Работа участника районного конкурса исследовательских работ "Малая академия".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.12 КБ |
Введение
Занятие в школе может только доставить
ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него
все правила,добытые чужим пониманием,
но способность правильно пользоваться ими
разовьет только домашний самостоятельный труд.
И. Кант
1.1Актуальность темы исследования
Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Школьник каждый день получает новые знания в школе, просиживая по 5-6 часов за партой, приходит домой и должен снова садиться за тетрадки и учебники, выполняя домашнее задание. Но если в школе детям помогает учитель ориентироваться в новых знаниях, то дома ребенок остается один на один со своими вопросами. И тогда ребенок просит помочь своих родителей. Но в наше бурное время почти все родители работают и к вечеру уже сильно уставшие. Поэтому мамы и папы нашего времени мечтают, чтобы дети сами выполняли домашнее задание. Мои родители также хотели бы, чтобы я не беспокоил их с домашним заданием, потомучто думают, что так я буду более самостоятельным и не ленивым. А ядумаю,что помощь родителей в 4 классе для ребенка очень важна. У меня возник вопрос,а для чего вообще задают домашнее задание,что говорят специалисты-психологи, педагоги о совместном выполнении домашнего задания с родителями, и как делают уроки мои одноклассники.
1.2 Предмет и объект исследования
Предмет исследования: значение и функции домашнего задания.
Объект исследования: ученики 4А класса
1.3 Цель и задачи работы
Цель моей работы:
Задачи, которые мне необходимо решить для достижения поставленных целей:
1.4 Методы исследования
Нужно ли загружать детей домашними уроками или не нужно?
Уже более ста лет педагоги спорят по этому вопросу.
В девятнадцатом веке споры всегда завершались в пользу сторонников домашних заданий – детей заставляли заниматься и на уроках, и после уроков, практически весь день. Но к началу двадцатого века уже был накоплен опыт работы без домашних заданий: преподаватель читает лекцию, затем каждого, начиная случших, просит повторять, дополняя их ответ. Оказывалось, что дома тогда не надо ничего повторять. Таким образом, можно «не задавать уроков для заучивания наизусть дома, а взамен этого вести преподавание в виде бесед, заставляя повторять если не всех, то многих». Сложность домашних заданий в том, что они поглощают свободное время добросовестных учеников. « Для того и создаются классы, чтобы учиться там, а не дома. Для того и существуют учителя, чтобы учить. Учебник не всегда может заменить учителя, но учитель всегда должен заменить учебник».
Под домашней работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому изучение нового материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и закреплять знания. Поэтому современная точка зрения на домашнее задание, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной. На уроках знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение.
в процессе обучения
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных функций является помощь в освоении знаний и тренировке навыков в том случае, если ученик долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Третья функция – научитьрассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Потому что на уроке ученики решают задачу вместе и если есть ошибки, то учитель их исправляет. Дома каждый ребёнок думает сам и может проверить и исправить ошибки сам.
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
-формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
домашнего задания. Советы специалистов
Н.Г. Чернышевский писал: «Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.
Бывает, родители сидят с детьми всё время пока ребёнок выполняет домашнее задание и ребенок перестаёт думать, он всё спрашивает у родителей, превращаясь в домашнего ленивца, который ждет от мамы готового ответа. Такие дети потом перестают справляться и с классной работой.
Изучив в интернете несколько статей, написанных специалистами на тему совместного выполнения домашних заданий, я определил несколько важных советов:
Я провел исследование в своем 4А классе в форме анкетирования. В моем классе обучается 23 ученика, в анкетировании приняло участие 18. Товарищей я просил ответить на следующие вопросы анкеты №1 (Приложение 1):
1) Что Вы думаете о домашнем задании?
2) Домашнее задание по каким предметам Вам нравится делать больше всего? Укажите, пожалуйста, Ваш самый любимый предмет по домашнему заданию
3) Выполняете ли Вы дома дополнительные задания, больше, чем было задано на дом учителем?
4) Когда Вы делаете уроки?
5) Кто контролирует, готовы ли у Вас домашние задания?
6) Вы расстраиваетесь и переживаете, если не сделали домашнее задание на следующий день?
По результатам этого опроса я смог сделать вывод, какое значение придают мои одноклассники выполнению домашнего задания (Приложение 2). Итак, 14 моих одноклассников осознают важность домашнего задания, хоть и не любят его выполнять. А четверо из моих товарищей даже любят готовить домашние уроки. И нет ни одного ученика в моем классе, который считал бы домашнее задание пустой тратой времени. Это демонстрирует, что в нашем классе сложилось правильное мнение о значении домашнего задания для хорошей успеваемости. При этом больше половины учеников любят готовить письменные уроки, такие как: математика (8 ответов), русский язык (6 ответов). Но, несмотря на то, что дети из нашего класса любят трудиться, они редко делают дома больше чем задано учителем. Из восемнадцати опрошенных респондентов, 14 человек показали высокую степень организованности и делают уроки сразу после школы. При этом родители обязательно проверяют выполнение домашнего задания почти у всех моих одноклассников. В моем классе 8 учащихся переживают, если им не удалось сделать вовремя домашнее задание, и они пришли в школу с невыученными уроками. Также у нас есть очень ответственные учащиеся, которые всегда делают уроки вовремя(5ответов). И, к сожалению, есть 1 ученик, который считает, что домашнее задание не обязательно делать всегда. В целом, могу сказать, что в нашем классе учатся умные и трудолюбивые дети.
Ответы на вопросы второго анкетирования должны помочь нам определить, как участвуют родители моих одноклассников в процессе выполнения домашнего задания. Вопросы анкеты №2(Приложение 3):
1) Сколько времени занимает выполнение домашнего задания?
2) Как выполняются уроки?
3) Как помогают родители выполнять домашнее задание?
4) Ваша успеваемость
Результаты анкетирования представлены в Таблице 2(Приложение 4).По результатам опроса видно, что большая часть учащихся готовят домашнее задание довольно быстро, меньше чем за 2часа. Но у четырех учащихся время выполнения домашнего задания превышает 3 часа. Я бы посоветовал этим ученикам постараться готовить домашнее задание быстрее, чтобы у них было больше свободного времени. При этом почти все мои одноклассники учатся на «4» и «5».Я бы хотел, чтобы те мой одноклассники, у которых есть «3» подтянулись на «4» и «5», и готов предложить им свою помощь. По способу выполнения домашнего задания мой класс разделился пополам: 11учеников делают уроки самостоятельно, а 9- совместно с родителями. Ученики, у которых есть «3» все-таки пользуется помощью родителей, возможно именно эта «медвежья услуга» мешает им потом при выполнении контрольных и самостоятельных работ на уроке в классе. Я бы посоветовал им отвыкать от помощи родителей и делать уроки самостоятельно. По ответам на третий вопрос я вижу, что родители контролируют учеников, при этом у 12 человек - родители проверяют выполненное домашнее задание, а 10 человек ещё и помогают в процессе выполнения (полностью или частично). В целом, я считаю, что родители следуют советам специалистов: проверяют уже выполненные домашние задания, если нужно, то помогают в решении трудных задач, обязательно контролируют своих детей, и при этом хорошо видно, что все дети разные и каждый готовит уроки по-своему. Но, несмотря на загруженность домашними уроками, у моих одноклассников всё же остается время для отдыха и посещения творческих кружков и спортивных секций.
Заключение
Изучив историю вопроса, функции и значение домашнего задания, я узнал, что домашняя работа-это самостоятельное выполнение заданий, которое позволяет лучше усвоить и закрепить пройденный материал, воспитывает ответственность, учит рассуждать, самостоятельно думать и искать решение, развивает творческие способности и исследовательские навыки у ученика. Поэтому очень нужно выполнять домашнее задание. При этом не менее важно, чтобы родители контролировали и проверяли выполненные домашние работы, но не решали их за ребенка. Родитель должен помогать, если у ребенка возникли трудности в освоении учебного материала, при этом сохранять чувство самостоятельности школьника. Теперь я знаю, что делать свое домашнее задание я должен сам, но при этом родители всегда могут придти мне на помощь, а я постараюсь, чтобы эта помощь была минимальна, ведь так приятно осознавать, что ты смог что-то важное сделать самостоятельно.
И самое главное, родители и учителя не должны забывать, что дети все разные, к каждому нужен свой подход и жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
А ученикам я советую памятку «Как готовить домашние задания», чтобы домашние уроки для вас были легкими и приятными (Приложение 5)
Список используемой литературы:
Приложение 1
АНКЕТА 1
1) Что Вы думаете о домашнем задании?
Я не очень люблю делать домашнее задание, но оно обязательно должно быть, чтобы закрепить пройденный материал в школе
Я не люблю делать домашнее задание, потому что считаю выполнение домашнего задания- только пустая трата времени, лучше дать возможность ученикам побольше погулять и поиграть
Домашние задания нужны, но только по устным предметам
Мне нравится делать домашние задания, потому что это показывает мой самостоятельный труд и успеваемость
Другое мнение_______________________________________________
2) Домашнее задание, по каким предметам Вам нравится делать больше всего? По письменным по устным.
Укажите, пожалуйста, Ваш самый любимый предмет по домашнему заданию _____________________.
3) Выполняете ли Вы дома дополнительные задания, больше, чем было задано на дом учителем? Да Нет Иногда
4) Когда Вы делаете уроки?
Сделал дело, гуляй смело! Поэтому сразу после школы
Сначала гуляю или играю, отдыхаю, а потом уже делаю уроки
По-разному, сажусь делать уроки, когда мне этого хочется
5) Кто контролирует, готовы ли у Вас домашние задания?
Я сам(а) очень ответственный(ая)
Родители проверяют, сделал (а) ли я все уроки
6) Вы расстраиваетесь и переживаете, если не сделали домашнее задание на следующий день?
Очень сильно переживаю, ведь это моя работа
Расстраиваюсь, но не очень, потому что могу сделать это домашнее задание к следующему уроку
Ничего страшного, домашние задания задают каждый день, так что одно можно и пропустить
Я всегда делаю домашние задания
Спасибо за Ваше участие!
Приложение 2
Таблица 1. Результаты опроса учащихся 4 «А» класса (Анкета 1)
| |
Я не очень люблю делать домашнее задание, но оно обязательно должно быть, чтобы закрепить пройденный материал в школе | 14 |
Я не люблю делать домашнее задание, потому что считаю выполнение домашнего задания- только пустая трата времени, лучше дать возможность ученикам побольше погулять и поиграть | 0 |
Домашние задания нужны, но только по устным предметам | 0 |
Мне нравится делать домашние задания, потому что это показывает мой самостоятельный труд и успеваемость | 4 |
Другое мнение | 0 |
| |
По письменным | 11 |
По устным | 7 |
Укажите, пожалуйста, Ваш самый любимый предмет по домашнему заданию | |
Математика | 8 |
Русский язык | 6 |
Чтение | 2 |
Окружающий мир | 2 |
| |
Да | 5 |
Нет | 4 |
Иногда | 9 |
| |
Сделал дело, гуляй смело! Поэтому сразу после школы | 14 |
Сначала гуляю или играю, отдыхаю, а потом уже делаю уроки | 3 |
По-разному, сажусь делать уроки, когда мне этого хочется | 1 |
| |
Я сам(а) очень ответственный(ая) | 1 |
Родители проверяют, сделал(а) ли я все уроки | 17 |
| |
Очень сильно переживаю, ведь это моя работа | 8 |
Расстраиваюсь, но не очень, потому что могу сделать это домашнее задание к следующему уроку | 4 |
Ничего страшного, домашние задания задают каждый день. Так что одно можно и пропустить | 1 |
Я всегда делаю домашние задания | 5 |
Приложение 3
АНКЕТА 2
1) Сколько времени занимает выполнение Д.З.? ч. мин.
2) Как выполняются уроки? самостоятельно, с родителями.
3) Как помогают родители выполнять Д.З.?
Делаем все уроки вместе.
Родители помогают частично.
Родители только проверяют выполненное Д.З.
4) Ваша успеваемость: «2» «3» «4» «5».
Приложение 4
Памятка «Как правильно готовить домашние задания»:
1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Рисуем домики зимой
Под парусами
Простые летающие модели из бумаги
А теперь — мультфильм
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")