Проблема подросткового пьянства возникла не сегодня и не вчера. Но если еще десять - пятнадцать лет назад подростки выпивали, так сказать, нелегально, то в нынешнее время молодой человек с бутылкой - обычный персонаж рекламных клипов и плакатов. Поэтому не стоит удивляться данным социологических исследований: опыт употребления алкоголя есть у подавляющего большинства современных подростков. Главное наше убеждение: употребляющие алкоголь подростки - не преступники, не тупицы, а несчастные дети, для которых выпивка - способ выжить, спрятаться от конфликтов, отгородиться от проблем. Дети не могут справиться с ними самостоятельно, а взрослые им не помогают, вот ребенок и выбирает алкогольный уход от действительности. Счастливый подросток не тянется к рюмке.
Мы должны помочь детям найти другие варианты выживания и решения обступающих их проблем.
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на конференции | 66.5 КБ |
СОГОУ СПО «Гагаринский педагогический колледж»
Подростки и алкоголь
Выступление на конференции
«День науки 2012»
студентки 1 группы 4 курса
специальность Преподавание в начальных
классах – Савельева И.В..
члена ИТГ «ОЛИМПИОНИК»
Научный руководитель
Васенкова Н.А.
г. Гагарин
2012-2013 уч.г
ПОДРОСТКИ И АЛКОГОЛЬ
Введение
Проблема подросткового пьянства возникла не сегодня и не вчера. Но если еще десять - пятнадцать лет назад подростки выпивали, так сказать, нелегально, то в нынешнее время молодой человек с бутылкой - обычный персонаж рекламных клипов и плакатов. Поэтому не стоит удивляться данным социологических исследований: опыт употребления алкоголя есть у подавляющего большинства современных подростков. Как показывает статистика, по-настоящему трезвый образ жизни, что называется, «ни капли», ведут лишь 10% старшеклассников.
На вопрос: «Почему вы употребляете алкоголь?» - школьники отвечают предсказуемо. 73% опрошенных - «по случаю праздника», 37%> - «для уверенности в себе», 13% - «чтобы забыть неприятности», 11% - «от безделья», 8% - «чтобы не выпасть из компании». В общем, прямо по Бернсу: «Для пьянства есть такие поводы - поминки, праздник, встреча, проводы...»
Итак, практически все подростки не прочь «попробовать», «расслабиться», с помощью алкоголя убежать от серой действительности.
Действительность не особо переделаешь, зато ясно и подробно рассказать о вреде алкоголя учителю вполне по силам. Как говорят специалисты по выживанию и экстремальным ситуациям, кто предупрежден - наполовину спасен.
1. Последствия зависимости
Для того чтобы начать рассказ о последствиях алкогольной зависимости, вполне сойдут сведения из школьного курса химии и биологии. В любом классе возникает заинтересованное оживление, когда на доске появляется знакомая формула этилового спирта - С2Н-ОН. Важно только внятно объяснить, что за вещество скрывается за этой формулой.
Этиловый спирт (этанол), содержащийся в любом алкоголе, - это протоплазматический нервный яд (будьте уверены, это название ученики запомнят). Разлагаясь в организме, этанол отнимает у клеток кислород и воду. При значительном или частом, а тем более постоянном употреблении алкоголя клетки органов в конце концов погибают, нарушаются все физиологические процессы в организме, перерождаются ткани печени, почек, • сердца, сосудов.
Алкоголь травмирует организм, делает его уязвимым для болезней. Для ранних стадий алкоголизма характерны язва желудка, сердечно-сосудистые расстройства. Для поздних - цирроз печени, полиневриты, мозговые нарушения. Сильное опьянение (врачи называют его алкогольным отравлением) - одна из наиболее частых причин смерти в молодом возрасте. Но отравление вызывает не только сильное, но и любое опьянение. Оно проходит несколько этапов.
В первые минуты опьянения настроение повышается, появляется ложное чувство мышечного расслабления и физического комфорта, по жилам разливается приятное тепло. Насыщенная алкоголем кровь приливает к мозгу и вызывает возбуждение нервных центров. Собственно, ради этого скоропреходящего удовольствия алкоголь и принимают.
Но первая, эйфорическая, стадия опьянения скоро сменяется второй: настроение резко падает, нарушается координация движений, речь становится невнятной, снижается либо совсем исчезает волевой контроль.
Почему так происходит? На второй стадии кора головного мозга перестает контролировать работу его подкорковых отделов. Поэтому способность действовать вроде бы сохраняется, но критическое отношение к своим действиям теряется. Как говорят в народе, «пьяному море по Колено, а лужа - с головой».
На третьей, самой сильной, стадии опьянения сознание и память отключаются, человек может свалиться прямо на улице. Именно такими «подвигами» подростки, бывает, хвастают друг перед другом: «Мы вчера так с Васей нарезались, на ногах не стояли!»
Такое хвастовство имеет более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд. Подростки (как, впрочем, и многие взрослые) действительно видят в выпивке что-то удалое, молодецкое. Они искренне считают, что алкоголь дает разрядку, уверенность в себе, облегчает общение, улучшает настроение, уменьшает тревогу. Поэтому подростки и не готовы сказать «нет», когда им предлагают выпить. Ведь у них действительно чаще всего есть проблемы и с уверенностью в своих силах, и с общительностью. А просчитать последствия регулярного снятия стрессов с помощью алкоголя они не в состоянии. И не только потому, что вообще не способны мыслить на перспективу, - им не хватает элементарных знаний о том, что такое алкоголизм и как он развивается. Эти-то знания и может сообщить подросткам учитель.
2. Опасное заблуждение
Для начала попросите подростков набросать словесный портрет алкоголика. Образ, скорее всего, выйдет типичный: грязный субъект с красным носом и отечным лицом, с запахом перегара, трясущимися руками и заплетающимися ногами. Если на собрании вы обратитесь с той же просьбой к родителям своих учеников, они перечислят вам все то же самое.
Дело в том, что и ученики, и родители добросовестно воспроизведут бытующий в обществе социальный портрет алкоголика: запои, потеря работы, нищета, распавшаяся семья...
Все это правда. Но это приметы третьей, конечной, стадии алкоголизма. А есть еще предшествующие две. Й чем раньше остановиться, тем менее вероятен будет вышеописанный результат.
Расскажите и ученикам, и родителям обо всех трех стадиях алкоголизма.
Первая стадия - это когда алкоголизм уже, так сказать, сформирован, но еще не запущен. Ее главный симптом - высокая переносимость больших доз спиртного.
Если непьющий молодой человек «опрокинет» стакан водки, его организм начнет отторгать алкоголь, возникнет рвота. А алкоголик первой стадии в такой ситуации - как огурчик! Он будет веселиться, свысока посматривать на приятеля, который по его примеру выпил столько же и теперь страдает. Утешает: «Ничего, научишься!» И подросток со временем действительно научится, то есть заболеет.
«Надо же, пьет и не пьянеет, умеет пить, молодец!» - так думают и говорят многие подростки. Да какой же он молодец, он - уже алкоголик! Но для несведущих алкоголик первой стадии - не больной, а объект для подражания. Они Даже не подозревают, что стали невольными свидетелями развивающейся болезни. За первой стадией последует вторая.
На второй стадии алкоголизм уже явно проявляется как болезнь: возникает так называемый абстинентный синдром. Врачи описывают его следующим образом: «непреодолимое влечение к алкоголю, потливость, тошнота, тремор пальцев, тахикардия, повышение артериального давления, головная боль, отсутствие аппетита, расстройство сна».
На третьей стадии абстинентный синдром усугубляется, возникают провалы в памяти и алкогольные психозы. Зелененькие чертики из анекдотов - это как раз про третью стадию.
Возможно, многие подростки, выслушав ваш рассказ, скажут про себя: это сколько же надо пить, чтобы допиться до «белочки»? Я-то немного выпиваю!
Здесь будут немаловажными еще два объяснения:
Первое: чем моложе человек, тем быстрее развиваются все стадии алкоголизма. В 25-27 лет алкоголиком первой стадии можно стать за год «тренировок». А алкоголизм третьей стадии наступит к 30-35 годам. А вот у подростков алкоголизм первой стадии формируется всего за полгода. И к совершеннолетию они могут впасть в третью стадию.
Второе и самое важное объяснение: алкоголизм - это болезнь «без обратного хода». Вылечиться от нее нельзя. Можно лишь «завязать», прекратить пить. Но если больной сорвется и снова, начнет пить, развитие алкогольной зависимости продолжится с «точки остановки».
3. Осознание опасности или запрет
Как быть учителю если на одной чаше весов - все правильные слова о вреде алкоголя, подкрепленные медицинскими сведениями, а на другой - слова приятелей, которые знают все слабые места подростка, могут сыграть на его любопытстве или чувстве товарищества, оказаться рядом, когда будет тяжело, и предложить самый верный рецепт «счастья»? Как можно в такой ситуации защитить своего ученика? Чем его вооружить?
- Если у вас нет своего ноу-хау, предлагаем воспользоваться тренингом канадского педагога Дэвида Джеймса-Уилсона, который называется «Шкала алкогольного риска».
На интерактивном занятии нужно попросить подростков рассказать, вспомнить или нафантазировать (если кто-то из них не хочет признаться, что знает об алкогольном поведении в реальности), какие, на их взгляд, существуют формы употребления спиртного.
Поначалу подростки будут очень зажаты, но довольно скоро они раскрепостятся, поняв, что вы настроены доброжелательно. Вариантов будет предложена масса: «Выпить шампанское с родителями на Новый год...», «Выпить пива с приятелем после уроков...», «Зайти в бар на дискотеке...», «Отметить окончание экзаменов...», «Собраться компанией на даче с выпивкой...»
Пусть ребята запишут все варианты, каждый на отдельном листке. А потом расположат эти листки один над другим в соответствии с тем, что они думают о степени опасности такого поведения.
Понятно, что дома выпивать безопаснее, чем на улице. На улице безопаснее выпивать с приятелем, чем с незнакомцем. Безопаснее со сверстниками, чем со взрослыми. Безопаснее пить пиво, чем водку. Безопаснее пить хорошую водку, чем суррогаты. Безопаснее пить раз в год, чем раз в неделю. И так далее.
Пусть ученики разложат листки по шкале от единицы - «сравнительно безопасно» (например, выпить с родителями дома за праздничным столом) до десяти - «смертельно опасно! непосредственная угроза для жизни!»
(например, пить в подвале с незнакомцами). .
Смысл занятия двоякий. Во-первых, подросток, не употребляющий спиртного, получает достоверную информацию о степени «алкогольного риска». Причем эта достоверность будет засвидетельствована авторитетной для него группой сверстников. Во-вторых, подросток, приобщившийся к выпивке, видит перед собой реальную «лестницу», по которой можно по ступеньке, по шажку вернуться назад, к более безопасному поведению.
Но можно ли по шажку вернуться назад? Не получается ли так, что мы словно бы поощряем ребят: пей, мол, лучше пиво с приятелями - это вполне безопасно? Не отказывайся от мартини на дискотеке - по шкале риска это всего лишь «двойка»?
Что ж, опасения вполне обоснованные. Вот что об этом говорит сам Дэвид Джеймс-Уилсон: «Есть принципиальная разница между позволением пить и определением градаций опасности. Мы ведь не говорим подросткам: вы можете пить. Увы, мы вынуждены говорить: мы знаем, что вы все равно пьете, но ваша ответственность как раз в том, чтобы снизить причиняемый себе вред. Вы должны понимать риск, на который идете.
Главное наше убеждение: употребляющие алкоголь подростки - не преступники, не тупицы, а несчастные дети, для которых выпивка - способ выжить, спрятаться от конфликтов, отгородиться от проблем. Дети не могут справиться с ними самостоятельно, а взрослые им не помогают, вот ребенок и выбирает алкогольный уход от действительности. Счастливый подросток не тянется к рюмке.
Мы должны помочь детям найти другие варианты выживания и решения обступающих их проблем. Конечно, об этом говорить очень трудно. Многие родители и учителя не хотят об этом даже заикаться. Скажут «нельзя!» и считают свою миссию выполненной, а вопрос исчерпанным. Но боясь обсуждать с подростками эту проблему, отказываясь учитывать, что подростки пьют, мы отдаем ее на откуп недобросовестным людям, которые способны вконец дезориентировать ребенка. Дети должны получить правильную информацию в школе и дома и убедиться, что учителям и родителям можно довериться, что с ними не страшно об этом разговаривать.
Никто лучше подростков не умеет изменяться: они могут сделать шаг назад, повернуть от смертельно опасного поведения к сравнительно безопасному».
4. Бесперспективность репрессивных методов
Впрочем, родительское «нельзя!», о котором пишет Дэвид Джеймс-Уилсон, тоже бывает избирательным. Не случайно в нашей стране пиво стало привычным и чуть ли не обязательным спутником подросткового досуга.
Подростки беспрепятственно его покупают, карманные деньги им это позволяют'. Зачастую родители знают, что деньги тратятся на пиво. Но либо смотрят на это сквозь пальцы, либо откровенно разрешают. Рассуждают так: «Привычка, конечно, не самая полезная, но и не вредная. Главное, чтобы к водке ребенок не потянулся или к наркотикам, а пиво - оно же безобидное!»
Объясните родителям: утешать себя иллюзией, что слабоалкогольные напитки уберегут подростка от знакомства с водкой или с наркотиками глупо. Пиво, наоборот, способствует этому, приучает- организм подростка к существованию в условиях химического изменения сознания.
Но представление о том, что пиво не алкоголь, уже внедрилось в подростковую среду. Подростки искрение считают, что ведут абсолютно трезвый образ жизни, если пьют только пиво; дескать, от пива алкогольная зависимое не развивается. При этом многие подростки признаются, что для них «нормально попить пивка» -это уже четыре бутылки по пол-литра или одна двухлитровая пластиковая бутыль за вечер.
Чтобы опровергнуть представление о безопасности пива, предложите ученикам простую арифметическую задачу; какому количеству водки соответствуют два литра пива? Элементарный расчет: два литра пива крепостью в четыре градуса - это полный стакан водки.
Разумеется, ежевечернее потребление алкоголя в таких объемах - прямой путь к болезни. Не случайно о детском пивном алкоголизме заговорили даже на правительственном уровне.
Впрочем, принятые нормативно-правовые акты ситуацию особо не изменили. По закону до IS лет в нашей стране подросткам не имеют права продавать спиртные напитки. И действительно, не часто увидишь, как нарушается этот закон при продаже водки или дорогого коньяка. Зато пиво продают в любых количествах. При всеобщем попустительстве подростки, привыкнув относиться к пиву как к чему-то не вредному, вроде шипучки, продолжают его попивать. А продавцы не собираются отказываться от прибыли и требовать от молодых людей документ, удостоверяющий их право на покупку пусть и слабоалкогольного, но все же алкогольного напитка.
Между тем Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установил административную ответственность за продажу пива несовершеннолетним, за употребление его в общественных местах и вовлечение несовершеннолетних в употребление слабоалкогольных напитков.
Теперь за распитие пива и напитков с содержанием этилового спирта менее i2% объема готовой продукции в общественных местах грозит административный штраф в размере от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). А за распитие алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 12% объема готовой продукции - от 3 до 5 МРОТ.
Другой пункт этого закона особенно хорошо бы знать родителям, которые разрешают своим детям пить пиво. За появление в состоянии опьянения в общественных местах несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отвечать придется именно им, родителям, - их ждет административный штраф в размере от 3 до 5 МРОТ.
АНКЕТА
1. Укажите Ваш пол: ;
2. Вы употребляете алкоголь?
3. Почему вы употребляете алкоголь?
4. Что Вы употребляете?
5. Продолжите фразу: «Алкоголь – это …»
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Лягушка-путешественница
Самый главный и трудный вопрос
Зимний дуб
Белый лист