Творческая работа студентки 1-го курса ГБОУ СПО «АМТ» КК Зленко С.И. представляет собой сочинение, в котором автор развивает положение из научного и общественно-политического наследия академика Д.С. Лихачева, сформулированное в цитате: «Россию нельзя оторвать от населяющих её народов, составляющих вместе с русскими её национальное тело. Россия по богатству своих культурных типов, по сложности вплетения в них различных черт, по энергии своих разных проявлений, наконец, по интенсивности своих отношений с другими национальностями – едва ли не единственная в своём роде страна». Работа посвящена размышлениям о национальном вопросе, взаимоотношениям наций, актуальным вопросам современной национальной политики. Особое место в ней отведено исследованию взаимоотношений между различными этно-национальными группами в Южном федеральном округе.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_likhachevu_2.doc | 185 КБ |
Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников
«Идеи Д.С.Лихачева и современность»
Конкурсное сочинение
«И ВСЕ-ТАКИ МЫ ЕДИНЫ!»
«Россию нельзя оторвать от населяющих её народов, составляющих вместе с русскими её национальное тело. Россия по богатству своих культурных типов, по сложности вплетения в них различных черт, по энергии своих разных проявлений, наконец, по интенсивности своих отношений с другими национальностями – едва ли не единственная в своём роде страна».
Д.С.Лихачев.
Автор:
Зленко Светлана Игоревна, студентка ФГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум», Краснодарский край, город Армавир
Педагог-наставник:
Колесникова Анна Николаевна, преподаватель гуманитарных и общественных дисциплин, ФГБОУ СПО «АМТ», высшая категория.
г. Армавир
2012
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………………с.3-5
(тестирование и его результаты)………………………...…….с.13-15
Заключение…………………………………………………………….с.15-16
Используемая литература………………………………………………..с.17
ВВЕДЕНИЕ
«Если я чем-то на тебя не похож, Антуан де Сент-Экзюпери |
К сожалению, проблема нетерпимости очень актуальна в наши дни — удивительно, что даже в ХХI веке, веке прогресса, многие не принимают в свой круг людей другого цвета кожи, национальности… Это несправедливо, жестоко, мерзко!
Недавно на уроке Обществознания нам рассказали притчу о том, что все народы неодинаковы, и не следует смеяться над другими – что нам кажется недостатком, другие народы могут воспринимать как достоинство.
Одно селение находилось в глубоком горном ущелье и его жители ничего не знали о своих соседях. Они употребляли очень вкусную воду из горной реки, но качество её оставляло желать лучшего. У каждого, кто пил её долгое время, на шее образовывался уродливый нарост, а головы поворачивались с огромным трудом. Все жители имели такой нарост.
Однажды сюда случайно забрёл человек из дальних мест. Его сразу же обступила толпа любопытных. Они с нескрываемым изумлением разглядывали странника и смеялись над его «тощей» шеей. Не стерпев, пришелец воскликнул: «Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите! Вам бы полечиться, да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!»
Ответ был таким: «Мы все в деревне похожи друг на друга как две капли воды, и так было испокон веков. Если ты такой ненормальный, то не следует обвинять в этом других!» [1]
Почему-то эта притча запомнилась мне и снова возникла как образ, когда я стала изучать творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Дмитрий Сергеевич Лихачев известен как российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. Родился 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1906 в Петербурге, в семье инженера. 1923 - окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. 1928 - окончил Ленинградский университет, защитив два диплома - по романо-германской и славяно-русской филологии. В 1928 - 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и сидел в Соловецком лагере.
Дмитрий Лихачев - автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
Работы Лихачева отличаются пристальным вниманием к эстетическому своеобразию культуры Древней Руси и в связи с этим к проблемам общей теории искусства, для них характерно комплексное изучение общественной идеологии, литературы, народной поэзии и изобразительного искусства.
Дмитрий Сергеевич впервые показал непреходящую художественную ценность русских летописей; подвергнув научному пересмотру историю киевского и новгородского летописания 11 — 12 веков, он вслед за языковедом Алексеем Александровичем Шахматовым отстаивал мысль о примате сознательных изменений текста летописцами над механическими. Обоснованию самостоятельного значения текстологии как науки посвящена книга Лихачева «Текстология» . Выступает также как популяризатор науки и публицист, борясь за охрану и изучение памятников старины. [11]
Дмитрий Сергеевич Лихачев, всю жизнь изучавший русский народ, изучал и культуры других народов. Он говорил о величии каждого народа по своему, но он не сравнивал нации друг с другом и не считал одну нацию выше других.
«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Казалось бы, самая простая истина» - говорил он. [12]
Он осуждал национализацию, называл ее «самым тяжелым из несчастий человеческого рода». И это несчастье и сейчас дышит и постепенно развивается.
Я задумалась: какие его мысли были бы созвучны этой старинной притче? И в скором времени они отыскались: «У всякого народа есть свои достоинства и свои недостатки. На свои надо обращать внимания больше, чем на чужие»; «Нелепо сравнивать культуры "по росту" - кто выше, а кто ниже». [13]
Как много эмоций, мыслей может зародиться в душе, если живешь в нашей России! Почему? Ответ до банальности прост: многонациональный состав и масса социальных проблем, которые порождают межнациональные противоречия, доходящие до уничтожения физического и насилия нравственного. Подтверждение тому межнациональные конфликты в постсоветском пространстве, появление скинхэдов, локальные бытовые конфликты с явными национальными отголосками.
Почему же люди, некогда живущие в мире, вдруг вспомнили о том, что они разные по внешнему виду, по традициям, по содержанию?! Почему вдруг одержимые этой идеей, они захотели воевать между собой? Почему появилась тяга к тому, чтобы хвалить не просто свою нацию, а своих националистов, утверждающих, что именно они принесут долгожданное освобождение от «гнета» тех, кто совсем недавно числился в друзьях?..
Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. Разобраться в них самой и попробовать понять, что же думают по этому поводу мои сверстники.
Итак, в самом начале своей работы я ставлю следующие задачи:
Нации и национальный вопрос.
Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.
Д.С.Лихачев. [5]
Россия – страна многонациональная. И, возможно, столько наций нет ни в одной другой стране. Русские, татары, армяне, черкесы – из всех называют «русскими людьми», гражданами Российской Федерации.
Что такое нация?
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира. Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, русская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, креолов и индейцев-америндов. [15]
Нация — феномен в первую очередь культурный, и только потом этнический и социальный.
Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.
В любой точке мира часто вспыхивают конфликты межнационального характера. Люди очень давно привыкли делить всех на белых, черных, желтых и красных. И представители каждой из этих рас уверены, что именно их раса – самая возвышенная и развитая. Так и представители различных наций кто-то открыто, а кто-то в тайне презирают друг друга. Это неправильно! Люди сами загоняют себя в определенные рамки, делая себя пленниками самих себя, притупляя свое сознание и притормаживая развитие. Надо смотреть на мир широко, нужно развиваться, а для этого нужно понимать не только себя, но и других людей и другие культуры. Представители различных национальностей часто цепляются за понятие культуры. Что такое культура?
Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
«Мы – люди разной культуры» - говорят они.
Разумеется, у каждого народа свои обычаи, у каждого народа свои ценности, свои понятия, своя культура. Но ведь можно относиться терпимее к другим культурам. Есть такая плохая человеческая черта, как предвзятое мнение.
«Так как у них другая культура, то мы никогда не сможем друг друга понять».
Таким образом, думая так, человек и не пытается понять другого человека. Тогда как можно говорить о единстве? Как можно говорить о мире?
Межкультурные конфликты становятся причиной войн. На Ближнем
Востоке много лет длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Часто возникают национальные конфликты в других
странах Азии и Африки.
Не обходит эта проблема и Россию. Напряжённость в межнациональных отношениях– причина разобщенности общества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа.
Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость. («Россия служит гигантским мостом между народами разных национальностей. Мостом прежде всего культурным», Дмитрий Лихачев [16]).
Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое –
плохо». Люди, придерживающиеся такой позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и осквернять историю другого народа. Поневоле вспомнишь слова Дмитрия Сергеевича: «Национализм самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов». [17]
В историческом прошлом у разных народов были прекрасные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в нашей истории и темные страницы, которые нельзя скрывать.
Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.
Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение
национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть традиция гостеприимства, традиция помощи другим
народам. Так, после землетрясения в 1988г. в Армении народы России и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу. Люди сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.
Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они ошиблись. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.
В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.
И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что
оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.
Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.
Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять. От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.
Однако в конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых районах страны
произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде. И что же происходит сейчас? Сейчас каждая нация старается как можно сильнее отгородиться от других, стать как можно обособленнее. Но как можно отделяться если мы – единая страна, у нас общая Родина, общие цели и общие пути. Мы живем в одних городах, постепенно разрушая то, что было заложено, своими чаще необоснованными конфликтами.
Всемирная сеть: «Будет ли Россия примером национальной терпимости?». Размышление пользователя
Сейчас проблема толерантности в нашей стране очень актуальна. Данная тема активно обсуждается на различных ресурсах Интернета. Пролистывая множество различных дискуссий и обсуждений пользователей на различных Интернет-сайтах, я услышала множество различных мнений, как и похожих, так и абсолютно противоположных друг другу. «Сколько людей – столько и мнений» - я соглашусь с этим. Кто-то говорит, что толерантность подавляет русскую культуры, навязывая русским людям принципы равенства и культуры других народов. Другие говорят, что толерантность не позволяет распасться нашему многонациональному государству. «Россия – только для русских» - кричат третьи.
Но почему люди других национальностей, по их мнению, не имеют права на свои обычаи, на свои традиции и культуру? Если они не имеют этого права, тогда почему оно должно быть именно у нас? Мир огромен, и стран в нем очень много. И поэтому из-за таких, зачастую бессмысленных претензий разражаются межнациональные скандалы и даже войны. За что же мы проливаем кровь? За то, что кожа у нас другого цвета? В таком случае, человек не имеет право называться самым разумным существом на Земле: он не проявляет человечности.
Я посмотрела программу «Будет ли Россия примером национальной терпимости?» и выслушала много людей с их множеством собственных независимых мнений. В основном там спорили две стороны: выступающие за единство наций и говорящие о любви только к своей нации и культуре. Так же обсуждались и отсутствие специальных органов, занимающихся национальными вопросами, которые, по моему мнению, нужна такой большой и разнообразной по национальному составу стране как Россия. В общем, мне программа показалась убедительной, но точный ответ на главный вопрос так и не был дан. Каждый должен сам выбрать для себя свой путь и свою точку зрения. Что нужно делать, чтобы решить проблему толерантности? Я согласна с мнением, прозвучавшим в данной программе: нужно в первую очередь уважать друг друга, культурные особенности разных народов, просвещать детей, не настраивая их против остального мира, частью которого они, безусловно, являются. Также я согласна и с тем, что народ должен иметь свое мнение, и никто не может действовать по приказу, каждому человеку нужно время, чтобы обдумать свое решение и иметь точку зрения касательно него. Ведь если спросить людей на улице, почему они не терпят людей другой этнической группы, большинство из них ответит «да просто так», не объяснив своего ответа. Люди давно забыли, что значит единство, ведь как бы то ни было, мы одно целое, которое просто не может раскалываться на осколки.
Мой многонациональный город.
«Вообще: как важно вернуться к „структуре небольшого“. Из-за увлечения „самыми большими“, „самыми мощными“, „самыми производительными“ и т.д. — мы стали крайне неповоротливы.
Между тем малые города, малые селения, малые театры, небольшие образовательные учреждения города легче откликаются на все новые веяния жизни, гораздо охотнее перестраиваются, менее консервативны, не грозят людям грандиозными катастрофами и во всех смыслах легче „подстраиваются“ к человеку и к его потребностям».
Д.С. Лихачев [9]
Юг России не менее многонационален, чем ее европейская часть и та же Москва, куда стремится большинство людей.
Город Армавир (Краснодарский край) находящийся на пересечении реки Урупа и Кубани, является ярким тому примером.
Немного из истории города:
История Армавира началась в конце XVIII века, в период русско-турецкой войны и присоединения Кавказа к России. Тогда граница нашего государства проходила по реке Кубань: вдоль нее строились укрепления, создавались военные поселения. Летом 1778 года на высоком правом берегу Кубани побывал с ротой мушкетёров Нижегородского пехотного полка А.В. Суворов. Место ему понравилось, и он приказал построить боевой редут Всесвятский. Позднее здесь возникла крепость Прочный Окоп, рядом с ней - солдатский городок Фортштадт.
В 1839 году на правый берег Кубани пришли черкесогаи - черкесские, или горские, армяне. Они назвали свой аул Армавиром в память о столице древнеармянского царства. Развалины этого древнего города сохранились до наших дней в Октемберянском районе Армении. Развитие России не обошло и село Армавир, через него прошла железная дорога, оно стало центром торговли зерном, скотом и другой сельскохозяйственной продукцией. Открылись небольшие заводы, мастерские. По тем временам Армавир был крупным населённым пунктом. [19]
Армавир развивался и по мере его развития, развивалась культура и быт его жителей. Со временем национальный состав Армавира становился все разнообразнее. Стоит только взглянуть на карту – и уже можно сделать предположение о национальном составе этого города. Республика Адыгея, северная Осетия, Карачаево-Черкесская Республика, недалеко и Абхазия, Грузия. Но все же подавляющее население Армавира – это русские (86,8 %) и армяне (7,8 %).
Кто мы?
Кавказ — многолюдный и пестрый в этническом отношении район нашей страны. Средневековые восточные авторы, побывавшие здесь, называли его и «Горой народов», и «Горой языков».
В далекую эпоху бронзового века (1—3 тысячелетия до нашей эры) тут соседствовали и смешивались племена собственно кавказские и степные, относившиеся к индоевропейскому языковому миру. Да еще через Большой Кавказ проникали выходцы из Закавказья и Средней Азии.
В античный период (VII век до нашей эры — III век нашей эры) прямые потомки старинных обитателей кубанских берегов жили рядом, сливались с ираноязычными кочевниками — киммерийцами, скифами, сарматами, аланами; с эллинами (греками) и римлянами, поселившимися на берегу Понта Эвксинского (Черного моря); с пришельцами из других областей Кавказа.
Ужасом готского и гуннского нашествий открылась эра «Великого переселения народов», и ее волны вынесли на берега Кубани и влили в местную этническую среду тюркоязычных булгар, загадочных до сего дня хазар, могущественных владельцев южнорусских степей половцев-кипчаков и многих других. С Х века нашли здесь прочно свое место и восточные славянорусы.
А следом — нашествие монголо-татар, владычество Золотой Орды, расцвет генуэзских колоний в крымских и черноморских портах, где многоязыко смешались европейцы, азиаты, выходцы из Северной Африки и разных уголков самого Кавказа.
165 лет назад под защитой пушек крепости Прочный Окоп возникает небольшой аул черкесогаев (черкесских горских армян) — будущий Армавир.
Предки горских армян переселились в Черкесию из Крыма в XV—XVII веках. Прожив в горах несколько веков, армяне утратили свой национальный облик, переняв у адыгов их язык, нравы и особенности быта, сохранив, однако, свое этническое самосознание и христианскую веру. Таким образом, возникает своеобразная этническая группа черкесогаев, основными занятиями которой были меновая торговля и ремесло.
В начале XIX века, после принятия адыгами ислама, черкесогаи начинают переселяться к границам России, стремясь сохранить национальную самобытность и религию, а также желая установить более прочные торговые связи с империей. Со своей стороны Россия также была заинтересована в выходе черкесогаев на берега и равнины Кубани. При посредничестве предприимчивых горских армян военные власти рассчитывали привлечь население Закубанья к мирной торговле и промыслам.
Днем рождения города является 21 апреля (3 мая по новому стилю) 1839 года, когда на левый берег Кубани против крепости Прочный Окоп, по приказанию генерала Г.Х. Засса, майор Венеровский под прикрытием солдат Тенгинского пехотного полка привел горских армян, ставших первопоселенцами нового, пока еще безымянного аула.
Первоначально селение черкесо-гаев называли Ермэлыхьэбл, что в переводе с адыгского значит «Армянское селение». Также именовали будущий Армавир и окрестные горцы, однако многие из них называли аул селением гяуров (неверных, христиан), что по-черкесски звучит как Джаурхьэбл. В документах русской военной администрации аул черкесо-гаев именовался Армянским селением.
В 1848 г. по инициативе ставропольского армянского священника Петроса Патканяна аул получил название в честь первой столицы древнего Армянского царства.
С конца 70-х годов XIX века село становится крупнейшим на Северном Кавказе центром мануфактурной торговли.
Современники-экономисты считали, что Армавир по масштабам своих торговых оборотов — это «Москва для Северного Кавказа», а местные жители сразу окрестили его «Маленькой Москвой».
Хотя большинство жителей в селе составляли русские, в Армавире было много национальных общин. Еще в 1889 г. журналист ставропольской газеты «Северный Кавказ» отмечал: «Чтобы понять, кто населяет Армавир, необходимо представить себе население города Одессы. И Армавир, подобно Одессе, разумеется в миниатюре, населяют все народы земного шара. Вы удивитесь и не поверите, но это истина, здесь каждый народ имеет свою физиономию, влияющую на общий ход жизни. Никто здесь не обезличен, каждый имеет свой национальный кружок. Здесь есть французы, немцы, масса поляков, евреев и греков, есть персы, австрийцы, грузины, туркмены, татары, горцы, итальянцы, армяне, русские и даже один «гордый янки». В начале ХХ века селение порой называли «новым Вавилоном». Армянская, немецкая и ассирийская общины Армавира были крупнейшими на Северном Кавказе.
По итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. в этническом составе государства насчитывалось 196 народов, в Кубанской области — 39; в Армавире же по данным Всероссийской переписи 2002 г. — 86 народов.
Одна из особенностей формирования национального состава жителей города Армавира состоит в том, что темпы роста численности неславянских народов высокие, и удельный вес русского, украинского и белорусского населения постепенно снижается.
На территории Краснодарского края уже обозначились районы преимущественного расселения отдельных этнических групп, хотя ни в одном из них такая группа (кроме русских) не составляет абсолютного большинства жителей. В ряде городов и сельских районов края армяне стали второй после русских этнической группой. Лидирует здесь Армавир, в котором сегодня проживает 11% всех армян — жителей Краснодарского края.
Представители разных народов имели в Армавире свои храмы и кладбища. К 1917 году в городе находились русские православные Николаевская, Троицкая и Успенская церкви, мужской православный Миссионерский монастырь с храмом Александра Невского и Малой Покровской церковью, четыре армяно-григорианских храма, римско-католический костел, немецкая лютеранская церковь, татарская мечеть, синагога и несколько православных часовен. В советское время большинство храмов было разрушено. Ныне, помимо действующей русской Троицкой и армянской Успенской церквей, в сильно перестроенном и искаженном виде сохранились здания русского монастырского храма святого Александра Невского, старой армянской Георгиевской церкви, татарской мечети и синагоги.
Каждый этнос, любая этническая группа, всякая семья независимо от своих национальных, территориальных и языковых корней, проживая в нашем городе некий срок, позволяющий внести активный вклад в его обустройство, вправе считать Армавир своей малой родиной. [20]
«ПРОЯВИМ АКТИВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ!»
Настало время проверить, а как же к вопросу национальной терпимости относятся мои товарищи. Я решила исследовать этот вопрос с помощью анкетирования. Опрос проводился среди студентов первого курса Армавирского машиностроительного техникума. В нем участвовало 98 человек.
Ниже приводятся результаты анкетирования, которые довольно интересны, а некоторые даже неожиданны.
Удивительное дело! Некоторые ребята из смешанных семей определяют свою национальную принадлежность не по отцу, а по матери и идентифицируют себя с преобладающей нацией – русскими. Одна девушка их украинской семьи даже обиделась: «Да, мама и папа украинцы, но мы всегда жили здесь в России, значит, я – русская!»
Т.о., можно сделать вывод: несмотря на пестрый национальный состав, преобладающим населением всё-таки являются русские (как и по официальной статистике); на втором месте армяне – потомки основателей нашего города.
Люди разных народов, населяющих наш регион и наш город, их культуры, их стремления и идеи уже давно настолько переплелись, что мы не отделяем друг друга по национальному признаку. Мы просто дружим и не задумываемся о том, кто какого цвета кожи, глаз, у кого какая вера или язык. Мы довольно мирные: уважаем права и веру друг друга и главное все являемся гражданами России. И это вполне естественно для современных культурных людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни одно общество не является и не может быть однородным, так как каждое общество состоит из людей, разных не только с точки зрения их этнического происхождения, вероисповедания, политических взглядов, но и с точки зрения возраста, пола, интересов, воспитания, материального положения и т.п.
Качество любого общества зависит от способности людей сосуществовать друг с другом, от того, или воспринимают они один другого, или уважают и поддерживают, или учатся один у другого, или объединяют свои усилия во имя общего дела, для постоянного улучшения своей материальной и духовной жизни. В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, который невозможен без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.
Как термин слово «толерантность» появилось в нашем крае не так давно. Но этого нельзя сказать о его содержании. В словарном запасе наших дедов и прадедов значились слова «терпимость» и «миролюбивость» (которые выражали способность не проявлять отрицательных реакций), обусловленные историческими реалиями.
На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодействий они позаимствовали одни у других отдельные элементы, которые стали в такой способ общими для большинства этнических групп. Вместе с тем они, в основном, сохранили свою идентичность. В результате этих взаимоотношений зародились извечные социальные представления о людях в зависимости от этнических, конфессиональных, мировоззренческих и других отличий, которые неизбежно привели к появлению стереотипов. Известно, что стереотипы бывают как положительными, основанными на уважении, признании и подтверждении чужих ценностей, так и отрицательными, основанными на отталкивании, презрении или даже ненависти. Преодоление стереотипа — сложный и продолжительный процесс. И я считаю, что пора делать первые шаги к сближению. Не по одиночке, а все вместе мы сможем преодолеть его и, наконец, заживем в мире, как и должны были жить всегда.
Очень приятно в этом плане знать, что у нас в крае проблема взаимоотношений между народами остается одной из самых важных. Губернатор краснодарского края Александр Ткачев считает, что конфликтов на межнациональной почве вполне можно избежать, если расширить информационную базу о культурах разных народов, населяющих наш регион. Вот его слова: «Я часто езжу по краю, захожу в центры возрождения традиций, культуры, и вижу насколько это востребовано. Сегодня перед нами стоят общие задачи – сохранить стабильность и добрососедские отношения на родной земле. В этом – залог будущего, процветания экономики. Думать о том, кто раньше на эту землю пришел – путь в никуда». Ткачев уверен, что именно отсутствие информации о традициях народов, проживающих на территории нашей страны, приводит к межнациональным распрям. Именно поэтому толерантность и обучение культуре других народов, по мнению губернатора, должны прививаться человеку с раннего детства [21].
Итак, после проделанной работы, увлекательной и интересной для меня, являющейся ребенком из многонациональной семьи, я поняла, что нам ко многому нужно стремиться, все еще впереди. Но для благой цели нельзя жалеть сил – оно того стоит, я считаю. Так сделаем же это вместе! Создадим лучший мир! И тогда, возможно, человеческая гуманность, о которой пишут в учебниках, подтвердит свое значение. А для того, чтобы изменить что-то в этом мире, нужно начать с самих себя, посмотреть вглубь себя. Что вы видите там? Люди сами должны захотеть перемен, тогда все получится. Но если же нет, то как же человек может убедить другого в этом? Никак. В этом вся проблема. У каждого свои мысли, свои чувства мечты. И мы не вправе вмешиваться в чужую жизнь, как и в свою никого не пускаем. Осознание действительности и наших общих проблем – вот главная задача. И каждый должен выполнить ее самостоятельно. Каждый человек, живущий в нашем мире, порой жестоком и мрачном, должен сам понять, что перемены необходимы всем, независимо от возраста и национальности. И только тогда, когда каждый осознает это, мы сдвинемся с мертвой точки ненависти друг к другу.
Используемая литература
Интернет-ресурсы
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Несчастный Андрей
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Рисуют дети водопад
По морям вокруг Земли