Болезни опорно-двигательного аппарата у детей – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети нашей школы (да и в других тоже) обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых портфелей.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_portfel_i_zdorove_uchenika.doc | 69 КБ |
МОУ Молоковская школа им. Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза Н. В. Огаркова.
Исследовательская проектная социальная работа
« Здоровье школьника и его школьный портфель»
(Правильная осанка – залог твоего здоровья)
Проект выполнила:
Егоренкова Анна –
Ученица 5 класса
Молоковской школы
имени Маршала Н.В. Огаркова
Руководитель:
Егоренков Александр Викторович –
учитель физической культуры
Молоковской школы
имени Маршала Н.В. Огаркова
п. Молоково, Тверская область.
2014 год
«Правильная осанка - залог твоего здоровья».
И.П. Павлов
Введение
Болезни опорно-двигательного аппарата у детей – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети нашей школы (да и в других тоже) обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых портфелей.
Цель исследования:
изучить влияние портфеля на осанку детей среднего школьного возраста; исследовать соответствие школьных портфелей учащихся 5 класса МОУ «Молоковская СОШ» санитарно-гигиеническим требованиям; изучить формы профилактики и лечения осанки.
Задачи исследования:
Проанализировать данные в медицинской литературе и Интернету по теме исследования.
Описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
Исследовать соответствие портфелей заявленным требованиям.
Разработать рекомендации для школьников по выбору портфелей.
Предложить свои способы решения проблемы.
Объекты исследования: человеческий организм, осанка, школьный портфель.
Субъект (предмет) исследования:
учащиеся 5 класса МОУ «Молоковская СОШ».
Гипотеза:
я предполагаю, что тяжелый неудобный портфель, даже если он дорогой и супер модный вредит здоровью – нарушает осанку школьника, но ее можно корректировать и исправлять, если целенаправленно выполнять комплексы упражнений, заниматься физкультурой и спортом, постоянно вести наблюдения и выбрать нужный для здоровья школьный портфель.
Методы и приемы исследования:
анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет и электронных ресурсов, эксперимент.
Что такое осанка?
Для того чтобы выяснить, что же такое осанка, я стала изучать различную литературу и сведения из Интернэта.
Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.
В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.
В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру.
Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя.
И сегодня, дома, в школе, на занятиях я слышу фразу: «Держи спину!».
Значение осанки в жизни человека
Пять раз в неделю около 300 учащихся поселка Молоково как и я - идут в школу и возвращаются из нее, перенося с грузом знаний тяжесть учебных пособий, тетрадей, дневников, пеналов, сменной обуви, спортивной одежды и еще много чего, что они сами себе положат, если родители не проконтролируют. Переносимые тяжести, безусловно, влияют на правильность формирования осанки. Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм. Я изучила, что процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20 -30». (На заметку взрослым)
Я убеждена: школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура (мнение учителей и родителей по данному вопросу совпадает), и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
История появления портфеля в школе
ПОРТФЕЛЬ
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные
Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками.
В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего тёмно-коричневый. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.
В странах Европы и Америки дети начальных классов так же ходят в школу с портфелями и ранцами.
В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.
Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника. (От удовольствия модной сумки через плечё – меня спасли рекомендации для школьников)
Санитарно-гигиенические требования к портфелю
Как правильно выбрать ранец? Ведь магазины предлагают так много разных вариантов. Выбрать хороший ранец – это важная задача для родителей и нас учеников. При покупке следует обратить внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. У ранца должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами. Материалы для ранца должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах.
Год от года школьные ранцы становятся все тяжелее и тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников превышает допустимые гигиенические нормы. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.
В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.
Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 5 класса
Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 7 человек.
Вот основные этапы моей работы:
1. Сначала я провела исследование в форме анкетирования, предложив ребятам ответить на вопросы анкеты. Проанализировав ответы на основные вопросы, я получила следующие результаты .
Какой у вас портфель (форма, страна производитель)?
Ранец – 3 человек; импортного производства – 4 человек;
сумка – 4 человека; российского производства – 3 человека.
Где вы покупали портфель?
Покупали в магазине – 5 человек;
покупали на рынке – 2 человека.
Кто выбирал для вас портфель?
Покупали с родителями – 3 человека; покупали сами – 1 человек;
покупала мама – 2 человека; подарили – 1 человек.
Занимаетесь ли вы спортом?
Ходят на физкультуру в школе – 7 человек;
делают зарядку – 5 человек.
Занимаются в секциях волейболом, боксом, настольным теннисом – 7 человек
Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи учителя, родители?
Контролируют осанку – 5 человек;
не контролируют осанку – 2 человека.
2. У медицинского работника нашей школы я узнала информацию о весе и состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
Оказалось, что из 7 человек нарушение осанки имеют 2 человека.
3. Далее я рассчитала правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записала. Я решила сравнить вес «правильного» ранца с его реальным весом.
4. Взвесила все ранцы без учебных принадлежностей. Я увидела, что у 6 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,7 кг. У 1 человека вес ранца превысил гигиеническую норму, весит 0,88 кг.
Я думаю, что ранцы-богатыри безразмерные могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
5. Проверила вес учебных принадлежностей, необходимых по программе, и сравнила их с гигиеническими нормами. Затем просчитала вес учебных принадлежностей в течение недели согласно расписанию. Согласно гигиеническим нормам вес каждого учебного издания для 5-6 класса должен быть не более 400 г. Но не все учебники соответствовали этим нормам. Нашлись и «нарушители» − учебники по математике, русскому языку, литературе, истории и иностранному языку. Самым тяжелым оказался учебник по математике – 458 г.
6. В течение пяти дней я наблюдала за изменением веса ранца (без сменной обуви и спортивной формы) в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами. Вес ранца со школьными принадлежностями для учащихся 5-6 класса не должен превышать 3 кг. Показатели моего наблюдения удивили. В результате наблюдений я обнаружила, что самым тяжёлым ранец бывает в понедельник – 2,885/2,731 кг. Самым лёгким ранец оказался в четверг – 2,191 кг. Самый тяжелый портфель в этот день весил 3,071 кг. Даже в этот день вес он не соответствовал гигиеническим нормам.
Заключение
Изучая историю портфеля, мнения и советы медицинских работников я узнала для себя много нового и интересного. Я узнала, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы я поняла, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для нашей спины. Надеюсь, что мои одноклассники, родители и учителя воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам и рекомендациям.
Детям школьного возраста нужно соблюдать ограничение в подъёме тяжестей. Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста. Мы каждый день носим в школу портфель, и иногда он бывает очень тяжёлым
Итак, чтобы не ухудшить здоровье, при использовании школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, материал и вместительность.
Рекомендации ученикам
Не носите в ранцах ничего лишнего.
Ежедневно проверяйте свой ранец и не забывайте вытащить из него ненужные школьные принадлежности.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный … Ранец
Рекомендации родителям
Просим Вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика 5 класса – 700г.
Покупайте ранцы, соответствующие гигиеническим требованиям.
Проверяйте содержимое портфелей ваших детей.
У Ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной «тяжеловесы».
Пожалуйста, позаботьтесь о Ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
По данным 2010 года ГосСанЭпидНадзора для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.
Вес школьного портфеля:
1-2 класс – 1,5 кг
3-4 класс – 2,5 кг
5-6 класс – 3 кг
7-8 класс – 3,5 кг
9-12 класс – до 4 кг
Во время данной исследовательской работы мною были сделаны следующие выводы:
.
Список используемой литературы
1.Васильева З.А. «Резервы здоровья» Санкт-Петербург, изд.»Медицина»
2. Вилков А.С. «Глазами ортопеда» газета «Здоровье» 2005г.
3. . Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). — М., 2012.
4. Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе: методические рекомендации / К.С. Фарино [и др.]. — Мн., 2003.
5. Касаткина «Педагогика здоровья» - М., 1999
6. Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника» М., 1986
Император Акбар и Бирбал
10 осенних мастер-классов для детей
Никто меня не любит
Повезло! Стихи о счастливой семье
Эта весёлая планета