Данная курсовая работа по теме «Предпосылки возрождения классической акварельной живописи в современной России», ориентирует современных художников, работающих в других живописных техниках на более пристальное внимание к технике акварельной живописи, как к не до конца освоенной, изученной, «по новому современной» технике живописи и графики.
Новый XXI век начинается со свежей энергии, с чего-то нематериального, с утраты формы и ее обретения, заботясь о прозрачности и цвете… Акварель – это то, что воплощается во всех этих параметрах нового века, она творит вселенную, в которой всегда уютно и хорошо.
Картина в целом влияет на наше самочувствие. Акварель окрашивает интерьер в оптимистичные цвета. Заставляет почувствовать себя комфортно. Современная акварель подчинена одному – гармонии.
Сложность и агрессивность многих картин угнетает, мы все мечтаем о прекрасном будущем, когда жизнь станет проще и удобней. Художники всеми силами приближают это будущее, создавая легкие и воздушные акварели.
«Мы никогда не стоим на месте, вечно в движении, вечно в поисках нового – говорят художники - Мы чувствуем творческую свободу и создаем оптимистическое настроение картины. Это и есть искусство.
Целью данной работы является изучение основных этапов развития классической акварельной живописи, и предпосылок её возрождения в современной России, а также знакомство с творчеством современных художников – акварелистов возрождённых школ акварели.
В работе рассматриваются такие темы как: исторические пути развития искусства акварели как материала живописи и графики, посредством ознакомления с творчеством художников прошлого; традиции акварели в России, тенденции возрождения классической акварельной живописи ; акварель в современной России.
Анализируя литературу, рассмотрены проблемы современной акварельной живописи. В связи со сложностью акварельной техники мало художников используют её в своих произведениях. Акварель требует верной руки, чувства цвета, чёткости мазка. В направлениях же современного искусства легче всего использовать живопись маслом, при неимении академического образования. В художественных вузах акварель используется на начальных стадиях обучения, как переходный материал. Обучению технике акварели, как виду живописи уделяется мало внимания. Возрождение академических школ акварели, где даются навыки овладения техникой акварели каждому желающему, в какой то мере, решает эту проблему.
Вложение | Размер |
---|---|
Предпосылки возрождения классической акварельной живописи в современной России | 226 КБ |
МБОУ СОШ № 123
г.о. Самары
Учебно-исследовательская конференция
«Диалоги об искусстве»
Тема:
Предпосылки возрождения классической акварельной живописи в современной России
Выполнил:
Ученик 9 «а» класса
Мартынов Андрей Александрович
МБОУ школы № 123
Советского района
Учитель Изобразительного искусства:
Шайсултанова А.Г.
Тел. Школы:
995-07-84
г. Самара 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Стр.-3
Глава 1. Исторические пути развития акварели Стр.-6
1.2 Традиции акварели в России Стр-10
Глава 2. Возрождение русской акварельной живописи Стр. - 13
2.1 Тенденции возрождения классической акварельной живописи Стр.- 14
2.2 Акварель в современной России Стр.- 15
Заключение Стр. - 19
Список используемой литературы Стр. - 21
Приложение Стр. - 23
Введение
Акварель (итал. aquarelle или aqua-tento, франц. aquarelle, англ. painting in water colours, нем. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei) - означает живопись водяными
(то есть - водорастворимыми) красками.
Что есть акварель в современном мире?
Новый XXI век начинается со свежей энергии, с чего-то нематериального, с утраты формы и ее обретения, заботясь о прозрачности и цвете… Акварель – это то, что воплощается во всех этих параметрах нового века, она творит вселенную, в которой всегда уютно и хорошо.
Картина в целом влияет на наше самочувствие. Акварель окрашивает интерьер в оптимистичные цвета. Заставляет почувствовать себя комфортно. Современная акварель подчинена одному – гармонии.
Сложность и агрессивность многих картин угнетает, мы все мечтаем о прекрасном будущем, когда жизнь станет проще и удобней. Художники всеми силами приближают это будущее, создавая легкие и воздушные акварели.
«Мы никогда не стоим на месте, вечно в движении, вечно в поисках нового – говорят художники - Мы чувствуем творческую свободу и создаем оптимистическое настроение картины. Это и есть искусство.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что искусствоведы отмечают, что некогда распространенная техника акварельной живописи, в настоящее время почти забыта и воспринимается как искусство графики, а не живописи.
Предприняты первые шаги возрождения классической акварельной живописи. Необходимо проследить более пристально и глубоко этот процесс. Возрождение русского акварельного искусства - основная задача. Проблема заключена в том, что процесс развития и возрождения акварели в современном обществе и художественной среде, недостаточно хорошо освещён и изучен.
Целью данной работы является изучение основных этапов развития классической акварельной живописи, и предпосылок её возрождения в современной России, а также знакомство с творчеством современных художников – акварелистов возрождённых школ акварели Санкт-Петербурга и Москвы.
В задачи исследования входит:
- определить исторические пути развития искусства акварели как материала живописи и графики, посредством ознакомления с творчеством художников прошлого;
- рассмотреть традиции акварели в России
- проследить тенденции возрождения классической акварельной живописи;
- проанализировать литературу по проблеме развития акварельной живописи;
- выявить закономерность возрождения традиций классической акварельной живописи в современном обществе.
Объектом исследования является акварельная классическая живопись. Предмет исследования – возрождённые школы акварели Санкт-Петербурга и Москвы.
Методы исследования:
1)анализ литературы по проблеме развития акварельной живописи.
2) анализ произведений художников - акварелистов прошлого и современных художников.
3) ознакомление с публикациями, статьями по исследуемой теме.
4) ознакомление с работами современных художников-акварелистов.
Теоретическая значимость:
Данная курсовая работа по теме «Предпосылки возрождения классической акварельной живописи в современной России», ориентирует современных художников, работающих в других живописных техниках на более пристальное внимание к технике акварельной живописи, как к не до конца освоенной, изученной, «по новому современной» технике живописи и графики.
Курсовая работа включает в себя: введение, две главы с разделами, заключение, приложение.
.
Глава I. Исторические пути развития акварели
1.1 Исторические пути развития искусства акварели как материала живописи и графики, посредством ознакомления с творчеством художников прошлого.
Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; ещё в 1829 году Монтабер в "Trait e Complet de la peinture" упоминает о ней лишь вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на её позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками.
Расцвет акварели совпадает с упадком монументальной стенной живописи и со временем увлечения рисованием и писанием непосредственно с натуры, то есть со второй половины XVIII века. Нет сомнений, что перемены совпадают с важными кризисами в области изобразительных искусств - с потерей контакта между живописью и архитектурой и с усилением в графике репродукционных задач.
Акварель - искусство тончайших нюансов и в то же время недомолвок - современница классицизма, тенденциям которого она прямо противоположна. Акварельная живопись в современном понимании зарождается в Англии. Возможно, что отчасти ее зарождению содействовала сама природа Англии с ее облачностью и туманами - текучий ритм акварели как нельзя более пригоден для передачи воды, воздуха, рассеянного света. В годы деятельности Гертина, Тернера, Котмэна акварель считалась национальным искусством англичан. Второй расцвет акварель пережила в пору импрессионизма (Уистлер), когда почти каждый живописец пробовал свои силы в акварели.
Главное связующее вещество акварели - гуммиарабик - легко растворяется в воде, но не позволяет один сырой слой краски перекрывать другим. Поэтому же в акварели трудно достигнуть кладки равномерного слоя. Можно было бы сказать, что преимущество акварели вытекает из естественных трудностей ее техники. Акварель требует быстрой работы, но ее привлекательность как раз в свежести и беглости впечатления. Белый или красочный фон, который просвечивает сквозь тонкий слой краски, намеренно незакрытые поля белой бумаги; текучие, мягкие, светлые переходы тонов - главные стилистические эффекты акварели.
Поздняя готика и эпоха Ренессанса выдвинули в Северной Европе целый ряд выдающихся мастеров акварели - в Нидерландах братьев Лимбург и Губерта ван Эйка, во Франции - Жана Фуке, в Германии - Дюрера - как в рукописных миниатюрах, так и в пейзажных набросках.
Итальянское искусство эпохи Ренессанса совершенно игнорировало акварель, поскольку она не могла конкурировать со стенной живописью и была полностью подчинена графике, рисунку (не случайно в акварелях старых мастеров сквозь краску всегда проступают штрихи карандаша или пера).
Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания.
В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).
Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.
Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.
В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.
Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.
К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи.
1.2 Традиции акварели в России
Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге. Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать — Петр Фёдорович Соколов (1791—1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.
Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799—1852) и его брат — архитектор Александр Брюллов (1798—1877). Акварелисты Василий Садовников (1800—1879) и Людвиг Премацци (1818—1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.
Во второй половине XIX века, в ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Михаилом Клодтом (1832—1902), маринистами Львом Лагорио (1828—1905) и Александром Беггровым (1841—1914). Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин (1844—1930), Михаил Врубель (1856—1910), Валентин Серов (1865—1911).
Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.
Кульминацией развития русской акварели явилась организация в 1880 году «Общества русских акварелистов». (до 1887 г. — Кружок русских акварелистов, в 1907—1917 г.г. — Императорское общество русских акварелистов, с 1998 г. — возрождено как Общество акварелистов Санкт-Петербурга) — художественное объединение. Основано в 1880 по инициативе художника и педагога Э. С. Вилье де Лиль-Адана.
Согласно Уставу Общества, утверждённому 11 июля 1887 года, целью объявлялось содействие «успеху и развитию акварельной живописи в России». В 1907 году, в связи с двадцатипятилетием, прошла юбилейная выставка, и Общество, за вклад в развитие акварельной живописи, по Высочайшему рескрипту стало именоваться Императорским. Покровительство императорской фамилии было не случайным: деятельность Общества акварелистов отличалась широтой и активностью. За четверть века им было проведено тридцать восемь выставок в Петербурге, Москве, Риге, Гельсингфорсе, Мюнхене. В 1890 году, ещё до открытия, десятую выставку петербургских акварелистов посетил Александр III, и с тех пор члены императорской фамилии регулярно бывали на ежегодных акварельных вернисажах. Общество акварелистов регулярно устраивало традиционные «Пятницы акварелистов», своего рода художественно-артистические, музыкально-литературные встречи. Они проходили в Академии художеств в октябре и завершались в первую пятницу апреля.
Первым председателем общества стал академик Альберт Бенуа, В дальнейшем общество возглавляли А. С. Егорнов и С. Ф. Александровский, последним председателем в дореволюционный период был Р. А. Берггольц. За годы существования общества его действительными членами являлись такие известные мастера акварели, как А. К. Беггров, Альб. Н.Бенуа, А. П. Боголюбов, Ф. Ф. Бухгольц, М. П. Клодт, Л. Ф. Лагорио, К. Е. Маковский, Л. О. Премацци, А. П. Соколов, Н. П. Химона, А. О. Шарлемань. Всего в разное время, в состав общества входило около ста человек. В 1918 году с закрытием последней тридцать восьмой выставки Общество вынужденно прекратило свою деятельность: члены этой организации были распущены, средства, принадлежащие ему, аннулированы. Однако акварельная живопись не умерла — ею занимались художники всех тогда существовавших союзов и объединений.
Импульсом к восстановлению традиций дореволюционного общества акварелистов явилась идея петербургской художницы Нины Дьяковой и искусствоведа Абрама Григорьевича Раскина о возрождении Общества акварелистов. Общество было зарегистрировано в 1998 году под председательством Н. В. Дяковой. С 2002 года Общество возглавил Ю. Д. Шевчик. Общество насчитывает более восьмидесяти действительных членов, среди которых такие акварелисты, как Е. С. Базанова, Н. В. Дьякова, К. С. Кузема, Е. А. Кузнецова, Л. В. Кондурова, О. И. Померанцев, В. В. Прошкин, Н. С. Рахманина, В. Г. Старов, А. Ю. Талащук, Цзян Шилунь
Советская школа акварели восприняла и продолжила традиции профессионального мастерства художников предыдущих поколений. Роль акварельной живописи была подчёркнута обширными Всесоюзными акварельными выставками, первая из которых состоялась в Москве в 1965 году. Среди российских мастеров ХХ века имена Николая Тырсы (1987—1942), Сергея Герасимова (1885—1964) , Георгия Верейского (1886—1962), Владимира Конашевича (1888—1963), Александра Самохвалова (1894—1971), Семёна Пустовойтова (1921-1995), Владимира Ветрогонского (1923—2002), Виктора Семёновича Климашина (1912-1960).
Советской акварели свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной А.) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков - портретам А. В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются акварели латышских художников 1960-х гг.
Вывод
Такова в общих чертах история развития русской акварели. Ее особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце ХХ века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки.
Глава II. Возрождение традиций русской акварельной живописи
2.1 Тенденции возрождения классической акварельной живописи
Европейская акварель, как самостоятельное станковое искусство, сложилась в середине XIX-го века. Но социально-политические потрясения XX-го века потребовали от всякого искусства служения назначенным идеалам. К этому никак не могла приспособиться акварель, органически ориентированная на личностное восприятие красоты, за что была сослана на задворки. С тех пор, тезис вторичности акварели, на фоне её нынешнего мирового ренессанса, потерял актуальность. Остаточные проявления пренебрежительного отношения к акварели в России, объясняются накопившимся недостатком информации и культуры восприятия акварели. В Петербурге, ликвидацией этих недостатков, занимается Санкт-Петербургское общество акварелистов (возрожденное Императорское общество русских акварелистов), вице-председателем которого является Константин Кузема.
В частности, нынешние претензии сводятся к меньшей долговечности по сравнению с маслом. Это утверждение уже в конце прошлого века стало анахронизмом, а реалии таковы:
* Масляные и акварельные краски всегда делались из одних и тех же пигментов (различие только в связующих веществах). Поэтому утверждение, что аналоги выцветают по-разному, некорректно, а если говорить об основных красках профессиональной палитры (охре, сиене и т.п.) является просто ложью. К тому же, качество красок значительно возросло со времён, например, Альберта Бенуа
* Современная профессиональная акварельная бумага, не желтеет, не становится хрупкой, не подвержена паразитам, а устойчивость к механическим воздействиям, по усреднённым параметрам, у неё выше, чем у холста. Акварель не покрывается кракелюрами и не осыпается.
2.2 Акварель в современной России
С 9 по 25 декабря 2005 года Центральный выставочный зал "Манеж" представил Третье Международное Биеннале "Арт - Мост - Акварель". Организатор: Санкт-Петербургская общественная организация "Общество Акварелистов" при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.
"Общество акварелистов" возрождает и поддерживает традиции существовавшего до революционных потрясений двадцатого века Санкт-Петербургского Императорского общества акварелистов, основанного еще в 1887 году. Первым председателем Общества был Альберт Бенуа. Общество возрождено в 1997 году усилиями заслуженного деятеля искусств РФ Абрама Раскина и петербургских художников Нины Дьяковой и Юрия Шевчика.
Санкт-Петербургское Общество акварелистов насчитывает более 80 профессиональных художников. На протяжении последних нескольких лет Общество осуществляет целый ряд экспозиционных проектов. Это такие известные в Петербурге выставки, как "Арт-Мост-Акварель", "Акватория акварели", "Арт-Хронос". За последнее время Общество провело крупные выставки в Санкт-Петербурге, Италии, Мексике. Первое Международное Биеннале прошло в 2001 году в ЦВЗ "Манеж", Второе Международное Биеннале "Арт-Мост-Акварель" проходило в Государственном музее городской скульптуры. Традиционно "Общество акварелистов" проводит выставки в ГМЗ "Петергоф" в залах музея семьи Бенуа и в выставочном зале музея "Мир воды". К выставкам выпускаются иллюстрированные каталоги.
На Третьем Международном Биеннале "Арт-Мост-Акварель" можно было увидеть произведения мастеров Санкт-Петербургской акварельной школы - членов Санкт-Петербургского Союза художников, народных и заслуженных художников России, профессоров Института имени И.Е.Репина и Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, Санкт-Петербургской промышленной академии.
В выставке принимали участие зарубежные акварельные общества и мастера акварельного искусства из Англии, Бразилии, Гватемалы, Испании, Китая, Литвы, Мексики, Финляндии, Швеции, Эстонии и других стран.
Специализированная школа акварели Сергея Андрияки.
В 1999 году в Москве открылась Московская государственная специализированная школа акварели с музейно-выставочным комплексом, которую возглавил С.Н. Андрияка.
Главные задачи Школы — развитие классической акварельной живописи, обращение к академической системе обучения, освоение, сохранение и передача будущим поколениям опыта и традиций старых мастеров. Преподавание ведется по авторской методике С. Андрияки, когда педагог работает вместе с учениками над одним заданием. Личный пример — самый короткий путь обучения.
Методика обучения
Цель образовательной деятельности Школы акварели — это возрождение, освоение и распространение академической системы обучения, получение учащимися основ художественного образования и воспитание творческой личности.
Школа является специализированным учреждением дополнительного образования, главными задачами которой являются продолжение традиций русской и мировой реалистической школы акварели и передача опыта, как старых мастеров, так и современных, будущим поколениям. В Школу принимаются на обучение дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет и взрослые с 18 лет.
Основной образовательной программой является авторская программа художественного руководителя Школы, Народного художника РФ С. Н. Андрияки «Изобразительное искусство (рисунок, живопись, композиция)». Она имеет несколько вариантов, адаптированных к разным возрастам и количеству занятий в неделю.
Возникающий живой процесс обмена профессиональными навыками между учителем и учеником уникален и является основой всего образовательного и методического процесса Школы.
2 июня 2006 года в Художественном музее Белгорода состоялась персональная выставка «Сияние красок акварели» Народного художника РФ С.Н. Андрияки.
Ведущий мастер акварельной живописи Сергей Николаевич Андрияка принимал участие во многих региональных, московских и республиканских выставках. За последние двадцать лет он организовал более двухсот персональных выставок. В своих работах он продолжает традиции известных русских художников: К.П. Брюллова, Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, М.А. Врубеля. Сергей Николаевич Андрияка акварелью увлекся не сразу. Все учебные заведения он заканчивал по масляной живописи, а акварелью занимался, как и все на начальном этапе, - три года.
Из интервью художника: «Но к этой технике у меня всегда был особый интерес, который я даже объяснить не могу. Все преподаватели мне советовали бросить это занятие, мол, пиши маслом, но я продолжал стопками носить акварельные работы. После окончания института я всерьез занялся акварелью.»
Вывод
Сегодня Россия возвращает забытое: возрождаются традиции, культура. Возрождается искусство. Это наглядное свидетельство перспективы развития современного российского искусства, достойного своей Страны и своего Народа.
Значимость Школ акварели в культурно-образовательной жизни России неоспорима. И сегодня поставлена и успешно реализуется еще одна задача: на базе специализированной школы акварели Сергея Андрияки создается Московская государственная Академия акварели и изящных искусств, учебное заведения нового типа, продолжающего лучшие традиции классического академического образования и, одновременно, адаптированного к потребностям современной художественной культуры. Организаторы школы ставят перед собой задачу не только обучать талантливых студентов из регионов, но и, по соглашению с губернаторами, готовить педагогов, которые в будущем смогли бы на местах продолжать традиции, заложенные еще прославленными художниками.
Заключение.
При ознакомлении с творчеством художников прошлого, выявили, что они обращали внимание на акварель, как средство живописи и графики, применяли возможности акварели для раскрытия своих творческих задач, а также для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов.
В результате изучения традиций русской акварели выяснилось, что английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, особенно на художников академической школы и представителей общества «Мир искусства». В результате чего была создана петербургская школа акварели. Были рассмотрены этапы развития акварели в России. На основе анализа литературы можно сделать вывод, что российские художники обращали внимание на акварель, как на средство графики и живописи.
Рассматривая тенденции возрождения акварели, убедились, что ошибочное утверждение о недолговечности бумаги и красящих пигментов используемых в акварели устарело ещё в конце ХIХ века. Современные художники – акварелисты, в частности Кузема, в своих статьях и интервью утверждают обратное.
Анализируя литературу, рассмотрены проблемы современной акварельной живописи. В связи со сложностью акварельной техники мало художников используют её в своих произведениях. Акварель требует верной руки, чувства цвета, чёткости мазка. В направлениях же современного искусства легче всего использовать живопись маслом, при неимении академического образования. В художественных вузах акварель используется на начальных стадиях обучения, как переходный материал. Обучению технике акварели как виду живописи уделяется мало внимания. Возрождение академических школ акварели, где даются навыки овладения техникой акварели каждому желающему, в какой то мере, решает эту проблему.
Закономерность возрождения акварели заключается в том, что в современном мире акварель используется в повседневной жизни, в частности на уроках рисования в школе, в детском саду, в домах творчества и т.д., то есть люди часто сталкиваются с этим материалом и у многих возникает желание глубже овладеть этой техникой. Открытие школ акварели предоставляют им такую возможность. Хотя и появляется много самодеятельных художников, очень неплохо владеющих акварелью.
Список используемой литературы:
1. Ирина Голицына. История русской живописи. В 12 томах. Том 9. Рубеж XIX и XX веков. [Текст] / Ирина Голицына - М.: Белый город. 2007. 128стр.
2.Олег Николаев. Иллюстрированная энциклопедия русской живописи (эксклюзивное подарочное издание) / Олег Николаев – М.: Олма Медиа Групп. 2009. 600стр.
3.Стэн Смит. Журнал "Полный курс рисунка и живописи" выпуск 46. [Текст]/ Стэн Смит, Патрисия Монахен - ДжИ Фаббри Эдишинз. 2007. 24стр.
4.Джеки Баррас. Свет в акварели.[Текст] / Джеки Баррас – Кристина. 2005. 48стр.
5.Стен Смит. Рисунок. Полный курс.[Текст] / Стен Смит - АСТ, Астрель. 2005. 159стр.
6. Антология. .[Текст] / Антология – М.: Наука. 2008г. 1024стр.
7. А. Касан. Книга из серии "Секреты мастеров прошлого", Руководство к рисованию акварелью.[Текст] / А. Касан – М.: Школа акварели С.Андрияки. 2007. 224стр.
8. П. Марков. Об акварели или живописи водяными красками. .[Текст] / П. Марков – М.: Школа акварели С.Андрияки. 2003. 192стр.
9.Кейт Фенвик. Курс акварельной живописи: пейзаж за считанные минуты.[Текст] / Кейт Фенвик - АСТ, Астрель. 2005 г.176 стр.
10.Хейзел Харрисон. Энциклопедия акварельных техник. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ.[Текст]/ Хейзел Харрисон - АСТ, Астрель. 2005 г. Мягкая обложка. 192 стр.
11.Статьи:
1)А.Г. Раскин. О персональной выставке Куземы в благотворительном фонде "Кедр". 1999
2)Н. Озерова. О персональной выставке Куземы в выставочном зале музея "Мир воды Санкт-Петербурга". 2004г.
3)А.Г. Раскин. О персональной выставке Куземы в выставочном зале музея "Мир воды Санкт-Петербурга".
2004г.
Приложение
Фокус-покус! Раз, два,три!
Весёлая кукушка
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Просто так
Глупый мальчишка