Целью работы является исследование личности Александра Невского, как святого благоверного великого князя, русского полководца.
В своей работе я попыталась ответить на такие вопросы: кто такой Александр Невский? Можно ли назвать его святым? Невская битва – это миф или реальность? Почему имя князя неразрывно связано с Новгородской землей?
Вложение | Размер |
---|---|
alexandr_nevsky-1.doc | 137 КБ |
Городская конференция «Юные исследователи истории»
Исследовательская работа
по истории
на тему:
«Александр Невский: жизнь, ставшая житием»
Выполнила: ученица 11 класса
МБОУ «Гимназия №1»
Чичеткина Екатерина
Куратор: преподаватель истории
Чернова И.Ю.
г. Новомосковск 2014-2015 уч.г.
Содержание.
Введение.
30 августа, 12 сентября по новому стилю, православная церковь чтит память Святого благоверного князя Александра Невского. Это один из четырех дней его поминовения, и самый поздний по происхождению – день перенесения мощей Александра в новооснованную Александро – Невскую лавру в 1724 году. Древнейшими днями памяти являлись день кончины – 17(23) ноября и день погребения князя – 23 ноября (7 декабря). Кроме того, Александр чтится в соборе Ростово – Ярославских святых 23 мая (5 июня).
За минувшие века отношение к князю менялось. В Московской Руси Александр был одним из наиболее чтимых святых князей. Признавалось его величие и в имперскую эпоху. Но уже с 19 века, сначала на волне Романтизации новгородских вольностей, которые Александр отнюдь не жаловал, восприятие его впервые стало меняться. Пика эта тенденция достигла после 1917 года – и резко спала во второй половине 1930-х. Тогда Александр был включен в новый патриотический пантеон как борец за независимость Руси против внешней угрозы с Запада. Образ едва ли не единственного или, во всяком случае, самого положительного правителя Древней Руси был запечатлен в шедевре советского киноискусства – «Александре Невском» Сергей Эйзенштейна. Закономерной потому явилась новая «ревизия» на последнем рубеже веков – чаще всего оправдываемая не идейными соображения, а научно – критическом подходом, но от этого не менее субъективная.
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.
Целью работы является исследование личности Александра Невского, как святого благоверного великого князя, русского полководца.
В своей работе я попыталась ответить на такие вопросы: кто такой Александр Невский? Можно ли назвать его святым? Невская битва – это миф или реальность? Почему имя князя неразрывно связано с Новгородской землей?
Для достижения поставленной цели я уделила внимание таким проблемам, как княжение Александра Невского, его роль в истории. В своем реферате я постаралась выяснить, какого человека он представлял собой, какие подвиги совершил и какой оставил след в истории.
Род Александра и начало его княжения
Время рождения Александра, внука великого князя Всеволода Большое Гнездо, в летописях не упоминается. В.Н. Татищев без ссылок на источники отнес его к 30 мая 1219 года, затем чаще упоминался 1220 год. В настоящее время наиболее вероятной датой рождения князя считается 13 мая 1221 года, однако и она остается гипотетической.
Ярослав Всеволодович, отец Александра, четырежды княжил в Новгороде, хотя новгородская знать его недолюбливала. В 1228-м и затем повторно зимой 1230/1231 года Ярослав, выказывая новгородцам расположение и в то же время отделываясь от города сам, сажал там старших сыновей – Федора и Александра. В 1236 году, после того как Ярослав ненадолго утвердился в Киеве, в Новгороде он вновь оставил Александра, теперь полноправным князем.
Невская битва – миф или реальность?
В том же году в Новгороде обратились за помощью против литовцев немецкие рыцари ордена меченосцев, незадолго до этого заключившие с городом мир. Новгородцы от помощи недавним врагам уклонились, из Пскова, где была сильна пронемецкая партия, пошли 200 воинов, разделившие с орденом сокрушительное поражение в битве при Сауле. Возможно, именно с этим эпизодом связана описанная в Житии Александра встреча его с немецким рыцарем Андреасом, который будто бы поразился «премудрости» юного князя, а после заявил, что «не видел такого ни среди царей царя, ни среди князей князя». Впрочем, посольство Андреаса скорее посетило Новгород уже после разгрома на Сауле от лица нового соседа – Тевтонского ордена, который взял под свое покровительство почти уничтоженных меченосцев.
В 1240 году произошли события, впервые принесшие Александру славу полководца. Шведы вторглись в пределы Новгородчины по реке Неве. Александр вовремя узнал о нападении врага и перехватил его. В битве на Неве шведы были разгромлены. Сражение описано в Новгородской первой летописи не менее подробно, а в Житии Александра – гораздо подробнее, чем более прославленное в наши дни «Ледовое побоище». Девятнадцатилетний Александр получил именно за эту победу прозвище Невский.
В свете этого неудивительно, что традиционная картина Невской битвы стала первым событием в биографии Александра, подвергшимся пристальному вниманию скептиков. Среди последних весьма распространено мнение, что значение сражения преувеличено и Александр имел дело с незначительным набегом шведов, не имевшим далеко идущих целей. В подтверждение этого указывается на отсутствие сведений о битве в шведских источниках. Но в шведских источниках отсутствуют сведения и о многих других столкновениях с Русью XII-XIII веков, поскольку сколько-нибудь пространные хроники в Швеции начинают составляться не ранее XIV столетия. Сведения о предшествующем периоде носят в них отрывочный характер. Изучение истории Швеции до последних десятилетий XIII века во многом основывается на анналах и хрониках сопредельных стран, в том числе и на новгородском летописании.
Более существенен другой, частный момент в сложившейся картине Невской битвы. С XIX века принято считать, что предводителем шведов являлся Биргер, несколько позже ставший ярлыком, фактическим правителем Швеции. Он назван предводителем похода 1240 года в единственном и сравнительно позднем источнике – «Рукописании Мангуста», новгородском публицистическом сочинении второй половины XIV века, составленном от имени шведского короля. В ранних источниках Биргер не фигурирует. В Житии Александра шведами предводительствует сам король, а в Новгородской первой - «князь» и /или «воевода», последний назван Спиридоном – именем, в Западной Европе неизвестным. Это породило о современной науке немало гипотез о том, кто в действительности возглавлял поход. В то же время - при всей зыбкости версии о Биргере – следует отметить, что само имя ярла впервые упоминается в русских источниках именно в «Рукописании Мангуса» именно в этой связи. Иными словами, Биргера помнили на Руси именно и только как производителя шведов в Невской битве. Для этого должны были иметься какие-то основания.
Рост славы молодого князя вызвал опасение новгородской знати , тогда как сам Александр не терпел своеволия новгородцев. В том же 1240 году князь – победитель вынужден был покинуть город. Он отправился в Переяславль к отцу, который вынужден был восстанавливать Владимиро – Суздальскую Русь после нашествия монголов. Ярослав Всеволодович унаследовал великокняжеский престол от своего погибшего в битве с монголами на реке Сити брата Юрия, но не мог противостоять ордынской угрозе и в конченом счете признал власть Бату-хана.
Между тем еще до ухода Александра из Новгорода пограничные столкновения псковичей с немецким епископом Дерпта Германом переросли в войну. Крестоносцы разгромили псковское войско и подступили к Пскову. Новая опасность — в лице немецких рыцарей, захвативших Изборск, Псков, Копорье, заставила Александра вернуться в Новгород весной 1241.В городе были сильны сторонники мира с Орденом, и, в конце концов, псковичи решили сдаться. Взяв штурмом Псков и Копорье, а также отбив Изборск, новгородцы дали рыцарям (преимущественно Тевтонского ордена) решающий бой 5 апреля 1242 на льду Чудского озера («Ледовое побоище»)
Ледовое побоище
В 1241 году ободренные первым успехом крестоносцы атаковали западные владения Новгорода – долину Луги и южное побережье Финского залива. Планировался захват земель по берегам Невы и Карелии.
Новгородцы, узнав о нападении на пограничье, отправили посольство к Ярославу – просить назад Александра. Отец убедил Александра согласиться на мольбы новгородцев. Вернувшись в город, князь первым делом выбил немцев из новгородских земель, а затем освободил Псков. В помощь Александру отец направил его брата Андрея. Весной 1242 года новгородская рать под водительством Александра вторглась уже в орденские земли. Герман призвал рыцарей к оружию. Русские отступили на лед Чудского озера, где 5 апреля 1242 года и дали бой. Битва эта известна как Ледовое побоище. Блестяще использовав преимущества в пешей силе и неповоротливость конного рыцарского клина – «свиньи», Александр разбил крестоносцев и окончил войну. Немцы не только признали защищенные князем границы Новгорода, но и уступили ему захваченные ранее земли Латгалии к юго-западу от Чудского озера.
Ледовое побоище тоже стало предметом скрупулезного «объективистского» анализа, хотя оснований для такового примечательно к этому замечательно освещенному источниками с обеих сторон событию немного. Чаще всего встречаются сомнения в значимости события, численности его участников, масштабах самих военных действий. Между тем значение шедших два года военных действий, которым Лифляндская рифмованная хроника уделяет едва ли меньше места, чем поражению на Сауле, для обеих сторон сомнений не вызывает. Планы немцев, известные благодаря посланию Вик-Эзельского епископа Генриха и упомянутые ранее, как и их уступки после победы, также говорят сами за себя. После этого крестоносцы не вступали с Русью в прямые конфликты до 1253 года – 11 лет. Что касается вызывающей обширные дискуссии численности сошедшихся на Чудском озере, то она определяется разве что численностью потерь и численностью потерь и не мала для того времени. Немцы потеряли 500 человек убитыми (в том числе 20 рыцарей) и 50 пленными( из них 6 рыцарей), союзных им эстов погибло «без числа»; русские тоже потеряли «много храбрых мужей».
Александр Невский и Орда
Александр правил в Новгороде до 1252 года – самое долгое правление в истории Новгородской республики. Во время войны с немцами начались набеги на новгородские земли литовцев. В 1245 году Александр в двух сражениях разбил литовских князей – «семь ратей одним выездом».
В 1246 году был отравлен в Монголии отец Александра, великий князь Ярослав. На следующий год Андрей Ярославович отправился в Орду, не удовлетворенный распределением русских земель, произведенным вокняжившимся во Владимире дядей Святославом. Следом за ним в Орду поехал и Александр. Согласно Житию, его вызвал Бату, который был недоволен тем, что он как будто «один не хочет покориться». Однако оценив Александра, хан сменил гнев на милость, «почтил» обоих братьев и отправил их к великому хану за решением об уделах. В итоге переговоров в Каракоруме за Александром признавалось формальное старшинство, и ему достался Киев. Владимир же получил в обход дяди и старшего брата добившийся этого первым Андрей. Александр не оставался в опустошенной древней столице и в 1250 году вернулся в Новгород.
Пока Александр еще находился в Орде, в 1248 году, он получил послание от римского папы Иннокентия IV, предлагавшего союз против монголов. Иннокентий ссылался на выдуманное, судя по всему, при его дворе предсмертное обращение к католичеству Ярослава. Соглашение предусматривало обращение князя и Руси в католицизм, допуск на русские земли крестоносцев и борьбу с врагом под главенством папства. Иными словами, Русь предлагалось превратить в поле битвы внешних сил с одновременным неизбежным религиозным конфликтом внутри страны и её элиты. Первый ответ Александра на это предложение был, видимо, уклончивым, к тому же условия в ставке Бату едва ли не располагали к подобным антимонгольским переговорам. Иннокентий спешно, в том же году, отправил второе послание с призывом признать папскую церковную власть и принять на Русь католического епископа. Это послание Александр получил уже по возвращении из Каракорума – и после совета с православными «Мудрецами» наотрез отказался.
Александр видел бессмысленность борьбы обессиленных княжеств против превосходящих сил Орды. За монгольское иго он исторической ответственности не несет: система ордынского управления Русью устоялась еще при его отце и была закреплена поездкой за ярлыком Андрея Ярославовича. Принятие же сомнительных посулов Рима противоречило как религиозным чувствам Александра, так и здравому политическому смыслу. Едва ли отказу от весьма спорной сиюминутной «независимости» под папским скипетром стоит придавать черты исторического выбора в пользу «Востока» и едва ли не «деспотизма».
Почти издевательское назначение в княжение разоренного Киева тяготило князя, и в 1252 году он последовал примеру Андрея, отправившись за признанием действительного старшинства в Одру. Бату к тому времени удалось посадить на престол в Каракоруме своего ставленника, что давало золотоордынскому хану возможность самостоятельно распоряжаться делами Руси. К Александру хан был расположен и признал за ним «Старейшинство во всей братии его». Опасавшийся именно такого решения Андрей тем временем восстал против хана и направился на север Руси, надеясь заручиться поддержкой там или на Западе. Разгневанный Бату отправил против Андрея рать во главе со своим полководцем Неврюем. Андрей едва бежал в Швецию. Когда Александр, наконец, получил дозволение вернуться в отныне свой Владимир, то должен был восстанавливать вновь опустошенные русские земли.
В 1255 году новгородцы прогнали от себя Василия Александровича, взяв вместо него в князья обосновавшегося в Пскове младшего брата Александра, Ярослава. Тогда Александр единственный раз за свою жизнь двинул полки на русский город – но Ярослав благоразумно бежал. Александр после сложных переговоров согласился не карать своих врагов в Новгороде.
В то же время Александр и его сыновья продолжали отстаивать границы Руси на Западе. Последней известной войной Невского был поход в 1256 году на финскую область Хяме (Емь), к тому времени покорившуюся Швеции. Это был ответ на основание шведами и датчанами с помощью покоренных финнов крепости к Нарве, на рубежах Новгородчины. Как и во всех своих войнах, Александр одержал победу.
В 1257 – 1259 годах Александр вынужден был проводить на Руси с посланцами каракорумского великого хана перепись населения, затеянную для учета данников. Именно тогда он вынудил платить дань Орде и взбунтовавшихся новгородцев. Возмущался Новгород дважды. Сначала Василий, вновь посаженный в Новгороде, отказался повиноваться отцу и бежал в Псков. Александр сурово расправился с дружинниками сына, внесшими, по мнению князя, раздор между ним и его первенцем. Новгородцы же отделались тем, что дали в пользу хана «дары» и «почтили» Александра. Князь остался в Новгороде, убеждая новгородцев согласиться на перепись, с ним согласились и новгородские бояре. Но прибытие переписчиков в 1259 году вызвало бунт уже городских низов. Александру, однако, удалось решить дело миром, хотя уже начались столкновения между беднотой и отрядами знати. Предотвратив, таким образом, гражданскую распрю и новый ордынский погром, князь вернулся во Владимир.
В 1262 году Александр, отправив сына Дмитрия против немцев к Дерпту, сам поехал в Орду, чтобы убедить хана Берке освободить русских князей от обязанности поставлять хану воинов в его многочисленных походах и усобицах между Чингисидами. Незадолго до того на Руси вспыхнуло очередное восстание против монгольских сборщиков дани. Во многих городах они были перебиты. Берке неблагожелательно отнесся к прибывшему князю и задержал его в Орде. Зимой 1262/1263 года Александр «разболелся». Отпустили его только по осени. 14 ноября 1263 года, возвращаясь из Орды, Александр Невский умер.
Народ долго оплакивал его кончину. Теперь уже речи о каких-то недовольствах в сторону великого князя и быть не могло. Народ понял, что погиб великий князь владимирский, прославленный полководец и истинный патриот. Тело усопшего перевезли во Владимир. Огромная толпа теснилась у его гроба: всем хотелось приложиться. Многие громко плакали. 23 ноября тело погребли во владимирском монастыре Рождества Богородицы.
Святой русской православной церкви
Почитание Невского началось едва ли не сразу после его смерти. Созданное к концу XIII века Житие однозначно показывает вполне сложившуюся уверенность в святости великого князя. Уже в нем фигурируют связываемые с его именем чудеса. Это и явление святых Бориса и Глеба, предупредивших о нападении шведов, и «полк Божий», помогший Александру на Чудском озере, и принятие им в руку уже после смерти духовной грамоты от митрополита. В начале XIV века Житие Александра было включено в летописный свод, созданный при дворе великого князя Михаила, его племянника и соперника его московских внуков, во Владимире. В XV веке, когда успехи объединения Руси уже могли оказать свое воздействие на культ предка московского дома, культ этот, включая и почитание мощей, мы застаем уже вполне сложившимся.
Основания выделить Александра как одного из наиболее почитаемых князей у образованных людей Руси имелись изначально. Это были ратные успехи на западных рубежах, не омраченные ни одним поражением и заградившие путь католическим крестоносцам. В то же время ни в одной междоусобице Александр за свою жизнь не участвовал и монголов на Русь не призывал – в отличие, к примеру, от собственных сыновей и внуков. На счету Александра не только самое долгое и стабильное после Батыева нашествия правление в самом Владимире (1252 – 1263). А помимо этих политических причин, имелось и более важное для церковного мышления – слава радетеля о делах церкви, почитателя духовенства и храмостроителя, защитника православной веры. Для православного сознания Руси святость Александра была несомненна так же, как для сознания исторического – значение его деяний.
Защитник, строитель и собиратель русских земель
В истории каждого народа есть события, имена, которые со временем не исчезают и не стираются. Напротив, становятся все более почитаемыми, передаются из поколения в поколение как самое дорогое наследие.
30 августа мы отмечаем День памяти национального героя русского
народа – Святого благоверного великого князя Александра Невского, чье имя неразрывно связано с Новгородской землей.
На Рюриковом городище, в резиденции древних новгородских князей (ныне это археологический памятник IX века), прошло его детство. В Новгороде он освоил ратное ремесло, науку управления, здесь княжил, здесь шло его становление как государственного деятеля.
Интерес к Александру Невскому, яркой, неординарной фигуре, выдающейся личности, с годами не ослабевает. И это неудивительно: Новгородская земля, которая была духовным центром Древней Руси, выпестовала сильного, целеустремленного, мужественного человека, мудрого политика, в котором гармонично соединились многие таланты.
Доблестный воин: не случайно еще до того, как назвать «Невским», его звали «Храбрым». Блестящий военачальник: за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, защищая северо-западные рубежи Руси. Видный мужчина: известно, что он был высоким – «паче иных человек» - и обладал громким, убедительным голосом, «аки труба в народе». А также – достойный сын достойных родителей, воспитанный на примере своих великих предков и унаследовавший их лучшие качества.
Основой политики Александра Невского был не столько меч, сколько умелая дипломатия. Он положил начало объединению русских земель, завершенному его потомками. Предпринял первые шаги для развития взаимовыгодных торгово-экономических и духовно – культурных связей со всеми странами Евразии.
Именно Александр Невский заключил первое в российской истории соглашение с представителями Ганзы – «предшественника» Европейского экономического сообщества.
Не поддаются сомнению миссионерские заслуги великого князя: его стараниями на севере распространилось христианство, он способствовал созданию православной епархии в Золотой Орде.
Словом, Александр Невский – это истинный образ «защитника, строителя и собирателя русских земель», причисленного православной церковью к лику святых.
Думаю, что с годами будет происходить все более глубокое осмысление значения его личности и роли в основании российской государственности. Подтверждение тому – постоянно растущий интерес к этому герою русского Средневековья. О его популярности у наших современников говорит и тот факт, что по итогам народного голосования в телепроекте «Имя России» в 2008 году новгородский князь был назван самой знаковой фигурой в истории государства. Более 520 тысяч россиян отдали свои голоса за Александра Невского.
Именем святого воина Александра Ярославовича, нареченного невским, по всей земле названы сотни соборов, храмов, часовен. Его носят улицы, переулки, площади, мосты во многих городах России. В самые трудные времена нош город обращался к образу великого князя как к источнику сил, мужества, патриотизма.
Орден Александра Невского – единственная награда, сохранившаяся в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Его были удостоены десятки новгородцев. О преемственности традиции воинов нового поколения свидетельствуют установленные в новгородском храме Александра Невского мемориальные доски с именами новгородцев-военнослужащих, геройски погибших в локальных военных конфликтах.
Новгородцы многое делают для увековечения памяти великого князя. Гостей Великого Новгорода, едва ступивших на Новгородскую землю, встречает образ Александра Невского: на здании железнодорожного вокзала расположен горельеф, а на привокзальной площади – бюст князя. На стеле, установленной в честь присвоения Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы», отражены героические подвиги Александра Невского. Фигура великого полководца – среди важнейших государственных деятелей на памятнике «Тысячелетие России» в центре новгородского кремля. Именем князя названы набережная и мост через реку Волхов. На берегу реки установлен памятник Александру Невскому, у подножия которого проходят митинги в Дни воинской славы.
В память о замечательном полководце на Новгородчине реализуется целый ряд проектов. Это межрегиональный исторический фестиваль « Собор ратных дружин» - в ознаменование годовщины победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере; традиционные турниры всероссийского масштаба на приз Александра Невского, где молодежь показывает свою силу и борцовские качества; новый туристический маршрут с посещением Рюрикова городища, экскурсионные проекты «От Александра Невского до Александра Панкратова» - по памятным местам, связанным с именами защитников Отечества. В 1993 году Новгород стал первым официальным членом возрожденного Ганзейского Союза Нового времени, у истоков которого стоял Александр Невский.
Это лишь часть той огромной работы, что проделывают новгородцы для поддержания и развития интереса к отечественной истории, её выдающимся личностям. И конкретно - к великому полководцу Александру Невскому, ставшему символом ратного подвига и беззаветного служения России, родиной которой по праву считается Великий Новгород. И тот город ждет всех, кому дорого имя этого выдающегося человека.
Святой Благоверный Великий князь Александр Невский и Великий Новгород.
Благоверного великого князя Александра Невского без Великого Новгорода и св. Софии, где воспитывалось его православное благочестие, понять невозможно. Но, чтобы лучше разобраться в особенностях взаимоотношений князя Александра Ярославовича с Великим Новгородом, необходимо обратить пристальное внимание на традиции, развивавшиеся в Новгородской республике по отношению к княжеской власти как таковой. Уже в XII – XIII века власть князя во Владимире и Великом Новгороде имела свои существенные особенности. У славян, как, впрочем, и у других европейских народов, вплоть до ахейцев Древней Греции или древних германцев, племенной старейшина, вождь и военачальник – герой постепенно превратился во властного правителя с религиозно – жреческими функциями, в различной степени выраженными. Есть все основания полагать, что и славянские племена развивались по тому же пути. Правда, известный исследователь истории древнего Новгорода академик РАН Валентин Лаврентьевич Янин придерживается несколько другого взгляда. Он, в частности, писал : « К родо-племенной старейшине генетически восходят и вече, и посадник, и господа. В отличие от норманистских установок, возводящих установление правопорядка на Руси к призванию варяжской династии, мы видим в истории Новгорода победу традиционной, растущей из местных корней государственности над княжеской, ее большую жизнестойкость и обладание более сильными возможностями». Безусловно, к становлению правопорядка на Руси норманны вряд ли имели какое-либо отношение. Их призвание диктовалось скорее желанием получить правителя, стоящего над местными различного рода сообществами, стремящимися к власти и тем сеющими смуту по всей земле. Знакомство же с правопорядком, в прямом смысле этого слова, будет происходить по мере соприкосновения славянских племен с европейской христианской культурой. Пусть представляется затруднительным со всей серьезностью относиться к преданиям о Гостомысле, но все же стоит задуматься над высказыванием И.Я. Фроянова, который обращает внимание «на сообщения арабских писателей о царе одной из трех групп руссов, именуемой исследователями в области ильменских словен. На основании этих сообщений можно заключить о существовании княжеской власти в словенском обществе еще до появления варягов».
Представляет интерес древнейшая традиция северных племен относиться к князьям как к потомкам богов. Традиция эта своими корнями уходит в верования Древнего Египта, легенды Древней Месопотамии и Греции Трудно себе представить, чтобы словенские племена могли быть независимы от подобных представлений. И только христианская культура заставляет эти традиции переосмыслить. Князь в Великом Новгороде – не потомок богов, и жреческие функции ему не принадлежат. Его нанимают на службу, оговаривая условия ее прохождения. Без архиепископа, посадника, господы и веча он не может принимать никаких решений. Князь не распоряжается землями ни в городе, ни за его пределами. Он даже не имеет права суда.
Такое положение сложилось после того, как новгородцы помогли Ярославу Мудрому одержать победу над его братом Святополком. Уезжая из Новгорода в Киев, Ярослав пожаловал городу определенные привилегии, которые в точности не известны, но которые обязывался исполнять всякий избранный князь, избранный новгородцами или ими принимаемый. Особенно явственно эта вольность стала проявляться после смерти Владимира Мономаха, при котором князья Древней Руси «знали свое место». В 1136 году князя Всеволода со всей его семьей новгородцы посадили под арест на целых два месяца. Иногда князей изгоняли, а иногда отвергали ставленника великого князя, если он не устраивал.
До начала XII века князь назначал посадника, но уже в 1130-е годы эта важная должность становится выборной. После смерти архиепископа Нифонта выбирать новгородцы стали и своего епископа. Избранник потом должен был получить рукоположение от митрополита Киевского и всея Руси, и этим Новгород сохранял себя в единстве со всей Русской православной церковью и в рамках православия в целом, так как митрополит на Руси ставился в Константинополе. Кроме того, само получение от Царьградского патриарха архиепископского титула свидетельствует, возможно, о существовании особых доверительных отношений. Они сложились ввиду проявленной верности Новгородского епископа каноническому праву в деле с митрополитом Климентом и, может быть, благодаря тем невидимым связям, которые были необходимы новгородским купцам для осуществления успешных торговых операций. Если вспомнить еще и о том, что должность тысяцкого тоже с XII века становится избираемой, то получается полное впечатление реально действующей средневековой демократии.
Князь с дружиной нужен был Новгороду скорее как продолжение традиции, которая помогала чувствовать себя наравне с другими княжествами, и как защитник интересов, но он постоянно ущемлялся в правах. Новгородская I летопись рассказывает о призвании в 1228 году князя Ярослава Всеволодовича: «Поеди к нам... на всей воли нашей и на всех грамотех Ярославлих ты наш князь, или ты собе, а мы собе». И чем дальше, тем больше Великий Новгород пытался положить пределы князю в его политических и экономических притязаниях. Богатый город не хотел зависеть ни от киевского князя, ни от великих князей Владимиро - Суздальской Руси. Ему пришлось покориться Московской Руси, но свое значение он потерял всецело только тогда кода на берегах Невы (за господство над которыми будет воевать еще Александр Ярославич) Петр I поставил новую столицу. Слава Великого Новгорода потускнела в силу потери им своего наиважнейшего значения как центра торговых путей, идущих на запад и восток. С нашей точки зрения, именно торговля определяла особенности социально-политического устройства Великого Новгорода. Интересно вспомнить, что еще великий Платон считал непозволительным для граждан Афин заниматься торговлей, ибо, способствуя быстрому обогащению, она развращает и превращает правильно устроенное аристократическое общество сначала в государство чести и ценза, затем приводит к власти богатых олигархов, а затем, вслед за кратким периодом демократии, наступает тирания. История, конечно, гораздо сложнее, но все же даже на примере одного Великого Новгорода можно усмотреть гениальную прозорливость великого философа.
Первая жена Ярослава Всеволодовича половчанка, умерла за семь лет до рождения Александра. Предполагается, что матерью Феодора и Александра была вторая жена князя, дочь новгородского князя Мстислава Удалого и его жены Марины Котяковны, княжны половецкой. Это во многом объясняет, почему Ярослав Всеволодович привез своих малолетних сыновей именно в Новгород.
Воспитанный с детства вместе со свои старшим братом Феодором в новгородских традициях, Александр Ярославич очень быстро вырос из границ местнических интересов княжества. И дело здесь не только в личном примере его великих предков, стремившихся к объединению Руси под единым началом - князь был верным сыном православной церкви, которая делала славянские племена едиными в языке, культуре, вере законе. Кроме того, город, наполненный различного рода рассказами путешественников и торговцев обо всем том, что происходило в мире, становится для молодых князей школой общемировой политики.
А время было сложное. Казалось, что в этом христианском только по названию мире все воевали со всеми. XII - начало XIII вена для Руси были временем беспрерывных междоусобных войн. Количество князей все увеличивалось, а городов, способных удовлетворить их потребности, не становилось больше. Да и в Европе было никак не спокойнее. Германский император Фридрих II почти непрерывно враждовал с престарелым римским понтификом Григорием IX, умершим в 1241 году в возрасте 94 лет. После короткого перерыва власть в Риме перешла к бывшему генуэзскому кардиналу, который стал папой под именем Иннокентий IV (июль 1243). Спасаясь от Фридриха, он бежал в Лион под защиту короля Франции Людовика IX Святого, которого, кстати, по его значению для европейской истории иногда сравнивали с благоверным князем Александром Невским. Там в 1245 году папа Иннокентий созвал собор, на котором главным вопросом была анафема императору Фридриху. Но Также были приняты решения о необходимости переговоров с восточными христианами о воссоединении, что, возможно, и было причиной адресованных в 1247-м Александру Невскому писем о единении и совместном противодействии монголам, против которых западные епископы призывали организовать крестовый поход. Правда, собирать его на Западе Европы было по большому счету некому. Восточная Европа, включая Венгрию, Чехию и Польшу, была уже разорена монголами, а Людовик IX в перерывах между локальными войнами с англичанами занимался подготовкой крестовых походов для освобождения Святой земли.
Но главной бедой для православной Руси в то время было завоевание рыцарями Четвертого крестового похода Константинополя. На месте столицы всего православного восточного мира было организовано маленькое латинское королевство под управлением Балдуина II, тоже, заметим, активного участника Лионского собора 1245 года. В это время патриарх Константинопольский находился в Никее, совсем рядом с бывшей столицей, при дворе императора Феодор II Ласкариса. А будущий узурпатор власти его сына освободитель Константинополя (1260) Михаил Палеолог строил свои спасительные для Византии планы.
Для совсем еще молодого Александра, победителя шведов на Неве и немецких рыцарей на Чудском озере, поездка в Орду стала ярчайшим подтверждением правильности политики своего отца Ярослава Всеволодовича по отношению к монголам. Разоренная и утопающая в своих раздорах и на юге, и на северо-западе (даже после Батыева нашествия) Русь не могла ничего противопоставить своим врагам на востоке. Согласиться же на уговоры папы Иннокентия IV о присоединении к римско-католической церкви ради совместного крестового похода против Орды было для благоверного князя Александра психологически невозможно. Да и пример его отца, вероятно, отравленного в Орде по подозрению в возможности заключения союза с Римом, делал чрезвычайно опасным ведение двойной игры с монголами.
Ни литовскому князю Миндовгy, который притворно принимал католическую веру, ни великому князю Даниилу Романовичу Гaлицкому, который перед опасностью второго на шествия ордынцев принял от Иннокентия IV королевскую корону в обмен на обещание объединительного крестового похода, эти компромиссы не принесли никакой пользы. Во все времена различного рода спекуляции на вероучительных принципах ради политических выгод приводили только лишь к большим бедам. Великий князь Александр Невский в этом отношении оказался, можно сказать, почти единственным исключением. Его политика была направлена на то, чтобы восстановить, по возможности, русские города и объединить княжества под единой крепкой властью. Собственно, здесь не было на ничего нового. Его предшественники великие князья киевские, а потом и владимиро-суздальские всегда к этому стремились, только во времена Александра Ярославича проблема эта оказалась вопросом жизни и смерти Русской земли.
Проблема была не только в том, что города были сожжены. Монголы уводили с собой лучших русских мастеров и ремесленников, а это, в свою очередь, приводило к тому, что затруднительно было торговать и строить. Даже в Великом Новгороде, который ордынцы не разрушали, на многие годы затормозилось каменное строительство. И великим делом князя Александра было сохранение этого города для Руси ради продолжения торговых и культурных отношений с Западной Европой. Его победы были важны не ради побед самих по себе и защиты границ, но и для обеспечения торговых преференций на новгородских условиях. «И прислали немцы послов во Псков и Новгород, прося мира на всей воле новгородской и псковской, и тако заключили мир».
«Воле» Александра Новгород покорился не сразу, но постепенно ввиду возрастающих угроз и непреклонной воли князя. Новгородцы приглашали его не только для ведения войн, но и для подавления смут и разрешения трудных задач по усмирению выступлений против монгольских сборщиков дани или тех, кто пришел исчислить народ в интересах Орды. Новгород и боготворил, и ненавидел своего князя одновременно, но никакой политической альтернативы победителю шведов, орденских крестоносцев и литовцев в еще те времена не существовало. Новгородская «господа» исходя из сугубо политико-экономических интересов, сама приглашала князя Александра для подавления народного недовольства сбором несправедливой дани.
В 1262 году в Новгороде князь Александр заключил мирный договор с литовским правителем Миндовгом, который демонстративно отказался от католической веры, предав огню после победы при озере Дурбе в 1260-м несколько рыцарей в жертву языческим богам. Тем же летом Миндовг совершил поход против Ордена, но княжеская дружина во главе с девятилетним сыном Александра Невского опоздала принять в нем участие, а осенью того же года великий князь, собираясь свою последнюю поездку в орду, заключили мирные договоры с Ригой, Ливонским орденом, Любеком островом Готланд.
В Сарай-Берке Александр Невский exал, чтобы отмолить русских людей от призыва на войну монголов с иранским ханом Хула-гy. Интересно, что эта война не нужна была Михаилу XIII Палеологу, который в 1261 году освободил Константинополь от латинян Балдуина II и делал все возможное, чтобы обезопасить себя от нашествий с запада (переговоры с папой об объединительном соборе, дабы обезопасить себя от агрессии Карла Анжуйского) и востока. В то время иранский хан был удобным противовесом туркам-сельджукам, которые традиционно угрожали Византии.
Трудно сказать имел ли благоверный князь в виду эти трудности византийского императора, но близкий Александру человек митрополит Кирилл III, бывший печатник при дворе галицкого князя Даниила Романовича, в 1246-1247 годах был в Никее у патриарха Константинопольского. Кстати, по пути он вел успешные переговоры о браке между Даниилом Романовичем и дочерью венгерского короля Белы IV, а в 1250 году привез в жены тогда еще великому князю Владимирскому Андрею Ярославичу дочь Даниила Галицкого.
В 1251 году в Великом Новгороде митрополит Кирилл впервые встретился с Александром. Тот после смерти своего отца мира получил в Орде право быть великим князем разоренного и уже не имеющего никакого политического влияния Киева, в то время как его брат Андрей стал великим князем владимиро-суздальским. В этом была намеренная политика монголов сохранять себя от во- возможного объединения русских княжеств. После С.М. Соловьева большинство историков, особенно западных, очень некритично рассматривая историю того времени, ставят в вину Александру Ярославичу его возможное участие в организации карательного похода Неврюя против князя Андрея. Однако как-то принято стало забывать, что в это время был еще жив родной брат Ярослава Всеволодовича, который считал себя обойденным в этой борьбе за великокняжеский престол, да и Александр Невский никак не мог по времени успеть к организации похода Неврюя. Его последующие отношения с бежавшим после поражения в Швецию братом, их совместная поездка в Орду никак не свидетельствуют о возможном предательстве.
В 1251 году, возвратившись из Орды, Александр не поехал в Киев, а вернулся к себе в Новгород. Здесь князь сильно разболелся. В это же время умирает и его первая жена Княгиня Александра. И чрезвычайно важная, даже, можно сказать, промыслительная встреча его с митрополитом Кириллом, его единомышленником и другом, тоже состоялась на берегах Волхова. Здесь, возможно, и оформился окончательно этот судьбоносный для Руси план: ведя примирительную политику с монголами через принявшего крещение Сартака, обеспечить на выгодных условиях для Новгорода его торговлю со странами Западной Европы.
В этом отношении необходимо особенно отметить, что в 1261 году при активном содействии Великого князя Александра митрополит Кирилл открыл в Сарае православную епархию. Там в это время уже было много русских людей, которые и по своей, и не по своей воле вели свои и чужие дела, и духовное попечение о которых было предлогом для строительства христианской православной жизни. Но и монголы до принятия ислама были достаточно веротерпимы, и среди них много было христиан, хоть в большинстве своем и несторианского направления.
В современной исторической литературе часто можно встретить и обвинения Александра Невского в непомерной жестокости. Действительно, и в западных, и в отечественных источниках встречаются упоминания о жестоких средствах ведения войны и подавления сопротивлений различного рода. Скажем, в житии есть такое сообщение: «В то же время умножился народ литовский, и начали разорять волости Александровы… и побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей их избил, а других взял в плен, слуги же его, издеваясь, привязывали литовцев к хвостам своих коней. И стали они с того времени бояться имени его». Упоминания о жестокости участников средневековых войн нередки в источниках.
Так показателен случай из истории крестовых походов. Однажды крестоносцы, прогнав врагов, захватили в плен целый гарем. По воспоминанию участника тех событии, благочестивого христианина: «Мы не сделали им ничего плохого. Только пронзили их копьями».
Жестокость по отношению к врагам в известных нам случаях из жизни Александра Ярославича была всегда оправдана высшими интересами. Нельзя сказать, что выбор средств у него соответствовал гуманистическому лозунгу «цель оправдывает средства»: к его борьбе за спасение отечества, скорее, применима формула «цель средства определяет». Вот и автор жития пишет, как Александр, прогнав шведов, попытавшихся поставить город и крепость на реке Нарове, «срыл город до основания, а самих их - одних повесил, а других с собой увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был он милостив свыше меры».
В ту далекую эпоху нужны были сила и мужество, чтобы отстаивать христианские ценности. Александр эту силу и мужество имел в избытке. «Князь же Александр, - пишет автор жития, - пришел во Владимир после смерти отца своего с большим войском. И был грозен приезд его, и промчалась весть об этом до самого устья Волги. И стали жены моавитские пугать детей своих, говоря «Александр князь едет!»
Обретение мощей благоверного князя.
Почитание благоверного великого князя Александра Невского начинается сразу после его смерти. Не может не тронуть читателя житийное описание смерти благоверного князя, перед смертью принявшего схиму с именем Алексий. «Дети мои, - восклицал митрополит Кирилл, - знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдется ни один подобный ему князь!» И весь народ отвечал: «Уже погибаем!» И всех поразило чудо, бывшее при гробе, когда в зимнюю пору окоченелая рука великого князя сама взяла отпустительную грамоту из рук митрополита Кирилла. Свидетелем же этого поразившего всех чуда был монах Севастьян, эконом Рождественского монастыря во Владимире. Автор жития, написанного, вероятно, около 1280 года, называл себя домочадцем и очевидцем жизни великого князя Александра. Митрополит Кирилл в послании сыну Александра Невского еще не называл его святым: «...ведай, сын мой князь, как великие князья, твои прадеды и деды, и отец твой, великий князь Александр, украсили Церковь Божию...» Но уже в Лаврентьевском списке летописи (рукопись 1377 года) князь Александр назван «святым», так же как и «святый князь Володимер», крестивший Русскую землю. И в XIV веке было видение во Владимире двум старцев, пришедших ко гробу Александра, чтобы помочь Дмитрию Донскому. В 1380-1381 годах при митрополите Киприане во Владимире в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы произошло обретение мощей благоверного князя. Само описание этого события относится к XVI веку, но ничто не мешает нам говорить о реальности времени описываемого исторического факта, так как о его мощах есть упоминание в связи с пожаром 1491 года. К 1508 году относится фреска Благовещенского собора Московского Кремля, на которой благоверный князь Александр изображен с нимбом вместе с московским князем Иваном Калитой. Официальная канонизация великого князя Александра была проведена на Московском соборе 1547 года, когда митрополит Макарий, бывший ранее Новгородским сила и архиепископом, Предложил установить празднование ему по всей России.
Заключение.
Если к выше сказанному прибавить и то, какой популярностью в России во все во времена пользовалось житие благоверного великого князя Александра Невского, то можно с уверенностью констатировать естественное и неуклонное распространение его почитания среди благочестивого русского народа.
В самые трудные времена для России его имя всегда упоминалось как пример стойкого и мужественного защитника веры православной и отечества. Даже отрицавшие национальную историю и православные традиции в угоду классовый интересам большевики в годы Великой Отечественной войны вынуждены были вспомнить его имя и подвиги.
Образ благоверного князя Александра в схимнических ли одеждах или в доспехах воина, молящегося за землю русскую, навсегда стал для православного русского человека иконой благочестия и школой истинного патриотизма.
Список использованной литературы
1.Российский исторический журнал «Родина» №8, август 2013
Интернет - ресурсы:
Два морехода
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Сила слова
Хитрый коврик
Валентин Берестов. Аист и соловей