Исследование ученика построено на решении проблемы: почему дорожает гречка? Обучающийся выясняет причины, выдвигает гипотезы, изучает ситуацию на общероссийском рынке
Вложение | Размер |
---|---|
zimin_ilya_rabota.doc | 199.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
КРУПА НА ВЕС ЗОЛОТА
Автор: Зимин Илья,
обучающийся 8 А класса.
Руководитель: Лизякина И.К.,
учитель экономики 1 кв.кат.
п.Сосновское
2015
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснования исследования 5
1.1 Категории товаров 5
1.2 Неценовые факторы, влияющие на спрос 6
Глава 2. Ситуация на российском рынке продаж 9
Глава 3. Мнение экспертов, официальных лиц 12
Глава 4. Прогноз-2015 15
Глава 5. Ситуация с продажами гречневой крупы на прилавках магазинов поселка Сосновское 17
Заключение 18
Использованные источники 19
Приложения 20
Введение
Вкус гречневой каши знаком каждому с детства. В Древней Руси её называли «матушка». В советские времена она считалась деликатесом и была в дефиците. Несколько лет назад по каким-то странным причинам производители установили на нее заоблачные цены. Но несмотря ни на что, от нее не отказывались и продолжали любить. Гречка не сходит со столов и занимает в нашем рационе весьма почетное место, а теперь её стало модным готовить и в респектабельных ресторанах.
В супермаркете:
- Скажите, а гречка у вас есть?
- Да, конечно. В отделе "Деликатесы". Сразу за черной икрой.
Практически во всех регионах России зафиксировано повышение стоимости гречневой крупы. Портал agro2b.ru[1] сформировал рейтинг субъектов РФ, где гречка подорожала сильнее всего. Также отмечаются регионы с самыми демократичными и самыми высокими ценами на гречневую крупу.
Уже второй год подряд гречневая крупа или, как ее называют в народе, гречка удивляет потребителей стремительным ростом цен и совершенно не обоснованным реальными экономическими факторами дефицитом. Причем если раньше повышение стоимости гречки фиксировали в только отдельных областях России, то теперь подорожание затронуло почти все регионы страны. Согласно данным еженедельного мониторинга, проводимого Министерством сельского хозяйства РФ, за период с 27 октября по 1 декабря цены на гречневую крупу выросли в среднем на 56,43%.
На уроках экономики, изучая тему «Спрос», я заинтересовался, почему за последнее три месяца цены на гречневую группу так сильно поднялись? Ведь гречка – товар, относящийся к категории инфериорных[2]. Какой фактор настолько сильно влияет на продажи этого продукта?
Итак, объект исследования — цена на гречневую крупу в динамике.
Цель: в чем причина подорожания гречневой крупы?
Задачи:
- рассмотреть теоретическую основу исследования (виды товаров);
- изучить ситуацию с продажами гречневой крупы;
- сравнить мнение специалистов и прогноз на 2015 год;
-исследовать ситуацию с продажами гречневой крупы на прилавках магазинов поселка Сосновское;
- выявить причины подорожания гречки.
Методы: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, интервью.
Глава 1. Теоретические обоснования исследования.
«Товар Гиффена» — принятое в экономической теории обозначение товара «низшей категории», при снижении цены на который объем спроса также уменьшается, а при повышении цены — увеличивается (при неизменности дохода и цен на другие товары). Назван по имени английского экономиста XIX в., обнаружившего подобную ситуацию со спросом на картофель в Ирландии. Прямая зависимость между уровнем цен и объемом спроса на «товар Гиффена» возможна в случае, когда «эффект дохода» превышает «эффект замены».
«Товар НИЗШИЙ» («низшей категории») — товар, спрос на который находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя.
«Товар нормальный» («высшей категории») — товар, который потребитель готов покупать в большем (меньшем) количестве, когда его доход увеличивается (сокращается).
Товары взаимодополняемые («комплементы») — товары-«попутчики», совместно удовлетворяющие одну потребность; для таких комплементных товаров характерна обратная зависимость между ценой на один из них со спросом на другой.
Товары взаимозаменяемые («субституты») — товары-заменители, т. е. такие товары, которые способны заменить друг друга при удовлетворении какой-либо потребности; для подобных товаров-субститутов характерна прямая зависимость между ценой на один из них и спросом на другой.[3]
1.2 Неценовые факторы, влияющие на спрос
Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.
К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.
Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.
В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).
Проиллюстрируем на графике влияние неценовых факторов (рис. 1).
Рис. 1. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
Для этого в тех же осях цен и количества товаров поместим уже известную нам кривую спроса dd. Неценовые факторы вызывают изменения спроса на товары, независимо от уровня их цены. Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса, показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.
Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса dd вправо вверх.
И наоборот, если неценовые факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать его можно сместившейся кривой спроса влево вниз.
1.3 Выводы.
Рассмотрев теоретические основы исследования, предположу, что гречневая крупа относится к группе инфериорных товаров. А необоснованное повышение цены на гречневую крупу — результат влияния фактора «ожидание потребителей». Выяснить это помогут дальнейшие исследования. Для этого предлагаю изучить ситуацию с продажами гречи в России и компетентное мнение специалистов.
Глава 2. Ситуация на российском рынке продаж.
За прошедший год, по данным Росстата, сильнее всего в России подорожали гречневая крупа (около 80 процентов), белокачанная капуста (более 44 процентов), сахарный песок (более 38 процентов), курица и свинина (около 27 процентов). Также более чем на 20 процентов выросла стоимость яблок, помидоров, репчатого лука, рыбы и риса. Молочные продукты, сыры и колбасные изделия прибавили в цене от 15 до 20 процентов. Меньше всего подорожали яйца, подсолнечное масло и пшеничный хлеб (менее 5 процентов).
По данным маркетингового агентства ROIF Expert, в 2013 году гречка стала второй по популярности крупой после риса – ее доля составила 20% от круп, которые съедает среднестатистический россиянин. Ежегодно взрослые россияне съедают по 3 кг гречки на человека[4].
По данным ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», емкость российского рынка готовой гречневой крупы составляет около 400 тыс. т. Большую часть Россия производит сама, небольшой объем импортирует. В этом году может быть выпущено всего на 50–60 тыс. т меньше готовой гречки, чем годом ранее, подсчитал директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков[5].
Данные Росстата подтверждают, что снижение производства будет незаметно: в 2014 году посевная площадь гречихи составила 1,01 млн га, или 93% к уровню 2013-го.
Ретейлеры обещают не повышать цены, пока не разберутся в ситуации.
Как говори т представитель X5 Retail Group[6] (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) Владимир Русанов, сейчас группа ведет переговоры с компаниями, которые заявили о пересмотре прайс-листов. Ранее он отмечал, что на гречку высокого ценового сегмента поставщики предлагают увеличить отпускные цены на 20%, на низкий ценовой сегмент – почти в два раза. По словам другого ретейлера, некоторые поставщики просят повышения до 70%.
Самая дешевая крупа в Иваново. Здесь килограмм гречки можно купить за 26 рублей 33 копейки. Практически по такой же цене можно приобрести гречку в Саратове – 26 рублей 60 копеек. Немного дороже гречка стоит Рязани – 30,35 рублей за килограмм. Повезло и жителям Элисты, где гречневая крупа стоит значительно дешевле, чем в большинстве регионов России – 35,13 рублей за кило. Не преодолела сорокарублевый барьер гречка в Брянске и Майкопе. В этих городах килограмм крупы стоит 38,00 и 39,30 рублей соответственно.
Самая дорогая гречневая крупа в Москве. В Столичном регионе за килограмм крупы придется выложить аж 93 рубля 29 копеек. Немного дешевле гречка стоит в Петропавловске-Камчатском – 84,79 рублей за килограмм. Покупка килограмма крупы для жителей Анадыря обойдется в 83,30 рублей. Неожиданно в компанию Дальневосточных городов и Столицы попала Вологда, где стоимость килограмма гречневой крупы также одна из самых дорогих по стране – 80 рублей 46 копеек.
Практически все регионы России можно разделить на две категории. К первой относятся области, где гречневая крупа подорожала за неделю с 10 по 17 ноября. А ко второй – догоняющие регионы, где резкий скачек цен произошел только к началу декабря.
Таким образом, главной движущей силой продовольственной инфляции стала именно девальвация и неуверенность населения в завтрашнем дне: «Для подавляющего большинства единственным эффективным вариантом спасения сбережений от обесценивания стали массовые закупки продовольственных и промышленных товаров.
Недвижимость доступна далеко не всем, все остальные инструменты сбережений давали явно отрицательную реальную доходность»[7].
Глава 3. Мнение экспертов, официальных лиц.
ФАС получила рекордное число жалоб на цены с момента введения продовольственного эмбарго .
Федеральная антимонопольная служба видит причины подорожания основных продуктов питания в России в "необъективных факторах". Такие данные глава ФАС Игорь Артемьев привел на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
"Рост цен на мясо, овощи, другие продукты питания, гречневую крупу, а также сахар, рост цен на который нас беспокоит в последнее время, и подсолнечное масло связан только с необъективными причинами, это - большая часть в этой цене", - подчеркнул он. В связи с этим ФАС уже возбудила 98 дел "по фактам завышения цен, никак не связанного с внешней конъюнктурой. Они не имеют никакого отношения к импорту, так как все производится в нашей стране, либо доля роста цены по импорту составляет всего несколько единиц процентов, а рост (на продукты питания) идет на 30-40-50 процентов и далее", - с сожалением отметил Артемьев, добавив, что подобные ситуации прослеживаются по всей стране.
В связи с этим он заверил, что ФАС совместно с другими органами власти, в том числе представителями Генпрокуратуры, намерена продолжить проведение проверок и ежедневный мониторинг, в том числе реагируя на обращения граждан по "горячей линии" ведомства.
Генпрокуратура: рост цен на некоторые виды продуктов составил от 10 до 150%.
"Цены на импорт являются сегодня доминирующими (на рынке продовольствия) и людей, которые хотят погреть на этом руки, что всегда происходит в кризисных ситуациях, необходимо привлечь к ответственности", - считает Артемьев. "Наша задача - сбить волну спекулятивных ожиданий", - добавил он.
По оценке премьера, в стране сложная экономическая ситуация и нестабильность с ценами связана как с инфляцией, так и с другими причинами. Однако "помимо экономических причин на ценообразование влияют и неэкономические - конъюнктура, ряд коммерческих организаций, которые пользуются тем, чтобы получить дополнительные деньги, заработать больше", констатировал глава правительства.
С другой стороны Федеральная антимонопольная служба России также не выявила и сговора ретейлеров с целью повышения цен на гречку. Но при этом ведомство сообщило, что проверки производителей крупы будут продолжаться. ФАС уже выдало предупреждения некоторым предприятиям в Татарстане и Забайкальском крае.
Несмотря на все усилия, подорожание гречневой крупы в регионах России продолжается. А в преддверие Новогодних праздников оно только усилилось. Правительство Российской Федерации даже обсуждало вопрос открытия гречневых запасов Росрезерва, но Минсельхоз не видит оснований для паники.
При этом данные статистики и прилавки магазинов подтверждают, что паника есть, и рост цен в некоторых регионах страны с лихвой обгоняет рост евро и доллара.
Инфляция в России составила в 2014 году около 11,5 процента. Сильнее всего дорожали продукты питания. Лидером по росту цен стала гречка. В новом году ожидается всплеск стоимости овощей и фруктов, предупреждают эксперты.
Глава 4. Прогноз-2015.
Первый вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил 26 декабря, что инфляция в наступающем году может оказаться выше 10 процентов, при этом по отдельным видам товаров он не исключил более чем 20-процентного роста цен. Юрий Данилов из МГУ отмечает, что «в России никогда не было такого, чтобы инфляция росла меньше, чем два года, — если она начала расти, то именно такой минимальный срок требуется на перелом тенденций». По его словам, показатель будет зависеть от действий ЦБ и правительства. Оптимистичный прогноз экономиста — 10 процентов, пессимистичный — 30 процентов.
Многое будет зависеть от того, как сельское хозяйство адаптируется к новым условиям, добавляет Дмитрий Рылько. Сегодня, по его наблюдениям, есть две группы факторов, которые воздействуют на аграриев. Первая — позитивная — включает в себя открывающиеся возможности для импортозамещения, рост цен на продовольствие, а значит и маржи, а также дополнительные субсидии со стороны государства (примерно в 20 миллиардов рублей). Вторая группа — негативная. «Это высокие цены на средства производства для сельского хозяйства, удорожание или даже недоступность кредитов, — говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка[8]. — В итоге мы видим, что 20 миллиардов не хватит даже на покрытие инфляции в инвестиционном секторе для сельского хозяйства»[9].
Официальная инфляция в России по итогам года почти вдвое превысила прогнозы федеральных чиновников. Минэкономразвития предполагало, что 2014 год завершится с показателем роста цен в 6 процентов. Реальный рост, по словам министра финансов Антона Силуанова, составил 11,5 процента. При этом, если смотреть на статистику Росстата[10], по отдельным товарным группам рост цен составил десятки процентов. По мнению экспертов, главными причинами резкой инфляции послужили девальвация рубля и двусторонние санкции. Гарантировать, что рост цен остановится в наступающем году, никто не берется. Уже очевидно, что инфляция останется двузначной.
Серьезную роль в росте цен на определенные товары сыграли и продовольственные санкции, введенные российскими властями. Из-за них подорожали рыба, молочные продукты и мясо. При этом говядина выросла в цене в наименьшей степени (чуть более 10 процентов), поскольку импортируется в основном из тех стран, которые не подпали под российские санкции. «Больше всего от антисанкций пострадала свинина, а вслед за ней и курица, несмотря на то, что последнюю Россия почти не импортирует», — говорит Дмитрий Рылько. Секрет, по его словам, заключается в том, что, когда растут цены на свинину, переработчики и население переходят на мясо птицы.
По прогнозу эксперта, в наступающем году цены на зерновые, а также на мясо и молоко должны стабилизироваться. Однако радости населению это не прибавит, поскольку ожидается серьезный рост в другой категории продовольствия — в сегменте свежих овощей и фруктов. «В первой половине сезона всегда резко повышается доля импорта этих товаров, а именно он сейчас резко ограничен», — отмечает глава ИКАР[11].
Глава 5. Ситуация с продажами гречневой крупы на прилавках магазинов поселка Сосновское.
Пятерочка[12]. В настоящее время стоимость 1кг гречневой крупы 86 рублей. По словам продавца — консультанта, цена на изучаемый товар сначала повысилась в ноябре 2014 года, тогда гречка стоила 56 рублей. Затем в декабре немного подешевела и стала стоить 36 рублей, а в конце декабря и по настоящее время продолжает дорожать. Причем, по мнению работников магазина, повышение стоимости на гречку необоснованное, за ним стоит только жажда наживы владельцев торговой сети.
Магазин «Ласточка» (ТОО «Круг»). В настоящее время цена 1 кг гречи 76 рублей. Отвечать на вопрос, в чем причина подорожания продукта, продавцы не стали, ссылаясь на предписания руководства.
Магазин «Продукты» ЧП Мялкин А.В.: 82 рубля. Мнение продавцов: цены как у всех.
Магазин «Хлебный» ПБОЮЛ Зыков А.Е.: 82 рубля. Мнение продавцов: общая наценка.
Заключение.
Однозначную причину повышения стоимости гречневой крупы в регионах России назвать невозможно. С уверенностью можно сказать, что дело не в сокращении урожая – он превышает прошлогодний и полностью покрывает потребности россиян. И это без учета переходящих запасов. Скорее всего, всему виной слухи и генетическая память населения о временах, когда полки магазинов были пусты. В связи с этим высказанное предположение, что необоснованное повышение цены на гречневую крупу — результат влияния фактора «ожидание потребителей», верно. Но нельзя исключать и такие факторы, как внешнеэкономическая политика государства (антисанкции) в ситуации кризиса, связанного с ситуацией на Украине. Еще один фактор — нечестное поведение продавцов — производителей, пользующихся и не без того катастрофичной ситуацией, стремящихся к наживе.
В целом можно сказать, что исследование проведено успешно, цель достигнута, задачи решены. Одно пугает — повышение цены на столь ценный продукт ведет к снижению его продаж. Социально незащищенные граждане (дети из многодетных и малообеспеченных семей, инвалиды — диабетики) недополучат гречу. А ведь для них этот продукт, как лекарство, жизненно необходим... Мое предложение — выписывать гречу по рецепту, бесплатно!
Использованные источники
2. http://economics.wideworld.ru/microeconomics/glossary/70
Приложение 1.
[1] См.приложение 1.
[7] замдиректора Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Данилов.
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Учимся ткать миленький коврик
Зимний дуб
Солдатская шинель
Военная хитрость