Творческий проект и презентация Житие преподобного Сергия
Вложение | Размер |
---|---|
zhitie_prp._sergiya_radonezhskogo.rar | 1.74 МБ |
Муниципальный этап Олимпиады по Духовному краеведению Подмосковья
Творческий проект, посвященный празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
Подготовила: Климашевская Полина, 10 класс Ильинской СОШ
Руководитель проекта: Ускова Светлана Николаевна, учитель истории и Духовного краеведения Подмосковья
с. Ильинское
План.
1. Предисловие: преподобный Сергий и современность
2. Житие преподобного Сергия
3. История храма с. Кишкино Домодедовского района, посвященного прп. Сергию
4. Современные чудеса прп. Сергия
5. Нравственные уроки прп. Сергия
6. Фотоотчет и рассказ о путешествии в Троице- Сергиеву лавру
Предисловие
14 августа 2011г. Президентом РФ был подписан Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Таким образом, в 2014г. мы будем отмечать этот юбилей.
В преддверии предстоящего юбилея многие, особенно мало церковные люди, задаются вопросами, чем же замечателен преподобный Сергий? Почему человек, не оставивший после себя ни строчки, вообще сторонившийся какого-либо учительства, тем не менее заслужил в веках всенародную любовь, почитание и прозвания «Ангел-хранитель земли Русской», «Игумен Русской земли», «Заступник за землю Русскую», «Печальник земли Русской»? И что же заставляет современников, называющих себя цивилизованными людьми, обращаться к далёкому ХIV веку, пристально вглядываясь в события и лица? Одновременно с возникающими вопросами приходит и осознание того, что человеку ХХI века с явно выраженными гедонистическими склонностями не всегда возможно постичь, в чём же состоит смысл духовного аскетического подвига преподобного Сергия и чем было значимо явление Преподобного в истории нашего государства. Постараемся найти на эти вопросы ответы у отечественных историков, в том числе церковных, принимая во внимание, что человек средневековой эпохи был чрезвычайно религиозен и весь уклад его жизни был неразрывно связан с православной верой.
Явление такой личности, как преподобный Сергий Радонежский, было, несомненно, предопределено и духовно, и исторически, на что указывают исследователи русского Средневековья: «В дни великих бедствий и испытаний, когда решается вопрос — быть или не быть государству, когда народ находится на грани исчезновения, Господь по молитвам и деяниям праведников даёт вождей и светочей духовных, способных сохранить, укрепить и направить уже рассыпающийся корабль государства и нации. Слезами, трудами, молитвами, муками, воинскими подвигами многих радетелей за землю Русскую послан был великий подвижник, способный не только продлить жизнь стране, народу, но и придать им новые смысл, движение, развитие, становление. Преподобный Сергий Радонежский оказался в основе и в центре всей будущей истории государства Российского, и его живое участие действенно до наших дней».
Житие преподобного Сергия
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца во время службы храме. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Когда Варфоломею исполнилось 18 лет, Кирилл и Мария умерли и будущий преподобный вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. С большим трудом иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью прп. Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."
Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с. Кишкино Домодедовского района
Село Кишкино расположено на берегах реки Речицы - притока реки Северки на юго-востоке Домодедовского района. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы здесь был построен еще в 1736 году. Существующий в настоящее время Сергиевский храм в селе Кишкино построен в 1911 году священником Петром Любимовым, так как прежний храм был ветх и грозил разрушением. В середине тридцатых годов Сергиевский храм был закрыт. Протоиерей Петр Любимов после закрытия храма был арестован и мученически закончил жизнь в 1938 году. По постановлению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года протоиерей Петр Любимов причислен к лику новомучеников и исповедников.
Вместе со священником была репрессирована и староста Сергиевского храма Надежда Абакумова, окончившая жизнь мученицей в 1938 году и причисленная Архиерейским Собором к лику новомучеников и исповедников.
В день памяти преподобного Сергия Радонежского 8 октября (н.с), 2001 года в Сергиевском храме состоялось первое Богослужение - водосвятный молебен. Молебен совершил священник Александр Волохов.
14 марта 2002 года во вновь открытом Сергиевском храме села Кишкино состоялась первая Божественная литургия, на которой совершалась память новомучеников Петра и Надежды.
Современные чудеса преподобного Сергия
Схиархимандрит Иосия (Евсенок), до схимы брат Иосиф, еще до революции был пострижеником Черниговского скита. Это один из легендарных Лаврских старцев, который смог вернуться в Лавру после ее открытия в 1946 г. Возрождение Лавры застали всего несколько ее дореволюционных насельников, отец Иосиф – один из них. Это был монах высокой духовной жизни, он обладал многими благодатными дарами, нес послушание духовника: наставлял, укреплял в вере всех, приходящих к нему, чем обратил на себя внимание властей.
В хрущевские времена он был сослан на Север, в лагеря. Через какое-то время он там заболевает воспалением легких. Несколько дней он провел с температурой за 40° в лагерном лазарете. В конце концов врачи, убедившись, что человек уже смертник – нечего на него тратить время и лекарства, – переносят его зимой в неотапливаемое помещение с уверенностью, что до утра он не доживет и история его лечения на этом закончится.
Ночью батюшке было видение: к нему подходит Преподобный Сергий и говорит: «О тех из вас, кто в изгнании, вне обители, я забочусь еще больше», – и протягивает ему при этом просфорку. Отец Иосиф точно видит, что это лаврская просфора, и ощущает в замерзающей ладони ее тепло, как будто она была только что испечена. Он съел эту просфорку. Наутро, когда за ним пришли не только врачи, но и двое носильщиков с целью отнести труп к месту захоронения, они увидели, что батюшка не только жив, но и абсолютно здоров. Потом уже, когда отца Иосифа освободили и он вернулся в обитель, батюшка об одном только скорбел: «Почему же я всю тогда просфорку съел? Это же была небесная просфорка, можно было хотя бы немножко оставить».
Пожар!
Интересное чудо случилось с одним из известнейших насельников Лавры – архимандритом Алипием (Вороновым). Он потом стал наместником Псково-Печерского монастыря, а в Лавре нес послушание реставратора. Работал над фресками в Сергиевском (Трапезном) храме. Были уже установлены леса, разложен реставрационный материал. Ночью ему явился Преподобный Сергий:
– Отец Алипий, что ты спишь? Беги в храм!
Он тут же встал и побежал. В храме начинался пожар. Только-только загоралась ветошь. Все было потушено без какого-либо большого ущерба, благодаря чудесному вмешательству Преподобного Сергия. Несколько лет назад в Успенском соборе Лавры тоже работали реставраторы, иконописцы. В притворе что-то загорелось: то ли ветошь, то ли электрика. Огонь не проник в храм. Но только отец Алипий по своей святости удостоился явления ему Преподобного.
Явился и исцелил
У рабы Божией Надежды рак груди с 1974 г. Прошла все возможные курсы лечения, состояние только ухудшалось. В 1996 г. ведущий ее профессор сказал, что жить ей осталось от силы недели две или три. Знакомый лаврский иеромонах утешал: «Знаю больше 10 случаев исцеления от рака у мощей Преподобного». Стал ее часто исповедовать, причащать, соборовать, служил молебны. Женщина мазала освященным маслицем участок опухоли, часто бывала у раки Преподобного. Однажды он явился ей: «Надежда, доченька, иди ко мне!» – простер руку, и перед ней расстелился ковер. Она подошла, батюшка Сергий ее благословил: «Не бойся, молись!» Через два дня пришла к иеромонаху со слезами: «Утром просыпаюсь, грудь мокрая: опухоль выходит наружу». Несколько раз лаврскому врачу приносила в банке грязноватые сгустки. «Батюшка, – спрашивали у него, – такое в науке известно?» – «Нет, вот так рак не выходил никогда». Онкологи провели обследование: рак исчез. Созвали консилиум, заседало пять профессоров. «Батюшка, что я им скажу?» – спрашивала Надежда духовника накануне. «Говори как есть: исповедовалась, причащалась, соборовалась, молилась Преподобному, он мне явился и исцелил». Один из профессоров хотел описать случай в диссертации. «Что ты там напишешь? – спросил у него коллега. – Бог ее исцелил?»
Нравственные уроки преподобного Сергия
Для современного человека, несомненно, главным остаётся неизменная нравственная составляющая линия жизни Преподобного, хотя такие понятия, как смирение, кротость, умение прощать обиды с трудом принимаются многими нашими современниками.
Говоря об историческом значении преподобного Сергия Радонежского, как не вспомнить слова русского историка В.О. Ключевского, сказанные им ещё в 1892г., но не утратившие актуальности и сегодня: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшим возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия; не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его». К этому стоит также добавить мысль священномученика Павла (Флоренского) о том, что Дом Живоначальной Троицы в народном сознании всегда являлся и является поныне сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, осознаётся народом как Ангел-хранитель России.
Путешествие в Лавру
10 мая 2012 года состоялась поездка в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру всей семьей. Место это необычное и очень красивое. Автолюбителям припарковать автомобиль достаточно просто, с противоположной от Лавры стороны проспекта Красной Армии располагаются платные парковки, мы же бесплатно оставили машину на Ильинской улице, рядом с Келарским прудом.
Сначала небо было достаточно хмурое, но ближе к вечеру погода разгулялась, купола очень красиво смотрелись под лучами заходящего солнца. Посему, вечерние снимки получились более удачными.
Возле входа в Троицу-Сергиеву Лавру видимо-невидимо голубей! Наверное, все местные голуби слетаются именно сюда!
Обойдя все храмы и церкви, на следующий день мы основательно готовилась к Причастию. Каждый день нашнго пребывания в Лавре был, как будто первый. Было очень много народа, паломники, ученики духовной семинарии, священнослужители, экскурсионные группы. Отовсюду доносилась речь иностранцев, находясь там, понимаешь, что это действительно центр Духовной культуры России, Центр Православия.
Литургия в Успенском соборе была замечательная. Наворачивались слезы умиления, пение хора пронизывало душу насквозь. Слава Богу за все! После службы мы набрала святой воды с источника Преподобного Сергия.
Этот источник был обретен в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. От воды из этого источника получил исцеление слепой монах Пафнутий. Дальнейшие чудеса утвердили православный народ в вере чудодейственности этой воды, и к источнику потянулись страждущие со всех концов России.
У мощей Преподобного Сергия мы были три раза, пока стоишь в очереди к мощам успеваешь прочитать акафист и прослушать молебен, который служится там непрерывно. Красиво поют девушки из певчих. Смотришь с грустью, как стекаются к Преподобному за помощью немощные, недугующие, скорбящие.
Троицкий Собор. Здесь находятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского.
Успенский собор.
На территории Лавры посажено много елок. Наверное в память того, что раньше тут,на горе Маковец был еловый лес, и преподобный сам его рубил и ставил храм и кельи.
Сначала мы этого не заметили. А как стали фотографировать, увидели, что находимся в еловом лесу.
Трапезный храм преп. Сергия скрывается за елями.
Здесь находятся Духовные Школы. Семинария и Академия.
На следующий день я с Божией помощью причастилась, и время пребывания подошло к концу. Очень не хотелось покидать эту благодатную обитель.
Памятник прп. Сергию
Список литературы:
1 Архиепископ Никон (Рождественский) Житие преподобного Сергия Радонежского и всея России Чудотворца. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2000
2. Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей. «Олма-Пресс». Москва, 2004
3. Святыни земли Домодедовской. Издательство храма Рождества Христова, 2004
4. Н.А. Чулков. Сказание о земле Домодедовской. Домодедово, 2002
5. Православный церковный календарь. Изд. Московской Патриархии, 2014.
6. Флоренский, П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия //Прометей: ист.-биограф. альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т.16: Тысячелетие русской книжности / сост. Е. Бондарева. – Москва, 1990. – С.396-410.
Золотой циркуль
"Морская болезнь" у космонавтов
Если хочется пить...
Хитрый коврик
Ель