У каждого человека есть своя семья, свой дом, свой город в котором он родился и вырос. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. Семья - это продолжение нашего рода. Начало уходит в далекое прошлое. Вот и мы захотели заглянуть в прошлое наших семей. Перед нами была поставлена цель, изучит историю своей семьи, своих предков и ответить на вопросы: Кто я? Откуда мои предки? Мы предположили, что история наших семей хранит в себе много тайн и загадок.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya_4b_klass_mou_sosh_no_3_ershov.doc | 119 КБ |
Районный конкурс детских проектов «Дебют в науке»
Социальный проект
« Моя семья»
Выполнили: учащиеся 4 б класса
МОУ « СОШ № 3 г. Ершова
Саратовской области»
Руководитель проекта:
Косарева С.А.
учитель начальных классов
МОУ « СОШ № 3 г. Ершова
Саратовской области»
Номинация: « Мы – это мир»
( социальный проект)
г. Ершов 2011
Содержание работы:
Цель и задачи проекта
Данные, полученные в ходе исследовательской и творческой работы.
Выводы
2.1 Исследование группы « Историки»
2.2 Исследование группы « Фамильеведы»
2.3 Исследование группы « Поисковички»
2.4 Исследование группы « Антиквары»
2.5 Исследование группы « Затейники»
1. Введение.
Название проекта | « Моя семья» |
Автор проекта | учащиеся 4 б класса МОУ « СОШ № 3 г. Ершова Саратовской области» |
Руководитель проекта | Косарева С.А. учитель начальных классов МОУ « СОШ № 3 г. Ершова Саратовской области» |
Откуда возник интерес к этой проблеме? | У каждого человека есть своя семья, свой дом, свой город в котором он родился и вырос. Семья-это продолжение нашего рода. Начало уходит в далекое прошлое. Вот и мы захотели заглянуть в прошлое наших семей, выяснить историю своих семей и ответить на вопрос: « Кто мы? Откуда наши предки?» |
Цель проекта | Познакомиться с историей и традициями своих семей, своих предков. |
Задачи
| 1.Узнать, глубоки ли родственные «корни» наших семей? 2.Выяснить, что хранит в себе наша фамилия? 3.Понять, почему мы храним вещи из бабушкиного сундука? 4.Научиться пользоваться дополнительной литературой. |
Что является предметом исследования: | Наши семьи |
Какие гипотезы выдвинули? | Мы предполагаем, что история наших семей хранит в себе много тайн и загадок. |
Где искали информацию для ответа на этот вопрос? | Брали интервью у родственников, пользовались ресурсами Интернета, читали умные книги, словари. |
Как обобщили полученные данные: | 1.Нарисовали генеалогическое древо. 2.Сгруппировали наши фамилии по происхождению. 3. Составили « Аллею памяти». 4. Провели выставку «Вещи из бабушкиного сундука», конкурсы рисунков и стихотворений о семье. |
К каким выводам пришли: | 1. История наших семей – это наши корни, наше настоящее и будущее! 2.Семья – это частица истории нашего города, нашей страны. |
II. Основное содержание
Семья- это святое слово
И обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила
Наши заветные слова.
У каждого человека есть своя семья, свой дом, свой город в котором он родился и вырос. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. Семья - это продолжение нашего рода. Начало уходит в далекое прошлое. Вот и мы захотели заглянуть в прошлое наших семей. Перед нами была поставлена цель, изучит историю своей семьи, своих предков и ответить на вопросы: Кто я? Откуда мои предки? Мы предположили, что история наших семей хранит в себе много тайн и загадок.
Весь наш класс поделился на группы:
2.1 Исследование группы « Историки»
Группа « Историки» в составе: Косаревой А., Шишкина С., Брянцевой Д., Грядкиной Т. занималась родословной своей семьи и искала ответ на вопрос: Глубоки ли родственные корни семьи?
Ребята, находясь в роли журналистов, брали интервью у своих пап, мам, бабушек, дедушек о своих предках.
Родственникам были предложены следующие вопросы:
(Если да, сколько человек, кто, перечислить)
7.Дружная ли у вас семья?
Также они учились составлять генеалогическое семейное древо.
Самая глубокая родословная получилась у Косаревой Насти. Она добралась до 5 колена. Свою работу она представила в виде презентации.
В результате исследования группа « Историки» пришла к выводу:
1. История наших семей – это наши корни, наше настоящее и будущее!
2.2 Исследование группы « Фамильеведы»
Группа Фамильеведы в составе: Грядкиной Т., Чирик С., Цепцура О.
искали ответ на вопрос: Что означает твоя фамилия?
Изучив справочную литературу и ресурсы Интернета, по данной теме,
они выяснили, что фамилия в переводе с латинского языка означает « семья»- наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям.
В русском языке это слово появилось в эпоху Петра 1.
Фамилии давались:
Ребята сгруппировали фамилии, составили Альбом фамилий нашего класса и оформили его в виде презентации.
Фамилии давались: | Фамилии учащихся нашего класса |
По месту расположения | Балашов, Брянцева |
От имен, кличек | Малянов, Попова, Поспелова, Тараненко, Шишкин, Шилин, Колтунова, Хомицкий |
Профессии, занятия | Коновалов, Грядкина, Быкадоров, Косарева |
Названия животных, птиц | Чирик, Зайцева, Пичугин |
Предметы | Кутузова |
В результате исследовательской работы ребята пришли к выводу:
История происхождения каждой фамилии интересна и неповторима.
2.3 Исследование группы « Поисковички»
В нашем городе Ершове свято чтят память героев ВОВ. Нет ни одной семьи, в которой бы близкие и родные люди не внесли свой вклад в дело Великой Победы 1945года.
Группа ребят под названием «Поисковички» в составе: Брянцевой Д., Малянова Е., Косаревой А., Шкунова А. выясняли: Много ли наших родственников воевали в ВОВ?
Проведя анкетирование, выяснили, что из 24 семей нашего класса 22 человека воевали в ВОВ. В честь этих великих людей они составили Аллею памяти.
Аллея памяти
1.Глазунов Н. К. - погиб на фронте. 2.Брянцев А.Н. 3.Ковынев П.В. 4.Ивашевский В.А. 5.Ивашевская Р.Д. 6.Шишкин Г.К. 7.Кочанов А.А. 8.Тараненко А.А. 9.Уполовников В.И. 10.Тришков И.Т. 11.Чирик М. без вести пропал 12.Ковальчук А. без вести пропал 13.Балашов М.И 14.Цепцура А.Л. 15.Цепцура Е. 16.Ахмеров К.Я. 17.Сафин И.С. 18.Дергунов С.С. 19.Дергунова М.А. 20.Желаев К.М. 21.Калюжный Н.С. 22.Капелько С.И. |
Многие ребята сделали презентации о своих родных, защищавших нашу родину от фашистов.
2.4 Исследование группы « Антиквары»
В каждой семье есть семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Как же смогли эти вещи дойти до наших дней? Ответ на этот вопрос искали ребята из группы «Антикваров» в составе: Тараненко П., Балашов Д., Шкунов Т. Результатом их работы стала выставка предметов старины « Из бабушкиного сундука». У каждой вещи своя история.
Дима Балашов принес фотоаппарат конца 19 века. Он переходит из поколения в поколение. Уже никто не помнит, как этот предмет попал к ним в дом.
Полина Тараненко принесла патефон 1939года выпуска. Он переходит по наследству от прадедушки по папиной линии. В годы войны был единственным источником радости.
Толя Шкунов принес покрывало, пробитое пулями и аптечку. Эти вещи принадлежали немецкому офицеру, попавшему к русским в плен. Его привез с войны дедушка Капелько С.И. Эта вещь очень дорога его семье.
Еще на выставке были представлены: старинные монеты, посуда, газеты, ордена и медали, коньки, фуражка железнодорожника.
Вывод: Старинные вещи интересны, дороги, как память. История вещи - это история человека, семьи.
Группа «Затейники» в составе: Колтуновой П., Коновалова Д., Кутузовой Д., Быкадорова И., Поповой А. искала ответ на вопрос: Семья - это счастье?
В каждой семье нашего класса есть свои традиции, праздники, увлечения. Ребята захотели поделиться своими семейными традициями и представили увлекательный материал о семье в виде рисунков, стихотворений, головоломок, пословиц и поговорок.
Семья Коноваловых любит сочинять стихи.
Скоро в школу
Только утро рассветает, меня мама обнимает:
-Ты сынок, скорей вставай! В школу сумку собирай!
Папа тоже проверяет, как я выучил урок,
И конечно подгоняет: - Скоро прозвенит звонок.
-Подождите не будите,- я шумлю на них слегка,
-Мама с папой не шумите, я успею до звонка.
Тут и солнце заглянуло, тоже начало будить.
Солнце ярко подмигнуло: - Вставай, хватит уж шалить!
Это стихотворение стало победителем в конкурсе стихотворений.
Семья Кутузовых любит составлять ребусы, головоломки.
Головоломка « 5 имен»
Найди среди букв 5 имен и определи закономерность.
Д | Д | |||
А | А | И | С | |
М | Р | И | А | |
И | Л | Ь | М | М |
Р | Я |
Ответ: Дамир, Дарья, Ильмир, Раиса, Римма.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
Вывод: Семья- это счастье!
В начале проекта многое для нас было тайной. Мы смогли в своем исследовании узнать, кем были наши предки, чем занимались, откуда у нас такие фамилии, о чем говорят вещи из бабушкиного сундука. Значит, история наших семей – это наши корни, наше настоящее и будущее!
В дальнейшем мы продолжим изучать историю своих семей. Изучая историю своей семьи, мы узнаем историю своего города Ершова, своей родины России.
Есть в степях городок небольшой.
Он весной утопает в сирени.
Я люблю тебя город родной,
Будь прекрасным для всех поколений!
Наши отзывы!
Грядкина Таня.
От этой работы я получила огромное удовольствие. Мне все понравилось.
Чирик Сергей
Сначала было трудно участвовать в проекте, не все было понятно. Казалось, что мы мало найдем информации о наших семьях, и сведения о семье будут не интересными. Но, оказалось, так интересно узнавать, что-то новое о семье, капаться в ее истории.
Шишкин Слава
Мне понравилось то, что в проекте можно не только заниматься исследованием и собирать информацию, но ещё и рисовать, придумывать головоломки, сочинять стихи. А какая замечательная выставка получилась. Как в настоящем музее!
Косарева Настя
Нам хорошо, когда мы вместе.
Мы думаем, творим, мечтаем.
Проект « Моя семья», поверьте!
Мы просто, очень обожаем!
1. Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. М., 1996 г.
2. Энциклопедия «Я познаю мир». М., 2004 г.
3. Суперанская А.В. О русских именах. С-П., 2007 г.
4. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. С-П., 2007 г.
5. Василевская В.С. Моя родословная. М., 1999 г.
Учащиеся моего класса не в первый раз принимают участие в проектной деятельности. В выборе темы помог урок информатики. В ходе изучения темы « Сбор информации» учащимся было предложено задание, собрать сведения о своих родных и оформить их в виде презентации. В ходе реализации этого задания я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают историю своей семьи. И поэтому решила расширить рамки учебного проекта и привлечь к нему родителей учащихся. Проект плавно перешел из учебного в творческий, коллективный, долгосрочный. Перед детьми была поставлена задача, побывать в роли журналистов, взять интервью у своих родных и выяснить: Кем были их предки? Чем занимались? Откуда произошли их фамилии? Здесь определилась проблема и пути ее решения. На этом же этапе было проведено родительское собрание, на котором родители были ознакомлены с темой проекта. Дети составили совместно со мной план деятельности по разработке проекта и определили результат, который они хотели бы получить. Каждая группа определила свой подход к раскрытию темы.
Детям с помощью родителей и учителя приходилось работать с различными источниками информации: отбирать собранный материал, пересматривать семейные фотографии, заглянуть в сеть Интернет. Учащиеся в группах делились найденной информацией и придумывали способы представления своих результатов. Решалась проблема формирования информационных компетентностей. Собрав необходимый материал, ребята приступили к оформлению своих работ в виде презентаций. Здесь же происходил процесс обучения пользовательским навыкам владения ПК. Вначале все захотели оформить свой материал в виде презентации. Но в ходе работы некоторые ученики изменили свое мнение, и оформили свой материал в другом виде.
Результатом проекта стали: электронные презентации, Альбом «Наши фамилии», коллаж «Генеалогические деревья наших семей», выставка рисунков: « Моя семья» и выставка вещей « Из бабушкиного сундука», стихи и занимательный материал о семье. На завершающем этапе дети представили результаты своих исследований перед одноклассниками и родителями. Здесь ребята могли увидеть результаты не только своей работы, но и результаты работы детей из других групп. Грамотами были отмечены лучшие работы в каждой группе. Получился настоящий праздник ко Дню семьи! Весь собранный материал был вынесен на защиту, на школьную конференцию. В результате ребята заняли 1 место среди учащихся своей параллели. В рамках проекта проводилась рефлексия и диагностика.
Хочется верить, что процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха. Работа в проекте способствовала активному сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей, воспитывала у детей чувство гордости за семью, любовь и уважение к родителям, а значит и к своей стране.
Понятие проект вошло в мою педагогическую жизнь. И еще, наверное, не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем!
Вокруг света за 80 дней
Как нарисовать черёмуху
Злая мать и добрая тётя
Акварельные гвоздики
Три коробки с орехами