Исследовательская работа по истории ученика 9 класса МОУ Туровской ООШ посвящена Первой мировой войне. Исследование показывает, как эта война повлияла на поэзию "серебрянного века", живопись и музыку начала 20 века. В работе освещены поэтические произведения Н. Гумилёва, З. Гиппиус, А. Штрамма, В. Маяковского. Дан краткий анализ работ художников, посвящённых Первой мировой войне. показана роль солдатской песни.
Вложение | Размер |
---|---|
Отражение Первой мировой войны в произведениях современников. | 251.72 КБ |
МОУ Туровская ООШ
Историко-обществоведческая конференция
«Первая мировая война в истории России. Есть память, которой не будет забвенья».
Ученическое исследование
«Отражение Первой мировой войны в произведениях искусства современников».
Автор:
Перевесинский Сергей Павлович
ученик 9 класса.
Руководитель:
Щербинкина Наталья Анатольевна
учитель истории и обществознания.
2015 г.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Поэзия Первой мировой войны – «белое пятно» в истории русской литературы……………………………………………………………………….6
Глава 2. Живопись «Второй Отечественной»…………………………………11
Глава 3. Солдатская песня………………………………………………………16
Заключение ………………………………………………………………………17
Список литературы и источников………………………………………………18
Введение.
Первая мировая война является одним из ключевых событий мировой истории. Она определила развитие всего последующего времени. За четыре года произошли глобальные изменения во всех сферах жизни общества. Мир изменился и в политическом отношении, и в социальном, изменились стиль и качество жизни. Всё это воздействовав на человеческое восприятие жизни, заставляли по-новому смотреть на мир. Это была первая война, в которой воевали не профессионалы, а люди, призванные в армию, "солдатская мacca", то есть те люди, которые еще вчера были рабочими, крестьянами, мещанами такого не было раньше. Это причина психологических сдвигов в мироощущении. Не оставила война в стороне и духовную сферу. Изменилось отношение к ценности человеческой жизни. Человек, солдат превратился в «пушечное мясо». Именно в эту войну появился этот термин. Поэзия, проза, живопись, музыка, кинематограф – всё «кричало» о войне, о героизме и страданиях, о предательстве и самопожертвовании. Неприкрытое, «грязное» лицо смерти мы видим и в поэзии, и в живописи современников тех событий.
Но в советской историографии по идеологическим причинам этой войне уделялось мало внимания, а искусству этого времени и того меньше. Без должного внимания до сих пор остаются творения художников, композиторов, литераторов и поэтов о войне, забытыми оказались работы отечественных философов, социально-этическая мысль периода Первой мировой войны. Не исследована содержательная сторона культуры военного времени, ее гуманизирующие начала, значение и ценность которых не получили общественного признания. Мало осмыслена роль творческой интеллигенции в формировании убеждений, идей и идеологий, воздействовавших на восприятие войны и отношение к послевоенному миру. Период Первой мировой войны - время интенсивного интереса к народному искусству, к исконно русскому, национальному, что обусловило внимание к тем, на чьи плечи легли основные тяготы войны.
Цель:
исследовать, как отражена Первая мировая война в произведениях искусства современников, и доказать, что произведения о Первой мировой войне являются необходимой составляющей исторической памяти народа.
Задачи:
Тема исследования затрагивает широчайшие пласты русской и мировой культуры. Глубоко изучить их все в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому освещены будут лишь некоторые эпизоды. Из произведений литературы будут изучены лишь поэтические произведения поэтов, преимущественно участников военных действий на фронтах войны.
В живописи будут рассмотрены баталистические произведения и зарисовки участников войны. Из музыкальных произведений будут освещены только солдатские песни, которые позволяют понять взгляды народных масс на эту войну и на своё место в ней.
Гипотеза:
События Первой мировой оказали глубочайшее воздействия на русскую культуру. Она вызвала творческий всплеск не только среди интеллигенции, но и среди широчайших народных слоёв. В то же время, след Первой мировой войны в русском искусстве крайне плохо изучен и оценен.
Методы исследования:
Знакомство с произведениями поэтов «Серебряного века», изучение литературоведческих трудов. Изучение живописи времён войны, знакомство с солдатской песней, оценка этих культурных явлений с точки зрения гуманизма.
Глава 1. Поэзия Первой мировой войны – «белое пятно» в истории русской литературы.
Поэзия и проза военных лет по идеологическим причинам долгое время оставались «белым пятном» в истории русской литературы. Да и сейчас интерес к этой теме только проснулся и развёрнутых искусствоведческих работ по изучению поэзии этого периода ещё не появилось. Почти весь двадцатый век военную лирику, например, сопровождали такие определения как «ура-барабанная», «милитаристская», «казенно-патриотическая», а то и «пропитанная националистическим или шовинистическим угаром».
Но современный анализ произведений поэтов «серебряного века» говорит о глубочайших душевных переживаниях, метаниях, сомнениях, которые испытывали эти художники слова. Отечественная поэзия и проза 1914-1918 гг. отразила общественное, настроение на протяжении различных этапов войны, меняющееся и неизменное в сознании воюющего народа, запечатлела «нерв времени». Литература как часть культуры военного времени тем самым способствовала сохранению духовной памяти о войне, фиксации ее в национальном самосознании
Свой взгляд на войну нам оставили А. Ахматова, А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус, Н. Гумилёв, С. Городецкий, Дон-Аминадо, Г. Иванов, М. Кузмин, С. Маковский, Н. Минский, Ф. Сологуб, И. Северянин, Н. Тэффи, Т. Щепкина-Куперник. Все они вошли в сборник, вышедший в 1918 году. Обращают на себя внимание разделы сборника: «Славянство», «Война», «Родина», «Мать», «Сестра милосердия», «Галицкая Русь», «Польша», «Бельгия», «Англия», «Франция», «Казаки», «Герои». Как видим, главнейшими темами стали понятия: родина, мать, милосердие. Сквозной стала тема сострадания: к сыновьям и братьям на полях сражения, к раненым и пленным, странам-сестрам, попавшим в беду или находившимся под угрозой оккупации. [№ 2]
Особенно интересными мне показались судьба и стихи Николая Гумилёва. Гвардеец, доброволец, улан, гусар, разведчик, награжден Георгиевскими крестами IV и III степени. Для многих читателей Гумилёв остался в памяти таким, каким он изображен на знаменитой семейной фотографии 1915 г.: военная форма, Георгиевский крест (тогда еще — один), левая рука на эфесе сабли. Уже в первый месяц войны Гумилёв вступил добровольцем («охотником») в действующую армию и был направлен вместе с другими «охотниками» на обучение кавалерийской службе в Новгород.
Стихи Гумилева не только отличны патриотизмом и яркостью образов, но и отражают реалии военной жизни. Так, например, в «Наступлении» упоминается и немецкое превосходство в артиллерии, и тяжесть военных будней, и перебои с питанием.
Наступление
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
Гумилёв описывает картину поля боя, поражающую необычным и удивительно точным метафорическим рядом.
Война
М. М. Чичагову
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Еще современников Гумилёва поражало его описание тех обликов, которые принимает смерть на поле боя:
Священные плывут и тают ночи...
Она везде — и в зареве пожара,
И в темноте, нежданна и близка,
То на коне венгерского гусара,
А то с ружьем тирольского стрелка.
С течением времени у поэтов «серебряного века» меняется взгляд на войну. Всё меньше подъёма, всё больше отчаяния, боли.
Зинаида Гиппиус. (Февраль 1918 г.)
Так есть.
Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю.
Иной взгляд на войну у поэта революционера Владимира Маяковского. Он понимает, что война - это передел собственности. Именно поэтому поэт с горечью восклицает, что миром правит не Бог, а рубль. «Поэт очень хочет, чтобы простые люди понимали: мир находится на грани катастрофы, и если не сложить оружие, то она непременно произойдет, развязав руки мародерам от капитализма, которые лишь ждут, чтобы оторвать от матушки-земли наиболее жирный кусок». [№ 3]
К ответу!
Гремит и гремит войны барабан.
Зовёт железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжи́лся Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Не отличается описание войны, как состояние безумия и в иностранной поэзии. Немецкие поэты в начале войны бравурны, оптимистичны. Поэзия последних лет войны говорит о раскаянии и ложных целях, унесших столько жизней. Приведу стихи немецкого поэта Августа Штрамма. С началом Первой мировой войны Штрамм был призван из резерва в армию в чине капитана. Он принимал участие в походе в Галицию (1914-1915), был удостоен Железного креста II степени. 1 сентября 1915 года Август Штрамм погиб во время атаки на русские позиции и был похоронен на кладбище в Берлине. Поэзия Августа Штрамма напоминает звуки пулемётной очереди.
Его слова-обрывки бьют наотмашь.
Атака.
Август Штрамм.
Отовсюду крики визги рев
Хрясь Жизнь
Бич Гонит
Пред Со
Бой пыхтя смерть
Небо в клочьях Крики
Бьет слепых на бойне ужас дикий.
Можно ещё бесконечно долго зачитывать стихотворные строки, написанные теми, кто видел эту войну, переживал её вместе с Родиной, страдал, плакал, умирал на этой войне. Но главное, что сегодня, спустя 100 лет память о тех событиях не стёрлась. Интерес к этому страшному историческому опыту вновь заставляет молодых современных поэтов браться за перо или, лучше сказать, садиться за клавиатуру компьютера и писать:
"Мы рассказать хотим о той,
Нарочно кем-то позабытой,
Но не такой уж и далекой
Войне,
О Первой мировой!"
Ю. Пятибат.
Глава 2. Живопись «Второй Отечественной».
Для художников война во все исторические периоды становится проверкой на приверженность гуманистическим идеалам. Искусство и война — это тема глобальная и сводится не только к Первой и Второй мировым войнам и вообще к событиям двадцатого века, потому что есть такая вечная тема в искусстве, как бедствия войны. И главная тема искусства в связи с темой войны — это защита человека, гуманизм. В этом и заключается и честность, и ответственность профессии художника.
Война разрушила творческие сообщества русских, немецких, итальянских художников. Так распалось сообщество художников-авангардистов «Синий всадник». Кандинский, Явленский и Марианна Веревкина после начала войны были вынуждены покинуть Германию как «граждане вражеского государства». Проведение многочисленных передвижных выставок сошло на нет. «Дюшан в 1915 году писал из Нью-Йорка: «Париж похож на покинутый дом. Свет погашен. Друзей нет – они на фронте. Или уже убиты». Авангард закончился», [№ 7]. Но, разрушая, война вызывала и новые явления в культуре стран участниц военных событий.
Хотя многое уже было заснято на фото- и кинопленку, множество художников, которым пришлось принять участие в войне, продолжали свое творчество, продолжали создавать картины, несмотря на окружающий ужас. Живопись в отличии от фото- и видео- материалов, передает чувства и восприятие живых, тонко чувствующих, творческих людей на войне.
Самокиш "Бой под Ярославом на галлицийском фронте» 1915 г. [№ 4]
Война 1914 года была объявлена властями, как "Вторая Отечественная" и потому возникла потребность в баталистической живописи, многие художники писали тогда на эту тему, выезжали на фронт и даже участвовали в сражениях.
А. Ю. Аверьянов. "Атака казаков в Восточной Пруссии" 1914 г. [№ 4]
На разведке Н. Самокиш. [№ 4]
Кроме батальных сцен, живописцы изображали индивидуальные портреты военных, не всегда бравых вояк, а и уставших от войны, раненых солдат.
Раненый солдат. Марк Шагал. 1914 [№ 5]
По-особому художники стали воспринимать и женскую красоту, одухотворённость. Посмотрите на одухотворённые образы сестёр милосердия Алексея Кравченко, ученика Коровина и Серова. В течение четырёх лет войны он выезжал на фронт в качестве корреспондента-художника. Его зарисовки публиковались в периодике.
Алексей Кравченко.Зарисовки с фронта.
Война для многих художников стала причиной обращения к религиозным сюжетам. Ярким образцом таких живописных работ стало полотно, написанное Петровым-Водкиным в течение 1914-1915 годов. Его авторское название – «Богоматерь. Умиление злых сердец». [№ 5]
Петров-Водкин. «Богоматерь. Умиление злых сердец».
На фронтах Первой мировой воевали многие художники. Война унесла жизни авангардистов Владимира Бурлюка, Святослава Нагубникова, ранения и контузии получили Михаил Ларионов, Александр Шевченко, Петр Кончаловский. Константин Коровин и Илья Машков преподавали военным основы цветомаскировки. Художники устраивали благотворительные выставки и аукционы в пользу фронта, лазаретов, семей воинов.
В наших учебниках по истории отечественной культуры до сих пор существует огромный пробел. 1914-1917 годы были взлетом в художественном развитии России. Героизм русских солдат и офицеров, патриотизм всего общества и созданные в тот период культурные ценности были преданы полному забвению. На территории России все военные кладбища времен Первой Мировой были уничтожены еще в 30 годы. Музейные и трофейные коллекции во многом утрачены.
Глава 3. Солдатская песня.
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» – слова советского поэта В.И. Лебедева-Кумача актуальны для взаимоотношений войны и музыки в любую эпоху. Куда бы ни забросила солдата судьба, с ним остаются его любимые песни, песни его малой родины, песни народные и популярные. Но есть особый жанр в мире музыки – песни военные, написанные на войне, о войне или для войны. Песни, с которыми идут в атаку, под которые в минуты затишья думают о доме, и те, с которыми их дома ждут родные и близкие.
Начало 20 века для музыкального искусства России и мира характеризуется широким распространением записей музыкальных произведений на пластинках. Пластинки стоили не дорого, около 50 копеек. Бешенным успехом пользовались патриотические песни времён Первой мировой войны. Патриотические песни и марши были конечно же популярны, записывались на пластинки, расхватывались покупателями как горячие пирожки. Но особенно интересными, с точки зрения восприятия войны самим русским солдатом, казаком, являются солдатские песни.
Интересна история солдатской песни «Смело мы в бой пойдём за Русь Святую!». Во времена Первой мировой войны эта песня, исполняемая на мотив романса «Белая акация», была очень популярна в войсках. Позже, в Гражданскую войну, появилось несколько переделанных вариантов: распространённый в РККА «Смело мы в бой пойдём за власть Советов». Похожая судьба и у песни «За рекой загорались огни». В Первую мировую она повествует о героических казаках, а в Гражданскую войну воспевает подвиг будёновцев.
Протяжные казачьи песни, бравурные марши, шуточные песни, патриотические – всё это забытые ноты войны. Они мало изучены. Только всплеск интереса к этой войне в связи со столетней годовщиной подтолкнул возрождение этих песен в современной обработке. Давайте их просто послушаем. [№ 6]
Заключение.
Страшное потрясение в умах современников вызвал характер Первой мировой войны. Эта война - поворотный этап в истории человечества, закономерный результат социокультурного кризиса на Западе. Мир подошел к рубежам нового общества, новой истории, нового человечества - эре глобальной экономики и глобальной политики.
Первой мировой войне и ее влиянию на современную историю посвящен огромный массив культуры: научной, художественной, публицистической литературы, изобразительного искусства, кино. Именно здесь предприняты попытки осмыслить происходящее.
"Современный мир, - писал в конце 1915 г. русский философ Л.М. Лопатин, - переживает огромную историческую катастрофу, - настолько ужасную, настолько кровавую, …что перед ней немеет мысль и кружится голова... В свирепствующей теперь небывалой исторической буре не только реками льется кровь, не только крушатся государства... не только гибнут и восстают народы, - происходит и нечто другое... Крушатся старые идеалы, блекнут прежние надежды и настойчивые ожидания... А главное, непоправимо и глубоко колеблется самая наша вера в современную культуру». [№ 1, с. 16].
Тем более преступным является забвение уроков Первой мировой войны сегодня. России есть, чем и кем гордиться. Ушли все участники боевых действий, а вместе с ними – их знания о Великой войне. Забываются имена настоящих героев Отечества.
О таких значимых событиях как Первая мировая война надо вспоминать не к юбилейным датам, а помнить и знать всегда.
Список литературы и источников.
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Иван Васильевич меняет профессию
Сторож
Вокруг света за 80 дней
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)