История Марийского края
Вложение | Размер |
---|---|
my_mnogonatsionalnaya_strana.docx | 26.41 КБ |
Мы многонациональная страна
Руководитель: Н.В.Шабалина
Автор: Семенов Кирилл
Место проживания: Республика Марий Эл, Советский район, село Ронга
Класс, образовательное учреждение: МОУ «Ронгинкая средняя общеобразовательная школа», 7класс
Возрастная группа: 13 лет
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» сто тысяч «я»!
Эти слова Роберта Рождественского не утратили свою актуальность и сегодня. Ведь мы – граждане России – самого большого многонационального государства на нашей планете. В ней живут вместе десятки больших и малых народов. Россияне – это русские и удмурты, мари, татары и чуваши, буряты и калмыки, коряки и чукчи, адыгейцы и осетины, евреи и эвенки, башкиры и якуты, а также представители многих других национальностей. Свое единство россияне не раз показывали и в моменты великой радости, и в беде. Нам, подрастающему поколению предстоит создавать будущее России. Продолжая традиции старших, мы должны преумножить славу России, и от гражданской позиции каждого из нас зависит будущее многих новых поколений. А для того что бы это будущее было светлым, нам необходимо учитывать интересы каждой нации, проживающей на территории страны, особенности каждой из культур и конфенсий. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с народом и крепчал вместе с ним, проходя через века. Так и марийский народ не стал исключением. Из глубины веков, от поколения к поколению пронесли наши предки свою уникальную культуру и быт. Марийцы (прежнее официальное название - черемисы) являются аборигенами Средней Волги, относятся к угро-финской языковой группе. Отдаленные предки марийцев пришли на Среднюю Волгу с востока и юг и сложились в основном на занимаемой территории. Это место является коренным населением. Название народа - «мари», «маары» выходит значению « человек», «мужчина», «муж». На основе смешения пришлых с востока на юг племен марийский народ принял монголоидные черты.
Черемис-это «лесной человек». Территория древних мари простиралось по берегам Волги. Нелегкая судьба выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Не успев сформировать свое государство, древние марийцы подверглись внешним завоеванием. Их покоряли хазары, булгары, татары – монголы. Марийцы занимались собирательством, охотой, рыболовством бортничеством. В результате продолжительных войн, марийцы бежали на восток, за Каму, на Урал. Переселенцы положили начало формированию этнографической группы восточной мари. Проводилась массовая насильственная христианизация. Основная масса переселенцев называли себя «чимари»- настоящие мари. Они отстаивали свою религию, говоря: «Нашу веру кончать - нас кончать». Затем зародилась марийская интеллигенция. Марийцы получили возможность пользоваться родным языком. Все дети были охвачены обучением на родном языке. За короткий срок поднялась литература. На многие года в памяти останутся имена С. Чавайна, М. Шкетана, Олыка Ипая. Художественная литература развивалась на основе двух литературных языков. На всю округу разлетелось имя Йывана Кырли, в роли Мустафы в кинофильме «Путёвка в жизнь», незамеченным остался художник А.В.Васильев, появилось много талантливых актёров и режиссёров.
После сталинских репрессии, новому поколению пришлось начинать заново наращивать культуру нации. На пике творчества были известные писатели М.Казаков, В. Колумб, художник З. Лаврентьев, композиторы А. Эшпай, Э. Сапаев. Появились музыкальный театр, университет, институт, музыкально - художественная школа, широко был известен ансамбль «Марий Эл», стали издаваться новые газеты на марийском языке. Но самое главное богатство Республики Марий Эл - люди. Народ марийского края отличается трудолюбием, приветливостью и гостеприимством. Более 50 национальностей проживают сейчас в Марий Эл в мире и согласии, уважая язык и традиции друг друга. Народ мари и через много столетий сумел сохранить свой певучий язык, задушевную музыку, красочную вышивку, всё, что мы называем народным искусством. А марийские песни и танцы украшают любой праздник. Наш край богат национальными традициями: народными песнями, танцами, сказками. Марийский народ знает своих героев по легендам, которые дошли до нас с тех давних времён.
Нынешнее молодое поколение интересуется фольклором, глубинными истоками народной культуры. Проводятся ежегодные фольклорные праздники: весенний праздник сева - Агавайрем, обряд изгнания нечистой силы - Сурем, обряд выноса зерна - Урлык лукмаш, большое летнее моление - Кусо кумалтыш. В дни несчастий и стихийных бедствий обращаются марийцы к своим богам. Идут они в своих белых одеждах к священному дереву - берёзе. Звучат струны гусель в руках жрецов и под их тихий звон молятся лесному божеству, принося к нему чаши с жертвенным мясом, жертвенным хлебом. Марийцы – лесной народ, поэтому они всегда почитали и поклонялись лесу, растениям. Береза считается символом чистоты, а рябина издревле у марийского народа оберегала от нечистой силы, от сглаза, давала счастье. Просят они у «берёзового» бога воды, утоляющей жажду, хлеба насущного и счастья. И боги берегут их от несчастий. Праздник нового урожая – Угинде. Либо на привольных лугах, либо среди зелёной рощи, собираются сотни людей в ярких одеждах на Пеледыш Пайрем - Праздник цветов.
Возрождены традиции народной вышивки. Марийская народная вышивка - один из самых древних видов народного искусства. Раньше люди не умели писать и вышивкой, рисунком ниткой по ткани передавали свои мысли и желания. Марийскую вышивку можно читать как открытую книгу. Древние женщины выражали свои мысли, пожелания через вышивку, вышивали то, о чем мечтали. В каждом доме сохранились изготовленные в прошлом вышитые изделия. Их бережно сохраняют как память о своих предках. Дерево в марийской народной вышивке у марийцев символизирует начало жизни и поэтому без надобности их не рубили. Дуб символ крепкого здоровья. Лебеди - символ любви и верности, добра и красоты, солнце знак добра, и плодородия. Лошади - символ трудолюбия и достатка. Вышивая на одежде эти предметы, люди хотели защитить своих близких от зла, уберечь от беды, придать силы, доброты, здоровья. Белый цвет одежды – древняя особенность марийского костюма, потому марийцы называли себя «чий марий», т. е. «белый» мариец. Больше всего марийские женщины использовали в вышивке красный цвет: цвет огня, тепла. Вышивка - непременное украшение марийской национальной одежды. Из поколения в поколение передают женщины это мастерство. Ни одна марийка не покажется на люди в праздничный день в платье без вышивки. А каких только узоров не придумывают мастерицы.
Долгими вечерами народ мари делал посуду, лапти плёл, туеса для грибов и ягод, кадушки для мёда и другие вещи. Всё это он носил на ярмарку в базарный день. В Ронге на площади перед церковью проходили оживлённые базары. Ежегодно в Покров день 14 октября здесь проводилась большая ярмарка, которая длилась несколько дней. Образцы народного творчества представлены в музеях. И сейчас каждый год в нашей школе проводится ярмарка.
Верит марийский народ и в богатырей. Онар – добрый исполин, неутомимый труженик и бесстрашный заступник народа мари. Он силен, красив, благороден. Он более всех марийских героев воспет, возвышен над народом.
Приходит народ мари на холм в самый тяжёлый час к Чоткар –патыру, к богатырю из теста Ненчык-патыру, к силачу железному к Куртне-патыру ,к богатырю лесному Пунче-патыру. Много легенд у народа мари связано с озёрами, реками. Из глубины карстового провала на нас смотрит Морской глаз - так называется знаменитое местное озеро. Окрестили его так за правильную круглую форму и удивительный, изумрудный цвет воды. Такую окраску озеру придают зелёные водоросли. По одной из версий водоем возник 20 тысяч лет назад - ещё в ледниковый период! С Морским глазом связано множество древних легенд. Тысячи людей приезжают отдыхать на это озеро. Женское озеро по рассказам, еще в XX веке на этом месте находился женский монастырь. Однако из- за непрочности карстовых пород весь монастырь со всеми насельницами в одночасье ушел под воду. Долго еще в центре озера под водой можно было разглядеть купол и золоченый крест...
Одно из чудес Марий Эл Богородице - Сергиева пустынь спрятано в глухой килемарской тайге, среди вековых сосен и торфяных болот. Это Богородице-Сергиева пустынь - мужской монастырь. Он основан недавно. Строительство архитектурного ансамбля идёт до сих пор. Пустынь отличается удивительной красотой - все постройки - деревянные, в духе средневековой Руси. В храме хранится частица святых мощей Сергия Радонежского, есть и чудотворные иконы. Поклониться им съезжаются паломники со всей страны.
На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок. Наш край – это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае – это значит забота о Родине.
Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства –
Эти рощи, реки и луга!
Ласточка. Корейская народная сказка
Пчёлки на разведках
Валентин Берестов. Аист и соловей
В Китае испытали "автобус будущего"
Выбери путь