В презентации освещены отношения между церковной и светской властями в 17 веке, рассказано о церковном расколе и его последствиях.
Вложение | Размер |
---|---|
vlast_i_tserkov.pptx | 2.89 МБ |
Слайд 1
Власть и церковь. Церковный раскол . Работу выполнила : Григорьева Алина Ученица 7 «а» класса ГБОУ СОШ № 629 Г. МосквыСлайд 2
План 1) Церковь после Смуты. 2) Патриарх Филарет. 3) Реформа патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. 5) Протопоп Аввакум .
Слайд 3
Церковь после Смуты. Смута была суровым испытанием для русской церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержали Лжедмитрия I . Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.
Слайд 4
Множество Московских церквей были осквернены поляками. Как писал поляк-современник: «церквей везде было множество, и каменных и деревянных. И все это мы в три дня обратили в пепел» Массовым явлением были убийства служителей церкви, некоторых захватывали в плен. В их числе фактически оказался и глава Русской церкви - митрополит Филарет.
Слайд 5
Патриарх Филарет. После 8-летнего пребывания в польском плену, Филарет – отец царя Михаила в 1619 г. возвратился в Москву. Его избрали патриархом Московским и Всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли . Практически он был вторым царем. В се доклады о государственных делах и патриархах заслушивались совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Филарету удалось укрепить власть царя Михаила Федоровича. Однако, многие церковные вопросы не были решены ни Филаретом , ни его преемниками- Иосафом I и Иосифом.
Слайд 6
Реформа патриарха Никона . Главным церковным вопросом было обновление церковных книг и обрядов. В середине XVII в. в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки, имелось много описок и искажений текста. Немало вызывали сомнений и многоголосья во время церковной службы (когда и священник, и дьякон , и сами верующие одновременно молились, используя порой разные молитвы), крещения 2-мя пальцами и др.
Слайд 7
По отношению к этому вопросу мнение верующих разделились. Одни, во главе с патриархом Иосифом, предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие, к ним относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение, считали, что следует обратиться к греческим источникам, с которых и переписывались более поздние книги.
Слайд 8
После смерти Иосифа, по предложению царя, новым главой Русской Православной церкви стал патриарх Никон- митрополит новгородский. Он и стал проводить церковную реформу. В 1653-1655 г. осуществление церковной реформы. В ведено крещение тремя пальцами, земные поклоны заменены на поясные, исправлены иконы и церковные книги по греческим образцам.
Слайд 9
Широкие слои населения выступили против этих нововведений. Начавшуюся войну с Речью Посполитой , жертвы и утраты, связанные с ней, люди принимали как Божью кару за нарушение церковных обрядов. Созванный в 1654г. церковный собор одобрил реформу.
Слайд 10
Усиление разногласий между церковной и светской властью. Получив необъятную власть над верующими, Никон выступил с идеей верховенства церковной власти над царской и, по существу предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Царь не пожелал этого терпеть и перестал ходить в церковь на патриаршие богослужения. Он стал готовить церковный суд над патриархом, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
Слайд 11
Церковный собор 1666-1667 годов. Для суда над Никоном был созван церковный Собор. На нем царь заявил, что Никон самовольно оставил церковь и отрекся от патриаршества. Этим он давал понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Церковные иерархи поддержали царя, осудив Никона, благословили лишение его сана патриарха и заточение в монастырь.
Слайд 12
. Также, Собор поддержал церковную реформу, проклял всех ее противников(старообрядцев). Теперь по Соборному уложению 1649 года старообрядцам грозила смерть на костре. Собор 1666-67 гг. усугубил раскол в Русской православной церкви.
Слайд 13
Протопоп А ввакум. Главой старообрядцев был протопоп Аввакум. Он был сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Аввакум отрицал реформы Никона. За свои взгляды был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. После он был сослан в Сибирь, н о и там вел активную пропаганду старообрядческих идей.
Слайд 14
Вернулся он в Москву в 1662 году. Многие проявлявшие к нему симпатию люди, в том числе царь, убеждали его отречься от своих убеждений и смириться с церковной реформой. За отказ смириться с реформами, на церковном Соборе 1666-1667г Аввакум был предан церковному проклятию, расстрижен из священников и заключен в темницу. За непокорность власти и верность своим идеям, 11 апреля 1682 года Аввакума вместе с его единомышленниками сожгли заживо на костре.
Слайд 15
Вывод: Церковь, укрепившаяся после Смуты, пыталась занять главенствующее положение в политической системе страны. Но в условиях усиления самодержавия, эта попытка привела к конфликту между церковной и светской властями. В этом противодействии, поражение церкви подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Музыка космоса
Без сердца что поймём?
Самый богатый воробей на свете