На территории Большереченского района находится национальный археологический и природный парк «Батаково». В течение 20 лет в летнее время года учёные ведут раскопки на территории парка. Есть редкие находки, но местное сообщество, учителя, обучающиеся школ Большереченского района, не уделяют должного внимания парку, не проявляют интереса, не используют уникальную возможность самим принять участие в раскопках, собрать гербарий для своей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
arkheologiya.doc | 62 КБ |
Районный слёт юных краеведов
«Пишем историю Большереченского района»
Аношинские чтения
Археология как историческая дисциплина
Автор: Новгородцева Анастасия
обучающаяся МБУ ДО «ЦДТ»
Руководитель: Лопатина В.В.
педагог дополнительного образования
Большеречье 2014г.
Введение
Археология как историческая дисциплина
Археология и история
Археологические находки
НАПП «Батаково»
Выводы
Литература и источники
Приложение
Введение
На территории Большереченского района находится национальный археологический и природный парк «Батаково». В течение 20 лет в летнее время года учёные ведут раскопки на территории парка. Есть редкие находки, но местное сообщество, учителя, обучающиеся школ Большереченского района, не уделяют должного внимания парку, не проявляют интереса, не используют уникальную возможность самим принять участие в раскопках, собрать гербарий для своей школы.
Цели и задачи:
1. Познакомиться с археологией как исторической дисциплиной, узнать задачи археологии, её место среди исторических наук.
2. Познакомить обучающихся с важнейшими археологическими памятниками Омской области и дать представления об основных понятиях археологии, как исторической науки.
3. Узнать об археологической деятельности в Омской области.
4. Пробудить у обучающихся, интерес к археологическим памятникам, как уникальным историческим источникам и ценным объектам культурного наследия.
Актуальность: Сегодня многих интересует прошлое человеческого рода. Ведь мы – наследники этого прошлого и, в свою очередь, вносим вклад в наследие, которое останется грядущим поколениям. Но народы, некогда жившие на земле, и плоды их деятельности скрыты от нас в глубине веков. Кем были эти люди? Как они выглядели? Чем занимались? Что ели? Сильно ли они отличались от нас? Это лишь некоторые из вопросов, которые мы задаём себе.
Методы исследования:
1. Чтение литературы
2. Посещение Большереченского историко-этнографического музея
3. Изучение археологических находок, принадлежащих НАПП «Батаково»
4.Анализ личного архива В.С.Аношина, писателя и краеведа.
Тема моего исследования интересна и полезна для педагогов школ Большереченского района, для местного сообщества, для обучающихся школ.
Апробация: С данной работой я выступала на классном часе перед своими одноклассниками. Для пропаганды знаний по археологии и природе в 2010г. был выпущен ролик «Тайны курганов», все желающие его могут приобрести. Он распространяется бесплатно.
I глава
Археология как историческая дисциплина
Человечество зародилось в Африке почти 4 миллиона лет назад. С тех пор род людской распространился по всему миру. Вначале люди жили в простых хижинах, питаясь дикими растениями и подбирая останки животных. Постепенно они начали управлять окружающей их природой и сделались опытными охотниками и земледельцами. Возникли деревни и крупные поселения, за ними – всё более сложные по своей структуре города и могущественные империи. Сегодня сфера человеческой активности охватывает не только Землю, но и космическое пространство. Прогресс в развитии человечества стал возможен благодаря постоянным изменениям технологии – таким, как совершенствование орудий труда, изобретение гончарных и металлических изделий. Цепь технологических успехов привела, в конце концов, к изобретению электронных микросхем – венца современного технического прогресса.
Экспедиция Уральского университета совместно с Тюменским и Курганским педагогическими институтами и Удмуртским республиканским музеем проводила исследования в Среднем Прииртышье, в 140 км к северу от Омска, у деревни Черноозерье Саргатского района. Здесь, на сравнительно невысокой террасе левого берега древнего русла Иртыша обнаружен комплекс разновременных памятников, на большинстве которых были проведены раскопки в 1967-1968гг.. Подтвердилось предположение о палеонтологическом поселении. Сибирь начала заселяться много позднее, чем другие территории нашей страны. Недостаточная археологическая изученность нашей области не позволяет точно определить время появления здесь первых жителей. Крупный археолог М.Н.Грязнов считал, что территорию Западной Сибири первобытный человек заселил ещё в эпоху палеолита (каменный век). В Тарском районе им был найден бивень мамонта, обработанный рукой человека. У Черноозерья археологи обнаружили на глубине 2-х метров куски обработанного человеком камня и кости.
По всей территории раскопа были обнаружены сотни каменных орудий. Скрепки, необходимые для удаления жира с шкуры животных, перед тем как шит одежду. Сохранились следы двух очаговых участков сильно прокаленной земли. Около очага была обнаружена самая интересная находка –костяной кинжал. Сделан он был из крупной рёберной кости, с двух сторон шли прорезные узкие пазы, в которые вставлялись кварцитовые вкладыши-лезвия. Таким кинжалом можно было совершать различные операции. Кинжал покрыт орнаментом - рисунком. На территории СССР было известно 4 экземпляра подобных кинжалов.
Мезолитическое время представлено на стоянке Черноозерье –VI a, где чётко прослеживается скопление микро пластин на ограниченном участке раскопа стоянки бронзового века. Памятники бронзового века, исследованы наиболее полно. (В.С.Аношин. Ф.111.Д.54.ЛЛ.78-79)
IIглава
Археология и история
А разве археология не то же самое, что история? Разве мы не можем просто взять книгу по истории и узнать из неё всё, что нас интересует о прошлой жизни? К сожалению, нет. Человечество существует почти четыре миллиона лет, письменность же изобрели не более 5000 лет назад, и долгое время она не была широко распространена. Если мы хотим
узнать о жизни более далёкие времена, нам необходимо изучать то, что археологи называют остатками материальной культуры наших предков. Сюда относятся остатки домов или других построек, орудия и предметы обихода из камня, дерева, кости и металла, глиняные черепки, фрагменты ювелирных изделий и других украшений, а так же остатки растений и животных, найденных на месте раскопок.
Исторические записи не охватывают всех событий прошлого – историки производят отбор событий, описывают лишь кое-что, например, войны, договоры, коронации или отдельных королей, королев и других важных персон. Обычно исторические документы уделяют очень мало внимания будничной жизни простых людей. А это значит, что картина прошлой жизни представлена в них лишь частично и весьма неравномерно.
Задача археологии – восстановить ту информацию, которую историки опускают.
Во втором тысячелетии до нашей эры в жизни населения нашего края произошли крупные изменения, они познакомились с медью и бронзой.
В Среднем Прииртышье нет залежей руд цветных металлов. Сырьё и металл привозили с Алтая, Урала. Начинающие сибирские металлурги отливали ножи, кельты. Наконечники стрел, копий прямо на своих стоянках и поселениях. Археологи и краеведы часто находят изделия древних мастеров на территории нашего района. Памятники относящиеся к бронзовому веку известны у с.Евгащино, с.Могильно-Посельское, п.Большеречье, д.Бызовка. (В.С.Аношин. Ф.111.Д.54. ЛЛ. 221-223)
Письменных источников, датируемых эпохой бронзы, мы не имеем. О жизни людей на территории нашего района в эпоху бронзы мы можем узнать только по археологическим находкам. Археологические находки хранятся в Эрмитаже, Омской государственном историко-краеведческом музее, в музее при ОмГУ им. М.Ф.Достоевского, в музее ИЗО им. М.А.Врубеля в г.Омске.
IIIглава
Археологические находки
Информация о прошлом доходит до нас в разной форме. Это и разрушенные строения, остатки огромных каменных сооружений, и объекты, обнаруженные при раскопках; большей частью это лишь фрагменты предметов, сделанных из глины, камня и металла. Их называют артефактами, подразумевая под этим всё, что изготовлено руками человека.
Самыми частыми находками во всех раскопках на памятниках моложе 10 000 лет являются фрагменты глиняной посуды. Производить глиняные изделия было легко и недорого, а использовать можно было для многочисленных каждодневных нужд.
Камень – самый долговечный из всех материалов, и каменные артефакты иногда являются единственными свидетельствами деятельности древнего человека. Специалисты, изучающие каменные артефакты, получают из этих находок очень много полезной информации: откуда взят этот камень, как был изготовлен артефакт и как он использовался. Некоторые археологи пытаются собственноручно изготовить каменные орудия или более крупные изделия из камня, чтобы получить представление об уровне техники, необходимом для обработки камня.
Бывает, что при раскопках обнажаются фундаменты жилых домов или больших зданий; участки почерневшей, выгоревшей земли могут указывать места, где в древности разводили огонь – они называются очагами.
Иногда в раскопках находятся хорошо различимые кости животных. Другие следы прошлого нельзя сразу как следует разглядеть – например, растительные остатки, остатки мелких животных, насекомых и рыб. Такие находки, называемые экофактами (что значит «природные объекты»), могут немало рассказать нам о питании наших предков и об окружавшей их природной среде.
По человеческим костям, как и по костям животных, можно определит, принадлежали ли эти кости молодому или старому человеку, мужчине или женщине. Чтобы узнать, принадлежали эти кости ребёнку или взрослому, археологи определяют степень соединения костей.
При некоторых заболеваниях кости деформируются. По виду кости специалист может определить, чем болел человек. Повреждения, нанесённые оружием, тоже можно распознать. Иногда можно увидеть следы первых попыток проведения хирургических операций на костях.
В фондах Большереченского историко-этнографического музея хранятся фрагменты тазовых костей человека эпохи бронзы. Кость имеет проникающее ранение дротиком. Вероятнее всего, после такого ранения, вниз живота воин скончался, так как ранение было смертельным. Археологи НАПП «Батаково» Погодин Л.И. и Полеводов А.В. во время проведения экскурсий сообщили, что были найдены останки воинов с проникающими ранениями черепа. На черепе видны следы операционного вмешательства, которые заросли, покрылись хрящевым наростом. Это говорит о том, что были военные хирурги, которые делали операции на черепе человека и человек после операции продолжал жить. В Большереченском музее выставляется «статуя», из гипса, в основе которой лежит череп человека. Облик воина восстановлен по системе Герасимова. Это военный хирург, как предполагают археологи. С этим воином был погребён и хирургический инструментарий, которым он пользовался при операциях. Археологические находки помогают лучше узнать, как жили люди на территории нашего района много столетий назад.
IVглава
НАПП «Батаково»
Большереченский район – один из наиболее богатых на археологические памятники районов Омской области, однако, почти ¾ их стали известны лишь в последнее время благодаря работам созданного в 1995 г. на территории района Национального Археологического и Природного парка «Батаково». Этот единственный в России Археологический и Природный парк включает в свой состав, участок уникальной во многих отношениях территории в районе деревень Боровянка, Ростовка, Ингалы.
Территория парка расположена на обширном участке иртышской поймы, где в наибольшей степени (по сравнению с другими территориями) сохранилась первозданная природная среда, которая существовала до включения поймы в хозяйственное освоение человеком. Весьма интересным является то обстоятельство, что на этих же территориях и по той же причине сохранилось большое количество археологических памятников (поселений, могильников, оставленных древними людьми). Богатство иртышской поймы, изобиловавшей озёрами и заливными лугами, с обширными лесными массивами на гривах и останцах, всегда привлекало к себе древних людей. О том, что эти территории были прочно освоены человеком, говорит количество памятников археологии – сейчас их известно здесь более 150. Работу над исследованием (в том числе и раскопками) ведут археологи из экспедиции Национального Археологического и Природного парка «Батаково». Многие из этих памятников оказались поистине открытием для науки. Одним из таких открытий стал уникальный комплекс могильников разных эпох, существовавший на юго-западной оконечности гривы «Чигарь» вблизи деревни Боровянка. Этот памятник археологии, получивший наименование Боровянка XVII, уникален уже тем, что могильники нескольких эпох, разделённые иногда столетиями, оказались сконцентрированы на одном месте. В раскопках этого памятника принимали непосредственное участие обучающиеся школ Большереченского района, воспитанники центра детского творчества. Ребята выполняли самую тяжелую работу. Снимали дёрн и грунт, углублялись в землю на штык лопаты. Дёрн складывали аккуратными рядами. После завершения экспедиции дёрн возвращается на прежнее место. Участники экспедиции имели возможность увидеть артефакты, подержать их в руках. Услышать первые версии учёных археологов. Важность открытия этого комплекса могильников в том, что некоторые из них представляют эпохи, ещё очень малоизвестные для учёных. Это касается, в первую очередь, погребений эпохи камня и бронзы.
На экспозиции, представленной в Большереченском музее, выставлены предметы, найденные в погребениях эпохи камня и бронзового века могильника Боровянка XVII. Предметы рассортированы, исходя из их функционального предназначения – предметы вооружения, орудия труда, украшения. Предметы разделены на группы: детские, женские, мужские.
По результатам раскопок стало очевидным, что из 10 могил -6 могил детских. Это говорит о большой смертности среди детей. Взрослые «просили» извинения у детей, поэтому в могилах детей много предметов. Это и детский топорик, утюжок, фартук, украшавший одежду ребёнка. По толщине стенок черепа было определено, что мальчику5-6лет. В него отсутствовали передние резцы. В кармане лежали зубы бобра, зайца, лося. Мальчик -будущий охотник.
Работа в экспедиции полезна для школьников.
Выводы:
- во время работы над данной темой я сделала попытку познакомиться с археологией как исторической дисциплиной. Изучив литературу, узнала задачи археологии, её место среди других исторических наук.
- приведя классный час, для своих одноклассников, я познакомила их с важнейшими археологическими памятниками Омской области, и дала представление об основных понятиях археологии, как исторической науки.
-побывав в Большереченском историко-этнографическом музее, на выставке «Вглубь веков» я узнала об археологической деятельности в Омской области.
- я поняла, что воспитать у обучающихся, отношения к археологическим памятникам, как уникальным историческим источникам и ценным объектам культурного наследия можно только привлекая школьников в летнее время в археологические экспедиции. Надо на уроках истории показывать ролик «Тайны курганов».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист Мёбиуса
И тут появился изобретатель
Весенняя гроза
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Рождественский венок