Целью данной работы была попытка выяснить значение вакцинации в борьбе с инфекционными болезнями. В ходе проведения работы было выяснено, что профилактическая прививка - одно из самых гуманных средств защиты населения на сегодняшний день против инфекционных заболеваний.
Вложение | Размер |
---|---|
vaktsinatsiya_protiv_infektsii.docx | 76.71 КБ |
prezentatsiya_vaktsinatsiya_protiv_infektsii.pptx | 597.68 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Ленинского района г. Саратова
410086, г. Саратов, ул.Стахановская, 8, тел./ факс: (845-2) 35-72-64
e-mail: 64school@mail.ru
Тема проекта:
«Вакцинация против инфекции»
Автор: Суздальцева Полина Сергеевна,
8 класс
Научный руководитель:
Бадретдинова Венера Абдуллаевна,
учитель химии и биологии.
2014-2015 учебный год
Содержание:
1.Введение. | 2 |
2. Основная часть Глава I. Инфекционные болезни | 3 |
Глава II. История вакцинопрофилактики | 3 |
Глава III. Вакцинация и иммунизация населения | 4 |
3.Заключение | 6 |
4.Интернет-ресурсы | 9 |
Если болезнь не захвачена в начале, то запоздалые средства бесполезны.
Овидий
Введение.
Актуальность темы.
Октябрь 2014 года. Геморрагическая лихорадка Эбола бушует в четырех западноафриканских странах: Гвинее, Либерии, Нигерии и Сьерра-Леоне. Впервые вспышка болезни, вызываемая вирусом Эбола, произошла в 1976 году в селении рядом с рекой Эбола, от которой болезнь и получила свое название. Несмотря на принимаемые меры со стороны правительств разных стран, ареал распространения лихорадки Эбола неумолимо продолжает расширяться, смертельный вирус уже проник в США и Европу [2].
Эбола – это один из самых ужасных вирусов, который за несколько дней превращает человека в кровавую массу. Вирус передаётся через бытовой контакт. Полагают, что естественными хозяевами вируса Эбола являются фруктовые летучие мыши. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эпидемия лихорадки Эбола унесла жизни уже более 3879 человек, и каждый день приносит новые случаи заболевания. Всё начинается как обычная простуда, потом ломит суставы, начинается рвота, диарея, по всему телу открываются раны – человек умирает [2].
Эбола – угроза человечеству! Возможно ли победить болезнь, если нет вакцины от вируса?
Целью данной работы является попытка выяснить значение вакцинации в борьбе с инфекционными болезнями.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Основная часть
Глава I. Инфекционные заболевания.
Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов [16]. Инфекционные болезни преследовали человека на протяжении всей его истории. Они являются одной из ведущих причин смертности на Земле. Известно множество примеров опустошительных последствий оспы, чумы, холеры, гриппа и других инфекций. Упадок античного мира связан не столько с войнами, сколько с чудовищными эпидемиями чумы, уничтожившими большую часть населения. В 1918-1920 годах пандемия гриппа («испанки») унесла жизни около 40 млн. человек, а число заболевших перевалило за 500 млн [1].
Поиски способов борьбы с инфекционными болезнями человечество вело с древних времён. С развитием знаний о причинах болезней, о роли бактерий и вирусов в развитии инфекционных заболеваний, зародилось учение о вакцинации. Сегодня вакцинация признана наиболее эффективным и экономически оправданным способом борьбы с инфекционными болезнями. Глава II. История вакцинопрофилактики
14 мая 1796 года произошло знаменательное событие для человечества: английский врач Эдвард Дженнер создал вакцину против оспы. Оспа – древняя и страшная болезнь, убивавшая людей миллионами. Болезнь протекала очень тяжело с высокой температурой и лихорадкой, гнойные пузырьки покрывали всё тело, треть заболевших умирала. Выжившие обычно оставались со шрамами на коже, многие слепли.
Работая сельским врачом, Дженнер обратил внимание на то, что доярки, переболевшие «коровьей оспой», не заражались натуральной оспой человека. Взяв это наблюдение за основу, Дженнер разработал способ вакцинации, который принёс спасение млн. людей от ранее непобедимой болезни.14 мая 1796 г. он взял гной из волдырей доярки, больной коровьей оспой, и ввёл его восьмилетнему мальчику и своему сыну. Через несколько дней мальчики были здоровы. Спустя полтора месяца Дженнер заразил их натуральной оспой. Дети не заболели. На памятнике, поставленном Дженнеру в итальянском городе Болонье, увековечен этот опыт: скульптор изобразил врача, наносящего царапину на руку ребёнка [1]
Дальнейшее развитие вакцинопрофилактики связано с именем французского учёного Луи Пастера. 6 июля 1885 г. он произвёл успешную вакцинацию против бешенства девятилетнему мальчику по просьбе его матери. Мальчик остался здоров. Бешенство – заболевание со 100% смертельным исходом, и единственным способом сохранить человеку жизнь со времён Пастера была и остаётся экстренная вакцинация [1]
Пастер первым доказал, что болезни, которые сегодня называют инфекционными, могут возникать только в результате проникновения в организм микробов из внешней среды. Благодаря его исследованиям были не только открыты возбудители инфекционных заболеваний, но и найдены способы борьбы с ними. Он высказал предположение, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут лёгкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет, у него выработается иммунитет и организм легко справится с возбудителями инфекции. Прививочный материал Пастер назвал вакциной (от лат. сл. «вакка» - корова) в знак уважения к трудам Эдварда Дженнера.
С именем Пастера связано появление многих вакцин. Им были разработаны и стали успешно применяться вакцины против сибирской язвы, куриной холеры, бешенства. Пастером создана мировая научная школа микробиологов, многие из его учеников впоследствии стали крупнейшими учёными. Им принадлежат 8 Нобелевских премий.
Второй страной, открывшей пастеровскую станцию, была Россия. Одесское общество микробиологов направило в Париж молодого врача Н.Ф. Гамалея для изучения опыта Пастера. 13 июня 1886 г. им сделаны в Одессе первые прививки двенадцати укушенным [1]
Глава III. Вакцинация и иммунизация населения.
На сегодняшний день медицинская наука уже смогла отправить на свалку истории некоторые свирепые заболевания, тем не менее, говорить о прекращении этой неравной борьбы ещё рано. Свидетельств тому за последние годы было немало, к примеру – лихорадка Эбола.
В борьбе за выживание, в качестве оружия против коварных микроорганизмов, на протяжении двух столетий человек применяет вакцины. Вакцинация и иммунизация – понятия, которые окончательно вошли в жизнь современного человека. По инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с 2005 г. ежегодно проводится Европейская неделя иммунизации населения, в которой принимает участие и Россия.
Иммунизация – это создание искусственного иммунитета. Иммунитет (от лат. immunitas – освобождение, избавление от чего-либо) – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Наиболее частым проявлением иммунитета является невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Иммунитет может быть естественным (врождённый или приобретённый в ходе болезни) и искусственным (после вакцинации или введения лечебной сыворотки). Иммунитет, который был выработан в организме в результате болезни или после вакцинации, называется активным [14]
Все профилактические прививки предполагают введение вакцины. Вакцина представляет собой ослабленных микробов или их яды. После вакцинации микробы вызывают инфекцию, протекающую очень легко. В результате воспаления происходит образование антител, способных уничтожать данный введённый микроб. На каждый микроб вырабатываются свои специфические антитела. Затем организм начинает выработку клеток памяти, которые будут циркулировать в крови некоторый промежуток времени, длительность которого зависит от типа инфекции. В итоге, при повторном попадании данного вида микроба в организм человека, клетки памяти сразу же его распознают и уничтожают, человек не заболевает. К сожалению, невозможно создать иммунитет против нескольких опасных инфекций одновременно, то есть при помощи одной вакцины. Поэтому, хотя список смертельно опасных для человека инфекций очень широк, прививки делаются только против ограниченного числа болезней, имеющих широкое распространение на данной конкретной территории [4]
Иногда человеку вводят готовые антитела (лечебную сыворотку), выработанные другим организмом. Такой иммунитет называют пассивным. Он действует недолго, так как введённые антитела быстро выводятся из организма. Лечебную сыворотку используют в тех случаях, когда на выработку активного иммунитета у организма нет времени, когда вирус уже проник в организм человека и может быстро наступить заболевание, порой смертельное (при покусах животными; при глубоких ранах, загрязнённых почвой).
3.Заключение.
Профилактическая прививка - одно из самых гуманных средств защиты населения на сегодняшний день против инфекционных заболеваний. Мы провели опрос среди учащихся школы об их отношении к вакцинации. Оказалось, не все дети получают прививки. Из 107 опрошенных учащихся школы 93 – привитые (86, 9%) и 14 учащихся (13.1%) – непривитые. Прививки не были сделаны 14 учащимся из-за отказа их родителей делать своим детям прививки:
- 7,1% по религиозным соображениям;
- 14,3% по медицинским показателям;
- 78,6% из-за боязни различных осложнений после прививки.
17 сентября 1998 года был принят Федеральный Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», дающий право родителям самим решать вопрос делать прививку ребёнку или нет.
Хорошо это или плохо остаться непривитым? Каких осложнений боятся родители?
Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории[9].
Прививка – это всегда вмешательство в иммунную систему человека. Часто после неё возникает побочный эффект в виде температуры, покраснения или припухлости места укола, недомогания и сыпь[10]. Эти реакции на прививку не являются осложнениями, поскольку длятся недолго и вскоре проходят. К осложнениям, согласно определению ВОЗ, относят стойкие и тяжёлые нарушения здоровья. Осложнения развиваются крайне редко (1 случай на 100 000 привитых).
Довольно часто случается так, что дети, заболев тем или иным заболеванием, против которого они не были привиты, переносят его не в лёгкой, а тяжёлой форме. В результате чего осложнение оставляет отпечаток на ребёнке на всю жизнь. Так, к примеру, скарлатина и паротит (свинка) могут вызвать глухоту. При кори вполне возможно развитие пневмонии. Поэтому, чтобы не подвергать ребёнка опасности, его нужно вакцинировать. Никто не гарантирует, что непривитый ребёнок не заразится оспой или дифтерией, которые могут стать для него смертельными [8]
Непривитый ребенок может привести к угрозе развития вспышки острых инфекционных заболеваний в детских учреждениях. Инфекция очень заразна, поэтому риск эпидемии колоссален. По статистике заболеваемость гриппом среди привитых детей – 1%, непривитых – 40% [10].
Сегодня из-за отсутствия спасительной вакцины против вируса Эболы в Африке скончались уже около 4000 человек [2].
В августе 2014 года Роспотребнадзор г. Саратова обнародовал данные об эпидемиологической ситуации в Саратовской области за 7 месяцев текущего года. В области наблюдается рост заболеваемости дизентерией, острыми вирусными гепатитами В и С, ВИЧ, скарлатиной, ветряной оспой, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС). Специалисты провели анализ каждого случая и пришли к выводу, что рост заболеваемости произошел за счет пропущенных прививок, которые полагается делать детям до 3-х лет. Они не были сделаны из-за необоснованных отказов родителей - без каких-либо медицинских показаний [15].
Выводы
Вакцинация – это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты людей против инфекционных болезней, известное современной медицине. Основным принципом вакцинации является то, что пациенту даётся ослабленный или убитый микроб для того, чтобы стимулировать продукцию антител для борьбы с возбудителем заболевания [6]. И когда микроб повторно попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудителя, не дав ему вызвать инфекционный процесс. После вакцинации человек может заболеть, однако болезнь будет протекать уже без серьёзных осложнений.
С одной стороны, многие инфекционные болезни остаются серьёзной причиной детской смертности и поэтому прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьёзных эпидемий инфекционных заболеваний. С другой стороны, нельзя подходить к людям с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален, а каждая вакцина имеет показания и противопоказания. Поэтому следует учитывать все особенности ребёнка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный момент, то необходимо отложить прививку, соблюдая принцип «Не навреди!» [9]
Вакцинация населения проводится в соответствии с Национальным календарём прививок, в котором установлены сроки и последовательность проведения прививок [12].
Обязательное условие вакцинации – человек должен быть здоров. Прививку нельзя делать в период обострения хронических заболеваний, при высокой температуре, кашле, насморке. Прививку нельзя делать людям, страдающим аллергией на яичный белок (на его основе делается вакцина), на медикаменты и продукты.
1. http://www.alegri.ru/zdorove/domashnii-doktor/privivki-istorija.html
2. https://www.медцентрнск.рф/price/cenlab/307-ebola
3. http://www.tiensmed.ru/news/privivprofilakt-e0z.html
4. http://www.tiensmed.ru/news/privivkids-o2z.html
6. http://www.iamok.ru/podm/profilak_med/immunitet/privivki_vakciny.html
7. http://antivakcina.org/vakcinaciya-nenauchnyj-i-beschelovechnyj-mirovoj-proekt/
8. http://www.tiensmed.ru/news/privivkiis1.html
9. http://www.tiensmed.ru/news/privivkids-k2z.html
10. http://sar-rodgor.ru/gazeta/91/health/1782/
12. http://www.dogovoram.net/neskolko-faktov-o-vakcinacii.php
14. http://www.wolfstylekennel.ru/library/miscellaneous/veterinary-science/
16.https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%E5%EA%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E5_%E7%E0%E1%EE%EB%E5%E2%E0%ED%E8%FF
Слайд 1
Вакцинация против инфекции. Автор : Суздальцева Полина, у чащаяся 8 класса МОУ «СОШ № 64» Ленинского района г. Саратова Научный руководитель: Бадретдинова Венера Абдуллаевна , учитель химии и биологииСлайд 2
Вакцинация против инфекции Октябрь 2014 года. Геморрагическая лихорадка Эбола бушует в четырех западноафриканских странах: Гвинее, Либерии, Нигерии и Сьерра-Леоне. Впервые вспышка болезни, вызываемая вирусом Эбола , произошла в 1976 году в селении рядом с рекой Эбола , от которой болезнь и получила свое название. Несмотря на принимаемые меры со стороны правительств разных стран, ареал распространения лихорадки Эбола неумолимо продолжает расширяться, смертельный вирус уже проник в США и Европу. Эбола – это один из самых ужасных вирусов, который за несколько дней превращает человека в кровавую массу. Вирус передаётся через бытовой контакт. Полагают, что естественными хозяевами вируса Эбола являются фруктовые летучие мыши. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эпидемия лихорадки Эбола унесла жизни уже более 3879 человек, и каждый день приносит новые случаи заболевания. Всё начинается как обычная простуда, потом ломит суставы, начинается рвота, диарея, по всему телу открываются раны – человек умирает. Эбола – угроза человечеству! Как бороться с ней?
Слайд 3
Вакцинация против инфекции Инфекционные болезни – одна из ведущих причин смертности на Земле. Поэтому поиски способов борьбы с инфекционными болезнями (от лат. Infectio - заражение ) человечество вело с древних времён, когда эпидемии чумы и холеры уносили миллионы жизней. С накоплением знаний о причинах различных болезней, о роли бактерий и вирусов в развитии инфекционных болезней, зародилось учение о вакцинации .
Слайд 4
Вакцинация против инфекции Целью данной работы является попытка выяснить значение вакцинации в борьбе с инфекционными болезнями.
Слайд 5
Вакцинация против инфекции Задачи: изучить историю вакцинации, используя необходимую информацию в печати и в электронных образовательных ресурсах; изучить что такое иммунитет, виды иммунитета и способы его выработки в организме человека; провести опрос среди учащихся школы об их отношении к вакцинации; изучить доводы «за» и «против» вакцинации. оформить проект; подготовить доклад о значении вакцинации в борьбе с инфекционными болезнями; выступить с докладом в сопровождении мультимедийной презентации перед обучающимися школы.
Слайд 6
Вакцинация против инфекции В 2016 году мир отметит 220-летие первой вакцинации, произведенной в 1796 году английским врачом Эдвардом Дженнером . Работая сельским врачом, Дженнер обратил внимание на то, что доярки, переболевшие «коровьей оспой», не заражались натуральной оспой человека. Взяв это наблюдение за основу, Дженнер разработал способ вакцинации, который принёс спасение млн. людей от ранее непобедимой болезни . 14 мая 1796 г. он взял гной из волдырей доярки, больной коровьей оспой, и ввёл его восьмилетнему мальчику и своему сыну. Спустя полтора месяца заразил их натуральной оспой. Дети не заболели. Этим историческим моментом датируется начало вакцинации — прививок с помощью вакцины. (1749—1823)
Слайд 7
Вакцинация против инфекции Дальнейшее развитие вакцинопрофилактики связано с именем французского ученого Луи Пастера. Он первым доказал, что болезни, которые теперь называют инфекционными, могут возникать только в результате проникновения в организм микробов из внешней среды. Он высказал предположение, что если заразить человека ослабленными микробами , которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет и организм легко справится с возбудителями. С именем Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например против бешенства, сибирской язвы и др. 1822 — 1895
Слайд 8
Вакцинация против инфекции В России вакцинация введена в 1801 году в царствовании императора Павла I . Учитывая социальную значимость борьбы с инфекционными болезнями, в РФ 17 сентября 1998 года принят Федеральный закон № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». По инициативе Всемирной организацией здравоохранения с 2005 г. ежегодно проводится Европейская неделя иммунизации населения, в которой принимает участие и Россия.
Слайд 9
Вакцинация против инфекции Иммунизация – это создание искусственного иммунитета . Иммунитет (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо ) – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Наиболее частым проявлением иммунитета является невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Иммунитет может быть естественным (врождённый или приобретённый в ходе болезни) и искусственным (после вакцинации или введения в организм лечебной сыворотки).
Слайд 10
Вакцинация против инфекции Врожденный иммунитет — это видовой признак, передающийся по наследству. Например, человек не болеет чумкой собак. Наша невосприимчивость к этой инфекции является естественной. Иммунитет, который был выработан в организме в результате болезни или после вакцинации, называется активным .
Слайд 11
Вакцинация против инфекции Все профилактические прививки предполагают введение вакцины. Вакцина представляет собой ослабленных микробов или их яды. После вакцинации микробы вызывают инфекцию, протекающую очень легко. В результате воспаления происходит образование антител , способных уничтожать данный введённый микроб. На каждый микроб вырабатываются свои специфические антитела. Затем организм начинает выработку клеток памяти , которые будут циркулировать в крови некоторый промежуток времени, длительность которого зависит от типа инфекции. В итоге, при повторном попадании данного вида микроба в организм человека, клетки памяти сразу же его распознают и уничтожают , человек не заболевает.
Слайд 12
Вакцинация против инфекции Иногда человеку вводят готовые антитела ( лечебную сыворотку ), выработанные другим организмом. Такой иммунитет называют пассивным . Он действует недолго, так как введённые антитела быстро выводятся из организма. Лечебную сыворотку используют в тех случаях, когда на выработку активного иммунитета у организма нет времени, когда вирус уже проник в организм человека и может быстро наступить заболевание (при покусах животными; при глубоких ранах, загрязнённых почвой).
Слайд 13
Вакцинация против инфекции Профилактическая прививка –одно из самых лучших средств защиты населения против инфекционных болезней. Мы провели опрос среди учащихся школы об их отношении к вакцинации. Оказалось, не все дети получают прививки. Из 107 опрошенных учащихся п рививки не были сделаны 14 учащимся из-за отказа их родителей делать своим детям прививки.
Слайд 14
Вакцинация против инфекции 17 сентября 1998 года был принят Федеральный Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» , дающий право родителям самим решать вопрос делать прививку ребёнку или нет. Хорошо это или плохо остаться непривитым ? Каких осложнений боятся родители?
Слайд 15
Вакцинация против инфекции Прививка – это всегда вмешательство в иммунную систему человека. Часто после неё возникает побочный эффект в виде температуры, покраснения или припухлости места укола, недомогания и сыпь. Эти реакции на прививку не являются осложнениями, поскольку длятся недолго и вскоре проходят. К осложнениям, согласно определению ВОЗ, относят стойкие и тяжёлые нарушения здоровья. Осложнения развиваются крайне редко (1 случай на 100 000 привитых).
Слайд 16
Вакцинация против инфекции Непривитый ребенок подвергается большей опасности инфекционного заболевания, чем привитый, вплоть до тяжелых осложнений и остаточных явлений. О сложнение может оставить отпечаток на ребёнке на всю жизнь. Так, к примеру, скарлатина и паротит (свинка) могут вызвать глухоту. При кори вполне возможно развитие пневмонии. Поэтому, чтобы не подвергать ребёнка опасности, его нужно вакцинировать. Никто не гарантирует, что непривитый ребёнок не заразится оспой или дифтерией, которые могут стать для него смертельными. Непривитый ребенок может привести к угрозе развития вспышки острых инфекционных заболеваний в детских учреждениях. Инфекция очень заразна, поэтому риск эпидемии колоссален . По статистике заболеваемость гриппом среди привитых детей – 1%, непривитых – 40%. Сегодня из-за отсутствия спасительной вакцины против вируса Эболы в Африке скончались уже около 4000 человек.
Слайд 17
Вакцинация против инфекции Помните! Быть здоровым – не только право, но и обязанность каждого человека. Ответственное отношение к своему здоровью зависит от нас самих. Будьте здоровы!
Слайд 18
Вакцинация против инфекции Интернет-ресурсы 1. http :// www.alegri.ru/zdorove/domashnii-doktor/privivki-istorija.html 2. https://www. медцентрнск.рф / price/ cenlab /307-ebola 3. http://www.tiensmed.ru/news/privivprofilakt-e0z.html 4. http :// www.tiensmed.ru/news/privivkids-o2z.html 5 . http ://www.iamok.ru/podm/profilak_med/immunitet/privivki_vakciny.html 6 . http ://antivakcina.org/vakcinaciya-nenauchnyj-i-beschelovechnyj-mirovoj-proekt/ 7 . http ://www.tiensmed.ru/news/privivkiis1.html 8 . http :// www.tiensmed.ru/news/privivkids-k2z.html 9 . http ://sar-rodgor.ru/gazeta/91/health/1782 / 10. http :// www.dogovoram.net/neskolko-faktov-o-vakcinacii.php 11. http ://www.wolfstylekennel.ru/library/miscellaneous/veterinary-science / 12. http :// www.vzsar.ru/news/2014/08/22/saratovcy-stali-chasche-bolet-gepatitami-sifilisom-vich-i-glps.html 13 . https ://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%E5%EA%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E5_% E7%E0%E1%EE%EB%E5%E2%E0%ED%E8%FF
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Ёжикина Радость
Лист Мёбиуса
Ворона