Исследовательская работа - одна из форм работы классного руководителя с семьей в рамках долгосрочного проекта "Семья". Ученики класса участвовали в конкурсе исследовательских работ "Корни твои".
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota.docx | 23.99 КБ |
МКОУ Маловаложикьинская СОШ
Можгинского района Удмуртской Республики
Исследовательская работа
Кузьмина Людмила Матвеевна. Призвание – учитель
Автор: ученица 5 класса Иванова Карина
Руководитель: учитель истории Поздеева О.М
2013 год
Введение
В русском языке есть особые слова: Родина, Мама, Мир, Жизнь… Среди этих главных слов есть и слово Учитель. Для каждого из нас оно будет особым даже спустя много лет после того, как мы закончим школу. И каждый раз, представляя учителя, перед нашими глазами предстает человек, склонившийся над детскими тетрадками, терпеливый, любящий, много знающий, человек, посвятивший всего себя детям. При этих словах я представляю себе свою первую учительницу, своих любимых учителей и, обязательно, мою любимую бабушку Кузьмину Людмилу Матвеевну, 35 лет жизни которой были отданы родной Маловаложикьинской школе. Моя бабушка – скромный, нечестолюбивый человек, она любит рассказывать о своих бывших учениках, она знает все про их достижения и сердечно радуется за всех своих выпускников, гордится ими. А я горжусь ею, моей бабушкой, понимаю, какого огромного труда стоит профессия учителя, ведь учитель должен многое знать, много читать, всю жизнь учиться, искать, работать над собой, самосовершенствоваться. Это настоящий подвиг, незаметный, кропотливый, на целую жизнь. Я поставила перед собой цель: подробнее узнать о жизненном и профессиональном пути Людмилы Матвеевны Кузьминой. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие цели:
- ознакомиться с детскими, школьными и студенческими годами жизни бабушки;
- провести анкетирование бывших учеников Людмилы Матвеевны;
- выявить ее главные педагогические принципы воспитания и обучения.
Глава 1. Незабываемые детские и школьные годы
Имя человека ведет его по жизни, являясь своеобразным путеводителем. Взрослея, человек невольно задумывается о смысле своего имени и соотносит себя с ним. Начинает оберегать его, гордиться им, словно желая оправдать заложенную в имени надежду родителей.
Людмила – широко распространенное с древности имя, это славянское имя означает – людям милая. Этим именем нарекли Людмилу Матвеевну ее мама и бабушка при рождении. А родилась она 21 марта 1952 года в деревне Пунем Увинского района Удмуртской Республики. В деревне не было школы, был только медпункт и магазин. В семье было 5 детей. Как говорила Людмила Матвеевна, жили неплохо. Мама целыми днями трудилась в колхозе, а бабушка неустанно работала дома: стряпала, пряла, вязала, полола в огороде, за пчелами ухаживала, корову доила, сено заготавливала и на себе же его носила. И маленькая Люда с сестренкой всегда были рядом. Людмила Матвеевна рассказывает: «Я маленькая была, не понимала, бабушку принимала за маму, т.к. маму почти не видели дома. Она была передовой телятницей и дояркой, имела награды, часто за свой нелегкий труд получала подарки и премии».
В начальную школу Люда пошла в деревню Новая Вамья. Ходили с ребятами пешком через лесок за 2 км. В дороге было весело, ребята играли шутили. Училась Людмила хорошо. Ее всегда хвалила первая учительница Александра Андреевна. Строгая, требовательная учительница. Людмила Матвеевна рассказывает: «В жизни часто так бывает: человек на кого-то равняется, в кого-то влюбляется, кому-то завидует, подражает. Я, маленькая девочка, была влюблена в свою первую учительницу. Как она красиво одевалась, всегда подтянутая! Дом большой, четыре окна на улицу. Я часто у них бывала. В доме чистота, порядок. Всегда сладости были и меня ими угощали. Вот в начальных классах я и решила: буду учительницей!»
В летние каникулы школьники уже со второго класса выходили работать в колхоз: пололи, собирали камни в поле, собирали по деревне золу, птичий помет, косили, загребали, пасли … а в весенние каникулы ранними утрами по насту разбрасывали по полю золу и навоз.
«Пионерская пора – самая дорогая пора детства! – говорит Людмила Матвеевна, - пора мечтаний и радостей, задорных песен и увлекательных дел. Часто громко распевали: «Ну-ка, солнце, ярче брызни, Золотыми лучами обжигай. Эх, товарищ, больше жизни, Поспевай, не задерживай, шагай!» Помню торжественный прием в пионеры. Я встала перед линейкой и, как всегда волнуясь, четко произнесла пионерскую клятву: «Я, юный пионер Союза Советских Социалистических Республик перед лицом своих товарищей товарищей торжественно обещаю…» Я торжественно клялась перед своими сверстниками на всю жизнь быть честной, смелой, справедливой, горячо любить свою Родину. Помню как гордо шагали мы в этот день по улице нашей деревни с красными галстуками на груди». Эти слова клятвы наложили на юную Люду особенную ответственность. Надо было успеть везде и во всем быть примером.
В старших классах Людмила Матвеевна училась уже в Парсьгуртской восьмилетней школе, ныне д. Родники, в 5 км от своей деревни. Людмила Матвеевна вспоминает: «Зимой провожали нас на лошадях, иногда на тракторе. Жили мы в интернате. Было очень весело,дружно. Мне повезло с классным руководителем - Тойдоров Василий Ильич. Благодаря ему, я полюбила историю и географию. На уроки он приходил без учебника. А как интересно рассказывал! Энциклопедия – человек! Тогда я для себя решила: если хочу стать учителем, придется постараться, надо больше читать, общаться с разными интересными людьми, расширять свой кругозор и свою речь».
Глава 2. В педучилище
Весной 1967 года Людмила окончила восемь классов и поехала поступать в Можгинское педагогическое училище. «Ни разу не бывала в городах, – вспоминает Людмила Матвеевна, - Как добралась не помню. Заблудилась в педучилище. Мне казалось – такое огромное здание! Конкурс был – 4 или 5 человек на место. Я переживала за математику. Сдала! Слава богу! Как я была рада! Моя любимая подруга Валя также здесь училась, но только на год старше меня. Это самые лучшие, незабываемые годы в моей жизни!» Все четыре года Людмила жила в общежитии. В комнатах было по 7-11 человек. Все девушки из разных районов Удмуртии, из Татарии. Классным руководителем была Абалтусова Елизавета Васильевна, очень добрая, симпатичная женщина. Для воспитанницы она была вместо мамы, т.к. родители ни разу не были в Можге. Девушки сами по выходным ходили – ездили домой за 35 км. Очень часто пешком или на лыжах. Людмила в училище занималась легкой атлетикой и лыжами. На безделье не было свободного времени. После занятий: секции, хор, по вечерам играли на баяне, и до полночи – подготовка к урокам.
Были встречи с интересными людьми. Людмила Матвеевна любит вспоминать встречу с артистом Пуговкиным. По вечерам иногда с девочками выходили погулять в детский парк. Иногда могли сходить в кино. Людмила Матвеевна вспоминает как однажды один молодой человек пригласил ее в ресторан, а она испугалась: вдруг встретит там кого-нибудь из преподавателей. А дело было на 4 курсе. Теперь ей смешно об этом вспоминать.
Первую практику – вожатскую она проходила в Сарапуле. Там в интернате организовали лагерь. Людмила Матвеевна говорит: «Как было здорово! И я тогда же получила первую грамоту за отличную работу». А педпрактику она проходила в Можге в 3 школе.
На 4 курсе Людмила Матвеевна встретила свою вторую половину. Закончила педучилище и вышла замуж. Это было так давно! 14 июля 1971 года. И вот с тех пор ее родная деревня: Малая Валожикья.
Глава 3. В школе
После окончания педучилища Людмила Матвеевна стала преподавать в Маловаложикьинской школе удмуртский язык и литературу. Ее педагогический стаж – 35 лет. К работе Людмила Матвеевна относилась очень добросовестно. Ученики очень любили ее предмет и уважали ее. И сегодня многие родители – бывшие ученики Людмилы Матвеевны с любовью и уважением вспоминают ее уроки, занятия, и говорят, что именно таких учителей мало осталось в современной школе, и такого учителя они бы хотели для своих детей. Ее уроки всегда были самыми интересными, она проводила урок так, чтобы все задания были доступны, а материал лучше запоминался. Но она была и требовательной, строгой, справедливой. Она прививала настоящую любовь к родному языку, любовь к жизни. Никогда не бывала на уроках сурова, а всегда тактична, душевна. Умела развивать у учащихся любознательность, активность. Тактично, ненавязчиво направляла работу каждого, спокойно и уважительно поддерживала мнения детей. В совершенстве знала свой предмет. Все опрошенные во время сбора информации выпускники школы говорят, что Людмила Матвеевна всегда отдавала делу всю душу, а детям – все сердце. За 35 лет учительской деятельности она обучила стольких детей, что кажется, все окружающие – ее ученики.
С 1977 по 1983 год Людмила Матвеевна училась заочно в УдГУ на филологическом факультете. Как она сама рассказывает: «Хоть и было тяжело, но я с удовольствием училась. Укладывала детей вечером спать, а сама до 4-х утра готовилась к экзаменам. Немного поспишь и в школу. Спасибо мужу, он всегда помогал и поддерживал».
Людмила Матвеевна как классный руководитель выпустила 6 выпусков. Вместе с ребятами участвовали в художественной самодеятельности, проводили в деревнях родительские собрания с концертами. Зимой и летом постоянно ходили на экскурсии и в походы. Выезжали в Ижевск, в Чайковский, в Воткинск.
Людмила Матвеевна всегда с уважением вспоминает своих коллег-учителей: «Мне посчастливилось работать по руководством замечательного директора Рябовой Нины Михайловны. Опытный, грамотный педагог, строгий администратор. Редко найдешь человека, безмерно преданного своей выбранной профессии, включающегося во многие творческие мероприятия, умеющего грамотно и четко организовать трудовой процесс. Энергичные, молодые педагоги мы участвовали в строительстве школы. Не могли терпеть однообразных школьных будней: звонок – урок, звонок – домой… мы активно сотрудничали с сельским клубом, вели агитационно-просветительскую работу с населением. Учителя вместе с детьми готовили концерты, показывали спектакли. Вместе с нами и директор».
Людмила Матвеевна была инспектором по охране прав детства. Неоднократно организовывала встречи с удмуртскими писателями. Несколько лет она была руководителем районной секции учителей удмуртского языка и литературы.
Кропотливая целенаправленная работа дает свои результаты: 10 выпускниц Людмилы Матвеевны продолжили учебу в УдГУ на факультете удмуртской филологии.
Людмила Матвеевна ежегодно вела в школе кружки: фольклорный, драматический, литературно-творческий.
Она была руководителем районной секции учителей удмуртского языка и литературы, членом клуба «Эврика».
Многолетний труд Людмилы Матвеевны отмечен многочисленными грамотами, она является отличником народного образования, ветераном педагогического труда.
Надо обязательно отметить, что Людмила Матвеевна является родоначальником педагогической династии: ее старшая дочь Камашева Галина Геннадьевна также работает в родной школе и как мама преподает удмуртский язык и литературу, старшая внучка Камашева Альбина учится в Можгинском педагогическом колледже, и я также мечтаю стать как моя бабушка учителем. Эти уважение и любовь к учительскому труду нам привила наша уважаемая мама и бабушка.
Заключение
И сегодня Людмила Матвеевна трудится по мере своих сил. Она ходит в лес, занимается огородом, садом, увлечена цветоводством, а также Людмила Матвеевна – ласковая и нежная мама и любимая бабушка. Людмила Матвеевна говорит, что всякий труд, физический или умственный, тяжелый или легкий, необходим для человека. Труд дает новые жизненные силы, бодрит и радует душу, создает уверенность в своих силах, дарит надежды на будущее, лечит болезни. И только благодаря упорному труду она стала учителем.
Я хочу подвести итог своей работы словами Людмилы Матвеевны: «Мой учительский труд приносил моральное удовлетворение и радость. И сейчас я с радостью смотрю, наблюдаю за успехами своих учеников. Я в школе часто повторяла слова Леонардо да Винчи: «Несчастен тот ученик, который не превзойдет своего учителя». Мои ученики превзошли меня. Это очень радует. Среди них прекрасные механизаторы и доярки на селе, хорошие врачи и добрые учителя, мастера-строители… Значит жизнь прожита не напрасно».
Аэродинамика и воздушный шарик
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Никто меня не любит
Философские стихи Кристины Россетти
У меня в портфеле