Для работы на металлургическом заводе были привезены со всей России крестьяне на Урал, культура которых оказала влияние на обычаи, традиции, традиционную одежду. Со временем культуры разных народов перемешались, многие традиции стали общими, многие просто затерялись.
Вложение | Размер |
---|---|
shansh._n.doc | 822 КБ |
Ашинская районная научно-исследовательская конференция научного общества учащихся
Элемент женского традиционного костюма
конца 19 века г. Миньяра - кацавейка
Автор: Шаньшурова Анастасия,
11 класс, МОУ СОШ № 4,
Г. Миньяр
Научный руководитель: Коровина Марина Александровна,
учитель технологии
Г. Аша
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение ………………………………………………..................…...3
2.Основная часть…………….....……………...…...............................5
г. Миньяр ……………..…………………………...........................5
костюм.
3. Заключение .………………………………........................................13
4. Библиография ………………….………….......................................15
5. Приложения …………………..…………..........................................19
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время по России резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны – это дань моде, с другой – насущная необходимость, которая диктуется потребностями общества в создании условий для становления гражданина. С. О. Шмидт утверждает, что “ интерес к тому, что ближе всего, - основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого ”остального”, к развитию общих представлений о мире и обществе”. Археологические исследования, случайные находки, кропотливая работа реставраторов и искусствоведов помогают представить жизнь наших предков во всем многообразии. Культуру Руси можно сравнить с величественным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни. Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями. Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека. На Урале, при заселении территорий, русский костюм изменялся под воздействием традиционной одежды местных жителей и соседних народов, а также под влиянием европейской моды. Говоря о национальных костюмах народов Южного Урала, следует подчеркнуть, что речь пойдет об одежде, распространенной на рубеже XIX-XX вв., образцы которой сохраняются ныне не только в музеях страны, но и в отдельных национальных селениях уральской зоны. Уральский костюм горнозаводской зоны 19-начала 20 веков следует рассматривать как традиционный. Объектом: элемент костюма миньярской женщины 30-40 лет, жившей в конце 19-начале 20 века. Исследуя кацавейку, особенности его кроя и обработки, местное название костюма и его деталей, виды ткани и отделки, мы узнаем о характерных традициях, эстетических вкусах наших предков.
Цель: изучить элемент традиционного костюма Миньярского горнозаводского поселения – кацавейку
Задачи:
Методы работы:
- анализ научной литературы
- работа с первоисточником в архиве
- анализ собранных сведений
- экспедиционный (фотофиксация)
Изучением костюмов Южного Урала занимались такие ученые как Лазарев, Мукомолов, писатель-Бажов. Но нигде нет описания традиционного женского костюма г. Миньяра. Поэтому эта работа очень актуальна и интересна. Она может быть использована работниками музея, на уроках технологии, при изготовлении одежды.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ашинский район расположился на западном предгорье Южного Урала. На протяжении тысячелетий осваивали долину реки Сим, Лемезы, Юрюзань башкирские племена «мин», «бия». В 1756 году тишину верховьев реки Сим нарушил стук геологических молотков и скрежет лопат при рытье шурфов. Группу геологов возглавлял командированный Бергколлегией геодезист Авдей Уаре. Коллежские асессоры купцы Твердышев и Мясников начали строительство металлургических заводов.
Население было разнообразным. Раньше всех из русских на уральскую землю пришли новгородцы и вступили в контакт с местными кочевыми племенами. Движение русских людей на Урал носило стихийный характер: сюда шли на пушные промыслы, бежали от боярских немилостей, спасались от гонения церкви. Вторая волна миграции связана с реформами Петра Первого и развитием на Урале горнорудной и металлургической промышленности. Здесь проживали привезённые из центральных губерний крестьянские семьи, которые работали на железоделательных заводах. Это были крепостные крестьяне из Тульской, Калужской, Рязанской, Вятской, Московской, Пензенской и других губерний. По современным фамилиям Калугины, Москвичевы, Рязанцевы и другим можно определить из какой губернии были переселены предки. Набожность и благочестие являлись отличительной чертой уральских деревень. Обязательным было соблюдение постов, различных христианских праздников.
Вывод: Коренного населения в Миньяре не было. Для работы на металлургическом заводе были привезены со всей России крестьяне на Урал, культура которых оказала влияние на обычаи, традиции, традиционную одежду. Со временем культуры разных народов перемешались, многие традиции стали общими, многие просто затерялись. Поэтому в Миньяре есть лишь традиционный народный костюм, характерный для горнозаводской зоны.
2. Одежда на Урале конца 19 - начала 20 веков
2.1. К концу 19в. на Урале были распространены два комплекта одежды: северорусский с сарафаном и комплект юбки с кофтой.
В костюме четко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный и обрядовый, а в женском костюме еще и на одежду для девушек, замужних женщин и пожилых. Женская одежда была, в основном, самодельной и состояла из прямой домотканой юбки, длинной холщевой рубашки крестьянского типа и покупной кофты. Издавна основой женского костюма была рубаха. По всей территории России женщины носили длинную рубаху преимущественно белого цвета. Шили ее из льняной или конопляной ткани домашнего изготовления. На Урале употреблялись так же рубахи из дорогих шелковых тканей. С середины 19 века часто встречаются рубахи из фабричных тканей: миткаля, коленкора, ситца, сатина, кумача и т.д. Поверх рубахи надевали сарафан – длинная плечевая одежда без рукавов. Широко распространен был косоклинный распашной сарафан.
На ногах носили коты, которые в заводах чаще именовались обутками. Не вышли из обихода и лапти. Верхняя одежда, тоже домашней выделки. Её составляли – зипун или азям (своеобразный халат из толстой холстины на подкладке, воротник стежится в узоры, закидывается назад и нисходит на обе стороны груди), полушубок (азям вместе с полушубком назывался снизкою), кушак (его чаще именовали опояскою). Одним словом, в будни работные люди по одежде ничем не выделялись из деревенской среды, тем более что на Урале крестьяне раньше, чем в других районах России, стали перенимать городские наряды. В то же время традиционный русский костюм устойчиво держался в уральском горнозаводском быту вплоть до 20 века и некоторые исследователи склонны это объяснить влиянием кержацкой прослойки в составе рабочих (старожилы-кержаки очень ревниво сберегали традиции старины). Не исключая этого факта, мы вместе с тем считаем, что главную роль в сохранении традиционного костюма сыграло то, что рабочая и будничная одежда изготовлялась в домашних условиях. На Урале для этого были все возможности: собственный участок земли, традиционное выращивание льна, доступ к машинному производству и, следовательно, к изготовлению своего «станка» и т. п. Нательное белье, рубахи, штаны вплоть до первых десятилетий нашего века продолжали изготовляться из домашнего полотна, сырьем для которого служили крапива, конопля, реже лен. Ситец, сатин, атлас, и кашемир привозились из средней полосы России, а более дорогие шелк и бархат попадали на Южный Урал с Востока. Эти ткани в основном использовались при изготовлении верхней одежды. По мере расширения торговли Южного Урала с Востоком и Западом, домотканые холсты заменяются при покрое частично или целиком фабричными.
2.2. Праздничная одежда мастеровых приближалась к городской. Вот как описывает ее В. Аманацкий: «Мужчины одеваются в лучшую рубаху – из красного французского ситца, с косым воротником, застегнутым на большие перламутровые пуговицы, которые для красы у некоторых нашиваются по косине в два ряда. Бедные шьют рубахи из дешевого ситца. «Поясья» на рубахах больше гарусные. У некоторых «именные». Шаровары делаются либо суконные, либо нанковые».
Женщины по праздникам носили обыкновенные русские круглые сарафаны, которые шились или из красных французских ситцев или из гарусных, полушелковых материй. В богатых семьях в праздничные дни сарафаны шили из покупной парчи. Преобладали голубой, зеленый, темно-синий и темно-вишневый цвет. Менее обеспеченные крестьянки шили сарафаны из домотканой гладкокрашеной ткани или из ткани с набивным рисунком. Рукава приделывали или из белой батистовой кисеи, или из лучшего ситца, белого коленкора («коленкору»), а бедные – из миткаля и дешевых ситцев с заплетьями и без заплетьев. Воротники застегивали на шее запонками и пуговками или зашпиливали особенными, изготовленными по-уральски «шпильками с глазочками», то есть со стеклянными разных цветов головками. Из Бажовских рассказов можно узнать, что на Урале в городских поселках женщины в большие праздники надевали поверх сарафана пояса, вытканные из чистого разноцветного гаруса. Красивая девочка сравнивалась с гарусинкой, выпавшей из кисти такого пояса. Пояс служил не только декорным элементом, но и оберегал хозяйку от бед и нечистей. Для предания сарафану трапециевидной формы в бока вставляли клин или разоставок. В Поволжье и на Урале поверх сарафанов носили запон (фартук с грудкой). Он завязывается поясом на талии и тесьмой на шее. В конце 19 века широко применяли передник (передница, фартук), укреплявшийся на талии тесьмой или поясом. Его носили и с юбками, и с сарафанами. Помимо своего прямого назначения – защиты одежды от загрязнений, передники несли и декоративную нагрузку: закрывая неукрашенные части костюма, они способствовали созданию цельной цветовой композиции ансамбля.
2.3. Головной убор: На голове женщины носили косынки на традиционных «шамшурах», то есть на повойниках или волосниках. Девушки убирали волосы в одну косу, вплетая в конец её широкую ленту, а саму голову прикрывали или шелковой косынкой, свертывая ее в виде ленты и завязывая на затылке, или большим ковровым платком или какой-нибудь шалью. Женские головные уборы были весьма разнообразны. Следуя идеалу целомудрия, замужней женщины необходимо было скрывать свои волосы. Появиться с непокрытой головой – опростоволоситься – значит опозориться. Следуя моде, головные уборы строго подразделялись на те, что носили молодые девушки, девушки на выданье – молодухи – и замужние женщины. Были специальные свадебные, сезонные, городские и крестьянские головные уборы. Украшению головы отводилась особая роль: так женщина утверждала и выражала себя, демонстрировала свой вкус и положение в обществе.
Любой крестьянский костюм дополнялся различными украшениями: бусами, расписными платками, вышивкой и др. «Щегольство» пришло в заводы вместе с городской цивилизацией в конце 19 века. Оно связано с ростом вольнонаемного труда, с увеличением числа жителей, свободных от земледелия и крестьянского хозяйства.
В Миньяр портные приезжали из Костромы, Вятки, но были и свои хорошие портные как Пьянков, Шуткин, Бородулин. Купцы не торговали раньше готовой одеждой, ее шили на дому. Были и женщины – портные. Их называли шитвицами. Хорошо известна была А. П. Забалуева. Сапожники и чеботари были в основном местные, они закупали заготовки в городе Уфе и шили обувь по заказам. Качественными сапожниками были Григорий Базуев, Степан Стукин, Федор Майоров. Раньше в Миньяре царила мода носить обувь со скрипом, и девушки просили шить башмаки со скрипом!
2.4. Во второй половине 19 века на Урал под влиянием городской цивилизации, расцветом производства фабричных тканей, женский костюм сильно трансформировался. С этого времени очень популярным становится комплекс одежды, состоящей из юбки и кофты или платья. Было принято верхние юбки шить из батиста или ситца – голубые, розовые, кубовые. В семьях с достатком могли себе позволить городские покупные ткани – бархат, репс, кашемир. Но такие юбки были дороги и носили их только по праздникам и в церковь. Пышность юбок поддерживалась исподними (нижними юбками). По числу юбок мерился достаток. Будничные нижние юбки шили из холста, а в семьях побогаче – из миткаля или ситца. Крестьянские нравы не допускали коротких юбок: девичья юбка открывала только ступни, бабья была обязательно до пят. Древнее юбки на Руси была понёва. По сути, тоже юбка, но полы ее были не сшиты. Её называли распашной. Держалась понёва на гашнике (ренке, тесьме). Изготовлены они, как правило, из клетчатой домотканой шерсти. Были «добрые», «хожалые», «посвятные», «последние». Еще понёвы делились на синетки (однотонные синие) и краснятки (красные с узором). Деревенские портнихи были очень изобретательны в отделки понёв. Придумали русские крестьянки нечто вроде, модного тогда в городе, турнюра. Они подтыкали понёву сбоку за пояс, чтобы сзади получался кулёк. На праздничных понёвах не оставалось от украшений свободного места. Иные весили по 5-6 килограмм. В день совершеннолетия, на именины девушки на неё в присутствии всех родных подруги надевали понёву. Эту девушку можно было сватать и отдавать приданое.
Вывод: В будни рабочие люди не выделялись из деревенской среды, тем более что на Урале крестьяне раньше чем в других районах России стали перенимать городские наряды. В то же время традиционный костюм устойчиво держался в уральском, горнозаводском быту до начала 20 века. Можно предположить, что главную роль в сохранение традиционного костюма сыграло то, что одежда изготовлялась в домашних условиях. Для этого на Урале были все возможности: собственный участок земли, традиционное выращивание льна, доступ к машинному производству и к изготовлению.
3. Элемент женского костюма горнозаводской зоны – Кацавейка
Для исследования был взят из музея женская традиционная кофта конца 19 века. Местное название- кацавейка. Это кофта женщины 30-40 лет, которую надевали по праздникам: на Рождество, на Пасху, на Масленицу и др.
Описание кацавейки: женская распашная блузка, надевается поверх юбки. Выполнена из темно-зеленой смесовой ткани (шерсть и штапель). Для отделки использована более дорогая ткань-бархат, болотного цвета. Из этой ткани выполнен кант по воротнику и на отделочных деталях. Отделочная широкая планка, идущая по переду, украшена пуговицами, обтянутыми тем же бархатом, с сутажными петлями зеленого цвета. Распложены в 2 ряда группой в 4 пуговицы и исполняют роль декора, можем предположить, что это пришло от мужского костюма, где перламутровые пуговицы нашивались по косине в два ряда. Присутствует потайная застежка по переду, которая застегивается на 6 кнопок.
Чтобы изделие было более широким, по низу от линии плеча застрочены две встречные складочки, заканчивающиеся чуть выше линии груди. Через плечо перекинута декоративная деталь - пага, отделанная кантом и пуговицей из бархата. Она крепится пуговицей на спинке и спереди.
Широкий одношовный рукав собран понизу в густую сборку и обработан притачной манжетой, застегивающейся на две кнопки. По манжете, проложена отделочная строчка шириной 0,5 см. В нижний шов манжеты втачены две декоративные детали (пабы с кантом и пуговицей). По окату рукава выполнена густая сборка, что придает пышность верхней части рукава.
Посередине спинки выполнены декоративные мелкие складочки, идущие от горловины и заутюженные в противоположные стороны по 5 штук. Застрочены складочки от горловины спинки до линии талии. Далее к линии низа идут мелкие складочки, делающие изделие распашным (расклешённым). Такой расклешенный покрой, возможно, сохранился от косоклиного сарафана и был функциональным для женщины данного возраста. Так как в этом возрасте они часто были в положении их шили так, чтобы скрыть живот.
Описание:
Внутри изделия присутствует подклад из х/б. ткани (подоплека). По спинке он доходит до линии талии, а на полочках до линии груди. По низу подоплеки вырезаны треугольники.
Воротник – стояче - отлажной. Высота стойке воротника 11 см. сам воротник 7,5 см. Застежка на стойке воротника на крючках из металла(2 шт.), петля для крючка выполнена в виде колечка из металла.
Вывод: Достоверных сведений, кто носил эту вещь, откуда она была привезена, не сохранилось. Мы предполагаем, что кацавейка принадлежала женщине из зажиточной семьи в возрасте 30-40 лет. В конце 19- начале 20 веков было налажено производство смесовых тканей в промышленных масштабах, поэтому ткани были покупные, и изготавливать ткани в домашних условиях не было необходимости. Состоятельные женщины могли себе позволить заказывать портным пошив одежды.
4.Сравнительный анализ
Нижегородский костюм с сарафаном
Нижегородский народный костюм наряду со сходством форм и образных характеристик с костюмами регионов Русского Севера имеет ряд лишь ему присущих черт. Это объясняется географическим расположением Нижегородской губернии.
Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.
Представленный костюм включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку, «холодник», обувь.
Низ рукавов белой рубахи декорирован также белым шитьем.
Сарафан из шелка голубого цвета заткан пестрыми букетами цветов. По низу сарафана нашита золотая бахрома. Подкладка сарафана выполнена из коленкора серого цвета.
Конструктивные линии формы незначительно подчеркиваются декором, в основном нижняя часть рукавов. В прохладную погоду костюм дополнялся сшитой из малинового штофа душегреей с рукавами. Костюм построен на сочетании холодных цветов. Для него характерно богатство фактур и цвета фабричных тканей. Пластичность, сочетание цветов, фактур и декоративного решения создают образ праздничного костюма.
Сравнивая кацавейку заводского миньярского поселения с Нижегородским костюмом, мы сделали вывод, что им присущи одинаковые элементы: широкая верхняя часть рукава и плотно прилегающая к руке манжета по низу. На нижегородской рубахи имеется воротник и подклад из коленкора серого цвета, что присуще нашей кацавейке. Так же на изделиях использовались ткани разных фактур, для декоративного решения.
Вывод: Мы можем предположить, что к концу 19 века в миньярском поселении закрепился комплект юбки с кофтой. Элементы кофты были взяты из нижегородского костюма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, традиционный костюм миньярского поселения конца 19-начала 20 веков представляет собой результат развития народной одежды в течение целого ряда столетий. Он содержит в себе много традиционного, связанного с истоками историй разных народов, постепенно заселявших эту территорию.
Коренного населения в Миньяре не было. Для работы на металлургическом заводе были привезены со всей России крестьяне на Урал, культура которых оказала влияние на обычаи, традиции, традиционную одежду. Со временем культуры разных народов перемешались, многие традиции стали общими, многие просто затерялись. Поэтому в Миньяре есть лишь традиционный народный костюм, характерный для горнозаводской зоны.
В будние дни рабочие люди не чем не выделялись из деревенской среды, тем более что на Урале крестьяне раньше чем в других районах России стали перенимать городские наряды. В то же время традиционный костюм устойчиво держался в уральском, горнозаводском быту вплоть до начала 20 века. Можно предположить, что главную роль в сохранение традиционного костюма сыграло то, что одежда изготовлялась в домашних условиях. Для этого на Урале были все возможности: собственный участок земли, традиционное выращивание льна, доступ к машинному производству и к изготовлению. На протяжении 19 века и первой половины 20 века шла постепенная замена одних элементов костюма другими. В целом костюмный комплекс претерпел большие изменения, связанные с изменением быта и условий труда (работа на приисках, заводах). Коренная социальная перестройка общества, развитие экономики и культуры, оказали свое воздействие на костюм. Мы можем предположить, что к концу 19 века в миньярском поселении закрепился комплект юбки с кофтой. Элементы кофты по нашим предположениям были взяты из нижегородского костюма.
Достоверных сведений, кто носил эту вещь, откуда она была привезена, не сохранилось. Мы предполагаем, что кацавейка принадлежала женщине из зажиточной семьи в возрасте 30-40 лет. В конце 19- начале 20 веков было налажено производство смесовых тканей в промышленных масштабах, поэтому ткани были покупные, и изготавливать их в домашних условиях не было необходимости. Состоятельные женщины могли себе позволить пошив одежды заказывать портным.
БИБЛИОГРАФИЯ
Земля Уральская: Энциклопедия для детей. – Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во» 2004 – 127с., с ил.
География Челябинской обл.: Учеб. пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002 – 320 с., с ил.
ЭЛЕМЕНТ ЖЕНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА КОНЦА 19- НАЧАЛА 20 ВЕКОВ Г. МИНЬЯРА - КАЦАВЕЙКА
Шаньшурова А. А., 11 класс МОУ СОШ № 4г. Миньяр, Челябинская область
В последнее время по России резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С. О. Шмидт утверждает, что “ интерес к тому, что ближе всего, - основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого ”остального”, к развитию общих представлений о мире и обществе”.
Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.
На Урале, при заселении территорий, русский костюм изменялся под воздействием традиционной одежды местных жителей и соседних народов, а также под влиянием европейской моды. Говоря о национальных костюмах народов Южного Урала, следует подчеркнуть, что речь пойдет об одежде, распространенной на рубеже XIX-XX вв., образцы которой сохраняются ныне не только в музеях страны, но и в отдельных национальных селениях уральской зоны.
Уральский костюм горнозаводской зоны 19-начала 20 веков следует рассматривать как традиционный. Объектом изучения и исследования является костюм миньярской женщины 30-40 лет, жившей в конце 19-начале 20 века.
Цель: изучить элемент традиционного костюма Миньярского горнозаводского поселения – кацавейка
Задачи:
Методы работы:
- анализ научной литературы
- работа с первоисточником в архиве
- анализ собранных сведений
- экспедиционный (фотофиксация)
Изучением костюмов Южного Урала занимались такие ученые как Лазарев, Мукомолов, писатель-Бажов. Но нигде нет описания традиционного женского костюма г. Миньяра. Поэтому эта работа очень актуальна и интересна. Она может быть использована работниками музея, на уроках технологии, при изготовлении одежды.
Население горнозаводской зоны было разнообразным. Движение русских людей на Урал носило стихийный характер: сюда шли на пушные промыслы, бежали от боярских немилостей, спасались от гонения церкви. Вторая волна миграции связана с реформами Петра Первого и развитием на Урале горнорудной и металлургической промышленности. Здесь проживали привезённые из центральных губерний крестьянские семьи, которые работали на железоделательных заводах. Это были крепостные крестьяне из Тульской, Калужской, Рязанской, Вятской, Московской, Пензенской и других губерний.
К концу 19в. на Урале были распространены два комплекта одежды: северорусский с сарафаном и комплект юбки с кофтой. Со временем культуры разных народов перемешались, многие традиции стали общими, многие просто затерялись. Поэтому в Миньяре есть лишь традиционный народный костюм, характерный для горнозаводской зоны.
В костюме четко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный и обрядовый, а в женском костюме еще и на одежду для девушек, замужних женщин и пожилых. Женская одежда была, в основном, самодельной и состояла из прямой домотканой юбки, длинной холщевой рубашки крестьянского типа и покупной кофты.
В будни рабочие люди не выделялись из деревенской среды, тем более что на Урале крестьяне раньше чем в других районах России стали перенимать городские наряды. В то же время традиционный костюм устойчиво держался в горнозаводском быту до начала 20 века. Можно предположить, что главную роль в сохранение традиционного костюма сыграло то, что одежда изготовлялась в домашних условиях. Для этого на Урале были все возможности: собственный участок земли, традиционное выращивание льна, доступ к машинному производству и к изготовлению.
Для исследования была взята из музея женская кофта конца 19 века. Местное название- кацавейка. Это кофта женщины 30-40 лет, которую она надевала по праздникам: на Рождество, на Пасху, на Масленицу и др.
Достоверных сведений, кто носил эту вещь, откуда она была привезена, не сохранилось. Мы предполагаем, что кацавейка принадлежала женщине из зажиточной семьи. Так как в конце 19- начале 20 веков было налажено производство смесовых тканей в промышленных масштабах, ткани были покупные, и изготавливать ткани в домашних условиях не было необходимости. Состоятельные женщины могли себе позволить заказывать портным пошив одежды. Сравнивая кацавейку заводского миньярского поселения с Нижегородским костюмом, мы сделали вывод, что им присущи одинаковые элементы: широкая верхняя часть рукава и плотно прилегающая к руке манжета по низу. На нижегородской рубахи имеется воротник и подклад из коленкора серого цвета, что присуще нашей кацавейке. Так же на изделиях использовались ткани разных фактур, для декоративного решения.
Приложение №1
Кацавейка
Приложение №7
Подоплека (подклад)
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №8
Нижегородский костюм с сарафаном
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11
Приложение №12
Ель
Под парусами
Стеклянный Человечек
На горке
Колумбово яйцо