я даже запомнила имя своей вожатой – Лида петрякова.
Конечно, всех учителей я не смогу вспомнить. Но вот имена тех, кто запомнился наиболее ярко. Мельнейчук Наталья Корниловна - учитель физики, ее отличала строгая дисциплина, знание предмета. Медведева Анна Петровна, Плотский Николай Михайлович, Левашов Иван Петрович – учителя истории, Чернышов Евгений Степанович – учитель русского языка и литературы.
Предметы, изучавшиеся тогда школе, приблизительно те же , что и теперь. Правда, был такой предмет, как Конституция.
Школу я закончила до войны. Работала в Сясьскорядковской школе учителем начальных классов. Заочно училась в педагогическом училище.
Началась войны… По комсомольской путевке пошла учиться на курсы шоферов. Но долго там не смогла учиться, так как было очень тяжело. Все-таки это чисто мужская работа.
В это время в здании школы открылись курсы медсестер ( а сама школа была переведена в здание нынешней мэрии). В здании самой школы был размещен эвакогоспиталь.
Позднее моя семья была эвакуирована. Немцы собирались взять Сясьстрой. Они принимали в двадцатых годах участие в строительстве комбината и теперь желали его военизировать. Положение было критическим, поэтому основная часть оборудования комбината и населения поселка были эвакуированы.
Мы были эвакуированы в Кировскую область – Киров-Чепец. Горком комсомола отправил меня работать завклубом. Сам клуб находился в бывшей церкви. Отношение к эвакуированным со стороны местного населения было крайне негативным. Даже было придумано прозвище для нас, крайне обидное – «выковоренные». Позднее из райкома комсомола пришел приказ о прохождении курсов Противовоздушной химической обороны (ПВХО). После окончания курсов, направили в город Горький, где должно было пройти распределение. Но там были получены сведения о том, что химической войны не будет и всех нас отправляют на защиту Москвы.
По прибытии в Москву, естественно, прошла через карантин. После распределения попала в прожекторную роту. Через месяц наш отряд принимал присягу. Я очень хорошо помню этот день и слова клятвы, которая заканчивалась так: «…в случае измены, пусть тебя покарает смерть!».
Прожекторные роты, в одну из которых я была зачислена, были небольшие, по 6-7 человек. В нашу задачу входило следующее: ловить прожекторами немецкие самолеты и, ослепляя светом летчика, заставлять его улетать. По возможности нужно было также направлять его на защитную батарею, где самолеты уничтожались.
В конце 1942 года были созданы станции орудийной наводки (СОН), оснащенные английским оборудованием, современнейшим по тому времени. Там я впервые увидела телевизор, на экране которого высвечивались самолеты, над уничтожением которых мы работали. Данное оборудование было засекреченным. Все наше военное формирование носило название Первой Особой московской армии».
Об этих секретных частях в декабре 1998 года по телевидение была передача, в которой рассказывалось о новейшей технике, использованной там. Кстати, говорили, что это было по сути, рождение телевидения. Но об этом мало кто знает из-за соблюдения строгой секретности в те годы. Сама Клавдия Николаевна рассказывала о том, как много лет спустя после войны, ей нужно было восстанавливать некоторые военные документы и, она столкнулась с неимоверными трудностями именно из-за строгой секретности части, где она проходила службу. Далее она вспоминает:
«Условия службы в годы войны были крайне тяжелыми. Постоянно находились под обстрелами немецких самолетов и каждый день мог быть последним. Бытовые условия были обычными для фронтовой зоны. Два года прожили мы в землянках со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В армии был закон: каждый должен был уметь делать все. Поэтому у меня было несколько специальностей: секундометрист, оператор, телефонист. Сами установки мы обслуживали полностью. Дважды в год их красили, зимой и летом, придавая нужную окраску для маскировки.
Здесь же в армии была принята в ряды КПСС. Годы службы не прошли бесследно. В 1944 году я была демобилизована по состоянию здоровья. Началось тяжелое нервное заболевание, отголоски которого чувствую и по сей день».
Клавдия Николаевна сохраняла с тех далеких времен красноармейскую книжку, в которую записывались все сведения о прохождении военной службы. В графе «призыв» значится дата – 9 апреля 1942 года. В 1946 она награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Позднее ей был вручен орден Отечественной войны II степени. У нее большое количество памятных и юбилейных медалей.
« После демобилизации в 1944 году приехала в Сясьстрой, где прожила до 1947 года. Очень много болела. Подлечившись решила уехать в Новосибирскую область, где год проработала в школе, а потом 15 лет в различных детских домах. Два года проработала в Волосово, руководя детским домом, в котором были собраны крайне трудные дети. По сути это была полуколония.
В 1962 году вернулась в Сясьстрой ,где и живу по сегодняшний день. Устроилась на работу в школу. Принимал меня Корочкин М.П. Коллектив школы был крепким, сплоченным, что конечно, было заслугой директора.
Дисциплина в школе была на высоком уровне. Старшеклассники дежурили по школе, наводили порядок.
Активно ученики готовились к праздникам. Регулярно выпускались газеты. По знаменательным датам ребята готовили газету для учительской. Работал в школе Ленинский зал, где велась активная воспитательная работа.
В летние каникулы со старшеклассниками ездили в Пашу на сельхозработы. Была руководителем трудового лагеря. Отвечала за досуг и питание детей.
Между классами во время учебы велись соревнования. Правофланговые награждались по - разному, часто ребята совершали поездки на пароходе в Новгород. Кстати, пирс находился у школы №2.
Конечно, наряду со всеми положительными явлениями в жизни школы были и отрицательные. Вот вспоминается такой случай. Как-то в школу приехал видный ученый, профессор Верещагин, занимавшийся проблемами образовательного процесса. Конечно, это было событие. Школа тогда располагалась в двухэтажном здании, там, где сейчас находится Спортивная школа. Это было голодное и холодное послевоенное время. В школе было невероятно холодно. Ребята в классах находились в верхней одежде. Шел урок естествознания. Тема «Внутренние органы человека». Необходимые наглядные пособия были. Урок идет традиционно, обычно. Вызываю ученика сильного, затем послабее. Одним из лучших учеников в классе был мальчик Филипп Острейко. Гость, чувствуя уровень ответа ребенка, просит показать на себе, где располагаются те или иные органы. Только мое горячее убеждение остановило профессора в просьбе раздеться ребенку на таком холоде».*
За высокие достижения в педагогическом труде Клавдия Николаевна была награждена званием Отличник народного образования. Практически всю свою жизнь являлась активной участницей общественной жизни поселка. А затем города. В 1987 году она была удостоена звания «Почетный житель поселка Сясьстрой». С 31 августа 1995 года Клавдия Николаевна является Почетным жителем города Сясьстрой. За участие в Великой Отечественной войне награждена медалью «За победу над Германией». В 1996 году мэр города в торжественной обстановке вручил Клавдии Николаевне медаль Жукова.
2.4. НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ ЕРОХИН
Очень интересные экспонаты нашего музея посвящены жизни Николая Ильича Ерохина. Музей Истории и развития Сясьского ЦБК передал в школу автобиографию, написанную рукой Николая Ильича , а также характеристику на этого педагога, которая была написана руководителями школы. Сохранился также фрагмент письма. Полученного Ерохиным от Константина Симонова. Из которого следует, что Николай Ильич писал литературные произведения и знакомил с ними знаменитого писателя.
Автобиография. «Родился я 15 августа 1920 года в деревне Туличево Брянской области в семье крестьянина – середняка.
После окончания средней школы в 1939г. я добровольно ушёл в армию. Учился в Ташкентском военном училище В. И. Ленина. В звании лейтенанта, командуя взводом 120 мм миномётов, встретил Отечественную войну 1941-1945году. С первого дня войны и до 9 мая 1945 года воевал в составе войск I Белорусского, I Украинского, 2 Прибалтийского фронтов. Имею ранения. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.
Был преподавателем минометного дела в Польской армии дивизии имени Костюшко, одновременно воевал в составе Войско Польского. Награждён польским орденом «Кшиж Валечных 2 – 1944 год и тремя медалями.
После демобилизации (май 1948 года) заочно окончил Новозыбковский учительский институт русского языка и литературы им. А.И.Герцена ( факультет истории). 1979 год.
« ХАРАКТЕРИСТИКА НА ЕРОХИНА НИКОЛАЯ ИЛЬИЧА –учителя истории Сясьстройской вечерней школы -1920 года рождения (15 августа), русского, беспартийного, образование – высшее.
Ерохин Николай Ильич работает учителем истории в Сясьстройской вечерней школе с 1952 года, показал себя трудолюбивым, систематически повышающим свои педагогические и идейно-политические знания. Много лет ведет кружок политзанятий среди учителей и работников школы. Вдумчиво готовится к проведению уроков истории и обществознания.
Более 20 лет Ерохин Н.И. ведет краеведческую работу в школе и проводит военно-патриотические мероприятия среди молодежи. Делится опытом работы с молодыми специалистами. Имеет активную и тесную связь с цехами Сясьского ЦБК, читает лекции среди рабочих, помогает в выпуске цеховых стенгазет, большую работу проводит по вовлечению учащихся в вечернюю школу…
Администрация, профсоюзная организация Сясьстройской вечерней школы рекомендуют т.Ерохина Н.И. для поездки в Народную республику Польшу сроком на 10 дней ( с 24 сентября по 4 октября 1979 года ) как победителя в конкурсе польского радио «Говорит Варшава».
Характеристика обсуждена на профсоюзном собрании работников Сясьстройской вечерней школы ( протокол №4 от 15 июня 1979 года).
Характеристика утверждена на партийном собрании исполкома Сясьстройского поселкового Совета ( протокол №7 от 27 1979 года).
Директор школы П.Яшков
Волховский Горком КПСС рекомендует т.Ерохина Н.И. для поездки в Польскую Народную Республку сроком на 10 дней (с 24 сентября по 4 октября 1979 года) как победителя в конкурсе польского радио «Говорит Варшава».
Секретарь Волховского Горкома КПСС А.П.Кузьмин»*
Наверно, такие документы дают основание говорить об этом человеке как специалисте высокого уровня, любящем свое дело, постоянно повышающем свой кругозор, разносторонней личности. И, наверно , это тема для отдельного исследования
------------------------------------------------------------------------------
* По материалам музея Истории и развития СЦБК, переданным в школьный историко-краеведческий музей
2.5.ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ
2.5.1.ЛИЛИЯ ФИЛИППОВНА ЗАЙКОВА
Война – это всегда страшно…. Но как тяжело найти слова, чтобы описать страдания малолетних детей, выпавшее на их военное детство. Зайкова Лилия Филипповна – очень уважаемый в нашем городе человек. Высокообразованная¸ интеллигентная, активная в своей жизненной позиции – именно такой ее знают многие сясьстройцы. Она принадлежит к поколению тех людей, детство которых опалено войной. Вот ее воспоминания.
«Семья Васильевых жила в Смоленске. Мама – Александра Сергеевна ( 1901 года рождения), работала в Смоленске в прислугах. Отец Филипп Анисимович (1908 года рождения), был в 1941 году мобилизован на фронт. В 1942 году пришло извещение, что пропал без вести. Как позже выяснилось, погиб под Москвой 21 декабря 1941 года. Место захоронения было неизвестно. В семье Васильевых было двое детей. Известие о начале Великой Отечественной войны застало нас в Смоленске. Уже через 2 недели после начала войны обстановка становилась все более тревожной. Было принято решение об эвакуации мирного населения города. Наша семья эвакуировалась из Смоленска 7 июля 1941 года. Вечером 16 июля Смоленск был в руках немцев.
Из Смоленска на поезде поехали на восток. Маме было 39 лет, брат 7 , а мне 4. За спиной у мамы рюкзак с вещами и едой, на груди сумка с сумками и документами. В пути поезд разбомбили немецкие истребители, снаряд попал в середину состава, вагоны пошли под откос и только 3 вагона остались на рельсах. К счастью, и наш тоже. Вокруг паника, взрывы и выстрелы. Люди обезумели от страха, выпрыгивали из вагонов и спасались в лесу. Нужно было куда-то идти, мама решила добираться до бабушки. Для этого нужно было дойти до шоссе. Шли мучительно долго.
Вспоминаю слова своего брата: «Мама, давай будем лучше гореть, я не могу больше идти». Вышли на Варшавское шоссе. Остановилась полуторка, которая шла на Москву, мама посадила детей в кузов, сама стала помогать загрузиться еврейской семье, у которой помимо вещей была еще и коза. Когда коза была благополучно погружена в кузов полуторки, машина тронулась, а мама осталась. Мы с братом плакали. Мама бежала следом, но машина не останавливалась. Мама рассказывала: «Я бежала по шоссе и молилась, чтобы у машины лопнуло колесо. По пути расспрашивала всех людей, видел ли кто машину с козой. Это был единственный ориентир, но достаточно заметный. Люди обращали на него внимание. На мое счастье у машины, действительно, лопнуло колесо. Так мне удалось вас догнать».
Преодолев все трудности пути, мы наконец то добрались до бабушки. Она жила в деревне Ерши Спас-Деменского района тогда Смоленской, а сейчас Калужской области. Дом бабушки был полон народа. Там уже были все мамины сестры. У всех женщин были дети. Было очень тесно, и все же мама вздохнула с облегчением. Но наше спокойствие длилось недолго. 20 сентября 1941 года деревню Ерши оккупировали немцы. Почти сразу фашисты заняли бабушки дом. Но дети жили в доме. Хорошо помню, как мы сидели на русской печке, а немцы отдают нам банки из-под тушенки, которые мы облизываем. Однажды наша доверчивость закончилась сильнейшим отравлением. В консервных банках вместо остатков тушенки оказалось мыло. У меня остались еще два ярких воспоминания о деревне Ерши во время оккупации. В соседнем дворе на яблоне был повешен мальчик за то, что украл и немцев шоколадку и пачку сигарет. Был случай, которой чуть не закончился трагически для нашей семьи. Немцы у соседей стали уводить корову. Мама пыталась заступиться, объясняя на ломанном немецком языке, что в этой семье шестеро детей и корову уводить нельзя, На нее были направлены дула автоматов, но немцы не выстрелили. Мы не могли знать, что очень скоро на долю нашей семьи выпадут новые тяжкие испытания.
В ноябре 1941 года все здоровое население деревни решено было отправить в Германию. Дорога была ужасная. На лошадях нас привезли на станцию, потом погрузили в товарные вагоны, но везли нас не очень долго. Вся моя семья попала в город Рославль – фильтрационный лагерь №130».*
Приведем информацию о Рославле и «Дулаге №130», куда попала семья Васильевых. В годы Великой Отечественной войны на долю рославльчан выпали суровые испытания. 3 августа 1941 года немецко-фашистские оккупировали Рославль и 784 дня хозяйничали в нем. За это время были разрушены все промышленные предприятия. Сожжено две трети жилых домой. Особенно пострадали центральные улицы города и привокзальный районы. Население сократилось с 41480 до 7400 человек. При оккупационных властях Рославль стал центром округа с 10 административными районами. Возглавлялся округ военно-полевой комендатурой первого разряда, а в районах действовали комендатуры второго разряда. На предприятиях, в местах расквартирования войск создавались местные комендатуры. При полевых комендатурах было организовано местное самоуправление из гражданских лиц. В городах на немецкий лад назначались бургомистры. В Рославле – сын архитектора города Аристов Николай Александрович. Сельские советы переименовывались в волости. Для руководства ими назначались старшины, а в деревнях и поселках – старосты. Весь период оккупации в Рославле свирепствовал военно- политический террор. Первые жертвы фашизма – евреи и военнопленные. Как только пленных выстраивали в пункте сбора, раздавалась команда : «Комиссары, коммунисты, евреи – шаг вперед». Вышедших тут же расстреливали. В Рославле еврейское гетто устроили в районе Краснофлотских переулков. В ноябре 1941 года свыше 600 евреев, в том числе женщины и дети, были расстреляны в Бухтеевом рву, возле еврейского кладбища. Массовые расстрелы проходили в нескольких места.
Рославльский лагерь для военнопленных Дулаг №130 , известный как пересыльный, был создан в августе 1941 года на юго-западной окраине города. До войны здесь располагалась школа младших командиров пограничных войск НКВД. Для школы было построено два больших двухэтажных здания из серого кирпича. Вокруг кирпичных зданий стояли деревянные постройки, где находились различные склады.
______________________________________________________________________
*По материалам школьного историко-краеведческого музея, реферат «Мы не из детства, из войны», Сафронова Юлия, Сясьстрой, 2012год
Всю территорию бывшей школы вместе с постройками немцы отвели под концентрационный лагерь для военнопленных. Кроме того, сюда же они включили несколько жилых домов, расположенных вдоль шоссе на окраине города. Территория лагеря была обнесена двумя рядами изгороди из колючей проволоки. Начальник лагеря майор Мартинсон. Начальник лагерной полиции П.П.Макаров. В каждом лагерном здании размещалось по 1800-2000 человек. В 1941 года в лагере насчитывалось примерно 15000. 1
В самом лагере два раза в день выдавали по пол-литра баланды ( одна, две ложки ржаной муки с отрубями, разболтанные в литре воды) и один в 4-5 дней по 150- 200 граммов хлеба на человека. Раздача пищи организована самым издевательским образом. На несколько тысяч людей, сред которых большинство невоенных, а граждане, схваченные в городе, в деревне и на дорогах и водворенные лагерь для того, чтобы довести до нужных размеров количество «пленных» имеется всего три раздаточные. Колонны за пищей выстраиваются за час-полтора до начала раздачи. Сама раздача пищи продолжается в среднем 4 часа. Следовательно, в день надо затратить 10-11 часов для получения одной-двух ложек муки и в среднем 4 граммов хлеба. Все эти 11 часов приходится стоять ( сидеть запрещено) под открытым небом в любую погоду по икры в грязи осенью и в снегу зимой. Ясно, что подобный рацион при описанной системе его выдачи рассчитан на то, чтобы ускорить умирание организма.
Узники находились в невыносимых условиях В самом лагере в Рославле было несколько бараков. Большинство их них было земляночного типа с земляными полами, расположенными ниже уровня земли. Надземные и подземные воды заливали эти бараки и в октябре 1941 года полы в них представляли грязное месиво , в котором ноги вязки до щиколотки. Никаких нар, досок или соломы нет и пленные, вынуждены ложиться прямо в грязь. Зимой пол представлял собой ледяную поверхность, покрытую навеянным и нанесенным снегом. Ветер свободно гуляет по эти баракам, так как крыши располагаются на столбах и не доходят до земли.
Два барака с каменными полами брались с боя. Каждый день там было несколько задавленных, люди напихивалось туда, как сельдей в бочке. Живая стена пленных качалась из стороны в сторону. Ослабевшие сердца многих товарищей не выдерживали. Спрессованные в безжизненные трупы качались как живые, в массе живых и утром падали на пол, не поддерживаемые более телами своих живых, пока еще, товарищей.
Ни один из бараков не отапливался. Костры разводить запрещалось, да и не из чего было. В октябре все пленные без исключения были до нитки мокрые. Просушиться было негде. Ветер пронизывал до костей. Зимой люди замерзали десятками ежедневно. Это была мучительная казнь пленных. Не представляло никаких трудностей отеплить и отопить бараки. Сотни и тысячи крестьян готовы были привезти дрова, фашистские изверги не делали этого сознательно.*
________________________________________________________________
*Е.А.Шевченко// «Дулаг130»
Из воспоминаний Л.Ф.Зайковой. «В этом лагере мы находились 1 год и 1 месяц. Хорошо помню , что двоюродного брата Толю, которому было 10 лет, часто уводили сдавать кровь для немецких солдат. В памяти так и остались его слова: «У меня немцы скоро всю кровь заберут». Брата Леню парализовало, а я болела туберкулезом. Помню, что мы, дети, всегда находились одни потому, что взрослые работали на немцев: на земляных работах, стирая на немецких солдат. Я плохо помню все кошмары того времени. Следующим пересыльным лагерем был лагерь под городом Орша».
Численность населения города Орша перед Второй мировой войной составляла 37 тыс. человек. В годы Великой Отечественной войны 16 июля 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. В Орше было создано несколько лагерей. 19 тысяч жителей убито. Город был освобожден 27 июня 1944 года войсками 3-го Белорусского фронта в ходе Витебско-Оршанской операции.*
О пребывании в Орше у Лилии Филипповны Зайковой остались смутные воспоминания, которые дают основания считать, что лагерь назывался Дулаг 127. Это был сентябрь 1943 года. «Мы жили в лагере около года, взрослые много работали, потом в лагере маме немецкий стоматолог вылечил зубы, взрослые понимали, что нас скоро отправят в Германию для работы. Но наша семья избежала этой участи. С начала 1944 года началось наступление Красной армии. Трудовые лагеря на передовой линии были частично брошены отступающими гитлеровцами летом 1944 года. Люди спасались из них, кто как мог. Другая часть трудовых легерей была эвакуирована гитлеровцами вглубь Белоруссии, что продлило мучения узников и увеличило количество жертв. Но в июне 1944 года началось наступление Красной Армии на Оршу. Город освободили, и отступающие спешно немцы оставили лагерь и пленные разбежались.
После освобождения в 1944 году семья не могла сразу возвратиться в Смоленск: мама и я с братом , были ослаблены. Шли военные действия. Поэтому мама была вынуждена пойти батрачить к зажиточному крестьянину в Белоруссии, неподалеку от Орши, где ы пробыли 3 месяца. Мама заработала полмешка пшеницы на дорогу и у нас появилась возможность вернуться к бабушке. Когда мы оказались в деревне Ерши был октябрь 1944 года. Оставаться долго у бабушки мы не могли, потому что было голодно, да и в доме бабушки проживало много родственников.
Мама нашла работу в трех километрах от деревни на торфопредприятии . Чипляевское торфопредприятие находилось в поселке Чипляево, имело два участка – Пустовский ( севернее желедной дороги широкой колеи) и Игнатовский ( южнее железной дороги широкой колеи). На каждом участке находились невзаимосвязанные узкоколейные железные дороги. Для рабочих в поле стоял барак, но и в нем нам не нашлось места, жили мы в землянке.
__________________________________________________
Мама переносила в корзинах торф вручную, под 29-50 килограммов каждая корзина, а мы с братом пошли в первый класс: брату было 10 лет, а мне исполнилось 8 лет. В классе было 40 человек, от 8 до 15 лет. Помню, как чернила делали из свеклы, черники, писали на оборотной стороне географических карт и на полях газет. Школьная сумка была сшита мамой из немецкой шинели. Помню, что постоянно хотелось есть, от слабости мы не могли рано вставать и приходить в школу вовремя и если маме удавалось раздобыть еды, она приносила ее нам в школу. Многие ребята и я болели малярией. Во время болезни нас постоянно лихорадило, от смерти спасла помощь союзников-американцев, которые снабжали нас одеждой, рыбьим жиром, едой и медикаментами. Вместе с братом мы закончили семь классов. Учиться очень хотелось».
Лилия Филипповна окончила школу в 1951 году. Так как училась она хорошо, то поехала поступать в педагогический техникум в город Киров. Ее не приняли в техникум, потому что в автобиографии она указала свое нахождение на оккупированной территории и в фашистских концлагерях.
« После войны нам все время давали понять: мы под подозрением. Бывшие узники были в положении «изгоев», нас считали как бы «не советскими людьми». Даже простые люди нередко считали нас «вторы сортом». Нам нередко говорили: «Вы же сдались! Надо было застрелиться, чтобы не попасть в плен!»
В 1952 году при поступлении в сельскохозяйственный техникум, который она закончила с красным дипломом, в анкете не стала указывать сведения о пребывании на оккупированной территории и лагере. После окончания техникума была отправлена в Ленинградский сельскохозяйственный институт. Во время учебы на втором курсе ездила на целину, на уборку урожая. В 1961 году окончила институт на 4 и 5. Получила диплом ученого-агронома. По направлению приехала работать в совхоз «Пашский» Ленинградской области. В 1962 году поступила на заочное отделение ЛГПУ им.Герцена на естественный факультет, куда приняли сразу на 4 курс. В 1966 закончила ЛГПУ. Учеба затянулась с рождением единственного сына. Пришлось брать академический отпуск.
С 1964 года Лилия Филипповна преподаватель в Сясьстройской средней школе №1. 41 год жизни она посвятила обучению и воспитанию сотен советских школьников. Ее благодарные ученики живут по всему бывшему советскому Союзу. Именно по инициативе ее учеников Лилии Филипповне присвоено звание Сороссовского учителя.
Лилия Филипповна является активным участником организации «Малолетние узники фашистских концлагерей». Сегодня в Сясьстрое проживает 33 человека, состоящих в этой организации. У каждого из них своя судьба, своя память о войне. У всех у них – убитое войной детство. Они общаются друг с другом, но непременно собираются 11 апреля в Международный день освобождения узников фашистских лагерей.
«Мы родом не из детства, а из войны» - так говорят о себе бывшие малолетние узники фашистских застенков.11 апреля 1945 года, получили свободу восставшие заключенные Бухенвальда. С тех этот день стал общим для всех переживших ужасы нацистского плена. «Детям войны», которых в Санкт-Петербурге более 20 тысяч был посвящен Фестиваль искусств, открывшийся в городе Волхов. Знаменательные даты Второй мировой войны бывшие узники отмечают также на месте одного из концлагерей в поселке Вырица, где содержались дети-доноры. На оккупированной территории в годы войны находилось 37 лагерей для детей, где гитлеровцы чинили страшные преступления. Тысячи человек были угнаны в Европу, большинство не дожили до освобождения. Им посвящается церемония возложения венков к памятнику «Дети Ленинградской земли», и на других мемориалах.
В настоящее время в Ленинградской области проживает более 14 тысяч бывших узников концлагерей. Сясьстрой тоже отмечает 11 апреля. Обычно этот праздник проходит в зале заседаний мэрии Города Сясьстрой.
11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Как день памяти жертв этот день установлен по инициативе ООН в память об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о приближении Советской армии. В этот мы обязаны помнить об одной из малоизвестных трагедий Великой Отечественной войны – трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Тогда , в 1941 году в нарушение положения Гаагской конвенции 1907 года об отношении воюющих сторон к детям, их жизнь, здоровье, труд использовались в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».
Всего же в концлагерях погибло около 5 миллионов советских граждан. Международный трибунал в Нюрнберге признал в 1946 году, что в заключение в неволе мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано , как преступление против человечества. Непосильный груз, жуткие условия содержания, побои, издевательство самым негативным образом сказались на здоровье, продолжительности жизни, психоэмоциональной сфере жертв нацизма.
Узников – граждан СССР дома ждали новые тяжкие испытания – многие из них прошли через фильтрационные лагеря НКВДЮ тоталитарный сталинский режим безосновательно объявил их предателями, пособниками врага, которые недостойны внимания народа, доверия общества. Они не имели права поступать в специальные и высшие учебные заведения, военные училища. Менее 2 процентов малолетних узников получили дипломы о высшем образовании. Они были лишены социальной защиты со стороны государства в отличии от их собратьев по несчастью практически но во всех странах, боровшихся с фашизмом. В 1991 году создан Российский Союз бывших, малолетних узников фашистских концлагерей, в 1992 на Конференции в Днепропетровске был создан Международный Союз бывших малолетних узников фашизма, который объединяет в своих рядах около 550 тысяч страдальцев гитлеровской неволи. В регионах созданы и функционирую более 250 структур МСБМУ.
В настоящее время в Ленинградской области проживает более 14 тысяч бывших узников концлагерей. Сясьстрой тоже отмечает 11 апреля. Обычно этот праздник проходит в зале заседаний мэрии Города Сясьстрой. И одной из самых активных участниц всех мероприятий является Зайкова Лилия Филипповна.
2.5.2. НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ НАБОКОВ
Когда началась война, Николай Сергеевич и его родители жили на даче, под Ленинградом. Именно с той стороны немцы прорывались к Москве. Мама Николая Сергеевича, Мария Андреевна, хотела перебраться к своим родителям, на озеро Селигер, село Новгородской области, но их поймали немцы. Таких людей было много. Когда русские прорвали фронт, немцы всех захваченных людей собрали в одну колонну, а сами смешались с толпой и, таким образом отступали.
Людей перевозили из города в город. Так Николай Сергеевич оказался на юге Германии, не далеко от австрийской границы. Здесь находился лагерь для семейных. Пленные жили в бараке, но лагерь не был обнесён колючей проволокой. Людей здесь не пытали, не жгли и не убивали. Рядом с лагерем находилась железная дорога, где работали пленные. Рабочий день начинался с 5-6 часов утра. На место работы людей отвозил поезд. После нескольких часов работы их отвозили обратно на обед. Обед состоял из супа и картошки. Главным продуктом питания была капуста-кольраби. Помимо работы, дети ходили в магазин за хлебом. Хлеб был похож на батон, только он был серого цвета. Из лагеря запрещалось уходить, но ребятишки все же убегали. Они попрошайничали, воровали фрукты в садах.
Родители работали шесть дней в неделю и ежемесячно получали зарплату. Но на эти деньги ничего нельзя было купить, так как была установлена карточная система. Мама и бабушка Николая Сергеевича были рабочими, а бабушка еще работала переводчицей. Пленные люди иногда общались с местным населением. Но больше всего с русскими детьми контактировали немецкие дети.
Когда французы прорвали фронт, немцы перестали кормить пленных. Целую неделю они голодали, но вскоре французы обеспечили питание в лагере. Перед отъездом русских на родину многие немецкие жители пришли проститься со своими «соседями», некоторые даже плакали. В Россию узники были доставлены американцами. По дороге домой поезд остановился недалеко от города Львова, где Николай Сергеевич чуть не погиб. В остановившийся поезд вошел неизвестный человек и, как показалось Николаю Сергеевичу, наставил на него пистолет. Но, выстрелив два раза в воздух, вышел из вагона. На память об этих страшных днях у Николая Сергеевича осталась жестяная тарелка и кружка, из которой он до сих пор пьет чай.
После войны, получи в среднее образование, Николай Сергеевич поступает в Педагогический институт . После окончания института в 1960 году он поступил учителем географии в Сясьстройскую среднюю школу. В течение 38 лет, влюблённый в свой предмет, учитель стремится передать это и своим питомцам. Николай Сергеевич много читает, любит собирать марки. Он вел в школе филателистический кружок, шахматную секцию, семь лет являлся организатором по внеклассной школьной работе. Несколько лет был руководителем Летнего трудового лагеря. Принимал участие в районных и областных туристических слетах. Очень долгое время руководил туристической работой в школе. С ребятами побывали в Пушкинских местах Псковской области, на озере Селигер, по местам Волховского района. За долголетний добросовестный труд награжден медалью «Ветеран труда», Почетными грамотами ОБЛОНО, РУНО, школы.
Итак, сохранить память об этих людях, рассказать о них сегодняшним школьникам – вот та благородная цель, которая должны быть достигнута в результате данного исследования. Я считаю, что сделана попытка обобщить материал школьного и городских музеев об учителях, прошедших войну. Эта тема огромна и будет требовать доработки еще долгое время.
Почти семьдесят лет лет прошло с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. И все эти годы мы живем под мирным небом. За мирное небо над землей, за счастье трудиться, учиться и жить, мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых наши дорогие учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь нам, нашей школе. Это люди, у которых самая мирная на свете профессия, несущая людям свет, радость, счастье.
Учитель- мирный человек, но в сорок первом каждым нервом
он защищал двадцатый век,чтоб жили школы в двадцать первом …»
За все эти годы не было ни одного дня, чтобы где - нибудь не убивали людей. Каждую минуту на нашей земле от пуль и голода погибают люди, плачет ребенок, чья- то мать проклинает убийцу. Вот почему мы вновь и вновь вспоминаем об этом. Вот почему бередим старые раны. Мы должны сохранить такой хрупкий мир, ведь он достался нам слишком дорогой ценой.
Завещано беречь нам этот мир, такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил, за будущее мира мы в ответе.
В ХХI веке, перешагнув порог третьего тысячелетия, хочется пожелать в будущем жить без воин.
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней хранят, об этой муке
И дети нынешних детей, наших внуков внуки.
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.a-z.ru/women_cd3/20/9/i81_900.htm ;
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ КОРОЧКИН – УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
За участие в Великой Отечественной войне и проявленный героизм М.П. Корочкин был награжден орденами «Красной звезды», «Красного знамени», «Отечественной войны I степени», медалями за боевые заслуги, за взятие Будапешта, за победу над фашистской Германией.
21 марта 1981 года за добросовестный педагогический труд было присвоено звание «Отличник народного образования РСФСР и СССР», медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». В связи с юбилейными датами он награжден большим количеством медалей.
ПЕТРОВА КЛАВДИЯ НИКОЛАЕВНА – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА СЯСЬСТРОЙ, ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В БИТВЕ ЗА МОСКВУ , награждена медалью «За победу над Германией», Орденом Отечественной войны II степени
ЗАЙКОВА ЛИЛИЯ ФИЛЛИПОВНА – УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
ЧЛЕН ОРГАНИЗАЦИИ «МАЛОЛЕТНИЕ УЗНИКИ КОНЦЛАГЕРЕЙ»
Весенняя гроза
Карты планет и спутников Солнечной системы
Сказка "12 месяцев". История и современность
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуем лошадь акварелью