Данная работа направлена на развитие памяти ученика Бойко Александра, имеющего проблемы в обучении, слабую успеваемость.
Гипотеза:
Если мы изучим свойства и законы памяти, способы её развития и усовершенствования, то сможем повысить успеваемость Бойко Александра по предмету «Природоведение».
Цель работы:
добиться высокой успеваемости Александра Бойко по предмету «Природоведение», при помощи развития и воспитания памяти. Помочь Александру поверить в свой успех.
Задачи:
1. Найти и изучить литературу о процессах памяти.
2. Определить какой тип памяти преобладает у Бойко Александра.
3. Подобрать наиболее эффективные методы запоминания материала для Александра.
4. Сравнить успеваемость Саши в начале исследования и в конце.
5. На основе анализа изученной литературы определить причины ухудшения памяти.
6. Разработать буклет и памятку
7. Сформулировать свои выводы на основе результатов исследования.
8. Оформить отчет о проведенном исследовании в виде исследовательского проекта.
Методы исследования:
подбор и анализ литературы (энциклопедии, словари, справочники);
опыты;
анкетирование;
интервью;
формулирование выводов и сообщение результатов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_i_vospitanie_pamyati_dlya_portfolio.doc | 308.5 КБ |
proekt_razvitie_i_vospitanie_pamyati_dlya_portfolio.doc | 308.5 КБ |
МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
______________________________________________________________________
Исследовательская работа на тему:
Развитие и воспитание памяти
Авторы работы:
Нефёдова Анастасия Михайловна,
Литвиненко Елизавета Александровна
обучающиеся 5 а, 5 б классов
МАОУ СОШ №1 г.Лабытнанги
Адрес:
г.Лабытнанги
ул. Советская д. 3- кв. 8
ул. Гагарина д. 39- кв.5
Научный руководитель:
Удалова Т.А.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги.
Адрес:
г. Лабытнанги,
улица Магистральная д.57- 12
Адрес МАОУ СОШ № 1:
г. Лабытнанги
улица Октябрьская, 17
г. Лабытнанги
2012 г
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
В этом году Нефёдова Анастасия вновь стала командиром класса, а я - Литвиненко Елизавета, заместителем командира, который возглавил учебный сектор. Каждый сектор самоуправления отвечает за особый вид деятельности нашего классного коллектива. В этом году учебному сектору было поручено очень важное дело - контроль учебной деятельности слабоуспевающих и своевременное оказание помощи им. На контроль были взяты несколько учеников. Я и Анастасия взяли на контроль Бойко Александра, который испытывал трудности при подготовке домашних заданий по устным предметам. К концу первой четверти у Александра был низкий процент успеваемости по предмету «Природоведение». Особенно плохо были выполнены тестовые и проверочные работы. Мы решили помочь Александру освоить материал и повысить успеваемость по данному предмету.
Полезность проекта:
развитие, усовершенствование памяти ученика 5 б класса Бойко Александра.
Цель исследования:
добиться высокой успеваемости Александра Бойко по предмету «Природоведение», при помощи развития и воспитания памяти.
Добиться поставленной цели можно путем решения конкретных задач:
А так же найти ответы на поставленные перед собой вопросы:
- Что такое память? Какие виды памяти существуют?
- Как развивать память? Как увеличить объём памяти?
- Какие природные и человеческие факторы влияют на память?
Проблема, затронутая в проекте:
cлаборазвитая память, что приводит к низкой успеваемости по школьным предметам.
Объект исследования: учащийся 5 б класса МАОУ СОШ №1 Бойко Александр.
Предмет исследования: память и её свойства.
Гипотеза исследования:
Если мы изучим свойства и законы памяти, способы её развития и усовершенствования, то сможем повысить успеваемость Бойко Александра по предмету «Природоведение».
Теоретическая значимость проекта: c помощью научной литературы получить знания о развитии и сохранении памяти.
Практическая значимость: научиться правилам укрепления и развития памяти.
Методы исследования:
подбор и анализ литературы (энциклопедии, словари, справочники);
Основная часть работы
Для начала мы провели опрос Александра, с целью выяснить причины его неуспеваемости по предмету.
Вопросы:
Саша ответил на данные вопросы таким образом:
2.Сколько бы раз не прочитал, всё равно очень плохо запоминаю материал. На мой взгляд,
очень сложный материал, умные, непонятные слова, которые сложно запомнить.
3. Затрудняюсь ответить на этот вопрос.
4. Легче отвечать устно на вопросы по тексту.
Проанализировав ответы Саши, мы решили, сразу начать подготовку темы «Горные породы. Металлы». Для начала мы дали возможность прочитать Саше текст, затем попросили пересказать.
Это удалось Александру с большим трудом. Тогда мы предложили составить конспект по теме, по составленному конспекту Анастасия сама рассказала своими словами учебный материал. Попросили повторить Сашу - это ему оказалось очень трудно. Мы ещё раз попросили его перечитать тему и попытаться заново пересказать её, дело двигалось с трудом. Запоминая один важный абзац, он тут же забывал другой.
Данная ситуация завела нас в тупик. Мы обратились за помощью к классному руководителю Татьяне Александровне, и она нам подсказала, что возможно вся проблема в слаборазвитой памяти и посоветовала нам обратиться за помощью к школьному психологу, который поможет нам определить тип памяти у Александра.
Мы отправились за помощью к школьному психологу Балтачевой Татьяне Александровне. Она рассказала нам, что такое память, на какие виды и типы она делится. (ПРИЛОЖЕНИЕ I)
Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Мы отправляемся к нашему медицинскому работнику Киселёвой Татьяне Алексеевне, с целью получить информацию о том, как с помощью медицинских методик можно улучшить память при обучении в школе. Татьяна Алексеевна дала нам много рекомендаций о том, как поддерживать нашу память в отличном состоянии. Особенно, память нуждается в постоянной подпитки витаминами, так как мы проживаем в условиях крайнего севера. Нехватка кислорода не лучшим образом сказывается на памяти. (ПРИЛОЖЕНИЕ II)
В ходе нашего исследования, мы прочитали много литературы, а также изучили информацию по данной теме в Интернете, где узнали об уникальных феноменах памяти.(1) (ПРИЛОЖЕНИЕ III)
На основе изученной информации мы приступаем к практической части нашего исследования:
3. Практическая часть
Шаг первый.
Школьный психолог Татьяна Александровна дала нам интересную методику для тестирования памяти, с помощью которой можно узнать какая память преобладает у Александра зрительная или слуховая, так же в ходе тестирования можно определить объём, скорость, точность воспроизведения памяти. Это исследование поможет нам при подготовке домашних заданий по природоведению.
Сначала мы должны узнать, какая память преобладает у Александра.
Для этого, во-первых, мы тестировали зрительную память.
Во-вторых, необходимо было проверить слуховую память Александра. ( ПРИЛОЖЕНИЕ IV)
Сравнив результаты тестирования, делаем выводы: у Александра преобладает зрительная память. Знание сильных сторон памяти позволит нам правильно построить процесс обучения и значительно улучшить её с помощью специальных тренировок.
Шаг второй.
Мы выбрали упражнения для тренировки памяти, которые Александр выполнял под
нашим руководством каждое утро перед началом занятий в школе. ( ПРИЛОЖЕНИЕ V)
Для того чтобы тренировка памяти была эффективна мы предложили Саше соблюдать специальную диету, режим дня. Александр стал чаще бывать на свежем воздухе, употреблять в пищу рекомендованные продукты питания.
Шаг третий.
Опыт №1
Изучив методы запоминания материала, мы решили применить их на практике с целью проверки метода наиболее подходящего для Саши. Сначала мы использовали метод «Четыре ступени».(2)
Перед нами стояла задача, хорошо знать материал прошлого урока «Горные породы. Металлы». Первый раз, когда Саша пытался запомнить материал, мы не знали, что если подряд несколько раз прочитать текст, он всё равно его не запомнит. Мы решили, используя уже известные нам законы памяти, приступить к запоминанию нужного материала при помощи четырёхступенчатого метода. (ПРИЛОЖЕНИЕ VI).
Такой способ запоминания материала оказался очень эффективным. Текст был рассказан Сашей с такой точностью, что нам пришлось только удивляться. Положительную роль сыграло то, что мы при подготовке домашнего задания пользовались законами памяти! За подготовку данного домашнего задания Александр получил высокий процент, чем очень порадовал нас. Этот способ мы пометили себе - как эффективный и несложный.
Опыт № 2
При подготовке темы: «Моё общество», мы использовали метод «Картинка» (3)
Следуя всем этапам данного метода, у нас получилась «картинка», которая помогла Саше хорошо усвоить материал темы. (ПРИЛОЖЕНИЕ VII)
Так как у Саши развита зрительная память, этот метод оказался для Саши наиболее приемлемым. В процессе нашего исследования мы изучили разные приёмы и упражнения для развития памяти. (4) (ПРИЛОЖЕНИЕ VIII)
Используя все приёмы развития и улучшения памяти, мы добились хороших результатов по запоминанию необходимого материала.
Постепенно, на протяжении учебного года, успеваемость Александра улучшилась, и появился устойчивый положительный интерес к обучению.
Вот что сам Александр говорит по поводу работы над своей памятью:
«Раньше я считал, что подготовка устных предметов – скучное дело. Но как только девочки начали развивать и воспитывать вместе со мной мою память, подготовка домашнего задания стала интересной, приносящей удовольствие, никогда бы раньше я не поверил в это, а ведь нужно было просто попробовать».
Мы решили узнать у ребят нашего класса, есть ли у них проблемы с памятью и умеют ли они её развивать. Для этого мы провели анкетирование. (ПРИЛОЖЕНИЕ IX) Вывод: ребята нашего класса считают, что у них память хорошая. Ребята называют несущественные причины ухудшения памяти, а также почти никто не знает, как её развивать. Для того, чтобы познакомить детей с причинами ухудшения памяти и способами её развития, мы подготовили памятку «Память – волшебная шкатулка» и буклет «Развивай свою память». А еще мы установили в нашем классе компьютерную программу «Фотопамять», с помощью которой можно протестировать свою память и научиться ее развивать. Теперь подготовка уроков в нашем классе проходит очень интересно. Вместе мы делаем упражнения для тренировки памяти, придумываем разнообразные способы запоминания учебного материала.
4. Выводы
Проведя собственное исследование, мы не только помогли Бойко Александру улучшить его успеваемость по предмету «Природоведение», но и узнали много полезной и нужной информации, которая обязательно пригодится нам в учебе и в дальнейшей жизни.
Мы знаем: Человек может самостоятельно влиять на свою память. К памяти надо относиться как к золоту — ее надо уметь сохранить и преумножить.
5. Заключение
В течение всей своей жизни человек получает огромное множество информации, которая закрепляется и воспроизводится с помощью психического процесса, который называется памятью.
Память помогает нам в течение всей нашей жизни. Без памяти наше существование было бы немыслимо. Мы бы ничего не запоминали и не воспроизводили бы, и в таком случае, человечество никогда не достигло бы такого уровня цивилизации, который мы имеем сейчас. После успешной
реализации методов, которые мы использовали по развитию памяти нашего одноклассника, нам захотелось рассказать об этом и научить развивать память наших одноклассников. На классном часе мы рассказали о свойствах и особенностях памяти ребятам, затем мы провели тренинг для ребят из нашего класса, на котором рассказали об эффективных и быстрых методах запоминания нужного материала, предложили к использованию ученикам наш практический материал. А также мы рассказали одноклассникам о том, как жизненно необходимо в нашем постоянно меняющемся современном мире иметь хорошо развитую память. Закончить своё исследование хотелось бы обращением к словам Выготского Л.С. о том, что в «Памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой». Обогащение этого сотрудничества - основной путь развития и воспитания памяти. Проведя данное исследование, мы пришли к выводу: «Ваша память значительно лучше, чем вы привыкли считать!»
Список использованной литературы.
1. . Гарибян С.А.. Школа памяти. Москва: Цицеро, 1992г. - 64стр
2. Кривцова С.В.Жизненные навыки. Основы психологии в 4 классе. Из-во: «Генезис», 2010г.
3. Никитина Т.Б. «Как развить суперпамять»., Из-во «Вита-пресс», 2009г.
4.Пугач Ю.К. «Развитие прамяти+126 упражнений по развитию памяти». Из-во «Генезис»,2007г.
Приложение I
Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию. В настоящее время известны разные теории памяти. Однако так до конца и не ясно, каким образом происходит усваивание и запоминание информации. Возможно, что ученые раскроют тайну памяти и тогда все проблемы с памятью будут решены раз и навсегда. У каждого человека есть свои способы запоминания. Существуют и научные данные, которые подтверждают эффективность тех или иных способов укрепления памяти. Причем для каждого вида памяти есть свой способ.
Виды человеческой памяти
Традиционно считается, что все люди делятся на тех, кто лучше запоминает то, что видит, на тех, кто лучше запоминает то, что слышит и на тех, кто запоминает что-то при записывании. То есть память бывает зрительной, слуховой и двигательной. Однако эти типы памяти в чистом виде встречаются редко. Обычно наблюдаются смешанные варианты — зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой. Большинству людей свойственен зрительный тип восприятия предметов и словесно-двигательный при запоминании текстового материала.
Если учитывать временную характеристику памяти, то можно понять, что память бывает непосредственной, оперативной и долговременной. То есть, что-то мы помним доли секунды, а какую-то информацию храним в памяти долгие годы.
Приложение II
Рекомендации медицинского работника:
А ещё мы узнали о том, что оказывается, для улучшения памяти существует специальная диета:
Приложение III
Изученные нами свойства и законы памяти:
У памяти есть одно особо важное свойство: умение забывать
Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации.
Какой объём информации может вместить человеческий мозг?
Законы памяти:
Приложение IV
Тестирование зрительной памяти:
Тестирование слуховой памяти
Приложение V
Тренировка памяти:
| |
| |
| |
| |
|
Приложение VI
Перед нами стояла задача, хорошо знать материал прошлого урока «Горные породы. Металлы». Первый раз, когда Саша пытался запомнить материал, мы не знали, что если подряд несколько раз прочитать текст, он всё равно его не запомнит. Мы решили, используя уже известные нам законы памяти, приступить к запоминанию нужного материала при помощи четырёхступенчатого метода:
Приложение VI I
1 этап - текст делится на блоки информации, объединенные одной мыслью, одним сюжетом. Причем эти блоки могут не совпадать с делением текста на абзацы;
2 этап – каждый блок представляется в виде «сюжетной картинки»;
3 этап - выписываются опорные слова;
4 этап – создание "ключа" к тексту, т.е. составление фразы из опорных слов;
5 этап - последовательное представление "сюжетных картинок" по "ключу" с "озвучиванием", т.е. пересказ.
Ключ:
Круг общения семья друзья общественная группа земляк человечество
Приложение VIII
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова)
4. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”.
5. Метод тренировки зрительной памяти — метод Айвазовского.
Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
Все эти рекомендации и упражнения Александр выполнял в течение двух месяцев. Нами также было подмечено, что Александр очень хорошо запоминает, когда он поёт текст или заучивает его, передвигаясь по классу, т.е. использует метод «Ритмизации» и метод «Цицерона».
Мы решили узнать у ребят нашего класса, есть ли у них проблемы с памятью и умеют ли они её развивать. Для этого мы провели анкетирование.
Приложение IX
Вопросы анкеты:
В результате анкетирования мы получили следующие данные.
Из 17 опрошенных человек 14 считают, что у них хорошая память.
На вопрос «Может ли память стать хуже» 11 человек дали утвердительный ответ.
Указывая причины ухудшения памяти, ребята дали неполные ответы. Всего было названо 5 причин:
На вопрос «Может ли память стать лучше» все ребята дали утвердительный ответ. Однако называя способы улучшения памяти, дали такие ответы:
Вывод: большинство ребят нашего класса считает, что у них память хорошая. Ребята называют несущественные причины ухудшения памяти, а также почти никто не знает, как её развивать.
МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
______________________________________________________________________
Исследовательская работа на тему:
Развитие и воспитание памяти
Авторы работы:
Нефёдова Анастасия Михайловна,
Литвиненко Елизавета Александровна
обучающиеся 5 а, 5 б классов
МАОУ СОШ №1 г.Лабытнанги
Адрес:
г.Лабытнанги
ул. Советская д. 3- кв. 8
ул. Гагарина д. 39- кв.5
Научный руководитель:
Удалова Т.А.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги.
Адрес:
г. Лабытнанги,
улица Магистральная д.57- 12
Адрес МАОУ СОШ № 1:
г. Лабытнанги
улица Октябрьская, 17
г. Лабытнанги
2012 г
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
В этом году Нефёдова Анастасия вновь стала командиром класса, а я - Литвиненко Елизавета, заместителем командира, который возглавил учебный сектор. Каждый сектор самоуправления отвечает за особый вид деятельности нашего классного коллектива. В этом году учебному сектору было поручено очень важное дело - контроль учебной деятельности слабоуспевающих и своевременное оказание помощи им. На контроль были взяты несколько учеников. Я и Анастасия взяли на контроль Бойко Александра, который испытывал трудности при подготовке домашних заданий по устным предметам. К концу первой четверти у Александра был низкий процент успеваемости по предмету «Природоведение». Особенно плохо были выполнены тестовые и проверочные работы. Мы решили помочь Александру освоить материал и повысить успеваемость по данному предмету.
Полезность проекта:
развитие, усовершенствование памяти ученика 5 б класса Бойко Александра.
Цель исследования:
добиться высокой успеваемости Александра Бойко по предмету «Природоведение», при помощи развития и воспитания памяти.
Добиться поставленной цели можно путем решения конкретных задач:
А так же найти ответы на поставленные перед собой вопросы:
- Что такое память? Какие виды памяти существуют?
- Как развивать память? Как увеличить объём памяти?
- Какие природные и человеческие факторы влияют на память?
Проблема, затронутая в проекте:
cлаборазвитая память, что приводит к низкой успеваемости по школьным предметам.
Объект исследования: учащийся 5 б класса МАОУ СОШ №1 Бойко Александр.
Предмет исследования: память и её свойства.
Гипотеза исследования:
Если мы изучим свойства и законы памяти, способы её развития и усовершенствования, то сможем повысить успеваемость Бойко Александра по предмету «Природоведение».
Теоретическая значимость проекта: c помощью научной литературы получить знания о развитии и сохранении памяти.
Практическая значимость: научиться правилам укрепления и развития памяти.
Методы исследования:
подбор и анализ литературы (энциклопедии, словари, справочники);
Основная часть работы
Для начала мы провели опрос Александра, с целью выяснить причины его неуспеваемости по предмету.
Вопросы:
Саша ответил на данные вопросы таким образом:
2.Сколько бы раз не прочитал, всё равно очень плохо запоминаю материал. На мой взгляд,
очень сложный материал, умные, непонятные слова, которые сложно запомнить.
3. Затрудняюсь ответить на этот вопрос.
4. Легче отвечать устно на вопросы по тексту.
Проанализировав ответы Саши, мы решили, сразу начать подготовку темы «Горные породы. Металлы». Для начала мы дали возможность прочитать Саше текст, затем попросили пересказать.
Это удалось Александру с большим трудом. Тогда мы предложили составить конспект по теме, по составленному конспекту Анастасия сама рассказала своими словами учебный материал. Попросили повторить Сашу - это ему оказалось очень трудно. Мы ещё раз попросили его перечитать тему и попытаться заново пересказать её, дело двигалось с трудом. Запоминая один важный абзац, он тут же забывал другой.
Данная ситуация завела нас в тупик. Мы обратились за помощью к классному руководителю Татьяне Александровне, и она нам подсказала, что возможно вся проблема в слаборазвитой памяти и посоветовала нам обратиться за помощью к школьному психологу, который поможет нам определить тип памяти у Александра.
Мы отправились за помощью к школьному психологу Балтачевой Татьяне Александровне. Она рассказала нам, что такое память, на какие виды и типы она делится. (ПРИЛОЖЕНИЕ I)
Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Мы отправляемся к нашему медицинскому работнику Киселёвой Татьяне Алексеевне, с целью получить информацию о том, как с помощью медицинских методик можно улучшить память при обучении в школе. Татьяна Алексеевна дала нам много рекомендаций о том, как поддерживать нашу память в отличном состоянии. Особенно, память нуждается в постоянной подпитки витаминами, так как мы проживаем в условиях крайнего севера. Нехватка кислорода не лучшим образом сказывается на памяти. (ПРИЛОЖЕНИЕ II)
В ходе нашего исследования, мы прочитали много литературы, а также изучили информацию по данной теме в Интернете, где узнали об уникальных феноменах памяти.(1) (ПРИЛОЖЕНИЕ III)
На основе изученной информации мы приступаем к практической части нашего исследования:
3. Практическая часть
Шаг первый.
Школьный психолог Татьяна Александровна дала нам интересную методику для тестирования памяти, с помощью которой можно узнать какая память преобладает у Александра зрительная или слуховая, так же в ходе тестирования можно определить объём, скорость, точность воспроизведения памяти. Это исследование поможет нам при подготовке домашних заданий по природоведению.
Сначала мы должны узнать, какая память преобладает у Александра.
Для этого, во-первых, мы тестировали зрительную память.
Во-вторых, необходимо было проверить слуховую память Александра. ( ПРИЛОЖЕНИЕ IV)
Сравнив результаты тестирования, делаем выводы: у Александра преобладает зрительная память. Знание сильных сторон памяти позволит нам правильно построить процесс обучения и значительно улучшить её с помощью специальных тренировок.
Шаг второй.
Мы выбрали упражнения для тренировки памяти, которые Александр выполнял под
нашим руководством каждое утро перед началом занятий в школе. ( ПРИЛОЖЕНИЕ V)
Для того чтобы тренировка памяти была эффективна мы предложили Саше соблюдать специальную диету, режим дня. Александр стал чаще бывать на свежем воздухе, употреблять в пищу рекомендованные продукты питания.
Шаг третий.
Опыт №1
Изучив методы запоминания материала, мы решили применить их на практике с целью проверки метода наиболее подходящего для Саши. Сначала мы использовали метод «Четыре ступени».(2)
Перед нами стояла задача, хорошо знать материал прошлого урока «Горные породы. Металлы». Первый раз, когда Саша пытался запомнить материал, мы не знали, что если подряд несколько раз прочитать текст, он всё равно его не запомнит. Мы решили, используя уже известные нам законы памяти, приступить к запоминанию нужного материала при помощи четырёхступенчатого метода. (ПРИЛОЖЕНИЕ VI).
Такой способ запоминания материала оказался очень эффективным. Текст был рассказан Сашей с такой точностью, что нам пришлось только удивляться. Положительную роль сыграло то, что мы при подготовке домашнего задания пользовались законами памяти! За подготовку данного домашнего задания Александр получил высокий процент, чем очень порадовал нас. Этот способ мы пометили себе - как эффективный и несложный.
Опыт № 2
При подготовке темы: «Моё общество», мы использовали метод «Картинка» (3)
Следуя всем этапам данного метода, у нас получилась «картинка», которая помогла Саше хорошо усвоить материал темы. (ПРИЛОЖЕНИЕ VII)
Так как у Саши развита зрительная память, этот метод оказался для Саши наиболее приемлемым. В процессе нашего исследования мы изучили разные приёмы и упражнения для развития памяти. (4) (ПРИЛОЖЕНИЕ VIII)
Используя все приёмы развития и улучшения памяти, мы добились хороших результатов по запоминанию необходимого материала.
Постепенно, на протяжении учебного года, успеваемость Александра улучшилась, и появился устойчивый положительный интерес к обучению.
Вот что сам Александр говорит по поводу работы над своей памятью:
«Раньше я считал, что подготовка устных предметов – скучное дело. Но как только девочки начали развивать и воспитывать вместе со мной мою память, подготовка домашнего задания стала интересной, приносящей удовольствие, никогда бы раньше я не поверил в это, а ведь нужно было просто попробовать».
Мы решили узнать у ребят нашего класса, есть ли у них проблемы с памятью и умеют ли они её развивать. Для этого мы провели анкетирование. (ПРИЛОЖЕНИЕ IX) Вывод: ребята нашего класса считают, что у них память хорошая. Ребята называют несущественные причины ухудшения памяти, а также почти никто не знает, как её развивать. Для того, чтобы познакомить детей с причинами ухудшения памяти и способами её развития, мы подготовили памятку «Память – волшебная шкатулка» и буклет «Развивай свою память». А еще мы установили в нашем классе компьютерную программу «Фотопамять», с помощью которой можно протестировать свою память и научиться ее развивать. Теперь подготовка уроков в нашем классе проходит очень интересно. Вместе мы делаем упражнения для тренировки памяти, придумываем разнообразные способы запоминания учебного материала.
4. Выводы
Проведя собственное исследование, мы не только помогли Бойко Александру улучшить его успеваемость по предмету «Природоведение», но и узнали много полезной и нужной информации, которая обязательно пригодится нам в учебе и в дальнейшей жизни.
Мы знаем: Человек может самостоятельно влиять на свою память. К памяти надо относиться как к золоту — ее надо уметь сохранить и преумножить.
5. Заключение
В течение всей своей жизни человек получает огромное множество информации, которая закрепляется и воспроизводится с помощью психического процесса, который называется памятью.
Память помогает нам в течение всей нашей жизни. Без памяти наше существование было бы немыслимо. Мы бы ничего не запоминали и не воспроизводили бы, и в таком случае, человечество никогда не достигло бы такого уровня цивилизации, который мы имеем сейчас. После успешной
реализации методов, которые мы использовали по развитию памяти нашего одноклассника, нам захотелось рассказать об этом и научить развивать память наших одноклассников. На классном часе мы рассказали о свойствах и особенностях памяти ребятам, затем мы провели тренинг для ребят из нашего класса, на котором рассказали об эффективных и быстрых методах запоминания нужного материала, предложили к использованию ученикам наш практический материал. А также мы рассказали одноклассникам о том, как жизненно необходимо в нашем постоянно меняющемся современном мире иметь хорошо развитую память. Закончить своё исследование хотелось бы обращением к словам Выготского Л.С. о том, что в «Памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой». Обогащение этого сотрудничества - основной путь развития и воспитания памяти. Проведя данное исследование, мы пришли к выводу: «Ваша память значительно лучше, чем вы привыкли считать!»
Список использованной литературы.
1. . Гарибян С.А.. Школа памяти. Москва: Цицеро, 1992г. - 64стр
2. Кривцова С.В.Жизненные навыки. Основы психологии в 4 классе. Из-во: «Генезис», 2010г.
3. Никитина Т.Б. «Как развить суперпамять»., Из-во «Вита-пресс», 2009г.
4.Пугач Ю.К. «Развитие прамяти+126 упражнений по развитию памяти». Из-во «Генезис»,2007г.
Приложение I
Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию. В настоящее время известны разные теории памяти. Однако так до конца и не ясно, каким образом происходит усваивание и запоминание информации. Возможно, что ученые раскроют тайну памяти и тогда все проблемы с памятью будут решены раз и навсегда. У каждого человека есть свои способы запоминания. Существуют и научные данные, которые подтверждают эффективность тех или иных способов укрепления памяти. Причем для каждого вида памяти есть свой способ.
Виды человеческой памяти
Традиционно считается, что все люди делятся на тех, кто лучше запоминает то, что видит, на тех, кто лучше запоминает то, что слышит и на тех, кто запоминает что-то при записывании. То есть память бывает зрительной, слуховой и двигательной. Однако эти типы памяти в чистом виде встречаются редко. Обычно наблюдаются смешанные варианты — зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой. Большинству людей свойственен зрительный тип восприятия предметов и словесно-двигательный при запоминании текстового материала.
Если учитывать временную характеристику памяти, то можно понять, что память бывает непосредственной, оперативной и долговременной. То есть, что-то мы помним доли секунды, а какую-то информацию храним в памяти долгие годы.
Приложение II
Рекомендации медицинского работника:
А ещё мы узнали о том, что оказывается, для улучшения памяти существует специальная диета:
Приложение III
Изученные нами свойства и законы памяти:
У памяти есть одно особо важное свойство: умение забывать
Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации.
Какой объём информации может вместить человеческий мозг?
Законы памяти:
Приложение IV
Тестирование зрительной памяти:
Тестирование слуховой памяти
Приложение V
Тренировка памяти:
| |
| |
| |
| |
|
Приложение VI
Перед нами стояла задача, хорошо знать материал прошлого урока «Горные породы. Металлы». Первый раз, когда Саша пытался запомнить материал, мы не знали, что если подряд несколько раз прочитать текст, он всё равно его не запомнит. Мы решили, используя уже известные нам законы памяти, приступить к запоминанию нужного материала при помощи четырёхступенчатого метода:
Приложение VI I
1 этап - текст делится на блоки информации, объединенные одной мыслью, одним сюжетом. Причем эти блоки могут не совпадать с делением текста на абзацы;
2 этап – каждый блок представляется в виде «сюжетной картинки»;
3 этап - выписываются опорные слова;
4 этап – создание "ключа" к тексту, т.е. составление фразы из опорных слов;
5 этап - последовательное представление "сюжетных картинок" по "ключу" с "озвучиванием", т.е. пересказ.
Ключ:
Круг общения семья друзья общественная группа земляк человечество
Приложение VIII
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова)
4. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”.
5. Метод тренировки зрительной памяти — метод Айвазовского.
Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
Все эти рекомендации и упражнения Александр выполнял в течение двух месяцев. Нами также было подмечено, что Александр очень хорошо запоминает, когда он поёт текст или заучивает его, передвигаясь по классу, т.е. использует метод «Ритмизации» и метод «Цицерона».
Мы решили узнать у ребят нашего класса, есть ли у них проблемы с памятью и умеют ли они её развивать. Для этого мы провели анкетирование.
Приложение IX
Вопросы анкеты:
В результате анкетирования мы получили следующие данные.
Из 17 опрошенных человек 14 считают, что у них хорошая память.
На вопрос «Может ли память стать хуже» 11 человек дали утвердительный ответ.
Указывая причины ухудшения памяти, ребята дали неполные ответы. Всего было названо 5 причин:
На вопрос «Может ли память стать лучше» все ребята дали утвердительный ответ. Однако называя способы улучшения памяти, дали такие ответы:
Вывод: большинство ребят нашего класса считает, что у них память хорошая. Ребята называют несущественные причины ухудшения памяти, а также почти никто не знает, как её развивать.
Сказки пластилинового ослика
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Рисуем акварельное мороженое
Плавает ли канцелярская скрепка?
Нас с братом в деревню отправили к деду...