Материал является отличным подспорьем для учащихся при синтаксическом разборе предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
Вложение | Размер |
---|---|
тире между подлежащим и сказуемым | 50.5 КБ |
Тире между подлежащим и сказуемым – трудные случаи при синтаксическом разборе.
(В двусоставных предложениях).
Двусоставные предложения – основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения. Двусоставные предложения – это предложения с двумя главными членами – подлежащим и сказуемым, которые могут быть распространены второстепенными членами. [Диброва, 324].
Члены предложения – это структурно-семантические компоненты предложения, связанные друг с другом синтаксическими связями и отношениями.
Так, при синтаксическом разборе предложения по членам предложения важны их структурные свойства.
Структурные свойства членов предложения включают способ их выражения, характер связей, синтаксическую позицию (место). Среди них на первом месте – способ выражения членов предложения. Так как морфология тесно связана с синтаксисом: члены предложения и части речи соотносятся между собой. При подходе к анализу этой соотносительности с уровня синтаксиса выделяются морфологизованные и неморфологизованные члены предложения; при подходе к анализу этой соотносительности с уровня морфологии у частей речи выделяются первичные и вторичные синтаксические функции.
М о р ф о л о г и з о в а н н ы е члены предложения – это члены предложения, выраженные теми частями речи, для которых данная синтаксическая функция является первичной, основной. Н е м о р ф о л о г и з о в а н н ы е члены предложения – это члены предложения, выраженные теми частями речи, для которых данная синтаксическая функция является вторичной.
В результате устанавливается следующая соотносительность: для подлежащего типичны существительные в И.п. и личные местоимения; для глагольного сказуемого – спрягаемая форма глагола; и т. д.
При неморфологизованных членах предложения семантика членов предложения синкретична.
Отмечая способ выражения членов предложения, можно указать также, к какой группе слов (субстанциональных, идентифицирующих или предикативных) относится данная словоформа, отметить, какое влияние оказывает лексическое значение слова на его синтаксическую функцию, и т. д.
Характер синтаксических связей и отношений является одним из важнейших признаков членов предложения, так как члены предложения – это структурно-семантические компоненты, связанные друг с другом синтаксическими отношениями. Одна и та же словоформа может выполнять разные синтаксические функции в зависимости от характера ее синтаксических связей и отношений с другими членами предложения, а не только в зависимости от своих лексико-семантических свойств. [Диброва, 448-451].
При синтаксическом разборе предложения по членам можно рекомендовать разные по полноте варианты разбора, шире допускать неоднозначные решения относительно объема членов предложения, неоднозначные квалификации членов предложения, учитывая при этом, что вариативность анализа может определяться сущностью самого речевого явления, например синкретизмом значения члена предложения. [Диброва, 473].
Так, при синтаксическом разборе главных членов предложения могут возникнуть трудности определения подлежащего и сказуемого. С такими трудностями мы можем столкнуться в таких предложения типа:
Отец – учитель. (N1 – N1).
В предложениях, содержащих информацию о субъекте, в сказуемом заключено указание на название, имя, на отношения родства или социальном положении, информация о поле, возрасте, занятиях, деятельности, о социальной или территориальной принадлежности, а также о признаке со стороны количества, меры: Его имя Петр; Этот человек Иванов; Он мой старый знакомый; Ракитин – москвич; Температура – минус два. [Русская грамматика, 278-281].
Ребенок послушный. (N1 – Adj1 полн.).
Ребенок послушен (N1 – Adj1 кратк.).
Значение этих предложений: «отношение между субъектом и его предикативным признаком-свойством или качеством». В соответствии с этим значением сказуемое – полное прилагательное в И.п. в конкретном предложении обозначает свойство или качество как постоянный признак субъекта; и краткое прилагательное как непостоянный признак субъекта: Мало помалу Митя начал становиться угрюмым. [289-300].
Отец на работе; Друзья рядом.
В двухкомпонентных подлежащно-сказуемостных предложениях, строящихся по схеме N1 – N2 (Adv), подлежащим является имя в форме И.п., а сказуемое – имя в форме любого косвенного падежа, обстоятельственное наречие, компаратив или откомпаративное прилагательное типа поменьше, посильнее, слова его, ее, их: Эта книга – ее. Книга – покойного отца. Скатерть – необычайной белизны (Р.п. + согл. определение). Земля – крестьянам (Д.п.). Первый блин – комом (Т.п.). [300-302].
Задача – учиться. ( N1 – Inf).
Позицию подлежащего занимает существительное с абстрактным значением: обязанность, дело, работа, долг, судьба, способ, а также субстантивированные прилагательные и сочетания, как главное, основное, самое трудное.
Позиция сказуемого может быть замещена инфинитивом с любым лексическим значением: Но мой закон – любить. [305].
Ложь – (это) непростительно. (N1 – Adv-о).
Позицию подлежащего может занимать любое имя, в предложениях данного типа представляющее действие, деятельность, целую ситуацию.
Позицию сказуемого – наречие с оценивающим значением: Лекции – это хорошо. [307-308].
Трудиться – доблесть. (Inf – N1).
Подлежащее – инфинитив – любой глагол.
Сказуемое – существительное с оценочным, квалифицирующим значением или сочетанием с таким значением (нелепость, глупость, стыд, ошибка, заблуждение, удовольствие, горе, счачтье, дело, задача, долг, труд, удел, судьба, цель, мечта и т. д.): Слушать этого певца – наслаждение. [309-310].
Сомневаться значит искать. (Inf cop Inf).
Для реализации этой структурной схемы существует 10 рядов связок и связочных образований:
1) это;
2) это есть, это и есть;
3) есть, и есть;
4) значит, это значит, это и значит;
5) означает, это означает, это и означает;
6) называется, это называется, это и называется;
7) все равно что, это все равно что;
8) то же самое что, это то же самое что;
9) как, это как, все равно как, это все равно как, это как и;
10) отсутствие связки ( Выбирать дело – выбирать жизнь):
Писать единственно языком разговорным значит не знать языка. (Пушк.). [312-314].
Кататься весело. (Inf –Adv-о / N2...).
Подлежащее – инфинитив – любой глагол.
Позиция сказуемого может быть выражена:
– предикативным квалифицирующим наречием на –о (легко, весело, скучно,
далеко и т. д.);
– или другим наречием с качественно-характеризующим значением,
компаративом (легче, труднее, веселее);
– косвенно-падежной формой с той же семантикой, либо изолированной от
парадигмы формой И.п., развившей в себе характеризующее значение
(загляденье, ужас, страх, (не) беда): Ждать развязки от естественного хода вещей – слишком гадательно (С.–Щ.). [315-318].
Итак, при синтаксическом разборе двусоставных предложений, в частности при определении подлежащего и сказуемого, следует учитывать структурно-семантические особенности членов предложения.
Анализ предложения по членам предложения предполагает определенную последовательность (определенный алгоритм). Предварительный графический разбор предложения по членам (квалификация членов предложения) требует осознания характера анализируемого члена предложения. Перечень квалификационных характеристик является аргументом предложенной квалификации члена предложения с привлечением дополнительных признаков, характеризующих структурно-семантические свойства анализируемого компонента.
Анализ синтаксических единиц – процесс творческий, так как каждое конкретное высказывание индивидуально. Поэтому можно не стремиться к единой формулировке свойств, там, где можно, необходимо допускать вариативные трактовки, аргументируя варианты разными аспектами синтаксических единиц и ссылками на соответствующую лингвистическую и лингвометодическую литературу. [Диброва, 476].
Дидактический материал.
Задание: сделайте синтаксический разбор предложений. Выделите главные члены предложений, определите, чем выражены подлежащие и сказуемые, аргументируйте. Объясните позицию главных членов предложения.
1. Люди – как реки (Л. Толстой). 2. Он сам смолокур и промысловый охотник (Шелин.). 3. Мало помалу Митя становится угрюмым (Дост.). 4. Письмо было по-французски (Л. Толстой). 5. Российский стих – гражданственность сама (Самойл.). 6. Его дом левее. 7. Мое мастерство – избежать мастерства (Винокур). 8. День жизни – это совсем не так просто и не так мало, как может показаться (Пауст.). 9. [Фамусов:] А хохот пуще (Гриб.). 10. Говорят, что галстук, воротничок на запонках и машинка твердая, как фанера, – очень культурно (Погод.). 11. Наш общий долг – выстроить Ташкент (Песк.). 12. Собаки были уставши (Купр.). 13. Смех хорошо для здоровья (Леон.). 14. Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине нелепость (Ахм.). 15. Конечно, когда осень наступает, лишний человек неплохо (Чивил.). 16. Ведь бросить семью – это значит думать только о себе (Бунин). 17. Быть веселой – привычное дело (Ахм.). 18. Искать друзей в будущем – удел одиночества (Мон.). 19. В сорок лет подружиться трудно (Ошанин). 20. Уметь делать сальто-мортале было предметом моих мечтаний (Олеша). 21. Видеть во сне ельник – к неприятности (Бунин). 22. Убийство зовет убийство, Но нечего утверждать, Что резаться и рубиться – Великая благодать (Асеев). 23. В грозы, в бури, в житейскую стынь, При тяжелых утратах и когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым – Самое высшее в мире искусство (Есен.).
.
Использованная литература.
1. Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов. М., «Высш. школа», 1977. – 248с.
2. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1991. – 432с.
3. Русская грамматика. Т. II . Синтаксис. – Академия наук СССР. Институт русского языка. – М.: «Наука», 1982.
4. Скобликова Е. С. Современный русский язык: синтаксис простого предложения. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русс. яз. и лит.». – М., 1979. – 236с.
5. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; Под ред. П. А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 560с.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Этот древний-древний-древний мир!
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Мать-и-мачеха
Что есть на свете красота?