Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникает ряд несоответствий.
Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.
Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.
Тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.
В России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в первой до 18 часов (и даже более) в день. Истинные интернетоманы – люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.
Объектом исследования является группа младших школьников.
Предметом исследования является зависимость от Интернета в младшем школьном возрасте.
Цель: изучить проблему Интернет-зависимости у младших школьников.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_ogar.doc | 138 КБ |
Министерство образования и науки Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 22
Реферат
информатика
Интернет-зависимость у младших школьников
Выполнил: Огарь Семён Андреевич |
МОАУ СОШ № 22 |
2 «Г» класс |
Консультант: Макогон Елена Валерьевна |
Благовещенск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 5 |
1. Характеристики понятия «Интернет-зависимость» | 5 |
2. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости | 6 |
3. Признаки, симптомы и последствия Интернет-зависимости | 8 |
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 10 |
1. Анкетирование. Анализ результатов | 10 |
2. Профилактика Интернет-зависимости | 12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 13 |
ЛИТЕРАТУРА | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Интерес, порождающий манию
Если человек не сумеет сам заметить опасность,
если не отгородит глухой стеной ту сферу своей
жизни и деятельности, где властвует техника,
от остальных сфер своей жизни и души,
он превращается в духовного калеку.
Даниил Андреев
Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникает ряд несоответствий.
Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.
Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.
Тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.
В России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в первой до 18 часов (и даже более) в день. Истинные интернетоманы – люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.
Объектом исследования является группа младших школьников.
Предметом исследования является зависимость от Интернета в младшем школьном возрасте.
Цель: изучить проблему Интернет-зависимости у младших школьников.
Задачи:
Гипотеза: у детей младшего школьного возраста существуют предпосылки к Интернет-зависимости.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Анкетирование, обработка данных, построение диаграмм.
3. Беседа с родителями и школьниками.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Характеристики понятия «Интернет-зависимость»
Феномен Интернет-зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется психологами как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.
Интернет-зависимость – это патологическое пристрастие человека к проведению как можно большей части времени в Интернете. Основную группу риска составляют дети и подростки. Интернет-зависимость порождает негативное влияние на их психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они отказываются отвлечься от компьютера, становятся капризны, раздражительны, агрессивны. Они оказываются абсолютно неспособны планировать свое время, забывая о своих обязанностях. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом. Неподвижность за компьютером ведет к гиподинамии, она приводит к сколиозам позвоночника, головным болям, застойным явлениям в суставах, атрофии мышц, нарушениям зрения и снижению иммунитета.
Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят:
- зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
- «информационную перегрузку», т.е. компульсивную (от англ.: compulsive
- непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных;
- компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете;
- зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
В интернете людей привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота использования. Интернет-зависимые люди зачастую являются аутсайдерами в жизни и используют сеть для получения социальной поддержки, а также возможности создания нового «Я», которое получает признание окружающих таким образом.
2. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости
Причины возникновения Интернет-зависимости.
Стадии развития Интернет-зависимости.
На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.
Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.
Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы Интернет-зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.
3. Признаки, симптомы и последствия Интернет-зависимости
Признаки зависимости.
Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:
Симптомы зависимости таковы:
Последствия Интернет-зависимости.
Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем.
Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред детям, подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире,
находят возможность социализации в мире Виртуальном.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тест Кимберли Янг на Интернет-зависимость – психологический тест, разработанный для определения наличия Интернет-зависимости.
Кимберли Янг – американский психиатр, мировой эксперт по Интернет-зависимости на сегодняшний день. В 1994 году впервые создала опросник для диагностики Интернет-зависимости, который лежит в основе данного теста (Приложение 1).
Если говорить, о тесте на Интернет-зависимость К.Янг, то здесь можно говорить о том, в большинстве своем дети используют Интернет для обучения, в меньшинстве – интернет-зависимы, но здесь надо отметить, что это учащиеся 2-го класса. Также благодаря, данному опроснику, мы можем утверждать, что родители ограничивают детям время пребывания в Интернете – на вопрос о том, сколько времени они проводят в сети отвечали не более 30 минут в неделю, а некоторые 30 минут в день.
В тестировании участвовало 22 человека, ученики 2 Г класса:
19 человек используют компьютер для получения информации в сети Интернет, из них: 6 – для игр и поиска информации, 3 человека только используют Интернет для учебы, 10 – для общения; 3 человека — вообще не пользуются интернетом (рисунок 1).
Анализ результатов исследования показал, что учащиеся 2 «Г» класса относятся к группе «обычных пользователей Интернета». Проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом не были замечены, но если тест показы-
вает, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне. Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение. Необходимо как-то отвлечься. Например, купить интересную компьютерную игру, записаться на компьютерные курсы, спортивную секцию, завести домашнее животное и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости. Главное – найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию. Необязательно это должен быть компьютер: увлечение может быть любым.
Рис. 1 Результаты тестирования на интернет-зависимость 2 «Г» класса
Проблема Интернета не будет настолько глобальной, если каждый из нас станет следить, прежде всего, за собой. Это даже вселяет радость, когда понимаешь, что ты можешь своими силами, хоть и немного, но все же улучшить этот мир. Поскольку рождает чувство противоречия и стремление любой ценой обойти запрет. Только в том случае, если из-за одержимости компьютерами человек становится по-настоящему агрессивным, опасным для себя и окружающих, психиатры могут рекомендовать изолировать его на время
от общества и лечить медикаментами.
Мы провели профилактическую работу среди учащихся 2 Г класса (выступление на классном часе). А также провели родительское собрание по теме нашей работы. Профилактическая работа включает в себя:
- рекомендации профилактики Интернет-зависимости для детей (Приложение 2);
- рекомендации профилактики Интернет-зависимости для родителей (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности ребенка, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от Интернета. Приведенные примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности ребенка.
Проблема Интернет-зависимости среди детей является актуальной в настоящее время. Дети во взаимодействии с Интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот борьба с Интернет-зависимостью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский. - М., 2000. - 131 с.
2. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью/ С.И. Выгонский. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.
3. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет- зависимостью/ А.Ю. Егоров. - М., 2005. - 67 с.
4. Зуев, К.А. Компьютер и общество/ К.А. Зуев. - М.: Политиздат, 1990. - 315 с.
5. Зыкова, М.Е. Интернет-зависимость. Игромания/ М.Е. Зыкова. - М., 2008. - 54 с.
6. Кимберли, С. Янг. Пойманные в сеть/ С. Янг Кимберли. - США., 2011. - 113 с.
7. Крылеев, Ф.П. Виртуальный мир/ Ф.П. Крылеев [Электронный ресурс]/narcom.ru. - Режим доступа.:http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html. - 09.04.13
8. Маслобойникова, Н.Н. Информационная среда как средство социализации/ Н.Н. Маслобойникова. - М., 2011. - 44 с.
9. Николаев, И.В. О социальном программировании личности/ И.В.Николаев. - М., 2007. - 138 С.
10. Павлова, Е.Д. Средства массовой информации - инструмент скрытого воздействия на сознание/ Е.Д. Павлова. - М.: Наука, 2007. - 206 с.
11. Сатин, Д.К. Круглый стол "Психология и Интернет"/Д.К. Сатин// [Электронный ресурс]//psychology.ru. - Режим доступа: http://www.psychology.ru/internet/round/140400. - 09.04.13
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест Кимберли Янг на Интернет-зависимость
Инструкция к заполнению: внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите 1 ответ, наиболее точно соответствующий вашему состоянию.
Приложение 2
ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
(ДЛЯ ДЕТЕЙ)
Приложение 3
ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Лист Мёбиуса
Лягушка-путешественница
Цветок или сорняк?
Привередница
Как нарисовать ветку ели?