Казанский университет, основанный в 1804 году, является одним из старейших университетов страны и по праву занимает видное место в истории культуры и науки, в развитии общественно-политической мысли России.
Открытие в Казани в самом начале XIX века университета было подготовлено всем предшествующим ходом развития образования и культуры края. Несомненно, важную роль в открытии университета сыграла многолетняя деятельность Первой Казанской гимназии, основанной ещё в 1758 году. До 1786 года Первая Казанская гимназия зависела от Московского университета.
Вложение | Размер |
---|---|
dorzhi_banzarov_kazansk._universitet.doc | 69.5 КБ |
МУ Управления Образования
Оёрская средняя общеобразовательная школа
Джидинский район
Доклад на тему:
«Роль Казанского университета в изучении монголоведения»
Выполнила: Буянтуева Сэсэг
ученица 10-го класса
Руководитель: Намсараева
Эльвира Шираповна
– учитель родного языка
и литературы
Оёр, 2007г.
План:
3. Заключение. Казанская школа монголоведов – один из ведущих направлений мировой ориенталистики.
Казанский университет, основанный в 1804 году, является одним из старейших университетов страны и по праву занимает видное место в истории культуры и науки, в развитии общественно-политической мысли России.
Открытие в Казани в самом начале XIX века университета было подготовлено всем предшествующим ходом развития образования и культуры края. Несомненно, важную роль в открытии университета сыграла многолетняя деятельность Первой Казанской гимназии, основанной ещё в 1758 году. До 1786 года Первая Казанская гимназия зависела от Московского университета. Оттуда она получила свой устав, первых учителей и денежные средства. Казанский университет получил своё начало именно из Казанской гимназии и до 1814г. оставался вместе с ней. После торжественного открытия университета в 1814г. он получил отдельную и самостоятельную жизнь. Была соответственно преобразована Первая Казанская гимназия, которая была призвана заниматься подготовкой юношества к университетским наука.
Трудными были первые шаги университета. Он не имел собственного помещения, оборудования, лабораторий. Не хватало преподавателей, и в течении целого десятилетия в нем не существовало предусмотренных уставом отделений и кафедр. Занятия со студентами вели учителя Казанской гимназии, а также приглашенные из-за границы профессора – медик К. Ф. Фукс, математик М. Ф. Бартелье, астроном И. А. Литров и другие ученые.
Постепенно Казанский университет набирает силу и становится крупным научным, учебным и культурным центром обширного Казанского округа, в состав которого входили всё Поволжье, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ, а также Пензенская и Тамбовская губернии. В округе не хватало учителей, врачей, образованных чиновников, однако царское правительство всячески ограничивало доступ в университет «инородцам». Только благодаря поддержке и помощи профессоров и преподавателей, в нем учились татары, башкиры, казахи, калмыки и буряты.
Не прошло и двух десятилетий со дня основания, как университет «ввиду неблагонадежности профессоров и опасности духа» оказался в очень тяжелом положении. Наступил период николаевской реакции. Царское правительство всячески тормозило развитие науки и просвещения. М.Л. Магницкий, будучи в течение семи лет (1819-1826) попечителем Казанского учебного округа, душил все живое и творческое, включая ориенталистику. Значительная часть передовой профессуры вынуждена была его покинуть.
В мае 1827 года произошло весьма благоприятное изменение в жизни
Казанского университета. Ректором университета был избран великий математик, материалист и патриот Н. И. Лобачевский (1792-1856), который почти 30 лет стоял во главе университета. В условиях николаевской реакции Лобачевскому удалось превратить Казанский университет в одно из лучших учебных заведений России.
Много времени, сил и энергии Лобачевский отдавал задачам воспитания юношества. Он стремился на практике в университетском образовании проводить свою мысль о том, чтобы «юношество в этом храме наук не слышало «пустых слов без всякой мысли».
При нем коренным образом изменилась научно-педагогическая жизнь университета, были основаны и получили развитие научные школы, внесшие вклад в отечественную и мировую науку. С именем Лобачевского связано создание в Казанском университете восточного разряда, превращение в один из мировых центров ориенталистики.
Первым весьма значительным мероприятием Лобачевского по созданию в университете восточного разряда являлось разделение в 1828 году кафедры восточных языков на две: турецко-татарскую и арабско-персидскую. В целях подготовки абитуриентов для университета были внесены существенные изменения в преподавании восточных языков Казанской гимназии. Дополнительно, кроме татарского и персидского, стали преподаваться арабский и турецкий языки. В то время кафедры монгольского языка не имел ни один университет в Европе. В России были практические знатоки монгольских языков (переводчики), но они не имели, как правило, высшего образования и соответствующей научно-педагогического подготовки. Иными словами, научное монголоведение фактически еще существовало. Не было учебников монгольского языка, монгольско-русских словарей.
Лобачевский активно занимается подготовкой научных кадров. Совет университета, по предложению Лобачевского, принял наиболее приемлемое решение – отправить своих воспитанников, изучавших татарский, арабский и персидский языки, в Восточную Сибирь, где были практические знатоки монгольского языка и, самое главное, проживали буряты, говорящие на одном из монгольских языков.
24 апреля 1827г. в Совете университета было заслушано представление попечителя М. Н. Мусин-Пушкина о направлении двух воспитанников арабско-персидской кафедры – кандидата Ковалевского и казеннокоштного воспитанника, студента Александра Попова в Иркутск для изучения монгольского языка.
14 марта 1833г. Ковалевский и Попов, успешно выполнив возложенное на них задание, возвратились в Казань. Каждый из них представил Совету университета «Краткое обозрение занятий». В представленном отчете Ковалевский перечислил основные учебные пособия, приготовленные им в Забайкалье: а) «Краткая грамматика монгольского языка», состоящая из правил для чтения и письма, разделов по этимологии, морфологии и синтаксису книжного монгольского языка; б) «Монгольско-русские словари». Им было подготовлено два словаря: полный (40 тыс. слов) и краткий (5 тысяч слов); в) «Разговорники монгольского и бурятского языков», составленные для практического упражнения в разговорном языке; г) «Пособия для первоначального изучения маньчжурского и тибетского языков». Только перечень этих названий показывает поистине огромную творческую, научно-методическую работу, проведенную Ковалевским во время командировки. Значительная работа проведена была и Поповым по сбору материалов и по составлению учебных пособий.
Заключение Совета Казанского университета гласило: «…Ковалевский и Попов, занимаясь неутомимым трудом, обогатили себя познаниями в монгольском языке, собрали любопытные сведения и, следовательно, окончили свое поручение с немалой пользой и достигнули предположенной цели»
25 июля 1833 года в Казанском университете была основана первая в Европе кафедра монгольского языка, оказавшаяся первой в Европе. При её организации университет столкнулся с большими трудностями, прежде всего, отсутствием специалистов в России и Европе. К 1833 году действительно созрели необходимые предпосылки для организации кафедры монгольского языка в Казанском университете. На основании постановления министерства народного просвещения попечитель Казанского учебного округа 4 сентября 1833 года сделал представление на имя ректора Казанского университета об учреждении кафедры монгольского языка и поручил отобрать студентов, желающих обучаться монгольскому языку. Записались четверо: К. Бабановский, уже окончивший университет, Л. Ибрагимов, Е. Некрасов и П. Уржумцев.
Необходимость учреждения монгольской кафедры ректор Лобачевский мотивировал тем, что Россия находится в соседстве с Монголией, что частые сношения между этими странами «невозможны без основательного изучения языка и литературы монгольской».
Новый университетский устав 1835г. закрепил фактическое наличие трех востоковедных кафедр в Казанском университете: арабского и персидского языков (Эрдман), турецко-татарского (Казем-Бек) и монгольского (Ковалевского). Количество студентов, обучавшихся восточным языкам, не было многочисленным. Уставом 1835г. было разрешено содержать 14 казеннокоштных студентов исключительно для обучения восточным языкам и ежегодно отпускать на содержание каждого 2 тыс. рублей серебром, по окончанию курса они должны были отслужить в течение шести лет в учреждениях «по усмотрению начальства». Число студентов на восточном разряде в 1830-1839гг. колебалось от семи до 18, в 1840г. их насчитывалось 22, в 1841 – 25, в 1842г. – 24 человека.
Во времена ректорства Н. И. Лобачевского (1827-1846) в университете предоставлялось право учиться «не только природным русским, но и инородцам, как-то: татарам, бурятам и другим».
В мае 1837г. в Казанском университете была открыта первая в России кафедра китайского языка и китайской словесности под руководством Д. Савилова, преобразованная в 1844 в китайско-маньчжурскую. В мае 1842г. были открыты кафедры санскритской словесности и армянского языка. На отделении монгольской словесности главными предметами, особенно на младших курсах, были языковые дисциплины. Различные аспекты монгольского языка вели профессора О. М. Ковалевский и А. В. Попов. В эти годы в Казани в качестве лекторов, преподавателей работали Г. Никитуев, Г. Гомбоев. Галсан Гомбоев был не только преподавателем, но и исследователем. Весьма примечательно, что известный русский писатель, революционер-демократ А. И. Герцен, проезжавший в 1836г. через Казань, писал, что в Казанском университете «преподаются в обширном объеме восточные литературы, и преподаются часто азиатцами; в его музеумах больше одежд, рукописей, монет китайских, маньчжурских, тибетских, нежели европейских. Удивитесь ли вы после этого, встретив в рядах его студентов – бурят?»
М. К. Корбут верно заметил, что в первые десятилетия своего существования Казанский университет «сумел все же подготовить таких мировых гигантов науки, какими являются Лобачевский и Бутлеров, и таких выдающихся ученых, какими были О. Ковалевский, В. П. Васильев, Д. Банзаров, Берви Флеровский и многие другие».
Казанский университет в этот период направлял по-прежнему свои усилия на организацию научных путешествий в страны Востока. В 1840г. в составе Российской духовной миссии был направлен в Пекин воспитанник университета Василий Павлович Васильев, который незадолго этого выдержал испытания на степень магистра. Казанский университет, отправляя В. Васильева в Пекин при Российской духовной мисси сроком на десять лет, надеется со временем приобрести в его лице прекрасного преподавателя тибетского языка и глубокого исследователя географии, истории, религии и древностей народов, населяющих восточную половину Азии. В обязанности путешественника также входило приобретение для университетской библиотеки книг на санскритском, китайском, тибетском и монгольском языках.
В Пекине В. П. Васильев пробыл 10 лет. Осенью 1850г. он возвратился в Казань и представил Совету Казанского университета отчет о своей деятельности Китае. Он добросовестно выполнял согласно инструкции все задания университета, добился значительных результатов в совершенствовании своих знаний в монгольском, тибетском, китайском и маньчжурском языках и собрал весьма ценный материал по истории, литературе, этнографии, географии, философии и религии Китая и других стран Азии. Достаточно сказать, что для библиотеки Казанского университета В. П. Васильевым были приобретены в Пекине восточные книги, рукописи и ксилограмы (на китайском, тибетском и маньчжурском языках) – всего 849 названий в 2737 томах и 14447 тетрадях. 25 ноября 1850 года Совет философского факультета принял решение возложить на В. П. Васильева «преподавание в университете китайского языка с его литературой и историей Китая.
Успешная постановка преподавания языка, литературы и истории стран Востока была невозможна без создания учебников и учебных пособий. Поэтому, естественно, каждая восточного разряда проявляла заботу о создании учебников для своих слушателей. В 40-х годах XIX века усилия Ковалевского и Попова были направлены на создание словарей и новых пособий по монгольскому языку. Ковалевский на протяжении многих лет интенсивно работал над своим основным трудом в области монгольского языкознания – трехтомным «Монгольско-русско-французским словарем».
Активно продолжал работать в области монголоведения и А. В. Попов. Еще в 1836 году им была издана «Монгольская хрестоматия для начинающих обучаться монгольскому языку». Она была предназначена для воспитанников 1-й Казанской гимназии. Им также написана арифметика на монгольском языке, которая была рассмотрена академиком Шмидтом и одобрена Академией наук. В 1848г. А. В. Попов издал «Грамматику калмыцкого языка», которая была удостоена Демидовской премии. Так, благодаря энергичной научно-педагогической деятельности Ковалевского и Попова учебной литературой, был достаточно обеспечен не только цикл монгольской словесности Казанского университета, но и 1-я Казанская гимназия.
Одним из просветителей казанской школы монголоведов в середине XIX века был Алексей Александрович Бобровников. После окончания Казанской духовной академии в 1846г. он был оставлен преподавателем монгольского и калмыцкого языков. В 1847г. Бобровников удостоен магистерской степени. В 1849г. в Казани была издана «Грамматика монгольско-калмыцкого языка» А. А. Бобровникова. Это был действительно фундаментальный научный труд в области монгольского языкознания. В 1853г. окончил отделение монгольской словесности философского факультета Казанского университета К. Ф. Голстунский – воспитанник 1-й Казанской гимназии. По окончании университета Голстунский был назначен учителем монгольского языка 1-й Казанской гимназии. По представлению попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 7 июля 1855г. К. Ф. Голстунский был переведен из Казани в Петербургский университет адъюнктом монгольской кафедры.
Так за 22 года существования кафедры монгольского языка в Казанском университете была подготовлена плеяда ученых, составивших впоследствии гордость российской науки. Это Василий Павлович Васильев, Доржи Банзаров и Галсан Гомбоев. Организатором и главой кафедры монгольского языка Казанского университета на протяжении всего периода её существования был профессор Осип Михайлович Ковалевский – основатель научного монголоведения в России. За время существования монгольской кафедры в Казанском университете были определены основные направления в изучении истории, языка, литературы, культуры и религии монгольских народов. Были созданы фундаментальные труды – монгольские грамматики, хрестоматии, словари, необходимые для успешной подготовки специалистов в данной области. Такая плодотворная научная работа казанских монголоведов была бы невозможна без хорошо налаженного издательского дела. Казанский университет имел свою типографию с большим набором восточных шрифтов – монгольского, калмыцкого, санскрита, тибетского, арабского и армянского.
Научная библиотека казанского университета по праву считалась хранительницей богатейшей восточной литературы, собранной усилиями нескольких поколений ориенталистов. В фонде рукописей и редких книг библиотеки имелись редкие книги на 18 языках, в том числе на арабском, турецком, персидском, китайском, татарском и монгольском языках. Среди них экземпляры, относящиеся к XII веку, уникальные автографы выдающихся восточных писателей (сочинения великого узбекского поэта Навои, азербайджанского поэта и мыслителя Низами, великого таджика Авиценны).
В первой половине XIX века Казанский университет являлся научным востоковедным центром в России. Выдающийся востоковед – лингвист и этнограф М. А. Кастрен (1813-1852), посетивший в 40-х годах XIX века Казань, писал: «Едва ли есть в целом мире хотя один такой университет, где бы так ревностно изучали восточную литературу, как в Казани…Казанский университет считает в числе своих ориенталистов мужей европейской известности». Научной общественности далеко за пределом России были известны труды востоковедов Казанского университета Х. Д. Френа, А. К. Казем-Бека, И. Н. Березина, О. М. Ковалевского, В. П. Васильева и других.
Восточный разряд Казанского университета – существовал недолго – менее полувека. 22 октября 1854г. последовал царский указ Сенату об учреждении при Петербургском университете факультета восточных языков. В ноябре 1854г. Казанский университет получил предписание министра народного просвещения Норова: «Преподавание восточных языков в Казанском университете и I-й Казанской гимназии прекратить, оставив в последней по уважению местных обстоятельств края преподавание татарского языка…». Все ведущие профессора и преподаватели восточных кафедр Казанского университета переводились в Петербургский университет. Одновременно в Петербургский университет были переданы почти все рукописи и редкие восточные книги библиотеки Казанского университета, восточный отдел нумизматического кабинета, а из типографии вывезены в Петербург санскритский, тибетский и монгольский шрифты. В 1855г. восточный разряд философского факультета (впоследствии – исторического) Казанского университета прекратил свое существование.
В отчете Казанского университета за 1854-55 учебный год, посвященном его полувековой деятельности, отмечалось: «С перемещением его (восточного разряда) в Санкт-Петербург наш университет утратил характеристическую особенность, отличавшую его посреди высших рассадников образования в империи».
Казанская школа монголоведов, созданная профессором О. М. Ковалевским, была ведущей на протяжении всего XIX столетия. Казанское монголоведение формировалось как наука комплексная. Предметом исследования монголоведов являлись язык, литература, фольклор, этнография, география, религия и история монгольских народов. Это имело, в свою очередь, важное значение для научного исследования их культуры, открытие школ, создания учебных пособий, программ, хрестоматий.
Монголоведение в Казанском университете, благодаря трудам О. М. Ковалевского и других ученых, стало одним из ведущих направлений мировой ориенталистики. В европейских университетах долго еще изучали монгольские языки и монгольскую литературу по учебникам Ковалевского, а его монгольско-русско-французский словарь не утратил своей ценности до настоящего времени. Из Казанской школы монголоведов вышли первый бурятский ученый Доржи Банзаров, знаменитый китаевед и буддолог В. П. Васильев, тонкий грамматист А. А. Бобровников, а также их преемники А. М. Позднеев и другие.
Литература.
1. «Доржи Банзаров» (Воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых, общественных деятелей XIХ – начала ХХ в.), издательство БНЦ, Улан-Удэ, 1997г.
2. Н.В.Ким «Доржи Банзаров» (Биографический очерк), Улан-Удэ, 1992г.
3. Д. Улымжиев «Монголовед Александр Попов», журнал «Байкал» 1991г., №5, стр. 98-101.
4. Д. Улымжиев «Алексей Бобровников - выдающийся монголовед», журнал «Байкал» 1995г., № 2, стр. 71-77.
5. Д. Улымжиев. «Круглый стол» монголоведов», журнал «Байкал» 1990г., № 3, стр. 141-144.
6. Д.Б.Улымжиев «Страницы отечественного монголоведения» (Казанская школа монголоведов), Улан-Удэ, 1994г.
7. Н. Шаракшинова «Монголовед Алексей Бобровников», журнал «Байкал»
1988г., № 3, стр. 131-136.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Большое - маленькое
Сказка про Серого Зайку
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Военная хитрость