Ведомством по связям с общественностью 2014 год был заявлен как «год Культуры». В рамках этого глобального проекта особенно выделяется регион, чья история создания и благоустройство напрямую связаны с развитием как отечественной, так и мировой культуры. Рост и развитие Санкт-Петербурга представляет собой компиляцию лучших европейских образцов. Город на Неве по праву может считаться космополитом. Вспомним только архитекторов иностранцев, участвовавших в строительстве новой столицы. Это итальянцы Трезини, Фонтано, Микетти, Киавери, Растрелли, Ринальди, Кваренги, Росси, Бренна, шотландец Камерон, немцы Шедель, Швертфегер, Фельтен, французы: Леблон, Валлен-Деламот, Монферран. И это далеко не все архитекторы, навсегда вписавшие свои фамилии в золотой фонд мировой культуры.
Работа представляет собой научное исследование взаимодействия и взаимовлияния культурной и духовной сфер на примере истории создания двух монументальных сооружений в Петербурге и Париже - Троицкого моста и моста Александра III.
Вложение | Размер |
---|---|
troitskiy_most_i_most_aleksandra_iii.docx | 641.56 КБ |
«Музы встречаются в Петербурге»
Троицкий мост и мост Александра III в Париже (6)
Авторы: Сенькова К. П., Уфимцев М. М.
учащиеся 10А класса
ГБОУ школы № 320
Научный руководитель: Фролова Ю. В.
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург, 2014
Ведомством по связям с общественностью 2014 год был заявлен как «год Культуры». В рамках этого глобального проекта особенно выделяется регион, чья история создания и благоустройство напрямую связаны с развитием как отечественной, так и мировой культуры. Рост и развитие Санкт-Петербурга представляет собой компиляцию лучших европейских образцов. Город на Неве по праву может считаться космополитом. Вспомним только архитекторов иностранцев, участвовавших в строительстве новой столицы. Это итальянцы Трезини, Фонтано, Микетти, Киавери, Растрелли, Ринальди, Кваренги, Росси, Бренна, шотландец Камерон, немцы Шедель, Швертфегер, Фельтен, французы: Леблон, Валлен-Деламот, Монферран. И это далеко не все архитекторы, навсегда вписавшие свои фамилии в золотой фонд мировой культуры.
Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей. Она обуславливает многие случаи тесного взаимодействия в обществе, может выступать в качестве инструмента для достижения этого самого взаимодействия. В культуре воплощается стремление к саморазвитию, самообразованию, познанию окружающего мира, являющихся сущностью каждого человека. Культура – это одна из самых главных составляющих, как общества, так и любого государства в целом. Даже политика не обходится без участия культурной сферы. Общая культура может выступать как фактор тесного взаимодействия политических единиц, и если не брать во внимание национальный регионализм, как традиционный показатель влияния на местах, то духовная сфера имеет влиятельные проявления в международных, межгосударственных отношениях.
История знает немало примеров влияния политической и культурной сфер. Решив одну из важнейших внешнеполититческих задач, разгромив печенегов в 1036 г., Ярослав Мудрый на месте победы приказал возвести Софийский собор, ставший главным религиозным центром и жемчужиной Древнерусской архитектурной мысли. Другим примером служит история создания светской системы образования в эпоху правления Петра I. Появление специализированных школ, таких как: навигационной, артиллерийской, инженерной, медицинской - было продиктовано прежде всего политическими мотивами. Для возвращения балтийского побережья, выхода к морю, нашей стране было не миновать участвовать в войне со Швецией. Успешная военная компания с достижением результата требовала наличия специалистов, людей высокой квалификации в сфере ведения боя, строительства современного флота, возведения надежных укреплений. Таким образом, была создана система светских школ, в которых приоритет отдавался техническим наукам. Строительство Казанского собора в Петербурге было связано с блистательной победой русской армии в Отечественной войне 1812 года. Из этого следует, что успешные решения внешнеполитических задач либо зависели от проведения культурных преобразований, либо порождали последние.
Ярким примером взаимодействия политической и культурной сфер в конце XIX века являются отношения России и Франции. Стремление Франции вернуть господствующее положение в Европе или, по крайней мере, сохранения действительных позиций перед военно-индустриальным гигантом Германией вынуждает Париж пойти на переговоры с Петербургом. Россия же, в свою очередь, после охлаждения отношений с некогда союзником, Берлином, решает обратить внимание на Францию.
Французская республика после поражения в франко-прусской войне вынуждена готовиться к реваншу и дипломатической изоляции. Отправив в отставку Бисмарка, молодой кайзер отказался от соглашения, закреплявшего дружественные отношения между Россией и Германией. Это подтолкнуло Россию к сближению с Парижем, которое нашло свое отражение в культурной сфере, в строительстве двух монументальных сооружений: Троицкого и моста Александра III.
В свете геополитических и дипломатических событий в мире, считаем необходимым напомнить об истории возникновения Троицкого моста и моста АлександраIII, как символов укрепления связей между государствами и культурами.
Целью работы является изучение культурной интеграции России и Франции в конце XIX века на примере истории создания Троицкого моста и моста Александра III.
Задачами работы является следующее: изучение истории создания архитектурного сооружения во Франции, связанного с российским представительством (мост Александра Третьего в Париже), знакомство с историей создания архитектурного сооружения в России, связанного с французским представительством (Троицкий мост в Санкт-Петербурге), определение значения культуры в политических взаимоотношениях, рассмотрение русско-французских культурно-политических связей.
В октябре 1891 года было заключено политическое соглашение между Россией и Францией. За ним последовало подписание военной конвенции в 1892 г., а в 1893 г. Состоялся визит президента Франции в Россию. Символом сближения двух великих держав в конце XIX в. стал мост, перекинутый через Сену, первый камень которого заложил царь Николай II. Памятник был назван в честь покойного отца русского императора – Александра III, что еще раз подчеркивает желание французской стороны сотрудничать как в политической, так и в культурной сфере. На одном из столбов правого берега реки была выгравирована надпись: "14 апреля 1900 года президент Французской Республики Эмиль Лубе открыл Всемирную выставку и открыл мост Александра III." [10]. На открытии моста присутствовал посол Российской Империи Л. П. Урусов.
Строительство моста Александра III явилось чудом инженерной мысли для того времени – арка моста представляется собой цельный пролёт. Спроектировали этот шедевр и строго контролировали исполнение проекта архитекторы Жозеф Бернар и Гастон Кузен. Мост ведь строился в самом сердце Парижа – среди Елисейских Полей, Эйфелевой башни и Дворца Инвалидов. Это следует отметить как значимость самого проекта для французских властей.
Мост Александра III считается самым изящным мостом Парижа. По углам установлены 4 столба-пилона, украшенные позолоченными пегасами сверху и статуями Науки, Искусства, Торговли и Промышленности у подножия. Их венчают надписи: «Слава и Наука», «Слава и Искусство», «Слава и Торговля», «Слава и Промышленность». По сторонам от въезда на мост возвышаются узорные фонарные столбы. В наивысшей точке моста установлены скульптуры Сены с гербом Франции и Невы с гербом императорской России, являющиеся долгосрочным символом дружбы двух стран в лице богинь, в чью честь названы главные водные бассейны их столиц. Высота сооружения не превышает 6 метров, чтобы не заслонять панораму Елисейских Полей, длина моста составляет 160 метров. В целом мост выполнен в эклектическом стиле боз-ар.
Именно мост стал отображением нового Альянса, как вечный символ связи. В качестве ответного шага в Петербурге, столице России, был заложен Троицкий мост.
Изначально планировалась лишь замена наплавного моста, но, когда представилась возможность приурочить это событие к франко-русской дружбе, Городская Дума посодействовала государственным интересам. Обсуждения начались еще в 1892 году, когда Петербургское руководство объявило международный конкурс на составление проекта Троицкого моста. Было предложено 16 работ, из них – 5 от русских инженеров, 6 – от французских, 2 – от голландских и по одному от Испании, Венгрии и Болгарии. Это говорит о том, что в дружественных отношениях с Россией и ее внутреннем инвестировании были заинтересованы многие государства.
Экспертное жюри удостоило первой премии проект известного французского инженера Эйфеля, второй премии – проект русских инженеров Лембке и Кнорре, третьей премии -проект болгарского инженера Момчилова. Но лучшим во всех отношениях «по изяществу и оригинальности конструкции» был признан проект Общества «Батиньоль». Необходимо признать, что Общество «Батиньоль» действительно имело одно серьезное преимущество перед другими конкурентами: это его огромный практическая опыт в деле постройки мостов, которых оно соорудило более 2000, на сумму более 200 миллионов. Разумеется, в силу этого оно могло лучше, чем многие из его конкурентов, практически усовершенствовать все приемы и технические детали как проектировки, так и сооружения мостов. Однако, не обошлось без трудностей. Общество «Батиньоль» не соглашалось продать проект городу, а хотело осуществить его само.
Необходимо несколько слов посвятить истории создания вышеупомянутого французского Общества. В 1846 году, благодаря поддержке банкиров, которые основали компанию северных железных дорог, в Батиньоль было создано кооперативное товарищество под названием «Эрнест Гуэн и К°», по имени его основателя. Его быстрый технический взлет привел в 1871 году к образованию акционерного «Строительного общества Батиньоль».
На заседаниях 5 и 7 февраля 1897 года городская Дума наконец приняла решение поручить постройку моста Обществу «Батиньоль» по его проекту, из русских материалов и силами русских рабочих. 5 июня 1897 года общий вид запроектированного сооружения был утвержден Императором Николаем II. Весьма примечательно, что сам глава государства не остался в стороне при окончательном решении вопроса строительства моста. Очевидно, государь повлиял на результаты конкурса, выбрав французскую компанию в знак солидарности с политикой страны-родины архитекторов сооружения. 12 августа 1897 года, в день 25-летия бракосочетания императора Александра III и Марии Федоровны, была произведена торжественная закладка моста, на которой присутствовал президент Франции Феликс Фор и члены царской семьи. Событию придавалось большое общественное значение. Его собирались отметить торжественно. Петербург был ярко украшен в национальные цвета двух стран - флагами, розетками, гербами, гирляндами декоративных растений, аллегорическими панно и статуями.
Производителями строительных работ по возведению нового моста были Е. Бонневе, Л. де Лонги, М. Бернар и русские инженеры-путейцы С. Н. Смирнов, В. П. Волков, Е. Д. Герценштейн. Консультантом при фирме состоял крупный русский специалист профессор И. А. Белелюбский. За строительством наблюдала городская исполнительная комиссия, в состав которой входили лучшие силы отечественной науки и техники, а также архитектуры: Л. Ф. Николаи, ф. Г. Зброжек, Н. Б. Богуславский, Н. В. Клименко, А. И. Глуховский, А. О. Томишко, Р. А. Гедике, И. И. Толстой, Л. Н. Бенуа и другие. Представителем от общества «Батиньоль» в Россию был направлен И. А. Ландау. Их вклад в создание Троицкого моста не вызывает сомнения.
В соответствии с условиями контракта, строительство должно было закончится в 1901 году, но фирма не уложилась в сроки. 16 мая 1903 года состоялась торжественная церемония открытия моста. Дата совпала с празднованием 200-летия Петербурга, что тоже весьма символично. На мероприятии присутствовали Николай II и обе императрицы царствующая и вдовствующая. В день рождения города, городской голова П. И. Лелянов преподнес государю и вдовствующей императрице бархатную подушку с кнопкой, соединенной электрическим проводом с разводным механизмом моста. Николай II, нажав на кнопку, привел в действие огромные электромоторы разводного моста. По окончании этой процедуры Их Величество ступили на мост. На другой стороне процессии ждал украшенный павильон с бюстом императора Александра III, инициатора русско-французского союза. Здесь П. И. Лелянов торжественно вручил Их Величеству золотые юбилейные медали в память об освящении Троицкого моста. Также был дарован альбом с фотографическими изображениями по его постройке. Огромное значение имел тот факт, что Троицкий мост стал первым, работающим на электрическом разводном механизме.
Троицкий мост действительно представлял собой последнее слово конструкторской мысли своего времени, вобравшей в себя открытия Эйфеля и других видных инженеров Европы, и при этом являлся подлинным произведением архитектурного искусства. Он стал примером не просто функционального сооружения, служащего для транспортного соединения двух берегов, а послужил украшением всей панорамы Невы.
Назревавшая «Большая война» с Германии вынуждает страны Европы, несмотря на взаимные претензии в большинстве сфер, прийти к компромиссу, объединению для сохранения стабильности в регионе. Стоит заметить, что консолидация европейских государств с целью противостоять Берлину, позже выразившаяся в создании блока Антанта, началась с франко-русского союза, появление которого нашло отражение и в культурной сфере возведением двух монументальных мостов.
Символическое значение моста заключается в соединении разъединенных элементов, которыми могут выступать люди, города, культуры и государства. Мост – символ связи прошлого и будущего. Мосты в Петербурге и Париже – яркие памятники дружбы и культурного единства России и Франции. На примере истории строительства этих двух монументальных сооружений можно проследить, как культурные преобразования являются показателями общественных и политических изменений в обществе.
Через памятники архитектуры два государства увековечили свою культурную связь, общность истории. Данный пример говорит об универсальности духовной сферы, в умелых руках она несет в себе помимо эстетической функции еще и практическую в политическом спектре мира.
Литература
Приложение.
Вид с моста Александра ǀǀǀ. Автор фото: Франсиско Лопез
Мост Александра ǀǀǀ. Автор фото: Контантин Тапус (Contantin Tapus)
Троицкий мост. Автор фото: Alex Florstein.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Просто так
Император Акбар и Бирбал
Сторож
Ночная стрельба