1. Исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц в ЯНАО 2. Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края. 3. Формировать и развивать навыки проектной исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 45.73 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»
муниципального образования г.Ноябрьск
Информационный проект
Зимующие птицы нашего края
Автор проекта:
ученик 1а класса Афеев Кирилл
Руководитель проекта:
Бобровникова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов.
2013-2014 учебный год
Содержание
Введение. Актуальность темы. 3
1. Цели и задачи проекта. 3
2. Основная часть . Теоретическая часть.
2.1. Зимующие птицы нашего края. 4
2.2. Практическая часть. Чем кормить птиц. 8
Заключение 9
Информационные ресурсы: печатный и электронный материал 10
Приложение 11
Введение
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем!
Их надо кормить,
И тогда им будет легко пережить холода.
Актуальность выбранной темы
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Идет зима. Стоят трескучие морозы. Зимний лес утопает в снегу. Тяжелая это пора для птиц. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь неправильно подкармливая птиц, легко им навредить.
Прочитав об этом в энциклопедии, я задумался, а какие птицы живут у нас в микрорайоне зимой?
Проблема проекта.
Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека? Как человек может помочь зимующим птицам?
Для решения проблемы мне нужно было ответить на вопросы:
Мною был намечен план действий.
1. Цели и задачи проекта.
Цель моей работы:
изучить образ жизни и поведение птиц нашего края.
Задачи проекта:
2.Основная часть
2.1.Зимующие птицы нашего края
Из литературы я узнал, что на зиму птиц остаётся немного. Это различные виды синиц, поползни, дятлы, клесты, чижи, щеглы, овсянки, сойки. На зиму прилетают – чечётки, снегири, свиристели.
Клесты
Это птицы, которые выводят птенцов в самые трескучие морозы. Питаются семенами, которые ловко добывают из еловых шишек.
Дятел
В любое время года в лесу слышен стук дятла. Он долбит своим сильным клювом кору дерева, доставая из-под неё насекомых-вредителей
Синица
В наших лесах можно встретить синиц нескольких видов. Самая крупная из них — большая синица (длина тела 15 см, масса около 20 г) . Название «синица» возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску.
У синиц различных видов есть много общего. В основном они ведут оседлый образ жизни, лишь частично совершая кочевки на близкие расстояния. Однако синицы, живущие в северных районах тайги, к зиме перелетают в более южные места. Стайки синиц обращают на себя внимание не только в лесу, но и вблизи от человеческого жилья, когда наступившая зима заставляет их искать корм повсюду.
Сильным конусовидным сплюснутым с боков клювом они проникают в трещины коры деревьев и извлекают оттуда яйца, личинки, куколок и взрослых насекомых, большинство которых относится к вредителям лесов, садов, парков. Клювом синицы легко вытаскивают также семена из-под чешуек хвойных деревьев и расклевывают различные плоды.
Некоторые синицы не боятся заглядывать в форточки домов и клевать между оконными рамами хранящиеся там продукты: масло, сало, творог. Всюду, где есть кормовые столики и кормушки, синицы посещают их. В лесу стайки синиц всю зиму кочуют совместно с корольками, пищухами, поползнями, сопровождая дятлов. Обладая сильными, толстыми ногами с крепкими пальцами и загнутыми когтями, синицы ловко прицепляются к любой ветке ели, сосны или другого дерева и, качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследуют все щели в коре, углубления в пазухах листьев и другие самые скрытые убежища, извлекая из них оцепенелых от холода насекомых. Такая деятельность синиц особенно полезна потому, что они уничтожают вредителей не только летом, но и зимой, когда большинство насекомоядных птиц улетают в теплые края.
Кроме того, синицы добывают насекомых из таких укрытий, которые недоступны для других более крупных, чем они, птиц (например, дятлов). Синицы очень прожорливы, поедая за сутки столько пищи, сколько весят сами. Осенью и зимой синицы некоторых видов заготавливают корм про запас, пряча насекомых и семена в трещины коры, щели между хвоинками.
Воробей
Это маленькая птичка, которую в любое время года можно увидеть около дома. Длина тела воробья достигает 16 см, а масса 23—35 г. Общая окраска оперения — вверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой.
Чем же самец отличается от самки? Наличием большого чёрного пятна охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а иногда тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом и места бледная серо-жёлтая полоса.
Домовый воробей ведёт оседлый образ жизни. Воробьи живут самостоятельно, очень многие селятся в самой непосредственной близости от человека. Обычно воробьи устраивают гнезда примитивные и где придется: под крышей дома или под карнизом; наличником окна или в старой водосточной трубе, под стропилами или в дупле растущей в саду дерева
Зимой воробьям приходится не просто. Они держатся в основном стайками, которые сохраняются в течение всей зимы. Живут поближе к человеку. Очень помогаю им всевозможные кормушки, которые люди устраивают на ветках деревьев и за своими окнами. Учитывая то, что много молодых птиц гибнет в первую зиму, люди в меру своих возможностей, должны помогать птицам с кормом в суровые холода.
Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов. В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда садах, весной цветочные почки.
Поползень
Живёт в лесу. По стволам деревьев ползает вверх и вниз в поисках личинок и своих запасов.
Снегирь
Прилетает к нам на зимовку. Питается семенами хвойных деревьев, ягодами, почками. Обитает недалеко от жилья человека.
Свиристель
С места на место всегда перелетают стайками. Питаются ягодами. За день съедают столько, что вес съеденного превосходит вес птичек
Во время прогулки по нашему микрорайону Вынгапуровский, я увидел: синиц, ворон, дятла, воробьёв.
Из литературы я также узнал, что вовсе не холод заставляет птиц покидать родные места. В основном они улетают из недостатка пищи, потому что зимой исчезают растения, насекомые и мелкие животные, которыми они питаются. А в тёплых краях еды в это время достаточно.
Зимой птицы нуждаются в помощи человека. И человек должен заботиться о них. Необходимо развешивать кормушки, подкармливать их. Без помощи людей птицы погибнут. Ведь зимой очень мало корма для них.
Оказывается, самыми распространенными зимующими птицами нашего края, являются воробьи и синицы.
В городах и поселках воробушков стало мало, потому, что люди перестали кормить их с прежней щедростью.
Понаблюдав за птицами внимательнее, я узнал, что воробьи все время держатся стаями. Воробьи и синицы нигде не бывают вместе.
В наших краях можно встретить синиц нескольких видов. Самая крупная из них — большая синица. Синицы очень прожорливы, поедая за сутки столько пищи, сколько весит сама синица.
В течение месяца я проводил наблюдение за птицами. В результате наблюдений у меня получилась сравнительная таблица, которая отражает особенности поведения птиц.
Сравнительная таблица особенностей поведения птиц
Позиция наблюдения | Синица | Воробей |
1. Встречаются зимой и летом? | Обитают около жилья человека зимой. Летом можно увидеть крайне редко. | Обитают около жилья человека круглый год. |
2. Где можно встретить? | В любом месте посёлка. | В любом месте посёлка. |
3. Как можно увидеть птиц в посёлке? | Отдельные птицы или небольшие группы до 5. | Стайками до 30 птиц. |
4. Где чаще встречаются птицы? | На деревьях по 1-2 птицы. | На деревьях и земле стайками по 20-30 птиц. |
5. Какие места питания? | Деревья с ягодами и кустарники с семенами. | Мусорные контейнеры, деревья с ягодами. |
Наблюдая постоянно за птицами по дороге в школу и обратно, я заметил, что птиц можно увидеть не только на деревьях и местах скапливания отходов, но и у жилья человека в специально оборудованных кормушках.
Я тоже решил изготовить кормушку. Мне на помощь пришел папа. Мы вместе смастерили кормушку и назвали ее «Ресторан «Кар-Кар». Повесили кормушку сначала около дома на дереве, но туда почему-то птицы летели с неохотой. Тогда мы перевесили кормушку около окна моей кухни. Она находится в укрытом месте и корм не сдувает ветром. Я регулярно чищу свою кормушку. К ней чаще всего прилетают синицы.
Больше всего меня интересовал вопрос, а чем же любят лакомиться воробьи и синицы зимой?
Эти птицы имеют характерный маленький и очень крепкий клюв, которым удобно разгрызать зерна и семена, я подобрал для них семечки, пшено и гречневую крупу. В течение недели я наблюдал за количеством птиц у кормушки и их предпочтениями в еде.
В итоге выяснилось, что большей популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке на протяжении всех экспериментальных дней.
Для разнообразия меню можно положить кусочки сала и мяса в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное.
Белый хлеб нужно, предварительно подсушить и мелко растолочь – крупные замёрзшие куски птицам «не по зубам». Чёрный ржаной хлеб птицам вреден!
Перловую крупу, горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно поедают овсянку «Геркулес» и пшённую.
Я составил памятку, с которой познакомил своих одноклассников.
Памятка «Как подкармливать птиц?»
Заключение
Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях – вороны, синицы, воробьи.
Мои наблюдения помогли мне больше узнать о жизни зимующих птиц.
Губит птиц не холод, а голод. Каждый школьник может помочь птицам, повесив кормушку у себя на балконе. Этим мы можем спасти многих птичек от гибели зимой. А летом они нам помогут защитить растения от вредителей.
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
Мы с папой создали видеоролик о птицах, которые постоянно гостят в нашем ресторане «Кар-кар».
В результате работы над проектом я:
- узнал о зимующих птицах нашего края,
- понял, что птицы нуждаются в помощи человека,
- буду помогать птицам в тяжелое зимнее время, всегда следить, чтобы в кормушке был корм и порядок,
- выступил перед своими одноклассниками, учениками 1б класса и второклассниками из группы продленного дня и рассказал им о том, как птицы нуждаются зимой в помощи людей.
В дальнейшем я буду продолжать изучать жизнь зимующих птиц и попробую изготовить кормушку сам из подручных материалов.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Предмет |
Окружающий мир |
Возрастная категория |
1 класс |
Тип проекта |
Информационный |
Название проекта |
Зимующие птицы нашего края |
Аннотация проекта |
Проект ориентирован на учащихся начальной школы и направлен на развитие экологического образования школьников. В ходе работы над проектом была изучена информация о зимующих птицах нашей местности. Данная работа помогает расширить знания детей о питании птиц зимой, о правильной подкормке, о разных видах кормушек. В ходе проекта ученик научится искать информацию, проведет исследование, сделает соответствующие выводы. Данный проект, расширил кругозор детей, обогатил пассивный словарь, активизировал речь учащихся. |
Сроки проведения проекта |
Январь-март 2014 года |
Проблема, решению которой посвящен проект |
Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека? Как человек может помочь зимующим птицам? |
Дидактические цели проекта |
Расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища) через организацию познавательной, продуктивной и проектной деятельности. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формировать потребность участвовать в разнообразной творческой созидательной деятельности в природе, охранять природу, формировать чувство сострадания, милосердия через заботу о птицах и бережное отношение к природе. |
Методические задачи |
- провести анализ источников по теме проекта; - выяснить, какие зимующие птицы обитают в микрорайоне; - собрать информацию о зимующих птицах; - провести наблюдение за образом жизни и питанием зимующих птиц; - изучить, как приспосабливаются к зимним условиям зимующие птицы. |
Актуальность проекта |
В наш не простой век, когда вопросы экологии так значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. |
Проблемные вопросы / темы исследований |
- Какие птицы зимуют в микрорайоне Вынгапуровский? - Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека? - Чем можно кормить зимующих птиц? |
Этапы пути |
|
Формы работ учащегося |
- наблюдение; - практическая; - выступление перед одноклассниками. |
Форма представления работы |
|
Возможности развития проекта |
В дальнейшем возможна работа по дальнейшему изучению информации о зимующих птицах Сибири, работа по изготовлению простейших кормушек из подручного материала самостоятельно. |
Информационные ресурсы: печатный и электронный материал |
|
Используемые информационные технологии и программные продукты |
|
Консультации со специалистами |
Учитель начальных классов, родители. |
Материалы и оборудование |
Для изготовления кормушки: древесина, пила, гвозди, молоток, камыш (или сухая трава). |
Выводы, сделанные учащимся в ходе проекта |
В нашем микрорайоне рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, сороки, вороны. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. Человек может помочь перезимовать птицам, строя кормушки и постоянно пополняя в них корм. |
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Император Акбар и Бирбал
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Спасибо тебе, дедушка!
Одеяльце