Ученик 3 класса Горелов Егор под руководством своего учителя Деминой Н.В. выполнил исследовательскую работу "Трудовые будни и быт юных археологов" и принял участие в Окружной научно-практической конференции для младших школьников, 2014г.
В ходе всей работы Егор познакомился с особенностями археологических исследований, трудовыми буднями и бытом юных археологов. Узнал, как готовится место для раскопа, проходят раскопки, обрабатываются найденные предметы.
Принял участие в археологической экспедиции в составе группы юных археологов, участвовал в раскопках, слушал лекции ученых, принимал участие в ролевых играх. По окончанию экспедиции прошел обряд «Посвящение в археологи».
На протяжении всей экспедиции им были сделаны фотографии, отражающие трудовые будни и быт археологов. По окончанию экспедиции мною был составлен фотоотчет.
За данную работу ученик 3 класса Горелов Егор был награжден Дипломом II степени.
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Трудовые будни и быт юных археологов" | 34.37 КБ |
Презентация к выступлению на конференции. | 1.02 МБ |
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Краеведение»
Трудовые будни и быт
юных археологов
Автор: Горелов Егор, ученик 3 класса
ГБОУ ООШ №21 г. Чапаевск
Руководитель: Демина Наталия Викторовна,
учитель начальных классов первой категории
ГБОУ ООШ №21 г.Чапаевска
г.Чапаевск, 2014г.
Введение | 3-4 |
Глава I. Введение в археологию | 5-8 |
1.1. Значение археологии. | 5 |
1.2. История археологии. | 6-7 |
1.3. Археологические памятники. | 7-8 |
Глава II. Полевая школа юных археологов Самарской области. | 9-12 |
2.1.«Бронзовая» Федоровка. | 9-10 |
2.2. Быт юных археологов. | 10-12 |
Заключение | 13 |
Литература | 14 |
Приложение | 15 |
Введение
Что изучает археология? «Археология - это история, вооружённая лопатой». (2, 3)Эти слова принадлежат выдающемуся российскому археологу А. В. Арциховскому и, несмотря на свою образность, отражают истинное положение дел.
Действительно, археология является специальной исторической дисциплиной. У неё, как и у науки истории, одна цель — изучение прошлого человечества. Археологи изучают прошлое главным образом посредством тщательного анализа вещественных источников — артефактов.
В основе археологии лежат полевые археологические исследования, которые включают в себя археологические разведки и раскопки. Они могут преследовать специальные научные цели (когда археолог в поисках подтверждения своей научной гипотезы пытается отыскать необходимые ему памятники), а могут быть вызваны производственной необходимостью, в частности, охранно-спасательными задачами (когда в результате хозяйственных и строительных работ предполагается уничтожение археологических памятников). (5)
На территории Самарской области известно около двух тысяч археологических памятников разных эпох. Многие памятники еще не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют, т. к. разрушены силами природы и человеком в результате его хозяйственной деятельности.Разрушение археологических памятников продолжается и по сей день. Ежегодно в результате вспашки нивелируются и уничтожаются насыпи древних курганов, застраиваются дачами, разрушаются карьерами поселения и грунтовые могильники. А ведь археологические памятники - единственные источники для изучения древнейших периодов истории, не оставивших письменных памятников. Разрушая их, люди рубят свои собственные корни, теряют свои истоки.(7)
Все это, с нашей точки зрения, делает актуальным изучение археологических памятников в Самарской области,как единственных источников для изучения древнейших периодов истории нашего края.
Я думаю, что каждый человек должен знать историю своего края, прошлое своей малой родины. Я решил принять участие в археологической экспедиции, чтобы самому поучаствовать в исследованииархеологических памятников, иметь возможность прикоснуться к далекому прошлому нашего края.
Гипотеза:наука археология и труд археологов - это единственная возможность не потерять связь с историей своих предков, знать свои собственные корни.
Объект исследования данной работы окрестности села Федоровка Самарской области.
Предмет исследования: трудовые будни и быт юных археологов.
Цель: познакомиться с особенностями археологических исследований и бытом юных археологов, находящихся в экспедиции.
Задачи:
Методы исследования:
1. Наблюдение.Наблюдал за профессиональными действиями археологов на раскопе, трудовыми буднями и бытом археологов.
2. Поисковый.Участвовал в раскопках и обработке найденных предметов (кусочков глиняной посуды, стрел, бытовых предметов домашнего хозяйства)
3.Практический.Фотографировал найденные объекты, описывал их форму, состав, цвет, слушал лекции по истории древнего края.
Глава I. Введение в археологию
1.1. Значение археологии.
Археология - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников (исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества). (3, 21)
Особое значение имеет археология для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.
Добытые при археологических раскопках вещи классифицируются по следующим признакам: назначение вещи, время и место её изготовления. Целям археологического исследования служат также полученные при раскопках данные о древних культурных растениях (палеоботаника), о животном мире (палеозоология). Археологи добывают останки древних людей, что позволяет палеоантропологамдать представление о жизни и типе человека минувших эпох и об изменениях его под влиянием различных социальных и природных условий.(1,15)
1.2. История археологии.
Впервые термин «Археология» применил в 4 в. до н. э. Платон, имея в виду науку о древностях в самом широком смысле слова. Но и позднее термин «Археология» долго имел, да отчасти и до сих пор имеет в разных странах разный смысл. Ещё в VIIIв. этим словом стали обозначать историю древнего искусства.(5)
Зачатки археологии были известны уже в древности. Вавилонский царь Набонид в VIв. до н. э. производил раскопки в интересах исторического знания; особо он искал надписи древних царей в фундаментах построек, тщательно отмечая находки или тщетность поисков. В Древнем Риме результатом сознательного изучения древностей является схема развития материальной культуры, которую дал великий поэт и мыслитель Лукреций. В Iв. до н. э. он уже знал, опережая многих археологов XIXв., что каменный век сменился бронзовым, а бронзовый — железным.
Всякие археологические изыскания прекратились в начале средневековья. В эпоху Возрождения в XV—XVI вв. произведены были в Италии многочисленные раскопки, единственной целью которых было добывание античных скульптур. В XVIIIв. с развитием дворянского коллекционерства антиквары в ряде стран стали собирать отдельные археологические находки. Вскоре в некоторых странах были произведены первые опыты раскопок с научными целями. (5)
Великие археологические открытия в XIX и XX вв. были сделаны в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. В Греции велись раскопки в Афинах, Спарте и других городах, были раскрыты знаменитые общеэллинские святилища в Дельфах и Олимпии.
Археология, в смысле научного исследования вещественных памятников, возникает в России лишь с XIX в. Описание и собирание археологических памятников, началось, однако, гораздо раньше: древности, имевшие религиозное значение, издавна хранились в церковных ризницах, а всякого рода драгоценности собирались в казнохранилищах царей.Правительство первоначально смотрело на археологические находки исключительно как на клады; старинные монеты, например, переплавлялись и из них чеканились новые.
Правительственная поддержка археологических изысканий началась у нас со времен Петра Великого. Основанная в 1714 г. Кунсткамера Петра Великого скоро наполнилась многочисленными археологическими редкостями, особенно восточными и сибирскими.
Главнейшие коллекции предметов древности: Оружейная палата в Москве - хранилище остатков Большой казны; Императорский российский исторический музей, открытый в 1883 году; Императорский Эрмитаж в Санкт-Петербурге, с ему подчиненным Керченским музеем; коллекции Императорской Академии Художеств; Русский музей Императора Александра III в Санкт-Петербурге; художественный музей в Павловске; санкт-петербургский Артиллерийский музей, Морской музей и ряд других музеев различных ведомств; музеи археологических обществ; городские музеи почти во всех губернских городах; церковные музеи и коллекции. (6)
Советскими археологами прослежена древняя история СССР, начиная с первого появления человека на территории страны.
1.3. Археологические памятники
Под археологическими памятниками обычно подразумевают следы жизни и деятельности давно ушедших поколений: древние поселения, производственные мастерские, наскальные изображения, места захоронений - древние могильники.
Поселения разных эпох различаются по своему расположению, занимаемой площади, по наличию или отсутствию оборонительных сооружений. Самые ранние из них, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Обычно они располагаются на берегах рек или озер.
В настоящее время поверхность стоянок заросла травой и лесом, и распознать их можно только благодаря наличию в земле, в образовавшемся в процессе жизни людей культурном слое кремневых орудий труда или обломков глиняных сосудов. Поселения бронзового века обычно называют не стоянками, а селищами, что указывает на развитие в эту эпоху производящих отраслей хозяйства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукрепленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения городища.
К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также производственные мастерские, где орудия изготовлялись.
Особую категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные.(6)
Все выше упомянутые категории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные, в научном отношении, содержащие богатейшую информацию о древности и средневековье. Определить дату того или иного памятника, оценить его значимость для изучения эпохи, к которой он принадлежал, нередко возможно только в результате раскопок памятника. Вместе с тем, раскопки всегда влекут за собой частичное или полное разрушение, уничтожение памятника и некоторые, полностью раскопанные памятники уже не существуют.
В 1969 году, созданная Г.И.Матвеевойи И.Б.Васильевым самарская археологическая школа в настоящее время является одной из самых мощных в стране. Сегодня вСамаре работает около 50 специалистов-археологов. Итогом их многолетних исследований явилось фундаментальное трёхтомное издание по археологии Самарского края. Подготовка и издание данного пособия стали возможными благодаря наличию в Самаре крупного археологического научного сообщества, его разносторонности и готовности делиться своими знаниями с молодыми земляками.
Пожалуй, одним из самых важных достижений самарской археологии является её непрекращающаяся связь со средней школой. Каждый год в археологические экспедиции выезжают сотни молодых людей из школ и вузов Самары и Самарской области. Им очень важно знать историю своих предков.
ГлаваII. Полевая школа юных археологов Самарской области.
2.1.«Бронзовая» Федоровка.
В черте Самары – более двух десятков археологических памятников разных эпох – от стоянок и мастерских палеолита, селищ и городищ эпохи бронзы до средневековых поселений и могильников золотоордынского времени. Одно из этих мест - Федоровка и Приволжье. Именно здесь находится уникальный археологический памятник исторического и культурного наследия федерального значения – Федоровское селище II тыс. до н.э. Этот памятник древности – одно из самых значительных по площади (протяженность 1,5 км) поселений срубной культуры в самарском Поволжье и один из пяти археологических памятников нашего региона, имеющих статус памятника истории федерального значения. (4)
«Археологи Куйбышевского госуниверситета открыли Федоровское поселение в 1982 году во время разведочных работ в зоне строительства Спасской оросительной системы. Тогда же здесь провели первые археологические раскопки и зафиксировали скопления культурных остатков. Керамика и предметы быта позволили отнести селище к срубной археологической культуре и датировать его бронзовым веком, то есть этому памятнику – около 3,5 тысячи лет. Судя по всему, в эпоху бронзы здесь жили племена индоевропейцев, которые в то время расселились на обширной территории – от Днепра до Приуралья.(4)
В этот раз на северной окраине Федоровки и старице реки Самары археологи заложили 12 шурфов общей площадью 15 кв. м, а также провели зачистку обнажений траншей общей длиной 120,5 м и высотой в среднем один метр. Всего было сделано четыре раскопа. Площадка будущегораскопа размечается по линии север-юг – запад-восток. Разбивается по квадратам
2х2 кв.м. Затем лопатами начинают копать по 10 см, послекаждых 10 см делается зачистка, чтобы выявить сооружения: ямы, жилища, очаги ит.д. (см. Приложение №1). Если встречается какая-то важная находка, расчищается ножомикистью. Иногда слой просеивается, чтобы не пропустить мелкие находки(см. Приложение №2).
В хозяйственных ямах, расположенных вблизи котлованов жилищ, мы нашли многочисленные фрагменты керамики, орнаментированные геометрическими фигурами, орудия из кости и камня – проколки, шпатели, стрелы, хозяйственные приспособления – обломки костей животных. Любопытны, например, шаровидные кости, которые предположительно древние люди использовали в качестве метательного орудия – буллы. В одном из раскопов обнаружили крупные обломки глиняной посуды, в другом – остатки очага, а также крупные фрагменты керамики эпохи бронзы, в третьем – кусочки руды, вероятно, оставшиеся от бронзолитейного производства. Бронзовые предметы не нашли, как правило, на поселениях, относящихся к срубной культуре, они встречаются довольно редко. Тем не менее, более тысячи артефактов, найденных в ходе раскопок на этом селище, будут переданы в фонды музея им. Алабина.(см. Приложение №3)
По итогам исследований можно сказать, что площадь этого поселения состоит из отдельных районов с насыщенным культурным слоем, образование которого связано с наличием домохозяйств (жилищ с окружавшими их хозяйственными объектами) или производственных площадок. Сейчас ученые изучают федоровские древности и надеются вернуться на этот памятник в следующем году. Помимо спасения археологических слоев, важно определить время существования отдельных районов поселка, разрешить вопрос об их заселении. Ответ на него археологи намерены искать в более точной датировке находок, которую поможет определить радиоуглеродный анализ угля, кости и керамики. (4)
2.2. Быт юных археологов.
Юные археологи Самарской области в последние годыработали в окрестностях Тольятти, с.Шигоны,с.Федоровка около Приволжья, Муромский городок около с.Валы, Челно-Вершинский район. Сейчас ведутся работы во всех районах области.
Основные организации,которые ведут археологические исследования: Самарский государственныйуниверситет, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина, Институт истории и археологии Поволжья.
Я попал в экспедицию, потому что моя родственница – археолог, мой старший брат неоднократно ездил в экспедиции. Сам я был в Шигонах и в
Федоровке. И там, и там исследовались поселения бронзового века, серединаII тыс. до н.э., т.е. 3,5 тыс. лет назад.Когда группа археологов приезжает на место, то организуется палаточный лагерь, все ребята спят в спальниках (см. Приложение №4), питаются на специальноорганизованной полевой кухне (см. приложение №6)
Рабочий день детской экспедиции составлен следующим образом:
-подъем (7-00), зарядка, завтрак;
- работа на раскопе или накамералке, где проходит обработка находок: моют, шифруют, т.е. ставят на нейномера и участок, где найдена (см. Приложение №6) – 4-5 часовв зависимости от возраста ребят;
- обед, отдых (купание, сон);
- полдник;
- различные занятия: слушаютлекции по древней истории края, лепят из глины, иногда делают орудия из камня,учатся играть на гитаре, читают и т.д. (см. Приложение №7);
- ужин;
- беседы и песни у костра(см. Приложение №8);
- Отбой в 23-00.
Если на улице идет дождь то в основном отдыхают впалатках, или проводятся занятия, или игры под навесом.
Первая полевая школа, в которой я побывал, располагалась в Шигонах и проводилась на базе археологической экспедиции Института истории и археологии Поволжья, а вторая моя поездка бала в полевой школе близ с.Федоровка Приволжского района Самарской области – на базе экспедиции Поволжской социально-гуманитарной академии. В их работе приняли участие школьники из Самары, Тольятти, Чапаевска и Новокуйбышевска.
Во время нахождения в полевой школе все участники проекта работали на раскопках поселения эпохи бронзы, лепили сосуды из глины, и делали орудия и амулеты из камня и кости, слушали лекции ученых по разным проблемам археологии. Значительную часть в жизни полевой школы занимали ролевые игры.
Мне очень понравилась ролевая игра «В гости к предку». Во время игры все участники должны были один день прожить как наши древние предки: построить жилище, слепить горшок, найти и приготовить пищу, придумать легенду племени, показать силу и ловкость в разных конкурсах. Так же был устроен конкурс «Мисс раскопа», на котором участники проекта выбирали самую обаятельную и работящую девочку. Самые достойные юноши посвящались в «Рыцари Лопаты» и т.д. (см. Приложение №9)
По завершении каждой экспедиции все участники проходят обряд посвящения в археологи. Я тоже проходил такой обряд.(см. Приложение №10) Нас принимали в археологическое племя «Белой самарской козы». Дело в том, что на гербе Самары изображена коза, поэтому самарские археологи выбрали этот символ в качестве тотема для своего археологического сообщества. В древности была распространена религия – тотемизм, т.е. считалось, что прародителем каждого племени было определенное животное. Это животное оберегало племя, а члены племени воспитывали в себе качества, присущие этому животному. Коза – животное умное, быстрое, упорное, а для археологов эти качества очень важны. Во время посвящения все те, кто посвящается в археологи, проходят различные испытания, в результате они получают новое имя, которое должны помнить всю жизнь, а в археологических экспедициях, на ответственных мероприятиях отзываться на него.
По окончанию экспедиции вся группа возвращается домой. Конечно, расставаться с новыми друзьями очень тяжело и грустно, но мы знаем, что на следующее лето обязательно все встретимся в нашей полевой школе.
Заключение.
На территории Самарской области известно около двух тысяч археологических памятников разных эпох. Многие памятники еще не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют, т. к. разрушены силами природы и человеком в результате его хозяйственной деятельности.
В черте Самары – более двух десятков археологических памятников разных эпох – от стоянок и мастерских палеолита, селищ и городищ эпохи бронзы до средневековых поселений и могильников золотоордынского времени. Одно из этих мест - Федоровка и Приволжье. Именно здесь находится уникальный археологический памятник исторического и культурного наследия федерального значения – Федоровское селище II тыс. до н.э.
В ходе всей работы я познакомился с особенностями археологических исследований, трудовыми буднями и бытом юных археологов. Узнал, как готовится место для раскопа, проходят раскопки, обрабатываются найденные предметы.
Принял участие в археологической экспедиции в составе группы юных археологов, участвовал в раскопках, слушал лекции ученых, принимал участие в ролевых играх. По окончанию экспедиции прошел обряд «Посвящение в археологи».
На протяжении всей экспедиции мною были сделаны фотографии, отражающие трудовые будни и быт археологов. По окончанию экспедиции мною был составлен фотоотчет.
Считаю, что выдвинутая в начале моей работы гипотеза: наука археология и труд археологов - это единственная возможность не потерять связь с историей своих предков, знать свои собственные корни, полностью подтверждается.
Литература
1. Авдусин Д.А. Основы археологии: Учебник. М., 1989.
2. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь/Пер с англ. М., 1990.
3. Мартынов А. И. Археология: Учебник. М., 2002.
Электронные сайты:
4. Бронзовая Федоровка. Газета «Волжская коммуна». В поисках утраченного.
http://www.vkonline.ru/article/197276.html
5.Введение в археологию. Основы Археологии. А.В.Арциховский (4-е издание, М, 1955г.)
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000204/st001.shtml Арциховский А.В.
6. Современная археология
http://arheologia-segodnia.ru/
7.Язычество. Археологические находки
http://pagandom.ru/slavyanskoe-yazychestvo/arheologicheskie-nahodki/arheologiya.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд 1
Окружная научно-практическая конференция младших школьников Секция «Краеведение» Трудовые будни и быт юных археологов Автор: Горелов Егор, ученик 3 класса ГБОУ ООШ №21 г. Чапаевск Руководитель: Демина Наталия Викторовна, учитель начальных классов первой категории ГБОУ ООШ №21 г.ЧапаевскСлайд 2
«Археология - это история, вооружённая лопатой». А . В. Арциховский Цель археологии — изучение прошлого человечества.
Слайд 3
Гипотеза: наука археология и труд археологов - это единственная возможность не потерять связь с историей своих предков, знать свои собственные корни. Объект исследования данной работы окрестности села Федоровка Самарской области. Предмет исследования : трудовые будни и быт юных археологов. Цель : познакомиться с особенностями археологических исследований и бытом юных археологов, находящихся в экспедиции.
Слайд 4
Задачи: 1. Подобрать необходимую литературу, электронные ресурсы и сделать краткий обзор по истории археологии. 2. Изучить особенности археологических памятников Самарской области. 3. Познакомиться с уникальным археологическим памятником исторического и культурного наследия федерального значения – Федоровское селище. 4. Принять участие в экспедиции юных археологов. 5. Подобрать фотоматериал и сделать фотовыставку «Трудовые будни и быт юных археологов ». Методы исследования: 1. Наблюдение . 2 . Поисковый . 3.Практический .
Слайд 5
Федоровское селище II тыс. Этот памятник древности – один из пяти археологических памятников нашего региона, имеющих статус памятника истории федерального значения. Археологи Куйбышевского госуниверситета открыли Федоровское поселение в 1982 году Тогда же здесь провели первые археологические раскопки и зафиксировали скопления культурных остатков. Керамика и предметы быта позволили отнести селище к срубной археологической культуре и датировать его бронзовым веком, то есть этому памятнику – около 3,5 тысячи лет
Слайд 6
Площадка будущего раскопа
Слайд 7
Зачистка. Просеивание почвы.
Слайд 8
Наши находки.
Слайд 9
Наши находки
Слайд 10
Наш палаточный лагерь.
Слайд 11
Наша столовая, где мы питаемся.
Слайд 12
Утренняя зарядка.
Слайд 13
Трудовые будни.
Слайд 14
Наши занятия (слушаем лекции, лепим из глины).
Слайд 15
И просто отдыхаем вечером у костра (песни под гитару, веселые истории).
Слайд 16
Ролевые игры.
Слайд 17
Посвящение в археологи.
Слайд 18
Заключение В ходе всей работы я познакомился с особенностями археологических исследований, трудовыми буднями и бытом юных археологов. Узнал, как готовится место для раскопа, проходят раскопки, обрабатываются найденные предметы. На протяжении всей экспедиции мною были сделаны фотографии, отражающие трудовые будни и быт археологов. По окончанию экспедиции мною был составлен фотоотчет. Считаю, что выдвинутая в начале моей работы гипотеза: наука археология и труд археологов - это единственная возможность не потерять связь с историей своих предков, знать свои собственные корни, полностью подтверждается.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Зимний лес в вашем доме
Лиса Лариска и белка Ленка
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Как я избавился от обидчивости
Комментарии
отличная работа
очень понравилась работа, не зря ребенок провел летние каникулы в экспедиции. Очень компактно и интересно все изложено! Дальнейших успехов!