Проект ориентирован на учеников 5 класса и разработан по учебной дисциплине «Математика», в соответствии со стандартом основного общего образования по математике.Проект направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Натуральные числа». Натуральные числа — числа, которые человек использует при счете предметов. Натуральные числа всегда имели широкое применение в практической жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
raz_dva_trichetyrepyat.ppt | 2.66 МБ |
razdvatrichetyrepyat._kak_zhe_nachali_schitat._emelyanova.a._5_klass.docx | 84.14 КБ |
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение………………………………………………….. .3
2. Как люди научились считать…………………………… ..4
3.Как люди научились записывать числа……………………4
а) клинышки, палочки, узелки…;……………………………..4
б) римские цифры;…………………………………………….5
в) цифры- буквы;………………………………………………6
г) арабские цифры…………………………………………… 6
4. Этимология слова «цифра»………………………………..7
5.Заключение…………………………………………………..8
6. Список литературы………………………………………9
1.ВВЕДЕНИЕ
Мне очень нравится школьный предмет математика…
Сколько звезд на небе?
А травинок в поле?
Сколько крошек в хлебе?
Сколько капель в море?
На вопросы эти Не найти ответ,
Но сейчас вам, дети,Дам один совет.
Если попытаться С цифрами дружить,
Можно не бояться,Жить и не тужить.
В.Савичев
Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры.
И мне захотелось узнать, а когда появились цифры, кто первыми их придумал…
И я поставила перед собой
Цель: изучить историю возникновения цифр и их значение в жизни человека.
Добиться этой цели мне помогут следующие
ЗАДАЧИ:
1.Рассмотреть историю возникновения чисел и цифр, их значение в жизни человека.
2. Исследовать этимологию слова «цифра».
3.Познакомиться с разными видами цифр.
4. Обобщить результаты, сделать выводы.
2.КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.
Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных.
Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели, пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи.
А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Наблюдая окружающую природу, наши далекие предки из множества различных предметов сначала научились выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, из стада оленей — одного оленя, из выводка плавающих уток — одну птицу, из колоса с зернами, — одно зерно.
Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем.
Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами — против берлоги, трех — с одной стороны и трех — с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.
Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две — 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога — 15, две руки и две ноги — 20.
3. КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ
а) Клинышки, палочки, узелки…
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков., завязанных на ремне или веревке.
…Вглядись внимательно в рисунок. Какой-то человек воздел обе руки кверху. Ему было чему удивляться. Ведь он обозначал целый миллион. И это не шутка. Рисовали такого человечка древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человечек исполнял обязанности числа.
Сейчас нам, привыкшим к определенному начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел.
Очень разные и порою даже забавные были эти «цифры» у разных народов.
В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для сотни придуман был крючок, для тысячи — значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч — лягушкой, а миллион — знакомой нам фигуркой с поднятыми руками.
Не очень-то удобно было записывать таким способом большие числа, и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить. Очень большая возня была с этими значками-иероглифами!
По-другому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. И потому все числа у них составлялись из сочетаний клинышков. Если надо было записать единицу— ставили один клинышек, если два — ставили рядом два клинышка, пять — пять.
б) Римские цифры
Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I — один, II— два, III — три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: шесть — VI, семь — VII.
А сколько записано здесь: VIII? Правильно, восемь. Ну а как короче записать четыре? Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV — это пять без одного.
А как записать десять?
Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру «десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз — X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками.
Если рядом с X написать одну палочку справа — XI, то будет одиннадцать, а если слева — IX — девять.
Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева — отнимается. Поэтому знак VI означает 5+1, то есть 6, а знак IV — 5—1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно, и мы советуем это сделать обязательно.
Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы.
Римская нумерация была большим изобретением для своего времени. И все же для записи и выполнения арифметических действий она была не очень удобна.
в) Цифры - буквы.
После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы.
Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами. В Древней Руси буква «а» обозначала единицу, «в» — два, «г» — три. И так далее. Специальная черточка над буквой (титло), указывает, что это не буква, а цифра. Так же буква «а» с особым значком слева обозначала тысячу, а обведенная кружком — десять тысяч, или «тьму», как тогда называлось такое число.
г) Арабские цифры.
Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью); который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских (в отличие от применяющихся иногда римских цифр). Но правильнее их называть все-таки индийскими.
4. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ЦИФРА».
Немного истории о цифре ноль.
Вот он, посмотрите на него — 0. Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». Прибавьте нуль к пяти — получится та же пятерка. Ведь мы ничего к числу не прибавили, вот оно и осталось без изменения. Отнимите нуль от шести — получится опять-таки шесть. Казалось бы, что о нем говорить: нуль и нуль — пустышка. Недаром никчемного человека называют «нуль без палочки».
Значит, подумает кое-кто, нуль — вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.
Если разобраться, то выйдет, что нуль — очень даже важная персона. Как написать 10, 100, 1 000 000, если его нет? Как написать 102 или 1905, если между цифрами не поместить волшебный кружок? Получится 12, 195, а вовсе не то, что надо. Мучение одно!
Вот так долгие века люди и мучились. Чтобы цифры получались правильными, чтобы вышли именно 102, 1905, а не 12 и 195, приходилось их записывать на особой разграфленной доске — абаке.
Там были клеточки отдельно для миллионов,
отдельно для сотен и десятков тысяч, просто для тысяч,
просто для сотен, десятков и, наконец, для единиц.
Словом, абак был тогда чем-то вроде
теперешних счетов только без косточек.
На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля оставляли пустым.
Потом это пустое место стали накрывать пустым же кружком. Так родился наш нуль. В память об абаке он так и остался похожим на кружок.
Считается, что так обозначать нуль впервые стали в Индии, но некоторые ученые думают, что нуль появился еще раньше, у вавилонян.
Но везде он и обозначался и назывался кружком.
На языке Древней Индии «кружок» — «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш нуль называться «сифр». Не правда ли, напоминает что-то? Правильно! «Сифр» — «цифра».
Так уж получилось, что арабским именем нуля — этого самого молодого из цифровой семьи — стали называть с тех пор всех его братьев и сестер. Все они теперь цифры: и 0 — цифра, и 5 — цифра, и 6 — цифра, и 9 — тоже цифра. А само слово «нуль» возникло позже (от латинского nullum — ничто).
Как ни странно, «ничто» — самая важная цифра нашей счетной системы! Казалось бы, пустота, воздух — а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа — число тут же увеличивается в десять раз.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных мною исследований, я выяснила, что те числа, к которым мы привыкли, прошли долгий путь становления. Я увидела, что у разных народов были разные системы счисления. В природе есть закон: выживает сильнейший. Так произошло и в истории чисел. Сейчас мы пользуемся самой удобной системой чисел, единой во всём мире. Числа хранят в себе загадки, которые пытались разгадать многие учёные люди. Но сколько будет существовать человечество, столько оно будет разгадывать всё новые и новые загадки чисел. В дальнейшем, я хочу изучить нумерологию или как говорят магию чисел.
.
Список литературы
1.Александров Э., Левшин В. В лабиринте чисел.— М., 1977.
2.Ашукин Н., Ашукина М. Крылатые слова.— М., 1987.
3.Бакалдин В. Начинаем мы считать,— Краснодар, 1972.
4.Гагарин И. Мишка-хвастунишка.— М., 1975.
5.Геллер Е. Игры на переменах для школьников 1—3-х классов.— М., 1985.
6.Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка.— Тбилиси, 1987.
7.Житомирский В. Математическая азбука.— М., 1988.
8.Кончаловская Н. Сосчитай-ка.— М., 1959.
9.Ладонщиков Г. Кто быстрей? — М., 1959.
10.Леман И. 2x2 +шутка, — Минск, 1985.
11.Мазаник А. Реши сам.— Минск, 1966.
12.Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня.— М., 1982.
13.Никитин Н. Сборник арифметических задач и упражнений для 1-го класса.— М., 1951.
14.Поляк Г. Занимательные задачи.— М., 1953.
15.Свечников А. Число, фигуры, задачи.— М., 1987.
16.Соболевский Р. Логопедические и математические игры,—Минск, 1977.
17.Сорокин П. Занимательные задачи по математике.— М., 1967. 33 пирога/Сост. Булатов М.—М., 1988.
18.Труднев В. Считай, смекай, отгадывай.— М., 1973.
19.Фразеологический словарь русского языка/Под. ред. Молоткова А.—М. 1987.
20.Шустер Ф. Материал для внеклассной работы по математике.— Минск, 1968.
Вода может клеить?
3 загадки Солнечной системы
Рукавичка
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Несчастный Андрей