Данная работа о творчестве поэтов-декабристов в Забайкалье была представлена на районные Декабристские чтения, где заняла второе место.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа о творчестве декабристов | 39.43 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ундино-Посельская средняя общеобразовательная школа
с. Ундино-Поселья Балейского района Забайкальского края
Декабристские чтения.
Тема : «Творчество поэтов – декабристов в Забайкалье»
Выполнила :
Чупрова Яна Игоревна
10 класс, с. Матусово,
ул. Краснопартизанская, 2
паспорт 7612 651865
выдан 21.11.2012 ТП УФМС России
по Забайкальскому краю в Балейском р.
Руководитель:
Титова Нина Васильевна,
учитель истории МБОУ
Ундино-Посельской СОШ
2013 г.
Содержание.
2.1. Прибытие в Читу. Стр 4-5
2.2. Творчество А.И.Одоевского Стр 5-9
2.3. Творчество Ф.Вадковского и В.Кюхельбекера. Стр 9-12
1. Введение.
14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку. Их было сто двадцать человек. И все они были очень молоды. «Мы не чувствовали ни холода, ни тряски ужасной повозки, – писал позже А.М. Муравьев. – Я был молод, счастлив разделить участь моего брата. Что-то поэтическое было в моем положении. Я смог это понять…». Среди декабристов было несколько замечательных поэтов, которые и в тяжелых условиях заключения продолжали писать, не отступая от традиций декабристского поэтического движения. Тема моего исследования - «Творчество поэтов – декабристов в Забайкалье».
Актуальность данной проблемы определяется её региональным фактором, необходимостью восстановления, сохранения и приумножения историко-культурных традиций Забайкалья, сформировавшихся в условиях большого исторического периода. Культурная жизнь Забайкалья в первой половине XIX века является наиболее интересным и цельным историко-культурным феноменом, в котором значительное место занимали сосланные сюда декабристы.
Научность работы состоит в изучении и обобщении имеющегося материала в целостную работу.
Практическое значение данной работы в том, что она может использоваться на уроках по краеведению, занятиях краеведческого кружка, уроках истории, литературы.
Цель работы: исследование поэтического творчества поэтов-декабристов, сбор и обобщение имеющихся материалов.
Задачи:
Изучая данную тему, я выяснила, что на поэзию декабристов имеются различные точки зрения. Так, например, доктор филологических наук Ложкова Татьяна Анатольевна рассматривает творчество поэтов- декабристов с точки зрения «поэтического смысла литературной деятельности декабристов, осмысления художественной специфики их творческой позиции».[1] А. В. Архипова рассматривает творчество интересующих нас поэтов как особую, художественную форму романтического мироощущения, сыгравшую решающую роль в формировании гражданского течения в русском романтизме.[2] Мне же хотелось понять чувства этих интересных самоотверженных людей, которые они передали нам в своих стихах.
Я люблю свой край – Забайкалье и мне очень интересна его история. Творчество поэтов-декабристов – это одна из самых замечательных страниц истории Забайкалья. Кроме того, я очень люблю лирику и поэтому мне было интересно изучить данную тему.
Основная часть.
2.1. Прибытие в Читу.
В октябре 1826 года первую группу декабристов из восьми человек отправили в Нерчинские рудники. Вскоре на рудник Благодатский приехали жены декабристов – Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская. «Прибытие этих двух женщин, русских по сердцу, высоких по характеру, благодетельно подействовало на нас всех; с их прибытием у нас составилась семья», – писал декабрист Е.П. Оболенский.[3]
Сначала декабристов хотели разбросать по всей Сибири. Но местное начальство было обеспокоено тем, что расселенные по каторжным заводам «государственные преступники» окажут на рабочих этих заводов, революционное влияние. Тогда решили объединить декабристов в Чите. Через год перевели туда и Нерчинских узников.
В Чите жили жены восьми декабристов: Волконская, Трубецкая, Муравьева, Нарышкина, Ентальцева, Фонвизина, Давыдова, Анненкова. Жены декабристов стали главным связующим звеном со всем миром. Число декабристов, находившихся в Читинском остроге, составляло 82 человека. Быт узников Читы постепенно приобретал некоторую стабильность: декабристы, люди образованные и незаурядные, стали делиться знаниями, занялись изучением языков, создавались группы музыкантов и свой маленький инструментальный ансамбль, кое-кто занялся огородничеством, что весьма разнообразило скудный стол.
Среди декабристов было несколько замечательных поэтов, которые и в тяжелых условиях заключения продолжали писать, не отступая от традиций декабристского поэтического движения.
2.2. Творчество А.И.Одоевского.
Первым поэтом «каторжной академии», возникшей в условиях забайкальской ссылки, был Александр Иванович Одоевский. Поэзия Одоевского отличается эмоциональностью и живописностью, а также верой в человека, патриотизмом. Именно он, одаренный и мужественный, написал от лица всех забайкальских узников Читинского острога знаменитый «Наш ответ» на послание А. Пушкина «В Сибирь»:
«Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли…
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь спокоен, бард, цепями,
Своей судьбой гордимся мы…»
Талант Александра Одоевского созрел в забайкальской ссылке. Главный смысл своего поэтического дела он видел в том, чтобы поддерживать мужество своих товарищей. Декабрист Лорер называл его «главным поэтом» узников.[4] Стихи поэта-декабриста воодушевляли его друзей. Его песни декабристами-музыкантами перелагались на музыку и хором распевались во время работы и прогулок. Неслучайно поэтому стихи Одоевского рождались как импровизация, которую он читал, но не записывал (тексты поэзии Одоевского сохранились благодаря записям его друзей). Так, стихотворение «Славянские девы» вскоре стало песней, музыку к которой сочинил Ф. Вадковский в 1835 году. Вскоре песня стала гимном забайкальских узников. В ней автор призывал все славянские народы к братскому содружеству. В описании «старшей» девы – России – безграничная любовь к родине и гордость за нее, но вместе с тем в песне мы слышим и боль, и тревогу, и обиду за поруганную, униженную, живущую в неволе русскую деву:
Старшая дева в семействе Славяна
Всех превзошла величием стана, –
Славой гремит, но грустно живет;..[5]
В 1830 году, совершая многодневный переход из Читинского острога в Петровский Завод, А. Одоевский написал стихотворение («Стихи на переход наш из Читы в Петровский завод», 1830):
За Святую Русь – неволя и казни –
Радость и слава.
Весело ляжем живые
За Святую Русь.
В Петровском Заводе в 1831 году А. Одоевский пишет «Колыбельную», посвящая ее сыну А. Розена, названному в честь Рылеева Кондратием. Она стала образцом казематной бытовой лирики. Друзьями-соузниками она воспринималась как гимн памяти декабриста.
Когда же ты, младенец, возъюнеешь,
Окрепнешь телом и душой,
И вступишь в мир и мыслию созреешь,
Блеснешь взмужавшей красотой, –
Тогда к тебе сойдет другой хранитель,
Твой соименный в небесах. [6]
В 1829 году в Читинском остроге А. Одоевским было создано одно из самых проникновенных стихотворений – «М.Н. Волконской». Стихотворение написано в жанре послания и посвящено жене С. Волконского Марии Волконской. Стихотворение основано на реальных событиях и рассказывает о том, как приходили жены к ограде тюрьмы-острога, чтобы увидеться со своими мужьями и передать им письма и известия с воли.
Был край, слезам и скорби посвященный,
Восточный край, где розовых зарей
Луч радостный, на небе том рожденный,
Не услаждал страдальческих очей…
Вдруг ангелы с лазури низлетели
С отрадою к страдальцам той страны…
И узникам с улыбкой утешенья,
Любовь и мир душевный принесли.
И каждый день садились у ограды…[7]
А. Одоевский воспевает гражданский подвиг жен декабристов, называя их «ангелами» и выражая тем самым восхищение их поступку. Были среди них две француженки – Полина Гебль и Камилла Ле-Дантю, которой А. Одоевский посвятил стихотворение «Далекий путь» («По дороге столбовой»). Написано оно в духе народной песни – том жанре, который, как и послание, был популярен в декабристской поэзии.
Стихи А. Одоевского стали известными читателю благодаря друзьям – узникам, особенно А. Розену. Считая их несовершенными, скромный поэт никогда не записывал сочиненного в тетрадь, но это делали те, кто со вниманием слушал его, чувствуя и понимая развивающийся на их глазах истинный талант. При жизни поэта было напечатано всего 11 стихотворений анонимно, а полное собрание его трудов, собранных бароном А. Розеном, осуществилось в Петербурге в 1883 году в известной типографии Краевского.
А. Одоевский оставил небольшое (до нас дошло около 60 произведений), но очень ценное литературное наследие, которое заняло достойное место в антологии русской поэзии XIX века.
2.3. Творчество Ф.Вадковского и В. Кюхельбекера.
Ф. Вадковский был талантливым композитором, написавшим не одну мелодию на слова своих друзей-соузников.
Был он также поэтом, создавшим несколько замечательных стихотворений. Одно из них – «Желание» – представляло собой изложенную в доступной форме программу декабристов: «1. Уничтожение самовластия. 2. Освобождение крестьян. 3. Преобразования в войске. 4. Равенство перед законом. 5. Уничтожение телесных наказаний. 6. Гласность судопроизводства. 7. Свобода книгопечатания. 8. Признание народной власти. 9. Палата представителей. 10. Общественная рать или стража. 11. Первоначальное обучение. 12. Уничтожение сословий».[8]
Помнишь ли ты нас, Русь святая, наша мать,
Иль тебе, родимая, не велят и вспоминать?
Русский бог тебе добрых деток было дал,
А твой бестия царь их в Сибирь всех разослал!
<Вот за что хотели мы нашу кровь пролить>
Чтобы кровию той волюшку тебе купить,
Чтобы на Руси цепь народа разорвать,
Чтоб солдатушкам в службе век не вековать;
Чтоб везде и всем одинаковый был суд
И чтобы никто больше не слыхал про кнут,
Чтоб судили вслух, а не тайно, не тишком
И чтоб каждому воздавалось поделом;
Чтобы всякий мог смело мыслить и писать,
Правду-матушку на весь мир провозглашать;
Чтобы твой народ сам собою управлял,
Чтобы чрез избранных он законы поставлял,
Чтобы всяк берег те законы пуще глаз,
Помня про себя: глас народа — божий глас!
Чтобы на Руси всюду школы основать,
С тем чтобы мужичков не могли бы надувать;
Чтобы не было ни вельможей, ни дворян,
Дармоедов тех, что живут на счет крестьян.
Вот чего тебе мы хотели добывать;
Вот за что твой царь нас велел заковать!
Вспомни же ты нас: деток ты не забывай...
Хоть за их любовь иногда их вспоминай!
Исполнялось стихотворение «на голос» народной лирической песни, и в тексте ее были аналогии с народным текстом.
В 1936 году последним из декабристов в забайкальскую ссылку прибыл лицейский друг А.С. Пушкина В. Кюхельбекер (10 (21) июня 1797, Санкт-Петербург – 11 (23) августа 1846, Тобольск). Он был блестяще образованным молодым человеком своего времени: поэт-романтик и публицист, историк и переводчик. Тема, которая проходит через все творчество В.К. Кюхельбекера, – любовь к отчизне. Его лирика полна чувства пламенной любви к родине. Кюхельбекер имел право сказать о себе, что он
…пламенел
К отчизне чистою любовью.
Кюхельбекер с полным правом вложил в уста казненного поэта-декабриста («Тень Рылеева») такие слова:
Блажен и славен мой удел:
Свободу русскому народу
Могучим гласом я воспел,
Воспел и умер за свободу!
В одном из первых произведений периода каторги и ссылки поэт говорит о той относительной свободе, которую обрел на просторах Забайкалья:
Я, наконец, перешагнул Урал,
Перелетел твой лед, Байкал священный,
И вот свою суровую судьбу
Я внес в его смиренную избу.
Пытаясь обрести покой, В. Кюхельбекер пристально всматривается в природу края, вызывающую у него прилив новых творческих сил, занимается краеведением. Его поэзия той поры исполнена гуманизма, веры в высшие законы бытия. Совершив путешествие по Забайкалью, он написал книгу «Жители Забайкалья и Закаменья» и ряд стихотворений, среди которых «Аргунь» 1842 года:
Еще одну к тем рекам я причислил,
Которых берег я, скиталец, посетил, –
И там с утратою своих сердечных сил
Терзался и молчал, но чувствовал, но мыслил.
Разлуку вечную предвидел – но любил…
Прими же, о Аргунь, мое благословенье!
Ты лучше для меня, чем пасмурный Онон:
И там мне было разлученье.
Встречи и общение с интересными людьми края вдохновляли В. Кюхельбекера на создание художественных произведений. Один из таких людей – Александр Иванович Орлов, врач из Верхнеудинска (Улан-Удэ), заезжавший в Акшу по делам. Ему поэт посвятил эти строки:
Простился с Селенгою,
Я сказал: «Прости, Уда!»
Но душа летит туда,
Где я сблизился с тобою;
Где, философ и поэт,
Ты забыл коварный свет.
22 июня 1840 года, откликаясь на встречу с Дохтуровым Михаилом Афанасьевичем – врачом из Нерчинского завода, В. Кюхельбекер писал:
Пусть об руку с надеждой и верой,
Как просвет среди мглы, взволнованной и серой,
Тебе предстанет образ мой.
В 1841 году судьба подарила еще одну встречу с интересным человеком – краеведом и учителем А.А. Мордвиновым. Короткая встреча двух близких по духу людей запечатлена в следующих строках дружеского послания В. Кюхельбекера:
Прощай, приятель! Не забудь
Отшельника. – В его больную грудь
Живой беседою ты пролил утешенье…
Да спутствуют тебе три девы, дщери Бога,
Надежда, вера и любовь,
Приют им в сердце приготовь,
И не приметишь ты, трудна ль твоя дорога.[9]
Лирика этого периода отличается особой теплотой, она обращена к людям, к которым поэт испытывал особенные чувства.
В своем исследовании я постаралась осветить творчество самых известных поэтов декабристов. Однако, по свидетельству Михаила Бестужева пребывание в Чите было «самой цветущей эпохой стихотворений, повестей, рассказов и мемуаров». Из поэтов-декабристов в числе заключенных были П. С. Бобрищев-Пушкин, писавший басни нравоучительного и гражданского содержания, В. Л. Давыдов, автор шутливых стихов и эпиграмм, А. П. Барятинский и др. Изучение творчества этих декабристов – дальнейшая перспектива работы над этой темой.
Исследуя тему творчества поэтов – декабристов в Забайкалье я существенно пополнила свой багаж знаний об этих выдающихся личностях, о русской литературе и об истории Забайкалья. Этим объясняется её большая личная значимость для меня.
По результатам моего исследования можно сделать вывод о том, что твердая убежденность декабристов в возможности и необходимости быть максимально полезными людям проявилась и в их поэтическом творчестве, силами которого они старались показать идеалы человека, его цели, его внутренние переживания и нравственные качества. Несомненно творчество поэтов-декабристов оказало большое влияние на развитие русской литературы и стало весомым вкладом в культурное наследие нашего края.
4. Список используемых материалов.
1.Архипова, А. В. Литературное дело декабристов. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1987.
2. Королева, Н. В. В. К. Кюхельбекер. Избранные произведения: В 2 т. - М. ; Л. : Сов. писатель, 1967.
3. Лорер Н.И. Записки декабриста. Восточно-сибирское книжное издательство, 1984
4. Ложкова Т.А. Система жанров в лирике декабристов. Екатеринбург, 2006 г
5. Одоевский А. И. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание Л., "Советский писатель", 1958
6. Ольга Соловьева Рахманова. Поэты – декабристы в Забайкалье. 2013 http://www.proza.ru/
7. Розен А.Е. Записки декабриста. Восточно-сибирское книжное издательство, 1982
[1] Ложкова Т.А. Система жанров в лирике декабристов. Екатеринбург, 2006 г. стр.9.
[3] Розен А.Е. Записки декабриста. Восточно-сибирское книжное издательство, 1982, стр.134
[4] Лорер Н.И. Записки декабриста. Восточно-сибирское книжное издательство, 1984, стр.105
[5] А. И. Одоевский. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание Л., "Советский писатель", 1958, стр. 15
[6] А. И. Одоевский. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание Л., "Советский писатель", 1958, стр. 45
[7] А. И. Одоевский. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание Л., "Советский писатель", 1958, стр. 30
[8] Ольга Соловьева Рахманова. Поэты – декабристы в Забайкалье. 2013 http://www.proza.ru/
[9] Королева, Н. В. В. К. Кюхельбекер. Избранные произведения: В 2 т. - М. ; Л. : Сов. писатель, 1967.-Т. 1. С. 36
Соленая снежинка
Снежная книга
Рождественские подарки от Метелицы
Глупый мальчишка
Просто так