1. Выбор темы.
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем следующие вопросы.
а) Как тяжёлый ранец влияет на осанку здоровья?
б) Сколько должен весить ранец?
в) Как правильно выбрать ранец?
2. Цель.
Обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
3. Задачи.
а) Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
б) Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
в) Доказать, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
г) Предложить свои способы решения проблемы.
4. Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 3 Б класса
5. Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
6. Методы исследования.
Анализ; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
7. Результаты исследования.
[...]
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kak_vliyaet_ves_rantsa_na_osanku.docx | 23.28 КБ |
prezent.issled_raboty.ppt | 1.28 МБ |
Окружной конкурс исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников
«Дебют»
Исследовательская работа
Секция: Медицина и Здоровье.
Тема: « Как влияет вес ранца на осанку?»
3Б класс, школа № 71
Учитель: Серикова С.А.
2 квал. категория
Оренбург 2010 г.
Содержание.
Введение.
Глава 1.
Глава 2.
Эксперимент.
Заключение.
Тема. «Как влияет вес ранца на осанку?»
1. Выбор темы.
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем следующие вопросы.
а) Как тяжёлый ранец влияет на осанку здоровья?
б) Сколько должен весить ранец?
в) Как правильно выбрать ранец?
2. Цель.
Обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
3. Задачи.
а) Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
б) Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
в) Доказать, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
г) Предложить свои способы решения проблемы.
4. Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 3 Б класса
5. Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
6. Методы исследования.
Анализ; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
7. Результаты исследования.
« А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в
первые годы жизни.
Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используют различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5 – 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1 – 4–х классов – 300г;
- 5 – 6–х классов – 400г;
- 7 – 6–х классов – 500г;
- 10 – 11–х классов – 600г.
Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:
- 1-2-е классы – не более 1,5кг;
- 3-4-е классы – не более 2,5 кг;
2) для учащихся средней школы:
- 5-6-е классы – не более 2,5 кг;
- 7-8-е классы – не более 3,5 кг;
- 9-11-е классы – не более 3,5-4 кг.
Также при выборе ранца следует обращать внимание на такие признаки функционального ранца, как:
- вес ранца не должен превышать 700 г;
- конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму;
- спинка ранца должна быть полужёсткой и сохранять его форму;
- рекомендуется использовать ранцы, спинка которых имеет специальные массажные профили;
- ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-
40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки;
- высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм;
- ширина ранца не должна превышать 60-100 мм;
- длина ранца не должна превышать 300-360 мм;
- материалы, из которых изготовлен ранец, должны иметь санитарно – эпидемиологическое заключение, подтверждающее их гигиеническую безопасность.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Глава 2.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 30 человек.
План эксперимента.
- самый правильный ранец;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
- самый лёгкий ранец с принадлежностями;
-самый «тяжёлый» учебный день;
- самый «лёгкий» учебный день.
Мы взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Получили следующие результаты (см. приложение №1).
Выводы.
Мы увидели, что у 12 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,7 кг. Нашёлся победитель- легковес весом всего 0,25 кг. Однако у 18 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы- тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно- сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами- легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их. Получили следующие результаты (см. приложение №2).
Выводы.
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 гр. для ученика начальной школы. Нашлись и «нарушители»:
учебник русского языка- 360 гр.
литературное чтение- 350 гр.
Перед нами стояла следующая задача: понаблюдать в течение недели за изменением веса ранца в связи с недельными учебными нагрузками. Получили следующие результаты (см. приложение №3).
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самыми тяжёлыми ранцы бывают в понедельник, среду и четверг. Самыми лёгкими ранцы оказались во вторник, пятницу и субботу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3, 6 кг, причём не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги.
Подвели итоги по позициям.
Самый правильный ранец у Малышевой Валерии.
Самый тяжёлый ранец у Витомской Марины.
Самый тяжёлый ранец с принадлежностями у Камарицкого Александра.
Самый лёгкий ранец с принадлежностями у Муромцевой Татьяны.
Самый «тяжёлый» учебный день- четверг.
Самый «лёгкий» учебный день- среда.
Заключение.
В результате проведённых нами исследований можно выделить основные причины превышения нормативов веса ранца с ежедневными учебными комплектами:
- нерационально составленное учебное расписание, требующее на каждый предмет учебники и тетради;
- необходимость использования более 1-го учебника по одному предмету при вариативном подходе к обучению;
- невнимательное отношение ребёнка и родителей к тому, что находится в ранце – зачастую дети носят лишние учебники, тетради, посторонние предметы;
- вес ранца без книг превышает 700 г.
Мы предлагаем следующие основные пути решения проблемы по снижению веса ранца с ежедневными учебными комплектами.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Заяц, косач, медведь и весна
Два плуга
Ворона
Соленая снежинка
Фильм "Золушка"